Справочник Совет педиатра
Главная » Пищеварение и дыхание

Как снять агрессию у ребенка с аутизмом



От агрессии ребенка с аутизмом избавит терапевтическая игра

05.10.2012

Существует несколько видов терапевтических игр. Педагогу нужно знать не только их виды, но и правила проведения. Итак, взрослый должен поддерживать малыша, у которого диагностируют аутизм, в моменты выражения им эмоций. Для этого взрослому нужно повторить действия и слова ребенка, страдающего аутизмом. Так малыш, у которого диагностируют аутизм, не будет чувствовать себя одиноким в сложный момент.

Проблемы могут возникнуть у взрослого. Ему будет сложно отказаться от стереотипов мышления цивилизованного человека, ведь многие годы нас учили сдерживаться и вести себя культурно. Всегда будет мучить вопрос: А что обо мне подумают окружающие? Если вы сможете перебороть в себе все эти стереотипы, вы получите намного больше - доверие своего малыша больного аутизмом.

В ходе терапевтических игр ребенку, страдающему аутизмом, нужно объяснить его поведение с помощью эмоционального комментария. Главное во время игры не допускать агрессию малыша с аутизмом по отношению к игрушкам, поскольку в игре они выступают прототипом людей.

Если вы заметили агрессию в поведении ребенка, у которого диагностируют аутизм, переведите ее на предметы - крупу, кубики, воду, конструктор. Если малыш больной аутизмом замахнулся на вас, перехватите его руку. В случае если кроха хочет выбросить игрушку, заберите ее у него из рук и твердо скажите: Нет. Дайте ему взамен другой предмет, например, бумажку или палочку. Стойте на своем, какой бы ни была реакция малыша больного аутизмом.

Терапевтические игры возникают неожиданно. Например, во время сенсорной игры малыш больной аутизмом начал разбрасывать крупу по комнате. Это значит, что сенсорная игра перешла в терапевтическую игру. Часто взрослые допускают большую ошибку, когда пробуют успокоить малыша и вернуть его к предыдущему занятию. В такой ситуации необходимо действовать соответственно принципам терапевтической игры. Через небольшой промежуток времени малыш больной аутизмом может снова вернуться к сенсорной игре.

Со временем острота пережитых ощущений после терапевтических игр у ребенка больного аутизмом будет уменьшаться. Тогда педагог может постепенно расширять сюжет игры и предложить возможные варианты расширения сюжета крохе с аутизмом. К тому же, такое развитие сюжета игры необходимо для развития детей больных аутизмом. Более того, если не расширить сюжет, малыш может зафиксировать способ действие с конкретным материалом или предметом и в будущем это создаст дополнительные проблемы для обучения.

Во время терапевтической игры, которая нравится малышу, можно вводить правила игры и запреты. Главное делать это постепенно, чтобы не напугать малыша, у которого диагностируют аутизм. Например, нельзя подбрасывать зайца, но подбросить подушку - можно. Можно устроить землетрясение, но потом нужно будет собрать все кубики в корзину. Нельзя выбрасывать предметы из маминой сумочки, а кубики из коробки - можно.

Педагог должен всегда искать компромисс между желаниями и возможностями малыша, у которого диагностируют аутизм. Важно также учитывать степень опасности желаний для ребенка с аутизмом и окружающих людей. Если желание крохи может кому-то навредить, его исполнять нельзя.

В ходе терапевтических игр ребенок, у которого диагностируют аутизм, может избавиться от негативных эмоций. Также педагоги смогут узнать о тайных страхах малыша больного аутизмом, поскольку во время таких игр проявляются глубинные эмоции маленького аутиста. Поддержите ребенка в трудное для него время, он будет очень вам благодарен за оказанное понимание и поддержку.

Аутизм - не беда, безразличие - беда

Агрессия у аутичных детей. Практические рекомендации.

Опубликовано 13.02.2013

Агрессию можно назвать одной из наиболее существенных, важных и трудоемких проблем, с которой сталкиваются члены семьи и педагоги аутичных детей. Давайте будем честными: если то и дело вы получаете толчки и удары в лицо от вашего аутичного ученика или ребенка, не имеет никакого значения, насколько вы организованы, какую программу по математике вы используете, каким образом вы отображаете данные на графиках поведения. Прежде, чем вы даже начнете думать о решении любых других поведенческих или академических проблем, вам следует поработать над уменьшением агрессии.

как снять агрессию у ребенка с аутизмом

Если вы надеетесь найти какое-либо волшебное лекарство для решения проблемы агрессивного поведения у ребенка, жаль вас разочаровывать. Однако вы можете выполнить некоторые несложные шаги для того, чтобы определить, какое именно вмешательство в вашем конкретном случае будет наиболее эффективным.

Определение функции поведения

Начнем с того, что любое поведение продуцируется для того, чтобы что-либо получить. Это правило относится к совершенно любому поведению в нашей жизни. Мы чешем нос, чтобы облегчить зуд, мы закрываем двери, чтобы избавиться от холодного ветра, мы отправляем смс-сообщения со своих телефонов, чтобы получить внимание со стороны наших друзей. То же самое касается и агрессии. Каждое поведение имеет свою функцию (или причину возникновения). Вы должны выяснить функцию агрессии, прежде чем осуществлять вмешательство. Как правило, существует два возможных варианта. Агрессивное поведение в основном продуцируется с целью:

1. Получения доступа к чему-либо.

2. Попытки избежать чего-либо.

Но на этом трудности не заканчиваются. Объектом, к которому ребенок хочет получить доступ, может быть что угодно: еда, игрушки, внимание учителя, внимание другого ученика, внимание родителей, электронные приборы и т.п. Избегают дети зачастую работы над заданиями, социальных требований, определенных членов персонала школьного или дошкольного учреждения или других учеников, изменений в привычном порядке вещей, переходов от одной деятельности к другой и т.д.

Также необходимо иметь в виду, что поведение может иметь и «сенсорную» функцию – то есть, получение некоторых определенных сенсорных ощущений. Агрессия, как правило, нечасто попадает в эту категорию, поскольку она направлена на других людей или объекты. Сенсорные поведения обычно продуцируются ребенком наедине с самим собой, поскольку внутренняя сенсорная функция такого поведения не имеет социального компонента. Однако аутоагрессивное поведение (удары по самому себе, укусы самого себя и т.п.) может иметь сенсорную функцию.

Теперь, как же выяснить, какова именно функция какого-либо поведения? Это самый сложный этап, поскольку собирать данные в отношении агрессивного поведения является очень непростой задачей. Ведь вряд ли найдется человек, готовый подставить под удары свое лицо или грудь, чтобы совершить подсчет количества эпизодов возникновения агрессивного поведения или среднее количество укусов, производимых ребенком за определенный промежуток времени.

как снять агрессию у ребенка с аутизмом

Собранные вами данные не предназначены для публикации в средствах массовой информации, они нужны для вашего собственного использования. Поэтому соберите эти данные настолько точно, насколько вы это можете. и не переживайте, если они не будут совершенными. Разработайте наиболее простую таблицу для записи данных, и выберите в качестве целевого поведения наиболее простую и однозначную форму поведения.

Отслеживайте количество одиночных ударов/толчков или количество минут, проведенных ребенком в состоянии агрессии. Но что бы вы ни делали, оставайтесь последовательными, и собирайте данные постоянно и систематически.

Выбор вмешательства

Теперь, когда у вас есть исходные данные, необходимо проанализировать их. Обратите внимание на то, в каких именно ситуациях и в какое время возникает агрессия, и задайте себе следующие вопросы:

• Происходит ли это поведение обычно в каком-либо определенном месте? Или в конкретное время суток? По отношению к определенным членам персонала или учащимся, а может к членам семьи? Во время работы над заданиями из какой-либо конкретной предметной области?

• Что чаще всего происходит после того, как возникает агрессия? Что вы делаете в качестве результата такого поведения? Что делают другие после того, как это поведение происходит?

• Бывает ли такое время, когда агрессивное поведение не происходит? Задумайтесь о том, что было по-другому в этот момент.

Теперь вы должны быть в состоянии сделать обоснованное предположение о том, что же является функцией поведения. Но в любом случае, это будет лишь предположением, так как мы никогда не можем знать наверняка до тех пор, пока мы не убедимся, что наше вмешательство работает.

Реализация вмешательства

Пришло время для осуществления вмешательства. Продолжайте СОБИРАТЬ ДАННЫЕ – сейчас это еще более важно, чем когда-либо. Вам необходимо знать, работает ли ваша программа вмешательства! Собирайте данные в конце дня или каждые несколько часов, если это необходимо. Или проведите просто некоторое приблизительное оценивание, если это все, что вы можете сделать.

Предложения :

• В первую очередь позаботьтесь о безопасности. Если вам нужно удалить всех людей, присутствующих в комнате в момент агрессии у ребенка, сделайте это. Не пытайтесь намеренно погрузить ребенка в такое состояние (это увеличивает риск для него самого и окружающих его людей в геометрической прогрессии). В момент возникновения агрессии, особенно в школьном классе, позаботьтесь о безопасности других учеников. Если вы работаете учителем в классе, в котором есть дети с особыми потребностями, разработайте план заранее. Как правило, вам будет достаточно всего двух помощников. Один из них берет на себя остальных учеников и выводит их из класса в случае необходимости, а другой помощник остается с вами и помогает справиться со «взрывом». Будет лучше, если ваши ученики пропустят несколько минут урока, чем, если вам придется объяснять их родителям, как случилось так, что их ребенок был травмирован другим учеником в классе.

• Не планируйте слишком сложных мероприятий на уроках или дома. Не злитесь на себя, если замечаете, что немного отстаете от вашего графика. Будьте гибкими. Вы сможете наверстать упущенное позже. Сначала следует убедиться, что все в безопасности - это является наиболее важной задачей.

• Позвольте себе расслабиться! Совершенно очевидно, что такие ситуации могут вызывать стресс и оказывать серьезное воздействие на ваше эмоциональное состояние. Легче сказать, чем сделать - но старайтесь не принимать все слишком близко к сердцу. Это трудно, когда вы работаете с ребенком на протяжении долгого времени, проводите бессонные ночи, обдумывая новый поведенческий план, теряете бесчисленное количество часов за дополнительной работой, а в результате у вас оказываются новые царапины на лице или пару следов от укусов. Постоянно напоминайте себе о том, что не стоит держать обиду на ребенка. Если вы работаете учителем или педагогом, по возвращению домой делайте то, что вам нужно сделать, чтобы расслабиться и восстановить силы. Поплачьте, выпейте бокал вина, поиграйте с детьми, приготовьте ужин, - что угодно!

• Не срывайтесь на специалистах. Не тратьте уйму времени на споры с поведенческими терапевтами и другими людьми, занимающимися работой с ребенком. Они находятся на одной странице с вами. Из всех людей они, вероятно, понимают ситуацию в наибольшей степени. Ваш спор либо негативные комментарии (которые кстати являются совершенно нормальными и приемлемыми в данной ситуации) приведут лишь к более негативной обстановке в классе вашего ребенка или в семье.

Если вы имеете дело со случаем серьезной агрессии - сделайте глубокий вдох и составьте план. Не всегда будет настолько трудно. Ситуация обязательно изменится в лучшую сторону, проявите терпение!

Источник: http://theautismhelper.com/faq-dealing-aggression/

Скачать:

Предварительный просмотр:

Как справиться с агрессией у аутиста

Одной из распространенных проблем, с которой сталкиваются семьи детей с аутизмом, является агрессия. Педагогам тоже сложно справиться с агрессией учеников, страдающих аутизмом. Сложно научить ребенка чему-то, если он бьется, толкается и ведет себя неподобающим образом. В данном случае результат обучения не зависит от программы, методов отображения информации или от самого педагога – все зависит от ребенка с аутизмом. Поэтому вначале следует поработать над уменьшением агрессии, а потом приступать к решению поведенческих и академических проблем.

Для решения проблемы агрессивного поведения у ребенка с аутизмом не существует никакого лекарства, но все же родители могут помочь малышу справиться со своими эмоциями. Главное решить, какое вмешательство будет наиболее эффективным в данном случае.

Любое поведение имеет причину возникновения. Например, мы закрываем окно, чтобы не замерзнуть, мы отправляем сообщения друзьям, чтобы получить с их стороны внимание, мы чешим руку, чтобы облегчить зуд. Поведение всегда имеет свою причину, важно определить функцию агрессии у малыша с аутизмом. Существует две цели для агрессивного поведения у малыша с аутизмом: добиться чего-то и избежать чего-то. Однако это только начало, потому что дальше нужно найти объект, из-за которого ребенок с аутизмом агрессивно себя ведет. Таким объектом могут быть: игрушки, еда, одежда, внимание учителя, внимание сверстников, электронные приборы и прочее. Часто малыши с аутизмом избегают перемен, выполнения какого-то задания, социальных требований и т.д.

Родителям необходимо знать, что агрессивное поведение у детей с аутизмом может иметь сенсорную функцию. Это значит, что малыши с аутизмом могут, например, бить или кусать самих себя для получения определенных сенсорных ощущений. Самый сложный этап – выяснить функцию агрессивного поведения у детей, страдающих аутизмом. Для этого разработайте простую таблицу, в которую вы будете записывать данные о количестве укусов или ударов, частоте возникновения агрессивного поведения и прочее. Главное, чтобы вы собирали данные постоянно и систематически. Проанализировав все эти данные, вы сможете определить функцию поведения и подобрать вмешательство.

Во время реализации вмешательства не забывайте продолжать заполнять таблицу с данными. Так вы сможете узнать об эффективности программы вмешательства. Лучше всего собирать данные в конце дня или каждые несколько часов.

Специалисты рекомендуют в первую очередь позаботиться о безопасности. Если во время агрессии малыша с аутизмом нужно удалить всех людей из комнаты – сделайте это. В случае, когда приступ агрессии у ребенка с аутизмом произошел в классе, позаботьтесь о безопасности других учеников. Педагог, в классе которого учатся особенные дети, должен заранее разработать план поведения в такой ситуации. Ему понадобится два помощника – один выведет всех из класса, а второй поможет справиться с приступом агрессии у малыша, страдающего аутизмом.

Родители и педагоги не должны тратить время на споры с терапевтами и другими людьми, которые работают с ребенком, страдающим аутизмом. Они понимают всю серьезность ситуации и хотят помочь, поэтому ваши негативные комментарии только ухудшат обстановку в классе или в семье, в которой растет малыш с аутизмом.

Если у малыша, страдающего аутизмом, серьезная агрессия – наберитесь терпения и составьте план. Не всегда будет так сложно, ведь со временем ситуация улучшится, нужно только работать с ребенком, страдающим аутизмом.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию в подготовительной к школе группе.

Данная презентация рассказывает о технологиях, направленных на преодоление агрессии у детей, рассказывается о работе с детьми, о создании условий, о работе с родителями и педагогами по данному вопр.

Критерии выявления агрессивного ребенка. Описание и методика проведения игр, направленных на снятие общей, физической агрессии, негативизма, эмоционального напряжения.

Консультация для родителей «Проявления агрессии у ребёнка, как поступить?».

В этом небольшом докладе описаны некоторые методы, приемы и средства, которые я использую в своей работе для профилактики детского агрессивного поведения.

Проблема агрессивного поведения юношества, в последнее время, приобретает всё более острую социальную направленность и привлекает внимание юристов, социологов, педагогов, психологов, которые все больш.

Источники:
allautism.ru, www.fl-life.com.ua, nsportal.ru

Следующие статьи:


19 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения