Справочник Совет педиатра
Главная » Детские болезни

Заикание у детей 3 лет занятия логопеда



Заикание у детей 3 лет

Однозначно заикание, развившееся у детей к трем годам и старше - это проблема, знакомая и затрагиваемая очень многих родителей. Да собственно и самим малышам, по мере их взросления, заикание начинает приносить огромное количество неприятных моментов. Как правило в таких случаях начинает страдать и учеба, и социализация ребенка, часто снижается детская самооценка, более того в особо тяжелых запущенных случаях вполне возможным становится развитие сильнейшего комплекса неполноценности, который к сожалению может оставаться с ребенком в течение всей взрослой жизни.

Правильный режим дня ребенка

Итак:

Конечно же, особенное внимание родителям следует уделить именно сну ребенка. Как правило, ребенок в возрастной категории до семи лет в период ночного времени должен спать никак не меньше чем одиннадцать часов. При этом и дневной сон такому ребенку жизненно необходим - причем в обед продолжительность сна малыша должна составлять никак не меньше двух часов. Следует понимать, что дневной сон ребенка максимально положительным образом может влиять на состояние всей нервной системы малыша.

Обращение к врачу – логопеду

Лечение заикания у малыша должно быть комплексным и назначать его может только врач-логопед. И чем раньше будет начато лечение, тем успешнее будет оно. Поэтому постарайтесь как можно раньше обратиться за помощью врача-логопеда. Любое промедление в данном случае будет играть против вашего ребенка.

Как правило, современные методики лечения в большинстве случаев позволяют избавить ребенка даже от сильного заикания. Однако успешный исход лечения во многом зависит от правильного поведения родителей. Они должны строго соблюдать целый ряд правил и рекомендаций врача-логопеда.

Кстати говоря, о логопеде. Для успешного лечения заикания детей родители должны будут очень длительное время тесно взаимодействовать с врачом-логопедом. Поэтому очень важно правильно подобрать специалиста. Ведь в том случае, если у вас не получится наладить контакт с логопедом и вы не сможете ему полностью доверять, вряд ли может идти речь об успешном лечении, каким бы высококлассным ни был врач.

Режим дня ребенка

Как правило, заикающийся ребенок крайне подвижен и легко возбудим. Поэтому родители должны строго организовать режим дня ребенка и следить за неукоснительным его соблюдением:

  • Сон ребенка
  • Особое внимание нужно уделить сну ребенка. Ребенок в возрасте до 7 лет в ночное время должен спать не меньше 11 часов. Дневной сон просто жизненно необходим – в обед ребенок продолжительность сна должна быть не меньше 2 часов. Дневной сон малыша положительным образом влияет на состояние нервной системы ребенка.

  • Игры малыша
  • Разумеется, мультики – самое популярное времяпровождение современных детей. Однако следите за тем, чтобы ребенок не проводил перед телевизором слишком много времени – это приводит к излишней нервной возбудимости. А значит, и заикание станет гораздо сильнее. Не забывайте о том, что существует очень много полезных развивающих игр.

    Ни в коем случае недопустимо игнорировать прогулки – для детского организма свежий воздух просто необходим. Гуляйте с ребенком не менее двух часов в сутки – разумеется, в том случае, если позволяют погодные условия.

    Контроль речи ребенка

    На логопедических занятиях контроль над речью ребенка осуществляет врач. Но врач не может круглосуточно находиться рядом с ребенком, поэтому все остальное время именно родители должны следить за речью ребенка. Вы заметили, что ребенок произнес слово или фразу, заикаясь? Не делайте ребенку замечаний и уж тем более не смейтесь над ним. Просто закончите слово вместо малыша, не акцентируя на этом внимание.

    В особо тяжелых случаях заикания детей очень часто логопеды рекомендуют так называемый режим молчания. Разговаривать ребенок может только на занятиях, под контролем логопеда. Все остальное время ребенок должен стараться сохранять молчание. Разговаривать ребенок может только в случае крайней необходимости и только шепотом.

    Подобное требование логопедов объясняется очень просто – при помощи заикания удается подавить у ребенка рефлекс на заикание. Во время логопедических занятий речь ребенка правильная и без запинок. Все остальное время ребенок будет молчать, а значит, на подсознательном уровне будет вырабатываться рефлекс, направленный на правильную речь. Как правило, подобное лечение длится от нескольких месяцев до года.

    Конечно же, малышу в 3 – 4 года очень сложно объяснить эту необходимость. Однако родителям придется проявить недюжинную фантазию, ведь от этого зависит успех лечения. Если вы просто запретите ребенку разговаривать, это может негативным образом сказаться на его психике. Поэтому превращайте молчание в увлекательную игру.

    Поведение родителей

    Как уже говорилось выше, для устранения заикания у ребенка родители должны соблюдать целый ряд очень важных правил:

  • Обсуждение проблемы при ребенке
  • Ни в коем случае не обсуждайте с кем бы то не было проблему при ребенке – с друзьями, родными. Не стоит думать, что ребенок 3-4 лет еще ничего не понимает – малыш слышит и понимает гораздо больше, чем мы, взрослые, привыкли думать. И очень болезненно воспринимает обсуждение своих недостатков.

  • Личный пример взрослых
  • Тщательно следите за своей речью в присутствии ребенка. Она должна быть спокойной, неторопливой, выразительной и правильной. Ваша правильная речь очень важна для развития речи ребенка.

  • Психологическая обстановка дома
  • Можно сколько угодно лечить заикание самыми современными методиками, но так и не вылечить его, если в семье ребенка будет окружать неблагоприятная атмосфера. Один год, два, три, пять лет – в любом возрасте ребенок должен жить в атмосфере согласия и любви. Постарайтесь свести к минимуму все возможные конфликты и разногласия. Либо, по крайней мере, не выясняйте отношения в присутствии ребенка. В противном случае заикание может начаться даже у здорового ранее ребенка.

  • Ограничение круга общения ребенка
  • Многие логопеды категорически не рекомендуют во время лечения заикания водить ребенка в гости либо же принимать гостей у себя. Во-первых, ребенок будет стесняться своего заикания, а во-вторых, для ребенка 3-5 лет приход гостей является серьезным стрессом, пусть даже и положительным. Поэтому совсем ни к чему подвергать нервную систему своего ребенка подобным нагрузкам.

    Да и прогулок на шумных детских площадках также следует избегать. Желательно, чтобы ребенок общался с одним – двумя спокойными детьми – ровесниками или более младшего возраста. Подобное общение пойдет ребенку только на пользу.

    Конечно же, заикание у малыша 3-5 лет – явление крайне неприятное. Однако родители не должны отчаиваться – вылечить заикание вполне возможно, при помощи логопеда. Хотя, конечно же, усилий родителям придется приложить немало. Да и терпение вам пригодится – подобное лечение занимает достаточно длительный период времени. Но в итоге у вас все обязательно получится!

    Лечение заикания у детей

    Специалисты речевого центра Арлилия готовы вылечить ребенка от заикания любой степени тяжести. У нас разработаны программы для работы с малышами 2-3 лет и детьми любого возраста - от дошкольного до подросткового. Коррекция речевого поведения выполняется по авторской методике Л.З.Арутюнян, адаптированной для детей логопедами центра А.Э.Ракитиной и Л.А.Белик.

    Мы рекомендуем родителям, которые заметили, что ребенок начал заикать ся, сразу записаться на консультацию к логопеду. На ранних стадиях заикание лечится значительно быстрее и легче, а речь детей, которые еще не осознали свой дефект, быстро приходит в норму. Впрочем, специалисты центра Арлилия успешно избавляют от заикания любой степени тяжести и при любом стаже заикания. Мы умеем находить подход к каждому ребенку и помогаем ему как можно скорее восстановить спокойную, ритмичную речь, без пауз и повторений. Вам нужно посещать с ребенком все занятия и выполнять наши рекомендации.

    Виды и причины возникновения

    Заикание - это нарушение речи, которое проявляется изменением ее ритма, темпа и плавности. Выделяют два вида:

  • неврозоподобное, которое является следствием органической патологии
  • невротическое заикание (логоневроз) .
  • Коррекция неврозоподобной формы возможна только после лечения органической патологии, которая привела к нарушениям речевой функции. С логоневозом справиться проще - совместная работа грамотного логопеда, родителей и ребенка всегда приводит к положительному результату.

    Возникновение логоневроза связывают с сильным нервным потрясением - испугом, стрессом или бурной радостью. Почему же после испуга один ребенок заикается, а у другого речь остается нормальной? Все дело в так называемых предрасполагающих факторах, которые являются фоном для развития заболевания. К ним относят:

  • особенности нервной системы - повышенная возбудимость, восприимчивость
  • генетическая предрасположенность
  • длительное пребывание в стрессовых условиях
  • ослабленный после продолжительных инфекционных заболеваний иммунитет
  • перегрузка нервной системы, необходимость соответствовать завышенным требованиям родителей и т.д.
  • В группе риска - дети 2-5 лет, особенно мальчики, у которых нарушения речи диагностируются чаще, чем у девочек.

    На первой стадии заболевания в речи ребенка появляются паузы и/или повторения звуков, слогов или слов. Если лечение не начато сразу, симптомы постепенно усиливаются, дети с заиканием начинают понимать, что говорят не так, как все. У них развиваются комплексы, желание скрыть свой дефект, а необходимость разговора приводит их в состояние сильной тревоги. Формируется так называемое УПС - устойчивое патологическое состояние, которое требует комплексного подхода к лечению.

    Лечение заикания в Речевом центре Арлилия

    В нашем Речевом центре тактика лечения детского заикания зависит от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Каждый из специалистов Арлилии работает над достижением главной цели - навсегда избавить детей от заикания и вернуть им нормальную жизнь, без тревоги и комплексов по поводу имеющегося дефекта речи. И результаты нашей работы очевидны: все маленькие пациенты, которые совместно с родителями выполняли задания логопедов, после окончания курса лечения говорят свободно, без пауз, запинок или повторений. Они спокойно отвечают у доски, выступают на публике и легко общаются даже в самых эмоционально значимых ситуациях.

    Достижение таких результатов становится возможным благодаря особенностям авторской методики Л.З.Арутюнян. Ее задача - не просто убрать речевые судороги и научить ребенка говорить плавно, но еще и сформировать взамен УПС новое устойчивое состояние, которое исключает вероятность повторения симптомов заикания. Занятия с детьми проводят квалифицированные логопеды, а при необходимости к процессу лечения подключаются неврологи, психологи, педиатры и другие специалисты.

    Для каждой из возрастных групп в центре разработана особая программа коррекции речевых нарушений. Мы знаем, как лечить заикание у детей и с радостью помогаем нашим пациентам как можно скорее вернуться к нормальной жизни.

    Курс для детей 2-5 лет

    Лечение заикания у детей от 2-3 и до 5 лет предполагает тесное взаимодействие с родителями. Для малышей, чьи родители вовремя заметили проявления болезни, в Арлилии есть специальная программа ускоренной коррекции речи - Скорая помощь . Начинается с подробной консультации, на которой необходимо присутствие всех взрослых членов семьи. На ней специалисты дают теоретическое обоснование методики, отвечают на вопросы о том, как вылечить заикание у ребенка и предоставляют практические навыки для домашних занятий. Выбор тактики дальнейших занятий и запись на них осуществляется после консультации.

    Курс для дошкольников и младших школьников

    Курс состоит из 3 этапов:

  • первичная консультация для родителей и других членов семьи
  • подготовительные занятия и основной курс
  • поддерживающие микрокурсы и дистанционная поддержка.
  • Дошкольники и младшие школьники занимаются с логопедом индивидуально или в мини-группах из 2-3 человек. Во время занятий основного курса они обучаются говорить плавно, медленно, сопровождая речь движениями пальцев ведущей руки. Дальнейшая работа направлена на то, чтобы закрепить навык, постепенно отказаться от поддерживающих движений и сделать речь интонационно окрашенной, свободной.

    заикание у детей 3 лет занятия логопеда

    Курс для подростков

    Несмотря на то, что в подростковом возрасте дети становятся вполне самостоятельными, при лечении заикания родители должны оказывать им всестороннюю поддержку. Присутствие всех взрослых членов семьи, которые постоянно общаются с подростком, необходимо уже на этапе консультации. В дальнейшем успех лечения зависит от того, насколько планомерно родители занимаются с подростком и выполняют все рекомендации специалистов. Подростки посещают занятия основного курса, получая навыки медленной, спокойной речи с поддерживающими движениями пальцев ведущей руки. После окончания им предлагаются обучающие микрокурсы, во время которых они учатся говорить в обычном темпе, без сопровождающих движений пальцами.

    Каждый ребенок, которого родители привели для лечения заикания в наш центр в Москве, сможет избавиться от заикания навсегда! Мы отлично знаем, как исправить недуг у ребенка и уже помогли многим маленьким пациентам восстановить речь, избавиться от чувства тревоги при разговоре и вернуться к нормальной жизни.

    Видео детей до и после лечения заикания

    Как начать лечить заикание у ребенка?

    Проблема уже возникла, но вы не знаете, как вылечить заикание у ребенка? Обращайтесь в речевой центр Арлилия, мы вам обязательно поможем. Чтобы записаться на прием, позвоните по телефонам +7 (926) 220-73-73 . +7 (495) 785-91-70 или посетите наш центр, который находится по адресу: г. Москва, ул. Грекова, д.11. Для записи на консультацию, заполните, пожалуйста, анкету. Контакты филиалов указаны в специальном разделе .

    Видео о проблеме детского заикания

    Июнь 2010 года. Арлилия в телепередаче Бэби Бум на телеканале Мать и дитя

    Семинар Современные подходы к коррекции заикания у детей

    7 апреля в ЦКЗ Арлилия, прошел очередной семинар: Современные подходы к коррекции заикания у детей. В семинаре приняли участие наши специалисты: Л.З. Арутюнян, А.Э. Ракитина, М.Б. Соколова, Е.Н. Сметанина, В.Д. Колодко.

    Заикание глазами ребенка

    Смирнова Л. Н. Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей

    ББК74.3

    Предисловие

    Смирнова Людмила Николаевна -

    учитель-логопед ДОУ№1237г. Москвы, автор статей «Логопедическая ритмика как терапия

    заикание у детей 3 лет занятия логопеда

    у детей с системными нарушениями речи»,

    «Коррекционно-развивающие игры», «Экспресс-метод при

    нарушении звукопроизношения», «Связь работы логопеда и

    воспитателя в детском саду».

    Смирнова Л. Н.

    Логопедия при заикании. Занятия с детьми 5-7 лет в детском саду. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. Мозаика-Синтез, 2006. - 64 с.

    Пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5-7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

    Представленная в пособии система специализированных оригинальных игр и рассказов окажет существенную помощь при восстановлении речи у заикающихся детей.

    Предлагаемый материал является результатом многолетнего творческого труда автора.

    ©Смирнова Л.Н. 2006 © «Мозаика-Синтез», 2006

    Заикание является распространенным речевым нарушением. Оно чаще всего возникает у детей в период наиболее активного формирования речи (в возрасте 3-5 лет).

    Заикание - это речевой дефект, при котором плавность речи нарушается судорогами мышц произносительного аппарата. Возникновение заикания связывают со слабостью нервной системы, обусловленной инфекционными заболеваниями, неблагоприятной беременностью и дефектами воспитания. Подобный дефект имеет стойкий характер и без врачебно-лого-педического вмешательства и родительской помощи, как правило, не проходит.

    Заикающиеся дети дошкольного возраста получают специализированную помощь в лечебно-профилактических, санаторно-курортных учреждениях, а также в логопедических группах детских садов. В настоящее время в этих учреждениях широкое распространение получил комплексный метод преодоления заикания, включающий два взаимосвязанных метода:

    лечебно-оздоровительный (медикаментозная терапия, физиотерапия, витаминотерапия, режим дня и питания)

    коррекционно-воспитательный (воздействие логопедов, воспитателей и родителей).

    Многие заикающиеся дети без запинок разговаривают с игрушками, книжками, животными и т. д. Этим необходимо воспользоваться и всеми средствами поддерживать спокойную речь ребенка, строя логопедическую работу не в форме занятий, а в форме интересной игры с опорой на картинки, игрушки, предметы, рифмовки, движения. В процессе игры у ребенка вырабатываются качества и навыки, необходимые для преодоления заикания. Игра, основанная на положительных эмоциях, помогает ребенку выработать алгоритм бессудорожной речи.

    Предлагаемый в пособии речевой материал тесно связан с какими-либо движениями: манипуляциями с картинками, мячом, карандашом, предметами, игрушками и т.д. Эти движения - своеобразные синхронизаторы речи, которые облегчают речевой процесс и обеспечивают благоприятную речевую динамику. В процессе многочисленных игровых упражнений ребенок перестает заикаться, у него вырабатывается рефлекс плавной речи. Он убеждается, что может говорить без заикания. У ребенка постепенно снижается фиксированность на акте речи, в головном мозге устанавливаются дополнительные связи и восстанавливается здоровая динамика речи.

    Представленная в пособии система игровых упражнений рассчитана на 30 недель (учебный год) и имеет многофункциональный характер:

    обеспечивает коррекцию речи и личности

    развивает чувство темпа и ритма

    активизирует внимание и память

    растормаживает мышечный тонус

    развивает речедвигательную координацию

    развивает мелкую моторику

    формирует навык грамотной связной речи.

    Мы рекомендуем заниматься с детьми ежедневно в утреннее время в течение 15-30 минут (можно заниматься два раза в день). Занятия должны проходить в спокойной доброжелательной обстановке.

    На первых занятиях желательно использовать облегченные формы речи: сопряженную (взрослый проговаривает фразы вместе с ребенком) и отраженную (ребенок повторяет текст вслед за взрослым). Затем по мере улучшения речевого акта детей логопед вводит вопросно-ответную форму речи. Во втором полугодии дошкольники уже самостоятельно пересказывают услышанное, описывают увиденное или картинку, беседуют со взрослыми и другими детьми.

    Коррекционный материал предполагает большое количество картинок, которые логопед может найти в любом лото или нарисовать сам необходимые для занятия узнаваемые силуэты тех или иных предметов.

    Методический материал составлен с учетом симптомокомплекса имеющейся у детей недостаточности и является результатом многолетнего творческого труда автора. При составлении пособия автор использовал опыт науки и практики, накопленный в этой области.

    Данное пособие предназначено логопедам дошкольных учреждений для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий с заикающимися детьми 5-7 лет. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями для проведения занятий по заданию логопеда.

    заикание у детей 3 лет занятия логопеда

    Тематические циклы

    В корзину кладу пушку, в ящик кладу погремушку. В корзину кладу мишку, в ящик кладу шишку. В корзину кладу улитку, в ящик кладу пирамидку.

    «Считалка». Дети вслед за логопедом произносят считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку - четыре удара мяча).

    ^ Игрушки

    (первая неделя)

    «Мы с игрушками играем». Логопед в два ряда выставляет перед детьми игрушки или картинки и читает четверостишие. Дети повторяют его вслед за взрослым и хлопают в ладоши в такт стихотворения (на каждую строчку - четыре хлопка).

    Мы с игрушками играем, Мы игрушки называем: Барабан, юла, гармошка, Робот, куколка, матрешка.

    «Картинки». Логопед читает стихотворение и в соответствии с его содержанием парами выкладывает картинки. Вместо картинок можно использовать узнаваемые силуэты игрушек, изобразив их на карточках.

    Мы картиночки берем, Рядом парами кладем: Вот гармошка с погремушкой, Вот Дюймовочка с Петрушкой, Вот матрешка с неваляшкой, Вот зайчишка с Чебурашкой.

    «Куца кладешь игрушку?» Логопед раздает детям по две игрушки или картинки. Они по очереди кладут их в корзину и ящик и комментируют свои действия, используя рифмованные миниатюры.

    В корзину кладу Петрушку, в ящик кладу катушку.

    В корзину кладу матрешку, в ящик кладу гармошку.

    В корзину кладу неваляшку, в ящик кладу черепашку.

    В корзину кладу мартышку, в ящик кладу зайчишку.

    Раз, два, три, четыре, Мы считалочку учили, Говорили,говорили И мячом по полу били.

    «Тряпочная кукла». Эта речевая подвижная игра служит для расслабления мышц.

    Логопед читает стихотворение, а дети изображают куклу Машу.

    А у нас есть кукла Маша, Тряпочная кукла наша, Кукла мягкая, как вата, Твердости в ней маловато.

    «Машина» (речевая подвижная игра). Дети садятся на стульчики. Логопед читает стихотворение, а дети воспроизводят движения в соответствии с его содержанием.

    Источники:
    mamapedia.com.ua, www.jlady.ru, www.arlilia.ru, mir.zavantag.com

    Следующие статьи:


    29 марта 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения