Справочник Совет педиатра
Главная » Педиатр отвечает

Гиперкинетическое расстройство поведения у детей коррекция



Гиперкинетическое расстройство поведения у детей коррекция

Расстройства поведения у детей, подростков лечение

К сожалению, различные нарушения детского и подросткового поведения наблюдаются в современной жизни очень часто. Данная проблема актуальна не только для нашей страны. Это одна из наиболее распространенных причин, с которой родители обращаются к детским, подростковым психиатрам во многих странах мира.

Расстройство поведения – это синдром, характеризующийся неспособностью контролировать собственное поведение. В детской психиатрии это состояние выражается в неспособности ребенка, подростка подстраивать собственное поведение к общепринятым нормам, правилам.

Как чаще всего проявляются расстройства поведения у детей, подростков лечение этого синдрома, как проводится? Поговорим сегодня об этом:

Как проявляются расстройства поведения?

Расстройства поведения у детей и подростков нередко довольно устойчиво. Это доставляет множество проблем окружающим, вызывая у них негативные эмоции. К примерам описываемого синдрома можно отнести:

- грубость, драчливость, хулиганство

- жестокое отношение к людям и животным

- поджоги, воровство, наклонности к разрушению

- постоянные прогулы уроков, уходы из дома, бродяжничество

- склонность к вранью, частые, неконтролируемые вспышки гнева

- вызывающее поведение, откровенное непослушание.

При выраженности любой из перечисленных категорий, можно говорить о наличии синдрома и принимать меры к лечению. Однако единичные или изолированные нарушения поведения не дают оснований для данного диагноза.

Не каждый случай непослушания ребенка следует приписывать расстройству поведения. Такие случаи являются вполне естественными этапами развития ребенка. По мере взросления, при нормально, правильном воспитании, такое поведение полностью исчезает. Говорить в возможных нарушениях можно лишь при чрезмерном и устойчивом негативном поведении.

Особенности переходного возраста

Об этом возрастном состоянии следует сказать особо. Современные методики исследования головного мозга дают основания утверждать, что с началом взросления организма, головной мозг подростков испытывает структурную перестройку.

Эти изменения затрагивают способность к эмоциональному восприятию окружающей действительности, влияют на способность сопереживать чужим страданиям.

Также нужно отметить, что у подростков с органическими изменениями головного мозга, например, вследствие родовой травмы, эпилепсии и др. в период переходного состояния (полового созревания, взросления) нередко происходит сбой, который повышает риск развития психических заболеваний. Поэтому такие дети нуждаются в особой опеке, а при необходимости, коррекции поведения.

Расстройства поведения - лечение

Учитывая сложный механизм, неоднородную природу поведенческих расстройств, нужно очень внимательно подходить к их диагностированию. Очень важен индивидуальный подход. При подозрении на расстройство поведения у ребенка, нужно показать его психологу. Или отвести опытному психотерапевту или психиатру.

Для правильного, эффективного лечения, при проведении диагностики следует исключить такие патологии, как: биполярное расстройство, депрессивное состояние, гиперкинетическое расстройство. Также следует идентифицировать поведенческий синдром от шизофрении, мании и общего расстройства развития.

При подтверждении диагноза доктор назначит лечение. Чаще всего это психологические методики, направленные на глубинную коррекцию поведенческого нарушения. Для этого проводят коррекционные тренинги:

- Тренинг навыков воспитания. данная методика разработана для родителей. Она направлена на их обучение действовать самостоятельно и эффективно при наличии у ребенка поведенческих трудностей. Эта методика отлично зарекомендовала себя при необходимости изменения агрессивного, антисоциального поведения ребенка.

- Тренинг социальных навыков. Данная методика направлена на возмещение недостатка у ребенка социальных навыков. Обычно тренинг основан на прямом инструктаже, откровенной беседе с ребенком. Проводится обучение дискретным поведенческим компонентам, разъясняются специфические навыки социального поведения с повторением усвоенного, моделирования, закрепления полученных навыков.

- Тренинг когнитивных навыков. данная методика представляет собой программу обучения, тренировки когнитивных навыков. С их помощью осуществляется коррекция социальных, межличностных проблем.

При необходимости, доктор назначит ноотропные и нейролептические препараты: Луцетам (таблетки, раствор для инъекций), Галоперидол, Пирацетам, Галоперидол, Тиаприд и др.

Светлана, www.rasteniya-lecarstvennie.ru

Гиперкинетические расстройства у детей

Гиперкинетические расстройства – синдром, для которого характерны двигательная гиперактивность, дефекты концентрации внимания и импульсивность поведения. Гиперкинетические расстройства отмечают при заболеваниях, сопровождающихся когнитивными (познавательными) и поведенческими расстройствами.

Очень часто с таким расстройством у детей встречаются учителя начальных классов и специалисты психолого-медико-педагогических комиссий выделяют два вида расстройства: нарушение активности и внимания, гиперкинетическое расстройство поведения.

В настоящее время принято считать, что в развитии гиперкинетических расстройств играют роль как биологические, генетические, так и средовые факторы. Показано, что вклад генетических факторов в этиологию синдрома составляет примерно 80%. Исследования семей пациентов и анализ их родословных тоже свидетельствует в пользу генетической природы гиперкинетических расстройств. Обнаружена более высокая встречаемость среди близнецов. Частота синдрома среди братьев и сестер пациентов значительно превышает среднюю для детского населения. Риск гиперкинетических расстройств выше у больных, чьи родители (один или оба) страдали гиперкинетическим расстройством в детском возрасте.

Среди средовых факторов, предположительно влияющих на формирование гиперкинетических расстройств, условно выделяют пре- и постнатальные.

- Пренатальные факторы: гестационные факторы (такие, как воздействие на плод инфекционных агентов, внутриутробная гипоксия плода, резус-конфликт и др.), родовая травма. Все это в первую очередь приводит к микроструктурным повреждениям ЦНС.

- Постнатальные факторы – различные повреждения головного мозга вследствие травм, хронических заболеваний, алиментарных дефицитов (витаминов, минералов), токсических факторов.

Большинству детей с гиперкинетическими расстройствами свойственны низкая самооценка и слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах.

У многих гиперактивных детей общий уровень интеллектуального развития высокий. Тем не менее, во время школьных занятий таким детям сложно справляться с заданиями, так как у них возникают трудности в организации работы и ее завершении. Навыки чтения и письма у этих пациентов значительно ниже, чем у их сверстников, и не соответствуют показателям их интеллектуальных способностей. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых. Сложность формирования навыков письма и чтения связана не только с нарушениями внимания, но и с недостаточностью координаций движений, зрительного восприятия и речевого развития.

В последние годы были разработаны стандартизированные диагностические критерии, представляющие собой перечни наиболее характерных и чётко прослеживаемых признаков такого расстройства.

Для гиперкинетических расстройств характерны три группы симптомов: симптомы невнимательности, гиперактивности, импульсивности.

- Симптомы невнимательности:

- часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе

- не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности

- заметно, что ребенок не слушает, что ему говорят

- ребенок часто неспособен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции)

- нарушена организация заданий и деятельности

- избегает или очень не любит заданий, таких, как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий

- теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, таких, как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты

- легко отвлекается на внешние стимулы

- забывчив в ходе повседневной деятельности.

- Симптомы гиперактивности:

- часто беспокойно двигает руками или ногами или ёрзает на месте

- покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется сидеть

- начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства)

- неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга

- обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуации и требования.

- часто выпаливает ответы до того, как завершены вопросы

- не способен дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях

- прерывает других или вмешивается в разговоры или игры других людей

- слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.

Также нужно отметить, что симптомы заболевания должны возникнуть не позднее 7-летнего возраста, сохраняться на протяжении как минимум 6 месяцев и быть достаточно выраженными, чтобы свидетельствовать о неполной адаптации и о несоответствии нормальным возрастным характеристикам.

Основные симптомы для диагноза - нарушенное внимание и гиперактивность они должны возникать более чем в одной сфере деятельности (дома, в классе, в больнице).

Имеются также дополнительные признаки:

- нарушения координации (их обнаруживают примерно в половине случаев расстройств), включая координацию тонких движений, зрительно-пространственную координацию, равновесие

- эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам)

- нарушения отношений с окружающими вследствие плохого поведения

- неравномерно выраженные задержки психического развития при сохраненном интеллекте

- нарушение сна.

Гиперкинетические расстройства у детей требуют квалифицированного подхода. К немедикаментозным методам лечения относят модификацию поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуют щадящий режим обучения – минимальное количество детей в классе (идеально – не более 12 человек), меньшая продолжительность занятий (до 30 мин.), место во время уроков - на первой парте (контакт глаз учителя и ребёнка улучшает концентрацию внимания).

гиперкинетическое расстройство поведения у детей коррекция

В лечении обычно используют различные тренинги для детей, родителей и персонала учебных заведений. Широкое применение получило медикаментозное лечение, назначаемое врачом-психиатром, от которого зависит дальнейший прогноз при переходе в подростковый и зрелый возраст.

У 75% детей симптомы расстройства существуют в подростковом периоде, а у 30-60% - в зрелом возрасте, у 18-21% мальчиков есть расстройства поведения, а в возрасте 18-25 лет возникает антисоциальное расстройство личности.

Один из возможных факторов, способствующих плохому прогнозу с выраженной социальной дезадаптацией и трансформацией в личностные аномалии, - психический инфантилизм, который наблюдают у подавляющего количества больных. У пациентов с гиперкинетическими расстройствами повышен риск употребления психоактивных веществ и наркомании, причем злоупотребление психоактивными веществами возникает в более раннем возрасте, протекает тяжелее и приводит к быстрому формированию зависимости.

Отдалённые исходы зависят от социальных факторов. У детей из благополучных семей, где родители уделяют большое внимание преодолению у ребёнка трудностей обучения и проблем поведения, симптомы гиперкинетических расстройств постепенно регрессируют. У детей, воспитываемых в социально неблагоприятных условиях, нарушения сохраняются и создают предпосылки для формирования школьной, а в дальнейшем и социальной дезадаптации. Таким образом, прогноз при гиперкинетических расстройствах зависит от характера и лечения основного заболевания, в рамках которого отмечают этот синдром, а также от социального и психологического влияния.

Нарушения поведения у детей

Рейтинг:

К нарушениям поведения у детей относят ряд поведенческих диссоциативных расстройств, которые проявляются агрессивными или вызывающими поступками, доходящими до открытого несоблюдения соответствующих возрасту социальных норм. Типичными признаками патологии могут быть чрезмерная драчливость, хулиганство, жестокость к другим людям или животным, преднамеренная порча имущества, поджоги, воровство, обман, прогулы занятий и уходы из дома, частые и тяжелые вспышки гнева, вызывающие провокационные поступки, систематическое непослушание. Любая из перечисленных категорий при достаточной выраженности является основанием для постановки диагноза, чего нельзя сказать об изолированных актах.

Причины нарушений поведения у детей

Основными причинами нарушений поведения у детей являются:

  1. Борьба за место под солнцем. Таким способом ребенок пытается завоевать тепло и внимание родителей. На практике же непослушание чада чаще всего провоцирует раздражение и скандалы, что еще больше усугубляет ситуацию
  2. Попытка самоутвердиться. Необходимость в признании собственной личности возникает у детей на фоне чрезмерного давления и опеки со стороны взрослых. Строптивое поведение и упрямство в данном случае приходят на помощь в поиске возможности жить по собственным правилам
  3. Жажда мести. Нередко дети начинают делать все вопреки требованиям старших в попытках восстановить справедливость. Вместо того чтобы обижаться на малыша, задумайтесь, что заставило его так поступить с вами. Возможно, вы обидели его или постоянно относитесь к нему предвзято
  4. Утрата веры в личный успех. Сомнения в собственных силах тоже могут спровоцировать у ребенка плохое поведение. Не стоит возлагать на чадо слишком высокие ожидания и предъявлять претензии – сейчас важно организовать совместную деятельность, ведь самостоятельно выбраться из тупиковой ситуации ему не под силу. Постарайтесь не допускать критики в адрес малыша и поощряйте его даже за самые пустяковые достижения.

Виды нарушений поведения у детей

  • Гиперактивное поведение (синдром дефицита внимания)
  • Такие ребятишки испытывают повышенную потребность в постоянном движении. Блокировка активности жесткими правилами поведения приводит к нарастанию мышечного напряжения и резкому ухудшению внимания, вследствие чего возникает сильное утомление и падает работоспособность. За этими реакциями всегда следует эмоциональная разрядка, проявляющаяся неконтролируемым двигательным беспокойством и выраженной расторможенностью.

  • Демонстративное поведение
  • Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Протестное поведение
  • Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

    Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

    Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

    Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

  • Агрессивное поведение
  • Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

  • Инфантильное поведение
  • В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

  • Конформное поведение
  • Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям и требованиям окружающих. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, легкое заражение идеей, высокая внушаемость.

  • Симптоматическое поведение
  • В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота в ответ на неприятную, болезненную обстановку внутри семьи.

    Коррекция нарушений поведения у детей

    Важным аспектом коррекции нарушений поведения у детей является введение новых видов деятельности, а именно:

    1. Арттерапия. Искусство, способствуя гармоничному формированию всех компонентов личности, развивает эмоции и чувства ребенка, помогает переосмыслить ценности и изменить поведение. Интерес окружающих к результатам деятельности малыша повышает его самооценку и степень самопринятия
    2. Музыкотерапия. Музыка помогает уравновесить деятельность нервной системы, растормошить заторможенных и умерить чересчур возбужденных детей. Для психокоррекционной работы предпочтительно использовать запись звуков природы
    3. Библиотерапия. Специально подобранные литературные произведения (рассказы, басни, былины, сказки) воспринимаются детьми не как вымысел, а как отдельная существующая реальность. В процессе чтения или прослушивания книг ребенок неосознанно учится понимать и распознавать мотивы, поступки и чувства героев, а также получает представление о возможных вариантах поведения в тех или иных ситуациях
    4. Игра. В процессе игры дети исследуют системы социальных отношений, правил и норм поведения – в смоделированных условиях они представлены в близкой наглядно-действительной форме. Такая деятельность позволяет ребенку приобрести опыт партнерских отношений, сотрудничества и кооперации, способствует развитию произвольной регуляции поведения, основанной на подчинении определенному своду правил.

    Лечение без лекарств

    Психические, невротические расстройства и нарушения поведения у детей

    Наряду с заболеваниями, встречающимися как у детей, так и у взрослых (шизофрения, аффективные расстройства, органические расстройства личности, расстройства сна и приема пищи,страх, тревога) для детского возраста характерны и специфические психические расстройства у детей, начинающиеся в первые годы жизни – умственная отсталость, аутизм, нарушения поведения, заикание, тики, энурез.

    Умственная отсталость

    Большая группа патологических состояний с разной этиологией, сопровождающихся врожденным или приобретенным в раннем детстве (до 3 лет) общим психическим недоразвитием со снижением интеллектуальных способностей. Такие дети поздно начинают сидеть, ходить, разговаривать, овладение школьными навыками затруднено. Различают легкую умственную отсталость (дебильность), когда возможно овладение программой вспомогательной школы и несложными специальностями, социальная адаптация.

    При умеренной и тяжелой интеллектуальной недостаточности (имбецильности) школьное и трудовое обучение невозможно. В этом случае необходимо формирование навыков самообслуживания, уход и надзор родственников.

    При глубокой умственной отсталости (идиотии) практически отсутствует речь, мышление и память, больные ведут чисто вегетативный образ жизни, нуждаются в постоянном уходе.

    Такие психические расстройства у детей нельзя вылечить. Все усилия направляются на коррекцию сопутствующих поведенческих расстройств, максимально возможную социальную и бытовую адаптацию. Для стимуляции интеллектуальных способностей используются различные рекомендации по специальному диетическому питанию, рефлексотерапии .

    Расстройства развития школьных навыков

    При специфических расстройствах учебных навыков нарушается приобретение навыков письма, чтения и счета вследствие различных факторов. В результате теряется интерес к учебе, снижается успеваемость, появляются всевозможные психологические проблемы.

    Необходимо дифференцировать эти состояния от умственной отсталости. В лечении на первый план выходит коррекционная работа с дефектологом, логопедом, могут применяться стимулирующие и седативные средства, рефлексотерапия.

    Детский аутизм

    Группа общих расстройств развития, при которых наблюдаются качественные отклонения социального взаимодействия (практически отсутствует потребность в общении, в том числе с родными), а поведение становится ограниченным, стереотипно повторяющимся.

    Начинается аутизм в возрасте до 3 лет и сформировавшиеся психические расстройства у детей сохраняются и в зрелом возрасте. Часто аутизм сопровождается умственной отсталостью. Лечение направлено на максимальную социальную адаптацию больных с помощью поведенческой психотерапии. занятий с логопедом и психологом, трудотерапии, медикаментозной коррекции.

    Гиперкинетические расстройства

    Расстройства поведения, для которых характерно раннее начало (до 5 лет), невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Такие дети неусидчивы, расторможены, постоянно бегают, хватают и разбрасывают попавшие под руку предметы, драчливы, подвержены несчастным случаям. Страдает формирование школьных навыков, нарушается социальная адаптация. При этом серьезные психические расстройства у детей отсутствуют.

    Коррекционная работа с гиперактивными детьми направлена на выработку усидчивости, способности к концентрации внимания, применяются и травы, медикаментозные средства, поведенческая психотерапия, физическое воспитание .

    В дальнейшем - в подростковом возрасте и у взрослых такие нарушения часто сохраняются и квалифицируются как расстройства личности (психопатии).

    Тикозные расстройства (тики)

    Тикозные расстройства характеризуются наличием непроизвольных, быстрых, повторяющихся, неритмичных движений или звуков, которые обычно усилием воли можно на время подавить. Различают двигательные (мигание, подергивание головой, плечами, почесывание) и вокальные (крики, хрюканье, ругательства) тики. Усиление тиков наблюдается при стрессе, просмотре телепередач, ослабление – в спокойной обстановке, при концентрации внимания на объекте. Психические расстройства у детей с тиками как правило не встречаются.

    Лечение комплексное – нормализация режима, поведенческая психотерапия, медикаментозные средства, рефлексотерапия. При наличии сопутствующих невротических расстройств тики, как правило, неплохо поддаются лечению. Имеющиеся органические заболевания нервной системы и психические расстройства у детей с тиками ухудшают прогноз в плане эффективности лечения.

    Ночной энурез

    Сохранение непроизвольного мочеиспускания в ночное время у ребенка старше 4 лет при отсутствии заболеваний мочевыводящих путей и нервной системы. Ночной энурез может быть первичным (отмечаться с рождения без формирования навыка опрятности) и вторичным (когда контроль за работой мочевого пузыря наблюдался не менее 6 месяцев). При этом психические расстройства у детей отсутствуют, но часто отмечаются сопутствующие невротические нарушения.

    Лечение комплексное – режим, диета с ограничением жидкости в вечернее время, использование медикаментов, домашний точечный массаж. физиотерапия, внушение .

    Энкопрез у детей

    Наличие повторной непроизвольной или намеренной дефекации в не предназначенных для этого местах у детей старше 4 лет при повторяемости не реже 1 раз в месяц на протяжении более 6 месяцев при отсутствии органических заболеваний, при которых возможно подобное расстройство. Энкопрез часто сочетается с энурезом.

    Лечение – поведенческая психотерапия с формированием навыков опрятности, выработкой соответствующего рефлекса путем регулярного пребывания в туалете после каждого приема пищи. Применяется физиотерапия, иглотерапия, точечный массаж, психотерапия.

    Заикание неорганической природы

    Невротическое расстройство, сопровождающееся нарушением ритма, темпа и плавности речи в связи с возникающими судорогами мышц, участвующих в речевом акте.

    Возникает заикание обычно в возрасте 2-5 лет после психических травм, затяжных конфликтных ситуаций, неправильного воспитания.

    Различают клоническую (многократное повторение одного и того же начального слога) и тоническую (длительная остановка речи в начале слова) форму заикания. По степени тяжести заикание может быть легким, умеренным и тяжелым. Лечение – психотерапия, рефлексотерапия, травы, медикаменты, занятия с логопедом.

    Как видим многие невротические и психические расстройства у детей можно успешно лечить и без медикаментов, используя рефлексотерапию, психотерапию, длительную коррекционную работу с психологом, дефектологом, логопедом.

    Источники:
    www.rasteniya-lecarstvennie.ru, angarochka.ru, lady7.net, www.home-medblog.ru

    Следующие статьи:


    28 марта 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения