Справочник Совет педиатра
Главная » Нужно ли вмешательство

Дети с выраженной умственной отсталостью



Педагогическая мастерская

Особенности игровой деятельности детей с выраженной умственной отсталостью

В развитии личности любого ребенка наиболее важное место занимает игровая деятельность — предметные, дидактические, подвижные, театрализованные, строительно-конструктивные и сюжетно-ролевые игры. Наиболее сложной является сюжетно-ролевая игра, состоящая из множества компонентов: целевого, потребностно-мотивационного, содержательного операционного, результативного. Игра для ребенка – это особый вид деятельности, в основе которой лежит осознание и познание окружающих предметов и мира человеческих отношений. Она дает ребенку уникальный способ овладения действительностью через действие в условных придуманных обстоятельствах.

Для развертывания игры, воспроизведения игровых действий и отношений ребенок должен овладеть разнообразными знаниями и практическими умениями — ребенок учится выполнять определенные действия и правила, подчинять свои желания и интересы требованиям роли.

Операционную сторону игры составляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности. Уровень развития игровых действий является основным показателем уровня развития ребенка.

У детей с выраженной умственной отсталостью игра в дошкольном, а затем и в школьном возрасте развивается крайне медленно и без специального обучения она ограничивается простейшими однообразными манипуляциями с игрушками, как правило, не имеющими игрового содержания. Это обусловлено задержкой сенсомоторного развития и наблюдается даже у тех детей, которые воспитываются в специальных дошкольных учреждениях.

У необученных детей 8-10-летнего возраста с выраженной умственной отсталостью, которые поступают в специальный класс, оказывается несформированным потребностно-мотивационный компонент игры. Без специального обучения эти дети не выказывают потребности в игре, а будучи включенными в нее, длительное время не проявляют интереса ни к игрушкам, ни к самому игровому процессу. Подчиняясь требованиям взрослого, они действуют безразлично, пассивно, не получая удовольствия от выполняемых действий.

Как правило, у них не наблюдается даже кратковременного поглощения игрой. Случайные раздражители быстро отвлекают их внимание и игра прекращается.

К этому возрасту их действия, также не имеют осмысленного и целенаправленного характера. Они не умеют ставить перед собой конкретную, значимую игровую цель. Те, или иные действия с игрушками, как правило, производятся на уровне манипуляций, нередко неспецифических. И лишь под влиянием длительного обучения у некоторых детей формируется умение осознанно, с помощью взрослого поставить элементарную цель в игре.

Вне специально организованного обучения дети с выраженной умственной отсталостью лишь в возрасте 9-10 лет овладевают игровыми действиями процессуального характера, и повторяют их без эмоциональных реакций, многократно, стереотипно, однообразно.

В процессе обучения дети овладевают не только разнообразными игровыми действиями, но и разными вариантами их цепочек, что необходимо для развертывания сюжетных и сюжетно-ролевых игр. Последовательное выполнение нескольких действий является весьма сложным, поэтому дли¬тельное время они допускают нарушения порядка действий в цепочке, часто забывая, что следует делать дальше, и ожидая подсказки от взрослого. И даже если в более старшем возрасте они могут воспроизводить отдельные игровые действия и их цепочки, то все равно не обогащают игровые действия, не умеют привнести в игру нечто новое «от себя».

Игровые действия детей 10-12 лет и старше носят более развернутый характер, но они излишне детализированы. В играх детей этой возрастной группы не наблюдается, как это имеет место у нормально развивающихся школьников, замещения отдельных действий в цепочке словом или символическим жестом.

Умственно отсталые дети предпочитают использовать игрушки, которые являются копией реальных предметов окружающей действительности. Функция замещения у них не формируется, поэтому их необходимо учить использовать различные предметы не только в их прямом назначении, но и в качестве аналогов, например: кубик — мыло, стол, стул и т. д. стул — мотоцикл, лошадка и т. п. Неумение детей использовать предметы-заместители связано с недоразвитием образного мышления и воображения, что в свою очередь связано с чрезвычайно бедным опытом предметных действий вообще.

Особое место в игре отводится речи, которая не только сопровождает игру, но и выполняет в ней специфическую функцию замещения воображаемых в мысленном плане действий, предметов, образов. Известно, что многие умственно отсталые дети, владея обиходной речью, не умеют включать ее в игровой процесс, а сюжетно-ролевую игру невозможно развернуть без участия речи.

Опыт работы с умственно отсталыми детьми показывает, что успешность процесса обучения игре детей с интеллектуальным недоразвитием определяется поэтапным переходом от предметных игр к конструк¬тивным и сюжетно-ролевым. Последовательное включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности — целевого, потребностно-мотивационного, операционного, содержательного .

Особенности речевого развития детей с выраженной умственной отсталостью

Категория глубоко умственно отсталых детей представляет собой разнородную группу, основными общими чертами которой является тяжёлый психофизический дефект и в большинстве случаев выраженные органические нарушения.

Общими чертами для всех детей-имбецилов помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта являются также грубые нарушения всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, мышления, высших эмоций, речи.

В тесной связи с грубыми нарушениями интеллекта у имбецилов находится глубокое недоразвитие речи.

Прежде всего, появление речи, как правило, значительно запаздывает. Степень недоразвития речи чаще всего соответствует степени общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых имбецилов с кажущейся богатой речью можно наблюдать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. Такая речь встречается у детей с глубокими поражениями преимущественно лобных отделов коры (так называемый лобный синдром олигофрении), а также у имбецилов, страдающих гидроцефалией. В этом случае говорят о пустой эхолаличной речи. У других глубоко умственно отсталых детей, при обычной для имбецильности степени снижения интеллекта, речь не возникает и почти не развивается в течение ряда лет. Это так называемые “безречевые” дети. Такие аномалии свидетельствуют о более грубых локальных поражениях речевых зон коры. Типичное для имбецилов недоразвитие речи соответствует их интеллектуальному недоразвитию.

В младшем возрасте дети плохо, примитивно понимают чужую речь, они улавливают тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. В дальнейшем понимание обращённой речи, их пассивный словарь расширяется и обогащается, однако понимание остаётся ограниченным и связанным только с личным опытом ребёнка. Дети-имбецилы научаются связывать слово только с определённым предметом и явлением и даже с группой предметов по конкретной ситуационной связи, но, как правило, без специального обучения слово не служит им для более сложного обобщения.

Самостоятельная речь младших имбецилов проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточностью модуляции, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмом (ошибки в грамматическом оформлении активной речи и в понимании значения грамматических конструкций). В их высказываниях часто отсутствуют склонения, спряжения, служеьные части речи Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают обычно вполне определённый смысл.

При исследовании словаря детей отмечается, что после 5 лет имбецилы знают названия различных предметов обихода, животных, овощей и т.д. однако дать им соответствующих названий часто не могут. Вместо этого они перечисляют отдельные объекты или пользуются ситуационными обозначениями (например, составив группу овощей, определяют её словом “огород”, группу животных называют “зоопарк”).

Нарушено произношение практически всех групп звуков, фонематическое восприятие не развито.

В разговоре дети ограничиваются выражением самых простых своих нужд и ощущений, употребляя короткие слова и фразы.

При характеристике устной речи детей – имбецилов следует отметить, что само по себе накопление новых слов не ведёт к улучшению их активной лексики, т.к. они не пользуются речью даже тогда, когда знают нужное слово.

Пассивность, крайне сниженная потребность в высказываниях, слабый интерес к окружающему - всё это тормозит процесс активизации словаря имбецилов, что наиболее ярко проявляется в общении детей. Однако при специально организованной практической деятельности они способны овладеть в определённой степени коммуникативной функцией речи. У них вырабатываются умения попросить у товарища или учителя необходимый для работы инструмент, спросить о том, где можно взять нужный им материал, или задать ещё ряд элементарных вопросов. Потребность в общении возрастает по мере обучения.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

Логопедического обследования ребёнка с выраженной умственной отсталостью, поступившего в специальное (коррекционное) учреждение

Фамилия, имя ребёнка ________________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________________

Диагноз психоневролога_______________________________________________________

____________________________________________________________________________

ФИО родителей (представителей)_______________________________________________

____________________________________________________________________________

Анамнез (какая беременность по счёту, как протекали беременность и роды)

Слух_________________________________________________________________________

Зрение_______________________________________________________________________

Интеллект____________________________________________________________________

Раннее физическое развитие: начал держать голову_________________________________

сидеть__________________________ползать_______________________________________

стоять___________________________ходить_______________________________________

Дата обследования_____________________________________________________________

Логопед______________________________________________________________________

I. СВЕДЕНИ Я О СЕБЕ:
  • Покажи, где________________________________________________
  • Сколько лет________________________________________________
  • II. ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ РЕЧЕВОГО АППАР АТА:

    Прикус_____________. язык_________________. саливация______________, нёбо________________, подъязычная связка____________________________, смыкание губ__________________, губы_______________________________.

    Строение зубного ряда______________________________________________.

    III. ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ.

    1. Присутствие в речи отдельных звуков:

    гласных________________________________________________________

    согласных______________________________________________________

    2. Звукоподражания______________________________________________

    РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

    Речь у детей с выраженной умственной отсталостью развивается очень медленно. У многих детей речь появляется к 6-7 летнему возрасту. Степень поражения речи чаще всего соответствует уровню общего психического недоразвития. Однако встречаются случаи их расхождения в ту или другую сторону. У некоторых детей с кажущейся богатой речью можно набирать поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением услышанных ранее интонаций. В таких случаях говорят о пустой эхолалической речи. У других детей речь не возникает и почти не развивается. Это так называемые «безречевые» дети. Ярко выраженный речевой дефект оказывает негативное влияние на умственную деятельность детей и резко снижает их познавательные возможности. В младшем школьном возрасте дети плохо понимают чужую речь, улавливая только тон, интонации и отдельные опорные слова, связанные большей частью с их непосредственными потребностями. Самостоятельная речь младшего школьного возраста проявляется преимущественно в виде отдельных слов, коротких фраз. Она характеризуется недостаточной модуляцией, грубым косноязычием, нарушением структуры слов, аграмматизмами. Отсутствие речи компенсируется жестами, нечленораздельными звуками, своеобразными словами, в которые они вкладывают определенный смысл. Эти дети неспособны к диалогической речи. Устные инструкции взрослого, состоящие из нескольких, следующих друг за другом заданий, воспринимаются с большим трудом.

    дети с выраженной умственной отсталостью

    При всякой задержке речевого развития ребенку необходима помощь. Чаще всего она должна выражаться в стимуляции, в «подталкивании» тех слабых речевых проявлений, которые у него уже имеются. Надо поощрять произнесение им звуков, поддерживать его лепет, повторять за ним звуки и их лепетные сочетания, говорить с ним.

    Говорить с ребенком надо постоянно: когда он ест, одевается, играет, гуляет или купается. Слова и выражения, употребляемые родителями в процессе общения с ним, должны быть простыми и ясными. Четкое называние предметов и действий, употребление коротких фраз помогает усвоению речи. Когда вы одеваете малыша, называйте каждый предмет его туалета. Многократно произносите названия игрушек.

    Очень важно стимулировать речь самого ребенка: умственно отсталый инертен, у него нет познавательных интересов, любознательности, стремления к обследованию окружающего. Чтобы ребенок говорил, необходимо вызвать у него потребность в этом. Нужно ставить его в такие условия, чтобы он обязательно о чем-то спросил или сказал. Если мать предупреждает каждое самостоятельное действие ребенка, то она тем самым лишает его необходимости обращаться к ней.

    Если ребенок нигде не бывает, ничего не видит, то и условия для общения с ним остаются весьма ограниченными. Хороший стимул, как для общего. так и для речевого развития ребенка, - прогулки в парк, на реку, в лес, посещение магазинов и т. д. Это дает возможность пополнять впечатления ребенка, углублять его знания, расширять запас слов и развивать речь. Во время прогулок нужно привлекать внимание ребенка к различным объектам: показывать ему деревья, цветы, знакомить с животными птицами и т.д. Полезно показывать ребенку и пояснять в простой форме окружающие его явления: пошел снег, сверкнула молния и т. д. К тому, что он видел раньше, о чем с ним говорили, необходимо возвращаться, вспоминать это. Такие беседы легче и продуктивнее проводить с помощью конкретного материала: игрушек, картинок, непосредственных впечатлений.

    Развитию речи умственно отсталого способствует чтение ему литературных текстов для дошкольников, беседы по картинкам, сообщение простых и доступных его пониманию жизненных фактов. Если глубоко умственно отсталому ребенку трудно воспринимать книжный текст, целесообразно этот текст пересказывать сокращенно, подбирая простые выражения и используя знакомые слова. Рассказывание по картинкам также полезно. Следует подбирать книжки с яркими, красочными иллюстрациями. Вначале ребенок будет только слушателем, но постепенно сам начнет принимать участие в беседе: будет показывать картинки, произносить отдельные выразительные звуки или слова.

    Хорошее средство для развития мышления и речи – наборы последовательных картинок, каждая из которых является иллюстрацией к части сюжетного рассказа. Набор может состоять из двух, трех и более картинок. Так, например, на одной картинке мужчина, срубающий в лесу елку, возле него стоят мальчик и девочка. На другой картинке – все трое везут санки, на которых лежит елка. На третьей картинке – в комнате наряженная, освещенная елка, вокруг нее веселится детвора. Ребенок должен эти три картинки положить по порядку, в соответствии с развертыванием сюжета. Это требует работы памяти, внимания, мышления. После того как картинки разложены, ребенок рассказывает их содержание. Для умственно отсталого ребенка это очень трудная задача. «Рассказывание» часто ограничивается односложным называнием каждой картинки или перечислением одного или нескольких предметов, называнием действий. Эти задания ребенок должен выполнять постоянно, долго. Постепенно количество слов, коротких фраз, которые он употребляет, будет увеличиваться.

    Картинки можно подбирать, рисовать самим, вырезать из детских книжек. Это хорошее дидактическое пособие для развития речи и мышления глубоко умственно отсталого ребенка.

    Полезно напевать ребенку детские песенки. Это не только доставит ему удовольствие, но и поможет овладевать речевым аппаратом, управлять голосом, произносить звуки и слова. Логопедические занятия – по устранению дефектов речи – полезны многим детям. Но они не эффективны, если проводятся несистематически. С ребенком надо заниматься постоянно, повседневно. Логопед покажет приемы, методы, которые необходимо применять для того, чтобы помочь ему овладеть речью. Всякий успех ребенка надо поощрять, поддерживать, закреплять.

    Образование лиц с нарушением умственного развития (умственной Отсталостью)

    Определение понятия, причины возникновения, клинико-психолого-педагогическая характеристика

    дети с выраженной умственной отсталостью

    К лицам с нарушением умственного развития (умственно отсталым) относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций — отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

    Причины возникновения умственной отсталости разнообразны, К ним относятся наследственные заболевания (микроцефалия, фенилкетонурия, наследственные болезни соединительной ткани, наследственные дегенеративные заболевания центральной нервной системы и др.), нарушения в строении и числе хромосом (синдром Дауна, олигофрения с ломкой Х-хромосомы, синдромы Клайнфельтера, Шерешевского —Тернера и др.).

    Вызвать умственную отсталость могут различного рода патогенные (вредоносные) факторы, которые воздействуют на плод в период внутриутробного развития.

    В первую очередь к ним относятся внутриутробные инфекции:

    хронические — токсоплазмоз, листериоз, сифилис, цитомегалия и др. вирусные — краснуха, эпидемический паротит (свинка), корь, ветряная оспа, грипп и др. На более поздних сроках беременности острые инфекционные заболевания матери могут привести к внутриутробному заражению плода и возникновению у него внутриутробного энцефалита или менингоэнцефалита. Неблагоприятное воздействие на развитие мозга плода оказывают некоторые хронические болезни матери: заболевания сердечно-сосудистой системы, почек, печени. Применение лекарственных препаратов, которые противопоказаны к использованию в период беременности, может вызвать интоксикацию плода (некоторые антибиотики, ряд нейролептических и противосудорожных препаратов, гормоны, плодоизгоняющие средства). Пагубно сказываются на развитии плода курение, алкоголизм, наркомания родителей, неправильное питание матери, различные физические и психические травмы, перенесенные в период беременности, работа женщины на вредном производстве до беременности и в период беременности, неблагоприятные условия окружающей среды, повышенный радиационный фон в местности, где проживает беременная женщина. Иммунологический конфликт между матерью и плодом по резус-фактору или групповым антигенам крови, проявляющийся в виде гемолитической болезни новорожденных, также может быть причиной умственной отсталости.

    В период родов патогенными факторами являются родовые травмы мозга.

    В период после родов умственная отсталость может быть вызвана нейроинфекциями (менингит, менингоэнцефалит, параинфекционный энцефалит). Реже ее причиной могут быть черепно-мозговые травмы, интоксикации (отравления).

    Установлено, что степень снижения интеллекта зависит от времени воздействия патогенного фактора. Например, заболевание беременной женщины в первые три месяца беременности краснухой может быть причиной умственной отсталости будущего ребенка, при заболевании в более поздние сроки нарушения будут менее выражены и могут привести к задержке психического, речевого развития.

    Умственно отсталые лица — разнородная по своему составу

    группа. В нее входят те, у которых поражение мозга возникло внутриутробно (в период развития эмбриона и плода), во время родов или после родов в период до трех лет, т. е. до становления речи. В этом случае имеет место диагноз олигофрения. Дети практически здоровы, но при этом наблюдается стойкое недоразвитие психики, которое проявляется не только в отставании от нормы,

    но и в глубоком своеобразии. Олигофрены способны к развитию, но оно осуществляется замедленно, атипично. Они составляют значительную часть умственно отсталых.

    Меньшая по численности группа - лица, у которых умственная

    отсталость возникла после трех лет. В результате травм головного

    мозга, различных заболеваний (менингита, энцефалита, менингоэнцефалита произошел распад уже сформировавшихся психически функций. Эти состояния называют деменцией. Интеллектуальны дефект при деменции необратим. Например, у ребенка четырех лет деменция может проявиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении или потере интереса к игре, рисованию Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженным нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться

    большая или меньшая сохранность других его отделов. При этих состояниях чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи. Особую группу составляют лица, у которых умственная отсталость сочетается с текущими заболеваниями нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость усугубляется, достигает тяжелой степени, появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет

    затормозить прогрессирование заболевания.

    дети с выраженной умственной отсталостью

    По выраженности интеллектуального дефекта выделяют несколько степеней умственной отсталости. Общепринятая классификация основанная на систематизации различных форм олигофрении в зависимости от степени интеллектуальной недостаточности, определяет три основные группы: дебильность, имбецильность и идиотию.

    В странах Западной Европы и США эти термины используются лишь в узком профессиональном кругу специалистов (например, медиками). В широкой социальной и педагогической практике используется обобщающее определение «труднообучаемые».

    Согласно классификации, принятой Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994 г. умственная отсталость включает четыре степени снижения интеллекта: незначительную, умеренную, тяжелую и глубокую в зависимости от количественной оценки интеллекта (1().

    Сопоставление качественной характеристики снижения интеллекта (Россия) и количественной характеристики (зарубежные страны) дает следующие соотношения:

    Источники:
    virmary.ucoz.ru, festival.1september.ru, grablace.clan.su, pedagog-social.ru

    Следующие статьи:


    22 января 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения