Справочник Совет педиатра
Главная » Детские болезни

Зпр у детей симптомы 2 года



ЗПР

ЗПР – одна из самых известных аббревиатур в современном мире. Особенно часто ей пользуются люди, у которых есть дети. В последнее время она всё чаще появляется в детских медицинских картах. ЗПР – это замедление процесса психического развития у ребёнка, которое проявляется чаще всего у младших школьников в самом начале обучения. Ярким проявлением ЗПР у детей является недостаток знаний по разнообразным тематикам, ограниченный объём представлений, незрелое мышление, преобладание интересов игрового плана, отсутствие способности к умственной деятельности.

Причины задержки психического развития

На психическое развитие ребёнка могут повлиять нарушения конституционального плана. Для таких детей типичен инфантильный тип телосложения и эмоциональное развитие, характерные для более младших детей, творческое мышление и способность уделять много времени игре. Дети, имеющие такие нарушения, намного подвижнее своих сверстников, но быстрее устают при длительных умственных нагрузках. Вследствие этого затрудняются в усвоении школьной программы, и их поведение плохо поддаётся дисциплине. К ЗПР также могут привести соматические заболевания. У таких детей недоразвита эмоциональная сфера из-за разнообразных заболеваний хронического типа. Они не уверены в себе и своих силах, считают окружающий мир враждебным, долго адаптируются в необычных условиях. Причиной ЗПР могут стать нарушения психогенного происхождения, возникающие в результате неправильного воспитания. У таких детей наблюдаются проблемы с дисциплиной, отсутствие ответственности и чувства долга, способности ограничивать свои желания. С другой стороны они очень боязливы и не самостоятельны вследствие жестокого и грубого обращения с ними родителей. ЗПР могут вызвать расстройства церебрально-органического происхождения, при котором размер и время определяют степень имеющейся задержки психического развития. Часть детей просто немного отстают в развитии, а у некоторых задержка проявляется в виде олигофрении.

зпр у детей симптомы 2 года

Нормы развития ребенка:

Примерные данные для ориентировки родителей при определении уровня развития ребенка.

до 12 месяцев- появляется лепет (слогоподобный, лепет "фразами")слова, перемешанные с лепетом

2 года - 3-хсловная фраза активный словарь-100 слов использует свое имя, когда говорит о себе использует образец (при конструировании) сопоставляет по цвету собирает из 3-х частей

3 - 3,5 года -отвечает на вопрос "Сколько?" ( в пределах 2) узнает на ощупь знакомые предметы показывает "большой-маленький, выше-ниже" находит картинку, которая не подходит называет 3-4 цвета имитирует предложения из 4-5 слов в спонтанной речи - высказывания из 2-3 простых предложений выполняет простую инструкцию дает сведения о себе поет песни, рассказывает стихи употребляет речевые формы вежливого обращения начинает дифференцировать ед. и мн. число существительных понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, В, ПОД, ЗА использует в речи предлоги НА, У, С показывает предметы со сходными по звучанию названиями реагирует на заданный звук.

3,5 - 4 года - знает, для чего используются вещи, группирует картинки называет 2 круглые вещи считает до5 подбирает геометрические фигуры знает "день-ночь" отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Почему? использует разнообразные предложения использует глаголы прошедшего времени четко произносит звуки "М, Н,П,Х,В,Г,Й".

4 - 4,5 года - называет круг, квадрат, треугольник называет "сколько" в пределах 5 называет число ( 1-10) различает предметы по ширине, величине, длине, высоте ( путем прикладывания) понимает предложно-падежные конструкции с предлогами НА, ПОД, ПЕРЕД, ОКОЛО выполняет 2-хступенчатую инструкцию использует будущее время глаголов повторяет предложения из 5-7 слов называет предметы обихода, транспортные средства, части тела, части суток, времена года дифференцирует формы ед. и мн. числа использует прилагательные и наречия для обозначения величины, качества, цвета, свойства предметов употребляет существ. в косвенных падежах без предлога называет детенышей 4-5 животных пересказывает знакомую сказку простыми распространенными фразами задает вопросы о людях и законах природы воспроизводит без ошибок простые двусложные слова повторяет пары слогов с оппозиционными звуками выделяет в звуковом потоке заданный звук.

4,5 - 5 лет - дает 10 предметов по просьбе решает простые примеры на сложение сохраняет в памяти 5 предметов называет антонимы по аналогии говорит понятно полными предложениями четко произносит звуки " С,З,Ш,Ж,Л" 5 - 5,5 лет - группирует картинки по признаку (по принципу использования) решает простые примеры на сложение и вычитание идентифицирует детали одежды, понимает значение существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, глаголов, образованных с помощью приставок У-, ВО-, ВЫ-, ЗА-, ПЕРЕ- понимает условное предложение со словом " если" появляются слова, обозначающие детали одежды, части машин, материалы, оттеночные цвета правильно употребляет сущ. в Р.п. мн. числа согласует прилагательные с существительными в роде. числе называет детенышей дом. и диких животных. составляет рассказ по прочитанному тексту и серии из 2-3 сюжетных картин *воспроизводит слова из 3-4 слогов со стечением согласных повторяет пары слогов, различающиеся по твердости-мягкости, звонкости-глухости выделяет заданный звук в звуковом потоке *выделяет ударный гласный в начале слова

5,5 - 6 лет - описывает сходство и различия использует многократную классификацию раскладывает 3 картинки в правильном временном порядке рассказывает выдуманные истории дает детальную информацию о себе дает определения конкретным предметам четко произносит звуки и звукосочетания "Р,ТП,КТ,ЛК".

6 - 6,5 лет - - повторяет по памяти 10 слов запоминает и рисует картинки находит отличия на 2-х картинках составляет квадрат из частей определяет 4-ый лишний называет число "больше", "меньше" понимает грамматические формы (мама дочки, дочка мамы), смысл простых распространенных предложений в активном словаре названия профессий, строительных инструментов, транспорта… озвучивает выполняемые действия воспроизводит фразы из 3-4 сложных слов называет личностные характеристики людей (честный, справедливый, заботливый…) образует относительные и притяжательные прилагательные подбирает синонимы и антонимы использует диалогические формы речи сравнивает предметы использует простые распространенные предложения называет признак предмета использует предлоги В,НА,ЧЕРЕЗ,ПОД составляет рассказ по серии сюжетных картинок определяет место звука в слове выделяет начальный гласный в слове анализирует ряд гласных

6,5 - 7 лет - называет по памяти 10 слов находит отличия составляет узор по образцу устанавливает простые аналогии продолжает числовой ряд решает задачи на 2 действия делает звукобуквенный анализ слов определяет Ь и Ъ определяет количество слогов в слове определяет время по часам раскладывает сериацию из 6 картинок, составляет рассказ пользуется сложноподчиненными предложениями использует приставочные глаголы использует уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных.

Задержка психического развития у детей: причины, симптомы, лечение

Задержка психического развития у детей (заболевание часто обозначается как ЗПР) — медленный темп совершенствования некоторых психических функций: мышления, эмоционально-волевой сферы, внимания, памяти, который отстаёт от общепринятых норм для конкретного возраста.

Заболевание диагностируется в дошкольном или младшем школьном периоде. Чаще всего обнаруживается на предварительном тестировании перед поступлением в школу. Выражается в ограниченности представлений, нехватке знаний, неспособности к интеллектуальной деятельности, преобладании игровых, чисто детских интересов, незрелости мышления. В каждом индивидуальном случае причины заболевания бывают разными.

Причины ЗПР

В медицине определяются разные причины задержки психического развития у детей:

зпр у детей симптомы 2 года

1. Биологические

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы
  • недоношенность
  • внутриутробная гипоксия плода
  • асфиксия при родах
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте
  • генетическая предрасположенность
  • травмы при родах
  • отставание от сверстников в физическом развитии
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов)
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.
  • 2. Социальные

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени
  • психические травмы
  • неблагоприятные условия жизни
  • педагогическая запущенность.
  • В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяют несколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

    зпр у детей симптомы 2 года

    Виды задержки психического развития

    В медицине есть несколько классификаций (отечественных и зарубежных) задержки психического развития у детей. Самые известные — М. С. Певзнер и Т. А. Власовой, К. С. Лебединской, П. П. Ковалёва. Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской.

    1. Конституциональная ЗПР определяется наследственностью.
    2. Соматогенная ЗПР приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло на мозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкая астения и др.
    3. Психогенная ЗПР определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются в неблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнской любви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
    4. Церебрально-органическая ЗПР наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений в развитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз, вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовые травмы и пр.).

    Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но и симптоматикой и курсом лечения.

    Симптомы ЗПР

    С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности при подготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезни можно заметить раньше. К ним могут относиться:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшие действия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены, самостоятельная еда)
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общих играх, это должно насторожить взрослых
  • нерешительность
  • агрессивность
  • тревожность
  • в период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.
  • При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости и признаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается их комбинация. Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всего отсталость является достаточно заметной. Окончательный диагноз ставится детским неврологом при целенаправленном или профилактическом осмотре.

    Отличия от умственной отсталости

    Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говорить либо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме. Эти заболевания отличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всё исправимо при надлежащем подходе
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая им оказывается, самостоятельно переносить её на новые задания
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.
  • При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложить комплексную помощь таким деткам и их родителям.

    Лечение задержки психического развития у детей

    Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать учениками обычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной. Взрослые (педагоги и родители) должны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе не результат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которые должны быть совместно и успешно преодолены. Таким детям должна быть оказана комплексная помощь родителей, психологов, педагогов. Она включает в себя:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку
  • занятия с психологом и сурдопедагогом (который занимается проблемами обучения детей)
  • в отдельных случаях — медикаментозную терапию.
  • Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому школьнику. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов (педагога-дефектолога, врача-психотерапевта) помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения.

    ЗПР у детей симптомы

    Поле очередного визита в доктору, вы можете обнаружить в карте вашего ребенка рядом с кучей непонятных строк три большие буквы ЗПР, что же они значат?

    ЗПР или задержка психического развития – это иногда слабо иногда достаточно ярковыраженное отставание темпов развития ребенка, его психики и интеллекта. Этот диагноз зачастую занимает промежуточное место между нормой и отклонения

    К сожалению, чаще всего это обнаруживается у многих детей уже при поступлении в школы, выражается в нехватке словарного запаса, незрелости действий и мышления ребенка, неусидчивости и преобладании интереса к играм и развлечениям, частая импульсивность, при выполнении каких-то действий, неспособность в начале, оценивать и обдумывать ситуацию, а потом действовать.

    Основными причинами ЗПР, являются:

    - патолоческие или преждевременные роды, вследствие которых может пострадать ребенок

    - перенесенные матерью во время беременности опасные инфекционные заболевания, такие как краснуха, токсоплазмоз и так далее

    - наличие резус-конфликта и матери и плода

    - также ряд социальных факторов.

    При наличии одного из вышеперчисленных признаков, у ребенка с рождения может развиться ряд патологий или разнообразных соматических заболеваний, также могут возникнуть различного рода поражения нервной системы, по причине которых ребенок может как психически, так и физически отставать от своих сверстников.

    У деток с такими нарушениями и заболеваниями, зачастую наблюдается ряд эмоциональных нарушений, проблемы с социализацией в обществе, сниженная работоспособность, память и внимание, все это приводит к снижению навыков чтения, письма и речи.

    Как выявить задержку психического развития?

    Непосредственно сразу после рождения ребенка, при отсутствии у него явных физических пороков развития, диагностировать ЗПР невозможно. Также родители малышей часто приписывают своим деткам выдуманные ими же успехи и достоинства. А встревожиться следует, если ребенок начал очень поздно сидеть, позже всех ползать, ходить, если к 3-м годам у него слишком маленький словарный запас и ребенок не умеет строить предложения. Зачастую какие-то проблемы у детей начинают первыми замечать воспитатели в детском саду либо уже учителя в школе, когда видят, что ребенку тяжелее других дается обучение, чтение, возникают проблемы с запоминанием и с речью. Но и тут некоторые родители считают, что все в порядке, не стоит требовать от ребенка слишком многого и что он «догонит своих сверстников позже» и научится всему в свое время.

    Часто детей с проблемами психического развития психологи и педагоги относят к запущенным детям, отставание у которых обусловлено в основном причинами социального характера.

    В ряде случаев у детей с ЗПР наблюдаются разные виды инфантилизма, и на первый план у них выходит задержка развития в эмоциональной сфере, а нарушения в сфере интеллекта выражаются менее значимо. Такие дети подвержены частым сменам настроения, они неугомонны в своих играх и занятиях, и выплескивают в них все свои выдумки. В тоже время таких детей очень трудно увлечь интеллектуальными занятиями и играми, они очень быстро устают и не могут сосредоточиться на выполнении какого-то задания, внимание их рассредоточивается на более интересные, по их мнению занятия. У таких детей очень часто возникают проблемы в школе и эмоции, которые находятся на более ранней степени психического развития и соответствуют психике детей младшего возраста, зачастую берут верх над послушанием и дисциплиной.

    В других случаях все происходит в точности наоборот. У детей преобладает интеллектуальная сфера развития, такие дети малоинициативны, зачастую очень робкие и стеснительные, подвержены ряду страхов. Все это тормозит развитие самостоятельности и личностного становления ребенка. У этих детей также преобладает игровой интерес. Они очень тяжело привыкают к смене обстановки, к школе или детскому саду, к коллективу, хотя в тоже время ведут себя там примерно и слушаются. Часто такие дети очень сложно переживают какие-то свои неудачи в школе и в процессе обучения.

    Диагностика

    Диагностировать задержку психического развития, разобраться с его типом и скорректировать поведение ребенка могут опытные врачи – психологи, психотерапевты, логопеды и дефектологи. При проведении комплексного обследования ребенка необходимо учитывать такие факторы, как темпы деятельности ребенка, его психо-эмоциональное состояние, различные функции моторики и характер ошибок по во время обучения.

    Лечение ЗПС

    Родителям, прежде всего, а также педагогам необходимо понимать, что дети страдающие задержкой психического развития, требуют особого внимания к себе, что их плохие оценки в школе, не являются следствием лени и нежеланием учиться, а имеют более глубокий смысл и причины. Такие дети медленнее усваивают материал и им требуется больше времени для выполнения каких-то поставленных педагогами задач. Но при правильном лечении, помощи квалифицированных специалистов и правильном воспитании, дети с ЗПР становятся вполне успешными учениками и добиваются хороших результатов.

    Необходимо также четко разграничивать понятия задержки психического развития и понятия умственно отсталых детей. Дети с ЗПС могут пускай, более медленно, но четко выполнять поставленными пред ними задачи, принимают предложенную им помощь и идут на контакт с окружающими, в отличие от умственно отсталых детей. При своевременной помощи близких и врачей, при правильной коррекции поведения и характера, большая часть из них с возрастом выравниваются по уровню развития со сверстниками.

    p style="text-align: justify"

    Автор публикации: Валерия Константинова

    ЗПР у детей - симптомы

    Число детей с задержкой психического развития (ЗРП), к сожалению, увеличивается с каждым годом. По данным российских исследователей, неуспеваемость школьников в 80% случаев вызвана данным заболеванием, которое не позволяет ребенку в достаточной мере усваивать новую информацию, анализировать и воспроизводить ее. Еще в 2000 году, по подсчетам специалистов, каждый четвертый ребенок дошкольного возраста имел данный диагноз. В дальнейшем ситуация ухудшилась еще больше. Чем же вызывается данное заболевание, и как можно помочь ребенку?

    Причины и типы задержки психического развития

    1. Генетическая причина задержки психического развития известна многим со школьных уроков по биологии. В данном случае в заболевании виновата так называемая «хромосомная аберрация», при этом участок хромосомы или просто теряется, или переносится на другое место. А случается и так, что хромосомы сливаются друг с другом.
    2. Кроме того, в ЗПР у детей могут быть виноваты травмы, перенесенные ребенком во время прохождения по родовым каналам. Может неблагоприятно сказаться и хроническая гипоксия, пережитая ребенком во время внутриутробного развития (что наблюдается в случае, если мама не покидала свое рабочее место во время беременности, мало времени проводила на открытом воздухе, а больше - в закрытом помещении).
    3. В ЗПР могут быть виноваты и тяжелые психические заболевания ребенка, алкоголизм его родителей, болезненные черты характера его родителей или воспитателей. Для многих традиционных культур свойственно жестокое наказание ребенка в случае непослушания. Именно в семьях, где наблюдается психический и психологический дискомфорт, данные практики телесного наказания наиболее распространены до сих пор. Однако, насколько эффективен такой метод воспитания? Ребенок действительно перестает нарушать "общий порядок", но когда дело доходит до учебной, творческой деятельности, оказывается, что он на это уже не способен. Порка уничтожает когнитивные способности.

    ЗПР у детей - симптомы

    Психология детей с ЗПР характеризуется следующими особенностями:

    1. Ребенок не способен к совместной деятельности, в том числе, к коллективным играм.
    2. Внимание у детей с ЗПР значительно слабее, чем у его сверстников. Ребенку сложно сконцентрировать внимание не только для того, чтобы усвоить сложный материал, но и для того, чтобы попросту не отвлекаться во время объяснений учителя.
    3. Эмоциональная сфера детей с ЗПР чрезвычайно уязвима. Ребенок обижается и замыкается в себе при малейшей неудаче.

    Итак, поведение детей с ЗПР легко опознать по нежеланию ребенка принимать участие в коллективных играх, процессе обучения, нежеланию следовать образцу взрослого, достигать поставленных целей.

    Однако, данное поведение не следует путать с проявлениями характера ребенка, его нежеланием заниматься неинтересной деятельностью, решать задачи, неподходящие ему по возрасту.

    ЗПР у детей - лечение

    После очной консультации неврологом и психологом назначается индивидуальный курс лечения. Однако, значительно большую роль, чем лечение медикаментами, в реабилитации детей с ЗПР играет социализация.

    Чем больше ребенок общается со своими здоровыми сверстниками, тем более успешны реабилитационные меры. Потому развитие детей с ЗПР напрямую зависит от поведения его ближайших родственников и знакомых. Не стоит избегать общения с больным ребенком, скрывать его от чужих глаз, изолируя в собственной комнате, ведь, таким образом, проблема лишь усугубляется.

    Источники:
    samsonova.umi.ru, www.vse-pro-detey.ru, beremennost-po-nedelyam.com, womanadvice.ru

    Следующие статьи:


    29 апреля 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения