Справочник Совет педиатра
Главная » Педиатр отвечает

Развитие ребенка комаровский



Развитие ребенка комаровский

Психомоторное развитие ребенка до года

2 месяца Моторика. Ребенок научился поворачивать голову в разные стороны. Статика. Может удерживать голову несколько минут в вертикальном положении. Сенсорные реакции. Может сосредоточить внимание на двигающемся предмете. Сосредотачивается на звуке. Речь. Частое короткое гуление. Эмоции и социальное поведение. Умеет улыбаться и фокусироваться на лице, даже если человек двигается.

4 месяца Моторика. Появляются целенаправленные движения. Может поворачиваться со спины на бок. Берет игрушки. Статика. Узнает близких. Рассматривает игрушку в своей руке. Сенсорные реакции. Активно реагирует на звуковые раздражители и яркие предметы. Речь. Появляются губные согласные м, б и радостные возгласы. Эмоции и социальное поведение. Громко смеется в ответ на эмоциональное обращение.

5 месяцев Моторика. Переворачивается со спины на живот. Тянется и трогает игрушки Статика. Стоит при поддержке, опираясь на кончики пальцев Сенсорные реакции. Начинает различать своих и чужих. С интересом все тянет в рот. Речь. Появляются ритмические слоговые цепочки. Эмоции и социальное поведение. Радуется общению с другим ребенком, берет у него игрушку. Реагирует на интонацию.

6 месяцев Моторика. Активно переворачивается. Целенаправленно берет игрушку, которую может перекладывать из руки в руку. Статика. На животе полностью опирается на вытянутые руки. Начинает садиться. Сенсорные реакции. Реагирует на появление близких. Следит за игрушкой, которая упала. Речь. Совершенствуются разговорные навыки. Ребенок соединяет слоги, изменяет силу и высоту звука Эмоции и социальное поведение. Просится на руки.

7 месяцев Моторика. Лежа на спине, играется ногами. Статика. Сидит с прямой спиной. При поддержке в вертикальном положении пружинит ногами. Сенсорные реакции. Старается достать игрушку, изменяя положение тела. Речь. Совершенствуются разговорные навыки. Эмоции и социальное поведение. Включается в игру, требует внимания матери.

8 месяцев Моторика. Берет по игрушке в каждую руку.

Статика. Ползает на животе, переставляя руки вперед. Самостоятельно может ложиться, садиться, вставать. Сенсорные реакции. Может кивать головой да, нет, показывать жестами ладушки и до свидания. Речь. Лепечет. Хорошо проговаривает слоги ба, ма, да. Эмоции и социальное поведение. Активно общается, наблюдает за другими детьми.

9 месяцев Моторика. Самостоятельно играет с разными игрушками. Специально скидывает предметы. Статика. Раскачивается, стоя на руках и коленях. При поддержке за руки стоит. Сенсорные реакции. Отвечает действиями на простые вопросы. Речь. Четко удваивает слоги. Эмоции и социальное поведение. Легко вступает в контакт. Повторяет действия других детей.

10 месяцев Моторика. Много целенаправленных движений. Может складывать пирамидку, класть игрушки на место, закрывать ящики. Осваивает пинцетный захват: берет мелкие редметы большим и указательным пальцами. Статика. Активно ползает, может самостоятельно стоять держать за какой-нибудь предмет. Может идти при поддержке за одну руку. Сенсорные реакции. Повторяет движения взрослых. Речь. Появляются первые слова. Вступает в диалог, повторяя известные слоги. Эмоции и социальное поведение. Эмоционально реагирует разнообразными движениями, мимикой. Реагирует на новое. Играет с детьми.

11 месяцев Моторика. Совершенствуется пинцетный захват. Статика. Ребенок активно ползает. Стоит без опоры. Делает два шага вперед при поддержке за две руки. Сенсорные реакции. Выполняет простые просьбы. Понимает можно, нельзя. Речь. Речь усложняется. Ребенок употребляет упрощенные варианты слов ляля, цяця. Эмоции и социальное поведение. Начинает разборчиво относиться к детям. Радуется их приходу. Машет рукой на прощанье. Появляются первые друзья.

12 месяцев Моторика. Час и дольше может играть с игрушками. Статика. Ходит, опираясь на мебель, или самостоятельно. Сенсорные реакции. Выполняет более сложные просьбы. Увеличивается количество реакций на окружение. Речь. Словарный запас от 8 до 12 слов. Эмоции и социальное поведение. Любит играть с детьми. Ищет спрятанные игрушки. По просьбе обнимает. Ждет похвалы от близких. Перечисленные нормы являются международным стандартом развития детей раннего возраста и применяются во всех странах мира.

Развитие ребенка до года

Роды знаменуют завершение девятимесячного периода ожидания ребенка, развития ребенка в утробе и переход малыша к самостоятельному существованию. Первый год жизни один из самых важных для физического и психического развития крохи. Ему предстоит совершить огромный скачок в развитии: от первого крика и непроизвольных движений к самостоятельной ходьбе. Развитие ребенка до года невероятно интенсивно, он увеличивает свой вес втрое и вырастает на 20-25 см. Из постоянно спящего крохи он преобразуется в человека, с неподдельным интересом познающего мир вокруг себя. В период развития ребенка до года каждый месяц для малыша - долгий и значимый срок, за который он овладевает все новыми и новыми навыками. Развитие ребенка до года - процесс двусторонний. Хорошая двигательная активность влечет за собой нормальное психическое развитие, в то же время хорошее психическое развитие обуславливает гармоничное развитие моторных функций малыша. На первом году жизни физиологические процессы регулируются на рефлекторном уровне. Если что-то идет не так, то ребенок сразу же сообщает об этом родителям наиболее доступным ему способом - плачем. В то же время моторное и психическое развитие ребенка до года очень сильно зависит от его окружения. Если малышу не уделяется внимание, отсутствует контакт с матерью, недостает общения со взрослыми - психическое развитие крохи замедляется. Если его движения длительное время ограничивать, это может повлечь за собой отставание и в физическом развитии. Давайте подробнее рассмотрим, как развивается ребенок по месяцам.

0-3 месяца. В этот период малыш учится удерживать прямо голову, следить за движущимися яркими предметами. Он начинает узнавать ухаживающих за ним взрослых, улыбается им, гулит. Начинает удерживать в руках игрушки, искать источник громких звуков. К концу этого периода постепенно угасают врожденные рефлексы новорожденных.

3-6 месяцев. Малыш уверенно осваивает технику переворота со спины на живот и обратно. Он уже хватает игрушки целенаправленно и все тянет в рот. Он уже может громко смеяться и произносить отдельные слоги. К достижению полугодовалого возраста малыш осваивает самостоятельное сидение, постепенно начинает ползать. При поддержке взрослого уверенно стоит на ногах, что-то лепечет на своем языке.

6-9 месяцев. Малыш уже хорошо сидит, сам встает, активно осваивает ползание, а к концу периода уже может самостоятельно ходить, держась за предметы или руку взрослого. Он все лучше понимает речь и уже способен отреагировать на просьбы на или дай. Все лучше развивается мелкая моторика, и ребенок может брать маленькие предметы большим и указательным пальцами (пинцетный захват). Любит разрывать бумагу, раскидывать игрушки. В этот период активно развивается речь, и родители могут услышать первые слова: мама и папа, некоторые дети уже могут назвать животных.

9-12 месяцев. К году, как правило, ребенок уже делает свои первые самостоятельные шаги. Он уже узнает и показывает различные предметы, применяет игрушки по назначению. В этот период все вызывает повышенный интерес малыша. Любой предмет, цветовое пятно, отверстие - ребенок не пропустит ничего, ему становится интересно содержание всех шкафов и полок, и сейчас он уже может до них добраться. Малыш может с удовольствием отрывать обои или лезть пальцами в розетку. Особенно его увлекает нажимание кнопок. Все сильнее развивается речь, лексикон малыша обогащается новыми словами.

Развитие и воспитание ребенка до года - процесс не только увлекательный, но и ответственный. Именно в этот период формируются основные познавательные процессы, стремительно совершенствуется развитие ребенка по месяцам. И для родителей очень важно поддержать своего малыша, создать комфортные условия для его гармоничного развития и в то же время не проглядеть возможные проблемы, ведь в этот период организм малыша обладает невероятными компенсаторными возможностями. Мы ждем ребенка долгие девять месяцев, и очень важно не потратить это время впустую, а как следует подготовиться к появлению на свет новой жизни.

Евгений Комаровский "Начало жизни вашего ребенка"

ОДЕЖДА. Родители должны добиться следующего:

1. Не дать ребенку замерзнуть.

2. Сделать так, чтобы уход за одеждой (стирка, глажка, сушка) занимал как можно меньше времени.

Прежде всего отметим, что чем меньше химии и синтетики будет ребенка окружать, тем лучше. Натуральные ткани — лен, хлопок. Белый цвет оптимален: меньше красителей — раз, быстрее видна грязь — два, не линяет при стирке и вываривании — три.

ПЕЛЕНКИ нужны всякие. Главное, не экономить на их размерах при покупке и (или) самостоятельном изготовлении. Дети имеют тенденцию расти довольно быстро, и нет ничего хорошего в том, чтобы через 2 месяца после рождения начинать заново делать приобретения. Тонкие пеленки наиболее употребимы и нужны будут постоянно в относительно больших количествах. Более плотные (байковые пеленки) понадобятся для прогулок, их нужно меньше.

Количество пеленок определяется в зависимости от того, как решена проблема ПОДГУЗНИКА . В целом, подгузник представляет собой небольшую, чаще всего марлевую пеленку, которая должна первой принять на себя кал и мочу младенца, не дав им поразить всю остальную одежду. В какой-то степени это подгузнику удается, но лишь в какой-то степени. Кое-что на остальные пеленки все-таки попадает, и они нуждаются в стирке (застирывании). Совершенно другое дело, когда речь идет о современных подгузниках — ПАМПЕРСАХ . Последние сохраняют сухой вид довольно долго — внутренний слой пропускает мочу, а наружный, напротив, мочу не пропускает, оставляя пеленки сухими и чистыми, что многократно уменьшает потребности в пеленках, простынках и других предметах детской одежды.

Вам понравилась статья? Полезной ли она оказалась для Вас? Мы будем признательны, если вы оцените свои впечатления от прочитанного.

Доктор Комаровский. Ребенок и режим.

Сегодня Доктор Комаровский ответит нам на вопрос Зачем нужен режим дня ребенку? . Итак: начнем разбираться.

Ваш малыш уже родился, и вы полностью окунулись в заботу о нем, а для того чтобы правильно организовать свой день, следует выработать правильный режим дня ребенка. Это поможет нормально развиваться вашему малышу, так как сейчас его жизнь построена на рефлексах,развитие которых напрямую зависит от постоянно повторяющихся промежутков - между кормлением, играми, купанием и сном, т.е. от режима.На первом году жизни режим дня для детей изменяется примерно 3 раза: в 3 месяца, 5-6 месяцев и 9-10 месяцев. На втором году жизни режим дня ребенка меняется 2 раза: до 1,5 лет (малыш спит 2 раза в день) и после 1,5 лет (малыш спит 1 раз в день).

Главное, помнить,что каждый ребенок индивидуален, и режим ребенка должен быть подобран учитывая его характер. В режиме дня ребенка до года могут быть отклонения в 20 минут. К примеру, если сегодня ваш малыш захотел, есть раньше (позже) обычного времени, не стоит обращать внимание на такие незначительные расхождения во времени, лучше покормить его.

Режим ребенка до года.

С каждым месяцем жизни в режиме дня ребенка происходят определенные изменения: сокращается общая продолжительность сна и увеличивается время бодрствования ребенка, сокращается количество кормлений, и увеличиваются перерывы между ними. Рассмотрим, как меняется режим дня ребенка от рождения до года:

От рождения до 3 месяцев:

Общая продолжительность сна ребенка до 3 месяцев в среднем составляет от 17 до 18 часов, количество периодов сна в дневное время – до 4 раз. Максимальная продолжительность бодрствования – от 1 до 1,5 часа. Среднее количество кормлений в сутки составляет 7 раз, перерывы между кормлениями до 3 часов.

От 3 до 6 месяцев:

Общая продолжительность сна ребенка от 3 до 6 месяцев немного сокращается и составляет уже 17 – 16,5 часов, количество периодов сна в дневное время – 3-4 раза. Бодрствует малыш уже 1,5-2 часа. Среднее количество кормлений в сутки сокращается до 6 раз,перерывы между кормлениями до 3,5 часов.

От 6 до 9 месяцев:

Общая продолжительность сна ребенка от 6 до 9 месяцев уже составляет 16.5 - 15.5 часов, количество периодов сна в дневное время снижается до 3 раз. Бодрствует малыш уже по 3 часа. Среднее количество кормлений в сутки сокращается до 5 раз,перерывы между кормлениями до 5 часов.

развитие ребенка комаровский

От 9 месяцев до года:

Общая продолжительность сна 15,5 – 14,5 часов, количество периодов сна в дневное время до 2 раз. Бодрствует ребенок уже 2,5 – 3,5 часа.Среднее количество кормлений в сутки от 4 до 5 раз, перерывы между кормлениями 4,5 – 3,5 часов.

Пример режима дня для трехмесячного ребенка:

6:00 - Первое кормление, пеленаем до кормления, а после укладываем спать.

8:30 - Утренний туалет.

8:45 - Кормление (после кормления подержите карапуза вертикально, чтобы он отрыгнул воздух).

развитие ребенка комаровский

9:00 (9:10) - Сон.

12:00 - Кормление, бодрствование.

12:30 - Прогулка на улице (летом от 1ч. – до 1,5ч. зимой до часа (зависит от погоды)).

15:00 - Кормление.

15:30 - Сон на улице или при открытой форточке (главное, чтобы не было сквозняка).

17:00 - Бодрствование.

18:00 - Кормление, сон.

19:30 - Бодрствование.

20:30 - Купание.

21:00(21:30) - Кормление, сон.

Ночное кормление по желанию.

Пример режима дня ребенка от 9 мес до 1 года:

7:00 - Кормление.

7:00 – 10:00 – Бодрствование.

10:00 - Кормление.

10:00 – 10:30 – Бодрствование.

10:30 – 12:30 – Дневной сон.

14:00 – 15:30 – Бодрствование.

15:30 – 17:30 – Дневной сон.

17:30 - Кормление.

17:30 – 20:30 – Бодрствование.

20:30 - Кормление.

20:30 – 21:00 – Бодрствование.

21:00 до 7:00 – Ночной сон.

Режим ребенка от года до 3 лет.

Отметим, что режим дня у ребенка на этапе от 1 года до 3 лет меняется 2 раза – в полтора года и в 2 года, рассмотрим подробнее данные изменения:

Дети от года до 1 года и 6 месяцев:

Общая продолжительность сна у детей от года до 1 года и 6 месяцев, как правило, от 14.5 до 13.5 в сутки, количество периодов сна в дневное время может доходить до 2 раз. Максимальная продолжительность бодрствования – 3,5 – 4,5 часа. Среднее количество кормлений в сутки - 4 раза, перерывы между кормлениями до 4,5 – 3,5 часа.

Ребенок от 1 года и 6 месяцев до 2 лет:

Общая продолжительность сна у ребенка от 1 года и 6 месяцев до 2 лет, уже 13,5 – 12,5 часов в сутки, в этом возрасте дети, как правило, днем спят уже 1 раз. Максимальная продолжительность бодрствования от 4,5 до 5,5 часов. Среднее количество кормлений в сутки - 4 раза, и перерывы между ними 4 – 3,5 часа.

развитие ребенка комаровский

Ребенок от 2 до 3 лет:

Общая продолжительность сна у детей от 1 года и 6 месяцев до 2 лет, уже 13,5 – 12,5 часов в сутки, в этом возрасте ребенок, как правило, днем спит уже 1 раз. Максимальная продолжительность бодрствования от 4,5 до 5,5 часов. Среднее количество кормлений в сутки - 4 раза, и перерывы между ними 4 – 3,5 часа.

Пример режима дня ребенка от 1 года до 2 лет:

7:00 – 7:30 - Подъем, одевание, умывание.

7:30 – 8:00 - Завтрак.

8:00 - 11:00 - Прогулка, игры на воздухе.

11:00 – 13:00 - Сон.

13:00 – 13:30 - Обед.

16:00 - Полдник.

16:30 – 18:00 - Сон.

Режим и характер питания на втором году жизни различаются по полугодиям.

До полутора лет детей лучше кормить пять раз в день. Если здоровый ребенок отказывается от последнего (пятого) кормления, то его переводят на четырехразовый ритм питания с интервалом в четыре часа. Каким бы ни был режим кормления малыша по частоте, главное, чтобы он постоянно соблюдался.

Суточный объём пищи для детей от года до полутора лет должен составлять примерно 1200 г, то есть 240-250 г на прием при пятиразовом кормлении.

Пользоваться соской в этом возрасте вредно. Оно приводит в последующем к затруднению в пережевывании пищи и отказу от любой еды, кроме жидкой. Получая же пюреобразные блюда с ложечки, малыш инстинктивно делает жевательные движения перед её проглатыванием, и тем самым готовится к приему плотных пищевых комков.

Молочные продукты играют главную роль в питании ребенка. В этом возрасте ему положено 700 мл молоко в сутки с учетом того количества, которое используется для приготовления различных блюд.

Творог – обязательный компонент питания, его можно включать в любой из приемов пищи. Можно сделать из него пудинг, добавить фрукты.

Сыр дают в тертом виде. Его можно использовать для бутербродов в смеси со сливочным маслом или добавлять к макаронам.

Яйца дают детям только куриные: либо сваренные вкрутую, либо добавляет в различные блюда. До полуторалетнего возраста рекомендуется давать только крутосваренный желток, добавляя его к овощным пюре. После полутора лет можно предлагать омлеты, как в натуральном виде, так и с различными добавками, главным образом овощными (картофель, зеленый горошек, морковь, цветная капуста).

Суточная норма мяса для детей до трех лет – 85 г. Используют нежирные сорта мяса (говядина, телятина, свинина), а также птицу.

Мясные блюда желательно давать в первой половине дня, поскольку они перевариваются дольше, а съеденные вечером излишне возбуждают нервную систему, затрудняя засыпание.

Детям варят бульон для первых блюд или готовят из фарша суфле, фрикадельки тефтели или паровые котлеты. Очень полезна ребенку печень, её лучше давать в виде паштета. К мясным блюдам хорошо добавлять неострый соус (поджаренная мука, разбавленная бульоном и заправленная сливками или сметаной). Гарнир лучше овощной.

Один-два раза в неделю вместо мяса нужно давать ребенку рыбу . отдавая предпочтение рыбному филе или сортам без мелких костей.

Но необходимо помните, что речная (озерная) рыба при нарушенном обмене веществ (экссудативном диатезе) может вызвать у некоторых детей обострение заболевания. Наиболее легко усваивается треска.

Рыбу детям до полутора лет готовят в виде фрикаделек или отваривают на пару, обязательно протирают.

Растительное масло желательно давать большей частью в сыром виде, добавляя в овощное пюре и тертые овощные блюда.

Из животных сыров в небольшом количестве 1-2 раза в неделю можно давать смалец (нутряное свиное сало). Свиное (хребетное) сало, говяжий и бараний жиры не рекомендуется давать из-за трудности их усвоения.

Овощные пюре лучше готовить комбинированными, состав пюре можно менять, учитывая вкусовые особенности ребенка.

Не рекомендуется увлекаться картофельным пюре из-за затрудняющего переваривание большого количества крахмала. Суточная норма картофеля – 150 г.

Из овощей используют белокочанную капусту, морковь, свеклу, кабачки, тыкву, зеленый горошек, цветную капусту, репу, репчатый лук.

Полезно и удобно использовать специальные детские овощные консервы. Недостатком их является лишь то, что вне зависимости от состава, они вызывают некоторое однообразие вкусовых ощущений. Это может привести к тому, что ребенок не захочет пробовать новые виды консервов. Поэтому лучше чередовать блюда домашнего приготовления с приобретенными в магазине.

Каша – очень сытное блюдо детского питания. Её не следует давать более одного раза в день. Сейчас кашам отводится более скромное место в детском питании, так как ряд злаков (овёс, пшеница), из которых приготавливают крупу, содержит фитиновую кислоту, ухудшающую усвоение кальция из пищи, что нарушает нормальное окостенение скелета.

Ребенку второго года жизни кашу варят полувязкой. Каши, требующие длительного разваривания, сначала варят на воде, а затем добавляют молоко.

Можно сочетать каши с овощами, фруктами, мясом. Из каш в духовке можно приготовить пудинги.

Макаронные изделия используют тонкие и мелкие, готовят их с молоком, заправляют маслом и сыром.

Желательно, чтобы первое и последние кормления состояли из овощных или фруктовых пюре, различных каш, творожных или яичных блюд. Запивать их лучше кефиром или молоком.

Мед следует давать детям очень осторожно.

Обед лучше начинать с закуски в виде разнообразных салатов – из тертой моркови, очищенных от кожицы огурцов, помидоров, белокочанной капусты, зеленого салата, тыквы. Желательно добавлять в салаты мелко нарезанную зелень укропа, петрушки, лука, сельдерея – как можно раньше развивать у ребенка вкус к зеленым овощам.

Ссылки на скачивание Никакого спама. Гарантируем!

Источники:
iamtiptop.ru, www.9months.ru, karapyziki.net, www.det-dieta.ru

Следующие статьи:


26 апреля 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения