Справочник Совет педиатра
Главная » Методы профилактики

Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в школу



Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в школу

Что нужно уметь к школе?

Этот вопрос задают многие родители будущих первоклассников. Официальных требований к поступлению в школу нет, и школы должны принимать всех детей, которые записались. Однако в реальности часто количество мест ограничено, поэтому практикуются собеседования с будущими школьниками. Особенно сильно это собеседование может повлиять на результаты поступления в школах с углублённым изучением предметов и в той ситуации, когда ребёнок поступает в школу не от своего дома.

Насколько умным надо быть к школе? Вопрос, волнующий многих

Учитывайте также, что первых классов в школе несколько, и формируются они по критериям разного развития детей. Условно говоря, есть слабый класс, и есть сильный. С одной стороны в сильном классе выше требования, с другой стороны ребята в сильном классе более мотивированные. Не всегда успешность обучения зависит от сильного или слабого класса, но для многих родителей важно, в какой среде окажется ребёнок.

Формальные требования в школах

Собеседования в разных школах проводятся по-разному, поэтому и требования везде свои. Но в общем и целом формальные критерии похожи.

Память

Ребёнок должен помнить своё имя и фамилию, возраст, свой день рождения, имена родителей и их профессии, адрес, название страны и столицы. Неплохо знать наизусть пару стихотворений. Уметь запоминать картинки и называть их по памяти (выкладываются 10 картинок на 30 секунд, затем переворачиваются, надо вспомнить по крайней мере половину).

Знание окружающего мира

Общие знания о природе: времена года, время суток, дни недели, дикие и домашние животные, базовые знания растений. Особенно почему-то любят спрашивать названия детёнышей различных животных, задавая вопросы, от которых и взрослые часто приходят в замешательство. Как зовут маленького опоссума?

что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в школу

В такой компании готовиться к школе веселее!

Умение обобщать

Группировать предметы по общему признаку и называть, что объединяет указанные предметы: овощи, фрукты, животные, ягоды, транспорт, посуда и так далее. Отличать живое и неживое, женский и мужской род.

Фонетические знания

Находить слова с определённым звуком (например, слова с буквой с). Уметь разбивать слова на слоги. Желательно уметь выделять глухие и звонкие, мягкие и твёрдые звуки.

Речь

Умение отвечать на вопросы и задавать их. Пересказывать небольшие рассказы, уметь уловить смысл литературного произведения. Рассказывать историю по картинке.

Математические навыки

Считать до 100, выполнять элементарные операции на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Уметь соотносить цифру и реальное количество предметов. Знать геометрические предметы.

Нужно ли уметь читать и писать?

Очень многих родителей волнует этот вопрос. Безусловно, умение читать и писать являются плюсом при поступлении. Несмотря на то, что официально уметь читать не требуется, об этом обязательно спросят на собеседовании. Всё зависит от мотивации ребёнка. Если буквы запоминаются легко и вот они уже складываются в слога, почему бы не дать ребёнку хороший бонус в дальнейшем школьном обучении? Это прибавит ему уверенности в себе. Если не идёт, не стоит зубрить буквы с утра до вечера, наверняка есть какое-то занятие, которое именно сейчас ребёнку нужнее. А пока читайте малышу сами. прививайте любовь к книгам, и в один прекрасный день он захочет прочитать книгу самостоятельно.

А вам слабо?

Подготовительный класс: идти?

Плюсы у подготовительного класса есть. Ребёнок освоится в стенах школы, познакомится с учителями, наверняка у него уже появятся друзья и знакомые в будущем классе. В целом адаптация к школе через подготовительные занятия пройдёт легче. Подготовительный класс в определённой степени снимает с плеч родителей ответственность обучить ребёнка читать и писать, наверняка он этому научится в школе.

Особенно важно посещение подготовительного класса, если ребёнок поступает в школу с углублённым изучением или в школу, которая относится к другому дому. Конкурс в такие школы будет выше, и дети, завершившие обучение в подготовительном классе, получат преимущество. Читайте подробнее, как выбрать школу, которая обязательно понравится ребёнку .

Подготовка к жизни

По нашему глубокому убеждению, настоящая подготовка к школе - это не про то, как выучить несколько ответов на заранее подготовленные вопросы. Настоящая подготовка означает научить ребёнка понимать вопросы и искать ответы, оставаться спокойным и находить решение любой проблемы, которая встаёт перед ним на пути.

Берите пример с ромашки, тянитесь к свету!

Безусловно, дать такие навыки гораздо сложнее. Зато подготовка станет не только билетом к поступлению в школу, но и ключом к успешной жизни в целом. Как же сделать так, чтобы ребёнок был уверен в своих силах, успешен и целеустремлён? Читайте в нашей статье про развитие личности ребёнка .

Немного психологии

Психологическая готовность к школе очень важна. В этом вопросе стоит поинтересоваться опытом других родителей, советам психологов и учителей. Навыки навыками, но мотивация ребёнка и его психологические особенности оказывают большое влияние на то, как прочно эти навыки прилипнут к ребёнку, и насколько комфортным будет его пребывание в новой среде. Мы постарались собрать мнения опытных родителей и специалистов по работе с детьми, опубликовав интервью с самыми важными участниками процесса обучения .

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в школу

Как проверить готов ли ребенок к школе?

Рассмотрим навыки и умения ребенка перед поступлением в школу.

Мама и папа, оформляющие сына или дочь в школу, вполне могут и сами определить . достаточно ли высоко психическое развитие их ребенка для того, чтобы ходить в первый класс, не испытывая чрезмерной нагрузки.

Что должны уметь дети, идущие в школу. Оценка навыков и умений будущих первоклассников:

&diams перерисовать печатными буквами несколько слов из книги мы еще раз скажем - именно перерисовать, так как писать ребенок еще не умеет, хотя он, возможно, уже умеет неплохо читать

&diams довольно уверенно считать до 100 считать от 10 в обратном порядке, не сбиваясь

&diams назвать основные геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник выбрать названные фигуры из массы других геометрических фигур

&diams рассортировать геометрические фигуры или какие-либо предметы на маленькие, средние и большие

&diams из ряда геометрических фигур удалить явно лишние фигуры - например, из ряда кружков различной величины и цвета, удалить треугольничек, из ряда квадратов удалить кружок и т.д.

&diams в ряду геометрических фигур указать совершенно одинаковые

&diams уметь указать отличия одного рисунка от другого (на первый взгляд одинаковых)

&diams дать правильный ответ на вопрос: каким одним объединяющим словом можно назвать следующие предметы - брюки, рубашка, платье, куртка, пальто

&diams дать правильный ответ на вопрос: каким одним объединяющим словом можно назвать следующие предметы - кровать, шкаф, стол, стул, тумбочка

&diams дать правильный ответ на вопрос: какие из названных ниже животных живут в лесу, а какие животные домашние - олень, корова, лось, овца, волк, собака, лиса, кошка, ёжик и пр.

&diams дать правильный ответ на вопрос: если мальчик идет за мамой, кто идет впереди

&diams дать правильный ответ на вопрос: если Толя ударил Петю, кто из них драчун

&diams дать правильный ответ на вопрос: если внучка провожает бабушку, кто уезжает

&diams разъяснить смысл выражений красна девица, дремучий лес, золотые руки и т.п.

&diams правильно выполнить следующие команды: наступи правой ногой на левую ногу возьмись левой рукой за правое ухо посмотри направо, погляди налево положи правую руку себе на левое колено и т.д.

&diams уметь разгадывать самые простые загадки: крашеное коромысло над полем нависло (радуга) сто одёжек и все без застежек (капуста) под полом таится, всякой кошки боится (мышка) не портной, но всю жизнь с иголками ходит (ёжик) и т.п.

Развивающие задачки, для определения готовности ребенка к школе

Вне зависимости от того, насколько хорошо ребенок подготовлен к школе, с ним было бы неплохо за недельку-другую до 1 сентября порешать простенькие развивающие задачки. Мы представим здесь несколько образцов таких задачек:

&diams какой предмет в этом ряду лишний: чашка, тарелка, яблоко, блюдце, стакан?

&diams какой предмет лишний в этом ряду: груша, яблоко, слива, тарелка, апельсин? почему?

&diams какой предмет лишний: машина, самолет, трамвай, автобус, собака. почему?

Практика показывает, что дети очень любят такие развивающие задачки. Дети воспринимают эти задачки, как занимательную игру а если детей еще несколько, то игра становится и очень веселой. После того, как ребенок поймет принцип составления задачек, он и сам может начать придумывать их. Оттого игра наверняка станет еще веселее.

Отвечать на вопросы, характеризующие уровень интеллекта

Ребенок, который не сегодня - завтра пойдет в первый класс, должен уметь правильно ответить на вопросы, характеризующие его интеллектуальное развитие. Вот эти вопросы:

&diams какая рука называется правой, а какая левой?

&diams какой палец называется указательным и почему? какой палец называется мизинцем?

&diams сколько дней в неделе?

&diams какой день называется вчерашним и какой день называется завтрашним?

&diams сколько различают времен года и какие? чем отличаются друг от друга времена года?

&diams есть ли другие животные, какие, помимо коровы, дают молоко?

&diams как называется страна, в которой ты, малыш, живешь?

&diams как называется город (село), в котором мы живешь?

Что нужно знать при поступлении в 1 класс?

Перечень умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, чтобы поступить в 1 класс и успешно адаптироваться к процессу обучения в начальной школе. Данные навыки и умения покажут как ребенок ориентируется в окружающем, и помогут определить его запас знаний и отношение к школе. Учителям помогает эта информация распределить детей по классам. Побеседуйте с ребенком по вопросам приведенным ниже. Во время беседы четко формулируйте вопросы, давайте время для их обдумывания, чаще хвалите ребенка, не ругайте его, если он не смог ответить или дал плохой ответ. Первый раз проведите такую беседу за полгода до поступления в 1 класс. Так вы сможете восполнить пробелы в знаниях и повысить уровень подготовки вашего ребенка к школе.

Итак, ребенок поступающий в школу в 1 класс должен знать ответы на следующие вопросы (это минимум, который может быть дополнен):

  1. Назови свое полное имя, отчество и фамилию.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Сколько тебе лет?
  4. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  5. Кем работает мама? Кем работает папа?
  6. У тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
  7. У тебя есть друзья? Как их зовут?
  8. Сколько дней в неделе? Назови дни недели.
  9. Какой сейчас день недели?
  10. Какое сейчас время года?
  11. Сколько времен года? Назови их.
  12. Чем отличается зима от лета?
  13. Сколько месяцев в году? Назови месяцы года.
  14. Какой сейчас месяц?
  15. Хорошо если ребенок сможет ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на юг?». «Когда бывает холодно и идет снег?», «В какое время года на деревьях появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»
  16. Каких домашних животных ты знаешь?
  17. Как называют детей собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
  18. Ты хочешь учиться в школе?
  19. Зачем надо учиться?
  20. Где лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
  21. Какие профессии ты знаешь?
  22. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?

Перечень умений и навыков ребенка поступающего в школу в 1 класс

  1. Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.
  2. Уметь написать буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла окно».
  3. Знать прямой и обратный счет в пределах двадцати.
  4. Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
  5. Уметь обобщать по признаку: из предложенных картинок ребенок должен выбрать те, которые что-то объединяет.
  6. Владеть навыком исключения лишнего из ряда предметов. И объяснить, почему лишним является именно этот предмет.
  7. Находить сходства и различия между предметами.
  8. Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Желательно упомянуть в рассказе об эмоциональном состоянии героев рассказа.
  9. Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник. Уметь их нарисовать.
  10. Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
  11. Запомнить и назвать не менее 6 из 12 картинок. одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
  12. Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое стихотворение.
  13. Уметь отвечать на вопросы типа: «Что бывает раньше - обед или ужин?», «Весна или лето?», «Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы - теленок, а у лошади - ?»
  14. Знать 10-12 основных цветов.
  15. Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела, включая шею, пальцы и т.д.
  16. Уметь обслуживать самого себя: одеваться, шнуровать ботинки, убирать за собой, раскладывать предметы по своим местам.
  17. Уметь общаться со сверстниками.
  18. Уметь пользоваться основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.)?
  19. Уметь классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
  20. Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЕНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ

Свое имя, отчество и фамилию. Свой возраст (желательно дату рождения). Свой домашний адрес. Свой город (село) и его главные достопримечательности. Страну, в которой живет. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года). Домашних животных и их детенышей. Диких животных наших лесов, жарких стран, севера. Транспорт наземный, водный, воздушный. Различать: одежду, обувь и головные уборы зимующих и перелетных птиц овощи, фрукты и ягоды. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки. Знать детских поэтов и писателей и некоторые их произведения для детей. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх-низ и т.д.). Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить (придумать) рассказ по картинке. Запомнить и назвать 6-10 предметов, картинок, слов. Различать гласные и согласные звуки. Определять количество и последовательность звуков в словах типа: мак, дом, суп, дубы, сани, зубы, осы. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет). Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. Свободно считать от 1 до 10 и обратно, выполнять счетные операции в пределах 10. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать 30 минут. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя. Ладить с детьми, взаимодействовать со взрослыми.

По теме:

В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним пов.

Уважаемые родители, в ответ на Ваши вопросы привожу перечень умений, которыми, по возможности, должен владеть ваш ребенок при поступлении в школу.

Источники:
www.belykrolik.ru, www.alegri.ru, www.razumniki.ru, nsportal.ru

Следующие статьи:


05 мая 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения