Реабилитация детей после онкологии
Реабилитация
Подходит к концу период лечения, и у родителей возникают вопросы. Лечение закончится, и что дальше? Как безболезненно вернуть ребенка в социальное пространство: начать заново ходить в школу, детский сад, посещать праздники и спектакли? Многие дети после длительного лечения испытывают психолого-социальные проблемы, которые связаны с длительной изоляцией и отсутствием общения со сверстниками, с изменениями внешности, нарушением внутрисемейных отношений, различного рода страхами и комплексами. В этот период важно помочь детям, которые справились со своей тяжелой болезнью или заканчивают лечение, не только физически окрепнуть, но и войти в мир здоровых людей.
Что такое реабилитация
Реабилитация — это комплекс медицинских, психотерапевтических, социально-педагогических мер, направленных на поддержание нормального качества жизни ребенка и его семьи на протяжении длительного лечения тяжелой болезни и, при необходимости, после его окончания. В случае детей раннего и младшего дошкольного возраста специалисты могут употреблять термин абилитация. Это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития.
Зачем нужна реабилитация
К сожалению, необходимо констатировать, что длительное и тяжелое лечение онкологического заболевания сопровождается побочными эффектами не только медицинской направленности.
Среди них:
ограничение двигательной активности,
ограничение умственной активности,
социальная депривация (психическое состояние вследствие нарушений контактов с социумом),
хронический психологический стресс.
Как следствие, отмечается ухудшение коммуникативных навыков, разрушение актуальных социальных контактов, инфантильные формы поведения, нарушение образовательного процесса, затруднение профессиональной ориентации. Больной ребенок крайне зависим от морального, психологического и социального состояния своей семьи, находящейся в критической жизненной ситуации. В период лечения нарушаются нормальные внутрисемейные отношения, как детско-взрослые, так и между взрослыми членами семьи, в первую очередь родителями.
Направления реабилитации
Медицинская реабилитация — восстановление функционального состояния органов и систем организма, нарушенного в результате перенесенного онкологического заболевания и осложнений специальной терапии лечение сопутствующих заболеваний. Физическая реабилитация — укрепление мышечного корсета, коррекция нарушений осанки, адаптация кардиореспираторной системы к нагрузкам, закаливание и пр. Используется лечебное плавание, массаж (при отсутствии противопоказаний), ЛФК, коррекция нарушений осанки и нарушений зрения методом биологической обратной связи, спортивные игры, спортивная ходьба. Социально-психологическая реабилитация — диагностические, коррекционные и профилактические мероприятия, направленные на решение личностных и семейных проблем, развитие интеллектуальных способностей, устранение устойчивых вредных привычек и девиаций поведения. Академическая реабилитация — создание необходимых условий для успешной реинтеграции ребенка в школу. Педагогическая реабилитация — базируется на работе арт-терапевтических мастерских: керамики, ткачества, музыкальной, художественной и театральной, так как занятия искусством являются наиболее эффективными и глубоко воздействующими педагогическими и психотерапевтическими средствами. Кроме того, крайне полезны все виды активности, связанные с развитием мелкой моторики, особенно детям, перенесшим опухоли головного мозга. Ключевую роль в педагогической реабилитации играет формирование специфической педагогической среды с безусловным принятием каждого ребенка, способствующей снижению тревожности, повышению самооценки, восстановлению нормального общения со сверстниками, стимулированию познавательной активности.
Организация реабилитации
На сегодняшний день существуют следующие технологии реабилитации: психологическая служба при онкологическом отделении, семейный клуб, реабилитационный лагерь или санаторий.
Психолого-социальная служба в детских отделениях онкологии и гематологии
В психолого-социальную службу могут входить: врачи-реабилитологи, психологи, педагоги-психологи, арт-терапевты, педагоги-консультанты, социальные работники, юристы. Основные направления работы службы: психологическое сопровождение семей, арт-терапия, коррекция детско-родительских отношений, организация госпитальной педагогики, помощь сиблингам, организация праздников, экскурсий, выездных культурных мероприятий, мастер-классов (в том числе и с привлечением бывших пациентов).
Семейный клуб
В таких клубах дети работают в кружках и творческих мастерских, осуществляется помощь в профориентации старших подростков, для детей и родителей организована культурная программа (посещение музеев, выставок, концертов, театров). Проводятся консультации психологов, юридические консультации, беседы с врачами. Главное значение клуба в том, что дети, заканчивающие лечение, попадают в среду тех, кто уже прошел путь к выздоровлению, и на их примере идут к достижению цели. Здесь не страшно появиться в маске или без волос, дети в клубе не будут подшучивать или задавать неудобные вопросы, они помогут начать общаться, ведь они когда-то сами прошли весь этот сложный и важный путь.
Реабилитационный лагерь
Инновационная для нашей страны технология психолого-социальной реабилитации детей с онкологическими заболеваниями. Основными задачами лагеря являются оздоровительный отдых, развивающий досуг, социализация. В лагере, в зависимости от профиля и программы смены, в специально созданных мастерских организуются занятия ткачеством, керамикой, рисованием, шитьем, фотографией, театральным искусством, проводятся психологические тренинги, культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия. Вместе с детьми в лагере находится команда специалистов: врач-онколог, психолог, педагоги-ролевики, арт-терапевт, воспитатели. В реабилитационных лагерях ребята учатся заново дружить, заботиться друг о друге, осваивают множество новых видов художественного творчества, помогают педагогам, готовят и проводят свои мастер-классы и участвуют в управлении лагерем. Таким образом, лагерная программа создает реальные возможности для социализации детей и подростков.
Список учреждений реабилитации
К сожалению, на данный момент приходится констатировать, что системе комплексной реабилитации детей с онкологическими заболеваниями в России еще предстоит долгий путь развития. Тем не менее, во многих крупных городах существуют различные фонды по поддержке семей с онкологическими заболеваниями, некоторые из них специализируются на реабилитации детей после онкологических и гематологических заболеваний. Мы на странице "Реабилитация" перечислим некоторые учреждения, которые занимаются реабилитацией детей с онкологическими заболеваниями и в которые можно обратиться.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее мышкой, и нажмите Ctrl+Enter | Orhus
МЗ: Медицина и Здоровье
Реабилитация в детской онкологии
М. Benoist и со авт. (1982) изучали влияние облучения на функцию легких у 48 детей, леченных по поводу опухоли Вильмса с метастазами в легкие. Обследование проводили до лечения и повторяли в течение 2-17 лет. Авторы отметили уменьшение объема легких. Возможно, ранние побочные эффекты обусловлены повреждением легкого, а поздние - ухудшенным ростом грудной клетки.
Baba, Kimiko (1981) указывают на закономерность хромосомных аберраций у детей, получавших лучевое и лекарственное лечение по поводу злокачественных опухолей.
P. Littman, DAngio (1981), анализируя наблюдения за новорожденными, которым в тот период проводили лучевое лечение, указывают на их уязвимость к облучению и возможные поздние эффекты радиотерапии. Новорожденные особенно восприимчивы к ионизирующему излучению из-за недоразвития мозга, легких, печени, почек и костей. По мнению авторов, следует избегать радиотерапии в течение первых недель жизни из-за особой чувствительности в этот период печени и почек. В большинстве случаев при лечении злокачественных новообразований у новорожденных можно не назначать лучевое лечение или использовать самые щадящие методы лучевого лечения.
Е. Scanlon, S. Sener (1981) указывают на значительный риск развития в поздние сроки после облучения, проводимого в детстве, рака щитовидной железы. Подобные данные приводят G. Csaky и со авт. (1981).
Реабилитация в полном смысле этого слова для детской онкологии означает возвращение детям после перенесенного онкологического заболевания способности полноценно жить, учиться, участвовать в жизни коллектива. Этот комплекс мероприятий включает реабилитацию лечебную, психопедагогическую, профессиональную и общественную.
Реабилитация начинается уже с первых дней знакомства с больным ребенком и его семьей. Большое значение имеет постоянная психологическая поддержка самого ребенка и его семьи.
Во время обследования дети обычно не испытывают психологического потрясения, которое характерно для взрослых, поэтому психическое состояние определяется страхом перед болью, госпитализацией, косметическими дефектами. В дальнейшем, особенно в предоперационном периоде, они проявляют страх перед будущим, неопределенностью положения, уходят в себя. Старших детей беспокоят возможная инвалидность, очень редко - мысли о смерти. Состояние ухудшается и в связи с побочными явлениями, вызванными лучевой и лекарственной терапией (тошнота, рвота, эпиляция). В основном у детей в этот период отмечаются раздражительность, капризность, понижение настроения с неврозоподобной симптоматикой в виде анорексии, нарушения сна и т. д. В подростковом возрасте возможны и психосоматические изменения, акцентуации личности.
Дети чувствуют изменение отношения к ним окружающих, тревогу родителей. Это в свою очередь позволяет им судить о тяжести заболеваний.
Особенно тяжелые психические реакции отмечаются при предполагаемой ампутации. Возможны агрессивность по отношению к родителям, медицинскому персоналу, вплоть до угроз покончить с собой. В этот период большое значение имеет общение с выздоравливающими сверстниками, перенесшими такое же лечение (например, ампутацию), настроенными оптимистично. Психотерапия должна быть направлена на борьбу с преувеличенным страхом перед опасностью лечения. Следует объяснить, что многие последствия лечения бесследно пройдут. Особенно действен пример выздоровевших детей.
В первые дни послеоперационного периода детьми овладевает безразличие к себе и окружающим, возникают неприятные мысли о физическом уродстве (у больных после ампутации, с выраженными косметическими дефектами). Некоторые больные стараются не выходить из палаты, боятся предстать уродливыми перед окружающими. В это время они ждут поддержки от самых близких людей-родителей.
Затем наступает период приспособления к новому существованию и внимание ребенка переключается на новые ощущения: после ампутации - это освоение протеза, приспособление к нему, для других больных - новая нагрузка в виде лучевого и лекарственного лечения. В это время внимание врачей и медицинского персонала должно быть направлено на постепенное введение больного в коллектив сверстников, чтобы освободить его от тяжелых мыслей о будущем, от сознания своей неполноценности. Надо сделать все, чтобы ребенок не чувствовал ущербности.
После завершения курса лечения у детей появляются планы, связанные с учебой и общением со сверстниками. Многие переживания обусловлены и задержкой в физическом развитии у некоторых больных и отставанием в учебе. Именно поэтому в отделении, где лечатся дети со злокачественными опухолями, должны быть квалифицированные педагоги, умеющие сделать все, чтобы ребенок не отстал от школы или по крайней мере мог легко наверстать упущенное, а также должны быть созданы условия для усиленной лечебной физической подготовки.
Союзниками врачей в психосоциальной реабилитации ребенка являются родители. Им следует ознакомиться с программой реабилитации. При ее разработке всегда учитываются личность больного и особенности болезни. Ребенок должен быть информирован о длительности заболевания и лечения, но обязательно с оптимистических позиций и всегда с наглядным примером уже выздоровевшего или выздоравливающего больного с таким же новообразованием. Раннее начало (как только это возможно) занятий физическими упражнениями учеба по школьной программе уже при поступлении в стационар, игры с дошкольниками во многом снимают психические нагрузки, связанные со страхом перед болезнью и ее последствиями.
Нередко дети отказываются участвовать в коллективных занятиях, особенно девочки, из-за временной потери волос в результате лучевой и лекарственной терапии.
Некоторым девочкам следует рекомендовать парик (многие дети настаивают на том, чтобы им купили парик, и не снимают его до тех пор пока не отрастут волосы). Более убедительным примером являются больные, у которых волосы уже отросли или отрастают. Большое влияние на детей оказывают наблюдения за выздоровлением, восстановлением других детей на разных этапах лечения. В таких случаях они больше доверяют врачу и родителям.
Косметические недостатки очень волнуют подростков и могут явиться источником тяжелых психических переживаний, вплоть до суицидальных попыток.
Кроме психологической поддержки, необходимо сделать косметический дефект менее заметным. Так, после энуклеации глаза по поводу ретино- или рабдомиосаркомы необходимо как можно раньше провести эффективное протезирование.
Детские онкологи детей со злокачественными опухолями делят на четыре группы. В 1-ю включают детей после ампутации конечностей во 2-ю - после оперативного лечения опухолей мозга, спинного мозга в 3-ю - с искривлениями позвоночника и деформациями грудной клетки 3-ю - с доброкачественными опухолями, вызывающими изменения формы конечностей и тела.
У детей 1-й группы ампутации нижних конечностей обусловлены в основном остеогенной саркомой. Эта злокачественная опухоль встречается у 50-60% детей и подростков и является одной из наиболее частых форм первичных опухолей костей. Применение комплексного метода лечения, включающего лекарственную терапию адриамицином, позволяет увеличить число выживших больных.
С 1977 г. под руководством Н. Н. Трапезникова в отделении детской онкологии ВОНЦ АМН СССР начата программа комплексного лечения детей и подростков с остеогенной саркомой, составной частью которого является выполнение сохранных операций при локализованной форме опухоли.
Эксперты: программ реабилитации детей после онкологии в РФ пока мало26 ноября 2012 23:08
Врачи ежегодно диагностируют рак почти у 5-7 тысяч российских детей, причем более 70% из них полностью излечиваются. Чтобы вернуться к нормальной жизни после продолжительной болезни, эти дети нуждаются в специальных реабилитационных программах, которых, к сожалению, в России пока единицы, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Проблемы излечившихся
Заведующий отделением реабилитации Федерального научно-клинического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачёва (ФНКЦ ДГОИ), доктор медицинских наук Григорий Цейтлин отметил, что лечение детей с раком длится месяцами, а иногда и годами. Лечение, как правило, проходит с использованием оперативных вмешательств, лучевой и химиотерапии, а восстанавливаться после такого лечения тяжело — не только физически, но и морально, считает Цейтлин.
По его словам, ежегодно около 5-7 тысячам детей в России впервые ставится диагноз "онкология". "А в реабилитации нуждается гораздо больше, потому что дети выздоравливают, они накапливаются в популяции и нуждаются в реабилитации. Если туда включить еще их семьи, то получается большая группа населения", — пояснил эксперт.
Лагерная программа — это только одна из составляющих реабилитации детей после перенесенного онкологического заболевания, отметил Цейтлин. "В нашей стране она совершенно не развита. Есть отдельные очаги, но система в целом отсутствует", — сказал врач РИА Новости.
По его словам, с 2006 года реабилитация детей, которые победили рак, проходит на базе санатория в Калужской области. "Мы летом в лагерь вывозим около 60 детей на 21 день, и зимой около 30 детей. В год через наш лагерь проходит около 100 ребятишек. Но это не решает всех проблем наших детей, которые лечились от онкологических заболеваний", — сказал он.
Очень важно также проводить реабилитацию братьев, сестер и родителей тех детей, которые лечились от рака, заметил Цейтлин. "Реабилитация должна быть на всех этапах оказания специализированной помощи", — считает врач.
Он пояснил, что лагерная программа при отделении реабилитации ФНКЦ ДГОИ включает и психологическую поддержку детей. "У нас два психолога работают в смене, и мы применяем несколько психотерапевтических технологий", — сказал Цейтлин.
Сопредседатель фонда "Подари Жизнь", актриса Дина Корзун отметила, что сейчас в России медицина дошла до того, что дети уже не умирают от рака, большинство из них выздоравливают, поэтому и в нашей стране необходимы реабилитационные программы. "На Западе уже прошли этот этап и поэтому мы перенимаем их опыт", — добавила она. Такой лагерь позволяет детям почувствовать радость и вкус жизни, помогает перебороть страхи и ощутить свою значимость, считает Корзун.
Лагерь для адаптации
Лагерная программа реабилитации детей в центре "Шередарь", которая сейчас строится во Владимирской области благодаря активной поддержке члена правления фонда "Подари жизнь" Михаила Бондарева, идентична той, которая проводится в лагерях Европы и США, отметил Цейтлин. "Это хорошая программа для хорошей и быстрой психологической адаптации ребенка в обществе после болезни", — добавил врач.
Актриса и соучредитель фонда Чулпан Хаматова отметила, что все дети, которые долго лечатся, нуждаются в реабилитации. "Мне очень хочется, чтобы дети, которые начнут сюда приезжать, не думали о том, что от них отвернулось общество или одноклассники. Чтобы они уезжали отсюда новыми людьми, чтобы переходили этот барьер и понимали, что после этого лагеря они абсолютно такие же дети, как и все остальные", — сказала Хаматова в ходе посещения строящегося центра "Шередарь".
Бондарев отметил, что основная задача реабилитационного лагеря состоит в том, чтобы вернуть ребенку уверенность в себе. "Поэтому в таких лагерях дети не могут даже позвонить родителям. Но для родителей, а также для братьев и сестер, существуют отдельные смены. Это тоже целая проблема", — добавил он.
По словам Бондарева, 16 мая 2013 года запланирована сдача первой очереди реабилитационного лагеря "Шередарь". "С 1 июня, я очень на это надеюсь, у нас начнутся реабилитационные смены", — добавил он.
Лагерь сможет принимать около 240 детей в одну смену. Причем организаторы утверждают, что примут всех желающих, при отсутствии противопоказаний лечащего врача.
Всего на территории центра будет построено 13 деревянных домиков, административный корпус с амбулаторией, кафе, театр, спортивное сооружение с бассейном, конюшня. Все здания в лагере оборудованы пандусами и широкими дверьми для того, чтобы было удобно для всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, отметил Бондарев.
Раньше фонд "Подари жизнь" организовывал реабилитацию детей за границей. Однако хочется верить, что с 2013 года маленьким россиянам не придется уезжать так далеко от своего дома, и они смогут получить все то же самое в лагере "Шередарь".
26 ноября 2012 23:08 0 493
Реабилитация в онкологии. Роль физических упражнений
Реабилитация в онкологии. Роль физических упражнений.
Роль физических упражнений при реабилитации онкологических больных трудно переоценить. Протокольные советы онкологов о необходимости резкого ограничения физической нагрузки, ни в коем случае нельзя понимать в буквальном смысле.
Онкологи советуют ограничить прежде всего физические сверх нагрузки и сверх усилия, что безусловно правильно.
Что же касается физической активности в целом, то любой опытный онколог посоветует нам одно и то же - лёгкие физические нагрузки, типа уборки в квартире или работы на приусадебном участке - рекомендуются без ограничения, до появления чувства усталости.
Хотелось бы чётче объяснить роль физических упражнений, которые входят в состав так называемой физкультуры. Это растяжки, лёгкий бег, гантели, перекладина, лёгкие штанги и небольшие нагрузки на тренажёрах.
Дело в том, что при небольших физических нагрузках и специальных упражнениях для мышц и костно связочного аппарата нашего тела выделяется в кровь целый ряд веществ организма, которые очень благотворно влияют на реабилитацию онкологических больных.
Лёгкая физическая нагрузка активизирует и запускает все органы и системы организма, заставляет их работать мощнее и активнее, чем способствует быстрому восстановлению и обновлению тканей, получивших нарушения во время лечения(операция, лучевая и химиотерапия).
И особенно хочется подчеркнуть важность вовлечения в работу максимального количества мышц тела во время восстановительного периода.
Лично я начал отжиматься от больничной койки уже через десять дней после обширной операции брюшной полости, длившейся три с половиной часа. Я не пожалел об этом. Восстановительный период прошёл, как по маслу - никаких осложнений.
Помню, что по собственной инициативе я начал на пятый день есть перепелиные яйца и красную икру с красным сухим вином. Я очень быстро пошёл на поправку и набрал вес. Как только немного срослись мышцы на животе, начал понемногу качать пресс. В результате - ни каких спаечных болей и дискомфорта. Всё, что напоминало о раке и операции - это пятнадцати сантиметровый шрам на животе.
И даже, когда полезли метастазы, регулярные физические упражнения в тренажёрном зале с лёгкими нагрузками помогали мне лучше переносить мощную лучевую и химиотерапию.
Важно понимать, что наш организм является как бы природной аптекой и способен продуцировать множество лечебных веществ, выделение которых усиливается при лёгких физических нагрузках и прокачке мышц тела. Движение - это жизнь.
Помните, как в старой песне - везде нужна сноровка, закалка, тренировка, иначе нам удачи не видать.
В этом небольшом видеоролике можно посмотреть какой комплекс упражнений я регулярно практикую на обычной спортивной площадке возле своего дома.
Статьи на эту же тему:
Источники:
Следующие статьи:
29 марта 2024 года
Комментариев пока нет!