Справочник Совет педиатра
Главная » Обнаружение заболевания

Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья



Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Психология и социология / 8. Педагогическая психология

Панферова Е.В.

ФГБОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого, Россия

Организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в России*

(* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ (проект № 12-36-01006а1 ))

В последнее десятилетие России активно развивается система учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Главная задача подобных учреждений - помочь детям адаптироваться в системе общего, специального образования и получить компетентную помощь специалистов различных областей.

В целях оптимизации системы подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в общеобразовательной школе в России создаются центры психолого-медико-социального сопровождения. Деятельность таких центров направлена и на создание в образовательных учреждениях условий, необходимых для эффективного инклюзивного образования, использование отработанных и принятых профессиональным сообществом моделей непрерывного маршрута ребёнка с ограниченными возможностями здоровья от стадии раннего выявления нарушения до стадии его устойчивой адаптации в среде здоровых школьников обучение родителей грамотному и активному участию в образовании своих детей организация службы специальной помощи, сопровождающей детей-инвалидов на разных ступенях получения образования, проведение подготовительной работы с родительскими, ученическими и педагогическими коллективами общеобразовательных школ для принятия таких детей а также совершенствование взаимодействия учреждений социальной защиты, здравоохранения и образования для создания комфортных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной среде.

Проведение комплексной работы с ребёнком, обучение родителей, квалифицированная поддержка на основе комплексного подхода с участием специалистов разных профилей лежат в основе подготовки с ограниченными возможностями здоровья к общеобразовательной школе.

Долгое время интеграция детей с ОВЗ происходила стихийно, по настоянию родителей. Психологическая готовность к обучению в школе, общий образовательный уровень у большинства таких детей характеризуются низкими показателями. Это предопределяет не только их школьную неуспешность, но и трудности во взаимодействии с остальными участниками образовательного процесса. Однако усилия специалистов центров не принесут желаемых результатов, если не будут подкреплены духовно-нравственными усилиями людей, включённых в школьную среду. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы работа всех участников инклюзивного образования - представителей школьной администрации, педагогов, специалистов и т.д. была направлена на формирование милосердного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый интегрированный ребенок нуждается в специальной педагогической помощи и психологической поддержке. В образовательном учреждении должна функционировать четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной помощи детям с отклонениями в развитии, ориентированная на уровень психического развития ребенка и доступную полезную для него форму интеграции. Так, к омбинированная интеграция доступна одному-двум детям, которые на равных обучаются в массовых классах, и при этом получают коррекционную помощь учителя-дефектолога специального класса. Частичная интеграция показана детям с проблемами в развитии с краткосрочным пребыванием в массовых классах, ещё не способным на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом. Временная интеграция направлена на объединение детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками не реже одного или двух раза в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Полная интеграция возможна в том случае, если дети соответствуют возрастной норме и психологически подготовлены к совместному обучению со здоровыми сверстниками. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные классы массовых школ. При этом основная задача руководства и специалистов школы состоит в сближении массовой и специальной образовательных систем, сделать проницаемыми границы между ними.

В России успешно действуют и нтеграционные волонтерские проекты, деятельность которых направлена на восполнение пробелов отсутствия детских досуговых клубов, объединений по интересам, групп общения для детей с ограниченными возможностями здоровья. В проекты включаются родители, братья и сестры, друзья, знакомые, одноклассники детей и подростков с особенностями в развитии. Разнообразные варианты совместной и индивидуальной деятельности способствуют развитию продуктивного общения у детей с ОВЗ, их личностному развитию, изменению их социального статуса, повышению самооценки.

Дистанционное обучение – особая форма специального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными потребностями, предполагающая существенные изменения подходов, организации и структуры системы общего и специального образования. При данной форме обучения ученики обучаются в школе по месту жительства, одновременно взаимодействуя с информационными образовательными объектами. Кроме педагога надомного обучения с учеником работает удаленный педагог-дефектолог, осуществляющий информационную адаптацию, виртуально-реальную социализацию, коррекционно-развивающее обучение, психолого-педагогическое сопровождение, направленное, в том числе, и на восполнение пробелов в знаниях по программе обучения.

Для улучшения качества жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи необходимо специализированного психолого-педагогического сопровождения как инклюзивных процессов в целом, так и его отдельных структурных компонентов.

В помощь родителям детей с ограниченными возможностями здоровья

tasoteka | 28 Октябрь, 2014 14:48

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития особого ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи. Дети с ограниченными возможностями находятся в очень сложном положении эмоционально, морально и психологически. Детям нужно учиться функционировать в быту и общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. На родителей таких детей, так же, ложатся большие нагрузки, в связи с деятельностью по уходу за больным ребёнком и ответственностью за его жизнь. Многочисленными исследованиями выявлено, что родители данной категории детей испытывают эмоциональное напряжение, тревогу, чувство вины, обиды, находятся в хроническом стрессовом состоянии и т.д.

Всё это влияет на отношение родителей к своим детям. Следовательно, им так же, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Это время боли, которую необходимо пережить, время печали, которая должна быть излита. Только пережив горе, человек способен рассмотреть ситуацию спокойно, более конструктивно подойти к решению своей проблемы.

Зачастую родители, испытывая страх за судьбу малыша, передают его ребенку. Интуитивно чувствуя постоянное напряжение взрослых, детки приобретают черты нервозности, издерганности. Мучительные сомнения многих пап и мам о том, знает ли ребенок о своей болезни и о том, насколько она тяжела, напрасны. Действительно, слово инвалид ничего не добавляет к ежедневным ощущениям и переживаниям ребят. От понимания своего статуса им не становится ни лучше, ни хуже.

Оптимальным может считаться такое поведение взрослых, которое позволяет детям-инвалидам быстрее адаптироваться к своему положению, приобрести черты, компенсирующие их состояние. Эгоистическая любовь родителей, стремящихся оградить своих сыновей и дочерей от всех возможных трудностей, мешает их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но не любви-жалости, а любви альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой - какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды. Дети, о которых идет речь, нуждаются не в запретах, а в стимуляции приспособительной активности, познании своих скрытых возможностей, развитии специальных умений и навыков. Конечно, закрывать глаза на то, что малыш серьезно болен, нельзя. При этом и постоянно держать его под стеклянным колпаком тоже не годится. Чем меньше внимание больного будет сконцентрировано на нем самом, тем больше вероятность и успешность взаимодействия его с окружающими. Если родителям удастся научить ребенка думать не только о себе, то судьба его сложится гораздо более счастливо.

Что касается самих родителей - не забывайте о себе! Депрессия - нередкий спутник родителей больного ребенка. Механизмом запуска для нее может послужить и длительное ожидание диагноза, и ненадежность, невнимание близких и друзей в тяжелое время, и отчаяние в глазах ребенка, и бессонные ночи. На фоне постоянной, хронической усталости и недосыпания, достаточно мелочи, чтобы спровоцировать нервный срыв. Но ведь малышу вы нужны сильными, бодрыми, уверенными . Поэтому, необходимо научиться справляться и с этим. Из лекарств подойдут валериана и успокоительные травяные сборы, например шишки хмеля, пустырник, мята и валериана, о чем желательно проконсультироваться с врачами. Если врач все же пропишет антидепрессанты, не забудьте, что это временная мера! Психологическая поддержка может оказаться для вас одной из важных процедур на пути адаптации, как вас, так и вашего ребенка.

Очень важно найти того, кто сможет помочь вам, хотя бы на время, или просто даст выспаться. Преодолеть сложный период может социальный работник, психолог или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Необходимо иметь возможность поделиться своими переживаниями, услышать слова поддержки. Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Видя вас бодрыми, веселыми, верящими в лучшее, малыш станет чаще улыбаться и тем самым приближать свое выздоровление.

Не лишайте себя жизни, удовольствий и интересных событий. Что-то вы можете делать вместе с ребенком, но у вас обязательно должна быть и собственная жизнь.

Слепая жертвенность не принесет пользы ни ребенку, ни вам. Если вы будете удовлетворены жизнью, вы несравнимо больше сможете дать и нуждающемуся в вас маленькому человеку!

Рекомендации родителям детей с ОВЗ

помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

1. Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами. Нельзя сделать будущее или настоящее таким, как хочется. Этого не может никто. Хотя некоторые и полагают, что это им по силам.

2. Не бойтесь переоценить способности ребенка. Дайте ему возможность развиваться, поощряйте и поддерживайте. Верьте в него!

3. Найдите людей (родственников, специалистов и т.п.), которые поделятся с вами опытом, советами и поддержкой.

4. С раннего возраста обеспечьте ребенку возможность учиться и получать образование.

5. Не забывайте о супруге и других детях. Напоминайте им, что любите всех одинаково, хотя и вынуждены проводить больше времени с проблемным ребенком.

6. Слушайтесь только собственной совести. Тогда вам будет легко и с ребенком. Но вы не обязаны оправдываться перед друзьями и посторонними.

7. Будьте честны, не лицемерьте. Невозможно быть идеальным родителем 24 часа в сутки. Если тяжело, позвольте себе иногда рассердиться, позавидовать, быть жалким или несчастным.

8. Не требуйте от себя невозможного. Нельзя постоянно думать о том, что еще нужно сделать. Чаще думайте о том, чего уже удалось достичь.

9. Цените то, что имеете. Подумайте, что вы способны замечать маленькие чудеса, которые большинство людей воспринимают как данность.

10. Сохраняйте и проявляйте чувство юмора. Смех - лучшее лекарство от усталости и стресса.

Материал подготовлен Ириной Ереминой по материалам сайтов: http://www.86belsch2.edusite.ru/p152aa1.html

Дети с ограниченными возможностями

Множество детей в наше время страдает теми или иными хроническими заболеваниями, некоторые малыши имеют нарушения развития, эмоциональные или психические расстройства, у некоторых детей диагностирована умственная отсталость или инвалидность. Это всегда очень больно наблюдать, когда прекрасный, добрый и любознательный ребенок лишен всех прелестей полноценной жизни из-за своей болезни. Зачастую дети с ограниченными возможностями очень ранимы. Поэтому семья ребенка с ограниченными возможностями должна сделать все возможное, чтобы максимально помочь ему в реабилитации, адаптации в обществе, а также получении знаний и самосовершенствовании.

Развитие детей с ограниченными возможностями

Реабилитация детей с ограниченными возможностями должна начинаться с глубокой и комплексной диагностики. Причем обследовать нужно как физическое здоровье ребенка, так и его психологическое состояние. После обследования специалистами должен быть разработан план комплексной реабилитации. Он должен быть составлен таким образом, чтобы использовать наиболее эффективные методы коррекции, полностью соответствующие состоянию ребенка. Важно добиться компенсации и ускорения темпов развития нарушенных функций. Поэтому процесс реабилитации должен быть непрерывным. В период реабилитации нужно обращать особое внимание на адаптацию ребенка в обществе, а также создание всех условий для его образования и саморазвития.

Воспитание детей с ограниченными возможностями начинается с правильного настроя и активной жизненной позиции семьи, которая передается и больному малышу. Очень важно, чтобы родители верили в то, что недуг обязательно отступит. Но даже если этого не случится, ребенок должен чувствовать свою значимость, не только для близких людей, но и в рамках общества. А для этого необходимо создать условия для его самосовершенствования. И здесь перед родителями встает вопрос, как их ребенок с ограниченными возможностями может получить образование и будущую профессию?

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Еще недавно дети с ограниченными возможностями здоровья были полностью изолированы от общества. Они учились в специализированных школах, отдельно от здоровых детей. Государство аргументировало это тем, что только в специальных учреждениях дети могут рассчитывать на особую помощь и эффективное обучение по специально разработанным программам. Но этот подход оказался в корне неправильным, ведь маленькие дети очень открыты и они просто нуждаются в общении. А нормальное развитое общество не должно отворачиваться от проблем людей. Каждый из нас имеет право на образование, труд и отдых. И мы не можем отгораживаться от людей только из-за их физических дефектов или болезней. А если дело касается детей, то мы просто обязаны приложить все возможные усилия, чтобы помочь им быть счастливыми, любимыми и желанными.

Обучение детей с ограниченными возможностями, так же как их дальнейшая социализация, контролируется государством. Кроме этого, существуют специальные центры, функционирующие на добровольной основе, на деньги спонсоров, предлагающие помощь детям с ограниченными возможностями. Единой целью государства и добровольцев является обучение детей-инвалидов в различных сферах, по разнообразным образовательным программам (школьным и вузовским), помощь в получении аттестата об образовании, а также квалификационной степени.

Получать образование дети с ограниченными физическими возможностями могут в любом образовательном учреждении, которое имеет соответствующие возможности дать образование такому ребенку. То есть, выбор, в принципе, не ограничен. Но родители должны понимать, что не у каждой школы есть возможность обеспечить комфортное пребывание их ребенка и особый подход в обучении. Поэтому нужно смотреть по ситуации. Если у ребенка тяжелое заболевание, все же лучше выбрать школу, специализирующуюся на обучении детей с такой проблемой. Если же ребенок может справиться с общешкольной программой, для него будет очень полезно находиться в обычной школе среди своих сверстников.

Кроме стандартного обучения адаптация детей с ограниченными возможностями предполагает их общение и обучение в сети интернет. Такая практика широко распространена в нашей стране и пользуется достаточно большой популярностью. В интернете дети-инвалиды могут осваивать школьную программу в полном объеме, а также выбирать для изучения отдельные интересующие их курсы. Виртуальное общение и обучение позволяется гибко подходить к способностям ребенка, учитывать его индивидуальные особенности и предпочтения. Дети могут обучаться в удобном для них темпе.

Кроме этого происходит активная социализация детей с ограниченными возможностями. Ребята могут работать группами, коллективно обговаривать интересующие их вопросы, выполнять творческие задания. И все это они могут делать в комфортных для них домашних условиях. Нередко в таких виртуальных классах дети находят себе настоящих друзей. Это очень здорово, поэтому родители детей-инвалидов обязательно должны обратить внимание на такую возможность дистанционного обучения. Но не забывайте, что это является скорее самообразованием, поэтому виртуальное обучение желательно, по возможности, комбинировать с посещением обычной школы.

Проблемы детей с ограниченными возможностями активно обсуждаются в обществе. Но как бы не помогало государство, а вся забота о таких детях лежит, прежде всего, на их родителях. Поэтому хочется пожелать им терпения, и выразить восхищение тем, с каким мужеством они борются за полноценную жизнь и счастье своих детей.

дети с ограниченными возможностями здоровья

Страница 19 из 20

Клуб «Эдельвейс» - структурное подразделение Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Городской центр детского и юношеского творчества».

Цель клуба: оказание социально – педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и сиротам.

Задачи: Организация индивидуальных занятий по декоративно – прикладному творчеству, привлечение воспитанников в вокальные, музыкальные объединения учитывая возможности ребенка, к танцам, изучению английского языка и компьютера

Участие воспитанников в конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к участию в жизни клуба, Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Городской центр детского и юношеского творчества».

Девиз: Свой мир мы строим сами !

Клуб «Эдельвейс» -это специализированное учреждение дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и сирот. Работа в клубе основывается на перспективном плане, включающим организационно – воспитательную работу и учебную деятельность на основе индивидуальных программ педагогов дополнительного образования.

Разработанные педагогами программы, адаптированы к условиям

помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и учитывают особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в клубе

проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Группы

формируются с учетом умения детей и их физических возможностей.

Участие ребят в проведении массовых мероприятий позволяет заложить

базу для социальной адаптации детей с ОВЗ в обществе.

В нашем клубе обучаются 115 детей и подростков с различными заболеваниями и отклонениями в развитии:

Нервно-психические заболевания: детский церебральный паралич (ДЦП), эпилепсия, умственная отсталость, болезнь Дауна, аутизм

помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

Заболевания внутренних органов имеющих хроническую форму

Эндокринные заболевания

Поражения и заболевания органа слуха (слабослышащие).

Из шестнадцатилетнего опыта работы клуба «Эдельвейс» стало очевидным, что воспитанники, имеющие инвалидность, так же способны и талантливы, как и обычные дети. Они нуждаются лишь в том, чтобы им помогли проявить свои возможности и оказали поддержку – как педагоги, так и семья, в которой они воспитываются.

Занятия в объединениях клуба дают возможность развиваться. Наши воспитанники с ОВЗ ведут полноценный образ жизни (продолжают учебу в лицеях, заводят семью, работают).

Например: воспитанники нашего клуба Нагоева Мадина и Дышекова Сабина в 2010г. поступили в технологический лицей (по специальности «повар»), а Сапрыкин Анатолий в автомобильно-транспортный лицей (специальность «автомеханик»).

Главное в работе с «особенными» детьми – это принятие ценности ребенка самого по себе, его равного права на жизнь, свободу, выбор

индивидуальность независимо от возраста, пола, языка, социального

происхождения, физического состояния. Ребенок осознает свои возможности и определяется: «Это я делаю, это я могу», принимает помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании.

Часто в силу своих заболеваний дети с ОВЗ не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними, не включают их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью её полноценной реализации.

Контактная информация:

Адрес: 360022, КБР, г.Нальчик, ул. Осетинская, д.127, МОУ ДОД «Городской центр детского и юношеского творчества»

т. 44-34-99

360030 КБР, г. Нальчик, пр. Кулиева, д.7 клуб «Эдельвейс» МОУ ДОД «Городской центр детского и юношеского творчества»,

т.47-40-38

Перспективные направления работы:

Дистанционное обучение и общение.

- Качественная допрофессиональная подготовка с использованием новейших технологий.

- Игровые развивающие программы, ориентированные на совместные занятия с активом здоровых детей

- Организация совместного отдыха детей с ОВЗ и здоровых детей

- Внедрение методики М. Монтессори в работе с детьми с ОВЗ.

Проектные линии:

I. Проектная линия “Здоровье. Физическая культура”.

Цель: Создание высокоэффективной системы в организации оздоровительно физкультурной работы.

Задачи: Проведение комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий с преимущественным использованием природных, физических факторов, физкультуры, отдыха, учебно-воспитательного процесса и культурно-досуговой деятельности

Пропаганда среди воспитанников здорового образа жизни.

II. Проектная линия.“Учеба”

Цели и задачи: Создание необходимых условий для эффективной помощи ребенку в построении целостной картины мира, для повышения социальной роли личности ребенка как носителя национальной художественной культуры

Реализация дополнительных образовательных программ по художественно - эстетическому творчеству, естественно – научному, вокально-хореографическому .

Создание необходимых условий для эффективной помощи ребенку в построении целостной картины мира, для повышения социальной роли личности ребенка как носителя национальной художественной культуры

Реализация дополнительных образовательных программ по художественно - эстетическому творчеству, естественно – научному, вокально-хореографическому .

Создание необходимых условий для эффективной помощи ребенку в построении целостной картины мира, для повышения социальной роли личности ребенка как носителя национальной художественной культуры

Реализация дополнительных образовательных программ по художественно - эстетическому творчеству, естественно – научному, вокально-хореографическому .

Создание необходимых условий для эффективной помощи ребенку в построении целостной картины мира, для повышения социальной роли личности ребенка как носителя национальной художественной культуры

Реализация дополнительных образовательных программ по художественно - эстетическому творчеству, естественно – научному, вокально-хореографическому.

В клубе «Эдельвейс» открыты объединения:

Художественно-прикладного творчества:

Источники:
www.rusnauka.com, tasoteka.rusedu.net, bambinostory.com, sportizdorove.ru

Следующие статьи:


17 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения