Справочник Совет педиатра
Главная » Скорое лечение

Как распознать аутизм у ребенка 1 5 лет



Аутизм

Аутизм – тяжелое психическое расстройство, крайняя форма самоизоляции. Выражается в уходе от контактов с действительностью, бедностью выражения эмоций. Аутисту свойственно неадекватное реагирование и дефицит социального взаимодействия.

Характерные признаки аутизма

1. У ребенка с аутизмом плохо развивается речь, как рецептивная (понимание), так и экспрессивная. Зачастую речь имеет форму эхолалий (повторы элементов речи, услышанных от окружающих или по телевизору). Доступны для понимания лишь простые однозначные указания («садись», «ешь», «закрой дверь» и т. д.). Абстрактное мышление отстает в развитии, что проявляется в непонимании таких элементов речи, как местоимения (твой, мой, его и т. д.) и др. Неспособность ребенка говорить или понимать речь – наиболее частая жалоба родителей при первичном осмотре ребенка. Проблемы с речью становятся очевидны на втором году жизни ребенка.

2. Ребенок ведет себя так, как если бы у него был явный дефицит ощущений и восприятия – т. е. как будто он слепой и глухой, но более тщательное обследование выявляет сохранность всех сенсорных модальностей. Родители детей с аутизмом жалуются на то, что им очень трудно привлечь внимание своих малышей. Обычно они не поддерживают контакт взглядов с родителями и/или не поворачивают голову в ответ на обращенную к ним речь.

3. Дети с аутизмом обычно не развивают тесных эмоциональных отношений с родителями. Это выявляется в первые месяцы жизни, когда родители обнаруживают, что ребенок не прижимается к матери, находясь у нее на руках, а иногда сопротивляется физическому контакту, напрягая спину и пытаясь выскользнуть из родительских объятий.

как распознать аутизм у ребенка 1 5 лет

4. Дети с аутизмом не играют с игрушками, как это делают обычные дети. Они не проявляют особого интереса к игрушкам и не занимаются ими в свободное время. Если они играют, то часто весьма своеобразно, например крутят колеса перевернутого игрушечного грузовика, скручивают кусок веревки, нюхают или сосут куклу. Неспособность играть с игрушками может быть выявлена на втором году жизни.

5. Отсутствуют или заметно ограничены игры со сверстниками. Ребенок может либо не проявлять интереса к таким играм, или у него могут отсутствовать необходимые игровые умения и он, как правило, не обращает внимания на других детей, если только не участвует в простой игре типа «дай-возьми». Этот признак также легко обнаруживается на втором году жизни.

6. Навыки самообслуживания у детей с аутизмом отсутствуют или их развитие крайне задерживается. Им трудно научиться самим одеваться, пользоваться туалетом и есть без посторонней помощи. Эти дети плохо распознают обычную опасность, и за ними нужен постоянный присмотр, чтобы они не получили серьезных травм, переходя улицу с интенсивным движением, играя с электрооборудованием и т. д.

7. У детей с аутизмом очень часты вспышки ярости и агрессии. Эта агрессия может быть направлена на себя, когда дети кусают свои руки, бьются головой о пол, мебель или бьют себя кулаками по лицу. Иногда агрессия направляется на других, и тогда дети кусают, царапают или бьют своих родителей.

8. Дети с аутизмом могут часто демонстрировать «самостимулирующее» поведение в форме ритуальных, повторяющихся стереотипных действий. Они раскачиваются всем телом стоя или сидя, хлопают в ладоши, вращают предметы, не отрываясь смотрят на свет, вентиляторы и другие вращающиеся объекты, выстраивают предметы аккуратными рядами, подпрыгивают и приседают или крутятся на одном месте в течение долгого времени.

Ряд видов нормального поведения . обозначаемых как «навыки-осколки» («splinter-skills») или «островки интактного интеллектуального функционирования», часто обнаруживается у детей с аутизмом. Это нормальное поведение проявляется в следующих сферах:

1. Аутизм часто диагностируется на фоне нормального прохождения стадий развития, таких как овладение самостоятельной ходьбой в 15 месяцев. Часты сообщения о необычайно хорошем моторном развитии детей с аутизмом, которые ходят и легко удерживают равновесие.

2. Также стало уже привычным искать признаки адекватной памяти при постановке диагноза аутизм. Например, ребенок с аутизмом может быть способен повторять в форме эхолалий или как-то иначе голоса других детей или рекламу по ТВ. Или он может хорошо запоминать зрительные детали.

3. Ребенок с аутизмом может иметь довольно развитые специфические интересы – играть с механическими предметами, приборами, заводными игрушками. Некоторые обнаруживают большой интерес к музыке и танцам. Может замечаться способность к складыванию мозаичных головоломок, любовь к числам или буквам и т. д.

4. У некоторых детей с аутизмом наблюдаются ограниченные, но специфические страхи, существующие в более кратковременной форме у обычных детей. Например, ребенка с аутизмом может необычайно сильно пугать звук включенного пылесоса или сирены проезжающей скорой помощи.

Что делать родителям – общие рекомендации

Ранний детский аутизм – медицинский диагноз, поэтому его может поставить лишь детский психоневролог. Обязательно пройдите с ребенком всестороннее обследование, а затем вместе с врачами и детским психологом разработайте индивидуальную программу лечения и корректирующего воспитания. Главное – проявлять терпение, доброту и всегда твердо верить в успех.

  • Родители прежде всего должны создать ребенку эмоционально-психологический комфорт, чувство уверенности в себе и защищенности, а потом постепенно переходить к обучению новым навыкам и формам поведения.
  • Нужно понять, что ребенку очень сложно жить в этом мире, а значит нужно научиться за малышом наблюдать, интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человечка и подтолкнет его к необходимости выражать свои чувства и эмоции словами.
  • Как правило, даже неговорящие аутичные дети охотно выполняют невербальные задания, то есть такие, в которых не нужно использовать речь. Необходимо учить ребенка с помощью лото, головоломок, пазлов, мозаики налаживать контакт, вовлекать его в индивидуальную и совместную деятельность.
  • Если ребенок подходит к какому-либо предмету, называйте его, дайте малышу подержаться за него руками, ведь таким образом подключаются все анализаторы — зрение, слух, осязание. Такие дети нуждаются в многократном повторении названий предметов, им надо говорить, для чего они предназначены, пока ребята не привыкнут к ним, не «включат» в поле своего внимания.
  • Когда аутичный ребенок всецело чем-то занят (например, разглядывает себя в зеркале), можно осторожно подключать речевое сопровождение, «забывая» называть предметы, которых касается ребенок, Это провоцирует неговорящего кроху преодолеть психологический барьер и сказать нужное слово.
  • Если ребенок погружен в игры-манипуляции с предметами, нужно стремиться к тому, чтобы они имели какой-то смысл: выкладывание рядов из кубиков — «строим поезд», разбрасывание кусочков бумаги «устроим салют».
  • При «лечении игрой» желательно использовать игры с четко установленными правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходимо говорить. Причем любую игру нужно проигрывать много раз, сопровождая каждое действие комментариями, чтобы ребенок понял правила и игра для него была неким ритуалом, который так любят маленькие аутисты.
  • Проблемы аутичного ребенка нужно решать постепенно, ставя перед собой ближайшие цели: помочь избавиться от страхов научиться реагировать на вспышки агрессии и самоагрессии подключить ребенка к общим занятиям.
  • Поскольку аутистам трудно различать по мимике эмоции других людей, не говоря уже о своих собственных, нужно подбирать для просмотра мультфильмы с героями, у которых понятная мимика. Так, многие аутичные дети «дружат» с паровозиком Томом, героем мультфильмов и игрушкой. В мультфильме «Шрек» тоже очень выразительны мимика и эмоции героев. Пусть ребенок угадывает настроение персонажей сказок (например, с помощью стоп-кадра), пробует изобразить их сам. В минуты погружения малыша в себя старайтесь отвлекать его, играйте в настроения, но ваша мимика должна быть выразительной, чтобы он угадал ваше настроение.
  • Приобщайте малыша к театральным представлениям. Конечно, поначалу ребенок будет оказывать бурное сопротивление попыткам вовлечь его в эти занятия. Однако, если проявить настойчивость, задействовав при этом поощрение, аутист не только подчинится, но и будет испытывать огромную радость.
  • Очень полезно придумывать истории, в которых действуют положительные и отрицательные герои. Это поможет ребенку на подсознательном уровне усваивать, что такое хорошо и что такое плохо. Разыгрывать эти истории можно как с детьми, так и с куклами, объяснив, что каждый будет играть определенную роль. «Спектакли» необходимо ставить по многу раз, каждый раз внося какие-то небольшие изменения.
  • Несмотря на особенности общения, аутичный ребенок должен бывать в коллективе. Если воспитатели детского сада не могут работать с вашим малышом, найдите спецпедагога, который научит ребенка взаимодействовать со взрослыми и детьми в коллективе. Оптимальная подготовка к школе – это малокомплектная интегрированная группа в коррекционном центре. Первое время, пока малыш не привыкнет, родители могут присутствовать на занятиях.

    как распознать аутизм у ребенка 1 5 лет

    Важно помнить, что в сложных случаях коррекционно-развивающие занятия должны быть достаточно интенсивны и продолжительны. В выборе конкретных методов и определения нагрузки вашему малышу поможет семейный педиатр или психолог.

    Зенькова Галина Михайловна психолог высшей категории.

    Как распознать аутизм у ребенка?

    Если у вашего ребенка проблемы с общением, необычно эмоциональная реакция на окружающий мир, и врачи подозревают, что это начало развития аутизма, постарайтесь успокоиться и разобраться в проблеме. Ваше правильное отношение к этому состоянию – залог будущего вашего малыша. Поэтому давайте обстоятельно и подробно рассмотрим все вопросы, в том числе и признаки аутизма у детей.

    Содержание:

    Что такое аутизм?

    Термин аутизм “autismus” впервые употребил Эйген Блейлер в 1910 году, когда описывал социальные расстройства, возникающие у больных шизофренией. В дословном переводе это слово означает «ненормальное самолюбование», чтобы подчеркнуть стремление пациента уйти в свой собственный мир. А в 1943 году Лео Каннер при описании психического расстройства у детей использовал термин «ранний детский аутизм» уже в его современном понимании и описал в его составе 11 признаков, которые наблюдались у всех детей с признаками этого заболевания.

    В настоящее время аутизм – это расстройство, которое возникает вследствие нарушения развития головного мозга и внешне проявляется в нарушении социального взаимодействия, общения, а так же повторяющимися действиями и ограничением интереса.

    Течение детского аутизма устойчиво, стабильно, симптомы его сохраняются и во взрослом состоянии. Для постановки диагноза у ребенка требуется подтверждение как минимум трех признаков:

  • недостаточное социальное взаимодействие
  • нарушение общения ребенка с окружающими людьми
  • ограничение круга интересов и стереотипный характер поведения.
  • Кто болеет аутизмом?

    В настоящее время диагноз «аутизм», а также аутистических расстройства, очень часто встречается среди детей. К примеру, каждый 50-й школьник в США имеет признаки данной патологии. С 1996 года регистрация случаев аутизма значительно увеличилась. Трудно понять, что стало причиной повышения заболеваемости детей: это может быть как результат улучшения диагностики, так и более активное воздействие факторов внешней среды.

    Аутизмом чаще страдают мальчики, хотя само расстройство развивается вне зависимости от пола ребенка. На 4 мальчиков, страдающих аутизмом, приходится примерно 1 девочка с таким диагнозом.

    Но если брать среди больных детей тех, у кого развивается умственная отсталость, то при подсчете оказалось, что на 5 мальчиков-аутистов с отставанием приходится лишь 1 девочка.

    Заболеванию подвержены дети любого возраста. Первые симптомы аутизма могут проявиться как в раннем возрасте, до 5 лет, так и в более позднем.

    Почему развивается аутизм?

    В самом начале изучения данного детского заболевания причинами его развития считали «холодное» отношение матери к ребенку. Однако впоследствии, при изучении проблемы аутизма, выявили влияние генов на развитие болезни, причем не какого-либо конкретного, а целого комплекса (более 5 генов считаются «кандидатами» при выявлении «виновного»). К сожалению, вопрос этот и по сей день остается открытым, так как ученым не удается точно выяснить локализацию ответственных за аутизм генов и мутации, которые в них происходят.

    Причем, совершенно не обязательно, что нарушение на уровне ДНК передалось от родителей. Ребенок может наследовать лишь предрасположенность, а само изменение генной структуры происходит уже во время развития ребенка в чреве матери. Предполагают, что активации таких мутаций способствуют вредные внешние факторы, воздействующие на мать во время беременности: некоторые пищевые продукты, фенолы, перенесенные инфекционные заболевания, выхлопные газы и т.д. Важными факторами так же считают повышенный возраст родителей, недоношенная беременность или низкий вес ребенка.

    Как проявляется аутизм?

    Признаки развития патологии можно заметить с первых месяцев развития:

  • Ребенок с трудом привыкает к рукам матери, постоянно напряжен, даже при кормлении трудно найти удобное положение. Либо наоборот малыш слишком расслаблен.
  • Аутичные дети не останавливают взгляд на маме или сразу же отводят глаза, рассматривая окружение. Порой игрушки, рисунки и другие неживые предметы являются объектом детского внимания, в то время как люди не вызывают его интерес.
  • У детей с аутизмом нет реакции на окружающих: они не тянут к маме руки, при ее приближении, или вообще не реагируют на взрослых.
  • К 3 месяцам жизни здоровый малыш реагирует на настроение окружающих, смеется. Дети, которые страдают аутизмом, либо совсем не реагируют на эмоции взрослых, либо реакция ребенка не адекватная – плачут, когда окружающие смеются, и наоборот.
  • Все дети «привязаны» к тем, кто за ними ухаживает, особенно до 5 лет. У детей с аутизмом эта привязанность может быть либо слишком сильной (он не позволяет даже покинуть комнату), либо ребенок совершенно безразличен к их присутствию. Иногда, эти симптомы могут чередоваться: после постоянных требований присутствия, наступает полное безразличие к взрослому.
  • При обычном развитии к 1 году жизни дети могут произносить слова самостоятельно, их речь имеет эмоции, интонации. У ребенка при аутизме либо совсем не развиты разговорные навыки, либо речь монотонная, неразборчивая, бесцветная.
  • У детей старшего возраста признаки аутизма выражены ярче. После 7 лет они отличаются отстраненностью, замкнутостью. Они с трудом принимают новые вещи: игрушки, одежду. Отказываются играть или общаться не только с незнакомыми людьми, но даже с близкими.
  • К 2 годам ребенок-аутист часто не может произносить слова из нескольких фраз, кроме эхолалии – заученного повторения прежде услышанного слова.
  • Ребенок при аутизме зациклен на мелочах, деталях, во всем стремится к привычному для него режиму и расположению: игрушек, вещей, действий. Именно этим объясняется их монотонная речь, покачивание, раскладывание предметов, чаще по цветам. Это сильно выделяет ребенка, страдающего аутизмом, из группы сверстников.
  • В 5 лет дети обычно активно играют друг с другом. Если же у ребенка аутизм, то он отказывается от общения, отстранен от своих сверстников.
  • У детей-аутов может наблюдаться как отставание в умственном развитии, так и усиление умственных способностей. Порой, ребенок страдающий аутизмом, может говорить как ученый, но он не в состоянии вести обычный разговор на бытовые темы.
  • Все перечисленные признаки – это нарушения поведенческой реакции ребенка во время развития. В зависимости от формы заболевания они могут проявляться очень сильно (ребенок к 5 годам не разговаривает, отказывается от общения, нарушение режима вызывает истерику), или быть едва различимыми (небольшая отстраненность от окружающих, увлечение монотонными действиями). Поставить диагноз «по анализам», на современном уровне развития медицины и науки невозможно. Генетические тесты несовершенны и дают более-менее устойчивый результат только у детей старше 5 лет.

    Как помочь ребенку с аутизмом?

    Единого решения и подхода к лечению аутизма у детей нет. Каждый случай уникален и требует индивидуальной программы реабилитации. Однако, за время изучения данной проблемы, детские психологи сумели сформулировать несколько концепций, которых стоит придерживаться. Считается, что наилучшие результаты дают занятия с ребенком в возрасте до 5 лет. Возможно, это связано с активным развитием мозга и социальных моделей поведения.

    Цель лечения детского аутизма – улучшение их умственного развития, социальных отношений: общения, бытовых навыков, а так же достижение независимости в будущем.

    Ребенку, страдающему аутизмом, необходимы дополнительные занятия с логопедом. Одним из наиболее эффективных методов терапии считается арт-терапия. К ней можно отнести лепку, рисование, занятия музыкой – все это помогает ребенку не только развивать навыки мелкой моторики, координации, внимания, но так же вызывает доверие малыша и снимает тревожность. Помимо этого хорошо показали себя в лечении аутизма занятия с животными: лошадьми, собаками, а так же трудотерапия.

    В настоящее время применяют так же широкий спектр лекарственных средств: психотропных препаратов, антидепрессантов, однако они не всегда нужны при лечении, и показания к их применению строго ограничены в связи с тяжелыми побочными действиями.

    Чего ждать?

    К сожалению, случаев полного излечения от аутизма в медицинской практике не встречается. Бывает, что при мягких формах заболевания, а так же при активной терапии происходит ремиссия, вплоть до полного снятия данного диагноза. Однако процент таких случаев невелик: от 5-20%. Более точных данных на этот счет нет. Почему возникает такой разброс до сих пор не выявлено.

    Согласно исследованиям, если до 5 лет у детей с аутизмом уровень интеллекта по тестам IQ выше 50, у них есть высокие шансы для достижения независимости и социальной адаптации. В противном случае, дети постоянно остаются зависимыми от ухода и поддержки. Когда такие пациенты выходят из детского возраста, они не могут вести самостоятельную жизнь и нуждаются в постоянном уходе, порой даже при обычных действиях в быту.

    Ребенок - аутист.

    Ребенок-аутист - такой страшный приговор далеко не редкость в современной детской психиатрии. С этим диагнозом, увы, может столкнуться любой родитель, не наделенный какими-либо патологиями или отклонениями. Более того, причина возникновения аутизма до сих пор так и не изучена до конца. Есть мнения, что дети-аутисты появляются у людей с нарушениями на генном уровне, а так же при наличии серьезных хромосомно-молекулярных проблем. Получается, что видимой вины родителей в том, что их ребенок - аутист, нет и не может быть в принципе. Да и стоит ли себя корить за то, что именно вам природа послала столь серьезное испытание? В подобной ситуации куда правильней и полезней объединить усилия всей семьи, чтобы попытаться сделать жизнь малыша максимально полноценной и счастливой.

    как распознать аутизм у ребенка 1 5 лет

    С какого возраста может быть поставлен диагноз аутизм. Врачи утверждают, что первые признаки заболевания заметны уже на первом году жизни ребенка, но точное определение болезни возможно лишь по достижению трехлетнего возраста. Вот ряд симптомов, которые помогут вам самостоятельно выявить и распознать отклонения в психическом поведении своего малыша:

    1. Ребенок в возрасте двух месяцев не отличает свою маму среди всего ближайшего окружения, он не стремится находиться рядом с ней, комфортно чувствует себя в одиночестве.

    2. Взгляд младенца направлен как бы сквозь предметы, а не них. Его сложно чем-либо заинтересовать, он практически не реагирует на громкие звуки или яркий свет. Ребенок уже сейчас как бы полностью погружен в себя.

    3. Ребенок-аутист мало подвижен, слабо активен и не подает никакого интереса к жизни.

    4. Плач младенца, страдающего аутизмом, отличается от плача здоровых детей. Если малыши до года требовательно и громко сообщают маме и всем вокруг об имеющихся у них проблемах, то детям-аутистам свойственно долго, протяжно и монотонно издавать одни и те же тревожные звуки, больше напоминающие "мычание", а не плач.

    5. В возрасте от года до двух лет у ребенка-аутиста появляются первые слова, которые он произносит разрозненно и совершенно бессвязно. Уже сейчас становится очевидно его отставание от сверстников.

    6. Любимое занятие малышей-аутистов - однообразное складывание одних и тех же предметов и игрушек в ровную линию. Их внимание сложно привлечь новой забавой и уж тем более активной игрой.

    7. Ребенок-аутист медленно и неохотно идет на контакт, предпочитая оставаться в полном одиночестве, нередко намеренно прячется от окружающих.

    8. Когда малышу исполняется три года, его речь по-прежнему бессвязна, словарный запас небогат, преобладают одни и те же заученные фразы и слова. Нередко дети-аутисты говорят о себе в третьем лице - "он хочет спать", "он устал".

    9. Все движения аутиста носят монотонный, однотипный характер. У него нет ярких эмоциональных всплеском, он практически всегда подавлен и угрюм.

    По этим и еще целому ряду признаков родители и психиатры выносят приговор - аутизм . Чем же можно помочь ребенку, имеющему этот неутешительный диагноз?

    Ребенок-аутист очень непохож на всех остальных детей. Это уже скоро становится очевидно всем окружающим. С ним не хотят общаться сверстники, а родители здоровых детей нередко запрещают своим отпрыскам контактировать с непонятным малышом. Все это еще больше усугубляет ситуацию, заставляя ребенка-аутиста с головой уходить в свою раковину и полностью замыкаться в себе. А ведь ни для кого не секрет, что дети, имеющие в раннем возрасте диагноз аутизм, становились вполне самодостаточными личностями и успешными людьми! Для этого требуется колоссальное терпение, такт и вера в собственные силы со стороны заботливых родителей.

    Если диагноз подтвержден.

    Обязательно выберите хорошего детского психолога или психиатра, специализирующегося именно на подобных расстройствах. Он должен стать верным помощником в вашем нелегком труде. Позаботьтесь о том, чтобы персона врача была как минимум приятна вашему ребенку, ведь им предстоит довольно большое количество времени проводить вдвоем.

    Будет очень неплохо подыскать психологический центр, созданный для детей с этим диагнозом. Малыш окажется в кругу точно таких же, как он сам, а вы познакомитесь и сможете подружиться с людьми, которым как нельзя более близки и понятны ваши проблемы.

    Не смотря на то, что ребенок-аутист с огромным трудом идет на контакт, это совсем не означает, что он не нуждается в общении. Можно даже сказать наоборот, он хочет быть услышанным и понятым, но не знает, как это осуществить. Поэтому самостоятельно пробуйте побудить в ребенке стремление общаться, разговаривайте с ним. Возможно на первых порах это будет больше напоминать монолог, но не сомневайтесь - ребенок слышал и услышал вас.

    Каждому человеку необходимо иметь собственное жизненное пространство, ребенку-аутисту это необходимо вдвойне. Выделите местечко в своем доме или в квартире, где малыш сможет спокойно побыть в полном одиночестве, не пытайтесь навязать ему общение, когда он к этому совершенно не готов.

    Для детей-аутистов одним из любимых видов досуга являются качели. Обязательно приобретите нечто подобное и для своего малыша.

    Как правило, аутисты имеют стойкую неприязнь к воде. Это необходимо учитывать, отправляясь с ним на водоем - подобная прогулка может всерьез напугать ребенка, нарушив его и так довольно хрупкое эмоциональное равновесие.

    Дети-аутисты нередко совершенно не ориентируются в происходящем, не замечая те или иные источники опасности. Никогда не выпускайте малыша из дома без сопровождения взрослых, даже если разговор идет о передвижении на короткие расстояния.

    У 30% аутистов имеются врожденные гениальные способности в различных областях и такое же количество обладает уровнем интеллекта выше среднего. Если планомерно и систематично развивать в малыше его таланты, то есть все шансы, что ребенок сможет нормально проявиться в жизни и достичь определенных успехов в той или иной сфере деятельности. Главное, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий, они нравились ему, а не напрягали или раздражали его.

    Подробные инструкции по воспитанию детей-аутистов может дать только специалист. Сейчас существует довольно большое количество методик и систем, позволяющих не просто помочь ребенку адаптироваться в окружающем мире и научиться идти на контакт, но и успешно практически полностью преодолеть страшный недуг под названием аутизм.

    Текст В настоящее время такое явление. является собственностью проекта Новорожденный RU Ру. Принадлежит разделу Детская медицина Вы можете высказаться о проблемах описанных в Аутизм, как распознать аутизм у ребенка до года, что делать если вашему ребенку поставили диагноз аутизм ,оставив комментарий. Нелли 2012-02-06 14:10:42

    очень хорошая статья

    [Ответить] [Ответить с цитатой] [Отменить ответ]

    Евгения Аввакумова 2012-02-05 20:58:36

    В Санкт-Петербурге деткам с РДА и их семьям успешно помогают в Центре "Седьмое измерение", особо эффективна методика Поведенческого анализа (АВА-терапия). Для родителей есть группа ВКонтакте.

    [Ответить] [Ответить с цитатой] [Отменить ответ]

    Источники:
    www.zdorov-malysh.ru, lechimrebenka.ru, tonysheridan.com

    Следующие статьи:


    16 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения