Справочник Совет педиатра
Главная » Пищеварение и дыхание

Развитие речи детей с нарушением зрения



Развитие речи детей с нарушением зрения.

1.1. Влияние зрительной патологии на развитие речи

детей раннего возраста

За последние годы изменились внутренние биологические, врожденные и наследственные условия развития детей с нарушением зрения, которые сказываются на формировании познавательной сферы и личности ребенка.

Разработанные системы коррекции и компенсации зрительного дефекта медико – психолого – педагогическими средствами показали возможности детей с нарушением зрения достигать высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так интеллектуальной и эмоциональной сфер личности. И это связано с появлением новой позиции по отношению к детям с нарушением зрения: в формировании психики детей необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их особенностей, связанных с дефектом зрения.

Тесная связь, которая существует между нарушениями ЦНС и развитием глаза плода в ранние периоды беременности, указывает на возможные общие причины нарушений длительности мозга и заболеваний глаз.

развитие речи детей с нарушением зрения

Патология мозговой деятельности в раннем детстве может иметь этиологические и экологические причины, связанные с различным временем их возникновения, которые, как правило, тормозят развитие детей, так они вступают в связь с еще находящимся в развитии мозгом ребенка. Как показали последние исследования А.В. Хватовой, эта категория детей с нарушением зрения значительно увеличилась в России в последние годы. По ее данным, 88 % слепых и 92 % слабовидящих детей имеют врожденные формы патологии зрения.

Рассмотрим самые распространенные зрительные патологии раннего детства.

Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражение хрусталика глаза – катаракта. Среди различных форм преобладают врожденные катаракты, обусловленные наследственными факторами, внутриутробными инфекциями плода.

Слабовидение часто развивается при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва.

Наиболее часто патология зрительного нерва является следствием общих заболеваний, особенно центральной нервной системы.

Одной из частых проблем, является косоглазие. Оно представляет собой не только недостаток внешности. При косоглазии часто нарушается зрительное восприятие, а именно бинокулярное зрение, т.е. возможность одновременно воспринимать обоими глазами все особенности предмета. Различают расходящееся и сходящееся косоглазие.

Амблиопия – значительное различие между зрением каждого глаза.

Близорукость – чаще развивается у ослабленных детей после двухлетнего возраста. Она чаще всего связана с увеличением переднезаднего диаметра глаза. Близорукость резко изменяет поведение и даже характер детей. Дети становятся рассеянными, горбятся при рассмотрении рисунков, часто жалуются на головные боли. Среди детей в настоящее время резко возросло число близоруких.

Дальнозоркость – различают два вида: естественную, детскую и обычную дальнозоркость. При дальнозоркости ближняя точка ясного видения всегда отстоит от сетчатки глаза с нормальным зрением. Поскольку силы аккомодации частично используются при установке на даль, то ее остающихся сил недостаточно для ясного видения предметов вблизи.

Острота зрения. Остротой зрения называется способность глаза различать мельчайшие детали. Она проверяется по специальным тест – объектам. К ним могут быть отнесены: решетки, двойные параллельные полосы или прямоугольники, отдельные тонкие линии, различные фигуры и специальные таблицы составленные из 10 – 12 рядов букв или специальных знаков. Все эти и другие тест – объекты направлены на определение пространственной разрешающей способности лаза.

Речь при нарушениях зрения

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих.

Речь слабовидящего развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования – изменяется темп развития, нарушается словарно – семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных конкретным содержанием.

Понимание слабовидящим ребенком смысла слова, как и зрячим, проходит целый ряд ступеней. К полутора годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными: ребенок знает название ограниченного круга окружающих предметов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может оценить их (хороший – плохой, большой – маленький).

Развитие речевого общения слабовидящего, как и зрячего ребенка, опирается на развитие фонематического слуха.

Примерно после полутора лет происходит скачок в развитие речи ребенка и она начинает развиваться ускоренными темпами. Именно в это время ребенок использует речь для общения. К двум годам возникает описательная речь. В ответах на вопросы взрослого ребенок начинает употреблять описательное конструирующее предложение.

Быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Общение слабовидящего ребенка в этот период направлено на взрослого, поэтому подражая взрослым, он овладевает огромным запасом слов и целых предложений, непонятных, пока, ему по содержанию.

Активное общение ребенка со зрительной патологией со взрослым в совместной предметной деятельности обеспечивает образование связи слова с обозначаемым им предметом.

Опыт речевого общения ребенка со взрослым приводит его к необходимости использовать речь для все более правильного отражения объективных свойств предмета, т.к. это позволяет ребенку достигать большого эффекта в общении со взрослым в ходе совместной предметной деятельности. Использование взрослым совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой – является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами. Интенсивно развивающаяся речь слабовидящего ребенка, активно использующего ее как средство общения, является тем звеном, опираясь на которое возможно продвинуть психическое развитие слабовидящего. Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных явлений, дает возможность их совершенствовать.

При ограничении чувственного познания, обедненности представлений у слабовидящих возникает формализм словесных обозначений и вербализм речи, т.е. несоответствие между большим запасом слов и недостаточным запасом образов предметов.

Если слабовидящий ребенок называет предмет, это еще не значит, что у него имеются четкие и правильные представления об этом предмете. Это объясняется трудностями в установлении предметной отнесенности слов и образа, понимании конкретного значения слов, правильном использовании их в речевой практике.

Научные данные свидетельствуют о преобразующем воздействии речи на развитие познавательных процессов у детей. Правильно сформированная речь организует чувственный опыт детей. Первоисточником познания является восприятие, но роль возбудителя для его воспроизведения выполняет словесный раздражитель.

Современная тифлопедагогика приходит к выводу, что вербализм речи и формализм словесных обозначений, столь характерный для слабовидящих, может быть в значительной мере преодолен путем коррекционной работы, направленной на обогащение и конкретизацию речи. Это может быть достигнуто в результате расширения чувственного и практического опыта, оречевления и конкретизации чувственных данных, введения сформированных представлений и соответствующих или словесных обозначений в более широкую систему коммуникативных связей и отношений в условиях учебно-воспитательного процесса. Важную роль играет систематическая работа по уточнению и углублению понимания значения слов, использованию различных сочетаний слов и наглядности в обучении. Усвоение слов в их разнообразном значении легче всего осуществляется в практической деятельности ребенка, где отчетливо раскрываются существенные признаки и пространственные свойства предметов.

Таким образом, мы можем говорить о том, что различные зрительные патологии оказывают влияние в различной степени на формирование психологической системы ребенка, включая речь. Однако это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и в воспитательных учреждениях.

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей с нарушением зрения

развитие речи детей с нарушением зрения

Консультация для родителей

Подготовила:

ГБОУ начальная школа – детский сад № 1889 компенсирующего вида

ЗАО г. Москвы Дорошенко О.В.

Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи

детей с нарушением зрения

«Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг», писал Кант.

Ж. Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал о потребностях маленького ребёнка: «… он хочет всё потрогать, всё взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребёнок узнаёт, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук…».

Овладение речью – это сложный, многосторонний психический процесс ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слуховой и зрительный анализатор, артикуляционный аппарат ребенка достигли определенного уровня развития, а также имеется благоприятная речевая среда и у ребенка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками и взрослыми.

Дети со зрительной патологией характеризуются недостаточной развитостью зрительно-моторных координаций, слабостью мышц пальцев рук, что является одной из причин часто встречающейся у современных детей задержку речевого развития.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое воздействие на развитие речи, т.к. в процессе пальчиковой гимнастики активизируются отделы головного мозга (ЦНС – центральная нервная система), что провоцирует речевое развитие (см. Схема 1).

Схема 1

Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи

УСКОРЕННОЕ

^ РАЗВИТИЕ РЕЧИ

СТИМУЛИРОВАНИЕ

ЦНС

РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ

Как известно, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во ІІ веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце (см. Таблица 1).

Таблица 1

^ Рефлекторная связь пальцев рук с внутренними органами человека

Особенности развития речи и общения у детей с нарушением зрения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Теоретические основы развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (5-6 лет). Особенности их зрительного восприятия. Методические подходы к опытно-экспериментальной работе с детьми с нарушением зрения, коррекция восприятия.

курсовая работа [44,2 K], добавлен 06.11.2009

Возрастные особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях специализированных и интегративных групп в детских дошкольных учреждениях. Подбор диагностических методик и их проведение, пути коррекции.

курсовая работа [57,2 K], добавлен 29.12.2014

Специфика и этапы становления коммуникативной деятельности у дошкольников. Характеристика возрастных особенностей психического развития детей с нарушением зрения. Социальная позиция и проблема общения слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста.

курсовая работа [43,2 K], добавлен 21.08.2011

Особенности формирования зрительного восприятия у детей с нарушением речи. Анализ состояния психологических процессов дошкольников. Практическое исследование возможности развития уровня зрительного восприятия при помощи специально составленной программы.

курсовая работа [32,8 K], добавлен 02.06.2014

Теоретические основы проблемы развития памяти и мнемических процессов у детей с нарушением зрения. Психологические основы развития памяти, основных мнемических процессов в дошкольном возрасте. Результаты формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

дипломная работа [631,3 K], добавлен 03.03.2011

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, развивающихся в норме и с нарушением зрения. Его исследования в отечественной и зарубежной психологии. Изучение уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

курсовая работа [134,7 K], добавлен 27.11.2012

Проведение коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики посредством графического диктанта у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Обучение грамоте и подготовка руки ребенка к письму. Развитие зрительно-моторной координации.

развитие речи детей с нарушением зрения

дипломная работа [128,7 K], добавлен 05.03.2013

Понятие общения, характеристика детей старшего дошкольного возраста и особенности общения детей 6 лет. Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, подбор методик, анализ результатов и рекомендации для педагогов.

курсовая работа [88,7 K], добавлен 09.06.2011

Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Анализ и интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития и коррекции моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

дипломная работа [435,6 K], добавлен 29.04.2011

Теоретические аспекты и экспериментальное исследование проблемы психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего школьного возраста с нарушением речи. Современное состояние проблемы внимания. Психологические характеристики внимания.

курсовая работа [126,9 K], добавлен 24.08.2010

Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения

Особенности речевого развития

детей с нарушениями зрения.

Семёнова Е.П.,

учитель-логопед НДОУ № 157

Одной из важнейших задач коррекционно-педагогической работы в детском саду является формирование у детей правильной речи. Полноценная и самостоятельная речь, основанная на адекватных и четких предствалениях об окружающем мире – один из ведущих факторов умственного и нравственного развития ребенка. Формирование предметных представлений осуществляется преимущественно с помощью зрения. Отражение действительности является сложным процессом, в котором взаимодействуют сенсорные и двигательные компоненты зрительной системы, обеспечивающие целостность, одновременность восприятия предметов процессов, явлений.

Существенной особенностью зрительного восприятия является то, что оно всегда осуществляется во взаимодействии с другими видами чувствительности. Постепенное формирование чувственного познавательного опыта базируется на образовании сложных системных зрительно-двигательных связей, которые являются основой для дальнейшего развития высших форм познавательной деятельности. В силу нарушения деятельности зрительного анализатора у слабовидящих детей может проявляться своеобразие речевого развития, которое часто не укладывается в обычные возрастные границы и выражается в особенностях речи.

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с нарушениями зрения являются сложным дефектом, в котором прослеживаются определенные связи и взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. Речевые нарушения у детей многообразны и сложны по степени выраженности, структуры и затрагивают речь, как целостную систему. Это объясняется тем, что формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у зрячих. Речевые нарушения у детей с нарушениями зрения встречаются значительно чаще, чем у детей без патологии зрения.

У детей-логопатов отмечаются: ограниченный активный словарь, находится на низком уровне соотнесенность слова и образа предмета и употребление обобщающих понятий, в речи употребляются аграмматизмы, предложения 2-3 словные, связная речь не развита, формирование фонематического анализа и синтеза находится на низком уровне, страдает звукопроизношение. Нарушатся все компоненты речи.

Формирование произносительной стороны речи – сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизводства. Звуки речи – особые сложные образования, присущие только человек. Они вырабатываются в течение нескольких лет после рождения. В этот процесс включены сложные мозговые системы и речевой аппарат, которые управляются центральной нервной системой. То, что ослабляет ЦНС, отрицательно сказывается на становлении звукопроизношения.

Произносительная система организована очень сложно. Овладение ею может осуществляется с отклонениями, с различной степенью точности – ребенок прилаживается в речи окружающих. Все трудности в этом процессе преодолеваются и ребенок овладевает нормативным звукопроизношением. Но дети с нарушением зрения часто не могут их преодолеть в связи с нарушением зрительного восприятия. Особенно страдают те дети, у которых врожденное нарушение зрения. С первых недель после рождения ребенок начинает улавливать звуковой поток речи окружающих и соотносить его с движениями органов артикуляции говорящего с ним человека. Недаром рекомендуется маме с первых дней разговарить с ребенком обязательно неторопливо, четко проговаривая все слова, и так, чтобы ребенок видел лицо матери, мимику лица и органы артикуляции. Ребенок «видит звук» - соотносит его с соответствующим звуком, учится дифференцировать от других. В процесс включают рече-слуховые, рече-двигательные процессы с обязательным участием зрительного восприятия, которое у наших детей нарушено. Отсюда и вытекают трудности в овладении фонетической стороной речи.

Для формирования правильного звукопроизношения необходим и речевой слух – фонематический. Ребенок слышит не изолированные звука, а их поток, в котором звуки изменяются. Он слышит множество вариантов каждого звука (и видит). Звуки сливаются в слоги и ребенку необходимо извлечь определенный звук из этих комплексов, опознавая его по постоянным признакам. Лишь преодолевая трудности различения звуков. Ребенок научается различать звукокомплексы, слова, фразы.

Источники:
tonysheridan.com, shkolnie.ru, knowledge.allbest.ru, sundekor.ru

Следующие статьи:


29 марта 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения