Справочник Совет педиатра
Главная » Быстрая помощь

Социальная помощь детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей



Социальная помощь детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей

Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Причины социального сиротства. Формы социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение ребенка. Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Основные гарантии социальной защиты детей-сирот.

курсовая работа [65,4 K], добавлен 10.04.2011

Основные аспекты трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовые основы их социальной поддержки. Анализ профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения в родителей.

курсовая работа [51,0 K], добавлен 26.09.2012

Причины социального сиротства и формы социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Анализ социальных проблем воспитанников Псковского детского дома, работа педагогического коллектива по их решению и профилактике.

дипломная работа [153,2 K], добавлен 12.01.2011

Тенденции и динамика развития системы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в российском обществе. Государственная политика в области их социальной защиты. Сравнительный анализ современных моделей решения проблемы сиротства.

дипломная работа [238,0 K], добавлен 15.01.2014

Теоретические основы организации социальной работы по формированию правовой культуры воспитанников, оставшихся без попечения родителей. Опыт работы в Центрах помощи детям. Уровень сформированности когнитивного компонента правовой культуры детей-сирот.

дипломная работа [121,1 K], добавлен 15.03.2011

Социальный контекст проблемы отношения населения столицы к социально незащищенным категориям семей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Предложения москвичей по стабилизации ситуации в сфере детского и семейного благополучия.

социальная помощь детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей

курсовая работа [2,2 M], добавлен 16.02.2011

Основные направления деятельности по социально-педагогической поддержке детей-сирот.

История призрения сирот в России. Социально-правовая защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Особенности социализации воспитанников детского дома.

курсовая работа [64,7 K], добавлен 25.04.2010

Проблема социального сиротства. Выпускники детских домов как объект социальной защиты. Государственные программы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилищные программы и их ориентация на льготные категории граждан.

социальная помощь детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей

курсовая работа [55,8 K], добавлен 22.05.2015

Причины социального сиротства в России. Нормативно-правовые акты РФ и Калужской области по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Формы устройства детей-сирот в России, процесс усыновления детей иностранными гражданами.

дипломная работа [94,0 K], добавлен 06.11.2010

Проблема сиротства в современной России. Формы и типы устройства сирот, оценка необходимости данного процесса. Понятие и признаки усыновления. Государственные и государственно-общественные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

реферат [35,3 K], добавлен 26.01.2013

Нормативно-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нормативно-правовые основы социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Содержание

Введение

Глава 1. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая социальная категория граждан

1.2 Основные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Глава 2. Нормативно-правовые основы работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

2.1 Федеральное законодательство

2.2 Региональное и муниципальное законодательство

2.3 Рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Заключение

Список литературы

Введение

Произошедшее к концу XX в. резкое изменение социально-экономического строя в России, отказ от прежней идеологии, негативные миграционные и демографические процессы повлекли за собой существенные перемены в положении личности в обществе. С одной стороны, личность стала более свободной, менее зависимой от государства, а с другой стороны, она во многом утратила свою значимость как социальная единица. Масштабы многих распространенных сегодня социальных явлений (таких как рост детской безнадзорности, увеличение числа лиц, страдающих психическими расстройствами) создают угрозу национальной безопасности.

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

Чтобы ребенок комфортно себя чувствовал в эмоциональном плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для кого не секрет, что большинство воспитанников детских домов не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишенных родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учетом теплой тяжелой наследственности, неблагоприятного протекания перинатального развития, тяжелых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют группу риска.

Но специфика психического, или точнее психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию норма и патология.

Исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребенка идет по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие они или плохие, они просто другие.

Причины, определяющие неблагоприятное в психологическом развитии детей, воспитывающихся в закрытых детских учреждениях можно охарактеризовать как:

- неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельность тех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домах ребенка и дошкольных детских домах

- в непостоянстве, частой сменяемости взрослых, воспитывающих детей

- в недостаточной работе по формированию игры, особенно в дошкольных детских домах

- в бедности конкретно-чувственного опыта детей, проистекающей из чрезвычайной узости окружающей среды

- в недостаточной психолого-педагогической подготовленности воспитателей детских домов, их безучастности в отношении к детям

- в недостатках программ воспитания и обучения

- в недифференцированном подходе к детям в процессе их воспитания и обучения: помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в одну группу.

Таким образом, проблема психологической помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, требует объединения усилий социальных работников, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик работы с каждым ребенком, оказавшимся в страшной ситуации отсутствия родительского попечения по тем или иным причинам. Каждый из аспектов работы с ребенком-сиротой и ребенком, оставшимся без попечения родителей, должен быть юридически обоснован, нормативно выверен и точен. Такие дети нуждаются в особой заботе государства, в то числе, в особой нормативно-правовой защите.

Из деятельности в сфере опеки и попечительства несовершеннолетних становится все более ясно, что основная масса исследований детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относится только к области психологии и психодиагностики. Практически никто из исследователей не обращается к анализу законодательства, принятого на федеральном и региональном уровнях в отношении детей данной категории. А законодательство пока оставляет желать лучшего.

Таким образом, целью данной работы является изучение нормативно-правовых основ социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей объектом исследования служат дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предмет исследования - нормативно-правовые акты в отношении социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачи данной работы:

1. теоретический анализ исследуемого вопроса

2. систематизация нормативно-правовых актов, на которых базируется социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

3. анализ законодательства Калужской области, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

4. разработка рекомендаций по совершенствованию федеральных и региональных законодательных норм в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Глава 1. Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1.1 Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как особая социальная категория граждан

социальная помощь детям сиротам и детям оставшимся без попечения родителей

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без попечения родителей вследствие различных социальных факторов. К ним могут быть отнесены: лишение родительских прав обоих родителей либо единственного родителя, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях и в установленном законом порядке дали согласие на их усыновление (удочерение).

Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Но лишь в последние годы число социальных сирот значительно превысило количество так называемых биологических сирот, т.е. детей, родители которых умерли.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящиеся в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке.

Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Информация о социологии » Социально-правовая помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

На фоне стабильного сокращения рождаемости ситуация с ростом числа детей, остающихся без попечения родителей, становится угрожающей. Причины сиротства разные, но понятны для ума и сердца, только если родители умерли или тяжело больны. Быть сиротой при живых родителях, осознавать, что они где-то есть, очень тяжело. Ведь так много значат для ребенка материнская любовь, ласка, забота.

Спектр причин детского неблагополучия весьма широк и неоднозначен. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семей падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях, распространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу. Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентации, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков.

Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Наиболее существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление — так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков.

Социальная защита детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - одна из важнейших задач государства и общества. Рост социального сиротства, детской безнадзорности так же как демографическая катастрофа (число несовершеннолетних в Российской Федерации убывает ежегодно на миллион), имеют в основе своей общий кризис семьи. Небывалый духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения впервые вызвало такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его прокормить. Кризисные явления в российском обществе подтолкнули рост преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки детского неблагополучия.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них - сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

Актуальность исследования. Проблема социального сиротства актуальна для Российской Федерации. Её обострение является следствием затянувшихся социально-экономических преобразований в стране, приведших к ослаблению общечеловеческих, морально-этических ценностей, изменению нравственных устоев семьи, увеличению числа семей, находящихся в трудном положении по социальным и психологическим критериям. Рост числа детей, живущих без родительского попечения, на фоне снижения общей численности детского населения в последние годы ставит социальное сиротство в ряд важных национальных проблем.

Объект исследования: основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предмет исследования: процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель работы: исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Задачи исследования: исследовать проблемы социального сиротства изучить государственную систему устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проанализировать особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей рассмотреть нормативно-правовое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей выявить пути совершенствования социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитывающихся в специализированных учреждениях исследовать основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3 г. Калуги».

Социальное сиротство как явление приобрело тенденции увеличения и распространения, что указывает на необходимость разработки новых теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы.

В ходе исследования были использованы нормативный, сравнительно - исторический методы, а так же ретроспективный метод анализа литературы по заявленной теме, метод изучения результатов социологического исследования, а так же анализ документов, статистика.

В научной и публицистической литературе данная проблема не получила достаточной разработки. Важную роль в раскрытии темы исследования сыграли работы, посвященные анализу причин социального сиротства в РФ – Дети-сироты в России, Семеновой Г.В. Технологии социальной работы Холостовой, Семейное неблагополучие как социально-экономическая проблема современной России Е.И. Шохиной Е.А. Кирилиной В.Н. Типологизация форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей отражены в научно-практических работах: Ершовой Н.М. Алексеевой Л.С. Павленка П.Д.

Важное значение для целей проводимого исследования, имеет научная литература по социальной политики и постинтернатной адаптации, работы: Зарецкого В. Дубровской М. Ослона В. Холмогоровой А. Дементьевой И.Ф. Ослона В.Н. Работы этого направления определяют подходы к анализу управления социальными проблемами и пути их решения на основе адаптации детей-сирот к новым социально-экономическим условиям, а также служат теоретико-методологической базой исследования.

Анализ состояния проблемы свидетельствует о том, что при проведении мероприятий по организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей делаются попытки поиска новых путей и методов решения проблемы. Существует множество пробелов в Российском законодательстве. В связи с этим на государственном уровне принят ряд важных документов международного и общероссийского значения, направленных на полноценное развития детей, оставшихся без попечения родителей и разработку методов для создания оптимальных условий для их существования.

Во введении обосновывается актуальность темы дипломной работы, определяются объект и предмет, цель и задачи исследования, его хронологические рамки, освещаются вопросы о степени разработанности темы, приводится обзор источников и литературы по рассмотренным в диссертации проблемам, раскрывается методологическая основа, новизна и научно - практическая значимость работы.

В первой главе «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей как объект социальной работы», отражены такие вопросы как: проблемы социального сиротства, где рассмотрены понятия детства, семьи, воспитания детей в семьях, сиротство изложены формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Во второй главе «Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» изложена нормативно-правовая база по обеспечению социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же социальные последствия содержания детей в сиротских учреждениях Определены условия постинтернатной социально-правовой защиты воспитанников сиротских учреждений.

В третьей главе «Исследование основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере «Детского дома №3» г. Калуги, представлено жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в «Детском доме № 3 г. Калуги», которое построено по семейному типу. Исследуются основные направления социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В заключении отражены выводы по работе. Анализируется поставленная цель, пути её достижения, через решение задач.

Источники:
knowledge.allbest.ru, ua.textreferat.com, www.sociologydeep.ru

Следующие статьи:


20 февраля 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения