Справочник Совет педиатра
Главная » Лекарственные препараты

Обследование детей с зпр



Обследование детей с зпр

Введение

Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития. Основными причинами, способствующими этому, считаются: увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия) ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.

В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с задержкой психического развития (ЗПР) в нашей стране существует система специальных дошкольных учреждений. Это - детские сады и группы для детей с задержкой психического развития.

Каждого ребенка, поступающего в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Это важно для определения коррекционной программы, выбора методов и технологий, прогнозирования развития, разработки рекомендаций родителям.

В предлагаемом пособии представлены материалы для обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, начиная с четырехлетнего возраста.

Автор выражает искреннюю благодарность и глубокую признательность профессору И.Ю. Левченко, профессору Г.В. Чиркиной за внимательное рецензирование рукописи, а также Т.Н. Волковской и всем, кто оказывал поддержку и помощь при написании книги

Схема обследования ребенка с задержкой психического развития, Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________

Дата рождения __________________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________

Из какого д/с поступил____________________________________________________

(№ д/с, район)

обследование детей с зпр

Дата поступления в группу ________________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от_________________________________

Протокол № ___________________ принят на срок____________________________

Заключение медико-педагогической комиссии

______________________________________________________________________

(вид школы, д/с)

Члены РМПК___________________________________________________________

(фамилии логопедов, место работы)

Анамнез

Сведения о родителях___________________________________________________

Наследственные заболевания ____________________________________________

От какой по счету беременности ребенок___________________________________

Характер беременности (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________

Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные)______ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______________

Когда закричал ребенок _________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)__________________________________

Резус-фактор (отрицат. положит.) _______________________________________

Вес и рост ребенка при рождении_________________________________________

Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал ли, поперхивание)______________

Выписался из роддома на_____день (причины задержки)

Раннее психомоторное развитие

Перенесенные заболевания

Речевой анамнез

Данные психолого-педагогического обследования

I. Общие сведения

1. Легко ли вступает в контакт при обследовании________________________

2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении ___________________

(точность представлений)

II. Характеристика интеллектуальной деятельности

Особенности восприятия:

1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ________________

3. Умение дорисовывать предмет______________________________________

4. Восприятие величины______________________________________________

5. Восприятие цвета:

а) соотносит ли цвет_________________________________________________

(используя безречевую инструкцию, проверить)

б) различает ли цвета________________________________________________

в) различает и знает ли названия цветов_________________________________

6. Восприятие формы:

а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры _______________

б) узнает формы в рисунке, в предмете (задание: Помоги маме и дочке развесить цветные платочки и т.п.)______

7. Восприятие пространства:

а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека___

б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)_________________

в) ориентируется в пространстве________________________________________

г) понимание предлогов (простых, сложных)_______________________________

8. Восприятие времени (части суток, времена года)_________________________

Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой историки

1. Срисовать картинку Домик:_________________________________________

2. Умение зрительно планировать выполнение задания (Лабиринт, Проведи зайку к морковке)______________

Особенности памяти

1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут норма - воспроизведение 3-4 слов через час). ____________

2. Заучивание короткого стихотворения___________________________________

Особенности мышления

1. Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ______________________ (используется 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)

2. Способность к обобщению (по картинке) ________________________________

в том числе по назначению (что можно надеть, кушать)______________________

Подбор обобщающего слова ____________________________________________

3. Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда) ___________________

7. Может ли объяснить смысл загадки____________________________________

9. Устанавливает ли причинно-следственные связи_________________________

Особенности речи

1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)_______________

2. Объем пассивного словаря ______________________________________________

Развитие элементарных математических представлений

1. Пересчет предметов до 5-10 __________________________________________

2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев __________________

3. Выделение предметов из множества (1-5) по слову, образцу, показу_________

4. Сравнение множеств_________________________________________________

(больше, меньше, равно)

5. Счетные операции:

- :на конкретном материале - счет вслух_________________________________

- на конкретном материале - счет про себя____________________________

Конструктивная деятельность

Особенности эмоционально-волевой сферы

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования_________________

2. Характер деятельности:

а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса______________________

б) целенаправленность деятельности____________________________________

в) наличие самоконтроля в деятельности__________________________________

(нуждается ли в помощи, в какой мере)

3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания __________________

4. Критичность в оценке своей деятельности_______________________________

5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов _____________________

6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения________________

7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________

обследование детей с зпр

Консультации специалистов___________________________________________

Источники:
pedlib.ru, logonetwork.ru

Следующие статьи:


27 февраля 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения