Обследование детей с зпр
Введение
Последнее десятилетие характеризуется ростом числа детей с задержкой психического развития. Основными причинами, способствующими этому, считаются: увеличение количества детей, рождающихся с признаками перинатальных патологий (перинатальная энцефалопатия) ухудшение состояния здоровья детей из-за неблагоприятной экологической обстановки, отрицательного психологического климата в некоторых семьях, равнодушия многих родителей к детям при сохранении заботы о внешнем благополучии.
В целях оказания коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с задержкой психического развития (ЗПР) в нашей стране существует система специальных дошкольных учреждений. Это - детские сады и группы для детей с задержкой психического развития.
Каждого ребенка, поступающего в специальное дошкольное учреждение, необходимо всесторонне обследовать. Это важно для определения коррекционной программы, выбора методов и технологий, прогнозирования развития, разработки рекомендаций родителям.
В предлагаемом пособии представлены материалы для обследования речи дошкольников с задержкой психического развития, начиная с четырехлетнего возраста.
Автор выражает искреннюю благодарность и глубокую признательность профессору И.Ю. Левченко, профессору Г.В. Чиркиной за внимательное рецензирование рукописи, а также Т.Н. Волковской и всем, кто оказывал поддержку и помощь при написании книги
Схема обследования ребенка с задержкой психического развития, Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________
Из какого д/с поступил____________________________________________________
(№ д/с, район)
Дата поступления в группу ________________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии от_________________________________
Протокол № ___________________ принят на срок____________________________
Заключение медико-педагогической комиссии
______________________________________________________________________
(вид школы, д/с)
Члены РМПК___________________________________________________________
(фамилии логопедов, место работы)
Анамнез
Сведения о родителях___________________________________________________
Наследственные заболевания ____________________________________________
От какой по счету беременности ребенок___________________________________
Характер беременности (падения, травмы, психозы, инфекции, хронические заболевания)__________________
Роды (срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные, затяжные)______ Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)_______________
Когда закричал ребенок _________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая)__________________________________
Резус-фактор (отрицат. положит.) _______________________________________
Вес и рост ребенка при рождении_________________________________________
Вскармливание (когда принесли кормить, как взял грудь, как сосал, срыгивал ли, поперхивание)______________
Выписался из роддома на_____день (причины задержки)
Раннее психомоторное развитие
Перенесенные заболевания
Речевой анамнез
Данные психолого-педагогического обследования
I. Общие сведения
1. Легко ли вступает в контакт при обследовании________________________
2. Представление ребенка о себе и ближайшем окружении ___________________
(точность представлений)
II. Характеристика интеллектуальной деятельности
Особенности восприятия:
1. Восприятие предмета, картинки (узнавание предмета в схематическом, пересекающемся изображении) ________________
3. Умение дорисовывать предмет______________________________________
4. Восприятие величины______________________________________________
5. Восприятие цвета:
а) соотносит ли цвет_________________________________________________
(используя безречевую инструкцию, проверить)
б) различает ли цвета________________________________________________
в) различает и знает ли названия цветов_________________________________
6. Восприятие формы:
а) знает, дифференцирует основные геометрические фигуры _______________
б) узнает формы в рисунке, в предмете (задание: Помоги маме и дочке развесить цветные платочки и т.п.)______
7. Восприятие пространства:
а) различает правую и левую стороны на своем теле, на теле другого человека___
б) может сложить разрезную предметную картинку (по вертикали, горизонтали, диагонали)_________________
в) ориентируется в пространстве________________________________________
г) понимание предлогов (простых, сложных)_______________________________
8. Восприятие времени (части суток, времена года)_________________________
Уровень произвольного внимания, сенсомоторной координации, навыков мелкой историки
1. Срисовать картинку Домик:_________________________________________
2. Умение зрительно планировать выполнение задания (Лабиринт, Проведи зайку к морковке)______________
Особенности памяти
1. Быстрота запоминания, точность воспроизведения (запомнить и воспроизвести 10 слов в любом порядке 1-5 раз, затем через 50-60 минут норма - воспроизведение 3-4 слов через час). ____________
2. Заучивание короткого стихотворения___________________________________
Особенности мышления
1. Невербальная классификация геометрических фигур: понимает ли безречевую инструкцию при раскладывании геометрических фигур по определенному признаку (цвет, форма) ______________________ (используется 24-26 карточек с изображением геометрических фигур)
2. Способность к обобщению (по картинке) ________________________________
в том числе по назначению (что можно надеть, кушать)______________________
Подбор обобщающего слова ____________________________________________
3. Классификация обобщающих понятий (посуда, одежда) ___________________
7. Может ли объяснить смысл загадки____________________________________
9. Устанавливает ли причинно-следственные связи_________________________
Особенности речи
1. Понимание словесной инструкции (регулирующая функция речи)_______________
2. Объем пассивного словаря ______________________________________________
Развитие элементарных математических представлений
1. Пересчет предметов до 5-10 __________________________________________
2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев __________________
3. Выделение предметов из множества (1-5) по слову, образцу, показу_________
4. Сравнение множеств_________________________________________________
(больше, меньше, равно)
5. Счетные операции:
- :на конкретном материале - счет вслух_________________________________
- на конкретном материале - счет про себя____________________________
Конструктивная деятельность
Особенности эмоционально-волевой сферы
1. Эмоциональная реакция ребенка на сам акт обследования_________________
2. Характер деятельности:
а) проявление интереса к заданию, стойкость интереса______________________
б) целенаправленность деятельности____________________________________
в) наличие самоконтроля в деятельности__________________________________
(нуждается ли в помощи, в какой мере)
3. Способность переноса показанного способа деятельности на аналогичные задания __________________
4. Критичность в оценке своей деятельности_______________________________
5. Понимание эмоционального смысла картинок, текстов _____________________
6. Эмоциональная устойчивость (неустойчивость) поведения________________
7. Контактность в общении со взрослыми, детьми __________________________
Консультации специалистов___________________________________________
Источники:
Следующие статьи:
- Высокая температура у ребенка при бронхите
- Классификация детей с нарушением зрения слепые и слабовидящие
18 апреля 2024 года
Комментариев пока нет!