Справочник Совет педиатра
Главная » Нужно ли вмешательство

Архипова стертая дизартрия у детей 2010



Использование приемов логопедического массажа при коррекции стертой формы дизартрии у старших дошкольников с ОНР

В соответствии с современными педагогическими теориями, представление о педагогических технологиях связывается с определенным набором базисных техник, использование которых позволяет прогнозировать и достигать желаемого результата учебно-воспитательного процесса. Известно, что в дошкольном возрасте нередко задерживается развитие произносительной стороны речи. Данный факт может свидетельствовать как о задержке темпа развития речи, так и о значимых признаках речевых нарушений. Формирование произносительной стороны речи предполагает использование целого ряда логопедических технологий, среди которых логопедический массаж занимает одно из значимых мест.

Использование логопедического массажа как одного из методов коррекционно-педагогического воздействия при тяжелых речевых нарушениях применяется относительно давно. Ряд авторов (Архипова Е. Ф. 1997, Правдина О. В. 1973, Семенова К. А. 1972 и др.) указывают на необходимость использования массажа в логопедической практике. Правдина О. В. в своих работах указывала на то, что методика логопедической работы при дизартрии складывается из дифференцированного массажа, логопедической гимнастики, а также выработки и автоматизации навыков артикуляции. Однако приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую практику. Становится ясно, что логопедический массаж как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. С одной стороны, логопедический массаж является важной составляющей в комплексной логопедической работе, с другой стороны, массаж не является панацеей при формировании звукопроизношения у ребенка. Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Выполнение приемов логопедического массажа требует четкой диагностики состояния мышечного тонуса не только собственно мышц, участвующих в артикуляции (языка, губ, щек, но также мышц лица (скуловых, лобной) и шеи. Логопед может проводить диагностику несколькими способами.

Логопедическая диагностика, как правило, включает осмотр, наблюдение за выполнением динамических и статических движений, а также такой способ нетрадиционного педагогического обследования как пальпация, что дает представление о состоянии тонуса мышц и тургоре кожных покровов. В связи с этим развитие технологии логопедического массажа неразрывно связано с совершенствованием технологии диагностики. Необходимость проводить более точную дифференциальную диагностику сложных сочетанных случаев дизартрии, дизартрии и алалии, дизартрии и дислалии приводит к разработке новых приемов и технологии логопедического массажа, направленного на коррекцию звукопроизносительной стороны речи, а опосредованно и формирование грамматического строя речи, и обогащение словаря, повышение выразительности речи. Тем самым мы формируем коммуникативные компетенции у ребенка.

В последнее время приобрел широкую известность метод логопедического массажа не только среди специалистов России, но и за рубежом. Автором разработки системы логопедического массажа как новой коррекционной технологии, является кандидат наук, доцент кафедры логопедии МПГУ, старший научный сотрудник ММА им. И. М. Сеченова Дьякова Е. А.

Отличие методики проведения логопедического массажа, предложенного Е. А. Дьяковой, от известных ранее состоит в том, что она на основе проведенного анализа физиологических механизмов разработала и обосновала определенную последовательность проведения массажных движений и предложила ряд новых приемов. В данной методике логопедического массажа используется прямое мануальное воздействие на внешнюю и внутреннюю сторону боковых поверхностей щек, скуловых и жевательных мышц воздействие не только на поверхность языка, но и на скелетные его мышцы, выходящие за пределы тела языка и прикрепляющиеся к костям черепа и шеи учет симметричности строения мышц языка а также учет главных и косвенных мышц в выполнении артикуляционных движений, что влияет на построение комплекса массажных движений при активизирующем и релаксационном воздействии. Особый акцент сделан на работу с лицами детского возраста, а также сочетание массажа с пассивной, пассивно-активной гимнастикой и релаксацией. Логопеды используют данную технологию в своей педагогической практике. Массаж интегрирует такие образовательные области, как здоровье, коммуникация и физическое развитие.

Цель. Нормализация произносительной стороны речи у старших дошкольников с ОНР.

Задачи:

1. Нормализация мышечного тонуса в органах артикуляции методом ручного логопедического массажа.

2. Увеличение амплитуды движений органов артикуляции.

3. Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

4. Формирование артикуляционных укладов нарушенных или отсутствующих звуков.

5. Автоматизация поставленных звуков в речи детей.

6. Повышение качества речи (выразительности, внятности) .

7. Формированию коммуникативных компетенций у детей.

Форма работы - индивидуальная.

Содержание работы.

Мы считаем, что использование на подготовительном этапе приемов логопедического массажа сократит сроки постановки нарушенных и отсутствующих звуков речи у детей со стертой формой дизартрии, сократит сроки их автоматизации и, в целом, улучшит состояние произносительной стороны речи.

Этапы работы.

Подготовительный этап (информационно — аналитический) .

1 Работа с родителями воспитанников логопедической группы. Сообщение информации о необходимости проведения логопедического массажа.

2 Получение справки от педиатра или невролога об отсутствии медицинских противопоказаний к логопедическому массажу.

Основной этап (практический)

1. Адаптационный период. Нужен для налаживания контакта. Первые 3-5 сеансов носят ознакомительный характер. Ребенка отвлекаем от неприятных ощущений сказками, историями. Постепенно увеличивается нагрузка. Массажные движения легкие, неглубокие. Пальпаторно определяется состояние мышечного тонуса в различных группах мышц. Проверяется рвотный рефлекс.

2. Основной период.

В этот период массаж занимает 2/3 части всего логопедического занятия. Движения выполняются в полном объеме.

Ритм движения рук сочетаем с ритмом речи, развивая темпо- ритмическую и интонационную стороны речи. Выполняя массаж, расширяем знания об окружающей действительности, словарь, грамматику. Т. е. во время массажа активизируем все компоненты речи ребенка.

архипова стертая дизартрия у детей 2010

3. Закрепляющий период.

На этом этапе массаж занимает 1/3 от всего занятия и носит поддерживающий характер. Массаж делается для закрепления результата, улучшения кровообращения в мышцах, увеличения амплитуды движений органов артикуляции. На этом этапе поставленные звуки автоматизируются в речи детей.

Заключительный этап (контрольно — диагностический) .

Логопедический массаж был рекомендован 5 воспитанникам логопедической группы, что составило 30% от общего числа детей. Все они имели заключение «ОНР 3 уровня. Стертая форма дизартрии».Возраст детей: 6-7лет. На момент начала массажа было проведено обследование произносительной стороны речи. Все дети нуждались в постановке или коррекции звуков «р» и «рь».На протяжении 2х месяцев 3 раза в неделю занятия с этими ребятами начинались с сеанса массажа, затем проводилась артикуляционная гимнастика (лежа, сидя). К концу второго месяца (у 2х детей к окончанию 3го месяца работы) звук «р» был поставлен у всех. На этапе автоматизации нового звука в речи детей массаж выполнялся в начале занятия и носил поддерживающий характер. У всех детей вибранты автоматизировались в спонтанной речи достаточно легко и быстро. Результативность работы составила 100%.

Результативность.

Таким образом, применение в логопедической практике такой инновационной технологии, как логопедический массаж, существенно сокращает сроки постановки и автоматизации звуков в спонтанной речи у детей со стертой формой дизартрии. Массаж способствует улучшению качества речи детей и формированию коммуникативных компетенций.

Библиография

1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия. - М. 2006.

2. Дьякова Е. А. Логопедический массаж при разных формах дизартрии. М. 2012

3. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста: О. Г. Приходько — Санкт-Петербург, 2010

4. Правдина О. В. Семенова К. А Логопедический массаж. _М. 2003

Елена Архипова: Логопедический массаж при дизартрии

Жанр. Медицина. Язык. ru

Аннотация:

В книге определены цели и задачи логопедического массажа в комплексной системе преодоления речевых расстройств у детей с дизартрией, а также представлена методика проведения точечного, зондового и ручного массажа.

Впервые в логопедической практике предлагаются дифференцированные приемы массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при различных речевых нарушениях.

Автор книги, Елена Филипповна Архипова, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Среди последних публикаций, книги Логопедическая работа с детьми раннего возраста (2006), Стертая дизартрия у детей (2007).

Книга адресована студентам дефектологических факультетов педвузов, логопедам, педагогам, психологам, врачам.

Скачать книгу у партнера

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей

Нет в продаже

Учебное пособие по коррекционно-логопедической работе с детьми со стертой дизартрией создается впервые.

Подробно изложена клинико-педагогическая характеристика данной категории детей. Определены этапы и направления логопедической работы при дизартрии.

Рассмотрены современные методы нормализации дыхания, моторных функций речи, постановки звуков речи.

Представлена авторская методика автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции.

Автор пособия — Елена Филипповна Архипова, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Среди последних публикаций — книги «Логопедическая работа с детьми раннего возраста» (2006), «Стертая дизартрия у детей» (2007), «Логопедический массаж при дизартрии» (2008).

Книга адресована студентам дефектологических факультетов педвузов, практикующим логопедам, педагогам, психологам, врачам.

Оптимизация логопедической работы с детьми, имеющими стёртую дизартрию

1. Проблема изучения стертой формы дизартрии у детей.

Е. Ф. Архипова (профессор, преподаватель МПГУ им. Шолохова) в своей книге о стертой дизартрии дает определение следующим образом:

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. (Л. В. Лопатина). Это отрицательным образом сказывается на развитии ребёнка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации. Данное нарушение затрудняет процесс школьного обучения детей, снижает его эффективность.

Научные исследования, проведенные Мартыновой (1963), Г. В. Гуравец (1978), Л. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой (1994,1996) установили причинно-следственную зависимость между самим дефектом наблюдаемого в данный момент речевого нарушения (например, дефектами звуковой стороны) и его отсроченными последствиями:

дефектами формирования фонематических и грамматических обобщений, нарушениями смысловой стороны речи, затруднениями в развитии связной речи.

Так, в исследованиях многих авторов ( Р. И. Мартынова,1963 Л. В. Мелехова,1964 Р. А. Белова-Давид, Г. В. Гуравец, С. И. Маевская, 1978 и другие) отмечается, что у детей со стертой формой дизартрии наряду с ведущими расстройствами фонетической стороны речи часто наблюдается недоразвитие лексики.

Проблема организации логопедической работы с детьми со стёртой дизартрией обусловлена поражением центральной нервной системы, протекающей параллельно с нарушениями психического развития (памяти, внимания, мышления). По данным различных авторов, у 40-80 % детей отмечаются те или иные отклонения: задержка психического развития (40-60%), недоразвитие по типу олигофрении (15-20%).

Актуальность выбранной темы подтверждается следующими положениями:

• стертая форма дизартрии является наиболее распространенным нарушением речи у детей дошкольного возраста (По Архиповой Е.)

• направлена на изучение взаимосвязи звукопроизношения, состояния артикуляционной моторики, просодики, и на оказание помощи детям со стертой формой дизартрии.

Цель заявленной темы — выявить особенности фонетических и просодических нарушений при стертой форме дизартрии. На основе выявленных нарушений разработать комплексную коррекционно-логопедическую систему, направленную на её преодоление.

Достижение цели осуществляла посредством последовательного решения задач:

1. Изучить и проанализировать специальную медицинскую, психологическую, педагогическую литературу по проблеме.

2. Выявить двигательные расстройства артикуляционного аппарата и фонетических особенностей речи детей со стертой формой дизартрии.

3. Выявить особенности просодической стороны речи.

4. Отметить особенности развития психических функций.

2. Клинико-физиологические аспекты стёртой формы дизартрии.

Стертая форма дизартрии диагностируется после 5 лет. Все дети, симптоматика которых соответствовала ей, направляются на консультацию к неврологу для уточнения или подтверждения диагноза и для назначения адекватного лечения, т.к. при стертой дизартрии методика коррекционной работы должна быть комплексной и включает:

- медицинское воздействие

- психолого-педагогическую помощь

архипова стертая дизартрия у детей 2010

- логопедическую работу.

При обследовании детей в возрасте 5-6 лет выявляются следующие симптомы :

Общая моторика . Дети со стертой дизартрией моторно неловки, у них ограничен объем активных движений, мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.

Мелкая моторика рук. Дети со стертой формой дизартрии поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицы, завязать шарф и т.д. На занятиях по рисованию плохо держат карандаш, руки напряжены. Многие дети не любят рисовать.

Особенности артикуляционного аппарата . У детей со стертой дизартрией следующие патологические особенности в артикуляционном аппарате:

  • Паретичность (вялость) мышц органов артикуляции: лицо гиппомимично, мышцы при пальпации вялые позу закрытого рта многие дети не удерживают, из-за слабости жевательной мускулатуры губы вялые, уголки их опущены, что ухудшает просодическую сторону речи (определение).
  • Язык тонкий, находится на дне полости рта, вялый кончик языка, малоактивный. При функциональных нагрузках мышечная слабость нарастает.
  • Спастичность (напряженность) проявляется в следующем. Лицо детей амимичное. Мышцы при пальпации твердые, напряженные. Губы находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Многие дети не могут выполнить упражнение «Трубочка», вытянуть губы вперед. Язык изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
  • Гиперкинезы проявляются в виде дрожания, то есть тремора языка или голосовых связок. Часто проявляются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
  • Апраксия при стертой дизартрии проявляется в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции, присутствует на всех моторных уровнях. Отмечается невозможность переключения с одного движения на другое.
  • Девиация, т. е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках сочетается с асимметрией губ.
  • Гиперсиливация, т. е. повышенное слюноотделение во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдает произносительная сторона речи и просодика.
  • При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата и анализа качества выполнения движений отмечается: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижения объема движений, быстрая утомляемость мышц и т. д.

    Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это приводит к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.

    Звукопроизношение . При первоначальном знакомстве с ребёнком нарушение звукопроизношения напоминает сложную дислалию. В отличие от дислалии. при стертой дизартрии речь имеет просодические нарушения, что влияет на внятность, разборчивость, выразительность. Затруднен процесс автоматизации, не используются в полной мере поставленные звуки. Дети искажают, смешивают не только артикуляционно сложные и близкие по месту и способу образования звуки, но и акустически противопоставленные. Достаточно часто отмечаются межзубное и боковое искажение звуков. Дети испытывают сложность при произношении слов со сложной слоговой структурой.

    Состояние просодики выяснялось в процессе беседы с ребенком. Отмечались следующие особенности:

    Голос:

    - нормальный

    - тихий, громкий

    - возможность модулировать голос по высоте и силе

    - наличие и отсутствие назальности

    Источники:
    www.maam.ru, www.bookfb2.ru, edu.shopping-time.ru, logoportal.ru

    Следующие статьи:


    24 апреля 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения