Справочник Совет педиатра
Главная » Пищеварение и дыхание

Легкая умственная отсталость у детей симптомы



Дети с умеренной умственной отсталостью, коррекция, симптомы, причины

Всем хорошо известно, что дети - это истинное богатство каждой семьи, народа, государства. Только ребенок может быть самым дорогим и любимым существом в этом мире для родителей, даже если он не совсем здоров. А когда в семье воспитывается дитя с особым диагнозом - умственная отсталость, даже если впереди стоит слово «умеренная»?

Умеренная или легкая умственная отсталость у детей… У людей возникают самые разные мнения по данному поводу. Одни сочувствуют, другие высказывают негативные эмоции по поводу наследственности в этих семьях, третьи просто стремят как можно быстрее абстрагироваться от проблем такого порядка. Однако бытующие в обществе взгляды далеко не всегда отражают реальное состояние вещей, они в большинстве случаев поверхностны.

Та умственная отсталость у детей, симптомы которой указывают на умеренный уровень, не является поводом проводить границу между такими людьми и остальным обществом. На сегодняшний день медицина и прикладная психология располагают достаточно большим комплексом диагностических приемов и методик коррекции недоразвития. Но и в этих условиях практически невозможно провести четкую линию между проявлениями здоровой личности и слегка отсталой так как это очень сложно.

Что такое умственная отсталость?

В соответствии с уровнем современных взглядов на теорию и практику в психологии умеренную умственную отсталость рассматривают как патологию. Как и все заболевания, оно бывает врожденного характера либо приобретенным. Рассматривая отсталость как определенное снижение уровня интеллектуального развития, специалисты утверждают, что основным критерием при постановке диагноза является отсутствие абстрактного восприятия окружающего. То есть неспособность к абстракции может разграничить мир здоровых людей и больных индивидуумов.

Несмотря на это, отсталость достаточно часто является последствием педагогической запущенности, когда ребенок растет без правильного воспитания со стороны взрослых.

Когда такой человек взрослеет, ему обычно присущи простые человеческие эмоции. Ощущение неприязни, симпатии, веселья, грусти, печали, горя и радости у него несколько более сглаженные, не отличаются той яркостью, многогранностью, сложностью, как у среднестатистического здорового ровесника. Стоит обратить внимание, что позиционируя это состояние как патологию, можно с уверенностью сказать, именно отсталостью называют стабильный уровень определенной степени недоразвития интеллекта. Она не прогрессирует, но при специальных методиках обучения, жизни в социуме, приемов воспитания уровень развития может повыситься.

Причины умственной отсталости у детей

Несмотря на возможности современной медицины, до сих пор почти невозможно точно установить причины появления ребенка с той или иной степенью ограничения интеллекта. Основные причины следующие:

• Пренатальные. Все разнообразие хромосомных аномалий. Присущие родителями генетические и нервные заболевания. Кроме этого, большое значение имеют активный цитомегаловирус, краснуха, ВИЧ, наркотики, алкоголь, токсины.

• Интранатальные. Отсталость как последствие сложных родов, травм, недоношенности, ягодичного предлежания младенца. Может пройти без последствий при хорошем уходе за новорожденным.

• Постнатальные. Главная причина в том, что отсутствует эмоциональная, физическая, когнитивная поддержка развивающегося ребенка. Это эффективно стимулирует развитие, рост и социальную адаптацию.

• Отсталость становится следствием неполноценного питания, перенесенных тяжелых заболеваний. Чаще всего это бактериальные, вирусные патологии, энцефалиты, менингиты, гипотрофия, отравления, травмы головы в раннем возрасте. Наиболее часто умственная отсталость массово диагностируется в районах с выраженным дефицитом йода в продуктах и воде.

Признаки умственной отсталости у детей

легкая умственная отсталость у детей симптомы

Как проявляется снижение интеллекта? Симптоматика этого явления, которое диагностируется во всем мире, независимо от экономического благосостояния народа, также зависит от уровня развития патологии.

• Легкая отсталость в степени дебильности. Затруднения в постижении школьной программы, концентрация внимания снижена, наблюдаются отклонения в поведении среди сверстников. Пациенты осознают свое отклонение.

• Средний уровень патологии, знакомый многим диагноз имбецильность. Пациентам присущи эмоции радости, сопереживания. Педагогически податливые и обучаемые, хорошо овладевают навыками самообслуживания, письма, чтения, элементарной арифметике, но требую постоянного контроля.

• Идиотия, особо тяжелая стадия недоразвития.

Стоит отметить, что дети с умеренной умственной отсталостью во взрослой жизни часто стараются быть внешне полноценными членами общества, тщательно скрывая свои недостатки. При соответствующем воспитании и образовании овладевают специальностями определенной сферы, где не требуется умственное напряжение.

Коррекция детей с умственной отсталостью

Как бы ни было это сложно, но не стоит воспринимать ребенка с умеренной степенью умственного отставания как тяжелого инвалида. Он наверняка встроится в жизнь и не будет отличаться от других граждан ничем. Просто в этом ему нужно помочь.

Посредством определенных методик терапии, воспитательных и обучающих программ многие семьи добиваются уникальных результатов. Конечно, им не удастся освоить в полном объеме общепринятую университетскую программу, возможно и школьную, так как для них легче и понятнее методика вспомогательной школы. При адекватном педагогическом подходе, коррекции трудовая и социальная адаптация в будущем не станет проблемой, как и создание семьи.

Дубовик Александр, www.rasteniya-lecarstvennie.ru

Умственная отсталость у детей

Рейтинг:

Под умственной отсталостью понимают врожденное либо приобретенное в раннем возрасте общее недоразвитие психики, главным проявлением которого является интеллектуальный дефект. По разным источникам, этой патологией страдает от 1 до 5% населения земного шара. Бытует мнение, что дети с умственной отсталостью рождаются только в неблагополучных семьях, однако в действительности первопричины заболевания далеко не всегда обусловлены социальными факторами.

Почему развивается умственная отсталость?

В большинстве случаев возникновение умственной отсталости у детей связано с неправильным формированием или поражением головного мозга на ранних стадиях его развития. В частности, спровоцировать недуг могут:

  1. Тяжелые наследственные заболевания
  2. Генетические аномалии
  3. Интоксикации, инфекционные и хронические заболевания матери в период вынашивания
  4. Преждевременные или осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией плода
  5. Безответственное отношение родителей к вопросам ухода за ребенком и недостаточное участие в его развитии
  6. Тяжелые психические или физические травмы мозга.

Симптомы умственной отсталости у детей

Олигофрения накладывает отпечаток на все психические процессы, однако в большей степени страдает познавательная сфера. У ребенка с таким диагнозом нарушена способность к концентрации и вниманию, а умение запоминать замедлено. Для речи пациентов характерно некорректное использование слов, скудный словарный запас, неразвернутость реплик, нарушения в произношении отдельных фраз и целых предложений. Наряду с этим наблюдается недоразвитость высших эмоций и трудности в построении социальных контактов.

Общим симптомом умственной отсталости у детей является отсутствие мотивации в поведении, зависимость от мнения окружающих и внешних факторов, неспособность предусмотреть последствия своих действий и недостаточное умение подавлять инстинктивные порывы.

Степени умственной отсталости у детей

В специализированной литературе выделено четыре степени умственной отсталости у детей:

  1. Легкая степень умственной отсталости (дебильность), IQ50-69. Такие ребятишки успешно приобретают навыки жизнедеятельности: ориентирование в домашней обстановке и за ее пределами, уход за собой (одевание, купание и принятие пищи), способность общения и поддержания разговора. Главным проявлением патологии является неуспеваемость в обучении и трудности в усвоении школьной программы. Может наблюдаться некоторое недоразвитие двигательных и сенсорных функций. В целом дети с таким диагнозом мало чем отличаются от здоровых сверстников, но с возрастом начинают выделяться из массы
  2. Умеренная степень умственной отсталости (имбецильность), IQ 35-49. Состояние ребенка характеризуется специфическими признаками: замедленное развитие восприятия, неполноценная речь, заторможенность моторики и отсталость в навыках самообслуживания. Обучение детей с таким диагнозом в обычных школах практически исключено. Несмотря на то, что в раннем возрасте пациентам удается овладеть простыми коммуникативными приемами, с более сложными социальными навыками возникают трудности
  3. Тяжелая степень умственной отсталости (имбецильность), IQ 20-34. Недуг проявляет себя выраженным отставанием в интеллектуальной сфере. У пациентов наблюдаются запущенные дефекты речи и тяжелые нарушения моторики, они практически не приспособлены к условиям окружающего мира. Посредством настойчивой работы их можно научить уходу за собой и выполнению простых заданий при условии контроля со стороны
  4. Глубокая степень умственной отсталости (идиотия), IQ < 20. Больные плохо понимают обращения к ним, а единственной речевой реакцией таких пациентов на внешние раздражители нередко являются крики или мычание. Нарушения двигательной сферы выражены настолько, что ребенок не может самостоятельно передвигаться и постоянно сидит в одной и той же позе, совершая маятникообразные или другие примитивные движения. Дети, страдающие идиотией, совершенно необучаемы и неспособны к самообслуживанию.

Лечение умственной отсталости у детей

Ведущая роль в реабилитации детей, страдающих умственной отсталостью, отведена педагогической работе. В случае диагностирования патологии родителям предлагают устроить ребенка в специализированное дефектологическое учреждение. Разумеется, не каждая семья готова примириться с наличием у чада интеллектуальных отклонений, однако следует понимать, что наилучших результатов можно добиться лишь в том случае, если программа обучения будет соответствовать способностям ребенка.

Лечение умственной отсталости у детей при наличии специфического текущего соматического заболевания (гипотиреоз, фенилкетонурия и т. п.) проводится в стационаре. Если проблемы в интеллектуальной сфере не связаны с болезненным процессом, задачей медикаментозной терапии становится купирование сопутствующих неврозоподобных, психопатоподобных, психотических (галлюцинации, бред) проявлений. Назначение конкретных препаратов происходит в индивидуальном порядке. Могут применяться ноотропы (нейрометаболические стимуляторы): Ноотропил (пирацетам), Пантогам, Фенибут, Аминалон препараты, стимулирующие процессы метаболизма в центральной нервной системе: витамины В1, В6, В12, В15, глутаминовая кислота и др. При ликвородинамических нарушениях (повышенное внутричерепное давление) назначают Диакарб, Глицерол, сульфат магния, а при судорожном синдроме, помимо противосудорожных препаратов, целесообразно использование Пантогама.

Помните, что умственная отсталость – это не приговор. При правильном подходе родителей, врачей и педагогов у ребенка с легкой или умеренной степенью патологии есть все шансы научиться обеспечивать свои нужды самостоятельно и в последующем добиться успеха в работе, не требующей высоких интеллектуальных навыков.

легкая умственная отсталость у детей симптомы

Умственная отсталость - если психика недоразвита

27 Декабря 2013

Умственная отсталость - это состояние, при котором интеллектуальное развитие человека не соответствует его возрасту, и/или он не может обрести навыки, необходимые для повседневной жизни. Как правило, умственно отсталые люди могут учиться, но делают это намного медленнее здоровых людей. Существует несколько степеней умственной отсталости - от легкой до глубокой.

У людей с умственной отсталостью существуют ограничения в следующих областях:

  • Интеллект - качество, определяющее способность человека обучаться, рассуждать, принимать решения и справляться с проблемами.
  • Адаптивное поведение - качество, которое включает в себя способность к эффективной коммуникации и взаимодействию с людьми, а также способность заботиться о себе.
  • Уровень интеллектуального развития определяют при помощи теста на коэффициент интеллекта (IQ). Средний IQ человека составляет 100 пунктов. Человек считается умственно отсталым, если его IQ ниже 70-75 пунктов.

    Чтобы оценить адаптивное поведение человека, специалисту необходимо в течение некоторого времени понаблюдать за ним, а также сравнить особенности его поведения с нормой для его ровесников. Поскольку умственную отсталость обычно диагностируют еще в детском возрасте, специалисту важно знать, как ребенок взаимодействует со сверстниками и членами семьи, в частности, насколько хорошо он их понимает может ли он самостоятельно есть и одеваться, а также, как он реагирует на внешние стимулы.

    Лёгкая умственная отсталость у детей

    Сегодня достижения науки позволяют более точно дифференцировать различные формы детской умственной отсталости. Этих форм несколько, среди них легкая умственная отсталость у детей – дебильность, определить которую, порой, бывает очень непросто.

    Характеристики легкой умственной отсталости

    Под умственной отсталостью понимается неспособность ребенка обучаться, быть самостоятельным в определенной возрастной группе. Развитие таких детей протекает намного медленнее, чем у их сверстников. Им не интересно, что происходит вокруг них, они не могут адекватно оценивать происходящие события и совершаемые действия.

    В раннем возрасте они позже начинают играть игрушками, улыбаться, реагировать на предметы, которые видят, на звуки, которые слышат – все виды реакций происходят с опозданием. Эти детки часто страдают эпилептическими припадками, врожденными сердечными болезнями и проблемами со слухом.

    Виды детской умственной отсталости

    Ученые, классифицируя умственную отсталость, используют 4 категории. В основе классификации, лежит интеллектуальный индекс IQ. Если ребенок имеет значение индекса от 50 до 70, то ему диагностируется дебильность - легкая умственная отсталость.

    Такие дети способны обучиться чтению и счету, но для этого нужно желание и терпение взрослых. При обеспечении помощи и нужной поддержки, они могут, с возрастом, добиться независимости и жить самостоятельно.

    Лечение дебильности

    Умственное несовершенство – это специфическое состояние, при котором интеллектуальное развитие ребенка имеет ограничения, они определяются тем, насколько хорошо функционирует его центральная нервная система, которое не поддается лечению. Врачи назначают стимулирующую терапию, при отсутствии каких либо противопоказаний, но ее эффективность зависит от биологических возможностей организма данного конкретного ребенка.

    Обучение детей с диагнозом дебильность

    В дошкольном периоде лёгкая умственная отсталость у детей не мешает им общаться со сверстниками, их отставание в развитии сенсорной моторики и двигательной сфере практически незаметны. В силу этого, они практически не отличаются от здоровых детей. Достигнув школьного возраста, они могут, не без помощи учителей и близких, окончить 5 классов. В своем большинстве, детям, которым поставлен диагноз дебильность, рекомендовано посещение вспомогательной школы, но часть родителей не желает этого. Они хотят, чтобы их дети посещали обычную школу, поскольку многие школы имеют коррекционные классы.

    Причины легкой умственной отсталости

    Неполноценное развитие ребенка может быть вызвано любым фактором, который способен оказать влияние на мозг плода во время беременности, при родах, или до возраста трёх лет жизни.

    К основным группам причин, способных вызвать умственную отсталость, относятся:

  • генетические и хромосомные патологии
  • патологии плода, возникшие во время беременности из-за приема алкоголя, употребления наркотиков, недоедания, заболевания краснухой и другими вирусными инфекциями
  • сложные роды, которые привели к повреждению головного мозга новорожденного
  • перенесенные ребенком инфекционные болезни – менингит и энцефалит, отравления ядами, например, ртутью, а также полученные тяжелые травмы головного мозга
  • нахождение ребенка в социально-опасной среде.

    Профилактика

    Профилактика может быть очень эффективной при некоторых формах детской умственной отсталости. Она заключается:

  • в применении методов защиты от травм, получаемых при родах
  • в раннем определении и своевременном лечении таких болезней, как: тяжёлая форма желтухи гипоксия гипогликемия фенилкетонурия галактоземия и других
  • раннее выделение детей, имеющих симптомы энзимопатии
  • в определении, с помощью генетических консультаций, наследственных заболеваний родителей, для исключения числа носителей изменённых генов.
  • Даже, если человек с детства носил диагноз «легкая умственная отсталость у детей », он, при условии хорошей адаптации, став взрослым, растворится в общем потоке людей. Такие люди работают, пусть даже и на простой работе, женятся, имеют детей, живя, казалось бы, обычной жизнью. Но, при этом, им всегда будет необходима помощь окружающих в сложных жизненных или экономических ситуациях.

    легкая умственная отсталость у детей симптомы

    Источники:
    www.rasteniya-lecarstvennie.ru, lady7.net, www.womenhealthnet.ru, psyplaneta.ru

    Следующие статьи:


    22 октября 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения