Справочник Совет педиатра
Главная » Лекарственные препараты

Программа коррекции агрессии у детей



Программа коррекции агрессии у детей

Поиск

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи программы

7. Учебно - тематический план занятий

Список литературы.

Приложения

1. Пояснительная записка.

Актуальность написания программы

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон). Хотя явления детской агрессивности и не имеют массового характера, но мириться с ними наше общество не может. Разноуровневые социально-экономические условия жизни людей, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний и умений жить в этих условиях приводят наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно нелегко подрастающему поколению. Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале" другого, положительного опыта. Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.

Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом, - всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии.

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие.

программа коррекции агрессии у детей

Статистика свидетельствует о росте отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков.

2. Цели и задачи программы

  • Обучение подростков приемам общения, стимулирование развития их коммуникативной культуры.
  • Формирование умения конструктивно действовать в конфликтных ситуациях.
  • Формирование мотивации самовоспитания и саморазвития, обеспечив ее необходимыми психологическими ресурсами и средствами.
  • Реализуя цели программа решает следующие задачи . воспитать и развить в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:

  • Эффективно взаимодействовать, общаться.
  • Справляться со стрессом.
  • Делать выбор и принимать решения.
  • 3.Теоретическое обоснование

    Агрессия: определение и основные теории

    Терминология - в быту термин "агрессия" имеет широкое распространение для обозначения насильственных захватнических действий. Агрессия и агрессоры всегда оцениваются резко отрицательно, как выражение наличия культа грубой силы. В основном же под агрессией понимается вредоносное поведение. В понятии "агрессия" объединяются различные по форме и результатам акты поведения – от злых шуток, сплетен, враждебных фантазий, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "драчливость", "озлобленность", "жестокость". К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность – более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определённый объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются, но нередко люди могут находиться во враждебных отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют. Бывает и агрессивность без враждебности, когда обижают людей, к которым никаких враждебных чувств не питают.

    В литературе различными авторами предложено множество определений агрессии:

  • Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.
  • Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H.)
  • Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
  • Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.
  • Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение.
  • Из этого множества определений агрессии ни одно не является исчерпывающим и общеупотребительным.

    Л. Берковиц обратил внимание на то, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английском языке этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешенных проблем.

    Таким образом, при изучении агрессивного поведения человека мы сразу же сталкиваемся с серьезной и противоречивой задачей: как найти выразительное и пригодное определение основного понятия.

    Одно из определений агрессии, предложенно А. Бассом, агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим.

    Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям

    И, наконец, третья точка зрения, высказанная Н. Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.

    Несмотря на значительные разногласия относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму из приведенных здесь. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:

    Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

    На первый взгляд, это определение кажется простым и откровенным, а также тесно связанным с пониманием агрессии с позиции обыденного сознания. Однако при более внимательном изучении оказывается, что оно включает в себя некоторые особенности, требующие более глубокого анализа.

    Из представления о том, что агрессия предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия. Таким образом, помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

    Ввиду того, что проявления агрессии у людей бесконечны и многообразны, весьма полезным оказывается ограничить изучение подобного поведения концептуальными рамками, предложенными А. Бассом. По его мнению, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Эти восемь категорий агрессивного поведения и примеры к каждой из них приведены в табл. 1.1.

    Таблица 1.1. Категории агрессии по А. Бассу

    программа коррекции агрессивного поведения

    ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА

    Пояснительная записка.

    Проблема агрессивного поведения весьма актуальна в наши дни. Учителя отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают, как справится с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание, строгий выговор, после чего дети на какое – то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Такого рода педагогические воздействия неэффективны (наряду с заседаниями Совета Профилактики, «микропедсоветами»). Такие «выговоры», «внушения», «беседы», проходящие под устрашающим девизом «То ли еще будет . », скорее усиливают особенности таких детей и ни в коей мере не способствуют их «перевоспитанию» или стойкому изменению поведения к лучшему.

    Взрослые не любят агрессивного поведения детей. Такие дети их скорее раздражают, чем располагают к себе. Разговор о них ведется в осуждающих терминах: «грубиян», «нахал», «хулиган» - такие ярлыки всегда достаются агрессивным детям, всем без исключения.

    Дети черпают знания о моделях поведения из разных источников. Из семьи, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение, и обучаются при взаимодействии со сверстниками, узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр (Я сильный – и мне все можно). Дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. Не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

    Агрессия – это способ выражения своего гнева, протеста. А, как известно, гнев – это чувство вторичное. В его основе лежит боль, унижение, обида, страх, которые в свою очередь, возникают от неудовлетворения базисной, фундаментальной человеческой потребности в любви и нужности другому человеку. Агрессивное поведение детей –это своеобразный сигнал SOS, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справится не в силах.

    Целью создания данной программы является:

    - ввести ребенка в мир человеческих отношений

    - расширить адаптационные возможности ребенка.

    Задачи:

    Обучение агрессивного ребенка способам выражения гнева.

    Обучить ребенка приемам саморегуляции.

    Формирование позитивных качеств личности ребенка.

    К ожидаемым результатам можно отнести контроль над проявлениями агрессии, отказ от нежелательного поведения, оценка социальной ситуации, расширение продуктивных поведенческих реакций.

    Занятия рассчитаны на работу с детьми 10 – 14 лет, проводятся 1-2 раза в неделю по заявке или результатам тестирования. Продолжительность занятий составляет 40-50 минут. Программа состоит из 10 занятий.

    Программа работы включает в себя несколько этапов. На подготовительном этапе выявляются агрессивность ребенка. С родителями и классным руководителем проводятся предварительные консультации. На консультации с классным руководителем обсуждается необходимость оказания поддержки ребенку, посещающему занятия. Аналогичные опросы обсуждаются и с родителями. Это важно, так как очень многие родители не знают, чем занимается психолог, и «что он может сделать с их ребенком» - очень актуальный вопрос для них.

    Основной этап предполагает индивидуальную работу. Каждое занятие начинается с ритуала приветствия. Целью его проведения является настрой на работу, создание доверия. На первом занятии ритуал приветствия предлагается ведущим. Работа по теме занятия состоит из нескольких упражнений.

    На завершающем этапе групповой работы проводится контрольная диагностика агрессивности, позволяющая оценить эффективность работы. Кроме того, на этом этапе проводятся консультации с педагогами и родителями по результатам работы.

    Учебно – тематический план.

    Коррекционная программа «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. «Успокоить вулкан»

    Содержание

    программа коррекции агрессии у детей

    1. Пояснительная записка__________________________________ 3

    2. Организационные условия проведения занятий____________ 6

    3. Учебно-тематический план_______________________________ 7

    4. Методы отслеживания эффективности программы__________ 9

    5. Методические рекомендации______________________________ 9

    6. Коррекционная программа « Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей и подростков. «Успокоить вулкан» __ 12

    7. Список литературы______________________________________ 30

    8. Приложение ____________________________________________31

    1. Пояснительная записка

    Актуальность темы:

    Психологи выявляют компьютерную зависимость и у шестилетних детей, однако наиболее нежелательной она является для подростков 10-15 лет. Причем на одну зависимую девочку приходится девять-десять мальчиков. Связано это с тем, что компьютерные игры в основном рассчитаны на мальчиков, да и кризис подросткового возраста они переживают тяжелее.

    — Подростковый возраст — это период формирования ценностей, расширения социальных контактов, — говорят психологи. — А зависимый ребенок ограничивает свой круг общения компьютером. В результате — отсутствие жизненного опыта, инфантилизм в решении жизненных вопросов, трудности в социальной адаптации. И это при том, что умственный коэффициент у таких детей, как правило, очень высок.

    Зависимого ребенка могут начать раздражать другие люди, отмечают специалисты. Часто они проявляют обиду и агрессию по отношению к родителям, которые пытаются ограничить их общение с компьютером. Известен случай, когда самым сильным желанием зависимого подростка было, чтобы не стало его родителей.

    — Компьютер становится бегством от реальности с ее проблемами, — утверждают психологи. — И невозможность исправить «ошибки» в жизни с такой же легкостью, как в игре, вызывает в зависимом ребенке различные легкие психические отклонения эмоционального плана — от агрессии до депрессии, от полного противопоставления себя миру до ухода в себя.

    Установлено, что каждый пятый-шестой зависимый от компьютера ребенок перерастает эту проблему самостоятельно и без последствий.

    Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и проявлениями детской агрессии. Агрессивность – свойство личности целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу. Это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон).

    Неизмеримое количество внутренних и внешних факторов воздействуют на подрастающего ребенка. Далеко не все дети могут контролировать свои поступки. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Часто при этом у него происходит ломка многих представлений, установок, изменение желаний и привычек, недоверие к другим. На смену одним чувствам приходят другие, которые могут носить и патологический характер. У ребенка формируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такой ребенок считает агрессивное поведение приемлемым, он не имеет в своем поведенческом "арсенале" другого, положительного опыта.

    Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением. Здесь важно сделать акцент на том, что ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в детях, так как агрессия - это необходимое и естественное для человека чувство. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т.е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

    Важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Необходимо помнить следующее: агрессия - это не только деструктивное поведение, причиняющее вред окружающим, приводящее к разрушительным и негативным последствиям, но также это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для более конструктивных целей, если уметь ей управлять. И задача взрослых - научить ребенка контролировать свою агрессию и использовать ее в мирных целях.

    Научно-практическая значимость:

    Составленная программа является готовым инструментом практической работы для педагогов-психологов, сталкивающихся с подобной проблемой

    Программа «Успокоить вулкан» предполагает комплексный подход к психологической коррекции агрессивного поведения у подростков на основе современных достижений отечественных и зарубежных психологов А.А. Реана, Р. Бэрона, Д. Ричардсона, Г.Э. Бреслава и других.

    Программа «Успокоить вулкан» составлена на основе программ: Бреслава Г.Э. Лебедевой О.А. Смирновой Е.Е.

    Цели и задачи

    Цель тренинга: психологическая коррекция агрессивных тенденций в поведении младших школьников путем обучения навыкам адаптивного поведения.

    Задачи тренинга:

    Обучать детей и подростков навыкам контроля и управления собственным гневом (навыкам саморегуляции)

    Обеспечение возможностей отреагирования гнева в приемлемых формах

    Обучение навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в т.ч. гневом

    Оптимизация общения ребенка со сверстниками: выработка механизмов эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развитие умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи

    Создание положительного эмоционального фона в различных видах деятельности учащихся, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой.

    формировать позитивную самооценку

    Программа тренинга предусматривает использование в работе:

    Предметный каталог

    Программа направлена на формирование навыка конструктивного поведения, принятия своих чувств, повышение уровня осознанности, обучение приемам разрядки, повышение уровня самоконтроля.

    Программа коррекции агрессивного поведения подростков.

    Пояснительная записка.

    Агрессия тесно связана со всей структурой личности. В ней выделяются познавательный, эмоциональный и волевой компоненты. Определенный уровень ее не только допустим, но и необходим. Для того чтобы ребенок реже проявлял агрессивные формы поведения, необходимо, чтобы он обладал определенным уровнем социального интеллекта, то есть умел справляться с социальными конфликтами конструктивным способом. Кроме этого необходимо, чтобы он осознавал те чувства, которые провоцируют агрессию, и умел выражать их другими способами. Предполагается также наличие хорошо развитого самоконтроля.

    Центральным новообразованием подросткового возраста является новый уровень самосознания, то есть интерес к собственному внутреннему миру, эгоцентризм.

    программа коррекции агрессии у детей

    Одним из принципов составления психокоррекционных программ является принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Проведенное диагностическое исследование позволило определить такие особенности.

    Для нашей выборки характерен высокий уровень негативизма, физической агрессии, чувства вины и обиды. Обнаружившаяся связь между чувством вины и раздражительностью позволяет делать вывод о том, что наши подростки недостаточно хорошо осознают свои чувства и выстраивать программу коррекции в этом направлении. Высокий уровень негативизма и чувства вины говорит нам и о необходимости работы с ближайшим окружением подростка, то есть с педагогами и родителями. Учитывая зону ближайшего развития ребенка, наша коррекция может быть направлена на формирование социальных навыков, развитие рефлексии и повышение самооценки. Формирование и развитие вышеперечисленных свойств позволит ребенку реже занимать оборонительную позицию, и, следовательно, сделает не нужным агрессивное поведение.

    Исходя из выше сказанного, мы можем, определить цели и задачи коррекционной программы.

    Цели

    1. Обучить конструктивному выражению чувств.
  • Сформировать социальные навыки.
  • Повысить уровень самооценки.
  • Задачи.

  • Сформировать установку на внимательное отношение к своим чувствам и чувствам других, на их конструктивное выражение.
  • Повысить уровень осознания своих чувств.
  • Обучить приемам разрядки негативных чувств (злости, раздражения).
  • Повысить уровень самоконтроля.
  • Обучить конструктивным приемам решения конфликтов.
  • Сформировать положительную адекватную самооценку.
  • Форма работы - групповая.

    Используемые техники . ролевые игры, психогимнастические упражнения, дискуссии, мозговой штурм, лекции, адаптационные игры, игры - коммуникации.

    Общее время, отводимое на коррекционную программу 18 часов. Частота встреч - 1 раз в неделю. Количесво занятий - 12. Длительность каждого коррекционного занятия 1,2 - 1,5ч.

    В программе предусматривается работа с родителями и учителями подростков.

    Работа со взрослыми выстраивается в форме лекций.

    Темы лекций

  • Возрастные особенности подростков.
  • Чувства и эмоции. Конструктивное выражение чувств.
  • Агрессия и агрессивность. Возможности коррекции.
  • Способы общения с ребенком.
  • Самооценка. Как любить себя
  • Основная цель лекций информирование родителей об особенностях подросткового возраста и способах взаимодействия с ним на этом этапе.

    Возможно проведение дискуссии, как с родителями, так и с педагогами на тему: Способы общения с ребенком подросткового возраста. Цель дискуссии: сформировать установку на изменение не конструктивных способов взаимодействия с ребенком.

    Коррекционная программа с подростками выстраивается по следующей схеме (см. таблицу 1).

    Таблица 1

    Примерная структура каждого занятия.

    Источники:
    www.vashpsixolog.ru, garnett.ru, infourok.ru, www.openclass.ru

    Следующие статьи:


    27 марта 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения