Справочник Совет педиатра
Главная » Быстрая помощь

Игры для детей с сдвг на развитие внимания



Игры для детей с сдвг на развитие внимания

Игры для детей с СДВГ

Каждое занятие, начиная с первого, строится, учитывая основные направления работы с гиперактивными детьми:

  • во-первых, развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль)
  • во-вторых, отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками
  • в-третьих, работа по коррекции агрессивного поведения, способы управления гневом.
  • Плюс релаксационные упражнения, направленные на снятие эмоционального и мышечного напряжения.

    1. «Игра в рисунки»

    Детский психолог, рисуя, рассказывает историю, ребенок выступает соавтором.

    Данное задание помогает снизить уровень тревожности, вовлекает в безопасное и интересное занятие. Позволяет психологу и ребенку познакомиться, дает первый опыт взаимодействия.

    2. «Что нового?»

    Развитие умения концентрировать внимание на деталях.

    Второе задание вытекает из первого. Психолог рисует мелом на доске любую фигуру и предлагает ребенку по очереди пририсовывать какие-либо детали, создавая картинку. При этом важно, что когда один рисует, то другой закрывает глаза, а затем пытается найти, что же изменилось. Чем дольше выполняется игра, тем сложнее искать новые детали. Можно отметить хорошее развитие кратковременного, направленного внимания.

    3. «Кукольный театр»

    Данный метод похож по своей концепции на метод психодрамы, он позволяет спроектировать любую терапевтическую ситуацию, при этом у ребенка есть своеобразная защита – ширма, что позволяет добиться гораздо большего эффекта, проблемы облекаются в иносказательную, метафорическую форму. Ребенок сам выбирает героев для своей сказки. Смоделировав под руководством психолога проблемную ситуацию и найдя выход из нее, «пережив» эту ситуацию, ребенок приобретает опыт, который может быть использован в реальной жизни.

    4. «Давай поругаемся!»

    Игра направлена на снятие психоэмоционального напряжения. Помогает трансформировать негативные эмоции в конструктивное взаимодействие. Также способствует развитию творческого мышления и расширению словаря ребенка.

    Психолог предлагает ребенку «поругаться», при этом обзывать друг друга можно только овощами и фруктами.

    Потом психолог предлагает «хвалить» друг друга, называя разными цветами.

    5. «Настольная игра»

    Задание, направленное на развитие памяти, произвольного внимания, а также на развитие творческого мышления и воображения.

    В задании предлагается придумать историю с выбранными героями. Сложность заключалась в том, что необходимо придумать имена для каждого персонажа (а персонажей около 15!) и используя их в игре называть только по имени. Данное задание позволяет работать над увеличением объема произвольного внимания. Как только становится заметным утомление ребенка, задание необходимо заканчивать.

    6. «Мороженое»

    Цель . расслабляющий аутотренинг.

    Психолог рассказывает историю про Снежную королеву, которая превратила в мороженое деток. Затем мороженое тает… Обучение приему – напряжение по контрасту с расслаблением.

    Игры для детей с СДВГ

    ​В статье дано несколько вариантов игр, разработанных психологами специально для детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Они подходят и для занятий дома, и для занятий в детском саду. Помните только, что такой малыш чувствует себя менее защищенным, чем обычный, и нуждается в специальном игровом пространстве. Оно, во-первых, должно быть максимально безопасным (исключить острые углы, неустойчивые предметы, закрыть электрические розетки и т. д.), во-вторых, вызывать ощущение комфорта, в-третьих, иметь специальный «уголок уединения». Мы уже говорили, что гиперактивный ребенок, хоть и производит впечатление вечного двигателя, на самом деле очень устает. И излишнее эмоциональное напряжение у него может вызвать еще больший всплеск перевозбуждения. Поэтому когда видите, что ребенок устал, обязательно - в «уголок уединения». Посидите вдвоем, погладьте его, поговорите негромко. Кроме того, для игр необходим специальный набор мебели и игрушек, например, шкафы с открытыми и закрытыми полками, наборы кукольной мебели и посуды, контейнер с песком, емкость с водой и др.

    Гиперактивным детям чрезвычайно полезна работа с песком, крупой, водой, глиной, рисование с помощью пальцев. Все это помогает снять напряжение. А вообще, как считают психологи, работа здесь должна строиться по нескольким направлениям: снять напряжение и излишнюю двигательную активность, тренировать внимание и следовать за интересами ребенка, то есть пытаться проникнуть в его мир и вместе его анализировать. Например, если ребенок рассматривает что-то на улице, взрослому обязательно надо проследить за взглядом и найти этот предмет, затем постараться удержать внимание малыша на нем, расспросить, что заинтересовало, и попросить подробно описать детали предмета, вместе как-то их прокомментировать. Как писал В. Оклендер: «Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».

    Игры

    «Найди отличие»

    Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

    Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

    Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

    «Ласковые лапки»

    Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

    Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке - отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

    Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

    «Броуновское движение»

    Цель: развить умение распределять внимание.

    Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры - установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

    «Передай мяч»

    Цель: снять излишнюю двигательную активность.

    Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

    «Запрещенное движение»

    Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

    Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

    Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

    «Коршун»

    Цель: развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.

    Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети - «цыплята» - живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: «Коршун» (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в «курятник». После этого воспитатель выбирает другую «курочку» из числа играющих детей. Игра повторяется.

    В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать «цыпленка», который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку - пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

    С целью развития двигательных навыков можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 сантиметров.

    Нейропсихологические упражнения для детей с СДВГ

    Эти упражнения направлены на развитие у детей возможностей произвольно (целенаправленно) планировать, регулировать и контролировать свои действия. Также они позволяют улучшить концентрацию и распределение внимания. См. →

    Коррекционные игры для гиперактивных детей

    Чтобы помощь гиперактивным детям была эффективной, лучше браться за нее «всем миром». Это значит, что каждый специалист, работающий с ребенком, может внести свой вклад. Так, невропатолог назначит медикаментозную поддержку, воспитатели и учителя могут позаботиться о том, чтобы адаптировать предъявляемые требования под возможности ребенка, применять правильные методы в поощрении и пресечении каких-то поведенческих проявлений. Но помимо вышеперечисленного у ребенка необходимо тренировать навыки управления своим вниманием и поведением. Именно в этом лучше всего может помочь игра! См. →

    игры для детей с сдвг на развитие внимания

    Синдром гиперактивности. Коррекционные игры для детей с СДВГ

    Что же такое гиперактивность? Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. При этом уровень интеллектуального развития может превышать среднюю возрастную норму.

    Синонимы гиперактивности - СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, гиперкенетический синдром, СГНВ (синдром гиперактивности с недостатком внимания).

    Как правило, в основе заболевания лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД, поражение лобных долей головного мозга, отвечающих за планомерность действий и за самоконтроль поведения. Наличие заболевания может определить врач невропатолог после проведения специальной диагностики. Он же и назначает медикиментозное лечение при наличии к нему показаний.

    На данный момент врачи выделяют 3 группы причин возникновения гиперактивности:

    1. наследственная предрасположенность

    2. органические поражения головного мозга в ходе: перинатального, пренатального развития, перенесённых черепно-мозговых травм, нейроинфекций (менингит, энцифалит) .

    3. социально-психологическая травма, обусловленная неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.

    КАК ЖЕ ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЁНКА?

    Чтобы выявить такого ребёнка в группе детского сада, необходимо длительное наблюдение, беседы с родителями, другими педагогами.

    Признаки гиперактивности (по П. Бейкер и М. Алворд) можно условно разделить на 3 группы: Дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, имульсивность.

    1 группа ДЕФИЦИТ АКТИВНОГО ВНИМАНИЯ.

    -непоследователен, ему трудно удерживать внимание.

    -не слушает, когда к нему обращаются.

    -с большим интересом берётся за дело, но до конца его не доводит.

    -испытывает трудности в организации.

    -часто теряет вещи.

    -не любит выполнять задания умственного характера, требующих усидчивости.

    игры для детей с сдвг на развитие внимания

    2 группа ДВИГАТЕЛЬНАЯ РАСТОРМОЖЕННОСТЬ.

    -постоянно ёрзает.

    -проявляет признаки беспокойства.

    -спит немного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве, сон беспокойный.

    -очень говорлив.

    3 группа ИМПУЛЬСИВНОСТЬ.

    -отвечает не дослушав вопроса.

    -плохо сосредотачивает внимание.

    -не может контролировать и регулировать свои действия.

    -при выполнении заданий ведёт себя по разному и показывает разные результаты.

    игры для детей с сдвг на развитие внимания

    Очень часто педагоги задают такой вопрос:" Что же делать, если обнаружен такой ребёнок, а диагноз в медицинской карте не выставлен? "

    В этом случае в тактичной форме воспитатель может рекомендовать родителям обратиться к специалисту: психологу, невропатологу.

    ПОМОЩЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЁНКУ.

    Гиперактивный ребёнок физически не может длительное время внимательно слушать восптателя, спокойно сидеть и сдерживать свои импульсы. Для начала необходимо обеспечить тренировку одной функции.

    Каждый воспитатель обязан помнить, такому ребёнку легче работать в начале дня, а также в начале занятия. Работая один на один со взрослым, ребёнок почти не проявляет признаков гиперактивности, по этому с ним эффективнее проводить работу в индивидуальной форме, так он успешнее справляется с заданиями. Нагрузка должна соответствовать его возможностям, гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь первые 10 минут и не надо заставлять его работать дольше, это не имеет смысла и к тому же вызовет негативное отношение к познавательной деятельности. Разумнее будет переключить его внимание на другой вид деятельности.

    ПРВИЛА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

    -работать с ребёнком в начале дня.

    -уменьшить рабочую нагрузку.

    -делить работу на более короткие, но частые периоды.

    -быть драмматичным, экспрессивным педагогом.

    -посадить ребёнк во время занятий ближе к педагогу.

    -использовать тактильный контакт.

    -договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

    -давать короткие, чёткие, конкретные инструкции.

    -поощрять ребёнка сразу за проявленные достижения, спокойное поведение.

    -оставаться спокойным.

    ВО ЧТО ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

    Для воспитателей могу рекомендавать следующие коррекционные игры, снижающие подвижность, вырабатывающие самоконтроль, произвольность поведения, повышающие активное внимание.

    1. "НАЙДИ ОТЛИЧИЕ" (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина)

    ЦЕЛЬ: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

    Ход игры: ребёнок рисует любую несложную картинку и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось.

    2. "ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ" (И. В. Шевцова)

    ЦЕЛЬ: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

    ход игры: взрослый подбирает 5-7 мелких предметов различных фактур.

    Ребёнку предлагается оголить руку по локоть воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверёк" и касаться ласковыми лапками. Ребёнок с закрытыми глазами должен угадать какой предмет прикасался.

    3. "КРИЧАЛКИ-ШЕПТАЛКИ-МОЛЧАЛКИ" (И. В. Шевцова)

    Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.

    Ход игры: из разноцветного картона необходимо вырезать 3 ладошки: красного цвета, желтого, синего. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь - "кричалку", можно бегать, кричать, сильно шуметь жёлтая ладонь - "шепталка"- можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" - синяя ладонь - дети должны замереть на месте и не разговаривать, не шевелиться.

    4."ПЕРЕДАЙ МЯЧ" (Н. Л. Кряжева)

    Цель: снять излишнюю двигательную активность.

    Ход игры: стоя в кругу, играющие как можно быстрее стараются передать мяч, не уронив его, соседу, кто ошибся, выходит из игры.

    5."ЗЕВАКИ" (М. И. Чистякова)

    Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом.

    Ход игры: все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего, дети останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.

    Это лишь некоторые игры, вы можете подобрать и свои, главное, чтобы они были направлены на повышение самоконтроля, повышение внимание, снижение импульсивности, агрессии.

    Игры для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью .

    1. «Передай хорошее настроение» игра-разминка.

    Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

    2. «Считалочки-бормоталочки».

    Цель: развитие произвольности психических процессов, внимания.

    По просьбе педагога дети повторяют фра­зу: «Идет - бычок - качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во вто­рой раз вслух только «идет - бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок - качается» про себя, сопро­вождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим об­разом:

    1. Ехал - грека - через - реку.

    2. Ехал - грека - через - хлопок.

    3. Ехал - грека - хлопок - хлопок.

    4. Ехал - хлопок - хлопок - хлопок.

    1. Подарил - утенку - ежик - пару - ко­жаных - сапожек.

    2. Подарил - утенку - ежик - пару - ко­жаных - хлопок.

    3. Подарил - утенку - ежик - пару -хлопок - хлопок.

    4. Подарил - утенку - ежик - хлопок -хлопок - хлопок.

    5. Подарил - утенку - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.

    6. Подарил - хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.

    7. Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.

    3.« Будь внимательным».

    Цель: развитие внимания, памяти, формирование самоконтроля двигательной активности.

    Взрослый предлагает детям показать разные движения – упражнения.

    После показа упражнения дети все его повторяют, после показа второго упражнения, дети его запоминают и повторяют сначала первое, затем второе и т.д. до 8-10 движений. Затем взрослый предлагает вспомнить и показать в разброс 5, 8, 4.

    4.«Чужие колени или ладошки».

    Цель: развитие концентрации внимания, сосредоточенности, взаимоконтроля деятельности.

    Дети, сидя на стуль­ях, образуют тесный круг. Каждый участ­ник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу. Разобравшись с этим ус­ловием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям сосе­дей последовательно, не обгоняя друг дру­га. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих ко­ленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение тре­бует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, уча­стник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.

    5. «Встреча»

    Цель. Снять мышечное напряжение, развивать умение переключать внимание.

    Дети по сигналу ведущего начинают хао­тично передвигаться по комнате и здоро­ваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет по­здороваться именно с тем, кто обычно не об­ращает на него внимания). Здороваться на­до определенным образом: один хлопок -здороваемся за руку два - здороваемся пле­чами три хлопка - здороваемся спинами.

    Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возмож­ность почувствовать свое тело, снять мы­шечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения от­чужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

    6. «Запомни и повтори».

    Цель: развитие внимания, визуальной памяти.

    На полу в произвольном порядке разложены различные предметы. Взрослый на несколько минут раздаёт детям карточки с изображением двух-трех предметов ( кубик, мяч, кольцо), затем собирает их. Звучит сигнал: дети произвольно двигаются по комнате, затем, продолжая двигаться выполняют задания:

     собери предметы, которые ты видел на карточке.

     собери предметы в том порядке в котором они были изображены на карточке.

    7.«Развивающие кубики».

    Цель: развитие внимания, памяти, комбинаторные способности, логическое мышление, пространственное представление и воображение.

    Предлагается детям собрать из кубиков различные фигуры, постройки. Взрослый может использовать подсказку в виде крупной картинки, несли задание не трудное, то может показать только на своем примере.

    Это малоподвижные игры, направлены на развитие произвольности психических процессов. в тоже время в этих играх решается задача взаимоконтроля деятельности.

    8. «Кричалки - шепталки -молчалки» (И.В. Шевцова)

    Цель. Развивать наблюдательность, умение действовать по правилу, волевую регуляцию.

    Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, си­ний. Это сигналы. Когда взрослый подни­мает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь желтая ла­донь, «шепталка», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться синяя ладонь, «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. За­канчивать игру следует «молчалками».

    8. «Колпак мой треугольный»

    Цель. Научить концентрировать внима­ние, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движения­ми и контролировать свое поведение.

    Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треу­гольный, то это не мой колпак». После это­го фраза повторяется снова, но дети, кото­рым выпадет говорить слово «колпак», за­меняют его жестом (например, два легких хлопка ладошкой по своей голове). В следу­ющий раз уже заменяются два слова: «кол­пак» и «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие про­износят на одно слово меньше, а «показыва­ют» на одно больше. В завершающем повто­ре дети изображают жестами уже всю фразу.

    Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.

    9. «Ласковые лапки» (И.В. Шевцова)

    Цель. Снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, разви­вать чувственное восприятие, гармонизи­ровать отношения между ребенком и взрослым.

    Взрослый подбирает шесть-семь мел­ких предметов различной фактуры: кусо­чек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней бу­дет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами уга­дать, какой «зверек» прикасался к руке, -отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

    Варианты игры: «зверек» может прика­саться к щеке, колену, ладони можно по­меняться с ребенком местами.

    Источники:
    biofile.ru, www.psychologos.ru, www.maam.ru, www.doumarx.ru

    Следующие статьи:


    29 марта 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения