Справочник Совет педиатра
Главная » Мамины заметки

Как лечить сдвг у детей



Как лечить сдвг у детей

Как лечить синдром дефицита внимания у ребенка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это неврологическо-поведенческое расстройство развития (СДВГ), которое начинается в детском возрасте. Это расстройство проявляется такими симптомами, как трудности с концентрацией внимания, гиперактивность и плохая управляемость. Но что делать, если у ребенка СДВГ? Как его распознать, чтобы не упустить время?

Это активность или гиперактивность?

Конечно, очень важно распознать синдром дефицита внимания и гиперактивности для того, чтобы вовремя начать лечение, но все же не каждый активный ребенок страдает СДВГ. Ведь бывают дети просто очень энергичные и активные, отчего иногда они становятся упрямым и непослушным, но все же это еще не значит, что малыш гиперактивен. Время от времени все дети могут расшалиться или же, излишне перевозбудившись, выйти за рамки нормального поведения, однако это еще не является признаком синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Как распознать гиперактивного ребенка

Симптомы СДВГ у детей чаще всего появляются до 7 лет, примерно в 4 года. К врачу обычно обращаются с детьми в возрасте 8-10 лет, так как именно в этом возрасте учеба в школе, подготовка домашних заданий требуют от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. При первом обращении детям более раннего возраста диагноз обычно не ставят. Для того, чтобы избежать постановки ошибочного диагноза, врачи ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Основными признаками наличия у ребенка СДВГ являются

  • нарушение внимания
  • гиперактивность
  • импульсивность.
  • Чтобы диагностировать СДВГ, необходимо наличие нескольких признаков, указанных ниже, к тому же они должны присутствовать в течение не менее шести месяцев.

    1. Прежде всего, у ребенка наблюдается снижение избирательного внимания, он не способен надолго сосредоточиться. Ребенок не может сохранять внимание и не может выполнить задание до конца. Создается впечатление, что он не слушает, когда к нему обращаются.
    2. Ребенок не выполняет инструкции и имеет трудности с организацией своей деятельности, быстро переключается с одного занятия на другое, к тому же ребенок избегает или не любит задач, требующих длительного умственного напряжения. Он часто теряет нужные вещи, легко отвлекается на посторонние звуки, а также страдает повышенной забывчивостью в повседневной жизни.
    3. Помимо этих признаков, у ребенка проявляются интенсивные движения руками или ногами при волнении, ерзанье на стуле. Ребенок все время встает с места, все время бегает как заведенный, постоянно выкрикивает с места во время занятий, отвечает раньше, чем заканчивают задавать вопрос, неспособен ждать своей очереди в играх и во время занятий, вмешивается в разговоры или дела других людей.
    <
    h3>Почему возникает такой синдром

    Причиной синдрома нарушения внимания и гиперактивности раньше считали внутриутробное или перинатальное повреждение головного мозга ребенка. В настоящее время есть предположения, что это, скорее, генетическая предрасположенность. Помимо этого, дети, страдающие СДВГ, бывают у родителей с алкогольной зависимостью, у асоциальных психопатов и у людей с аффективными расстройствами. Иногда причиной заболевания могут быть нарушения внутриутробного развития.

    Что делать?

    Исследования показывают, что в подростковом возрасте у многих детей гиперактивность уменьшается, даже если и остаются некоторые другие нарушения.

  • Но все же родителям необходимо объяснять причины такого поведения ребенка. Во многом оно обусловлено врожденными особенностями психики, которые родители изменить не могут, но такие симптомы, как непослушание, чувство противоречия, должны устранять родители.
  • Если у ребенка возникают трудности с учебой в обычном классе, его необходимо перевести в специализированный класс. К тому же симптомы гиперактивности можно уменьшить с помощью лечения медикаментами, однако стоит знать, что препаратов для лечения задержек развития нет. В таком случае ребенок должен обучаться в особых условиях, соответствующих его возможностям.
  • Эффективность медикаментозного лечения составляет примерно 75-80%. Хотя лечение симптоматическое, однако оно приводит к подавлению симптомов и облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение чаще всего заканчивают в подростковом возрасте.
  • Статья с сайта Союза педиатров России:

    как лечить сдвг у детей

    I. Двигательная активность

    II. Психотерапевтические методики

    III. Психолого-педагогическая коррекция

    IV. Медикаментозная терапия

    Приложения:

    Рекомендации родителям гиперактивных детей

    как лечить сдвг у детей

    Рекомендации учителю по работе с гиперактивными детьми

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) встречается у детей часто, о чем свидетельствуют исследования, проведенные, например, в США (4-20%), Германии (9-18%) и др. Впервые в России эпидемиологические исследования по распространенности СДВГ были проведены А.Г. Платоновой и Е.В.Касатиковой под руководством И.П. Брязгунова и В.Р. Кучмы в Москве и Московской области и в г. Владимире и Владимирской области. В г. Москве распространенность СДВГ по сравнению с г. Владимиром в 1,8 раза выше, у мальчиков – чаще по сравнению с девочками (в 1,5 раза – в Москве, в 2,5 раза – во Владимире).

    Причины заболевания еще не выяснены. Считают, что эпидемиология СДВГ носит комбинированный характер при доминирующей роли биологических факторов.

    Существует ряд концепций, описывающих возможные механизмы развития синдрома:

    1. Генетическая: у детей с СДВГ были выявлены аномалии в структуре генов дофаминового рецептора и дофаминового транспортера, но экспериментальных доказательств пока недостаточно.

    2. Нейропсихологическая теория. У детей с синдромом выявлены отклонения в развитии высших психических функций, отвечающих за моторный контроль, внимание, оперативную память, которые могут приводить к развитию синдрома.

    как лечить сдвг у детей

    3. Одна из последних (нейрохимическая) предполагает нарушение метаболизма дофамина и норадреналина, выполняющих роль нейромедиаторов ЦНС.

    Для установления диагноза СДВГ используются стандартные диагностические критерии, разработанные Американской психиатрической ассоциацией и опубликованные в 4-ом издании Диагностического и статистического руководства по психическим заболеваниям (DSM-IV) (таблица).

    Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по DSM-IV.

    Дефицит внимания с гиперактивностью у детей

    У детей диагноз дефицит внимания с гиперактивностью ставится, когда у ребенка регулярно проявляется шесть и более специфических симптомов дефицита внимания с гиперактивностью на протяжении больше шести месяцев.

    Симптомы дефицита внимания с гиперактивностью у детей

    Расстройства влияющие на мозг.

    Страх.

    Депрессия.

    Как ставится диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью?

    Доктор может определить есть ли у ребенка СДВГ, воспользовавшись стандартными тестами, разработанные Американской академией педиатрии. Эти указания разработаны для детей в возрасте от 6 до 12 лет.

    Необходимо учитывать, что поставить диагноз СДВГ у детей младше 5 лет очень трудно. Это происходит из-за того, что у многих детей дошкольного возраста в различных ситуациях проявляются симптомы СДВГ. Более того, в дошкольный период дети очень быстро меняются. Также очень трудно поставить диагноз СДВГ у детей, которые стали подростками.

    Процесс диагностирования СДВГ состоит из нескольких шагов и подразумевает сбор многочисленной информации из различных источников. Вы, Ваш ребенок, представители школы ребенка, и других воспитателей должны быть задействованы при описании поведения ребенка.

    Физиолог может записать историю болезни, чтоб поставить поведение ребенка в контекст. Вам зададут вопросы о том, какие симптомы проявляются у ребенка, как долго они длятся, как поведение влияет на ребенка и его семью.

    Типы СДВГ у детей

    Доктора могут соотнести симптомы со следующими типами СДВГ:

    Смешанный тип (Невнимательность/Гиперактивность/Легковозбудимость). У детей со смешанным типом СДВГ появляется три вида симптомов. Это наиболее распространенная форма СДВГ.

    Гиперактивность/Легковозбудимость. Дети проявляют как чрезмерную активность, так и лекговозбудимость, но при этом способны концентрировать внимание.

    Невнимательность. Раньше это заболевание называли синдромом нарушения внимания (СНВ). Обычно такие дети не очень активны. Они не привлекают к себе внимания в классе или в процессе других видов деятельности, поэтому симптомы могут быть незаметны.

    СДВГ – способы лечения

    Образование ребенка и членов его семьи – очень важная часть любого плана по лечению, в котором могут быть задействованы специальные образовательные программы, психологическое вмешательство и лечение с помощью медикаментов. Убедитесь, что обсудили все варианты лечения с доктором ребенка и подобрали программу, которая подходит ребенку лучше всего.

    Исследования показывают, что долгосрочное лечение с применением медицинских препаратов и бихевиористской терапии намного лучше лечения только с помощью медицинских препаратов, или в случае лечения без применения техник для борьбы с гиперактивностью, легковозбудимостью, невнимательностью и симптомами беспокойства и депрессии. Дети, страдающие от СДВГ и которых лечат с помощью медицинских препаратов и терапии, развивают лучшие социальные навыки.

    Медикаменты для детей, страдающих СДВГ

    Класс медицинских препаратов под названием психостимуляторы или стимуляторы используется для непродолжительного, но эффективного лечения детей, страдающих СДВГ. Такие медицинские препараты, включая Риталин (Ritalin), Консерта (Concerta), и Аддерал (Adderall XR), помогают детям собраться с мыслями и игнорировать отвлекающие внимание моменты. Стимулирующие медицинские препараты эффективны в случае лечения 70%-80% пациентов.

    Другой вид лечения, используемый для лечения СДВГ, - нестимулирующие медицинские препараты, например, Страттера (Strattera). Необходимо провести дополнительные медицинские исследования, чтоб сравнить Страттеру с другими медицинскими препаратами, которые уже имеются в наличии. Но исследования, проведенные на сегодняшний день, показывают, что у более чем 70% детей, которым давали Страттеру, состояние значительно улучшилось.

    Медицинские препараты СДВГ есть в различных формах – быстродействующие, среднего действия и длительного действия. На то, чтоб найти наиболее подходящий медицинский препарат у медика может уйти какое-то время, также необходимо будет определить оптимальную дозу и график приема, основываясь на индивидуальных симптомах СДВГ. Медицинских препаратов от СДВГ иногда есть побочные эффекты, но обычно такое происходит на ранней стадии лечения. Обычно побочные эффекты недолгосрочны и достаточно незначительны.

    Бихевиористское лечение при СДВГ

    Бихевиористское лечение детей страдающих СДВГ включает регулирование окружающей среды, чтоб ребенок мог более успешно вести социальное взаимодействие с окружающими. Подобное регулирование состоит из создания более структурированных и ободряющих домашних обязанностей, четко формируются модели поведения, которых можно ожидать от детей страдающих от СДВГ.

    Другие формы лечения СДВГ от которых может выиграть ребенок включают:

    Тренинг по развитию социальных навыков. Это может помочь ребенку с СДВГ выучить модели поведения, благодаря которым он сможет развить и поддерживать социальные взаимоотношения.

    Группы поддержки и тренинги по воспитаю детей. Образование и поддержка родителей – это может быть один из этапов лечения СДВГ у детей.

    Какое лечение лучше всего подходит для моего ребенка?

    Для детей, страдающих от СДВГ, не существует какого-то одного вида лечения. Например, у ребенка могут возникать побочные эффекты, в результате которых какой-либо вид лечения становится недопустимым. Если у ребенка, страдающего СДВГ еще и чувство расстройства или депрессия, то лучше всего ему подойдет лечение с использованием медицинских препаратов и бихевиористской терапии. Необходимо учитывать историю болезни и индивидуальные потребности каждого ребенка при выборе методов лечения. Очень важно сотрудничать с физиологом, чтоб подобрать оптимальный способ лечения.

    Тренерство – относительно новый вид деятельности в лечении детей, страдающих СДВГ. Тренеры СДВГ должны помогать детям достичь лучших результатов в разных сферах жизни.

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью ( СДВГ) нейроповеденческое расстройство, которым болеют 3%-5% всех детей в Америке. Существует несколько видов СДВГ: подтип с преобладанием невнимательности, подтип с преобладанием гиперактивности и чрезмерного возбуждения, комбинированный подтип. Диагноз СДВГ обычно ставят в детстве, хотя симптомы могут продолжаться и в более взрослом возрасте.

    Симптомы гиперактивности и как лечить гиперактивность у детей?

    Синдром гиперактивности в детском возрасте – это очень распространенное нарушение поведенческого и эмоционального типа. Этот синдром сразу же заметен на фоне других малышей, так как ребенок с ним ни минуты не остается на одном месте, ему нужно постоянно двигаться. Такие дети никогда не доводят дело до конца, они бросают одно занятие и тут же начинают другое. Симптомы гиперактивности наблюдаются примерно у 3-5% всего детского населения.

    Как проявляется гиперактивность у детей?

    Чаще всего синдром гиперактивности начинает проявлять себя в раннем детском возрасте – в два-три года. Но родители обычно обращаются к врачам только тогда, когда их ребенок становится школьником, и у него начинаются проблемы с учебой, что выражается в плохом поведении и полном отсутствии самостоятельности.

    Клинические специалисты подтверждают диагноз «детская гиперактивность» при наличии у ребенка половины нижеперечисленных симптомов:

    - быстрых движений ногами и руками в состоянии волнения

    - ребенок часто вскакивает со своего места

    - резко подрывается и помногу бегает

    - не может участвовать в спокойных играх

    - создается впечатление, что в малыша вложили вечный двигатель

    - кричит со своего места на уроке и постоянно шумит

    - отвечает, не дожидаясь окончания вопроса

    - не может подождать своей очереди во время игры

    - постоянно вмешивается в дела и беседы других.

    Гиперактивность в младенческом периоде

    Некоторые родители обращают внимание на странности в поведении своего ребенка еще задолго до достижения ним школьного возраста. В некоторых случаях синдром гиперактивности дает о себе знать еще до года. Такие дети особенно остро реагируют на появление каких-то внешних раздражителей, они плохо спят и часто плачут. Обычно малыши с этим синдромом учатся ползать и ходить чуть позже, чем их полностью здоровые ровесники.

    Тем не менее, нельзя говорить о полной шаблонности поведения младенцев и о том, что перечисленные симптомы на 100% указывают на наличие гиперактивности.

    По мере усугубления симптомов у ребенка могут начаться проблемы со становлением речи. Кроме того дети с таким синдромом отличаются крайней неловкостью в плане моторики, им особенно трудно даются сложные движения.

    Гиперактивность у дошкольников

    Картина симптомов гиперактивности становится особенно яркой к трехлетнему возрасту. Катализатором можно считать поход в детский сад, так как в нем ребенок сталкивается с новыми требованиями и может не всегда справиться с задачами, что и провоцирует развитие симптомов. В России диагноз «синдром гиперактивности» ставят примерно 4-18% детей дошкольного возраста.

    Если гиперактивность начала развиваться в младенческом возрасте, а родители не обратились за консультацией и помощью специалиста, состояние ребенка будет прогрессировать. Ухудшение будет быстро развиваться в дошкольном возрасте при возникновении систематических нагрузок подготовительной программы детского сада. К перечисленным стандартным признакам могут добавиться ночные страхи, головные боли, нервные тики и др.

    Детская гиперактивность не дает ребенку добиваться успехов, даже при наличии у него многих талантов и высокого уровня интеллектуального потенциала. Низкая успеваемость существенно понижает самооценку, а с возрастом ребенок сталкивается все с большим количеством проблем в отношениях со сверстниками и взрослыми.

    Гиперактивный ребенок часто не может оценить последствий, кроме того он не понимает авторитета, что может вылиться в совершение антисоциальных и даже преступных поступков. Такие дети часто отличаются высокой степенью агрессивности.

    Диагностика гиперактивности у детей

    Нужно как можно быстрее приступать к коррекции синдрома гиперактивности. Для этого родителям нужно обратить внимание на настораживающие симптомы и обратиться к квалифицированному врачу.

    Процесс диагностики гиперактивности довольно таки сложен, не стоит пытаться делать выводы, ориентируясь лишь на свои собственные знания. Родители могут просто активного малыша приравнять к больным или же списать недостаточно адекватное поведение на детскую неопытность и непосредственность.

    Как снизить гиперактивность ребенка?

    Терапия синдрома гиперактивности подразумевает выяснение первопричины развития болезни. В редких случаях поведение детей корректируют при помощи медикаментозных средств, но чаще бывает достаточно квалифицированной психоаналитической помощи.

    Лечение гиперактивности направлено на помощь ребенку в поиске более адекватных методов выражения своих чувств. Психоаналитик пытается понять причины страданий малыша и осознать, что же дают такие поведенческие характеристики внутреннему «Я».

    Основное лечение происходит в игровой форме, специалист помогает малышу отыскать тот внутренний ресурс, при помощи которого можно успешно контролировать свое поведение.

    Детям с синдромом гиперактивности требуется уделять как можно больше внимания, родителям следует окружить таких малышей заботой и любовью. Если психологическая коррекция не приносит желаемого эффекта, применяют медикаменты: психостимуляторы, транквилизаторы, трициклические антидепрессанты и ноотропные препараты.

    К сожалению, полностью вылечить гиперактивность у детей не представляется возможным, однако своевременная врачебная помощь позволяет скорректировать поведение малыша в нужную сторону. Правильная диагностика и адекватный подход к лечению позволяют добиться заметных положительных результатов.

    Екатерина, www.rasteniya-lecarstvennie.ru

    Источники:
    udoktora.net, adhd-kids.narod.ru, www.eurolab.ua, www.rasteniya-lecarstvennie.ru

    Следующие статьи:


    30 марта 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения