Справочник Совет педиатра
Главная » Нужно ли вмешательство

Развитие памяти у детей с нарушением речи



Развитие слуховой памяти у детей с нарушением речи

tasoteka | 22 Декабрь, 2014 12:01

Развитие слуховой памяти у детей с нарушением речи.

Наиболее распространён у детей с общим недоразвитием речи третий уровень речевого развития. Дети уже пользуются развёрнутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчётливо они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересказ, рассказы по серии картин. Исследования памяти позволяют заключить, что у данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-, четырехступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Предлагаем несколько игр .Первая серия игр направлена на развитие невербальной памяти. В нее входят игры и игровые упражнения не только на развитие неречевой памяти, но и на развитие слухового внимания.

Большое ухо В эту игру можно играть везде. Предложите ребенку остановиться, закрыть глаза и прислушаться. Какие звуки он слышит? Какие звуки дальше, а какие ближе? Найдите тихое место, предложите послушать тишину. Что ее нарушает? Бывает ли полная тишина?

Что за звук? Приготовьте бумагу, фольгу, стаканчики с водой и без, карандаш. Можно также использовать предметы, находящиеся в комнате: дверь, мебель, посуду. Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться. Производите различные звуки: пошуршите бумагой, постучите карандашом, перелейте воду из стаканчика в стаканчик, откройте дверцу шкафа, переставьте стул. Ребенок должен отгадать, что вы делаете и при помощи каких предметов. Затем поменяйтесь ролями.

Ритм Возьмите деревянную палочку и простучите по очереди несколько простых ритмов. Задача ребенка - воспроизвести их.

Вторая серия игр направлена на развитие вербальной памяти без использования наглядного материала.

Данные игры направлены на развитие слухоречевой памяти, на развитие умения обобщать, на формирование сосредоточенности, концентрации и переключение внимания и фонематического слуха.

Цепочка действий Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, положи ее на середину стола &hellip..

Игра в слова Задание 1. Сейчас я назову несколько слов, а ты постарайся их запомнить. Внимание! Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, диван, кресло, медведь. Повтори!

Задание 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие группы или части ты бы разделил эти слова? (Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но взрослый должен подвести ребенка к более правильному ответу. Например: Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели.)

Задание 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз. Данная игра поможет активизировать ранее полученные знания, и усовершенствует умение ребенка обобщать.

Интересные слова Сейчас я назову несколько слов. Постарайся их запомнить. Стимульный материл: Сокол, сон, сосна, старик, снегурочка. Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил. Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова?

ПРИМЕЧАНИЕ. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать. Пусть ребенок подумает, посравнивает слова, почувствует слово.

Задание 3. Если ты знаешь как пишется буква С, то напиши ее.

Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.

Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просила запомнить.Повтори их!

Материал подготовила Ирина Харламова, по материалам сайта http://www.tenoten-deti.ru/specialists/

Консультация для воспитателей

Игры и упражнения на развитие внимания и памяти

у детей с общим недоразвитием речи

Корнаухова Т.А. воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С №53 «Елочка», г.Тамбов

Развитие внимания и памяти является важной коррекционной задачей. Эти процессы теснейшим образом связаны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Одной из причин возникновения общего недоразвития речи является нарушение внимания. У детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90 из 100 случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно складываются на коррекции речевого недоразвития. И заниматься этим необходимо и во время непрерывной непосредственно образовательной деятельности, и во время игровой деятельности, и во время режимных моментов.

Хочу остановиться на играх и упражнениях, эффективно развивающих внимание и память детей, которые могут использовать педагоги в своей работе.

Игра «Будь внимателен»

  • Перед началом игры разучите условные сигналы. При слове «зайчики» дети должны попрыгать, при слове «цапли» - стоять на одной ноге, а при слове «лошадки» - остановиться и стучать одной ногой об пол.
  • Теперь попросите идти детей по кругу. Ведущий с разными интервалами и в различном порядке называет слова-команды, а дети их выполняют.
  • В дальнейшем можно набор команд расширить.
  • Игра «Поющие животные»

  • Играющим предлагается представить себя животным, любящим петь
  • Дети должны по очереди «спеть» (промяукать, прогавкать, промычать и т. д.) какую-нибудь песню. Например, «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка», а остальные - угадать их.
  • Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

  • Дети садятся в круг. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, а слово огонь - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.
  • Дети повторяют слова за ведущим и выполняют соответствующие движения. Сначала можно говорить медленно, потом быстрее и быстрее.
  • Выигрывает тот, кто не сбился и выполнил все команды правильно.
  • Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий на другие», «Что изменилось?», «Лабиринт», «Исправь ошибки», традиционные игры: «Летает - не летает», «Съедобный - несъедобный».

    Память является одной из основных способностей человека и одним из необходимых условий развития интеллекта. Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи рекомендуется заучивание стихов или сказок, рассказы об увиденном во время прогулок, а так же специальные игры и упражнения.

    Игра «Послушай и запомни»

  • Подберите пять пар связанных друг с другом по смыслу слов, например: туча - дождь, ночь - луна, постель - сон, солнце - день, лампа - свет. Предложите ребенку прослушать их два раза. Затем называйте по одному слову из каждой пары. Задача малыша - вспомнить второе слово.
  • Усложняя задание, увеличивайте количество пар.
  • Обязательно меняйтесь ролями
  • Игра «Посмотри и запомни»

  • На столе поставьте несколько предметов и игрушек. Покажите их ребенку на 10 секунд. После этого попросите ребенка отвернуться и измените, расположение предметов на столе, добавьте или уберите какой-нибудь предмет. Поверните ребенка и попросите его повторить первоначальную картину на столе.
  • Игра «Нарисуй узор»

  • Попросите ребенка посмотреть на нарисованный узор и повторить его на чистом листе бумаги по памяти.
  • Все эти и другие подобные игры помогают педагогу в полном объеме развивать у детей с общим недоразвитием речи внимание и память, а вместе с ними и речь.

    Литература

    1. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001.
    2. Юрченко Е. М. Вся жизнь - игра. - Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008.

    Работа логопеда по устранению нарушений речи у детей

    Педагогов и врачей уже давно волнует то обстоятельство, что в последние десятилетия во всём мире растёт число детей с различными нарушениями речи. Многие дети, например, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки или у них несколько запаздывает появление фразовой речи, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении. Однако, не позднее, чем к 5-6 годам ребёнок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то такая задержка может быть сигналом об особых причинах, мешающих ребёнку своевременно овладеть устной речью. В таком случае следует обратиться к логопеду.

    Многие родители ошибочно предполагают, что работа логопеда заключается исключительно в постановке неправильно произносимых ребёнком звуков. Это не так. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Родителям также важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков, которые не пройдут с возрастом. Такие особенности может заметить только специалист, и чем раньше вы обратитесь к нему за помощью, тем эффективнее будет работа логопеда, тем быстрее вы сможете помочь своему ребёнку. Ведь сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой сферы.

    Некоторые дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий недостатками речи ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Такие дети могут бояться несостоятельности в общении со сверстниками. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка, они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы, поэтому стараются избегать ситуаций, в которых могут проявиться их реальные способности. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Часто им требуется помощь не только логопеда, но и психолога. В таких случаях логопед работает над звуковой стороной, общим развитием речи, а педагог-психолог помогает справиться с внутренними трудностями.

    Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы у многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие (лишние) движения при разговоре, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без недостатков в развитии речи. Все это требует более тщательного подбора методов коррекционной работы логопеда.

    Родителям необходимо знать, что в каждом городе имеется медико-педагогическая комиссия, специалисты которой определяют степень тяжести нарушения речевого развития ребёнка и помогают родителям определиться с выбором образовательного учреждения.

    При тяжелых нарушениях речи обучение детей в массовых детских учреждениях невозможно. Работа логопеда по обучению и воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи ведётся в специальных детских садах, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят, хотя их слух и интеллект находится в норме. К тяжелым нарушениям речи относятся также некоторые формы заикания, если этот дефект лишает ребенка возможности обучаться в массовой школе. Обычно при грамотном психологическом подходе и правильно спланированной работе логопеда дети овладевают устной и письменной речью, усваивают необходимый объем школьных знаний.

    С детьми, у которых недостатки речи осложнены пороками слуха, зрения или интеллекта работает логопед-дефектолог. Для таких детей также существуют специализированные школы, детские сады, логопедические группы при детских поликлиниках. Логопед-дефектолог всегда тесно сотрудничает с врачами.

    Однако и в массовых детских учреждениях дети с речевыми проблемами могут получить помощь специалиста. Во многих «общеобразовательных» детских садах существуют логопедические группы, где работают логопед и воспитатели со специальным образованием. Помимо коррекции речи с малышами занимаются развитием памяти, внимания, мышления, общей и мелкой моторики, обучают грамоте и математике. В тесной взаимосвязи с воспитателями логопед работает над ознакомлением детей с новыми словами, уточнением их значений, подбирает лексический материал по теме. Основная задача работы логопеда состоит в формировании у детей речевых навыков, в развитии внимания к речи, умений вслушиваться в речь и действовать в соответствии с нею.

    Для улучшения результатов логопедической работы за каждым ребенком закреплена логопедическая тетрадь, предназначенная для совместного выполнения родителями и детьми заданий логопеда. В конце недели тетрадь отдается родителям, для того чтобы они могли повторить с детьми пройденный материал, закрепить изученное в детском саду, а также увидеть динамику работы логопеда. Для равноправного, полноценного сотрудничества между родителями, детьми и логопедом используются разнообразные методы и приемы: беседы, консультации, родительские собрания, совместные занятия, экскурсии. Родители, в свою очередь, имеют возможность в любое время наблюдать за работой логопеда: посещать занятия, присутствовать на любых режимных мероприятиях, участвовать в подготовке к праздникам.

    Не останутся без логопедической помощи и дети школьного возраста. Её им окажут на логопедических пунктах при средних общеобразовательных школах. На логопункты направляются дети с недостатками произношения звуков, с ошибками при чтении и письме, которые не удаётся преодолеть школьными методами. Знания грамматических правил здесь не помогает. Работа логопеда ведется параллельно со школьными занятиями и большой мере способствует преодолению школьной неуспеваемости. Успех логопедических занятий в школе во многом зависит от того, насколько в семье помогают ребёнку закрепить полученные навыки правильной речи. Поэтому обязательной формой логопедической работы является консультативная работа с родителями ребёнка. В процессе занятий логопед должен дать его родителям необходимый минимум знаний об особенностях развития речи ребёнка.

    Конечно, в большинстве случаев имеющиеся у ребёнка трудности в освоении речи могут быть преодолены силами самих родителей и педагогов школьных и дошкольных учреждений. Важно лишь вовремя обратиться за консультацией к логопеду. Совет специалиста поможет правильно понять причину затруднений и целенаправленно работать над их преодолением. Успех в обучения во многом определяется тем, насколько чётко организована и скоординирована работа логопеда, воспитателей и родителей.

    Автор: Екатерина Жукова

    Развитие внимания и памяти у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    Одна из коррекционных задач – развитие познавательных процессов (мышления, образной, оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, а также способности к концентрации, распределению и переключению внимания).

    Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития.

    Согласно исследованиям П. П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации. Развиваясь сама, память является и необходимой основой психического, в том числе речевого, развития ребенка,

    Наиболее специфична, а следовательно, значима для развития речи слуховая память. Без моторной памяти невозможно освоение экспрессивной речи (устной и письменной). Зрительная память необходима для освоения письменной речи, а также для связи между первой и второй сигнальной системами. Все эти виды памяти логопед использует в процессе коррекции, в одном случае как основу речи, в другом как вспомогательное (в частности, компенсаторное) средство, позволяющее интенсифицировать обучение правильным речевым навыкам.

    Исследование смысловой и механической памяти показало, что достоверные отличия по их соотношению у детей с нарушениями речи и детей без таковых отсутствуют.

    Внимание — это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности.

    Благодаря вниманию достигаются следующие результаты:

    1) отбор значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности

    2) игнорирование других, несущественных для выполняемой деятельности воздействий

    развитие памяти у детей с нарушением речи

    3) удержание, сохранение выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т. е. регуляция и контроль деятельности.

    В отношении речи этот механизм обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, он обслуживает процесс рождения речи, с другой - речь сама становится средством направления внимания и контроля.

    развитие памяти у детей с нарушением речи

    У детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания: концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Вместе с тем комбинация этих показателей у отдельных детей может существенно различаться и требовать различных коррекционных мероприятий.

    Для развития познавательных процессов можно использовать следующие игры и упражнения:

    развитие памяти у детей с нарушением речи

    Упражнения для развития мышления:

    - выделение существенных признаков предметов и явлений, включающих операции на умение обобщать.

    - толкование пословиц и метафор и т.д.

    - моделирование букв из палочек, из элементов букв, реконструирование букв

    - работа с кубиками Кооса

    - складывание картинок, разрезанных на несколько частей, пазлы

    - игра «IV лишний»

    Упражнения для стимуляции слухового внимания:

    - игра «IV лишний»

    - «Узнай по описанию»

    - «Телефон»

    - «Отгадай сказку по отрывку».

    Упражнения на развитие устойчивости и переключение внимания:

    - длительная сортировка и нанизывание бусинок

    - лабиринты (прослеживание взглядом линии от начала до конца)

    - чтение алфавита, которое перемежается со счётом: а, 1, б, 2, в, 3 и т.д.

    Упражнения на развитие образной памяти:

    рисунок-схема пробы Хеда (определение схемы собственного тела) тактильные ощущения посредством дермалексии (узнавание буквы, написанной на спине, на руке, в воздухе рукой ребёнка, узнать буквы на ощупь) и т.д.

    Развитие оперативной памяти:

    - тест «Кулак – ребро – ладонь»

    - игры на выполнение многошаговых инструкций (2, 3, 4, 5-шаговые инструкции), по памяти (словесной инструкции). Например, игра «Найди клад» «Игрушки на полках», «Слова на полках» (по памяти обнаружить изменение последовательности)

    - «Живые цепочки» (у каждого на груди цветной значок или буква, слог, слово, предложение).

    Порядок построения детей изображён схемой. По команде цепочка рассыпается, задача едущего (ребёнка) – собрать цепочку в прежней последовательности

    - «Зарядка» - последовательность движений от 3-х до 6-ти, физкультминутки

    - отстукивание ритмов «Телеграфист» рядоговорение (времена года, месяцы, дни недели, части суток).

    Развитие зрительного восприятия:

    игра «Что изменилось?» «Отгадай сказку по иллюстрации» срисовывание фигур (учитывать пропорции) дорисовывание фигур с недостающими деталями письмо букв и слов по шаблонам изографы

    определение пространственных соотношений элементов графических изображений букв.

    Можно использовать упражнения на пространственно-временные ориентировки на себе, на листе бумаги.

    Заниматься воспитателю необходимо не только на занятиях, но и во время режимных моментов.

    Источники:
    tasoteka.rusedu.net, doshvozrast.ru, www.readabout.info, cribs.me

    Следующие статьи:


    19 марта 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения