Справочник Совет педиатра
Главная » Пищеварение и дыхание

Воспитание детей с нарушениями речи в семье



Воспитание детей с нарушением речи

Речевые нарушения у детей являются достаточно серьезной проблемой нашего времени. При этом отклонения могут быть как незначительными, которым родители часто и не придают значения, так и серьезными (общее недоразвитие речи). Воспитание детей с нарушением речи должно проходить с учетом рекомендаций специалистов, что поможет в несложных случаях полностью восстановить нарушенные функции или максимально адаптировать ребенка к дальнейшей жизни в ситуации, когда нарушения носят серьезный характер.

Воспитание правильного произношения у детей

Довольно часто возникает ситуация, когда родители перед поступлением в школу с удивлением узнают, что их малыш не выговаривает одну или несколько букв, а любимая всеми картавость может помешать полноценно учиться в школе.

Чтобы этого не произошло, необходимо заниматься воспитанием у детей правильного произношения. Это связано с тем, что даже незначительные нарушения самостоятельно не проходят и требуют обязательного логопедического вмешательства.

В зависимости от того, чем нарушения речи вызваны, занятия с логопедом могут быть различной продолжительности. Это во многом зависит от сложности анатомо-физиологических механизмов и от социальной среды.

Как правило, в большинстве дошкольных учебных заведений занимаются воспитанием правильного произношения у детей. Однако для того, чтобы подобная проблема не возникла перед школой, родители должны заранее проконсультироваться с логопедом и при необходимости проводить занятия дома.

Основные причины, вызывающие развитие нарушений речи у детей

Традиционно считается, что общее недоразвитие речи является видом речевого нарушения, при котором у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте наблюдается нарушение формирования не только звуковой стороны речи (фонетики), но и смысловой (грамматики и лексики).

Врачи выделяют различные причины, которые могут вызывать подобные отклонения. Наиболее часто это происходит из-за инфекций, токсикоза матери во время беременности, травм при родах, несовместимости резус-фактора крови матери и ребенка, различных болезней центральной нервной системы, травм головного мозга в младенчестве, наследственной предрасположенности.

Воспитание детей с онр (общим недоразвитием речи)

Выделяют специфические функции семьи с детьми с нарушениями речи:

  • Реабилитационно-восстановительная функция, которую относят к числу основных. В этом случае воспитание детей с онр направлено на реабилитацию ребенка. Родители должны руководствоваться рекомендациями специалистов и, в зависимости от нарушений, оптимизировать физическое и психическое состояние ребенка. Особенно важно не упускать ни малейшей возможности для восстановления его соматического состояния
  • Функция эмоционального принятия. Суть семьи состоит в принятии ребенка таким, какой он есть всеми членами семьи. Необходимо, чтобы ребенок полностью включался в семейную жизнь. Воспитание детей с нарушением речи заключается в проявлении любви и уважения к каждому члену семьи, благодаря чему у ребенка формируется личностная зрелость, эмоциональная стабильность и настойчивость в решении любых жизненных проблем
  • Коррекционно-образовательная функция. Любовь родителей формирует у ребенка с речевыми нарушениями мотивацию к обучению. Для этого необходимо с учетом рекомендаций специалистов создать необходимые условия – так называемую коррекционно-образовательную среду, способствующую развитию у ребенка интереса к познанию окружающего мира. Так же следует понимать, что на фоне отклонений в речевом развитии воспитание детей нельзя ограничивать исключительно образовательными учреждениями, даже специализированными. Активное участие родителей в воспитании позволяет решить не только проблемы ребенка, но и способствует разрешению внутренних психологических трудностей родителей
  • Приспособительно-адаптирующая функция. Роль родителей в воспитании детей с нарушением речи состоит в участии в процессе адаптации как ребенка к окружающей среде, так и окружающей среды к потребностям ребенка. Если жизнь в семье наполнена любовью и уважением, это позволит ребенку научиться проявлять самостоятельность в решении многих жизненных проблем
  • Социализирующая функция. Из-за существующих отклонений в развитии, процесс психологического взросления обычно протекает более медленно и с трудностями. Поэтому воспитание детей с онр должно быть направлено на социализацию ребенка. Успех этого во многом зависит от того, насколько родители смогут привить ребенку интерес к окружающим взрослым людям и сверстникам и стремление к познанию окружающего мира
  • Профессионально-трудовая функция. Воспитание детей с речевыми нарушениями должно быть направлено на формирование трудовых навыков. Начинать необходимо в раннем детстве с элементарных требований – уборки игрушек, вещей и санитарно-гигиеническому уходу за собой. Именно эти навыки постепенно прививают у ребенка любовь к труду и потребность участвовать в общественно-полезной деятельности. Конечно, овладение той или иной профессией в дальнейшем будет зависеть от степени выраженности болезни, однако в задачу родителей должно входить не ограничение, а максимальная поддержка и одобрение всей семьи.
  • Конечно, воспитание детей с нарушением речи требует проявления большей любви и понимания, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Родители должны постараться рассмотреть у ребенка таланты, увидеть его индивидуальность и самобытность. Как правило, дети с речевыми отклонениями достаточно часто обладают способностью к творчеству. Это может быть рисование, лепка, танцы или моделирование. Необходимо помочь ребенку рассмотреть свой талант и развить его, что поможет ему в дальнейшем увеличить собственную самооценку.

    Типичные ошибки воспитания детей с речевыми нарушениями

    В нашем обществе стараются скорее не замечать детей с различными отклонениями, чем помогать им. К сожалению, подобные взгляды довольно часто распространяются и на семью, которая не обеспечивает на должном уровне воспитание детей с нарушением речи. Выделяют ряд основных причин, приводящих к такому отношению:

  • Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей, необходимых для правильно воспитания ребенка с речевыми отклонениями
  • Личностные особенности родителей, которые выражаются в неприятии ребенка и его проблем
  • Невозможность родителей преодолеть стереотипы общества, навязывающие определенную модель отношения к больным детям, что приводит к замыканию родителей на собственных проблемах
  • Сложности внутри семьи, которые связаны с непониманием родителями роли отца и матери, несовместимость нравственных позиций родителей, неорганизованный быт, состояние собственного здоровья, материальные проблемы и загруженность на работе.
  • Это приводит к тому, что ребенка практически не замечают, а он остается один на один со своими проблемами и оказывается абсолютно неготовыми к взрослой жизни.

    Блог идеальной мамы

    Воспитание детей с нарушениями речи в семье

    23.08.2015 | Автор: admin

    Речевое общение – это естественное состояние человека, и если малыш обладает какими-либо нарушениями в этой области, то это накладывает определенный отпечаток на его личность, особенно, когда ребенок находится в старшем дошкольном возрасте.

    Чтобы помочь специалисту скорректировать речь ребенка, а малышу справиться с проблемой, родители должны соблюдать комплекс мер, направленных на устранение недостатка, учитывая тот факт, что без их содействия ни логопеды, ни врачи, ни сам малыш не добьются ощутимых результатов.

    Прежде всего необходимы общеоздоровительные мероприятия: сюда входит полноценное правильное питание, соблюдение режима дня, разумное чередование сна и бодрствования. В течение дня малыш должен не только играть и смотреть телевизор, важно уделить внимание развивающим упражнениям и занятиям.

    Дети, страдающие речевыми нарушениями, случается, болеют простудным заболеваниям, следовательно рационально проводить комплекс закаливающих мероприятий для укрепления здоровья малыша, соответственно рекомендациям специалиста. Полезно для ребёнка будет купить гигиенический душ со смесителем для раковины - это будет дополнительная защита малыша от болезней.

    И, конечно, логопед даст родителям домашние задания, закрепляющие те умения, которые они освоили на занятиях.

    Все члены семьи должны с пониманием относиться к проблемам своего ребенка, и создать ему все условия для восстановления функций речи. Благоприятная обстановка дома, эмоциональный комфорт и стабильность – условия для положительной динамики.

    воспитание детей с нарушениями речи в семье

    Родители должны сделать все, чтобы ребенок мог адаптироваться в мире, окружающем его: пробуждать уверенность в себе, стремление общаться со сверстниками, преодолеть стеснительность, проявление самостоятельности. Все это возможно, когда в семье присутствуют любовь и уважение.

    Иногда родители ребенка не считают нужным привлекать его к труду, считают, что ему трудно выполнять те или иные действия. Но это неправильно, ребенок вполне способен освоит эти навыки: убрать за собой игрушки, вещи, посуду, самостоятельно одеться. И начинать надо с раннего возраста, постепенно усложняя задания. Задача в этой области не ограничивать, а приучать к полезной общественной деятельности.

    Естественно, ребенок с нарушениями речи требует большего внимания, щадящего режима, проявлений любви и понимания взрослых, чем здоровые дети. Но и тут родители должны постараться увидеть его способности, наклонности и таланты и способствовать их развитию, это значительно повышает самооценку ребенка. Очень часто такие дети прекрасно рисуют, играют на музыкальных инструментах, танцуют, лепят.

    Но иногда родители стараются не замечать речевых осложнений малыша, не принимают его таким, какой он есть, или они заняты своими делами, здоровьем и семейными конфликтами, но это недопустимо. Ведь маленький человечек остается один на один со своими трудностями и ждет помощи от самых ему близких людей, и если взрослые не опомнятся и не повернуться к нему лицом, то ему будет очень сложно в будущей жизни, он просто будет к ней не готов.

    Роль семьи в обучении и воспитании детей с нарушениями речи

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

    Подобные документы

    Содержание семейного воспитания глухих и слабослышащих детей. Формирование словесной речи ребенка с использованием остаточного слуха. Роль семьи в социализации неслышащего ребенка. Фазы психологического осознания факта рождения ребенка с нарушениями.

    воспитание детей с нарушениями речи в семье

    реферат [17,9 K], добавлен 24.02.2011

    Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи - важное условие в воспитании, развитии и подготовке ребенка к учебной деятельности. Активное включение родителей в микросоциум детского сада. Сложности, которые часто возникают в сотрудничестве ДОУ и семьи.

    воспитание детей с нарушениями речи в семье

    статья [17,3 K], добавлен 01.05.2013

    Семья как социальный институт формирования личности ребенка. Роль семьи в воспитании ребенка. Общение родителей и детей как детерминант развития ребенка. Психолого-педагогическая работа по изучению и коррекции детско-родительских отношений.

    курсовая работа [179,5 K], добавлен 14.12.2006

    Основные периоды развития семьи и функции ее членов. Влияние родительской любви, психологического контакта и семейных проблем на формирование личности ребенка. Направления взаимодействия школы и семьи в воспитании детей, организация культурного досуга.

    курсовая работа [50,1 K], добавлен 04.02.2013

    Особенности российской семьи и семейного воспитания. Анализ воспитательного потенциала семьи, ее педагогической культуры. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании подростка. Влияние семьи на становление личности ребенка. Работа педагога с семьей.

    курсовая работа [66,4 K], добавлен 22.10.2010

    Значение семьи как социальной среды воспитания детей формы и виды внутрисемейных отношений, современные проблемы, пути их решения и перспективы. Подбор диагностических методик и технологий для изучения семьи и эмоционального благополучия ребенка.

    курсовая работа [46,0 K], добавлен 25.06.2011

    Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями слуха. Организация "круглых столов", родительских конференций и детских праздников. Влияние семьи на компенсацию нарушений развития слуха у детей младшего школьного возраста.

    курсовая работа [41,5 K], добавлен 19.06.2015

    Семья как институт первичной социализации ребенка, ее значение в становлении и воспитании личности ребенка. Причины отклоняющегося поведения ребенка, роль в его появлении семьи. Специфика работы социального педагога с неполной семьей, используемые методы.

    курсовая работа [54,2 K], добавлен 20.10.2009

    Типы внутрисемейных взаимоотношений их влияние на развитие воспитанников. Особенности приспособления ребенка к учебной нагрузке. Характеристика индивидуальных и групповых форм взаимодействия школы и семьи как факторов успешной адаптации детей к школе.

    реферат [49,7 K], добавлен 03.10.2014

    Воспитательные возможности семьи в формировании личности ребенка через взаимоотношения родителей и детей. Типы семьи, характеристика ее функций. Трудности семейного воспитания. Составление социального паспорта семьи, проведение тестов, анкетирование.

    дипломная работа [1,3 M], добавлен 21.02.2014

    Источники:
    pigulka.ru, hoppediz.ru, knowledge.allbest.ru

    Следующие статьи:


    23 апреля 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения