Справочник Совет педиатра
Главная » Обнаружение заболевания

Особенности логопедической работы с детьми с зпр



Особенности логопедической работы с детьми с зпр

Особенности логопедической работы с детьми с ЗПР

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Выявление детей с нарушениями речи. Обследование интеллектуального развития детей. Развитие речи у ребенка на разных этапах развития. Специальная психология для детей с задержкой психического развития. Психологические причины заикания.

дипломная работа [136,5 K], добавлена 12.09.2006

Адаптация детей к школе. Особенности детей с задержкой психического развития. Адаптация к школе детей с задержкой психического развития. Понятие школьной дезадаптации. Основные направления работы с детьми с трудностями в обучении при адаптации к школе.

курсовая работа [665,1 K], добавлена 27.05.2012

Психологическая характеристика детей подросткового возраста с задержкой психического развития. Подросток с задержкой психического развития в системе детско-родительских отношений. Анализ взаимозависимости родителей и детей с задержкой развития.

курсовая работа [129,3 K], добавлена 08.11.2014

Проблема внимания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых. Анализ внимания у детей с проблемами в развитии. Экспериментальное исследование развития внимания у старших дошкольников с нарушениями речи. Коррекционная работа по развитию внимания.

дипломная работа [393,7 K], добавлена 04.03.2011

Психо-физиологическая характеристика речевой деятельности. Закономерности, причины и характеристика задержки развития речи у детей, их логопедическое обследование. Методики исследования уровня речи. Опытная работа по развитию речи у младших школьников.

дипломная работа [178,3 K], добавлена 08.05.2009

Особенности личности у детей с задержкой психического развития, развитие мышления детей. Практические рекомендации по разработке психокоррекционных программ по развитию мышления детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста.

дипломная работа [1,3 M], добавлена 05.04.2014

Характеристика нарушения нормального темпа психического развития, когда ребенок школьного возраста продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.

Исследование диагностики связной письменной речи у детей с задержкой психического развития.

дипломная работа [87,1 K], добавлена 13.07.2011

Индивидуальные особенности мышления и восприятия. Анализ феномена речи как психического процесса. Исследование развития и взаимосвязи речи и мышления у детей дошкольного возраста на примере МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №18" г. Курска.

курсовая работа [134,0 K], добавлена 23.03.2015

Понятие речевого нарушения. Классификация речевых нарушений. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями. Система логопедической помощи. Основные задачи обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

реферат [27,0 K], добавлена 31.08.2007

Понятие, структура и предпосылки развития способностей их количественная и качественная характеристика. Активности и саморегуляция как основные психологические особенности одаренных детей. Принципы работы педагога и психолога с талантливыми детьми.

контрольная работа [54,2 K], добавлена 24.09.2013

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Для развития каждой психической функции существуют свои сензитивные сроки. В раннем возрасте закладывается фундамент для развития мышления и речи. Становление этих процессов происходит в рамках предметной деятельности при активном взаимодействии с педагогом.

Дети с задержкой психического развития (особенно относительно раннего возраста) плохо подражают действиям взрослого, их внимание трудно привлечь и удержать, для них свойственно снижение ориентировочно-познавательной деятельности. Дети практически не владеют речью — пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. У некоторых из них может быть сформирована простая фраза, но возможность ребенка пользоваться фразовой речью крайне ограничена. Понимание простых инструкций нередко нарушено.

Все это говорит о необходимости ранней коррекции речевых нарушений. Уровень речевого развития, поступающих в реабилитационный центр детей может быть разным даже в пределах одной возрастной группы — от легкой задержки темпов до грубой задержки психо-речевого развития. Коррекционно-реабилитационный курс составляет четыре недели с возможностью продления до трех месяцев. Особенностями данного курса являются:

1) Взаимосвязь обследования и коррекционной работы. В течение всего курса выясняется уровень общего и речевого развития ребенка, его индивидуальные особенности, определяются основные направления коррекционно- логопедической работы, вырабатывается блок рекомендаций для родителей и специалистов.

2) Создание «стрессовой ситуации». Во время курса реабилитации ребенок попадает в непривычные условия: он получает большой поток информации, и массу новых впечатлений. В коррекционном процессе одновременно участвуют специалисты разных направлений: медицинские работники, логопеды, психологи, дефектологи. Это приводит к созданию своеобразной стрессовой ситуации для ребенка, которая может послужить толчком в его дальнейшем развитии.

В связи с вышесказанным работа специалистов-логопедов реабилитационного центра строится следующим образом.

В первый день курса собирается анамнез, изучаются истории болезни детей, проводится совместное собеседование логопеда с родителями каждого ребенка, осуществляется наблюдение за детьми во время игр в логопедическом кабинете.

В дальнейшем, при работе с детьми раннего возраста, поступившими на реабилитацию в отделение коррекционной педагогики, перед логопедом в зависимости от уровня общего и речевого развития детей ставятся следующие задачи:

1) Развитие понимания обращенной речи, понимание простейших инструкций, обогащение пассивного словаря.

2) Стимуляция вербальной активности ребенка — создание у него потребности пользоваться речью, формирование физиологических эхолалий и лепетных слов.

3) Нормализация тонуса мышц и моторики

4) артикуляционного аппарата.

5) Развитие речевого дыхания.

6) Развитие мелкой моторики.

Эти задачи решаются на занятиях в кабинете логопеда, психолога, дефектолога в сенсорной комнате, на музыкальных занятиях, на занятиях по изодеятельности и трудотерапии.

Основной формой коррекционного процесса по решению этих задач являются занятия по развитию речи.

На практике это означает:

1) Развитие понимания обращенной речи, понимание простейших инструкций, обогащение пассивного словаря.

Работа начинается с обыгрывания одной — двух игрушек. На начальном этапе ребенка обучают выполнению нескольких простых инструкций педагога.

Перед ребенком ставятся две игрушки (желательно знакомые). Например, мишка и собачка. Педагог обыгрывает их — «Мишка танцует», «Мишка спит, покачай его!», «Спрячь мишку!», «Пожалей мишку!». То же самое с другой игрушкой. Сначала все действия с игрушками производятся сопряженно, затем по подражанию. Цель этого этапа — выполнение ребенком словесной инструкции педагога: «Как мишка танцует, а как собачка&le», «Покачай собачку!», «Спрячь мишку!». На это может уйти не одна неделя, стоит набраться терпения. У детей с задержкой психического развития пройденный материал плохо закрепляется, поэтому необходимы регулярные повторения, возвращения на шаг назад.

На следующем этапе увеличивается количество игрушек, добавляются новые действия с ними, усложняются инструкции и способы их предъявления.

Обучение ребенка новым действиям с игрушками происходит следующим образом. Перед ребенком кладется ложка и дается инструкция — «Покорми куклу (мишку)». Сначала «кормит» взрослый, беря руку ребенка в свою, далее действие выполняется по подражанию и словесной инструкции. То же самое с расческой — просим «причесать» куклу, мишку. Затем перед ребенком кладется ложка, расческа, ставятся игрушки, и даются инструкции: «Покорми мишку!», «Причеши куклу!». Ребенок должен правильно выбрать орудие действия и объект. В дальнейшем добавляются машинка — «Покатай!», кроватка — «Покачай!», увеличивается количество игрушек.

Для закрепления этих знаний, ребенку для самостоятельной игры оставляют только эти игрушки. Взрослый подходит время от времени и напоминает, как покатать игрушки, покормить, следит, чтобы предметы использовались по назначению.

Необходимо расширять пассивный словарь не только количественно, но и качественно. Очень часто у малышей слово- название закрепляется только за одним предметом. Чтобы этого не произошло, к одному слову подбирается несколько предметов, игрушек, картинок. Обращается внимание на эти предметы не только на занятиях, но и в повседневной жизни, во время бытовой деятельности, прогулок.

Так же на занятиях даются основные понятия — размер, количество, цвет, форма. Ребенку дается задание на сортировку предметов по одному из признаков, взрослый просит выбрать предметы с данным признаком из большого количества. Необходимо помнить, что обязательно во всех этих заданиях должен присутствовать игровой момент, иначе ребенок откажется выполнять задание. Например, при сортировке по цвету нельзя просить ребенка просто разложить материал, можно предложить «подарить подарки» — малышу красные, а мишке желтые.

2) Стимуляция вербальной активности ребенка — создание у него потребности пользоваться речью, формирование физиологических эхолалий и лепетных слов.

Стоит отметить, что задачи по развитию речи решаются не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Например, во время пассивной артикуляционной гимнастики, педагог, вытягивая губы ребенка в «трубочку», сам произносит звук «у», утрируя артикуляцию. Так же поступает со звуками «и» (улыбка), «а» (широко открытый рот). Желательно также использовать меры, компенсирующие сниженные возможности кратковременной слухо-речевой памяти, обращаясь к визуальным формам (зрительные символы звуков Рис. 1).

Рис. 1. Зрительные символы гласных звуков (обозначаются красным цветом)

Этим приемом достигается взаимодействие сразу трех анализаторов: ребенок чувствует артикуляционный уклад, видит его у педагога и на картинке, слышит произносимый при этом укладе звук. Довольно быстро дети пытаются сами повторять эти звуки.

Для активизации речи ребенка необходимо поддерживать его лепет, вступать с ним в своеобразный «диалог», повторять за Малышом слоги, звуки. Рекомендуем следующее упражнение — взрослый сидит перед ребенком за столиком. Сначала взрослый стучит по столу рукой, произнося довольно громко: «Та-та-та!», затем ребенок. В этот же период, как показывает опыт нашей работы, следует подключать зрительные символы согласных звуков изолированно (Рис. 2,) и в сочетании с гласными звуками (Рис. 3). [6]

Рис. 2. Зрительные символы согласных звуков (обозначаются синим цветом)

Рис. 3. Вызов звуков с опорой на зрительный образ, сочетание звуков СГ

Примерное планирование развития речи детей с системными нарушениями (безречевые дети)

- Вызов звуков с опорой на зрительный образ, сочетание звуков: Г, С, ГС, СГ, СГС, ГСГ (Г — гласный звук, С — согласный звук.).

- Вызов лепетных слов, звукоподражаний.

- Воспроизведение слоговых сочетаний с общими согласными и разными гласными звуками (ТА — ТО — ТУ, ТЫ — ТЭ ПА — ПО — ПУ — ПЫ — ПЭ).

- Воспроизведение слоговых сочетаний с общими гласными и разными согласными звуками (ТА — КА — ПА МА — НА — ВА).

- Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости (ПА — БА ТА — ДА КА — ГА).

- Воспроизведение слоговых пар с наращиванием одного согласного звука (ПА — ПТА НА — ПНА ВА — КВА).

- Работа над глаголами «Дай», «На». Работа над фразой (глагол + звукоподражание: «Дай ам-ам», «На ту-ту».

- Работа над произнесением слов из двух-одного слогов (начинается с отработки имён, где последующее слово отличается от предыдущего одним-двумя звуками: Аня — Ваня — Таня — Тоня — Соня — Саня — Даня — Дина — Дима — Тима — Аня — Аля — Оля — Коля — Толя.

- Работа над словами-указателями «Это», «Тут», «Вот», «Там».

- Работа над фразой: «Тут Мама», «Это Папа».

- Работа над глаголами в повелительном наклонении (одно-, двухсложные): пой, пей, спи, дуй, дай, сядь, иди, неси, купи, пиши.

- Работа над фразой (существительное + глагол): «Мама, иди», «Папа, дай».

- Инсценировка адаптированных сказок «Теремок», «Репка».

- Чтение адаптированных стихов:

Похожие темы

Текст

научной работы на тему "ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

SCIENCE TIME

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Черепкова Наталья Викторовна, Гоцкина Татьяна Александровна, Плотникова Виктория Игоревна, Северо-Кавказский федеральный

особенности логопедической работы с детьми с зпр

университет, г. Ставрополь

Email: ya.gaika2012@yandex.ru

Аннотация. Данная статья раскрывает особенности речевого развития детей с задержкой психического развития, а также отражает направления логопедической работы с данной категорией детей.

Ключевые слова: логопедическая работа, дети с ЗПР, особенности речи.

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных игровых интересов [2].

Перспективный и современный аспект рассмотрения вопроса о структуре речевого дефекта у детей с ЗПР определяется тесной связью процессов развития речевой и познавательной деятельности ребенка, соотношением мышления и речи в процессе онтогенеза.

Исследования Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, А. Валлона, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи речи и мышления, а также выделить наиболее значимые вопросы этой проблемы. К ним следует отнести когнитивные предпосылки развития языка и речи, направления и закономерности развития речи и мышления в онтогенезе, отношение мысли к слову в процессе порождения речевого высказывания.

В процессе развития речи можно выделить «доречевую фазу в развитии интеллекта и доинтеллектуальную фазу в развитии речи».

На раннем этапе развития речи ребенка прослеживаются разные корни речи и мышления. С одной стороны, еще до начала формирования речи проявляются зачатки интеллектуальных реакций. С другой стороны, наблюдаются доинтеллектуальные корни речи (гуление, лепет).

Из выше сказанного можно сделать вывод что, до определенного периода линии развития мышления и речи проходят как бы независимо друг от друга.

SCIENCE TIME

Однако в период около двух лет «линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, совпадают и начинают перекрещиваться в своем развитии, дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека. Ребенок как бы открывает символическую функцию речи. Однако для того, чтобы «открыть» речь, надо мыслить. Начиная с этого периода, речь выполняет интеллектуальную функцию, а мышление становится речевым [1].

Усвоение речи ребенком происходит с учетом его возможностей обработки речевой информации, что отражается и на выходе речи. В начале у ребенка имеется однословное, двусловное высказывание (субъект-предикат, субъект-объект). Затем он объединяет эти элементы в трехсловное высказывание субъект -придикат-объект. Чем объемнее информация, тем труднее она усваивается и воспроизводится в речи.

В целом можно сделать вывод о том, что одним из регуляторов последовательности и темпа языкового развития является формирование познавательных процессов.

Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.

При задержке психического развития имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным развитием. Характерным признаком клинической картины дефектов у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, сочетание различных нарушений речи, наличие комплекса речевых нарушений. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом. У большего количества детей с ЗПР имеются нарушения письменной и устной речи, нарушения как экспрессивной, так и импрессивной речи, неполноценность отражённой и спонтанной речи [4].

Особую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.

Для большинства детей характерна недостаточность речевой моторики, что проявляется трудностях удержания определённой позы языка, в напряжении мышц языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Движения языка неточные. При смене артикуляционных укладов нарушается последовательность движений и плавность переключения.

Структура речевого дефекта детей с ЗПР является очень вариативной, характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений.

особенности логопедической работы с детьми с зпр

Одним из наиболее значимых специалистов Е.В. Мальцевой выделено три группы:

- первая группа - дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с недоразвитием речевой историки, аномалией строения артикуляторного аппарата

- вторая группа - дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения фонематического анализа и слуховой дифференциации звуков

- третья группа - дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: аграмматизмы, примитивная синтаксическая структура предложений, ограниченность и недифференцированность словарного запаса [3].

особенности логопедической работы с детьми с зпр

Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР:

- развитие мыслительных операций синтеза, анализа, обобщения, сравнения

- развитие зрительной памяти, зрительного анализа, восприятия

- коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений артикуляционной и ручной моторики

- коррекция искажений звуковой структуры слова, нарушений звукопроизношения

- развитие лексики: уточнение значений слова, обогащение словаря, формирование структуры значения слова, лексической системности, закрепление связей между словами

- формирование синтаксической и морфологической системы языка

- развитие фонематического синтеза, анализа, представлений

- формирование анализа структуры предложений

- развитие регулирующей, познавательной и коммуникативной, функции речи [5].

Коррекционно-логопедическое воздействие при ЗПР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер.

Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия

осуществляется с учетом индивидуально-психологических особенностей ребёнка, клинической характеристики, работоспособности, особенностей его психической деятельности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.

В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать речевую и умственную деятельность детей, максимально

SCIENCE TIME

активизировать познавательную деятельность детей с задержкой психического развития, вызвать положительную мотивацию, использовать разнообразные методы и приемы, эффективно осуществлять помощь детям в зоне их ближайшего развития.

Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия и дальнейшего углубленного изучения. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

Вопросы логопедической помощи, соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с ЗПР и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.

Литература:

1. Дети с временной задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. — М. 1971.

2. Задержка психического развития // Педагогический энциклопедический словарь. - М. Проспект, 2003. с.-57

3. Мальцева Е.В. Статья к докладу Особенности ориентировки дошкольников с задержкой психического развития в звуковой речи. - М. Школьная пресса. 2005.

4. Нарушения речи и их коррекция у детей с задерж-кой психического развития. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебря-кова, СВ. Зорина.— М. Гуманитар, изд. центр ВЛА-ДОС, 2004\_— 303 с.

5. Симонова И. А. Характеристика детей с задержкой психического развития / И.А. Симонова// Дефектология. - М. 2008. - №3. - С. 19-20.)

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ЗПР

ТЕОРИЯ. АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из характерных признаков интеллектуальной недостаточности является недоразвитие высших психических функций, а, следовательно, и недоразвитие речи как одной из наиболее сложно организованных функций.

У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи (В. А. Ковшиков, Ю. Г. Демьянов, 3. Тржесоглава, Е. В. Мальцева и др.).

Большая распространенность нарушений речи у детей с задержкой психического развития вызывает необходимость их дальнейшего углубленного изучения и определения путей повышения эффективности коррекционного воздействия. Нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, затрагивают многие стороны речевой системы.

Вопросы соотношения мышления и речи, дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей с ЗПР и других категорий аномальных детей, несмотря на имеющиеся исследования, продолжают оставаться актуальными.

Источники:
revolution.allbest.ru, www.moluch.ru, cyberleninka.ru, studopedia.ru

Следующие статьи:


19 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения