Справочник Совет педиатра
Главная » Скорое лечение

Как определить гиперактивность у ребенка



Гиперактивность у детей - лечение

Последнее время детям все чаще ставят диагноз гиперактивность. Каждый второй родитель знает о смысле этого слова, а каждый третий сам нарекает своего ребенка гиперактивным. Но так ли это на самом деле? Или мы родители, вместе с «врачами-вредителями», ломаем индивидуальность ребенка.

Можно ли точно диагностировать эту болезнь, ведь представления о ее симптомах достаточно размытые. Каждый ли врач сможет точно определить ту особенную функцию нервной системы, которая присуща данному заболеванию?

как определить гиперактивность у ребенка

Симптомами гиперактивности принято считать следующие особенности поведения малыша:

  • рассеянное внимание
  • невозможность сконцентрироваться на одном занятии более пяти минут
  • чрезмерная подвижность, включая движения руками и мимику лица
  • отставание в речевом развитии или наоборот – болтливость
  • непризнание авторитета в лице старших людей
  • грубое, резкое поведение в отношении сверстников или наоборот – замкнутость
  • частые головные боли
  • заикание
  • нервные тики.
  • Что самое интересное – последние три симптома часто являются побочной реакцией на медикаментозное лечение гиперактивности у детей. Ведь в него входят сильнодействующие психостимулирующие препараты, одними из них являются препараты амфитамминной группы. Лечение детской гиперактивности сводится к тому, что ребенка пичкают стимуляторами или же седативными успокоительными. Конечно, так легко добиться желаемого эффекта – ребенок становиться покорным, безвольным существом. Но правильно ли это для всестороннего развития ребенка и понимания им самим, в дальнейшем, своего призвания и цели в жизни?

    Как определить гиперактивность у ребенка?

    Если же вы все-таки чувствуете, что ребенок совершенно не может контролировать свои эмоции и поведение. А главное – если понимаете, что это мешает ему самому, а не вам, врачам или педагогам. Попробуйте обратиться к невропатологу и психологу.

    Для постановки диагноза врачи обязательно должны выполнить следующие пункты:

    1. Провести беседу с родителями и ребенком.
    2. Направить на проведение энцефалограммы мозга.
    3. Провести психологическое тестирование.
    <
    p>Вы можете подозревать гиперактивность у ребенка если:

  • во время беременности мать злоупотребляла спиртным, курением, наркотическими веществами
  • было тяжелое течение беременности, проблемы с поступлением кислорода через нервную трубку плода
  • существует наследственная предрасположенность
  • произошли длительные или скоропостижные роды
  • было внутривенное введение стимулирующих препаратов маме во время родов
  • произошли родовые травмы головы у ребенка
  • возникли инфекции, поражающие мозг, приобретенные во время родов.
  • Гиперактивность с дефицитом внимания - лечение

    Условно диагноз гиперактивность делится на несколько видов:

    1. Гиперактивность с дефицитом внимания.
    2. Гиперативность без дефицита внимания.
    3. Дефицит внимания без гиперактивности.

    Все виды гиперактивности в разной степени лечатся медикаментозно, специальными массажами, психологической коррекцией.

    Коррекция гиперактивности

    Медикаментозное лечение гиперактивности необходимо только в самых сложных ситуациях. Но и оно может не принести большой пользы, а может наоборот – навредить ребенку. Так как имеет массу побочных эффектов.

    Также практикуются расслабляющие массажи и мануальная терапия. Но не всегда удается уговорить ребенка на массаж, ведь бывают совсем беспокойные детки.

    Психологическая коррекция включает в себя работу психолога и родителей малыша. Необходимо учиться самоконтролю не только ребенку, но и его окружающим. Разговаривайте с ним всегда спокойным тоном. Старайтесь давать короткие указания, не содержащие несколько действий одновременно. Например: «Собери игрушки», вместо – «Собери игрушки и иди обедать». Тогда малыш не будет теряться и путаться.

    Не принуждайте к утомительным нагрузкам, особенно умственным. Поощряйте успехи ребенка. Установите режим дня и всегда его соблюдайте.

    Играйте вместе с ребенком в спокойные игры: собирайте пазлы, конструкторы, рисуйте и т.п. А для выброса накопившейся энергии отдайте малыша в спортивную секцию.

    Самыми щадящими являются гомеопатические препараты. Они не имеют такого сильного действия на функции нервной системы. Эти препараты требуют терпения, так как начнут действовать не ранее чем через три месяца. Отыщите квалифицированного врача-гомеопата и проконсультируйтесь с ним в отношении рационального лечения.

    Проблема гиперактивности преувеличена и очень условна. Важно понять, что каждая личность уникальна. Возможно, к некоторым деткам тяжелее найти подход, чем к остальным. Но внимательные и любящие люди обязательно его найдут.

    Гиперактивность у детей – что это такое и как себя вести родителям

    Даже самых скромных познаний любого россиянина в иностранных языках достаточно, чтобы определить, что слово «гиперактивность» означает «сверхактивность». Под детской гиперактивностью специалистами понимается такая картина физического и психологического развития ребёнка, при которой наблюдаются дефицит внимания, импульсивность, повышенная двигательная активность и возбудимость. Такой гиперактивный ребёнок стремится успеть как можно больше, всё и сразу, однако эта торопливость не носит продуктивного характера – не успев толком ознакомится с одним предметом или занятием, ребёнок уже заинтересовался другой вещью или родом деятельности, бросает свои первоначальные дела и начинает новые. Затем также поступает и с новыми объектами своего интереса, потом с третьими, с четвёртыми, и так далее, и так далее.

    Подобное поведение чревато возникновением серьёзных осложнений личностного характера – трудностей в обучении, в восприятии реалий окружающего мира, в общении со сверстниками и взрослыми, в том числе родителями. Черты гиперактивности появляются в основном в младшем школьном возрасте.

    Детская гиперактивность не является чем-то исключительным: по данным отечественных медиков примерно пятая часть младших школьников нашей страны (мальчики в два раза чаще, нежели девочки) является гиперактивными. По мере взросления гиперактивность может сойти на нет и «естественным» путём, однако уповать лишь на это не стоит – статистика свидетельствует, что 70% детей, чья гиперактивность была выявлена в дошкольные и младшие школьные годы, сохраняют подобные качества и в подростковом возрасте, причём риск социально опасного поведения среди таких тинейджеров очень высок, немногим меньше половины из них имеют в своём «послужном списке» факты агрессивного поведения и насилия, задержание органами милиции, попытки покончит с собой. Поэтому родительский диагноз «а, ничего, с возрастом пройдёт» в данном случае абсолютно не применим, развитие гиперактивного ребёнка нужно контролировать и корректировать.

    Прежде чем перейти к непосредственным признакам, по которым можно отличит гиперактивного ребёнка от остальных, кратко охарактеризуем причины такого болезненного состояния.

    Данное заболевание вызвано поражённостью лобных долей мозга, отвечающих за планомерность действий и за контроль поведения. Это приводит к нарушениям произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и нарушению целесообразности поведения в целом. Структуры мозга, которые «тормозят» те или иные наши эмоциональные и поведенческие реакции, ослабевают. Природа, как известно, не терпит пустоты – другие структуры, отвечающие за обратные процессы, то есть за активизацию процессов нашей психической жизнедеятельности, не сдерживаемые «тормозящими» структурами, начинают работать на всю мощность. В результате ребёнок развивает кипучую деятельность, в то же время он не в состоянии ни мотивировать её, ни толком сконцентрироваться на ней.

    Медицина наука точная лишь на первый взгляд, и таинственного в ней гораздо больше, чем явного. Вот и в вопросе о корнях гиперактивности пока не наблюдается полной ясности. На данный момент врачи выделяют три группы причин возникновения детской гиперактивности. Во-первых, наследственная предрасположенность во-вторых, органические повреждения головного мозга зародыша в ходе беременности или после родовых травм в-третьих, социально-психологические травмы, обусловленные неправильным воспитанием, нездоровой обстановкой в семье, условиями проживания.

    Как же отличить гиперактивного ребёнка? На первый взгляд нет ничего проще: пойти на детскую площадку, выделить из толпы ребятишек самого беспокойного, того, что ни секунды не стоит на месте, чьи руки постоянно чем-то заняты, ежеминутно начиная новое дело или вертя новую игрушку, чьи ноги мельтешат со скоростью разогнавшейся во всю прыть карусели, он всегда в гуще событий, там, где что-то происходит, будь то весёлая игра или потасовка, его голос только что был слышен в одном углу двора, а теперь он уже доносится из противоположного… Вроде бы всё логично, но педагоги, психологи и врачи призывают не спешить с подобными выводами. По большому счёту дети до 6-7 лет и должны быть ужасно непоседливыми, любопытными, громкими и подчас надоедливыми. Если ваш ребёнок именно таков в этом возрасте, вам ещё рано бить тревогу и обречённым голосом произносить «мой ребёнок – гиперактивный». Специалисты утверждают, что обоснованно выделить детей дошкольного возраста, подверженных гиперактивности, сложно, это возможно лишь в том случае, когда повышенная активность ребёнка выходит за рамки здравого смысла и несёт опасность, прежде всего ему самому, скажем, он постоянно, несмотря на все предупреждения и воспитательные меры родителей, выбегает на проезжую часть. Но число таких детей относительно невелико. Гораздо более явно гиперактивность проявляется с того момента, как ребёнок начинает учиться в школе.

    Учебная деятельность – это первый род занятий, при котором ребёнку необходимо научиться самоконтролю, умению подчиниться требованиям взрослых, соблюдать дисциплину занятий и правила поведения в общественных местах. Всё вышеперечисленное просто-напросто противопоказано гиперактивному ребёнку – ну как он сможет подчиняться требованиям и дисциплине, если он элементарно не может сосредоточиться на одном деле более 5 минут? Гиперактивным детям не хватает простой усидчивости, чтобы выполнять школьные задания, у них начинаются проблемы в школе при том, что в подавляющем большинстве случаев интеллектуальные способности таких детей ничем не уступают аналогичным показателям их не столь шустрых ровесников. На фоне неумения выполнять в срок учебные задания и вести себя в рамках правил на школьных занятиях у таких детей обостряются отношения с взрослыми, с педагогами и родителями, требования которых воспринимаются детьми как нечто невыполнимое. Растёт непонимание в семье, которое рано или поздно приведёт к конфликтным ситуациям. А дальше больше, ибо, как гласит вековая народная мудрость, чем взрослее дети, тем больше с ними проблем…

    Чтобы с большой долей точности сделать заключение о том, подвержен ребёнок гиперактивности или нет, специалисты предлагают обратить внимание на ряд признаков. Итак, ребёнок гиперактивен, если:

    – не способен долго сосредотачиваться даже на интересном для него занятии

    – прекрасно слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение

    – слишком часто теряет вещи

    – избегает «скучных» заданий, а также тех, для решения которых необходимы умственные усилия

    – с явным энтузиазмом берется за задание, но почти никогда не заканчивает его

    – постоянно имеет трудности в организации учебной, игровой или иной деятельности

    – не может спокойно усидеть на месте

    – очень говорлив, даже болтлив

    – хронически имеет незаконченные задания и проекты

    – зачастую забывает важную информацию

    – постоянно проявляет беспокойство

    – мало спит, даже в младенчестве

    – имеет устойчивую черту характера не подчиняться правилам, как в учёбе, так и в игре, и в домашних делах

    – имеет привычку отвечать ещё до того, как ему зададут вопрос

    – не способен дождаться своей очереди

    – находится в непрерывном движении

    – часто вмешивается в чужие разговоры, прерывает и перебивает собеседника

    – подвержен частым и резким сменам настроения

    – стремится сразу, здесь и сейчас, получить поощрение за какой-либо свой успех

    – имеет сильно разнящийся уровень выполнения заданий по различным учебным предметам (по математике – «1», по литературе «5» с двумя плюсами в то время как закоренелые троечники сильнее его в математических задачах).

    В случае если родители обнаруживают за своим ребёнком хотя бы треть из перечисленных выше признаков, весьма велика вероятность того, что они имеют дело с детской гиперактивностью. В этом случае настойчиво рекомендуем обратиться к специалистам. Чтобы не бить тревогу раньше времени, родителям лучше сначала обсудить ситуацию с педагогами и психологами и, если опасения подтвердятся, обращаться к врачу-невропатологу.

    Не вдаваясь в специфические моменты лечения гиперактивного ребёнка и не рискуя формулировать воспитательные принципы для всех и каждого (каждая личность уникальна, пусть этой личности и меньше десяти лет отроду, поэтому для каждого случая необходимы свои меры), приведём те общие моменты, на которые следует обратить внимание родителям в обучении и воспитании гиперактивного ребёнка.

    Прежде всего, необходимо обучать сверхактивного ребёнка по специальной программе, составленной совместно педагогами, психологами, врачами и родителями. Учебные задания должны быть небольшими, чтобы их выполнение не занимало слишком много времени – если гиперактивный ребёнок надолго засядет над задачей или уравнением, он его попросту бросит, не решив. В случае, если особый порядок обучения невозможно обеспечить в школьном классе, имеет смысл выбрать индивидуальную форму обучения.

    Наконец, родителям необходимо запомнить несколько правил, которых они должны придерживаться в своём общении с гиперактивным ребёнком: хвалить ребёнка при каждом его успехе избегать частого повторения слов "нет" и "нельзя", говорить сдержанно и спокойно следить за соблюдением ребёнком чёткого распорядка дня оберегать ребенка от переутомления, так как при нём гиперактивность усиливается всячески поощрять те виды деятельности, что подразумевают концентрацию внимания стараться ограничивать общение ребенка во время игр одним другом или партнёром, при этом избегать беспокойных приятелей и мест скопления большого количества людей ежедневно гулять на свежем воздухе и заниматься спортом с ребёнком, чтобы направлять активность ребёнка в позитивное русло.

    20.11.2007 Автор: Александр Бабицкий

    Гиперактивный ребенок

    Основными проявлениями гиперактивности являются дефицит внимания, импульсивность и повышенная подвижность ребенка. По данным исследований, он встречается у 4-9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в классе, где в среднем учится 25-27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка.

    С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены чувствительны ко всем внешним раздражителям - свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто выпрыгивают из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком. В 4-5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в тихие игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.

    Родители не случайно говорят, что к их детям словно прикрепили моторчик, и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма. К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка.

    Ситуация усугубляется в детском саду, а позднее и в школе. Занятия требуют усидчивости, а ребенок крутится-вертится, шумит, отвлекает других детей. При высоком уровне интеллектуального развития он учится на тройки, а на уроках ему скучно. Из-за своей импульсивности ребенок часто попадает в разные переделки, действует, не подумав, в результате чего дневник пестрит замечаниями учителей, а отношения с одноклассниками не складываются.

    Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки появляются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать любые проблемы во время беременности и родов. которые сопровождаются внутриутробной гипоксией (нехваткой кислорода). Речь идет об угрозе выкидыша. асфиксии. использовании во время родов вспомогательных средств (например, щипцов), стремительных либо, наоборот, длительных травматичных родах, курении во время беременности. Инфекции и интоксикации в первые годы жизни малыша тоже могут обернуться гиперактивностью. Существует также и генетическая предрасположенность.

    В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Именно из-за нее у детей возникают трудности в учебе. В настоящее время нейропсихологами, нейрофизиологами, биологами ведутся исследования ММД и гиперактивности. Они, как правило, выявляют нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы мозга (именно она отвечает за регуляцию уровня внимания), низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Именно из-за этих нарушений ребенок столь подвижен, импульсивен, но при этом невнимателен. Отмечено, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать. Кроме того, исследования показали, что гиперактивные дети зачастую испытывают трудности с письмом и речью, произнесением сложных слов, скороговорок.

    Родители нередко испытывают трудности при общении с гиперактивными детьми. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери - увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности. Другие избирают путь вседозволенности и предоставляют ребенку полную свободу действий. При определении оптимальной линии поведения с ребенком родители часто теряются. Конечно, разные ситуации требуют разных решений. Но в первую очередь родители должны понять, что их чадо столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому родительские эмоциональные всплески - нападки, ругань и угрозы - могут только навредить. Ряд общих рекомендаций дают психологи .

    Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например, иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать. Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто переключится на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.

    Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее - за 10-15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер.

    Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов нет и нельзя. В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах.

    как определить гиперактивность у ребенка

    Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Это может быть план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.

    Своевременное обращение к специалистам - психологам, неврологам. дефектологам необходимо, это помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.

    Как определить гиперактивность ребенка

    Гиперактивные дети обладают рассеянным вниманием, не могут сосредоточиться на одном предмете или виде деятельности, постоянно суетятся. Часто они в первый год жизни развиваются быстрее, чем их сверстники. Но к 3-4 годам видно, что ребенок не может концентрировать свое внимание, мгновенно переключается с одного занятия на другое.

    В школе гиперактивный ребенок не может спокойно сидеть, разговаривает, встает.

    Первые признаки гиперактивности у детей можно заметить в периоды особенно активного развития (1-2 года, 3 года, 6-7 лет). К причинам гиперактивности относятся органические поражения ЦНС, генетическое влияние, неблагоприятное течение беременности, неблагоприятные роды, инфекции у ребенка в раннем возрасте.

    Существует и так называемая «благоприобретенная гиперактивность», когда ребенка неправильно воспитывают или нет контакта с педагогом. Ребенок входит в образ хулигана и так в нем и остается.

    Повышенную активность детей подавлять нельзя. В таком случае энергия будет копиться внутри и в итоге «взорвется». Следует направить неуемную энергию в позитивное русло.

    как определить гиперактивность у ребенка

    Гиперактивному ребенку в обязательном порядке нужны:

    - утренняя гимнастика

    - долгие прогулки и активные игры на улице

    - массаж

    - занятия в спортивной секции, причем лучше всего подходят командные игры

    - участие в общественных мероприятиях.

    С гиперактивным ребенком довольно сложно общаться. Следует помнить, что поведение ребенка не является его виной. Детям с гиперактивностью противопоказано строгое воспитание. На них нельзя кричать, жестко наказывать. Оптимальным будет твердое, спокойное общение, без эмоциональных всплесков. Но это не значит, что нужно позволять ребенку все. При вседозволенности он довольно скоро приступит к манипулированию родителями. Важно поощрять ребенка и следить, чтобы он не переутомлялся.

    У большей части детей гиперактивное поведение сохраняется и в подростковом возрасте, у половины – даже во взрослом. Такие люди невнимательны, быстро утомляются, не способны к обучению. Впрочем, довольно часто гиперактивные люди талантливы. Примером могут служить такие известные люди, как Линкольн, Ньютон, Достоевский, Эйнштейн, Александр Македонский, Дисней и другие.

    Источники:
    womanadvice.ru, www.mamashkam.ru, medportal.ru, www.prodetey.ru

    Следующие статьи:


    29 марта 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения