Справочник Совет педиатра
Главная » Мамины заметки

Форум дети с умственной отсталостью



Форум дети с умственной отсталостью

Наш ребенок - человек с умственной отсталостью

Эмили Мэвино

Со страниц этой книги я хочу побеседовать с вами, родители, недавно узнавшие о том, что ваш ребенок страдает умственной отсталостью. Моим желанием является помочь вам разобраться в своих тревогах, в своих чувствах и, особенно, научить вас, как встретиться лицом к лицу с новой ситуацией и тому, как, исходя из нее, вы сможете помогать своему ребенку. Также мне хочется, чтобы эта книга сумела разрешить вопросы, которые вы, конечно, ставите перед собой. Большинство их касается детей с синдромом Дауна, так как в этом случае в первый момент у родителей возникает много неясностей.

форум дети с умственной отсталостью

Я обращаюсь к вам вторично, поскольку в первом издании книги, которое мы дополнили, у меня уже была возможность объяснить читателям ее цель. Всю представленную здесь информацию мы почерпнули из АТСЭГИ, Ассоциации Родителей Детей с Умственной Отсталостью Гипускоа, где многие родители так же, как и вы, разделяют друг с другом чувства и опыт общения со своими детьми. Они рассказали нам о том, какова была их трагедия и как впоследствии они смогли принять ее, а затем обратить в большую любовь к ребенку, к своему ребенку, не требующему от них ничего, кроме того, чтобы с ним обращались как с человеком.

Диагностика умственной отсталости

Данные о распространенности умственной отсталости разноречивы, что объясняется рядом причин. Умственная отсталость различается по своей глубине, и ее диагностика, особенно это касается легкой степени, может быть затруднена. Лица, например, с легкой дебильностью или так называемой пограничной умственной отсталостью могут никогда не попасть в поле зрения психиатров или дефектологов. В ряде случаев трудно определить, является ли умственная отсталость истинной, или это только временная задержка психического развития как результат того, что ребенок вследствие неблагоприятных социальных условий был лишен возможности ознакомиться с тем запасом общеобразовательных знаний и культурной информацией, которыми в достаточной мере овладели его сверстники.

На своевременную выявляемость этих лиц влияет уровень развития здравоохранения, методы диагностики и многие другие факторы.

форум дети с умственной отсталостью

Диагностика умственной отсталости в значительной степени основывается на оценке интеллекта и уровня психического развития. Использование стандартизированных тестов на интеллект может помочь определить сниженный уровень интеллекта, однако вероятность ошибки достаточно высока. Так, на результате теста могут отражаться такие факторы, как общее состояние ребенка, заболевания, сенсорные или двигательные нарушения, межкультурные отличия и т.д.

Тесты на определение уровня интеллекта проводятся только квалифицированными специалистами, что позволяет снизить вероятность ошибки. Оценка развития ребенка должна проводиться сразу после возникновения подозрения на его задержку. Все случаи выраженного или умеренного отставания психического развития должны быть обследованы опытным педиатром, детским неврологом и детским психиатром.

Как только диагноз умственная отсталость поставлен, необходимо направить усилия на то, чтобы определить причину заболевания. Точное определение причины поможет прогнозировать дальнейшее развитие ребенка, спланировать обучающие программы. Выявлению причины может способствовать сбор анамнеза. Также при диагностике умственной отсталости целесообразно использовать методики обследования головного мозга (к примеру, МРТ).

Дети с умственной отсталостью разной степени

Умственная отсталость (или олигофрения) - неизлечимая патология. Ребёнок с ней рождается, с ней живёт и с ней уходит из этого мира. Это непреодолимый барьер между маленькой больной душой и миром. Это невозможно победить, но можно попробовать принять и научиться с этим жить. Говорят, что такие дети приходят в мир, для того, чтоб мир научился любить. Потому что таких детей можно любить только истинной, всепринимающей, самоотверженной любовью и только потому, что они просто есть. А такая степень внутренней чистоты и любви, крест такой внутренней боли далеко не каждому человеку под силу. И основная задача, стоящая перед близкими людьми и педагогами тяжелобольного малыша - максимально, насколько вообще возможно, адаптировать этого человечка к реальности.

форум дети с умственной отсталостью

Есть разные классификационные схемы умственной отсталости. Например, по структуре нарушений мозговых процессов и их осложнений олигофрения делится на 5 видов. Но чаще применяется 3-х ступенчатая градация - по степени тяжести отклонений:

1) Лёгкая степень - Дебильность

2) Средняя степень - Имбецильность

3) Тяжёлая - Идиотия

Степень выраженности умственной деформации измеряется по тесту интеллекта Векслера. 50 - 70 условных единиц Векслера - 1 группа - дебильность. 75 - 80% олигофренов попадают в эту категорию. IQ в 20 - 50 единиц и 15% умственно отсталых детей находятся во второй категории (средняя тяжесть). Менее 20 единиц набирают всего 5% - это тяжёлые случаи категории Идиотия. Они не в состоянии усвоить даже элементарные навыки самообслуживания. Это глубокие инвалиды, не способные осознать себя, не говоря уже о мире.

Каждый ребёнок-олигофрен проходит такое тестирование и в зависимости от количества набранных балов врач назначает поддерживающее и/или коррекционное лечение. Дети самой перспективной - первой группы - не только способны к самообслуживанию и простым бытовым действиям, но и могут научиться понятно общаться с окружающими. Их основные нервные процессы уравновешены. Эмоционально-волевая платформа нормальной личности относительно сохранна. Ребенок может действовать целенаправленно, но лишь в тех случаях, когда озвученное задание ему понятно. В ежедневной, привычной, устоявшейся жизни семьи он вполне стабилен. Правда, таким детям сложно думать, понимать причинно-следственные связи между явлениями, им не даются обобщения, сопоставления, мыслительные процессы любых уровней, кроме простейшего. Однако эти дети осознают себя, отделяют от окружающего мира, узнают и эмоцинально реагируют на близких.

Дети с имбецильностью немного говорят, и способны научиться ухаживать за собой. У них поражение коры головного мозга часто переходит в более глубокие поражения той или иной области мозга. Дети со средней степенью умственной отсталости имеют сопутствующие, сопровождающие заболевания - дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательной системы.

У детей-олигофренов пожизненные нарушения психической деятельности и развиваться, как обычные дети, они не станут никогда. Однако, как правильно говорят психологи: Неизлечим не значит обречен. Поэтому надо постараться просто принять происходящее и научиться жить с этим. Не больше, но и не меньше.

Источники:
www.materinstvo.ru, dusha-fond.ru, www.detka-konfetka.ru

Следующие статьи:


21 февраля 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения