Справочник Совет педиатра
Главная » Лекарственные препараты

Неврология у детей 3 лет симптомы



Неврология у детей 3 лет симптомы

Неврология у детей 3 лет симптомы

«Я тут недавно ознакомилась с занятной статейкой своей коллеги-педиатра Зули ( ее страничка). На основе ее статьи, используя и другие материалы, попытаюсь описать основные вопросы, касающиеся посещения невролога, тех.

Детская неврология Филогенез нервной системы Краткие сведения по анатомии нервной системы Вегетативная нервная система Оболочки головного и спинного мозга Онтогенез нервной системы Общий принцип функционирования нервной системы Основные периоды.

Знать общие признаки таких нарушений полезно для родителей, чтобы иметь возможность сравнивать свои наблюдения, беседовать с врачом во время консультаций, принимать профилактические меры. Какие неврологические заболевания и нарушения встречаются у.

Если у вашего ребенка проблемы с общением, необычно эмоциональная реакция на окружающий мир, и врачи подозревают, что это начало развития аутизма, постарайтесь успокоиться и разобраться в проблеме. Ваше правильное отношение к этому состоянию – залог.

Этот термин относится к ряду неврологических нарушений, распространенных в детстве и обычно имеющих известное происхождение — например, головных болей, которые могут быть вызваны как простой миопией, так и опухолями мозга. К ним же относятся болезни.

Неврология — это целая медицинская отрасль, в центре внимания которой — нервная система и её патологии. Очень часто заболевания нервной системы обнаруживаются ещё в детстве и даже у новорожденных. Если вовремя не заметить первые симптомы, драгоценное.

Записи → 3. Тяжело быть малышом → Прорезывание зубов у детей: порядок и сроки, симптомы и. Первые симптомы туберкулеза у детей. Как определить туберкулез у ребенка? Признаки.

Хочу скопировать полезную ссылку врача-педиатра Младенец, инструкция по эксплуатации. Как сходить на прием к неврологу и остаться здоровым. Здравствуйте, глубокоуважаемые! Вот замечательная ссылка на табличку.

Нервная система ребенка – это одна из наиболее важных составляющих целостного организма. При помощи нервной системы осуществляется не только контроль за деятельностью всего организма в целом, но и взаимосвязь этого организма с внешней средой.

Эта.

Фото: Неврология у детей 3 лет симптомы

Детский невролог(невропатолог)

К наиболее часто встречающимся патологиям центральной нервной системы у детей до года относится так называемая перинатальная энцефалопатия. Выявлением отклонений и патологий нервной системы ребенка занимается детский невролог (невропатолог) . Развитие перинатальной энцефалопатии у младенца может спровоцировать обвитие шеи плода пуповиной во время беременности,преждевременная от слойка плаценты, затяжные или преждевременные роды,общий наркоз во время родов. Многие патологии нервной системы ребенка связаны с гипоксией головного мозга,возникшей из-за внешних или внутренних неблагоприятных факторов в последний месяц беременности - токсикозы,прием сильнодействующих лекарств,курение,развитие острых инфекционных заболеваний,угроза выкидыша и т. д.

К различным патологиям центральной и периферической нервной системы ребенка надо относиться со всей серьезностью. Своевременно обратившись к детскому неврологу при малейших признаках нарушения нервной системы у ребенка,можно избежать тяжелых последствий в развитии. Если детский невропатолог вовремя не диагностирует и не назначит курс лечения для ребенка с теми или иными нарушениями нервной системы,то бездействие может привести как минимум к задержке речевого и психомоторного аппарата. Патологии нервной системы могут также привести к синдрому дефицита внимания,к нарушениям поведения,эмоциональной неустойчивости,к нарушению формирования навыков чтения,письма,счета.

Детский невролог должен обязательно обследовать ребенка при появлении первых признаков патологии нервной системы,к которым относятся следующие симптомы (могут проявится уже сразу после рождения или спустя несколько месяцев):

1. Сильно трясутся ручки и подбородок при малейшем возбуждении,плаче и даже иногда в спокойном состоянии

2. Очень поверхностный,беспокойный сон у младенца. Малыш трудно засыпает и часто просыпается

неврология у детей 3 лет симптомы

3. Частые и обильные срыгивания у младенца

4. Судороги (подергивания) во время увеличения температуры тела

5. При опоре на стопу или на "цыпочки" сильно поджимаются пальцы

Как отмечают детские невропатологи ,тяжелые поражения нервной системы легко диагностируются и встречаются гораздо реже легких (особенно в первый год с момента рождения ребенка). Небольшие патологии нервной системы гораздо труднее диагностируются,но именно раннее выявление нарушений центральной или периферической нервной системы и последующий комплекс лечения позволяют избежать опасных последствий перинатального поражения головного мозга ребенка. Крайне важно,чтобы в течение первых нескольких недель после рождения,ребенка осмотрел специалист - детский невролог .

По статистике последних лет, более 50% детской инвалидности связано именно с патологиями нервной системы,70% из которых появляются в период беременности и в первый месяц с момента рождения ребенка (перинатальный период). Патологии нервной системы в перинатальный период вызывают развитие перинатальной энцефалопатии. синдром минимальной мозговой дисфункции (в последнее время именуемый как СДВГ). Несвоевременное лечение этих нарушений нервной системы может привести к чрезмерной раздражительности,импульсивности ребенка, плохой успеваемости в школе. Позже поражения центральной и периферической нервной системы могут привести к различным заболеваниям опорно-двигательного аппарата, моторной неловкости, сильным головным болям, синдрому вегетативной дисфункции.

В процессе осмотра,детский невролог собирает особенности развития и перенесенные заболевания ребенка с момента рождения. Специалист анализирует также информацию о том,как протекали последние недели беременности,как проходили роды. какие заболевания перенесла мамочка в последний месяц беременности. При обнаружении любых признаков и симптомов нарушения нервной системы у ребенка,детский невропатолог назначает дополнительные исследования - УЗИ (НСГ),осмотр глазного дна, ЭЭГ, УЗДГ (допплер), методика стволовых слуховых вызванных потенциалов, МРТ(в редких случаях). После анализа результатов исследований,невропатолог назначает и контролирует определенное лечение.

В первый месяц жизни ребенка происходит интенсивное созревание и развитие структур головного мозга,психических и моторных функций. Чем раньше будет выявлена патология нервной системы и назначен соответствующий курс лечения,тем выше вероятность избежать опасных последствий для здоровья ребенка.Сегодня в арсенале детского невролога существует множество различных методов лечения как тяжелых ,так и легких патологий нервной системы. Это и физические методы воздействия (лечебная физкультура для детей,массаж,физиотерапия ), и лекарственные препараты с исследованной клинической эффективностью, и новейшие методы неврологической реабилитации (специализированные компьютерные речевые программы,методики совершенствования мозжечковой стимуляции).

Многие современные медицинские центры оснащены новейшим оборудованием для диагностики заболеваний нервной системы, разрабатывают и применяют эффективные техники мануальной и эмоциональной терапии. чтобы по возможности избегать применения химиопрепаратов,имеющих побочные действия.

Вот некоторые методики,которыми владеют мануальные терапевты и детские остеопаты для лечения патологий нервной системы у детей :

1. Висцеральная мануальная терапия.

неврология у детей 3 лет симптомы

Восстановление подвижности и нормального функционирования органов .

2. Вертеброневрология (мягкая техника детской мануальной терапии).

Эта техника основана на работе со связками и мышцами в медленном темпе с растяжением спазмированных ,напряженных участков.

3. Краниосакральная терапия. Нормализация,выравнивание работы костей черепа ребенка.

При смещении или нарушении движения костей черепа нарушается движение мозговой жидкости,кровоток и как следствие - ухудшается работа головного мозга,увеличивается внутричерепное давление,расширяются желудочки мозга (водянка головного мозга),усиливаются головные боли. Эта методика очень актуальна для деток раннего возраста.

4. Эмоциональные техники.

Очень актуальны при поведенческих нарушениях,различных неврозах у детей. Эмоциональные техники связаны с воздействием на канально-меридианальные и стрессовые точки,с эмоциональным состоянием.

5. Работа с мышцами для их релаксации.

Как известно,мышцы связаны с внутренними органами,костями ,позвонками. Техника направлена на мышечно–связочное расслабление,пост изометрическую релаксацию (удержание специальной позы,а потом - расслабление)

Детский невролог также занимается диагностированием и лечением травматических и инфекционных поражений нервной системы, опухолей,детских церебральных параличей,заболеваний вегетативной нервной системы, судорожных состояний (например-эпилепсия у детей),хромосомных и наследственных заболеваний нервной системы, смежными с нервными болезнями (эндокринологические,ортопедические,психиатрические болезни).

В более старшем возрасте к детскому невропатологу следует обращаться при следующих симптомах :

1. Частая головная боль

2. Пронизывающая боль в спине

3. Проблемы памяти и внимания

4. Нарушения функций позвоночника на разных уровнях

5. Снижение концентрации внимания

6. Панические атаки

7. Задержка темпов речевого развития,письма,звуко-произношения

8. Заболевания периферических нервов ( невропатии ,невралгии)

Как распознать симптомы менингита

Услышав слово «менингит», многие пугаются его значения. Так называют болезнь, поражающую головной мозг. В случае попадания возбудителя недуга в полость черепа происходит незамедлительное воспаление коры головного мозга и оболочки спинного. Поэтому важно знать симптомы менингита, чтобы вовремя обратиться ко врачу за помощью.

  • По характеру воспаления менингит бывает гнойный и серозный. Оба вида имеют достаточно серьезные последствия и различить их сложно. Серозный менингит часто сопровождается судорогами, и чем младше ребенок, тем больше вероятность их возникновения.
  • По происхождению менингита можно выделить первичный - непосредственное поражение головного мозга, вторичный - возникающий на фоне другого заболевания.
  • Прежде чем инфекция попадает в мозг, она преодолевает гематоэнцефалический барьер, защищающий серое вещество от различных «вредителей». К сожалению, это препятствие может быть ослаблено во время высокой температуры, понижения иммунитета, истощения организма. Попадая в полость черепа по кровеносным сосудам, инфекция приводит к отеку мозга, дисфункции нервных окончаний.

    Содержание:

    Признаки менингита у детей

    Существует понятие менингиальная триада, что обозначает ведущие симптомы болезни: рвота, головная боль и температура. Именно они сопровождают болезнь в инкубационный период.

    Первые часы развития заболевания у детей быстро поднимается температура и держится на высоком уровне - от 39 до 40. Температура тела ребенка падает за 3-4 суток, если быстро выявить очаг заболевания и начать незамедлительное лечение. Часто с этим симптомом появляется слабость, вялое состояние, сонливость.

    Головная боль появляется также в первые часы проявления болезни, как правило, не имеет определенного местоположения. Надавливание на лобовую часть, глазные яблоки с закрытыми веками, крылья носа сопровождается болезненными ощущениями.

    Рвота как симптом появляется у детей после предыдущих признаков. Однако от обычной она отличается отсутствием тошноты, что не приносит облегчения ребенку. Также рвота является обильной, появляется из-за отека рвотного центра головного мозга.

    Наличие этих трех симптомов не говорит о заболевании менингитом. Чтобы быть уверенным на 100 % в диагнозе, нужно определиться с наличием других признаков болезни.

    неврология у детей 3 лет симптомы
  • Во-первых, оцепенение затылочных мышц. Прижмите подбородок ребенка к груди и измерить расстояние, если оно есть - значит, мышцы не могут расслабиться после сокращения.
  • Во-вторых, напряжение мышц задней поверхности бедра. Из положения лежа на спине с согнутыми коленями выпрямите ногу и положить на поверхность. У здоровых детей это получается легко, для больных менингитом подобное действие невозможно.
  • В-третьих, наличие щечного симптома. Попробуйте надавить в области щеки с обеих сторон, при менингите непроизвольно подымутся плечи. Также из-за напряжения спинных мышц ребенок не может сидеть без опоры на руки.
  • В-четвертых, характерная поза «взведенного курка». Больной лежит на боку, голова запрокинута назад, а ноги подогнуты к животу. Помимо этого любые раздражители, например, свет, резкий звук, прибавляют силу головной боли. При тяжелых формах заболевания появляются судороги, потеря сознания, галлюцинации. У грудных детей, а также от года до пяти лет судороги, как правило, являются обычным симптомом при менингите у детей.
  • Обследование, проводимое при менингите

    Какие же анализы нужно взять у детей при подозрении на менингит? В первую очередь проводят люмбальную пункцию для исследования спинно-мозговой жидкости. Так определяют гнойный (бактериальный) или серозный (вирусный) менингит. В первом случае взятая для анализа жидкость будет иметь беловатую окраску, которая закапает из отверстия или польется небольшой струйкой. Если же струя из прокола окажется сильной, а жидкость окажется прозрачного, то этот это будет показателем вирусного менингита.

    На исследовании проверяют цитоз, состав клеток, объем сахара и белка. В случае и серозного, и гнойного менингита цитоз и белок повышается, сахар и хлориды уменьшаются, а отличие будет только в наличие лейкоцитов или нейтрофилов.

    Также этот анализ позволит отличить менингит от менингизма. Симптомы все те же, только исследование не показывает каких-либо отклонений от нормы.

    Помимо пункции при подозрении серозного или другого менингита проводится рентген черепа, электроэнцефалография, осмотр глазного дна и компьютерная томография. Такая диагностика необходима если симптомы заболевания явные, замечены изменения в ликворе и присутствует инфекция.

    Лечение детского менингита

    Профилактика менингита у детей проводится исключительно в стационаре. Первые дни у ребенка должен соблюдаться постельный режим и щадящая молочно-белковая диета, начинают ставить антибиотики в капельницах. Препараты подбираются так тщательно, чтобы они смогли пройти через гематоэнцефалический барьер и оставаться в спинно-мозговой жидкости.

    Период выздоровления примерно составляет 3-4 дня, но только если меры были приняты незамедлительно. Так спинно-мозговая жидкость приходит в норму через 7-10 дней. Далее проводится повторная пункция, в случае плохих результатов проводится коррекция профилактики заболевания.

    Когда симптомы менингита не проходят у детей на протяжении 48 часов, врачи начинают диагностику заново, после чего меняют курс препаратов.

    Как избежать заболевания менингитом.

    Чтобы предотвратить заболевание вирусным менингитом нужно придерживаться некоторых правил. Итак, профилактика заключается в следующих пяти пунктах.

  • Во-первых, пить и давать детям от года или младше воду следует только бутилированную или кипяченую, так как множество вирусов, бактерий и прочих инфекций содержится в воде.
  • Во-вторых, избегайте водных процедур с детьми в стоячих водоемах: прудах, озерах, водохранилищах и прочих. Такие места являются излюбленными для размножения бактерий.
  • В-третьих, обратите внимание на употребляемую семьей еду. Она должна быть обязательно тщательно вымытой перед употреблением, лучше всего фрукты, овощи и ягоды обдавать кипятком. Мясо и рыба нуждается в тщательной прожарке либо проварке.
  • В-четвертых, важно соблюдать личную гигиену. По приходу домой с улицы, после туалета нужно мыть руки с мылом не менее 20 секунд. Детям до года и старше, которые не могут проводить такую процедуру самостоятельно, нужно как следует промывать ладошки во время купания.
  • В-пятых, укрепляйте свой иммунитет и иммунитет ребенка. Принимайте поливитамины, закаливайтесь, проводите больше времени на свежем воздухе, не пренебрегайте отдыхом. Также следите за питанием, пусть оно будет сбалансированным и здоровым.
  • Соблюдение этих предписаний поможет избежать как симптомов болезни, так и самого менингита.

    Что исследует детский невролог у новорожденных?

    Квалифицированный детский невролог при первичном обращении к нему делает общий осмотр, который включает в себя: оценку физического развития, наличия пороков развития и стигм (внешние признаки генетических нарушений), оценку психического развития на момент осмотра, проводит детальный сбор анамнеза ( были ли неврологические нарушения в семье и у близких родственников ранее, другие хронические заболевания, не вынашивания беременности, как протекала настоящая беременность, роды, послеродовый период, как ребенок себя ведет, есть ли жалобы у родителей).

    Для оценки неврологического статуса невролог определяет симметричность и наличие сухожильных и переостальных рефлексов, состояние черепно-мозговых нервов, чувствительность, а также наличие характерных рефлексов для новорожденных, которые появляются и угасают в определенные периоды жизни новорожденного, что позволяет судить о правильности его развития.

    Какие это рефлексы ?

    Рефлекс Моро - реакция испуга, заключающаяся в отведении рук, разгибании ног и последующем сгибании бедер. Рефлекс существует у всех здоровых доношенных ново­рожденных. Рефлекс Моро свидетельствует о симметричности функционирования нервной системы и сохранности спинного мозга и нижних отделов ствола мозга. Рефлекс Моро обычно угасает в возрасте 4-5 мес.

    Асимметричный шейный тонический рефлекс

    Асимметричный шейный тонический рефлекс вызывается у новорожденного, лежащего на спине, поворотом голо­вы в сторону. Это вызывает разгибание руки на стороне, в которую повернута голова, в то время как на противоположной стороне рука сгибается (так называемая поза фех­товальщика). Он обычно хорошо выражен на 2-3-й неделе после рождения и исчезает в течение первого года 1 жизни.

    Перекрестный аддукторный рефлекс и другие пирамидные симптомы

    Перекрестный аддукторный рефлекс заключается в двустороннем сокращении мышц, приводящих бедро, при вызывании коленного рефлекса на любой стороне. Этот рефлекс обычно исчезает к 7-8-му месяцу жизни.

    Xватательный рефлекс выражен с рождения и исчезает на 4-5-м месяце жизни, сменяясь произвольным захва­тыванием предмета, обращенными друг к другу боковыми поверхностями большого и указательного пальцев. Нормальное про­извольное захватывание предмета (подушечками боль­шого и указательного пальцев) формируется к 9-15 мес, что считают значимым признаком нормального развития корковой моторики. Даже у новорожденного ладонь пре­бывает в открытом состоянии приблизительно 50% вре­мени. Если ладонь не раскрывается полностью к возрасту 3 мес, когда ребенок начинает исследовать окружающую обстановку, следует заподозрить поражение нервной системы.

    Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

    Рефлексы опоры и автоматической ходьбы выражены с рождения и сохраняются обычно до 2 мес. Эти рефлексы вызывают, ставя ребенка ступнями на плоскую поверх­ность, при этом новорожденный распрямляет туловище и «стоит» на полусогнутых ногах, а при небольшом наклоне вперед начинает поочередно совершать ногами шаговые движения, имитируя ходьбу.

    Рефлекс вызывают, быстро опуская вниз ребенка, нахо­дящегося в горизонтальном положении, вследствие чего он вытягивает руки кпереди с тем, чтобы предотвратить падение это нормальная поддерживающая реакция. Она ярко выражена в возрасте 6-7 мес. Исследование этого рефлекса позволяет легко оценить двигательное развитие верхних конечностей. Асимметрия рефлекса - возможный ранний симптом поражения нервной системы.

    Двигательная реакция ребенка, помещенного в горизонтальное положение (спиной кверху), позволяет оценить как ребенок контролирует положение головы и моторным функций: в возрасте 4 мес. он держит голову горизонтально параллельно полу и выгибает спину дугой.

    Открытая кисть руки - благоприятный признак нормального развития корковых двигательных функций. Ребенок начинает захватывать предметы всей кистью руки в возрасте 4-5 мес, перекладывать предметы из руки в руку - в 8-9 мес. Сильное доминирование (предпочтительное использование) одной из рук в возрасте до 1 года обычно свидетельствует о наличии патологии.

    Рефлекс Бабинского (переразгибания большого пальца стопы при раздражении подошвы) существует с рождения и считается нормальным до тех пор, пока ребенок не начнет стоять. Рефлекс может сохраняться в течение 1-го года жизни.

    Два самых достоверных признака нормального психического развития ребенке грудного возраста - ранне появление способности правильно захватывать предметы [подушечками большого и указательного или среднего пальца] и ранее формирование речи. Правильное захватывание предметов пальцами формируется к возрасту 9-15 мес. Появление одного этого признака считают достаточным доказательством сохранности нервной системы ребенка. Аналогично появление речевых навыков к возрасту 1 года свидетельствует о нормальном пси­хическом развитии ребенка. Тем не менее и некоторые нормальные дети начинают говорить только в возрасте 3-4 лет. Для оценки основных этапов развития ребенка хорошо подходит Денверский тест развития. Данный тест позволяет в процентах оценить степень развития грубой и тонкой моторики, речи, а также личностных и социаль­ных контактов, соотносимых с возрастными периодами в 1 год. Денверский тест развития не предназначен для оценки интеллекта. Точная оценка интеллектуальных функций возможна у детей старше 4-5 лет с помощью формализованного психометрического обследования. Хотя тесты на когнитивные функции, такие, как шкала Бейли для грудных детей, и позволяют получить неко­торые данные о нормальном развитии, их результаты плохо коррелируют со стандартизированными тестами на интеллект, применяемыми у детей 4-5 лет и старше.

    Ниже представлены основные этапы развития детей первых 2 лет жизни.

    ■ 1-3 мес: самостоятельно улыбаются.

    ■ 6-8 нед: улыбаются в ответ на улыбку взрослых.

    ■ 4-6 мес: протягивают руку к предметам.

    ■ 12-16 нед: следят глазами за предметом в диапазоне 180°.

    ■ 9-15 мес: начинают пить из чашки, формируется пра­вильный захват предмета пальцами.

    ■ 6 мес: лепечут, имитируют слова.

    ■ 15-18 мес: комбинируют слова.

    ■ 2-й год жизни: формируется способность различать цвета.

    ■ 2-6 мес: могут стоять (удерживать массу тела) с под­держкой.

    ■ 7-10 мес: самостоятельно сидят.

    ■ 9-11 мес: могут стоять без поддержки.

    ■ 9-18 мес: начинает самостоятельно ходить.

    О состоянии когнитивных функций более старшего ребенка информацию можно получить в школе, путем анкетирования учителей или с помощью групповых тестов, таких как тест Отиса-Леннона. Использование подобных тестов во время обучения в школе позволяет проводить сравнительную оценку с определенными возрастными группами. Анализ табелей школьной успеваемости позволяет не только получить информацию относительно учебных навыков, но и изучить множество других аспектов, касающихся поведенческой мотивации, внимания и прилежания (посещаемости). Чтобы наилучшим образом оценить специфические интеллектуальные функции, можно прибегнуть к помощи профессионального психолога.

    В медицинском центре «Инсайт Медикал» опытный детский невролог оценит состояние развития нервной системы и психики Вашего малыша. Ответит на все волнующие Вас вопросы, предложит оптимальные пути решения сложившихся проблем и если нужно назначит дополнительные методы исследования, квалифицированную схему лечения. В нашем медицинском центре также оказывают помощь опытный логопед, детский психолог, детский массажист, педиатр. А также консультируют детские кардиолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, ортопед, ЛОР.

    Наши специалисты высокого уровня квалификации всегда готовы прийти на помощь, чтобы Ваш малыш рос крепким и здоровым.

    Источники:
    master-s-s.ru, bebi.lv, lechimrebenka.ru, imedic.kiev.ua

    Следующие статьи:


    17 января 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения