Коррекционно развивающая программа для гиперактивных детей
Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа для работы с гиперактивным ребенком
Психологическая характеристика ребенка
Мальчик требует к себе повышенного внимания, не адекватен. На контакт со взрослыми идет с неохотой. Предпочитает подвижные игры, иногда конфликтен. В группе предпочитает общаться с мальчиками. Начатое дело не всегда доводит до конца. На занятиях отвлекается, не может сосредоточиться долгое время. Его бывает трудно дисциплинировать. По результатам анкетирования в декабре 2007 года у ребенка имеется 12 симптомов гиперактивности, когда норма – не более 7.
Не всегда умеет управлять своим поведением.
Не может долго выполнять что-либо (особенно за столом), не усидчив, много бегает, постоянно вертится, очень говорлив, не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то, часто мешает другим, вмешивается в разговоры взрослых, часто не слышит, когда к нему обращаются, легко отвлекается, когда ему читают книгу, часто не доводит начатое дело до конца, избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение. Наблюдается у невропатолога. Диагноз – ЗПР, ЧБД синдром внимания и гипердинамии.
Исходя из вышесказанного, можно отметить, что с данным ребенком необходимо провести индивидуальные занятия по коррекции синдрома внимания и гипердинамии.
Занятия будут проводиться с декабря по февраль по одному занятию в неделю по 25 минут каждое, всего 10 занятий.
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Составлена на основе реализующих задач в дошкольных учреждениях.
В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличается подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца.
Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов.
Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания он мешает другим детям и обычно попадает в число “изгоев”. Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе. Поэтому своевременно проведенные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Необходимость введения данной программы обусловлена запросом воспитателей, родителей и на основании проведенного анкетирования.
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.
По данной программе рекомендуется работать индивидуально с ребенком.
В основу данной Программы легло методическое пособие И. Л. Арцишевской “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М. Книголюб, 2005. – 64с.
Данная Программа имеет цель: Создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.
В ходе достижения цели решаются следующие задачи .- Совершенствовать произвольность и самоконтроль
- Способствовать развитию внимания и воображения
- Формировать согласованность действий
- Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения
- Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.
Программа включает в себя 10 занятий, которые будут проводиться с декабря по февраль в кабинете психолога 1 раз в неделю, во вторую половину дня по 25 минут каждое. Предназначена для ребенка 6 лет для развития внимания, контроля за импульсивностью и управления двигательной активностью.
Методические приемы, используемые в программе:- Игры на развитие внимания, воображения
- Игры и задания, направленные на развитие произвольности
- Дыхательные упражнения
- Релаксационные методы
- Обсуждение различных чувств
- Рисование.
Структура занятия:
В каждое занятие входят следующие игры и упражнения:
1. Для развития произвольности
2. Для развития внимания и памяти
3. Для развития моторики и координации движений
4. Для преодоления застенчивости
5. Для активизации подкорковых структур мозга
6. На нормализацию мышечного тонуса.
В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий, поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным анкетированием.
Коррекционно-развивающая программа
психологических занятий для гиперактивных детей
Программа состоит из 6 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на три недели. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников – 4-6 человек, возраст 7-10 лет.
Цели: способствовать овладению навыками контроля двигательной и эмоциональной сферами оптимизация социальной ситуации развития изменение негативного отвергающего отношения к своей социальной роли научить использовать личностные ресурсы для преодоления травмирующих ситуаций помочь ребенку принять себя таким, какой он есть сформировать позитивную установку на отношение к окружающим.
Задачи: Создание условий, обеспечивающих детям свободное выражение эмоциональных состояний обучение способам группового взаимодействия Развитие способности планирования и прогнозирования.
1. Знакомство. « Больше всего я люблю. Меньше всего я люблю…»
2. Ритуал приветствия: групповое пение «Чунга-чанга»
3. «Путанка» – Один ребенок отворачивается, а все, взявшись за руки в кругу, «запутываются» (осознание себя, своего тела как части общности).
4. Этюд на выражение интереса «Что там происходит?» Каждый показывает с помощью выражения мимики, жестов, движений и эмоций данное задание.
5. Пиктограммы эмоций. Определение настроения.
Коррекционно-развивающая программа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Стань внимательным"
Коррекционно развивающая программа «Стань внимательным!» разработана для детей с СДВГ и направлена на:
- коррекцию нарушений внимания, самоконтроля
- развитие произвольного внимания, навыков самоконтроля, двигательной и эмоциональной сфер.
Актуальность проблемы определяется высокой частотой данного синдрома в детской популяции и его большой социальной значимостью. Дети с синдромом дефицита внимания имеют нормальный или высокий интеллект, однако, как правило, плохо учатся в школе. Помимо трудностей обучения, синдром дефицита внимания проявляется двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими. Совершенно очевидно, что в фокусе научных проблем синдрома дефицита внимания/гиперактивности концентрируются интересы различных специалистов - педиатров, педагогов, нейропсихологов, дефектологов, неврологов.
Усилия специалистов должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию СДВГ.
Участники программы.
В программе участвуют дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с СДВГ или элементами гиперактивности и нарушениями произвольного внимания.
Цели и задачи программы.
Цель: развитие произвольного внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.
Задачи программы:
- корректировать негативные эмоции и способствовать снятию психоэмоционального напряжения у детей
- совершенствовать произвольность и самоконтроль
- обучать детей способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
- развивать устойчивость внимания, умение произвольно переключать и концентрировать внимание.
В качестве методологических основ программы выступают общеметодологические принципы - принципы системного подхода, деятельностного подхода, гуманистического подхода.
В качестве методической основы взяты методическое пособие Арцишевской И. Л. “Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду” – М. Книголюб, 2005. – 64с. программы Богатиковой Л. А. Плотниковой Т.М. Хухлаевой О.В, Хухлаевой О.Е. Первушиной И.М. Князевой О.Л. материалы сайта adalin. ru.
Необходимость введения данной программы обусловлена запросом родителей, ростом числа детей с СДВГ в психологической практике.
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесно-ориентированные упражнения. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.
Участие в программе «Стань внимательным!» детей с ярко выраженными органическими нарушениями центральной нервной системы противопоказано.
Занятия с ребёнком проводятся с письменного согласия родителей.
Ресурсы, необходимые для реализации программы.
Специалисты, реализующие программу должны иметь высшее психологическое или педагогическое образование, опыт индивидуальной коррекционной работы с дошкольниками и младшими школьниками. Специалистами должны быть знакомы техники психогимнастики и телесно-ориентированной терапии, элементы гештальттерапии и юнгианского подхода.
Специалисты должны быть обеспечены методической литературой по проблеме СДВГ.
Материально - техническая оснащенность. Отдельное помещение (кабинет) для индивидуальной консультационной работы, обеспеченный необходимыми пособиями, игрушками, канцелярскими принадлежностями.
Обеспеченность доступа в Интернет.
Индивидуальная программа коррекционно развивающей работы с гиперактивным ребёнком
Главная > Школьнику > 9 класс > Индивидуальная программа коррекционно развивающей работы с гиперактивным ребёнком
Индивидуальная программа коррекционно – развивающей работы с гиперактивным ребёнком.
Цель программы . коррекция нарушений поведения ребёнка.Задачи: - научить ребенка контролировать свое поведени е(самоконтроль произвольного поведения) - научить ребенка навыкам двигательного контроля - отработать навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками - научить ребенка справляться с гневом.
- помочь гиперактивному ребенку развить внимание
Формы работы . беседы, ролевых игры, коммуникативные игры и упражнения, психогимнастика, методы арттерапии. психологические сказки.
Ипользуемые психолого - педагогические приёмы:
-формирование реально осозноваемых мотивов в поведении, реально действующих мотивов в поведении
- анализ конфликтных ситуаций
-ролевое научение
-развитие позитивного общения
Прогнозируемые результаты: - положительная динамика коррекции гиперактивности - включенность родителей в коррекционный процесс и дальнейшую работу с детьми - повышения уровня адаптации в образовательном учреждении.
Диагностический блок программы 1. Наблюдение за поведением детей в различных видах деятельности в условиях образовательного учреждения2. Беседа с учителями (классным руководителем, учителем физкультуры, музыки)об особенностях поведения детей во время различных видов деятельности.
3.Диагностика актуального состояния ребёнка
(познавательных процессов, личностных характеристик -самооценки, уровня тревожности, эмоционального состояния)
С учётом результатов диагностики строится коррекционно - развивающий блок программы.
Источники:
Следующие статьи:
09 сентебря 2024 года
Комментариев пока нет!