Справочник Совет педиатра
Главная » Скорое лечение

Речевые расстройства у детей с цнс



Какие бывают расстройства речи. Основные симптомы и причины заболевания

Содержание

Расстройства речи в современном мире встречаются довольно часто, как у взрослых, так и у детей. Для правильного функционирования речи, кроме отсутствия проблем в самом голосовом аппарате, необходима слаженная работа зрительных и слуховых анализаторов, головного мозга и других частей нервной системы.

речевые расстройства у детей с цнс

Расстройство речи – это нарушение речевых навыков, которое может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим самые распространенные заболевания:

Заикание

Заикание, или логоневроз - одно из отклонений, которые встречаются наиболее часто. Выражается это расстройство в периодическом повторении отдельных слогов или звуков во время разговора. Кроме этого в речи человека могут возникать судорожные паузы.

Существует несколько видов заикания:

  • Тонический вид – частые остановки в речи и растягивание слов.
  • Клонический вид – повторение слогов и звуков.
  • Провоцировать и усугублять заикание может стресс, эмоциональные ситуации и потрясения, например, выступления перед большим количеством людей.

    Мы настоятельно рекомендуем не заниматься самолечением, тем более по информации взятой из интернета! Обратитесь к профессионалам.

    На нашем сайте, Вы можете записаться к лучшим врачам в вашем городе.

    Логоневроз встречается у взрослых и детей. Причинами его возникновения могут быть неврологические и генетические факторы. При своевременном диагностировании и начале лечения возможно полностью избавиться этой проблемы. Существует множество методик лечения - как медицинских (физиотерапевтические, логопедические, медикаментозные, психотерапевтические), так и методами народной медицины.

    Дизартрия

    Заболевание, которое характеризуется смазанной речью и проблемами с артикуляцией звуков. Появляется вследствие нарушений в центральной нервной системе.

    Одной из характерных особенностей этого заболевания можно назвать пониженную подвижность речевого аппарата – губ, языка, мягкого неба, что усложняет артикуляцию и происходит из-за недостаточной иннервации речевого аппарата (наличие нервных окончаний в тканях и органах, что обеспечивает связь с центральной нервной системой).

    Разновидности нарушения:

  • Стертая дизартрия – не слишком явно выраженное заболевание. Человек не имеет проблем со слухом и речевым аппаратом, но имеет трудности в звукопроизношении.
  • Выраженная дизартрия – характеризуется непонятной, нечленораздельной речью, нарушениями в интонации, дыхании, голосе.
  • Анартрия – форма заболевания, при котором человек не в состоянии внятно говорить.
  • Это нарушение требует комплексного лечения: логопедическая коррекция, медикаментозное вмешательство, лечебная физкультура.

    Дислалия

    Косноязычие – заболевание, при котором человек неправильно произносит некоторые звуки, пропускает их или заменяет на другие. Это расстройство, как правило, встречается у людей с нормальным слухом и иннервацией артикуляционного аппарата. Как правило, лечение проводится логопедическим вмешательством.

    Это одно из самых распространенных нарушений речевого аппарата, которое обнаруживают у около 25% детей дошкольного возраста. При своевременном диагностировании нарушение довольно успешно поддается коррекции. Дети дошкольного возраста гораздо легче воспринимают коррекцию нежели школьники.

    Олигофазия

    Олигофазия

    Заболевание, которое часто встречается у людей, перенесших эпилептический припадок. Характеризуется обеднением словарного запаса или упрощенным построением предложений.

    Олигофазия может быть:

  • Временная – острая олигофазия, вызванная эпилептическим припадком
  • Прогрессирующая – межприпадочная олигофазия, которая возникает при развитии эпилептического слабоумия.
  • Также заболевание может возникать при нарушениях в лобной доле головного мозга и некоторых психических расстройствах.

    Афазия

    Нарушение речи, при котором человек не может понимать чужую речь и выражать собственные мысли при помощи слов и словосочетаний. Расстройство возникает при поражении центров, отвечающих за речь, в коре головного мозга, а именно, в доминантном полушарии.

    Причиной заболевания могут стать:

  • кровоизлияние в мозг
  • абсцесс
  • черепно-мозговая травма
  • тромбоз сосудов мозга.
  • Существует несколько категорий этого нарушения:

  • Моторная афазия – человек не в состоянии произносить слова, но может издавать звуки, понимать чужую речь.
  • Сенсорная афазия – человек может говорить, но не может понимать чужую речь.
  • Семантическая афазия – речь человека не нарушена и он способен слышать, но не может понять смысловые отношения между словами.
  • Амнестическая афазия – заболевание, при котором человек забывает название предмета, но способен описать его функцию и назначение.
  • Тотальная афазия - человек не в состоянии говорить, писать, читать и понимать речь другого.
  • Так как афазия не является психическим нарушением, для ее лечения необходимо устранить причину заболевания.

    Акатофазия

    Нарушение речи, которое характеризуется заменой необходимых слов на слова, схожие по звучанию, но не подходящие по смыслу.

    Шизофазия

    Психиатрическое заболевание речи, которому свойственна речевая разорванность, неправильная смысловая структура речи. Человек в состоянии составлять фразы, но его речь не имеет никакого смысла, является бредом. Это расстройство наиболее характерно для больных шизофренией.

    речевые расстройства у детей с цнс

    Парафазия

    Речевое расстройство, при котором человек путает отдельные буквы или слова и заменяет их на неправильные.

    речевые расстройства у детей с цнс

    Существует два вида нарушения:

  • Вербальное – замена слов, которые являются схожими по смыслу.
  • Литеральное – вызванные сенсорными или моторными проблемами речи.
  • Подобные нарушения можно считать симптомом общего речевого недоразвития.

    Расстройство экспрессивной речи

    Нарушение в развитии у детей при котором отмечаются недостатки в использовании выразительных средств речи. При этом дети способны выразить мысль и понять смысл чужой речи.

    К симптомам этого нарушения также относят:

  • небольшой словарный запас
  • грамматические ошибки – неправильное употребление склонений и падежей
  • невысокая речевая активность.
  • Это нарушение может передаваться на генетическом уровне, и больше свойственно мужчинам. Диагностируется при осмотре логопеда, психолога или невролога. Для лечения, в основном, применяют психотерапевтические методы, в отдельных ситуациях назначают медикаментозное лечение.

    Логоклония

    Заболевание, выражающееся в периодическом повторении слогов или отдельных слов.

    Провоцируют это нарушение проблемы с сокращением мышц, которые участвуют в процессе речи. Мышечные спазмы повторяются один за другим из-за отклонений в ритмике сокращений. Это заболевание может сопровождать болезнь Альцгеймера, прогрессивный паралич, энцефалит.

    Большинство речевых расстройств поддаются коррекции и лечению при своевременном обнаружении. Будьте внимательны к своему здоровью и обращайтесь к специалистам, если заметили отклонения.

    Лечение нарушение речи

    Расстройство речи у детей

    Расстройство речи у ребенка может констатировать врач-логопед . Логопеды считают, что судить о расстройстве речи у детей возможно только по достижении ребенком 5 лет, не раньше. До этого возраста речь ребенка находится на этапе становления, поэтому, если ребенок до 5 лет не выговаривает отдельные буквы, не выстраивает правильно фразы, это считается нормой. Главное, чтобы навыки развивались дальше.

    Проблемами нарушений речевого развития у детей занимается психология, педагогика, медицина. Для определения причины расстройства речи, которое становится заметным после 5 лет, может понадобиться не только консультация логопеда, но и ЛОР-специалиста, и/или невролога.

    Разновидности нарушений речи у детей

    Расстройство (нарушение) речи у детей — так называют врачи возникающие у ребенка сложности с грамматическим строем предложений, с произношением отдельных букв, слов, фраз, а также бедный словарный запас, невнятность и порывистость в самой речи. При этом слух такого ребенка вполне может быть в пределах нормы, так же, как и его интеллект.

    Дислалия

    Дислалией называют неправильное произношение звуков из-за имеющихся аномалий речевого аппарата — неба, языка, зубов, челюсти. и пр. Дислалия также может быть вызвана тугоухостью, нарушениями функции нервной системы. При дислалии ребенок может менять местами отдельные звуки и звукосочетания, неправильно их выговаривать или пропускать. Такое искаженное произношение считается у детей до 5 лет нормой и называется возрастной, или физиологической дислалией.

    Ринолалия

    Ринолалия — это гнусавость, произношение «в нос», то есть тембральное нарушение речи. Оно бывает из-за имеющихся физиологических дефектов аппарата речи. Устраняется обычно терапевтически, в некоторых случаях — хирургически, так как обычно при этом присутствует искривление носовой перегородки, полипы, аденоиды. Речь ребенка с ринолалией неразборчивая, монотонная. А таких случаях нужна консультация ЛОР-специалиста.

    Дизартрия

    Такое нарушение речи связано с органическими поражениями центральной нервной системы. По сути дизартрия — это ограничение объема движения аппарата речи и ослабление контроля над ними. Например, такому ребенку сложно надумать щеки, выполнять другие простые упражнения губами и ртом — цокание, «трубочка». Дизартрия требует комплексного неврологического лечения нервной системы. Здесь нужна помощь невролога.

    Алалия

    На фоне нормального слуха ребенок практически не говорит, а общается с окружающими жестами, рисунками, при этом не являясь умственно отсталым. И речевой аппарат его хорошо сформирован, аномалии развития отсутствуют. Причины алалии — в поражении речевых областей мозга еще до рождения ребенка. Если он не понимает человеческую речь — это сенсорная алалия, если понимает, но не воспроизводит — моторная алалия. Требуется помощь психолога и логопеда.

    Заикание

    Причины заикания не выяснены. При заикании ребенок повторяет слога и звуки, растягивает гласные. Обычно заикание связывают со страхом, сильным испугом, волнением, из-за чего нарушается координация движений речевого аппарата. Существуют различные методики лечения заикания, и родителям лучше посоветоваться с логопедом.

    Классификация речевых нарушений у детей

    Существует несколько классификаций речевых нарушений у детей. В настоящее время ими пользуются логопеды, психологи и неврологи для постановки точного диагноза.

    Речевые нарушения у детей – довольно распространенное явление, требующее коррекции. В настоящее время логопеды используют две основные классификации речевых нарушений – клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Отметим, что противоречий между ними нет, и они лишь дополняют друг друга.

    В зависимости от основных нарушений, лежащих в основе расстройства речи у детей, предлагается следующая классификация:

    речевые нарушения, связанные с органическими поражениями нервной системы. В зависимости от объема нарушения речи он делятся на афазии (расстройство всех компонентов речи), алалии (системное недоразвитие речи) и дизартрии (нарушение звукопроизносительных функций) речевые расстройства, связанные функциональными нарушениями ЦНС (например, заикание, мутизм или сурдомутизм) речевые расстройства, связанные с дефектами артикуляционного аппарата задержка речевого развития, которая может быть вызвана различными нарушениями (например, при некоторых заболеваниях внутренних органов, а также при педагогической запущенности).

    Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений

    Данная классификация ориентирована на детализацию форм и видов речевого нарушения. Она основана на психолого-лингвистических, этиопатогенетических и клинических критериях.

    Согласно данной классификации все виды нарушений речи делятся на 2 большие группы: расстройства устной и письменной речи.

    К расстройствам фонационного оформления высказывания относятся:

    афония или дисфония – отсутствие или расстройство голоса, наступающее вследствие патологий голосового аппарата брадилалия – замедление темпа речи тахилалия – ускоренный темп речи заикание – расстройство темпо-ритмических характеристик речи ринолалия – расстройство тембра голоса дислалия – нарушение звукопроизношения дизартрия – нарушение произношения.

    К нарушениям структурно-семантического оформления речи относятся:

    алалия – отсутствие речи или серьезное недоразвитие речи, возникающее вследствие органических поражений зон коры головного мозга афазия дисграфия или аграфия – частичное или полное нарушение письма дислексия или алексия – частичное или полное нарушение чтения.

    Источники:
    onevroze.ru, nmedicine.net, www.likar.info

    Следующие статьи:


    23 ноября 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения