Справочник Совет педиатра
Главная » Обнаружение заболевания

Психолого педагогическая помощь детям с овз



Психолого педагогическая помощь детям с овз

Психолого-педагогическая помощь детям с ОВЗ

Так получается, что в обществе сложилось негласное табу на детей с ОВЗ, т.е. с ограниченными возможностями здоровья. И хотя по всей стране гуляет инклюзия, т.е. реорганизовываются специализированные детские садики и школы, и дети с особенными потребностями приходят в массовые учреждения, - это мало что меняет в жизни этих детей и их родителей.

Так ли уж ограничены их возможности? Или мы, не разобравшись в сути вопроса, сравнив с собой, здоровым, ставим это клеймо ребенку на всю жизнь? Лично у меня эта аббревиатура - ОВЗ - вызывает другие ключи: особенные, вероятности, здоровья. Что означает: только от нас - семьи, профессионалов и окружения зависит вероятность или невероятность открытия скрытых возможностей и задач особенного ребенка, его внутренних мощнейших ресурсов, его вхождение в общество, в мир, т.е. социализация.

По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым к основным категориям "аномальных" детей (термин авторов классификации) относятся:

  1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие)
  2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие)
  3. Дети с нарушением речи (логопаты)
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
  5. Дети с умственной отсталостью
  6. Дети с задержкой психического развития (+шизофрения)
  7. Дети с нарушением поведения и общения (РДА, СДВГ и др.)
  8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Конечно, родители сами знают, относится ли их ребенок к категории "аномальных" детей или нет. Но очень малое число родителей знают, что работа с душой ребенка и помощь ему возможна даже при самом неоптимистичном диагнозе. Каждый родитель должен знать, должен быть уверен, что психологическое сопровождение, терапевтическая работа поможет ребенку социализироваться и обрести себя в этом мире в независимости от диагноза, т.е. душевно исцелиться. Потому как в пространстве встречи психолога и ребенка происходит общение далеко не только на вербальном уровне - профессионал своей сущностью, своей душой со-бытийствует с душой маленького человека.

И, постепенно, каждый в своем темпе, выходит на уровень выше, чем было до встречи.

Увы, наша жизнь показывает, что родители, в основном, с "легкой" руки врача, ставят крест на какой бы то ни было успешной социализации своего ребенка с диагнозом. Вопрос о каких-либо скрытых от нашего замыленного восприятия задачах и дарах у такого ребенка даже не ставится. И это одна из причин, по которым родители и дети теряют возможность преодолевать трудности вместе, вместе становиться сильнее, мудрее и счастливее.

В процессе атипичного развития проявляются не только негативные стороны, но и положительные возможности ребенка, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Например, у детей лишенных зрения, остро развивается чувство расстояния (шестое чувство), дистантное различение предметов при ходьбе, слуховая память, осязание и т.д. У глухих детей - мимическое жестовое общение.

Каждый ребенок, как носитель собственного (субъективного) опыта, уникален. Но только мы - родители, общество - сознательно или бессознательно не хотим эту уникальность принимать. Часто даже выталкиваем вперед своих нормальных детей и кричим со слезами: Это будет их шокировать!. Но дети с ОВЗ шокируют только нас, взрослых. С собственными страхами, нереализованными ожиданиями и навязыванием образцов. А ведь таким детям необходима помощь и поддержка в каждом их шаге в социуме, по крайней мере, до определенного момента. Поэтому необходимо с самого начала создавать для каждого не изолированную, а разностороннюю среду. Здесь же должен появиться человек, профессионал, не включенный личностно в ситуацию, а имеющий возможности для маневров собственной души и помощи особым детям: открытию их глубинного Я и социализации.

Зачем вообще ко мне приходят родители? За изменениями. Владею ли я искусством этих изменений? Ответом на этот вопрос будет некоторый мой опыт, о котором я и расскажу.

Каким образом происходит наша Встреча с ребенком, наша совместная работа? Всегда по-разному. Здесь я опираюсь на мнение, которое уже озвучивала: каждый человек несет свою уникальную задачу и ресурсы для ее реализации. В процессе тонкой работы с ребенком мы вместе открываем его Я, его задачу, его ресурсы через рисунок, песок, воду, игрушки. Через тело и работу по его расслаблению, раскрепощению, т.к. во всех сложных диагнозах тело - это один сплошной блок, сгусток не выведенных вовне эмоций, энергий, мыслей, которые никто не озвучил и много чего еще. Как раз здесь мы подключаем опыт называния происходящего своими именами, когда ребенку вербализируют то, что происходит с ним, с его семьей, что происходит здесь-и-сейчас. Ошибочно полагать, что ребенок, который не вступает в контакт даже со своей мамой, ничего не понимает и не чувствует. Важно говорить о реальности теми словами, которые отображают существующую реальность, а не искать что-то мягкое и расплывчатое. Добавлю, что работа с телом происходит именно за счет разблокировки и возможности ребенка быть таким, какой он есть. Поэтому речь не идет о массаже или о чем-то подобном.

Наше путешествие практически всегда начинается с возвращения в то прошлое ребенка, которое можно считать ресурсным, наиболее приближенным к такому условному понятию как норма. Это важный этап при любом диагнозе, исключительно важный, например, в случаях аутизма. Ребенок не рождается с аутизмом, он его приобретает. Не буду описывать механизмы, скажу лишь, что в определенный момент что-то происходит с взаимодействием со значимым близким (мамой) и ребенок закрывается. Но так было не всегда в его жизни. Если даже это пренатальный, т.е. дородовый период, с этим можно работать.

Самый основной момент в нашей встрече - это унисон, конгруэнтность, раппорт - есть огромное множество обозначений того, что, как раз-таки, сложно обозначить словом, но только на этом и строится работа. Это то, что позволяет ребенку довериться мне, а мне на время стать чем-то целым с каждым ребенком. Так ребенок делает шаг (у каждого он свой - от миллиметра до прыжка) в наш социальный мир и постепенно, иногда с регрессами, приближаться к выражению своих эмоций, своих мыслей, вступает в то, что мы называем общением, учится узнавать себя и других. У ребенка появляется возможность быть в коллективе, общаться, действовать по инструкции старших (а без этого не случится обучения как такового), т.е. социализироваться в мире детей и взрослых.

То, что я рассчитываю создать с родителями для наиболее значительных шагов их ребенка - это доверие. Доверие себе и мне, доверие тому, что все изменяется и не стоит на месте. Это же относится и к ребенку в полной мере. Ваш ребенок пришел сюда для всех нас и ваша готовность ему помочь (ему, а не своей вине, которая, увы, бывает, своим несбывшимся в чем-то мечтам и полаганиям и т.д.) может сама по себе стать достаточным основаниям для продвижения вперед и, возможно, исцеления. Для того, чтобы он опять весело засмеялся и пошалил, чтобы показал тот рисунок, который до этого лишь пытался изобразить, чтобы получил свою первую оценку и разделил это вместе с вами, чтобы делился горестями и радостями, пополняющими его жизнь каждую минуту, и катался на велосипеде, и играл с друзьями, и стал именно тем, о ком мечтал, и&hellip Да много их, этих и - у каждого они свои. Но то, что мы можем к ним прийти - это точно.

Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам (Матф.9:29)

Стоимость занятий всегда индивидуальна

и я рада помочь в независимости от обстоятельств

Современные аспекты психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья 183

Полный текст

Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное место. Проблема эта особенно актуальна в связи с тем, что при общей тенденции к снижению роста численности детей-инвалидов [1] в последние годы возрастает количество семей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. По данным Минздравсоцразвития России, на конец 2009 г. численность детей-инвалидов в России составила 545 тыс. человек, почти 78 % из них проживают в настоящее время в семьях. Эти цифры ясно показывают актуальность обсуждаемой проблемы и в теоретическом, и в практическом отношении.

Все семьи, воспитывающие ребенка с ограниченными возможностями, нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки родителей, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка.

Повышенная уязвимость ребенка с ограниченными возможностями здоровья, потребность в уходе обуславливают трудности не только материального характера. Многие вопросы, естественным образом разрешающиеся в других семьях, становятся проблемами: как устроиться на работу сможет ли ребенок пойти в школу что будет с ним, когда не станет родителей и т.д. – все это приводит к появлению таких переживаний, как вина, боль, обида, гнев, одиночество, страх. За вышеперечисленным спектром проблем помимо острого «семейного» контекста лежит глубокое личностное значение, что зачастую приводит к необходимости пересмотреть ценностные позиции, смыслы и цели жизни. На уровне семьи это может вызвать отчуждение членов семьи друг от друга, распад семьи или, наоборот, породить повышенную привязанность членов семьи друг к другу, концентрированность на своих проблемах и изоляцию семьи от общества [2 16].

При планировании основных направлений работы специалиста с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, важно особое внимание уделять реакциям родителей и возможности оказывать им консультативную помощь на том или ином этапе. В контексте этого подхода необходимо знать особенности семей, воспитывающих ребенка-инвалида, понимать, какие чувства испытывают родители.

Анализ литературы показывает, что в настоящее время имеются значимые психолого-педагогические разработки, касающиеся вопросов личностной сферы родителей (в большей степени – матерей).

В рамках психодинамического подхода, отталкиваясь от взглядов З. Фрейда, современные исследователи проблемы материнско-детских отношений выделяют мать как центральный элемент диады «ребенок–мать». В качестве провоцирующих условий, нарушающих адекватное материнство, авторы выделяют внешнюю ситуацию, носящую травмирующий характер, и внутреннюю ситуацию, которая раскрывает невротическую структуру личности, описанную в трудах К. Хорни, А.Адлера, Е. Скаффера и др.

В рамках интерактивного подхода заслуживает внимания концепция социальных представлений, разработанная М. Куном, А. Роуз, С. Московичи, Т. Шибутани, в которой центральное место занимает фактор социального взаимодействия. Объединяющая идея исследователей – неизбежность отпечатка социальных установок, стереотипов и способа контакта участвующих в общении субъектов. Это некие стандарты, ярлыки, обеспечивающие определенное состояние готовности к однозначной реакции и оценке. Для обсуждения нашей проблемы важен тот момент, что, с точки зрения этого подхода, благодаря правильно выстроенному социальному партнерству родители могут способствовать как социальной адаптации своего ребенка, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов толерантное отношение к людям с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями, сочувствие и желание оказывать им помощь.

Сталкиваясь с препятствиями и сложными жизненными ситуациями (а рождение ребенка-инвалида – это, безусловно, именно такая ситуация), личность, как показано в работах отечественных и зарубежных авторов А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Ф.Е. Василюка, Т.Б. Карцевой, Р.Х. Шакурова, В. Франкла и др. изменяется в отношении к себе, социуму и деятельности. В этом случае в качестве определяющего фактора, помогающего преодолеть это препятствие, авторы выделяют уровень развития мотивационно-потребностной сферы.

В психолого-педагогических исследованиях, проведенных В.А. Вишневским, Б.А. Воскресенским, Р.Ф. Майрамян, И.А. Скворцовым, Л.М. Шипициной и др. описывается психотравмирующее влияние ребенка с отклонениями в развитии на отношения в семье и возникновение в связи с этим психопатологических расстройств у матерей. Так, психологическое исследование межличностных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проведенное Л.М. Шипициной, показало, что большинство семей не в состоянии самостоятельно справиться с проблемами, связанными с появлением ребенка-инвалида в семье. В большинстве из них имеют место конфликтность, тревожность, эмоционально неоднозначно окрашенные семейные отношения, отчужденность, одиночество в семье (см. диаграмму).

Диаграмма. Характер семейных отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Проведенный анализ показывает, что в такой ситуации семья вправе рассчитывать не только на материальную поддержку со стороны государства, но и на помощь в организации, налаживании социальной, бытовой, воспитательной и психологической сфер ее жизни.

психолого педагогическая помощь детям с овз

Проблеме комплексного подхода к вопросу о социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, посвящены исследования Т.А. Добровольской, И.Ю. Левченко, М.М. Семаго, В.В. Ткаченко, О.В. Солодянкиной, Е.Р. Баенской и др.

Рассмотрение проблем детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, частично представлено в работах Т.Г. Богдановой, А.И. Захарова, Б.Д. Корсунской, Н.В. Мазуровой, Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной, А.Р. Маллера, А.Н. Смирновой, А.С. Спиваковской, Л.М. Шипицыной и др. Данной проблеме посвящены работы таких зарубежных авторов, как Д. Добсон, Р. Скиннер, Д. Клингз, Н. Финни, К. Флейк-Хобсон и др. Однако эти исследования в основном носят рекомендательный характер, касаются разработки специальных мер, направленных на реабилитацию детей конкретных нозологий, т. е. они ориентированы на узкопрофильную помощь.

Анализ имеющейся психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что семьи, воспитывающие ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев через призму особенностей развития самого ребенка, характера его инвалидности. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение таких семей – относительно новая сфера деятельности специалистов. На сегодняшний день ощущается недостаток работ, в которых были бы описаны знания и опыт, накопленные в данной области. В этой связи представляется целесообразным подробнее остановиться на вопросах, касающихся закономерностей жизненных циклов семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также проблем социальной адаптации таких семей.

Семья, имеющая ребенка-инвалида, на протяжении всей жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами. Это чередование взлетов и еще более глубоких падений. Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают эти состояния. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть семейных кризисов на разных возрастных этапах развития ребенка по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению.

Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья затрудняет функционирование семьи и ставит ее членов перед необходимостью противостоять неблагоприятным изменениям. Помимо того, что родители такого ребенка испытывают трудности, характерные для всех категорий семей, им также свойственны свои специфические проблемы, которые вызывают цепную реакцию неблагоприятных изменений в семье, затрагивающих все основные сферы семейной жизни.

А. Торнбал выделяет следующие периоды, связанные со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей-инвалидов:

рождение ребенка: получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи

школьный возраст: становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (инклюзивное или специализированное обучение), решение вопросов, связанных с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников

подростковый возраст: привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка

период «выпуска»: признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи

постродительский период: перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.

В каждом из этих периодов можно выделить проблемы самого ребенка-инвалида и проблемы родителей, связанные непосредственно с ним. Особенности детско-родительских отношений сказываются на всех этапах социализации ребенка, что должно учитываться при определении путей помощи семье.

Научные исследования, проведенные в рамках изучения проблемы социализации, позволили выделить следующие основные проблемы социальной адаптации семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Содержание и формы работы детей с ОВЗ направлены на создание системы комплексной помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

В основе этой работы лежит единство четырех функций: диагностики проблем, информации о проблеме и путях ее решения, консультация на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы, помощь на этапе решения проблемы. Основными принципами содержания и форм работы в образовательном учреждении детей с ОВЗ являются: соблюдение интересов ребенка системность непрерывность вариативность и рекомендательный характер.

Психолого- -педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют логопед, психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. В системе работы следующие формы:

проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение квартир, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК

проведение малых педагогических советов, административных советов

ведение карт наблюдений динамики учебных навыков

посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения

обследование школьников по запросу родителей

психолого педагогическая помощь детям с овз

Содержание и формы работы

наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно)

поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями

составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:

составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями- предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы

контроль успеваемости и поведения учащихся в классе

формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно

ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.)

организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнение следующих условий:

психолого педагогическая помощь детям с овз

формирование УУД на всех этапах учебного процесса

обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, сопоставлять

побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей

установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием

использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу

максимальное использование сохранных анализаторов ребенка

разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу

использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, восприятия.

Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ.

В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:

Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом и логопедом с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты форма первоклассников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность» (приложение № 1), методика Гинзбурга «Изучение мотивов учения» (приложение № 2). Также используются анкета №1 (приложение № 3) для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья, и анкета № 2 (приложение № 4) для изучения психологического климата в коллективе и эффективности учебно-воспитательного процесса. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

Изучение истории развития ребенка. Психолог методами анкетирования (приложение № 5) и бесед с родителями выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наследственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты), семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: просмотр письменных работ, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, тест Тулуз-Пьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительнаяпамять. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развитияречи. Заполняется протокол первичного обследования ПМПК МОУ СОШ № 28 (приложение № 6) и дневник динамического наблюдения (приложение № 7)

Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию.

Составление индивидуальных карт психолого-медико-педагогического сопровождения. (приложение № 8)

Составление индивидуального образовательного маршрута (приложение №9)

В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.

Приложение № 1

Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»

Приводим текст опросника (10 вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.

«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому Вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».

1. Как ты чувствуешь себя в школе?

Выпускная квалификационная работа «Программа индивидуального сопровождения ребёнка с ОВЗ, как часть адаптированной образовательной программы»

Добавлен: 23.08.2015.

Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ ), как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья входит в число актуальных проблем современной отечественной и зарубежной педагогики, психологии и социологии. Необходимым условием социализации личности является развитие ее социальной активности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Кроме того, положение ребенка в структуре межличностных отношений в семье тоже является немаловажным фактором для его полноценного психического развития. Реабилитация детей в силу их особого положения - это процесс длительный, кропотливый, требующий непрерывных усилий со стороны его семьи и близких, а так же государственных и общественных организаций. Психологи, социологи, педагоги исследуют механизмы, этапы, стадии и факторы этого процесса. У нас в стране проблема социализации стала рассматриваться, как относительно самостоятельная, лишь начиная с конца 60-х годов 20 века. До этого различные аспекты социализации в той или иной степени освещались в свете психологии развития (Л. С.Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.), а также в работах таких педагогов, как А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А.Сухомлинский.

В настоящее время в России начинает складываться модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с ОВЗ включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения. В социально-педагогическом сопровождении нуждаются дети с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелой двигательной патологией, сложными нарушениями развития. В проекте закона Российской Федерации о специальном образовании физические отклонения ребенка определяются исходя из возможностей его обучения.

Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития. Невозможно научить общаться со сверстниками, изолировав от них. От того, как станут относиться к ребенку другие дети, во многом будут зависеть его мотивация к учебе и душевное состояние. Совместное обучение детей с разным уровнем возможностей позитивно и эффективно по следующим причинам: ребята учатся взаимодействовать друг с другом и получают опыт взаимоотношений.

Помощь детям с ОВЗ требует и социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка-инвалида в значительной степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от участия родителей в его физическом и нравственном развитии, правильности педагогических воздействий. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ, переживает стресс, который может приводить к депрессии одного или обоих супругов, что неизбежно отражается на внутрисемейных отношениях. Частые конфликты, враждебно-равнодушная атмосфера, складывающаяся дома, - все это отрицательно сказывается на развитии ребенка.

Социальные педагоги, классные руководители и воспитатели групп продлённого дня (далее - ГПД) призваны решать сложные проблемы, связанные с социально-эмоциональным, физическим, интеллектуальным развитием этой категории людей, оказывать им всестороннюю помощь и поддержку, способствуя их успешной социализации.

Педагогам во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально-педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации.

Программа индивидуального сопровождения детей с ОВЗ необходима всем педагогам, так как в последние годы количество таких школьников увеличилось. Классные руководители и воспитатели ГПД не всегда изучают заболевания своих учеников, а ведь очень важно не пропустить такого ребенка. Это могут быть дети, больные сахарным диабетом, бронхиальной астмой, имеющие соматическую патологию, а именно заболевания органов пищеварения, дыхания, сердечно-сосудистой, эндокринной, мочеполовой систем и т. д.

Данная программа содержит различные формы работы с учениками и их родителями в рамках школьного пространства:

- специально организованные занятия

- нерегламентированные виды деятельности детей

- организацию свободного времени в течение дня

- родительский всеобуч (консультации, индивидуальные и групповые беседы, тренинги, родительские собрания).

Социальный педагог должен помогать классному руководителю и воспитателю ГПД оказывать поддержку родителям, взаимодействуя с различными организациями и учреждениями города.

Цель программы индивидуального социально-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ - определение оптимальных форм и методов сопровождения детей с ОВЗ и создание комфортных условий для обучения данной категории школьников через включение их в общую социально-культурную и образовательную среду на основе изучения теоретического материала и практического опыта по проблеме инклюзивного образования.

Задачи программы:

- выявить личностные особенности детей с ОВЗ (социально-эмоциональное развитие, межличностные отношения, нарушения нравственного развития и др.)

- изучить теоретические и технологические основы процесса социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ

- совершенствовать коммуникативные формы поведения и навыки адекватного общения учащихся

- развивать у родителей навыки самоанализа, преодоления психологических барьеров, формирования позитивной самооценки

- обучать родителей социально-психолого-педагогическим основам развития и воспитания ребенка с ОВЗ.

Практическая значимость данной работы опирается на скоординированное взаимодействие специалистов сопровождения со всеми участниками образовательного процесса (педагогами, родителями, обучающимися) и может быть использована в работе по сопровождению детей с ОВЗ педагогами и узкими специалистами.

Весь материал - в документе.

Источники:
www.blagopolychie.com, psyjournals.ru, netnado.ru, videouroki.net

Следующие статьи:


20 февраля 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения