Справочник Совет педиатра
Главная » Детские болезни

Скрытая агрессия у детей диагноз



Агрессия детей: её причины и предупреждения

Что такое агрессивность?

Латинское слово “агрессия” означает “нападение”, “приступ”. В психологическом словаре приводится следующее определение:

“Агрессия – деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, приносящее физический или моральный ущерб людям, или вызывающее у них психологический дискомфорт”.

Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Огромную роль играет воспитание в семье, причём с первых дней жизни ребёнка.

Исследования доказали, что в тех случаях, когда ребёнка резко отлучают от груди, и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, эгоизм.

И наоборот, когда в общении с ребёнком присутствуют мягкость, ребёнок окружён заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.

В таких ситуациях могут быть использованы 2 полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.

Как ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Педагогические наблюдения показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям не устраняют это качество, а напротив взращивают его, развивая, в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию.

Если родители вовсе не обращают внимание на агрессивные реакции ребенка, то он скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

Только родители, которые могут находить разумный компромисс, “золотую середину”, могут научить своих детей справиться с агрессией.

Портрет агрессивного ребёнка.

Почти в каждом коллективе детей, подростков встречается хотя бы один с признаками агрессивного поведения. Он нападает на остальных, обзывает их, намеренно употребляет грубые выражения, т.е. становится “грозой” всего коллектива. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка трудно принять таким, какой он есть, а ещё труднее понять.

Однако, агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребёнок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребёнка уверенность, что его не любят.

“Как стать любимым и нужным” – неразрешимая проблема, стоящая перед ребёнком. Вот он и ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. К сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы нам и ребёнку, но как сделать лучше – он не знает.

Вот как описывает известный детский психолог Н.Л. Кряжева поведение этих детей:

“Агрессивный ребёнок, используя любую возможность, стремится разозлить маму, учителя, сверстников он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку”.

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребёнок и почему он ведёт себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых – наказание.

В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё “место под солнцем”.

Ребенок не имеет представление, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети часто подозрительны и настороженны, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, наоборот, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те в свою очередь, боятся их.

Проводя мини-опрос среди младших школьников нашего лицея, опрос проводился с целью выяснения, как они понимают агрессивность.

Вот какие ответы дали агрессивные и неагрессивные дети:

Понимание агрессивности младшими школьниками.

1. Каких людей ты считаешь агрессивными?

Диагностика агрессивности детей (опросник Басса-Дарки)

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъективных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

НАЗНАЧЕНИЕ

Методика предназначена для выявления проявления агрессивности у детей.

Проявление агрессии в детском возрасте является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Задачей психолога должны стать психокоррекционная работа с лицами, которые более агрессивны по сравнению с другими. Но как определить это «более» или «менее»? Ответ на этот вопрос невозможен без достаточно точного определения понятий «агрессии» и «агрессивности».

Необходимость такого определения обосновывается тем. что термин «агрессия» чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда отдельных смыслов.

скрытая агрессия у детей диагноз

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Ло-ренд, Ардри) как стремление к господству (Моррисон) реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм). Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т. д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т. д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой, сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряе-мые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности». Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа первый — мотивационная агрессия как самоценность, второй — инструментальная как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне его, и сопряжены с эмоциональными переживаниями: гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия, как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой вероятностью прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. А. Басе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «. реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1) физическая агрессия — использование физической силы против другого лица

2) косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная

3) раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость)

4) негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов

5) обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия

6) подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред

7) вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы)

8) чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести).

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

ИНСТРУКЦИЯ

Прочитай предложенные в опроснике вопросы и ответь на них «да» или «нет».

Опросник «Басса-Дарки»

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

(да-нет).

2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю (да-нет).

(да-нет).

9. Мне кажется, что я не способен ударить человека (да-нет).

10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

(да-нет).

11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам (да-нет).

12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

(да-нет).

13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

(да-нет).

14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал (да-нет).

15. Я часто бываю не согласен с людьми (да-нет).

22. Я думаю, что многие люди не любят меня (да-нет).

46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

(да-нет).

47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею (да-нет).

48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь (да-нет).

49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева (да-нет).

50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

(да-нет).

51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

(да-нет).

52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют • людей делать что-нибудь приятное для меня

(да-нет).

53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ (да-нет).

54. Неудачи огорчают меня (да-нет).

55. Я дерусь не реже и не чаще других (да-нет).

56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что > хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее (да-нет).

57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку (да-нет).

58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

(да-нет).

59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

Детская агрессия: нужно ли ее подавлять?

Мы стараемся растить своих детей в любви и гармонии, тогда откуда же столько агрессии? Все очень просто – детям необходимо выплескивать со слезами негативные эмоции и обиды.

Детская агрессия - природа агрессии у детей

Открытая агрессия в поведении малыша начинает проявляться с того времени, когда он пытается самостоятельно определять личные желания на фоне инстинктивных потребностей. Это считается нормальным явлением, и рассматривается, как выражение неудовлетворенности, подсознательное обозначение личного пространства и его защита, и, как способ донесения личных потребностей для других. Период начинающего взросления ориентирован природой на внутренний стресс и эмоциональные выражения.

Первое глубокое потрясение малыш испытывает в мгновения появления на свет, лишаясь комфортной среды. Похожее чувство получает в момент осознания себя, как личности, роли мамы в его жизни и, подсознательная обеспокоенность, мотивирует на защиту личностных прав.

Проявление агрессии и жестокость взаимосвязаны – крохи не способны еще разделять эмоции и контролировать их, поэтому поведенческие рамки определены рефлексами. Помогут здесь не постоянные родительские одергивания, а объяснения, что есть хорошо и, как следует поступить в конкретной ситуации, помогая, тем самым, справиться с нарастающими эмоциями малыша.

Все действия в его поведении спонтанны и рефлекторны, и не наработанный опыт общения с миром, сведен к позиции желаний формирующего эго. Детская агрессия является следствием испуга, но она корректируется и само чувство воспитуемо. Если упустить момент, и не переправлять агрессивную возбудимость в нужное эмоциональное русло, негативная экспансия обозначит поведение малыша надолго.

Малышу необходимо уяснить, что испытывать гнев – абсолютно нормально. Но способ выражения гнева не должен сводиться к кулакам и драке. Задача мамы в том, чтобы помочь малышу найти адекватный метод выхода злобы. В пиковые моменты лучшим успокоительным лекарством будут мамины объятия, а не монологи на тему хорошего поведения. Поддержите ситуацию чувством близости с вами, и энергетическая поддержка сгладит неприятные моменты.

Детская агрессия - общаемся через беседу и творчество

До 2-х летнего крохи сложно донести словами объяснения – в таком возрасте они воспринимают пока отдельные слова, поэтому речь идет о переключении внимания и акцентировании положительных моментов. Ваша приблизительная фраза «не надо шуметь, я и так все слышу, и мы вместе что-нибудь придумаем, а ты пока поиграй…», охладит пыл малыша, и он подсознательно положится на авторитетные слова мамы.

Поиграйте вместе с крохой. Разыграйте похожую ситуацию с противоречиями и конфликтами, и создайте проекцию, во время которой, с помощью игрушки продемонстрируете мирный выход из ситуации. Предложите смоделировать сюжет вместе.

Поиграйте с ним «в добрую и злую кошку». Предложите показать злую кошку, любящую царапаться и рычать, выгибать спинку и т.д. После маленького шоу попросите изобразить ласковую домашнюю кошечку. Проследите за движениями и выражением лица, чтобы убедиться в снятии напряжения.

Ребенок постарше прекрасно поймет через моменты объяснения, что выражать недовольство необязательно бурно, а можно претензии или требования донести до родителей через спокойное общение. Тон и канву общения задаете вы – родители, а не наоборот. Кроха всегда помнит реакцию и слова взрослых и точно сканирует их в жизни. Не стоит забывать, что подрастающий ребенок с раздражением будет реагировать на постоянное “нельзя”, поэтому разнообразьте лексикон положительными синонимами.

Провокационными факторами детской агрессии могут стать:

  1. Сложные семейные взаимоотношение – ребенок проецирует то, что видит.
  2. Нехватка внимания и вечно занятые родители – метод привлечения внимания.
  3. Протест на строгое внимание – внутренний дискомфорт требует выражения.
  4. Родительская вседозволенность – воспитание без нормативных границ.
  5. Фильмы и онлайн игры моделируют поведение.
  6. Общение не скорректировано родителями, и агрессивные проявления сформировали модель поведения.

Оригинал статьи расположен на сайте to-be-woman.ru

скрытая агрессия у детей диагноз

Если ребенок постоянно ломает игрушки без причины – это тоже повод насторожиться. К признакам патологии можно отнести предпочтения малыша выбирать агрессивного персонажа, темы или сюжеты игр.

Детская агрессия - последствия агрессии или мы родом из детства

Ребенка всегда хочется уберечь и защитить, но любые проявления имеют последствия. Все детские травмы, скрытые страхи, подсознательные тревоги и скрытая или обозначенная агрессия у ребенка формируют психологические комплексы, психозы и неврозы. Сегодня большая часть взрослых имеют схожие диагнозы и даже не подозревают, что «ноги растут из детства». И только потому, что родители вовремя не направили эмоции в нужное русло и не «подставили плечо» в нужный момент.

Во избежание последствий задача родителей сводится к позволению выражения негативных эмоций: боли, страха, гнева. Если закрываться и не обращать внимания на детские проблемы – притупляется чувственность, малыш внутренне закрывается и самостоятельно ищет пути выхода, которые далеко не всегда верны. Руководствуясь агрессией, в дальнейшем, он будет подсознательно притягивать к себе похожих людей, и решать проблемы соответствующими методами. Внутренняя озлобленность и взгляд на мир через искаженное зеркало злобы, приводят к психосоматическим диагнозам и неуравновешенной психике.

Хотите видеть в будущем ребенка здоровым и успешным – берегите с детства его психоэмоциональное состояние, чтобы не заниматься скучным самокопанием в зрелости.

Детская агрессия - работаем домашним психологом или как распознать признаки агрессии

Давайте попробуем стать детским психологом и попытаемся определить эмоциональное состояние малыша.

  1. Помните, что ребенок физически выражает свой гнев, потому что не знает других способов.
  2. Проследите, что смотрит по телевизору и во что играет.
  3. Старайтесь комментировать все его добрые поступки вслух «мне нравится, как ты это сделал …»
  4. Создавайте возможности для выброса адреналина – подвижные, ролевые, командные игры. Почему бы папе не погонять футбол или не прикрепить корзину для баскетбольного мяча?

Займитесь творчеством. Попросите ребенка нарисовать несуществующее животное. Он быстро изобразить свое видение на эту тему и, по вашей просьбе, придумает ему имя. Задайте уточняющие вопросы, где живет сей зверь и т.д.

Рассматриваем тест-рисунок

  1. Сильный нажим карандаша подтверждает его внутреннее напряжение, а значит, не выраженные эмоции.
  2. Выделенные цветом и акцентированные зубы или когти неведомого хищника, говорят о наличии скрытой агрессии.
  3. Сдвинутый рисунок ближе к верхнему краю, скорее всего, означает о нереализованных желаниях социализации, которые, он может реализовать силовым методом.
  4. Точно и четко обозначенный рот с зубами свидетельствует о словесной агрессии.
скрытая агрессия у детей диагноз

Гипотезы, конечно, требуют подтверждения в беседе. Задавая наводящие вопросы, вроде «зачем животному столько когтей», малыш озвучит то, что не получилось конкретно выразить в рисунке. Ваша задача – без комментариев слушать ответы, и поддержать его внимание на интересующих вопросах.

Возможно, малыш расскажет о том, что на животное нападут и ему придется защищаться либо предложит собственную версию. Из услышанных фрагментов можно составить мозаику внутренних противоречий и проблем, что послужит поводом для обобщения информации и устранения причин.

Не запрещайте детям злиться, а лучше помогите найти способ для выброса детской агрессии. Можно активно бросать мяч, бегать наперегонки, лопать шарики, и придумывать на ходу любые действия. Если малыш все же решил поплакать, смиритесь, слезы – один из выходов накопившейся энергии.

Елена Артемова специально для женского интернет журнала to-be-woman.ru

Детская агрессия

Ваш еще недавно такой милый и неуклюжий карапуз вдруг стал капризным и агрессивным? Вчера с силой отобрал у приятеля в песочнице лопатку, а сегодня вы еле успели разнять драку, зачинщиком которой стал ваш ребенок. Проблемы, к сожалению, знакомые многим родителям. Как не стать жертвой маленького агрессора, понять причины такого поведения и научить ребенка адекватному поведению в семье и обществе?

Причины и проявления

Есть множество причин, почему дети ведут себя агрессивно. Агрессивное поведение ребенка чаще всего возникает в ответ на такие его чувства, как страх, печаль, разочарование, отчаяние и ревность. Они могут возникнуть как реакция на события или обстоятельства, которые приводят к низкой самооценке, состоянию изоляции или потере контроля. Некоторые дети не имеют возможности или не знают, как контролировать свои действия, в результате их чувства обостряются, и гнев проявляется в виде агрессивного поведения.

Агрессия у маленьких детей может проявляться в виде ударов руками, ногами, головой, плевков, укусов, бросания предметов, уничтожения или порчи вещей и игрушек.

В некоторых случаях взаимодействие между темпераментом ребенка и/или генетической предрасположенностью и воздействием окружающей обстановки (например, атмосфера в семье или стрессы) увеличивает вероятность использования ребенком агрессии в качестве основной стратегии выживания.

Возрастные особенности

У детей в возрасте до 3 лет агрессивное поведение чаще всего возникает по поводу игрушек. Дети могут кусаться, плеваться, толкаться, бить других, кидаться различными предметами, устраивать истерики. В этом возрасте они обучаются адекватным способам коммуникации с другими детьми: как предлагать играть, успокаиваться, переключаться. Попытка со стороны родителей воздействовать на ребенка силой может привести только к тому, что он будет действовать более агрессивно в следующий раз или это приведет к желанию нанести ответный удар. В этом возрасте ребенка лучше переключать, давать отдохнуть от деятельности, которая провоцирует агрессию.

С 3 до 5 лет у детей обычно физическая агрессия снижается, они начинают использовать слова, чтобы общаться со сверстниками, в то же время они еще достаточно эгоцентричны и чужую точку зрения еще с трудом могут принять. Для них все или плохое или хорошее, нет нюансов. Дети не способны обдумывать, планировать, им нужны четкие руководства, инструкции, как и что делать. В этом возрасте они не могут разобраться, что фантазия, а что реальность в фильме или телевизионном шоу. Они могут неправильно понять желание другого ребенка присоединиться к его играм и увидеть в этом враждебность, вторжение на их территорию. Соответственно, будут стремиться защититься и, скорее, с применением агрессии. Объяснения, что другой ребенок миролюбив, часто не воспринимаются.

В 6-10 лет дети уже обладают достаточным самоконтролем, чтобы не выражать обиду, неудовольствие или страх через агрессию по отношению к другим детям. Но в то же время они еще могут защищать свои интересы с помощью агрессии.

Мальчики обычно действуют открыто через физическую агрессию. Девочки склонны к косвенной, скрытой – без прямой конфронтации. Например, через вербальное нападение – насмешки, прозвища или, наоборот, через игнорирование, молчание. И мальчики, и девочки. склонные к агрессии, часто имеют низкую самооценку и скрытую депрессию.

В более старшем и подростковом возрасте агрессивное поведение может провоцироваться средой, в которой ребенок формируется (асоциальная среда, стрессовая, напряженная – недостаток любви, заботы, заброшенность ребенка). Это может приводить к стремлению нанести ответный удар, отомстить. При этом сверстники могут закреплять агрессивные проявления ребенка, поощрять их.

Почему так происходит, и что делать

Часто дети могут действовать агрессивно просто потому, что чувствуют себя расстроенными или беспомощными и не могут выразить это словами. Дети не обладают столь развитыми коммуникативными навыками, бытовыми психологическими знаниями, понятиями, как взрослые. Однако они понимают больше, чем могут сказать. Поэтому важно поощрять ребенка, когда он пытается выразить свои чувства. Здесь бывают очень полезны ролевые игры. вам подойдут игрушки. куклы, различные герои, которые популярны сейчас у ребенка. Вы можете вместе с малышом разыграть противостояние, конфликт, противоречие интересов. Создайте провокацию, во время которой можно на примере игрушек продемонстрировать ребенку, как можно разрешать конфликты, не проявляя агрессию, физическую силу, без унижений и обид: находя общие интересы, компромиссы с помощью переговоров.

Если в семье ребенок не получает необходимых знаний о приемлемом и неприемлемом поведении со сверстниками, например, если он часто дерется с братом/сестрой, и его никто не учит справляться с конфликтами, ему сложно понять, когда он ведет себя агрессивно.

Бранные, злобные слова, и, конечно, физическая агрессия со стороны родителей передают детям образцы агрессивного поведения.

Фильмы, онлайн-игры тоже моделируют поведение ребенка и допустимый уровень агрессии. Телевизионные передачи, шоу бывают достаточно жестокими, и если дети видят это, они просто не понимают разницы между игрой и реальностью, тем более, что часто насилие может выглядеть очень естественно. Если у ребенка есть проблемы с агрессивным поведением, вам обязательно надо ограничить или исключить просмотр ТВ и агрессивных фильмов.

Если ребенок не чувствует себя в безопасности, он может сигнализировать о помощи, становясь агрессивным.

Иногда у детей могут быть вспышки агрессии из-за событий в семье, например, при разводе родителей. Кроме того, у детей есть потребность в контроле. Иногда ребенок может действовать агрессивно, чтобы получить реакцию или восстановить контроль над ситуацией, над другим ребенком. Это нормально для детей 2-6 лет. Маленькие дети еще не умеют регулировать свои реакции, чувства не отделяются от поведения.

Если не управлять агрессивностью ребенка, он не узнает, где находится граница дозволенного, и будет продолжать провоцировать и проявлять себя подобным образом, не понимая, когда он может остановиться. Если не принимать мер, ребенок остается в замешательстве, не зная, ни когда он должен остановиться, ни какие могут быть последствия. Важно указывать детям на последствия своего поведения – это помогает им чувствовать себя эмоционально в безопасности.

Учимся корректировать агрессивное поведение

То, как вы реагируете на агрессию вашего ребенка, должно зависеть от уровня его развития. Например, малыша лучше перенаправить на безопасную и более спокойную деятельность, в то время как дети более старшего возраста уже могут понять и запомнить правила поведения.

Ребенок должен знать, что испытывать гнев – это нормально, а бить или кусать людей – нет, это уже агрессия, ведь нападение на людей наносит им вред. Во время вспышки агрессии выведите ребенка из комнаты, с игровой площадки, отведите в другое место. Сосредоточьте свое внимание на одной или двух наиболее опасных ситуациях поведения вашего ребенка вместо того, чтобы пытаться заставить его изменить все сразу.

Присядьте к ребенку, чтобы оказаться на одном уровне зрительного контакта с ним, согрейте его, держите за руку. Это продемонстрирует ему, что показывать вам свои чувства безопасно. Можете сказать: «Я знаю, что тебе сейчас плохо». «Я здесь, я помогу тебе. Скажи, что происходит». «С тобой все нормально, тебе просто сейчас тяжело. Я буду рядом с тобой».

Не ожидайте, что ребенок будет разумно что­то объяснять. Он может плакать, дрожать, вы будете иметь дело с языком тела и криком, плачем, а не со словами. Обнимайте ребенка, немного сдавливая, чтобы он успокоился. Сейчас чувства слишком сильны, и длинные пояснения, лекции ребенку ни к чему. Дети помнят, чему вы их учили, и без лишних слов. Они сканируют ваши действия, реакции, энергию.

Не обвиняйте, не стыдите и не наказывайте. Эти действия только еще больше испугают детей и оттолкнут их. Они добавляют боли ребенку и делают его еще агрессивнее. Осуждать можно поведение, а не самого ребенка, его личность. Соблюдение равновесия между обвинениями и здоровым чувством вины – это то, что родителям очень важно понять. В любом случае дети чувствуют себя виноватыми, даже если они показывают, что им все равно. Это чувство вины мешает сказать о тех эмоциях. которые и вызвали агрессию.

Вместо обвинений поощряйте ситуацию близости с вами. Пусть ребенок сразу идет к вам за помощью, когда он расстроен. Это позволит избежать агрессивного поведения из-за того, что он не чувствует с вами связи.

Главное помнить, что агрессивный ребенок – это испуганный ребенок. Агрессия становится способом управления страхами, ребенок находит то решение, которое может. Ваша задача как родителей помочь ему найти другие способы совладания со страхом или с ситуацией – более адекватные и спокойные.

Арина Липкина, психолог-консультант

Источники:
festival.1september.ru, psyera.ru, to-be-woman.ru, mama.ru

Следующие статьи:


26 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения