Справочник Совет педиатра
Главная » Лечимся быстро

Гиперактивный ребенок 4 5 лет игры упражнения



Комплекс игр и упражнений по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста

Поражение головного мозга на ранних этапах онтогенеза оказывает самое неблагоприятное влияние на психическое развитие детей и их способность к обучению.

гиперактивный ребенок 4 5 лет игры упражнения

Среди исходов легких перинатальных поражений нервной системы следует выделить минимальную мозговую дисфункцию (ММД), представляющую собой, по мнению Л.О. Бадаляна, сборную группу различных по причине, механизмам развития и клиническим проявлениям патологических состояний.

В настоящее время в связи с высокой распространенностью в детской популяции из группы ММД был выделен в отдельную нозологическую единицу синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Это расстройство представляет собой набор симптомов, характеризующихся способностью удерживать внимание лишь на короткий период из-за невозможности сосредоточиться, импульсивности и гиперактивности. Возникновению расстройства в виде синдрома дефицита внимания с гиперактивностью могут способствовать небольшие легкие нарушения со стороны мозга в связи с нарушением циркуляции, токсичностью или механическим повреждением центральной нервной системы (ЦНС) в течение пренатального и перинатального периодов, вовлечением генетических механизмов в этиологию расстройства, а также инфекциями и травмами в раннем возрасте.

Недоношенность, морфофункциональная незрелость, гипоксичекая энцефалопатия, физические и эмоциональные травмы матери во время беременности, преждевременные роды, а также недостаточный вес ребенка обуславливают риск появления поведенческих проблем, трудностей в обучении и нарушения эмоционального состояния, повышенной активности.

На современном этапе исследователями рассматриваются три основные группы факторов, детермирующих развитие СДВГ: раннее повреждение ЦНС, связанное с негативным влиянием на развивающий мозг различных форм патологии течения беременности и родов, генетические факторы и социальные факторы.

Проявления СДВГ могут быть распределены по четырем основным группам симптомов: нарушения внимания, признаки импульсивности и гиперактивности, симптомы статико-локомоторной недостаточности, социальная дезадаптация.

Особенно частыми у детей с СДВГ бывают речевые нарушения: общее недоразвитие речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР) недостаточность моторной функции артикуляционного аппарата, излишне замедленная речь или, наоборот, взрывчатость, нарушения голоса и речевого дыхания. Все эти нарушения обусловливают ущербность звукопроизносительной стороны речи, ее фонации, ограниченность словаря и синтаксиса, недостаточность семантики. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) являются основным контингентом логопедических групп.

Комплекс игр и упражнений по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Длительность игрового занятия составляет 30–50 минут. Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. В комплекс вошли упражнения направленные на развитие внимания, памяти, мышления, координации движения, релаксацию, эмоционально-волевую и личностную сферу.

Занятие № 1.

– раскрепощение участников

– объединение их в группу

– развивать произвольное внимание, координацию движений, совершенствовать восприятие формы.

1. Игра-приветствие “Волшебный Клубочек”.

2. Игра “ Иголочка и ниточка”.

Участники игры становятся друг за другом. Первый – “иголочка” двигается, меняя направление. Остальные – за ним, стараясь не отставать.

Вышли мышки как-то раз

Мышки, подходя к дому “кота” выполняют движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышки убегают, а “кот” их ловит. Пойманные “мышки” выходят из игры.

“Вот и кончилась игра, попрощаться нам пора”. Дети, взявшись за руки, говорят: “Всем, всем – До свидания! Всем, всем – До новых встреч!”

Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста

Многим родителям знаком такой термин как гиперактивность. Чрезмерная активность и неусидчивость крохи способна свести с ума любого, что уж говорить о родителях, которым почти круглые сутки приходится бороться с подобным поведением ребенка. Чаще всего синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СГВД) проявляется уже в дошкольном возрасте. Такие детки доставляют немало хлопот как родителям, так и воспитателям и учителям. К тому же, многим гиперактивным детям свойственна излишняя импульсивность. Они также могут проявлять агрессию . Гиперактивность у детей дошкольного возраста приводит к тому, что ребенок становится не способным общаться с ровесниками, он с трудом находит друзей. Единственным выходом в такой ситуации является коррекция поведения ребенка.

Стоит задуматься о вариантах коррекции поведения если Ваш ребенок: 

  • невнимательный
  • чрезмерно подвижный
  • импульсивный, вспыльчивый
  • часто проявляет агрессию
  • не усидчивый
  • рассеян и неряшлив
  • В подобных случаях имеет место минимальная мозговая дисфункция. Другими словами, ребенок просто не способен контролировать некоторые свои эмоции и поведение. Изменить привычки и поведение чада можно посредством специальных коррекционных игр для детей. Подобные игры подразделяются на 4 категории:

  • игры, способствующие развитию внимания
  • игры для релаксации
  • игры, помогающие ребенку развить навыки волевой регуляции
  • коммуникативные игры
  • Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста

    Данная методика часто применяется воспитателями и учителями, для того чтобы скорректировать поведение гиперактивных детей в детском саду или школе.

    1. На развитие внимания у гиперактивных детей в детском саду. Данная игра кажется довольно увлекательной для малышей. Для ее проведения понадобится лишь несколько или одна мягкая игрушка. Участники садятся вкруг. Один из малышей берет в руки игрушку и описывает ее одним предложением. После этого тоже самое делает второй участник, только описывает уже другую особенность игрушки. Важно донести до детей, что каждое предложение сказанное не по теме, будет караться штрафными балами. Соответственно, повторять уже сказанные об игрушке предложения нельзя. Выигрывает тот, кто не набрал штрафных баллов или набрал наименьшее их количество.
    2. Для релаксации. Перед ребенком на столе выкладывают несколько предметов из различных материалов. К примеру, деревянную игрушку, кусочек шерстяной ткани, стеклянный предмет, кусочек ваты и т. д. После того как малыш рассмотрит предметы ему завязывают глаза. Теперь родителю необходимо осторожно прикасаться к коже ребенка любым предложенным предметом и давать ему возможность угадать, что это и из какого материала данный предмет сделан. Игра №3. На развитие волевой регуляции
    3. Маленького непоседу сложно заставить говорить соответствующим ситуации тоном. Гиперактивные дети, как правило, любят говорить на повышенных тонах. Следующая игра поможет ребенку научится контролировать громкость своего голоса во время общения. Взрослый заранее обговаривает с ребенком условные сигналы, каждому из которых будет соответствовать разрешение на определенное действие. К примеру, пальцы к губам - говори шепотом, руки на груди - нужно молчать, руки вверх - можно кричать и говорить громко. Заканчивать игру нужно сигналами шепотом или молчать . Подобные сигналы можно использовать для регулирования речи ребенка. Взрослый задает ребенку интересные вопросы. Отвечать ребенок может лишь получив условный сигнал, дающий разрешение говорить. Сигналом может быть кивок головой, почесывание подбородка. Лучше всего для игры использовать вопросы связанные со знакомой ребенку школьной программой.
    4. На развитие коммуникации. Следующая игра является своего рода детским вариантом крокодила. Взрослый рассказывает ребенку о волшебном мире игрушек, которые оживают с наступлением ночи. Передвигаются игрушки почти бесшумно, чтобы не напугать ребятишек или сторожей в магазине игрушек. Далее взрослый изображает любую игрушку и ребенок должен ее угадать. При этом ответ он должен фиксировать на бумаге в виде рисунка, чтобы не выдать оживших плюшевых друзей. Затем наступает очередь малыша загадывать игрушку, взрослый аналогичным способом рисует ответ на бумаге. Такая игра отлично развивает самоконтроль, учит ребенка сдерживать эмоции, внимательно слушать собеседника. Регулярно практикуя подобные игры дома или на учебе, ребенок быстро овладеет навыками контроля собственного поведения.

    Статьи похожей тематики:

    Коррекционная работа с гиперактивными детьми 5-7 лет.

    Гиперактивные дети импульсивны, чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Им свойственны двигательная расторможенность, суетливость, несдержанность и раздражительность.

    Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.

    Основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.

    Для реализации этой задачи используются следующие методы.

    1. Наблюдение за поведением детей в различных видах двигательной деятельности в условиях дошкольного учреждения

    2. Беседа с воспитателями об особенностях поведения детей во время физкультурных занятий и подвижных игр.

    3. Комплексная оценка двигательной активности каждого ребенка в определенные режимные моменты

    4. Работа с родителями.

    5. Организация контрольных двигательных заданий.

    При разработке содержания психолого-педагогической коррекционной работы следует опираться на следующие положения:

    – Позитивно влиять на процесс развития ребенка – значит управлять ведущей деятельностью

    – Коррекционный потенциал игры заключается в практике новых социальных отношений, в которые включается ребенок в процессе специально организованных игровых занятий

    – Эмоции играют первичную роль в регуляции поведения и деятельности ребенка, его ориентации в окружающем мире.

    Коррекционная работа с гиперактивными детьми осуществляется в двух направлениях.

    Первое направление – ежедневная работа по развитию движений и самоконтроля поведения детей во время прогулок, используются двигательные упражнения в игровой форме индивидуально или с небольшой подгруппой.

    Игры упражнения направлены на развитие внимания и координации у детей. Подробно объясняются правила и показывается каждое движение. В процессе усвоения правил и содержания игры дети должны действовать по инструкции взрослого и под его наблюдением.

    Второе направление - работа с семьей, которая включает следующие задачи:

    – Сформировать у родителей положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребенком ( индивидуальные консультации, беседы и др.)

    – Способствовать активному материалов тренинга в семейной практике ( игровые упражнения различной направленности).

    Конечно невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет.

    Причем признаки гиперактивности исче­ зают по мере взросления, а импульсив­ ность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни.

    В условиях детского сада педагог должен опираться на когни тивное развитие ребенка.

    Во-первых, следует изучить пси­ хологические особенности детей с СДВГ

    • строить работу с гиперактивным ребен­ ком индивидуально. Он всегда должен на­ходиться перед глазами воспитателя

    • изменить режим занятий с включени­ ем физкультминуток

    • предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения

    • направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).

    • ввести постоянный режим дня

    • избегать завышенных или занижен­ ных требований

    • использовать на занятиях элементы игры и соревнования

    • давать задания в соответствии с воз­ можностями ребенка

    • большие задания разбивать на после­довательные части, контролируя каждое

    • создавать ситуации, в которых гипер­ активный ребенок может показать свои сильные стороны

    • игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные

    • строить процесс воспитания на поло­ жительных эмоциях

    • помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

    В-третьих, способствовать элимина­ ции (удаление, исчезновение) агрессии

    • терпеливо обучать необходимым со­циальным нормам и навыкам общения

    • профессионально регулировать взаи­ моотношения с другими детьми.

    В-четвертых, объяснить родите­лям и окружающим, что положи­ тельные изменения наступят не так быстро что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последова­ тельного к нему отношения. Что следует помнить? Гиперактивность - это не по­веденческая проблема, не ре­ зультат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть постав­ лен: 1) специалистами 2) по достижении ребенком возраста 8 лет 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.

    Проблему гиперактивности невозмож­но решить волевыми усилиями, автори­ тарными указаниями и убеждениями. Ги­ перактивный ребенок имеет нейрофизио­ логические проблемы, справиться с кото­рыми он самостоятельно не может. Дис­ циплинарные меры воздействия в виде по­ стоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведе­ ния ребенка, а скорее ухудшат его.

    Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и пе­ дагогических методов, один из которых – упражнения, игры, и другие психотерапевтические средства.

    Использование игровой терапии в работе с гиперактивными дошкольникам.

    Одним из наиболее эффективных психотерапевтических средств в работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью является игровая терапия. Игровая терапия имеет широкие возможности и при оказании помощи гиперактивным детям, существенно сглаживая их двигательное беспокойство и суетливость позволяя контролировать их действия и поступки с помощью определенного игрового сюжета и связанных с ним правил и ролей. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, проводящиеся под руководством взрослого, в эффективности которых мы неоднократно убеждались в процессе своей работы с гиперактивными дошкольниками.

    Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться и игровую ситуацию, сосредоточиваться на на ней хотя бы на непродолжительное время, и выступает тем самым для ребенка своеобразным аналогом медитации взрослых. Однако при этом следует помнить, что в случае с гиперподвижными детьми такое погружение может состоятся только при условии обеспечении в игре достаточно оптимального уровня двигательной активности, когда переход к спокойному ритму осуществляется постепенно и ненавязчиво, проявляется как закономерный и необходимый элемент игрового сюжета. Иными словами, для достижения терапевтического эффекта важно выдерживать такую ритмичность, при которой напряженные и энергичные действия сменяются моментами затишья и расслабления.

    Работая с гиперпожвижными детьми, постоянно следует помнить. что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Поэтому задача специалиста – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей, что особенно успешно осуществляется в коллективных сюжетных ритмичных играх, сопровождающихся стихотворным текстом и спокойным пением.

    Проводя с дошкольниками подобные игры, мы стараемся максимально задействовать их мелкую моторику, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. Кроме того мы обязательно вводим игровые сюжеты, в которых необходимо поддерживать равновесие и выполнять зеркальные симметричные действия, которые по свидетельству некоторых специалистов, оказывают терапевтическое действие на детей с двигательной расторможенностью.

    Психокоррекционная работа начинается с индивидуальных занятий с опорой на положительное подкрепление. На фоне приятных сенсорных впечатлений выстраивается игровой сюжет, который переносится в рисунок, игру за столом, что позволяет удерживать ребенка на определенном месте и постепенно переходить к формированию самоконтроля и познавательной мотивации. Активное внимание стимулируется через увлечения ребенка. Эффективным является включение гиперактивных детей в психокоррекционную группу для дошкольников с нарушениями конструктивного коммуникативного взаимодействия. Занятия проводятся с использованием психологических игр и упражнений ( подвижные игры, психогимнастика, свободное и тематическое рисование, сочинение историй, сказкотерапия, релаксационные упражнения), что способствуют улучшению внимания, развитию самоконтроля, повышению самооценки таких детей. Важным моментом является регламентация психологом времени пребывания такого ребенка в группе, создание гибкого режима работы.

    Коррекционно-развивающее занятие с гиперактивными детьми 4-6 лет

    Занятие с гиперактивными детьми 4-6 лет

    гиперактивный ребенок 4 5 лет игры упражнения

    Автор: Вилочкина Наталья Владимировна,педагог-психолог

    Место работы: МКДОУ"Солнышко", МКДОУ"Белочка"№62

    гиперактивный ребенок 4 5 лет игры упражнения

    Описание работы: Предлагаю вашему внимаю, разработку коррекционно-развивающего занятия направленное на работу с гиперактивными детьми от 4 до 6 лет. Занятие можно проводить как индивидуально, так и в группе. Разработка будет полезна педагогам-психологам работающих с детьми дошкольного возраста в детских садах, реабилитационных центрах, детских домах.

    Цель: Помочь ребёнку осознать, что мир прекрасен, и научить контролировать свои действия,развивать усидчивость.

    Оборудование: листы бумаги А4, цветные карандаши, пластилин.

    Ритуал приветствия: здороваемся друг с другом разными способами.

    1. Практическое упражнение «Что такое счастье?»

    Цель: развитие мелкой моторики рук, формирование позитивной установки на активную, созидательную жизненную позицию повышение самооценки. Детям предлагается пофантазировать и создать рисунок на тему: «Что такое счастье? ».

    Вопросы: Ребята, а кто из вас счастлив?

    Скажите, пожалуйста, а что для вас счастье?

    Когда вам бывает радостно?

    Главное нужно сказать детям, что счастье у каждого свое, и привести примеры: счастье- это когда вся семья рядом, счастье- это когда мы гуляем, счастье -это жизнь и т.п.

    Психолог задает наводящие вопросы и фиксирует их, далее можно сделать коллаж с высказыванием детей или выставку рисунков на данную тему.

    2.Сказка «Медвежонок Шустрик»

    В далеком глухом лесу, где не ходит нога человека, а обитают одни животные, жила семья медведей, папа-медведь, мама - медведица и 2 медвежонка, Махнатка и ее братец Шустрик.

    Медвежонок Шустрик был очень подвижный, и ни секунды не могла усидеть на одном месте. Эта непоседливость доставляла медвежонку много хлопот: другие мишки с ним не играли, потому что не могли за ним угнаться. Но самое обидное, что Шустрик всегда кушал угощения так быстро, что забывал поделиться со своей сестренкой. И от этого ему было очень грустно.

    Как-то раз, одним осенним утром, пошла бурая семья, бродить по лесу, и набирать запасы на зиму, устроить пир перед спячкой. А чтоб найди еду разнообразную, и принести побольше, они разделились и каждый пошел по своей дорожке.

    А наш мишутка, выбрал себе самую длинную дорожку и побежал быстрее искать грибы, да ягоды. Бежал, бежал…и ничего не нашел, ведь он то и дело, что играл и резвился.

    И вот в лесу стало темнеть, и все медведи пошли по своим берлогам. Все члены семьи у входа в берлогу ждали друг друга и смотрели. что и сколько принесли вкусностей. Папа-медведь принес множество вкусной рыбы, мама-медведица принесла свежего меда, Махнатка пришла третей и принесла полную корзину малины, только один Шустрик ничего не принес, кроме колючек на шести. Родители покачали головой и ничего не сказали Шустрику, а он покраснел от стыда. Все зашли в берлогу и легли спать.

    Наутро, пока все еще спали, медвежонок проснулся и пошел в лес, он хотел тоже найти еды к пиру. Он бежал так быстро, что запнулся и упал, но подняв голову, он увидел большой гриб, мишка встал, и радостно сорвал гриб, и положил в лукошко. Только приготовился бежать дальше, и чуть не наступил на маленький гриб, мишка удивился, что бежать никуда не надо, грибы то тут, рядом. Походил он по полянке и набрал полное лукошко, и побежал домой, ему очень сильно хотелось показать свою находку семье.

    Бежал, бежал и уронил корзинку из рук, все-все грибочки рассыпались по дорожке. И мишка принялся их собирать, а после того как собрал, пошел домой, на этот раз не спеша. А возле берлоги его ждали родители и сестренка Махнатка. Они удивились тому, что Шустрик принес полное лукошко грибов. Родители похвалили сына, они были горды за него. А Шустрик понял…

    Вопросы для обсуждения:

    Что понял Шустрик?

    Почему Шустрик в первый раз ничего не принес домой?

    Как вы думаете, у Шустрика появились друзья? Почему?

    Источники:
    festival.1september.ru, razvitiedetei.info, www.doumarx.ru, ped-kopilka.ru

    Следующие статьи:


    17 августа 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения