Гиперактивность у детей что это такое
Гиперактивность
Гиперактивность у детей, что это такое?
Слово гиперактивность означает сверхактивность. Под детской гиперактивностью психологами понимается такая картина физического и психологического развития ребенка, при которой наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость.
Гиперактивный ребенок стремится успеть как можно больше и все сразу. Но эта торопливость не носит продуктивного характера - не успев толком ознакомиться с одним предметом или занятием, ребенок тут же интересуется другой вещью или родом деятельности, бросает свои первоначальные дела и начинает новые. И так поступает все время.
Подобное поведение чревато возникновением серьезных осложнений личностного характера, это трудности в обучении, в восприятии реалий окружающего мира, в общении со сверстниками и взрослыми. Черты гиперактивности появляются в основном в младшем школьном возрасте.
По данным психологов, примерно пятая часть младших школьников являются гиперактивными. По мере взросления, гиперактивность может сойти на нет, однако на это надеяться не нужно, известно, что больше половины детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют свои качества и в подростковом возрасте. И здесь риск социально опасного поведения среди них очень высок: немногим меньше половины имеют в своем послужном списке факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончить с собой. Поэтому развитие гиперактивного ребенка нужно корректировать.
В вопросе о корнях гиперактивности не наблюдается пока полной ясности. Выделяются три группы причин возникновения детской гиперактивности. Во - первых, наследственная предрасположенность во - вторых, органические повреждения головного мозга зародыша в ходе беременности или после родовых травм в третьих, социально-психологические травмы, обусловленные неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.
Родителям гиперактивных детей необходимо запомнить несколько правил, которых они должны придерживаться в своем общении с гиперактивным ребенком:
- хвалить ребенка при каждом его успехе
- избегать частого повторения слов нет и нельзя
- следить за соблюдением ребенком четкого распорядка дня
- оберегать ребенка от переутомления, так как при нем гиперактивность усиливается
- всячески поощрять те виды деятельности, что поразумевают концентрацию внимания
- стараться ограничивать общение ребенка во время игр, одним другом или партнером, при этом избегать беспокойных приятелей и мест скопления большого количества людей
- ежедневно гулять на свежем воздухе и заниматься спортом с ребенком, чтобы направлять активность ребенка в позитивное русло.
Ошибки диагностики и реалии лечения гиперактивности у ребенка
Гиперактивность у детей – это состояние, при котором возбудимость и активность ребенка значительно превышает норму. Если такое поведение создает проблему для других, гиперактивность можно трактовать как психологическое расстройство.
Содержание
Признаки гиперактивности ребенка ↑
Синдром гиперактивности может быть вызван родовой травмой, преждевременными или трудными родами. В некоторых случаях причина гиперактивности связана с инфекционными заболеваниями, свинцовым отравлением, неправильным или плохим питанием.
Статистические наблюдения показывают, что синдром гиперактивности встречается в 4 раза чаше у мальчиков, чем у девочек. Как правило, это вызвано тем, что мальчики рожаются крупнее, а мозг у них развивается позже. Соответственно, увеличивается риск получения родовых и внутриутробных травм.
Первые признаки гиперактивности ребенка могут проявиться в 2-3 года. Но родители обращаются к врачу только в 7-10 лет, поскольку именно в этом возрасте (начальные классы) от детей требуются усидчивость, сосредоточенность и самостоятельность.
Синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) ↑
Нередко гиперактивность сочетается с дефицитом внимания. Чтобы диагностировать СГДВ нужно наличие шести из девяти признаков.
Гиперактивность и импульсивность ↑
Гиперактивность у детей часто сопровождается импульсивностью. При этом ребенок при волнении делает интенсивные движения ногами и руками, ерзает на стуле, часто и резко поднимается с места. Такие дети могут вмешиваться в чужую деятельность и разговоры, не способны дождаться своей очереди в игре или любом другом занятии, часто выкрикивают с места.
Чем опасна гиперактивность ↑
Гиперактивного ребенка ожидают большие трудности в школе. Дело в том, что дети с синдромом гиперактивности невнимательны, неусидчивы, быстро теряют интерес к любому занятию. Такое поведение привлекает внимание учителей. Ребенку постоянно делают замечания. Навыки письма и чтения у гиперактивного ребенка обычно значительно ниже, чем у сверстников. Из-за своей гиперактивности детям сложно адаптироваться в коллективе, найти общий язык с учителями и одноклассниками. Ребенок не может сконцентрировать внимание на объясняемом материале, с неохотой выполняет домашнее задание.
Правильная диагностика синдрома гиперактивности ↑
Заподозрив какие-либо нарушения, родители должны обратиться к невропатологу для комплексного обследования. Иногда причиной повышенной возбудимости и активности может являться достаточно серьезное заболевание. Синдром ДВГ диагностируется в три этапа.
На первом этапе идет сбор информации. Врач-невропатолог расспрашивает родителей о течении беременности, о родах, заболеваниях, которые перенес ребенок и т.д. После этого специалист просит родителей дать оценку своему ребенку, и оценивает, как он себя ведет на приеме.
Второй этап обследования включает в себя тесты, по которым измеряются параметры внимательности. Такие исследования можно проводить, начиная с 5-6 летнего возраста.
Заключающий этап – аппаратное обследование. Чтобы точно диагностировать синдром гиперактивности требуется провести электроэнцефалографическое исследование или же исследование с применением МРТ, при котором регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Все проводимые процедуры являются абсолютно безболезненными и безопасными. При выявлении гиперактивности требуется лечение, которое определяется исходя из совокупности полученных результатов.
Лечение гиперактивных детей ↑
В настоящее время довольно остро стоит вопрос: нужно ли лечить гиперактивных детей? Одни считают, что психологическое состояние ребенка нужно подвергать «коррекции», адаптируя тем самым малыша к повседневной жизни. Другие склоняются к тому, что врачи-неврологи не правы в том, что назначают гиперактивным детям медикаментозное лечение.
Негативное отношение к медикаментозному лечению имеет свои причины. Дело в том, что в некоторых странах для того, чтобы вылечить синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ) детям давали психотропные препараты амфетаминового ряда. И только потом были изучены все свойства этих медикаментов и выявлена сильная зависимость. Естественно, применение таких медикаментов в детской терапии встретило бурю протестов. В США до сих пор полностью не отказались от лечения гиперактивности амфетаминами. Поэтому большинство врачей, педагогов и родителей настроены против какого-либо лечения синдрома гиперактивности.
В нашей стране не зарегистрировано никаких препаратов, относящихся к амфетаминному ряду. Лечение проходит гораздо безопаснее. В детской терапии используется препарат атомоксетин, не относящийся к психотропным. Прием этого медикамента имеет ряд побочных эффектов и противопоказаний, которые указанны в аннотации. Принимать препарат нужно только по назначению и под наблюдением врача. Обычно первый эффект можно заметить уже через 4 месяца терапии.
Лечение детской гиперактивности возможно и другими способами. Весьма эффективно показывает себя метод биологически обратной связи. Метод биологически обратной связи (БОС) полностью не отменяет лечение, но позволяет снижать и корректировать дозы.
Любую терапию должна дополнять психологическая помощь родителей, педагогов и детских психологов. В школе, детском саду, кружках и секциях учителя и воспитатели должны учитывать особенности поведения детей с синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СГДВ).
Воспитание гиперактивного ребенка ↑
Если вы воспитываете гиперактивного ребенка, придерживайтесь «позитивной модели». Дети с синдромом гиперактивности игнорируют замечания и выговоры, но чувствительны к похвале. Подчеркивайте все его хорошие поступки и успехи.
Постарайтесь избегать категорического «нет». Если вы запрещаете что-то ребенку – объясните, почему вы так решили. Приучайте ребенка выполнять часть домашних дел. Начните с самого простого: выгулять собаку, полить цветы, сходить за хлебом и т.д. Если задание уже поручено – не выполняйте его за ребенка.
Заведите тетрадку, в которой отмечайте вместе с ребенком его успехи в школе и дома. Такой дневник самоконтроля будет являться наглядной картиной происходящего. Отмечайте в дневнике поступки какими-то знаками или балами. Поощряйте ребенка за полученную хорошую «отметку» в дневнике самоконтроля. Но следите за тем, чтобы поощрение не стало главной мотивацией в работе. Тут нужно видеть четкую границу, иначе ребенок, не получив стимула может отказаться от выполнения любой работы.
Ставьте перед ребенком те задачи, с которым он в состоянии справиться. Не завышайте и не занижайте свои требования. Не следует навязывать слишком жесткие правила. Ваши просьбы и указания не должны звучать в приказном тоне.
Больше времени проводите с ребенком. Вызывающее поведение гиперактивных детей – это их способ привлечь к себе внимание. Учите ребенка правильно общаться с окружающими, знакомьте с правилами поведения в общественных местах.
Прием пищи, подъем, отход ко сну, прогулки и игры должны быть по расписанию. Поддерживайте правильный распорядок дня и поощряйте ребенка за его соблюдение.
Ваш дом должен иметь спокойную обстановку. Если позволяет жилплощадь, предоставьте ребенку отдельную комнату, в которой должно присутствовать минимальное количество предметов. Цвет обоев должен быть однотонным и успокаивающим. Приветствуется наличие спортивного уголка сл шведской стенкой, перекладиной, брусьями и т.д. Это даст возможность ребенку выплескивать накопившуюся энергию, а также будет являться основой для здорового физического развития.
Не требуйте от ребенка высоких оценок. Достаточно иметь хорошие оценки по нескольким основным предметам.
Не используйте физическое наказание. Доверие между вами и ребенком должно основываться не на страхе, а на доверии. Детям важно чувствовать поддержку и помощь.
Видео о некорректных диагнозах и реальности ↑
Гиперактивные дети что такое гиперактивность? «Гипер »
ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ
Что такое гиперактивность?
«Гипер. » – (от греч. Нурег – над, сверху) – составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный».
Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Существуют различные мнения о причинах возникновения гиперактивности: это могут быть генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни, и т. д.
Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД), наличие которой определяет врач-невропатолог после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Однако подход к лечению гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С.Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться. » (1997, с. 4) Вот тут-то и приходят на помощь воспитатель, психолог, учитель, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.
Каждый педагог, работающий с гиперактивным ребенком, знает, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме ого, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка «отрицательных» черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается.
Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним – вполне посильная задача.
Портрет гпперактивного ребенка
Наверное, в каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В.Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов» (1997, с. 228). Вероятно, каждому воспитателю и учителю знаком этот портрет.
Как выявить гиперактивмого ребенка
Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Приведенная ниже таблица 1 поможет в этом. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.
Таблица 1
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка
Что делать? Гиперактивность у детей: лечение
Как понять, что у вашего ребенка гиперактивность?
Оглавление:
Маленькие дети не любят долго сидеть на одном месте. Активные и любознательные, они неутомимо исследуют мир вокруг, придумывают себе сотню новых занятий, фантазируют и не дают родителям ни минуты покоя. И в этом нет ничего противоестественного: дети и есть дети. Но что делать, если вы замечаете, что ваш ребёнок становится неуправляемым, продолжает бегать, кричать и прыгать даже тогда, когда очень устал? Раздражается, нервничает, плачет, не может остановиться и успокоиться?
Что такое гиперактивность?
Вероятно, ваш малыш просто-напросто гиперактивен. Гиперактивность – это психологическое состояние, во время которого возбудимость человека значительно превышает уровень нормы. Такое поведение особенно характерно для детей и подростков, так как они зачастую эмоционально неустойчивы.
Гиперактивность у детей лечения не требует, если, конечно, возбудимость носит эпизодический характер. Но, как только подобное поведение становится для вашего ребёнка нормой, стоит задуматься о консультации с опытным психологом. В противном случае возможно развитие гиперактивного расстройства и синдрома дефицита внимания (ГРДВ).
Гиперактивным расстройством страдают около 3% детей в возрасте до 7 лет. Заболевание значительно чаще встречается у мальчиков, чем у девочек (соотношение равно примерно 10:1).
Симптоматика заболевания
Гиперактивное расстройство и синдром дефицита внимания зачастую диагностируются у ребёнка одновременно. Что не удивительно, ведь эти заболевания тесно взаимосвязаны друг с другом.
Признаки гиперактивности
Признаки синдрома дефицита внимания
Причины ГРДВ у детей
Прежде чем начинать лечение, нужно выявить причины возникновения гиперактивности у детей. Лечение народными средствами или с помощью гомеопатических препаратов одинаково часто используется родителями, не уверенными в компетентности врачей, которые пытаются помочь ребёнку научиться контролировать своё психологическое и эмоциональное состояние. Но нет никакой гарантии, что причины гиперактивного расстройства в этом случае будут определены верно и быстро устранены.
Среди вероятных причин развития ГРДВ у детей врачи выделяют:
Диагностика и лечение
Родителям, которые заметили, что у ребёнка присутствуют все или практически все признаки ГРДВ, перечисленные выше, необходимо проконсультироваться с
врачом-неврологом. Гиперактивность у детей, лечение гомеопатией или заговорами соседки-знахарки мало сочетаются. Да, чай с ромашкой может помочь вам успокоить своего малыша и снять эмоциональное напряжение, но ведь это только кратковременная передышка, а не решение проблемы. Без участия опытного доктора, невролога и/или психолога, вылечить ребёнка не получится.
Иногда ГРДВ – всего лишь симптом другого, более сложного заболевания. Чтобы это определить, необходимо провести комплексное обследование. Вся процедура займёт у вас примерно 2 – 3 часа. Условно такое обследование можно разделить на три различных этапа:
На основании информации, полученной во время комплексной диагностики, невролог выставляет диагноз и назначает лечение. В случае ГРВД оно включает в себя медикаментозную терапию и психологическую коррекцию. Ребёнку также необходима постоянная поддержка родителей и внимание со стороны педагогов.
У крохи режутся зубки: симптомы и способы облегчить боль. Подробно в этой статье.
Гиперактивность у детей лечится препаратами ноотропного принципа действия (если наблюдается и синдром дефицита внимания). К ним относится глиантилин, энцефабол, кортексин и т.д. Помогают стимулировать контролирующие реакции препараты, в состав которых входит гаммааминомасляная кислота (фенибут, пантогам и т.д.).
Если у вашего ребёнка ГРДВ
Источники:
Следующие статьи:
26 апреля 2024 года
Комментариев пока нет!