Справочник Совет педиатра
Главная » Методы профилактики

Физическая реабилитация детей с зпр



Физическая реабилитация детей с зпр

Инновационная методика физического воспитания детей с задержкой психического развития

Введение. Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчеркивалось исследователями различных направлений науки. На данный момент уже есть некоторый опыт применения средств и методов физической культуры в работе с лицами, имеющими отклонения в развитии, (особенно в лечебных учреждениях). Предложены программы деятельности классов здоровья, компенсации и даже специализированных школ. Однако сегодня, по оценкам специалистов, для 80 % детей, отнесенных к категории «задержка психического развития» (ЗПР), и развивающая, и коррекционная работа оказывается недостаточно эффективной, а в некоторых случаях даже ухудшает их состояние. Научные исследования частных проблем адаптивной физической культуры проводятся, но разработанных методик и программ с учетом дифференциации в подборе средств физической культуры, особенно оздоровительной направленности, с целью физической реабилитации и педагогической коррекции детей в условиях коррекционных школ-интернатов до сих пор недостаточно. Исходя из этого положения мы попытались в какой-то мере решить проблему: разработали комплексную методику оздоровительно-развивающей направленности для формирования здоровья учащихся коррекционных детских учреждений 8-го вида с широким применением физических упражнений в режиме дня.

Мы полагаем, что воздействие специально разработанных физических упражнений и их использование в режиме дня способны обеспечить компенсаторное влияние на нарушенные функции организма ребенка. Инновационная комплексная методика оздоровительно-коррекционной направленности окажет положительное влияние не только на процесс физической реабилитации, но и на психическую сферу детей с ЗПР.

Цель исследования — повышение эффективности физической и психической реабилитации детей с ЗПР.

Методы и организация исследования. Программа настоящего исследования включала использование следующих методов: анализ научно-методической литературы, антропометрию, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование физической подготовленности, метод функциональных проб, методы психологической диагностики и математической статистики.

Под наблюдением находились 49 мальчиков и девочек 1213 лет с ЗПР конституционального и психогенного характера. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 25 детей, занимающихся по инновационной методике. В контрольную группу (КГ) вошли 24 ребенка, занимающихся по общепринятой методике для детских учреждений 8-го вида. Основными компонентами разработанной нами инновационной методики физического воспитания оздоровительно-развивающей направленности учащихся ЭГ были: физические упражнения в режиме дня, звукотерапия, закаливание, санитарно-гигиенические мероприятия рациональное питание и витаминотерапия, спортивно-массовые мероприятия. Физические упражнения в режиме дня: специальная утренняя зарядка, уроки физического воспитания (3 раза в неделю), обязательные дополнительные занятия по оздоровительной аэробике (3 раза в неделю), 2-3 физкультминутки на каждом уроке, различные организованные игры, направленные на развитие ориентации в пространстве, способности к равновесию, к дифференцированию параметров движений, к ритму, к вестибулярной устойчивости, психотехнические игры, упражнения для развития познавательных процессов и способствующие развитию физических качеств во время прогулок и перемен.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ физического развития обследованных детей в конце педагогического эксперимента показал, что у детей ЭГ увеличились обхватные показатели бедра, голени, плеча и предплечья до средневозрастных норм, достоверно возросла мышечная масса (р<0,05), значительно улучшились экскурсия грудной клетки и значения индекса Эрисмана. У детей КГ показатели, характеризующие физическое развитие, в течение года улучшились незначительно, абсолютная и относительная мышечная масса, экскурсия грудной клетки, индекс Эрисмана были достоверно ниже средневозрастных норм и показателей детей ЭГ (р< 0,05).

В ходе эксперимента было выявлено, что функциональные показатели проб Штанге, Серкина, Озерецкого, теппинг-теста детей ЭГ достоверно увеличились (р<0,05), нормализовалось артериальное давление. У детей КГ эти изменения были выражены в меньшей степени.

Прослеживая динамику развития физических качеств у детей ЭГ в течение года, можно отметить достоверное улучшение всех тестируемых показателей. Высокие темпы прироста физических качеств у детей, занимавшихся по разработанной нами методике в течение учебного года, позволили им вплотную приблизиться к здоровым детям по уровню развития основных физических качеств. Особенно заметным было улучшение показателей равновесия (на 29,3%), челночного бега (на 29%).

Занятия по экспериментальной методике не только улучшили физическое и функциональное состояние детей ЭГ, но и благотворно повлияли на их психологическое состояние, о чем свидетельствует позитивная динамика функции внимания, пространственной ориентации, сплоченности коллектива, низкой физиологической сопротивляемости стрессу, страха неудач, страха проверки знаний, страха не соответствовать ожиданиям окружающих, самооценки. Показатели агрессивности, враждебности и общей тревожности изменились очень незначительно, трудно поддаются коррекции и выражены в меньшей степени. Психологическое состояние детей КГ несколько улучшилось, а значения показателей агрессивности и тревожности возросли.

Таким образом, применение инновационной методики в системе реабилитации детей 1213 лет с ЗПР обеспечивает положительный эффект, заключающийся в улучшении уровня физической подготовленности, функционального состояния и физического развития, нормализации психической сферы. В результате года занятий по экспериментальной методике дети с ЗПР по своему физическому и психическому развитию приблизились к здоровым детям, что позволило перевести в общеобразовательные классы некоррекционных школ-интернатов школ 28,3 % таких детей.

Заключение. Результаты исследования показали, что традиционная методика физического воспитания, предназначенная для коррекционных школ-интернатов 8-го вида, неэффективна в работе с детьми, имеющими ЗПР, прежде всего из-за недостатка организованной двигательной активности и отсутствия дифференцированного подбора средств. Проведенный нами комплексный подбор соответствующих средств физического воспитания, физических упражнений в режиме дня применительно к детям, имеющим ЗПР, позволил достичь большей эффективности и позитивно повлиять на физическую, функциональную и психическую сферы занимающихся. Приближение изученных показателей таких детей к средним значениям, характерным для здоровых детей, а также перевод части детей из коррекционной школы-интерната в общеобразовательные классы некоррекционных школ-интернатов может свидетельствовать в пользу перспективности использования разработанной комплексной методики оздоровительно-развивающей направленности в системе физической и психической реабилитации детей с ЗПР.

физическая реабилитация детей с зпр

Разработка комплексной программы физической реабилитации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Сущность процесса социализации и адаптации ребенка к социуму. Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста. Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Базовая задача психологической реабилитации.

физическая реабилитация детей с зпр

курсовая работа [54,7 K], добавлен 18.02.2011

Понятие и классификации задержки психического развития. Особенности личности детей с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование развития познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития средствами игры.

курсовая работа [54,7 K], добавлен 15.10.2012

Особенности развития речи в норме у детей дошкольного возраста в онтогенезе. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, формирование у них речи. Коррекционная работа по развитию речи.

курсовая работа [67,2 K], добавлен 10.06.2015

Изучение особенностей развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предметно-средовые принципы организации процесса дошкольного образования. Коррекционно-педагогическая работа с детьми.

дипломная работа [624,8 K], добавлен 12.05.2015

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития.

дипломная работа [74,1 K], добавлен 25.03.2011

Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Организация экспериментального исследования внимания у детей с задержкой психического развития, его результаты.

физическая реабилитация детей с зпр

курсовая работа [76,3 K], добавлен 30.10.2009

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте. Организация эмпирического исследования особенностей игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [78,8 K], добавлен 24.02.2013

Формирование речи детей при задержке психического развития. Исследование по определению особенностей строения и подвижности артикуляционного аппарата, произношения звуков и развития фонематического слуха детей с ЗПР старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [58,5 K], добавлен 09.07.2011

Физиологические основы и особенности формирования развития мелкой моторики рук. Характеристика детей с задержкой психического развития. Роль дидактических игр и игровых упражнений для развития мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.

дипломная работа [130,1 K], добавлен 29.06.2011

Уровень сформированности словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Разработка методических рекомендаций к коррекции нарушений словообразования существительных у отстающих дошкольников.

дипломная работа [2,9 M], добавлен 16.10.2011

Адаптивное физическое воспитание младших школьников с ЗПР

Одним из важных аспектов процесса интеграции детей в учебную деятельность является уровень их психомоторного развития. Современные исследования доказывают, что степень развития психомоторики, в частности двигательных способностей, оказывает серьезное влияние на эффективность учебного процесса детей младшего школьного возраста с ЗПР. Необходимая адаптация детей с ЗПР к социальным условиям невозможна без реализации коррекционно-развивающей деятельности, направленной на нормализацию психомоторики, которая должна учитывать особенности их физического и психического развития. Для детей младшего школьного возраста с ЗПР характерна негрубая дисфункция двигательной сферы, которая проявляется в общей моторной недостаточности. Наблюдается слабость регуляции произвольных движений, несформированность техники выполнения многих движений (особенно страдает тонкая моторика). Отмечаются трудности выполнения движений в заданном ритме, сохранения равновесия, выполнения движений, связанных с быстродействием нарушение "чувства пространства", увеличенное время сложной двигательной реакции. Вследствие невыраженной латеральности стёрта моторная асимметрия тела, в частности, не сформирована доминантность правой руки. Недостаточно сформирована способность к словесной регуляции действий, способность включать воображение во время подвижных игр, регулировать психическое возбуждение при занятии физическими упражнениями. Данные нарушения психомоторного развития являются составной частью ведущего дефекта.

Нарушение темпа психического развития, снижение уровня двигательной активности способствует появлению вторичных отклонений в состоянии здоровья. В первую очередь это нарушение опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания, снижение силы и подвижности нервных процессов, нарушение аналитико-синтетической деятельности ЦНС, сенсорных отклонений, снижение уровня физических возможностей.

В условиях образовательных учреждений коррекционно-развивающее направление процесса адаптивного физического воспитания у детей с ЗПР младшего школьного возраста должно состоять в следующем:

* коррекция и совершенствование основных движений (ходьба, бег, плавание, лазание, прыжки, ходьба на лыжах, упражнения с предметами и т.п.). Обучение основам техники данных упражнений, формирование жизненно-необходимых умений и навыков, умение самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности

* коррекция и совершенствование координационных способностей (к/с)

* развитие физической подготовленности (увеличение уровня гибкости, силы, скорости, общей выносливости)

* коррекция и профилактика соматических нарушений

* коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей (развитие активного воображения, параметров внимания, памяти, пространственной ориентации и т.п. Совершенствование работы кинестетического, зрительного, вестибулярного, тактильного, слухового анализаторов.)

* развитие познавательной деятельности (формирование необходимых знаний о здоровом образе жизни, формирование полезных привычек)

* формирование личности (воспитание потребности к занятиям физическими упражнениями, нравственных и волевых качеств, организация ответственности за свои поступки, активности и самостоятельности).

Данные задачи по физической реабилитации детей с ЗПР должны решаться с использованием следующих образовательных форм адаптивной физкультуры: урочных, коррекционных, рекреационных, секционных и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни.

Реабилитация детей с задержкой психического развития

Социальная реабилитация детей с задержкой психического развития осуществляется в форме коррекционно-педагогической деятельности, которая в нашей стране зародилась в середине XX в. Путем научных познаний и практических экспериментов в настоящее время в России выработана единая политика образования детей с задержкой развития. Для этой цели были созданы специальные коррекционные образовательные учреждения шестого типа. При массовых средних образовательных школах введены коррекционно-развивающие классы. В коррекционной ориентированности образовательный процесс состоит из двух ступеней общего образования.

Первая ступень – начальное общее образование, где средний срок – 4 – 5 лет. Второй этап – основное общее образование, где средний срок – 5 лет. Зачисление детей в специальные коррекционные учреждения осуществляется по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей. Наполняемость класса – двенадцать человек, что облегчает работу самого педагога, чтобы он мог уделить максимум учебного времени каждому ученику. По завершении курса начального образования при исправлении отклонений возможен перевод ученика в массовое учебное заведение. При общеобразовательных школах комплектация коррекционных классов производится по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии. В данном случае дети занимаются по учебникам средней школы, но по специально разработанной программе. На сегодняшний день наилучшие разработки и результаты представляет программа начальных классов. Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего периода обучения должна осуществлять комплексный, систематический и индивидуальный подход. При этом необходимо принимать во внимание неравномерность и скачкообразность интересов и познавательных потребностей учеников, подбирая те виды деятельности, которые вызывают максимальную мотивированность, и одновременно преодолевать страх перед неприятными занятиями (например, развитием коммуникативных навыков в устной речи у детей-заик). Следует помнить, что эти учащиеся требуют особого внимания и индивидуального подхода. Поэтому их учебные занятия необходимо сочетать с лечебно-оздоровительными мероприятиями, укрепляющими физическое здоровье в целом и моральный дух, развивающими дисциплину и целеустремленность.

Эффективность образовательного процесса значительно повышает индивидуальный подход. Необходимо каждому ученику доступно объяснить новую тему или смысл задания, чаще, чем в средней школе, использовать карточки или наглядные пособия (в силу неразвитости у детей абстрактного мышления), дать ребенку возможность сосредоточиться только на изучаемом материале и освободить его от работы, не связанной напрямую с изучаемым материалом. Необходимо помнить также о быстрой утомляемости детей и, следовательно, не перегружать их заданиями. Часто сами уроки, особенно в начальных классах, могут быть не длиннее 25-30 мин.

Система коррекционно-развивающего обучения – это форма обучения, при которой дети с задержкой развития другими психофизическими недостатками получают практически такие же знания, как и совершенно здоровые дети. Коррекционно-развивающее обучение детей с задержкой умственного развития в условиях общеобразовательной школы происходит по программе среднего образования, но с учетом психических и физических возможностей детей. Компенсаторные классы, как правило, предусмотрены средней школой. Направление в них происходит по заключению психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей. Существует две разновидности таких классов. Первые – постоянные. В них обучаются дети с легкой патологией. Здесь разрабатывается специальная программа, направленная на облегчение персептивных процессов и запоминание. Стандартная длительность уроков (45 мин.) и их количество сохраняются. Отличается наполненность класса – 12 – 15 человек. Программа обучения характеризуется несколько замедленным темпом подачи нового материала и усиленным контролем, направленным на понимание и закрепление. Во время занятий более активно употребляются наглядные пособия и карточки, больше времени Уделяется познанию окружающего мира. Сюда включаются, например, занятия по природоведению на природе с детальным объяснением основных понятий и их наглядной Демонстрацией, компенсаторные занятия физической культурой с учетом возможностей детей. Кроме того, помимо основных, вводится ряд инвариантных предметов, таких как ритмика, танцы, ручной труд, развитие речи. Наличие подобных курсов помогает обогатить словарный запас, разить правильное словоупотребление и грамотность, максимально погрузить ребенка в речевую среду, повысить его коммуникативные потребности и навыки. Помимо этого повышаются эмоциональный тонус и самооценка, улучается качество реакции на происходящие события, т.е. ребенок становится более адекватным и более развитым.

Другая разновидность компенсаторных классов – это индивидуально-групповые занятия, где объединяются дети со сходными недостатками, пробелами в образовании и общим уровнем развития. Это могут быть общеразвивающие занятия, направленные на улучшение памяти, внимания, развитие мышления, закрепление трудных звуков. Другой вариант таких курсов – их предметная направленность на ликвидацию проблем в знаниях некоторых предметов из школьной программы. При обучении всегда обращается внимание на индивидуальность самого ребенка, особенности его памяти, мышления, понимания, внимания, речи. Принимается в расчет способ решения поставленной задачи, усидчивость, работоспособность, порог утомляемости. Особенно выделяются дети в перманентном состоянии гипертрофированной активности и, напротив, патологической замедленности реакций.

В начальных классах такие занятия проводятся по учебному плану в среднем 3 раза в неделю до или после основных уроков с продолжительностью не более 15 – 20 мин. Комплектация проходит по принципу сходства проблемы у всех учащихся, и обязательным условием является наличие не более трех человек. В ходе индивидуальных занятий может осуществляться коррекционная работа по устранению неправильных навыков говорения, письма, чтения, обучению работе по специальным дидактическим материалам, работе с контурными картами, схемами и графиками.

Процесс обучаемости напрямую связан с уровнем умственного развития ребенка. Нормальная мыслительная деятельность обусловливает продуктивную усваиваемость школьного материала, что в дальнейшем помогает плодотворной умственной деятельности.

Развитие мозга как органа мышления начинается у ребенка еще во внутриутробный период. Тогда же закладывается тип темперамента и эмоционально-волевой сферы. Однако человек рождается лишь с зачатками этих качеств, развитие или пресечение которых зависит от семьи. Умственное развитие ребенка при неосложненной беременности матери, благополучном течении родов и постнатального периода (при отсутствии тяжелых травм) затормаживается крайне редко. Средний темп интеллектуального прогресса оценивается по возрастным показателям. Таким образом, ребенок в три месяца должен хорошо держать головку, отзываться на звук родительского голоса улыбкой или плачем, поворачивать голову на звук погремушки, колокольчика и т.д. В течение первого года жизни малыш должен проявить коммуникативную потребность. Особенностью данного периода считается прямая зависимость умственного развития от физического. При слабых навыках владения своим телом у ребенка резко снижаются познавательные возможности, что влечет за собой, в свою очередь, снижение функции восприятия и коммуникации.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности детей – игра, при помощи которой они познают окружающий мир, развивают абстрактное мышление, связанное с воображением, и навыки общения с родителями и со сверстниками. Ребенок осознает свое место в обществе и осваивает первичные социальные роли.

При нарушении мыслительной функции мозга, что достаточно часто происходит в случаях черепно-мозговых травм, пережитого потрясения и длительной депривации, ребенок, вместо того чтобы познавать окружающий мир, как и положено в его возрасте, занят решением более глобальных проблем. Так, например, происходит осознание развода родителей, когда два самых любимых человека решают больше не жить вместе. У ребенка, как правило, происходит внутренний раскол, в результате которого нарушается первичная потребность человека в безопасности и комфорте. Самостоятельные попытки решить эту проблему приводят к нарушению нормального темпа умственного развития, и ребенок застревает на инфантильной стадии. Это приводит к неадекватным реакциям на события, а поскольку выражение эмоций проходит в присутствии других людей, то ответная реакция на такое поведение чаще всего угнетает ребенка. Часто демонстрируется отторжение как взрослых, так и сверстников. Возникает страх перед проявлением чувств и, таким образом, нарушается коммуникационный процесс.

Поскольку в силу своего возраста ребенок может сосредоточиться только на одном предмете в течение длительного времени (т.е. при ощущении безопасности и комфорта он осваивает высшие потребности, такие как потребность в принадлежности определенной группе, уважении и любви, познании нового), то по причине неудовлетворения первоначальных потребностей ребенок затормаживается в процессе своего развития. При нарушении механизмов познания, памяти и восприятия ребенок оказывается неподготовленным к школе.

Источники:
bmsi.ru, knowledge.allbest.ru, www.psyhodic.ru, studopedia.ru

Следующие статьи:


29 мая 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения