Справочник Совет педиатра
Главная » Лечимся быстро

Развитие детей с нарушением зрения



Как проходит развитие детей с нарушением зрения?

Ребенок с нарушением зрения меньше двигается по сравнению с хорошо видящими сверстниками у него нечеткая координация движений снижен темп их выполнения, отсутствуют такие качества, как ловкость, ритмичность. Такие дети плохо ориентируются в пространстве, выполняя упражнения на равновесие. Нарушение зрения осложнено плохо сформированными понятиями об основных движениях, это снижает двигательную активность детей, сдерживает развитие естественных потребностей.

Ориентирование в пространстве

Для детей с нарушениями зрения умение хорошо ориентироваться в пространстве играет важную роль. Развитие детей с нарушением зрения предусматривает ориентацию в пространстве с помощью формирования специальных заданий и упражнений. Важная роль отводится строевым упражнениям, перестроениям и построениям. Строевые упражнения помогают научиться ориентироваться в пространстве, формируют правильную осанку, воспитывают организованность. Необходимо добиваться, чтобы команды и замечания поступали из разных углов зала, площадки, а упражнения нужно выполнять в специальных условиях, формируя у детей с нарушением зрения необходимые умения и навыки.

развитие детей с нарушением зрения

Координация движений

Многие специалисты указывают, что нарушение зрения часто приводит к существенному ухудшению скорости, точности, ритма и координации движений. Это проявляется тогда, когда дети выполняют плохо знакомые упражнения или выполняют их в непривычных условиях. Опыт работы доказывает, то выполняя специальные упражнения и задания можно развить у детей ритм, координацию и точность движений.

Как проходит развитие детей с нарушением зрения?

Главные задачи воспитания детей с нарушением зрения:

- улучшение состояния здоровья

- физическое развитие

- формирование интереса к разным двигательным действиям

- воспитание личностных качеств

- обеспечение подготовки к школе.

Развитие детей с нарушением зрения помимо общих задач физического воспитания предусматривает выполнение специальных задач с учетом их познавательной деятельности и предыдущего опыта движений:

- увеличение активности с помощью создания условий, позволяющих преодолеть скованность движений

- формирование двигательных умений на основе деятельности сохранных анализаторов

развитие детей с нарушением зрения

- корректировка недостатков в физическом развитии

- воспитание позитивной мотивации и двигательной деятельности, преодоление неуверенности.

Работа по воспитанию детей с нарушениями зрения предусматривает:

Развитие навыков ориентации в пространстве:

- ориентировка на себя (знание частей тела)

- ориентировка в спортзале (знакомство с залом, требованиями безопасного передвижения)

развитие детей с нарушением зрения

- определение направления (перемещения, повороты)

- ориентирование с помощью слухового и тактильного анализаторов.

Корректировка вторичных дефектов:

- исправление плоскостопия, осанки

- корректировка скованности движений.

- формирование позитивного интереса к двигательной деятельности.

Организация двигательной активности детей с нарушением зрения должна учитывать рекомендации офтальмолога о зрительной нагрузке, чтобы не вызвать негативные последствия для зрения с помощью неправильно подобранных упражнений.

Развитие детей с нарушением зрения

Каждый человек сам по себе яркая индивидуальность, непохожая на других и идущая по своему собственному пути развития. А что же тогда говорить о людях, имеющих некоторые физические отклонения. Их путь развития существенно отличается от других. К примеру, люди с плохим зрением или слухом воспринимают этот мир совершенно по-другому.

Развитие детей с нарушением зрения

Ну а развитие детей с нарушением зрения происходит по совершенно иному сценарию, чем развитие детей, не имеющих проблем со зрением.

В первую очередь это связано с эмоциональной стороной развития ребенка. Поскольку он не имеет возможности подражать мимике и пантомимике взрослых, то, понятное дело, что в плане развития мимических и пантомимических навыков ребенок будет очень сильно отставать от своих сверстников. Или же не будет развиваться в этой сфере вообще. В таком случае необходимы занятия с ребенком, обеспечивающие поддержку его развития в данном аспекте.

Кроме того, что касается сферы познания мира, то тут значительную роль играет речь и слово. В качестве компенсации за то, что ребенок не может своими глазами увидеть мир, речевая сторона развития выходит на первый план. Ребенок становится очень красноречивым, зачастую даже не понимая истинного смысла слов, которые он произносит. Поэтому крайне важно в воспитании детей с нарушениями зрения, вовремя объяснять смысл тех или иных слов. А также отдавать ребенка на кружки и секции, которые соответствуют его увлечениям. Вместе с этим будет делаться упор на формирование сенсорной и интеллектуальной сфер развития ребенка, как личности.

Особенности детей с нарушением зрения

При этом следует помнить, что при различных формах патологий должны учитываться особенности детей с нарушением зрения. Потому как, если у него зрение отсутствует полностью, необходима одна методика, учитывающая специфику именно этого дефекта. Если же ребенок слабовидящий, то методика воспитания должна быть совершенно другой. Потому как есть разница между тем, что малыш совсем ничего не видит и вынужден полагаться на остальные чувства, или же ребенок видит некие размытые пятна.

Кроме того, существуют различные дефекты зрения, такие как сужение поля зрения, нарушения восприятия цвета, объема, неспособность «рассчитать» расстояние до необходимого объекта и так далее. В этих случаях методики воспитания должны быть совершенно другими и опираться на специфику определенного дефекта.

Следует также отметить, что у детей страдающих нарушениями зрения, присутствуют проблемы с концентрацией на определенном предмете. Поэтому у них нередки проблемы с кратковременной памятью. Однако, то, что они усвоили хорошо, уже не покинет их память, запомнится очень надолго.

Также особенностью развития детей с нарушениями зрения является неспособность быстрого ориентирования в новой обстановке. Как правило, попадая в новое место или при резкой смене обстоятельств ребенок теряется и не знает, что же ему делать.

Многие дети, страдающие дефектами зрения, испытывают от этого дискомфорт. А, следовательно, отсюда вытекают проблемы в общении со сверстниками и родителями. Зачастую, такие дети чувствуют со стороны родителей чрезмерную опеку над собой. Или же, наоборот, ощущают безразличие к себе родителей. Это все доставляет им массу неудобств, которые, наслаиваясь на ощущение собственной неполноценности, в будущем может вызвать ряд серьезных проблем.

Не будьте равнодушны к своим детям. И не забывайте, что дефекты зрения никак не влияют на темперамент ребенка, его врожденную целеустремленность или волю. При должном воспитании такой ребенок может добиться очень многого в будущем, главное не опускать рук и не пускать все на самотек.

Читайте также:

Полезны ли физические нагрузки детям с нарушениями зрения?

Содержание:

Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. В настоящее время социальные и экологические условия, затруднения в организации медицинского обслуживания привели к росту всех видов заболеваемости и сокращению продолжительности жизни населения России. Снижаются показатели физического развития, уменьшается количество детей с проявлениями акселерации развития, у каждого четвертого ребенка отмечается нарушение осанки. Растет инвалидность, в том числе детей только в домах-интернатах Москвы находится около 35 тысяч детей-инвалидов.

По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% зависит от условий и образа жизни. Главным фактором здорового образа жизни является физическая культура, привычка к которой должна прививаться в детском возрасте как элемент общей культуры. По мнению И.А. Аршавского, жизнью организма, его ростом и развитием управляет двигательная активность. Считается, что гипертоническая болезнь и атеросклероз закладываются в детском возрасте.

Особое значение здоровый образ жизни приобретает для детей с нарушением развития, например, снижением зрительной функции. Существует точка зрения, что таким детям нужно снижать объем двигательной активности по сравнению со здоровыми. Известно, однако, что люба степень гипокинезии в детском возрасте отрицательно влияет на развитие сердечно-сосудистой, нервной системы, опорно-двигательного аппарата снижает функциональные резервы организма, устойчивость к заболеваниям.

Укрепление общего физического состояния и здоровья, а главное - привитие навыков постоянных занятий физической культурой в будущем будет, по-видимому, способствовать и сохранению и улучшению зрительной функции. Поэтому представляется целесообразной разработка оптимумов двигательных режимов, которые в сочетании с коррекционными упражнениями для глаз могли бы стать основой физкультурно-оздоровительных программ для слабовидящих детей.

Разработка подобных программ требует тщательного обоснования и учета индивидуальных функциональных возможностей организма таких детей. Поэтому задача нашего исследования состояла в изучении физических качеств и функционального уровня важнейших систем организма у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями зрения (сходящееся косоглазие. миопия, амблиопия и т.д.), с использованием тестов и оценочных критериев целевой спортивно-оздоровительной программы "Президентские состязания".

Таблица: Изменения показателей ЧСС и АД после стойки на лопатках

* Указана достоверность различий с исходными показателями, показатели с индексом 1 - после упражнения остальные обозначения - как в табл. 1.

Особенности развития и обучения детей с нарушением зрения

Каждый ребенок познает окружающий мир с помощью органов зрения, слуха, обоняния и осязания. Однако, к сожалению, некоторые малыши имеют определенные патологии данных органов. К ним относятся и дети с нарушением зрения. Так как такие ребята воспринимают мир по-другому, методы их воспитания и обучения имеют свои особенности. Рассмотрим, как правильно организовать развитие и обучение детей с нарушением зрения.

Особенности детей с нарушением зрения

Существует несколько классификаций нарушения зрения у малышей. Согласно одной из них, данная патология бывает врожденной, наследственной и приобретенной (в результате травмы или болезни).

Также все патологии зрения разделяются на следующие виды:

  • Функциональные – не затрагивают структуры системы зрения. Такие патологии считаются легкими и могут быть вылечены при своевременном обращении к врачу. К ним можно отнести косоглазие, астигматизм, близорукость, дальнозоркость.
  • Органические – это патологии, которые затрагивают структуры глаза и всей системы зрения. Нередко они приводят к остаточному зрению и даже слепоте. К таким заболеваниям относятся болезни сетчатки и зрительного нерва, аномалии рефракции глаз, нарушения оптического аппарата глаза.
  • Отдельно стоит упомянуть о степени тяжести нарушения зрения. Так, при косоглазии и амблиопии острота зрения составляет менее 0,3, слабовидящим считается ребенок с остротой зрения на лучше видящем глазу 0,05-0,2, слепой малыш – острота зрения на лучше видящем глазу составляет 0,01-0,04.

    Главной особенностью детей с нарушением зрения является то, что они познают мир в основном через звуки и осязание. Такой ребенок узнает приближающуюся машину не по ее виду, а по звуку. В результате, представление о мире у этих деток немного иное, чем у видящих людей.

    В некоторых случаях слабовидящий или слепой ребенок неправильно понимает слова, поскольку не может соотнести их с реальным объектом.

    Довольно часто нарушения зрения у детей сопровождаются задержкой развития, нарушениями слуха, ДЦП, плоскостопием, нарушением осанки. Все эти отклонения и заболевания также требуют лечения и коррекции.

    Развитие и обучение

    Важная составляющая развития детей с нарушением зрения – физическая активность. Так как такие малыши плохо ориентируются в пространстве, они предпочитают больше сидеть либо лежать. Малоподвижный образ жизни способствует развитию слабости мышц (мышечной гипотонии). Важно в ежедневный режим такого ребенка включать подвижные игры, которые развивают координацию движения, укрепляют мускулатуру, стимулируют зрение и обучают нужным навыкам. Перед тем как подобрать такие игры, необходимо обязательно проконсультироваться с офтальмологом, чтобы избежать ухудшения состояния здоровья. Во время игр нужно просить ребенка выполнить определенные движения или задания, которые будут обучать ориентации в окружающем пространстве.

    Большое значение в развитии детей с нарушением зрения приобретает правильный выбор игрушек. Естественно, они должны быть больших размеров и яркого цвета. Не стоит забывать об игрушках, которые стимулируют тактильные ощущения, а также о музыкальных предметах.

    Родители должны понимать, что обучение детей с нарушением зрения отличается от обучения видящих детей. Главное его правило – многократное повторение каждого действия. Обучая чему-то ребенка, нужно ему объяснять, зачем нужно данное действие, как его выполнять правильно.

    Формирование речи у слабовидящего ребенка

    Формирование речи у слабовидящего малыша имеет некоторые особенности: нарушение темпа развития, словарно-семантической стороны речи, накопление большого количества слов, смысл которых непонятен.

    Приблизительно к возрасту двух лет слабовидящий ребенок овладевает большим запасом слов, которые он слышит от взрослого, часто не имея представления об их содержании. В это время очень важно, чтобы родители максимально возможно «наполняли» все свои слова и предложения осязаемыми движениями. Например, не просто рассказывать ребенку о цветочке, а дать ему подержать цветок в руках, пощупать пальчиками стебелек и лепестки.

    Как правило, для правильного становления речи у детей с нарушением зрения трудно обойтись без помощи логопеда.

    Как правильно выбрать детский сад и школу для слабовидящего ребенка?

    Все детки нуждаются в дошкольном и школьном образовании. В случае если степень нарушения зрения не слишком большая, малыш может посещать обычный детский сад и школу, пользуясь очками или контактными линзами. В такой ситуации воспитатель или учитель должен подготовить других детей к тому, что у их товарища есть некоторые особенности.

    Обучение детей с нарушениями зрения средней и тяжелой степени следует проводить в специализированных детских учреждениях. Такие садики и школы имеют следующие преимущества перед обычными:

  • В группах обучается меньшее количество детей, около 8-15, что позволят больше внимания уделить каждому ребенку.
  • Обучение и воспитание проводится с учетом индивидуальных особенностей каждого малыша.
  • В них применяются специальные методики и оборудование, необходимое для слабовидящих или слепых детей.
  • В большинстве таких учреждений кроме обучения дети проходят и необходимое лечение или коррекцию зрения.
  • Так как все детки в данных учреждениях страдают одинаковыми нарушениями, они не будут подвергаться насмешкам и унижению ровесников.
  • Школы для слабовидящих и слепых детей кроме обучающей функции также выполняют функцию их адаптации в общество, профессиональной ориентации. Для учеников данных школ выпускается специальная литература, издаваемая в системе Брайля. Также, для деток, имеющих остаточное зрение, издаются учебники, сочетающие цветную и рельефную печать.

    Родителям, у которых растут дети с нарушением зрения, очень важно правильно подойти к их воспитанию и обучению. Наверное, наиболее важным моментом в этом является профессиональное обучение ребенка и его максимальная социализация.

    Источники:
    www.medmoon.ru, razvitiedetei.info, www.7ya.ru, www.wjtoday.ru

    Следующие статьи:


    24 ноября 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения