Справочник Совет педиатра
Главная » Пищеварение и дыхание

Логопедическое обследование детей с моторной алалией



ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ

При обследовании принимается во внимание ряд факторов, которые помогают разграничить детей с алалией от детей, страдающих другими речевыми нарушениями. При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения родители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявление упрямства и лени.

Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях общения.

Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5—6 лет. Родители подчеркивают, что, кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально.

Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребенком, особенно, если он мал и негативистичен, а продолжается параллельно с начатой логопедической работой. Устанавливается, как ребенок вступает в контакт, есть ли у него негативные реакции общего и речевого характера, в чем они проявляются и как преодолеваются. Обращается внимание на отношение ребенка к ходу и материалу занятий, его реакции на изменения ситуации. Отмечается наличие или отсутствие критичности к своему состоянию, возможности внеречевого и речевого общения, наличие у ребенка стремления к общению и желания исправить свою речь.

ТЕМА: Методика логопедического обследования ребенка с моторной алалией.

Читайте также:

ЦЕЛЬ: Сформировать умения анализировать речевые нарушения при алалии, методически правильно проводить обследование ребенка с общим недоразвитием речи при алалии.

2. Раскройте понятие «второй уровень недоразвития речи».

3. Раскройте понятие «третий уровень недоразвития речи».

4. Методика логопедического обследования ребёнка с моторной алалией.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1. Изучение личных дел детей, логопедических карт.

2. Конспектирование в тетрадях примеров искажения звуков у детей с алалией.

3. Таблица «Дифференциальная диагностика моторной алалии от других состояний».

логопедическое обследование детей с моторной алалией

ЗАДАНИЯ ДЛЯ СРС:

1. Подготовить паралингвистический материал, используемый в коммуникации неговорящих детей (пиктограммы).

Обследование детей с алалией

Во время школьного обучения у некоторых детей проявляются затруднения в формировании навыков и умений письменной речи. Вследствие бедной речевой практики и несформированных языковых обобщений у них не может сформироваться готовность к изучению грамматики и собственно овладению грамотой.

Помимо общих для моторной алалии дефектов отмечаются проявления, которые характерны для определенной ее формы. Эти дефекты составляют те нарушения, которые не всегда удается обнаружить на начальных этапах развития речи, поскольку они маскируются сопутствующими нарушениями.

Диагностика детей с алалией

Во время проведения обследования во внимание принимают факторы, позволяющие выделить детей с алалией из детей, которые страдают другими нарушениями речи. При изучении данного заболевания обращает внимание на резкое ограничение или отсутствие лепета. Родители, отмечая молчаливость, говорят о детях как все понимающих, но не желающих разговаривать. Отсутствие общения в ряде случаев родителями ошибочно расценивается как проявление лени или упрямства.

У детей вместо речи развиваются жестикуляция и мимика, которые используются избирательно при эмоциональных ситуациях общения.

Первые слова произносятся поздно, а фразовая речь зачастую начинает формироваться после пяти — шести лет. Родители подчеркивают, что помимо отставания в речи, в остальном дети развиваются абсолютно нормально.

Обследование маленьких детей с алалией, особенно, если они маленькие и негативно настроены, продолжают одновременно с логопедической работой. Устанавливают, как он вступает в контакт, какие у него отрицательные реакции речевого и общего характера, в чем именно они проявляются и каким образом преодолеваются. Обращают внимание, как ребенок относится материалу и ходу занятий, каковы его реакции на изменения ситуации. Кроме того, отмечают отсутствие или наличие критического отношения к своему состоянию, присутствие у ребенка желания исправить свою речь и стремления к общению, возможности речевого и внеречевого общения.

Схема обследования речи

  1. Анкетные данные.
  2. Сведения, полученные при расспросе родителей и ребенка.
  3. Импрессивная речь (понимание письменной или устной речи).
  4. Экспрессивная речь.
  5. Наличие словарного запаса. О нем судят на основании качественного и количественного анализа результатов обследования. Для качественной характеристики словарного запаса проводят анализ ошибочных ответов, количественной – выводят соотношение правильных ответов с числом предложенных слов (если из 60 слов ребенок называет правильно 20, говорят об ограниченном словарном запасе).
  6. Обследование грамматического строя речи, слоговой структуры слов, связной речи.
  7. Обследование звукопроизношения.
  8. Слуховая функция.
  9. Строение артикуляционного аппарата.
  10. Моторика артикуляционного аппарата.
  11. Мелкая моторика рук и общая моторика.
  12. Ритм и темп речи, правильность ударений, употребления пауз, интонаций, тембр, высота, сила голоса.
  13. Зрительная функция .
  14. Распознавание привычных предметов на ощупь (стереогноз).
  15. Письменная речь.
  16. Проверка психического состояния (для дифференцирования алалии от умственной отсталости).
  17. Окончательное заключение о состоянии речи (моторная, сенсорная, смешанная форма алалии, I, II, III уровень недоразвития речи).

Логопедическое обследование безречевых детей

Столкнувшись в работе с безречевыми детьми . пришлось изучить много материала. Первое, в чем я испытала трудность – как проводить логопедическое обследование безречевых детей?

В итоге я составила речевую карту . в которую включила все основные моменты, необходимые для получения представления о дефекте. Думаю, она заинтересует начинающих логопедов, как и я, хватающихся за любую соломинку .

Карта логопедического обследования безречевого ребенка

Исследование слуховых функций и фонематического восприятия

1. Наличие реакции на голос.

Громко позвать ребёнка за его спиной Э-Э-ЭЙ или ААА.

2. Различение неречевых звуков.

Узнать, какая игрушка издаёт звук (сначала дать послушать обе игрушки, игрушки шумят за ширмой)

3 игрушки __________ .

Повторить действие (за спиной топнуть, хлопнуть в ладоши, ударить по столу).

3. Различение речевых звуков и наличие реакции на звуки речи.

Произнесение двух гласных (чтобы не было видно артикуляции) с показом картинки (например, А - плачет кукла, У - скулит собака). «Кто сказал А? Кто сказал У?» (если выговаривает, произносит сам).

Выявление объема и точности словаря

1. Показать игрушки:

«Покажи куклу (матрешку, пирамидку, мишку)».

Видоизменить задание: «Возьми куклу (матрешку )».

Подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку ).

Если справляется с заданием, узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Показать обиходные предметы:

стол, стул, кровать, чашку, ложку, тарелку, рубашку, платье, носки.

2. Знание слов обобщающего характера:

Из сгруппированных предметы по темам: одежда, обувь, посуда, фрукты, овощи, игрушки, найти те или иные предметы:

Найди посуду (игрушки, одежду и др.).

Знание частей тела (рука, нога, голова) и частей туловища игрушечных животных (лапа, голова, хвост).

«Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?».

3. Соотнесение предметов с их назначением.

Предложить: яблоко, мяч, зубную щетку. Вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?».

Затем заменить предметы на предметные картинки и повторить вопросы.

4. Выяснение объема глагольной лексики.

Разложить сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия, дать возможность рассмотреть картинки, а затем показать нужную в ответ на вопрос:

«Покажи, где девочка идет (стоит, бежит, ест, спит, играет, умывается)».

«Покажи, кто умывается (стоит, бежит)».

Выкладывается 2 картинки «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

5. Понимание названий признаков предметов.

«Покажи где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента, высокий/низкий дом)».

«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)».

«Где красный (желтый, синий) мячик?».

Выявление дифференциации элементарных грамматических форм

«Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки, машина/машины, книга/книги)».

2. Понимание предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения.

«Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

Понимание предложений

Выполнение инструкции «Закрой глаза (подними ножку, погладь кошечку, принеси кубик)».

Установление возможности запомнить и выполнить два действия, сформулированные в одной просьбе «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

Изучение неречевых функций

1. Ориентировка в окружающем пространстве.

Показать «верх/низ», а также направления: «Покажи, где группа? (спальня, кабинет лечебной физкультуры, окно, дверь)».

Дать ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе, полке).

2. Ориентировка на плоскости.

На глазах ребенка построить домик из заготовленных частей (домик — квадрат, крыша — треугольник, труба — прямоугольник) и предложить: «Покажи, где крыша? Где труба?».

3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики).

Предложить ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой, наклониться, прыгнуть).

4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению.

Повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «лодочка», «коза», «кружок», «очки».

Чередование по две позы: «кулак/ладонь», «кулак/коза», «ладони/лодочка», «очки/кулак».

Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

5. Оральный праксис.

Предложить ребенку по подражанию выполнить несколько действий: широко отрыть рот улыбнуться надуть щеки вытянуть губы в трубочку сделать губы как при звуке [о] высунуть язык лопаткой поднять кончик языка вверх опустить кончик языка вниз поместить кончик языка в правый, затем — в левый угол рта.

6. Способность к переключению движений.

Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

7. Конструктивный праксис.

Воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конструкцию по памяти.

8. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности

Сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем облегченный вариант кубиков Кооса выполнить вкладки в доску Сегена.

Изучение невербальных компонентов коммуникации

1. Реакция на незнакомого человека.

Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

2. Реакция на впечатление.

Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

3. Способность к подражанию.

Предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия пить, есть, спать, мыть (руки), чистить (зубы), причесываться, гладить (кошку).

4. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, жест отрицания).

5. Способность изображать и играть роль.

- «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка», «Идет слон», «Бежит собачка», «Крадется лиса».

Все предлагаемые задания должны быть эмоционально окрашены и спланированы таким образом, что реакция на них может быть минимальной. Используются различные средства стимуляции, положительное подкрепление деятельности ребенка.

Выводы:

Если у безречевого ребёнка нет аутистических проявлений, то нарушения говорят о следующем.

Нарушения слухового восприятия и понимания речи говорит о сенсорной алалии. выраженной в разной степени: от полной невосприимчивости к звукам речи и даже голосам людей – до некоторой способности улавливать смысл отдельных простых слов и инструкций.

Если ребенок понимает слова и инструкции, но неустойчиво и неточно, у него может быть задержка речевого развития, вызванная некоторым недоразвитием сенсорных функций.

Наличие двигательных затруднений говорит о моторной алалии, выраженной в разной степени: от полной неспособности совершать произвольные движения органами речи (и даже неспособности принимать помощь), до ограничения способности к выполнению действий по подражанию.

Последнее может свидетельствовать и о задержке речевого развития, вызванного моторными трудностями.

При сочетании сенсорных и моторных нарушений нужно говорить о сенсомоторной алалии. В этом случае задержка речевого развития маловероятна.

ЗРР возможна, если сенсорные и моторные нарушения не слишком выражены.

Логопедическое заключение: _______________

Лазарева Ирина Дмитриевна,

учитель-логопед, г. Москва,

ГБОУ детский сад общеразвивающего вида №2583

Источники:
pedlib.ru, studopedia.ru, womantip.net, logoportal.ru

Следующие статьи:


18 января 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения