Справочник Совет педиатра
Главная » Лекарственные препараты

Профилактика нарушений осанки у детей



Профилактика нарушений осанки у детей

Профилактика нарушений осанки у детей младшего школьного возраста

Введение

По данным Минздрава России у 50% детей школьного возраста отличаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата. Во многом это связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения в школе двигательная активность снижается на 50% и в дальнейшем продолжает неуклонно падать [3].

Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие

из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Они были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, медики, школьные учителя, социальные работники. Достаточно часто родители, стремящиеся помочь своему ребенку вырасти физически и психически здоровым человеком, не в состоянии правильно и своевременно решать эти задачи из-за недостатка знаний. В тоже время, почти все родители в глубине души хорошо осознают, что лучше них никто не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях. Основы здоровья, образа жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка – это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старательности и терпения. Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятие гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка. Нарушение осанки чаше всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки – это болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологи позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения и т.д.

С началом систематического обучения в деятельности детей преобладающим становится статический компонент. В младших классах учащиеся проводят за партой от 4 до 6 часов. Вместе с тем статическая выносливость у школьников невелика, утомление организма развивается относительно быстро, что связано с возрастными особенностями двигательного анализатора. Внешне это проявляется в изменении позы, двигательном беспокойстве. Трудной задачей для школьников является и подвижное состояние. Учащиеся младших классов не могут удержать стойку «смирно» более 5–7 минут. Для подростков также весьма утомительно стояние, которое является основной позой при проведении различных линеек в школе. Этим и объясняется актуальность данной темы.

Выявление причин нарушения осанки является одной из главных задач по врачебному контролю на уроках физической культуры.

Проблема исследования заключается в том, что детей младшего школьного возраста с нарушением осанки в настоящее время увеличивается, а не уменьшается.

Объект исследования: профилактика нарушений осанки.

Предмет исследования: влияние систематических занятий физическими упражнениями на развитие осанки школьников.

Цель: выявить влияние систематических физических упражнений в профилактике нарушений осанки школьников.

Задачи: 1) изучить литературу и другие источники информации по данной теме

2) определить методы экспериментальной работы

3) определить роль систематических физических упражнений в формировании осанки школьников

4) сравнить полученные результаты со среднестатистическими нормами.

Гипотеза: если будет правильно подобрана методика проведения занятий, включающих комплекс специальных физических упражнений, то это докажет их положительную роль в профилактике нарушений осанки младших школьников.

профилактика нарушений осанки у детей

Методы:

ü Анализ научно-методической литературы

ü Методы соматоскопии, антропометрии

ü Анализ документов учета медицинских карт

ü Анализ полученных результатов и их математическая обработка.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В ведении раскрыты цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования. В первой главе раскрыты понятия осанки, её виды и анатомо-физиологические особенности. Во второй главе показаны результаты собственного исследования и даны рекомендации по профилактике нарушений осанки. В заключении сделан основной вывод по работе.

1 . Физиологические особенности осанки и её роль в развитии здорового школьника

1.1. Понятие осанки, ее виды и анатомо-физиологические особенности

Осанка – привычное положение тела при сидении, стоянии, ходьбе. Она начинает формироваться с раннего детства и зависит от формы позвоночника, равномерности развития и тонуса мускулатуры торса [3].

Осанка – это умение без особого напряжения сохранять правильную позу в различных положениях: сидя, при ходьбе, во время игр. При правильной осанке голова и туловище во время ходьбы находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, слегка опущены и оба находятся на одном уровне, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника выражены нормально, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах. Правильная осанка ценна потому, что при ней для всех внутренних органов создаются наиболее благополучные условия функционирования, а движения человека наиболее естественны, экономичны и результативны [25].

Неправильная осанка плохо сказывается на работе внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта, уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость, падает аппетит, ребенок становится вялым, апатичным, избегает подвижных игр [7].

Наиболее известным нарушением осанки является сутулость. При ней шейней изгиб позвоночника увеличен, а поясничный сглажен, плечи опущены и несколько сведены вперед, лопатки разведены, грудь впалая, голова опущена, ноги нередко согнуты в коленях, руки висят вдоль туловища. Бывают отдельные нарушения в различных частях тела: так называемые «крыловидные» (т.е. слишком отстающие от туловища) лопатки, уплощение грудной клетки, асимметрия плеч (одно выше другого) или же чрезмерная их сведенность вперед и т.д. Наблюдается три степени нарушения осанки.

Первая степень – изменен лишь тонус мышц. Все дефекты осанки исчезают, когда человек выпрямляется. Нарушение легко исправляется при систематических занятиях корректирующей гимнастикой.

Вторая степень – изменения в связочном аппарате позвоночника. Изменения могут быть исправлены лишь при длительных занятиях корректирующей гимнастикой под руководством медицинских работников.

Третья степень – характеризуется стойкими изменениями в межпозвоночных хрящах и костях позвоночника. Изменения не исправляются корректирующей гимнастикой, а требуют специального ортопедического лечения. Чтобы не допустить дефектов в осанке, необходимо с раннего возраста осуществлять профилактические мероприятия, способствующие правильному развитию опорно-дивгательного аппарата ребенка [25].

Нарушения осанки у детей

Рейтинг:

Положение тела, привычное для человека во время ходьбы, стояния или сидения, называют осанкой. У ребенка навыки сохранения правильной осанки формируются по мере взросления, в ходе физического развития и интенсивного роста. Осанка считается правильной, когда изгибы позвоночника выражены равномерно, плечи и лопатки находятся на одном уровне.

Нарушение осанки у детей является проблемой не только эстетического характера. При сутулой спине и запавшей груди у ребенка часто наблюдаются неполадки в системе кровообращения, страдают органы дыхания, пищеварения. В результате возникающей гипоксии снижается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Причины нарушения осанки у детей

В большинстве случаев (кроме врожденного сколиоза) ребенок появляется на свет с прямым позвоночником. По мере роста малыша формируются изгибы, которые исполняют роль амортизаторов. Они гасят вибрации, возникающие при движении. Самым первым появляется шейный лордоз (изгиб вперед), затем грудной кифоз и поясничный лордоз. Этот процесс заканчивается примерно к 6-7-летнему возрасту.

Обычно нарушение осанки у детей возникает в периоды активного роста, особенно в 11-13 лет. В это время мышцы и кости быстро удлиняются, и организм не успевает приспособиться к изменившимся размерам тела. Специалисты выделяют нарушения осанки двух видов: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

При неправильном соотношении изгибов позвоночника говорят о дефектах осанки в сагиттальной плоскости, в числе которых:

  • Сглаженные позвоночные изгибы или плоская спина
  • Круглая спина
  • Плоско-вогнутая спина
  • Кругло-вогнутая спина
  • Сутуловатость.
  • Нарушения осанки у детей во фронтальной плоскости характеризуются несимметричным расположением одной половины туловища относительно другой. При I степени отмечаются практически незаметные дефекты осанки, от которых сам ребенок может избавиться при помощи целенаправленного контроля за положением тела. Более выраженные деформации наблюдаются при II степени, их также можно скорректировать с помощью несложных упражнений. При нарушениях осанки III степени деформацию позвоночника у ребенка невозможно устранить только одной гимнастикой.

    Причины нарушения осанки у детей:

  • Неправильное питание и болезни
  • Слаборазвитая мускулатура спины и живота
  • Конституционные особенности скелета
  • Врожденные патологии опорно-двигательного аппарата
  • Плохое зрение или слух, вынуждающие ребенка принимать неудобную позу
  • Несоответствие высоты рабочего стола росту ребенка
  • Слишком мягкий матрас
  • Неправильно подобранный портфель или сумка.
  • Родители самостоятельно могут диагностировать нарушение осанки у ребенка. Для этого достаточно понаблюдать, как он стоит, сидит в непринужденной позе или ходит. При правильной осанке лопатки симметричны, плечи развернуты и находятся на одном уровне, походка свободная, ноги ровные.

    Профилактика и лечение нарушений осанки у детей

    Чаще всего различные дефекты осанки наблюдаются у малоподвижных и ослабленных детей. Основным направлением в коррекции нарушений является укрепление грудных мышц, спины и брюшного пресса, создание работоспособной мышечной системы. Большую роль при этом играет лечебная физкультура, массаж (общий, ортопедический, с элементами ЛФК). Полезны занятия плаванием, танцами, активными видами спорта.

    В комплекс лечебно-коррекционных процедур также целесообразно включать занятия на велотренажере, гимнастическом комплексе. В некоторых случаях при лечении нарушений осанки у детей применяется электростимуляция мышц спины, электрофорез, УФО, талассотерапия, индуктотермия. Нередко ребенку назначается ношение корсета для поддержания правильного положения тела.

    При правильно организованном лечении обычно удается добиться полного исправления осанки. При серьезных деформациях позвоночника для коррекции может потребоваться хирургическое вмешательство.

    Профилактика нарушений осанки у детей состоит в правильной организации распорядка дня, обеспечении полноценного питания. Ребенок должен носить удобную обувь, иметь достаточно пространства для выполнения домашних заданий. Полноценная двигательная активность необходима для выработки у детей привычки сохранять правильную осанку. Поэтому так важно для профилактики нарушений осанки у детей как можно чаще бывать на свежем воздухе, заниматься подвижными играми, гимнастикой и спортом. Малыши, имеющие проблемы с осанкой, должны состоять на учете у детского ортопеда.

    Упражнения при нарушениях осанки у детей

    Физические упражнения при деформации позвоночника у детей играют важную роль в ее коррекции. Лечебная физкультура способствует общему укреплению организма, улучшает обмен веществ, работу сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения.

    Комплекс упражнений при нарушениях осанки у детей:

  • В положении стоя взять в руки мяч, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх, сильно вытянуться, подняв голову. Затем положить мяч на грудь, опустить руки. Повторить около 10 раз
  • Исходное положение то же. Завести руки за спину, согнув в локтях: одну руку сверху, другую снизу мяча. Переложить за спиной мяч из одной руки в другую. Повторить несколько раз
  • Лежа на спине, поднять прямые ноги, а затем развести их в стороны. Скрестить ноги, не отрывая при этом от пола туловище и руки. Упражнение повторить 8-10 раз
  • Лечь на живот, положить руки на затылок, локти развести в стороны. Приподнять торс вверх и задержаться в этом положении не менее пяти секунд. Повторить несколько раз
  • Упражнение «мостик». Выполнять лежа на спине, руки при этом согнуты в локтях. Сильно прогнуться в позвоночнике, опираясь на локти и таз. Повторить 3-4 раза не торопясь.
  • Во время выполнения упражнений необходимо следить за тем, чтобы дети не задерживали дыхание. Нельзя нагружать ребенка силовыми упражнениями, лучше ограничиться наклонами с гимнастической палкой.

    Значение правильной осанки

    Для начала разберемся с тем, что такое правильная осанка, какое ее значение и функции в жизни человека. Каждый индивид обладает только одной (правильной или патологической) осанкой. Осанка – это привычное положение тела человека в пространстве (как при движении, так и в покое), которое формируется и задается на бессознательном уровне. Как уже упоминалось, осанка появилась в связи с эволюцией человека и присуща только ему.

    Признаки правильной осанки:

  • линия всей длины позвоночника имеет вертикальное направление, голова смотрит прямо
  • симметричное расположение лопаток, плеч, сосков
  • обе ключичные кости соединяются горизонтальной линией
  • обе ягодицы расположены на одном уровне
  • на спине нет асимметрических кожных складок
  • все физиологические изгибы позвоночника находятся в нормальном диапазоне величин (нет патологических лордозов, кифозов)
  • нет бокового искривления позвоночника (сколиоз)
  • обе ноги имеют одинаковую длину.
  • Особенно опасно нарушение осанки у школьников, так как именно в этот период позвоночник растет активнее, чем всегда, и воздействие причинных факторов нарушения осанки приводит к выраженным деформациям, которые опасны для здоровья ребенка.

    С правильной и красивой осанкой вы не только будете эффектно выглядеть, но и сбережете свое здоровье

    Функции, которые выполняет правильная осанка:

  • приводит к равномерному распределению нагрузок на позвоночный столб, что оберегает его от повреждений и различных заболеваний
  • обеспечивает поддержку равновесия тела и отличную координацию движений
  • позволяет движения в суставах с максимальной амплитудой
  • придает человеку эстетики
  • обеспечивает нормальное функционирование внутренних органов и их защиту от внешних воздействий
  • осанка – это внешний показатель психического и физического здоровья человека
  • влияет на формирование характера.
  • Таким образом, можно себе представить последствия нарушения осанки.

    Нарушение осанки у детей

       Нарушение осанки у детей . которое встречается более чем у 50% детишек дошкольного возраста, с научной точки зрения болезнью не считается. Но проблемы со спиной могут привести к вполне серьёзным последствиям: ухудшению работы дыхания, повышенной утомляемости, потере аппетита, хронической головной и мышечной боли, расстройству нервной системы и двигательного аппарата, близорукости и сколиозу у ребёнка.

    Формирование правильной осанки у ребёнка

       Осанка у ребёнка начинает формироваться с самого раннего детства, и её нарушение может иметь множество причин. Удивительно, но далеко не все они до сих пор установлены и исследованы специалистами.

       Есть версия, что существенную роль для красивой осанки играет наследственный фактор. Так что если мама или папа ребёнка сами не могут похвастаться ровной спиной, кроха тоже нуждается в особом внимании ортопеда.

       В зону риска попадают также дети, которые перенесли родовую травму ( и рождённые путём кесарева сечения ), имеющие врождённые аномалии, страдающие плоскостопием и малыши, которые не проходят все стадии развития по порядку (то есть сначала учатся переворачиваться, вставать на четвереньки, учатся ползать и лишь потом учатся ходить ), а перескакивают через одну из них.

       Есть ещё одна из главных причин нарушения осанки - неправильное питание. Причём не только ребёнка, но и питание мамы во время беременности. Во время беременности следите за своим рационом питания: в нём обязательно должны присутствовать в достаточном количестве продукты, содержащие кальций.

       С момнта введения прикорма в рационе младенца обязательно должны присутствовать продукты, богатые витаминами, белками и углеводами: мясо, рыба, овощи, сыр, молоко, мёд (если не вызывает аллергию).

       Давайте малышу возможность как можно больше двигаться: побуждайте его тянуться к игрушкам, почаще меняйте его положение в кроватке, носите ребёнка по очереди на правой и на левой руке.

       Положите в детскую кроватку резиновый мячик так, чтобы ребёнок во время бодрствования упираться в него ножками.

       Не форсируйте развитие ребёнка: оно должно проходить естественным путём. Не стоит усаживать ребёнка в подушки, если он пока ещё не пытается сесть самостоятельно.

       Не злоупотребляйте ходунками и прыгунками: не оставляйте малыша в них на долгое время. Длительное пребывание в вертикальном положении создаёт большие нагрузки и на позвоночник, и на мышцы крохи, к которым организм пока не готов.

       По этой же причине лучше отказаться от частого использования "кенгуру". Отдайте предпочтение слингу.

       Когда малыш начнёт делать свои первые шаги, учите его ставить стопы параллельно друг другу и удерживать тело по возможности прямо.

       Тщательно выбирайте обувь для ребёнка. Она должна быть удобной, с закрытым носом, жёстким задником, устойчивой плотной подошвой.

       Как можно дольше гуляйте с ребёнком в любую погоду на свежем воздухе (не менее 2-3-х часов в день).

    профилактика нарушений осанки у детей

       Спать ребёнку любого возраста лучше всего на полужёсткой ровной постели. А оптимальная поза для сна - на спине или животе. В возрасте до года подушки детям не нужны, для малышей постарше подушка должна быть упругой и невысокой.

       Следите за позами ребёнка во время игр и занятий за столом. Не разрешайте ему сидеть, поджав под себя ногу. Приучайте ребёнка сидеть прямо, опираясь спиной на спинку стула. Ноги малыша при этом не должны болтаться в воздухе.

       При выборе секций и кружков для ребёнка постарайтесь сочетать малоподвижные занятия с активными. Для осанки особенно полезны занятия плаванием, конным спортом и гимнастикой. Но перед началом занятий проконсультируйтесь с врачом.

       Выделяйте каждый день по 10-15 минут на зарядку. Детишкам старше 3-4-х лет очень полезно висеть на турнике как можно дольше.

       В перерыве между играми приучите малыша 2 раза в день по 15 минут лежать на ровной и полужёсткой поверхности. Это поможет снять нагрузку с позвоночника.

    Профилактика нарушений осанки у детей

       Приятными и эффективными средствами для профилактики проблем со спиной являются гимнастика и массаж. С полутора месяцев уже можно проводить непродолжительные по времени занятия для крохи. Попросите педиатра показать вам технику выполнения массажа и гимнастики для грудничков.

    профилактика нарушений осанки у детей

       Мышцы-разгибатели позвоночника хорошо тренирует упражнение на прогибание. Положите ребёнка на левый бок и, придерживая его ножки правой рукой, большим и указательным пальцами левой руки проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее, - малыш рефлекторно прогнёт спинку. Повторите упражнение 2 раза. То же самое проделайте, когда ребёнок лежит на другом боку.

       Упражнение можно выполнять с детишками до 3-4-х месяцев, так как затем этот рефлекс постепенно угасает.

       Не стоит забывать почаще выкладывать младенца на животик, чтобы он учился поднимать головку.

       С 2,5-3-х месяцев очень полезно делать упражнение для укрепления мышц живота. В исходном положении малыш лажит на спине. Подведите свои руки под его спинку, поддерживая головку так, чтобы ножками он упирался вам в живот. Медленно поднимайте руки вверх, как бы присаживая кроху, а затем медленно опускайте ребёнка. Повторите упражнение 2-3 раза. Следите за тем, чтобы кроха не терял опору.

       С 3-х месяцев учите ребёнка поворачиваться со спины на животик, если он ещё не начал это делать самостоятельно. Когда малыш лежит на спине, вложите ему в кулачок большой палец правой руки, а левой рукой удерживайте обе ножки в области голеней.

       Слегка выпрямив ножки, поверните таз ребёнка вправо. Вслед за этим младенец самостоятельно развернёт головку и верхнюю часть туловища в ту же сторону. Выведите ручки ребёнка вперёд. Он окажется на животе. Помогите ему опереться на кисти рук. Повороты выполняйте по 2-3 раза в каждую сторону.

       Незаменим для занятий с груднным ребёнком и гимнастический мяч - фитбол диаметром 35-40 см. Положите кроху на мяч и медленно раскачивайте фитбол так, чтобы, опираясь стопами или раскрытыми ладошками о поверхность мяча, малыш мог самостоятельно отталкиваться.

       Если ребёнок не разжимает кулачок, похлопайте его ладошками по мячу. Затем положите младенца спиной на мяч и покачайте его в таком положении в разных направлениях. То же самое проделайте, когда ребёнок лежит на мяче поочерёдно на левом и правом боку.

       Учтите, что проводить занятия с ребёнком нужно, когда кроха не хочет спать или есть и пребывает в хорошем настроении.

       Самое лучшее время для массажа и гимнастики - за 1 час до кормления или через 45 минут после него.

       Не забывайте, что и для гимнастики с массажем существуют свои противопоказания, поэтому перед тем, как приступить к занятиям, обязательно проконсультируйтесь с врачом.

       Интересные материалы:

       Дисплазия тазобедренных суставов у младенцев. Симптомы и лечение дисплазии тазобедренных суставов у малышей. У младенцев после рождения довольно часто бывает недоразвитым тазобедренный сустав. Но диагноз "дисплазия" ещё не говорит о том, что у крохи впереди месяцы без движений. В сложившейся ситуации главное - помочь тазобедренному суставу доразвиться.

       Рахит у ребёнка. Причины развития рахита у детей и его лечение. Рахит является довольно широко распространённым заболеванием у детишек в возрасте первых двух лет. Он относится к обменным заболеваниям с преимущественным поражением костных тканей.

       Боли в суставах у детей. Что делать, если у ребёнка болят суставы? Боли в суставах очень часто беспокоят детей в младенчестве и это может быть по многим причинам. Одни из них являются естественными и не должны вызывать опасений, другие же, наоборот, представляют угрозу здоровью ребёнка и требуют незамедлительной помощи.

    Источники:
    www.refsru.com, lady7.net, moyaspina.ru, cynepmama.ru

    Следующие статьи:


    23 июня 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения