Справочник Совет педиатра
Главная » Лечимся быстро

Невроз у ребенка 6 лет рвота в школе



Школьный невроз

Неврозы — это пограничные состояния, возникающие под влиянием травмирующих ситуаций. В детстве такой ситуацией может стать экзамен, «провал» на уроке, конфликт с учителем или одноклассниками, вообще ежедневное пребывание в школе. В западноевропейской психиатрии в этих случаях используют термин «школьные неврозы».

Что испытывает ребенок, который не может адаптироваться к условиям школьной жизни? Известный скрипач Гидон Кремер вспоминает годы учения так:

«Школа у меня ассоциируется с грязно-зеленовато-бежевым цветом. Сегодня кажется, что стены в здании были покрашены именно так. Черные парты и доска. Неприятное ощущение от мела, не менее противное, чем от песка, забившегося под ногти, еще не выветрилось из моей памяти. Никогда не забудется затхлый запах тряпки, которой отирали с доски, запах, навязчиво прилипавший к коже. Какое облегчение я испытывал, когда по окончании занятий сбегал вниз по лестнице с одним-единственным желанием: вон, вон, вон отсюда!».

Приведем еще один пример — отрывок из воспоминаний Марка Шагала.

«Не знаю почему, я начал в это время заикаться. Может, из чувства внутреннего протеста. Я отлично знал уроки, но не мог заставить себя отвечать. Такая забавная, но и весьма неприятная штука.

И дело не в отметках — плевал я на нули!

Ужас сковывал меня при взгляде на множество голов над партами.

Содрогаясь болезненной дрожью, я успевал, пока шел к доске, почернеть как сажа или покраснеть как рак.

И все. Иногда я вдобавок еще и улыбался.

Полный ступор.

И сколько бы мне ни подсказывали с первых парт — безнадежно.

Я действительно знал урок. Но заикался.

Мне казалось, я лежу без сил, а надо мной стоит и лает рыжая из страшной сказки собака. Рот у меня забит землей, землей облеплены зубы.

Зачем мне все эти уроки?

Сто, двести, триста страниц учебников, изорвать бы их в клочья да развеять по ветру.

Пусть шелестят словами русского и всех заморских языков.

Отстаньте от меня!

«Ну что, Шагал, — говорил учитель, — ты будешь сегодня отвечать?»

Я открываю рот: та. та. та.

Мне казалось, что меня сейчас сбросят с четвертого этажа.

Втиснутая в гимназическую форму, душа дрожала как лист на ветру.

Но в конце концов меня просто отправляли на место.

Рука учителя выводила в журнале аккуратную «двойку».

Это я еще успевал заметить.

Я думал только об одном: «Когда же я закончу гимназию, сколько еще учиться, и нельзя ли уйти раньше срока?».

Здесь описана не только гамма отрицательных эмоций, вызываемых оценочной ситуацией на уроке, но и невротическая реакция — заикание. Невротические реакции разнообразны. Чаще всего у детей в период обучения в школе наблюдаются неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Они ярко проявляются в подростковом возрасте. Следует иметь в виду, что чем младше ребенок, тем невротические симптомы менее стойки, чем старше, тем более устойчивыми они становятся.

Неврастения связана с истощением нервной системы и организма в целом. У школьников возникает обычно из-за учебных перегрузок. Для малоспособного, но старательного ученика оказывается непосильной школьная программа при высоких способностях и хорошей успеваемости перегрузка может быть вызвана большим количеством дополнительных занятий — иностранным языком, музыкой и т. д. Длительная чрезмерная работа без достаточного отдыха или большое напряжение при подготовке к экзаменам могут вызвать неврастению.

У детей с школьным неврозом нарушаются сон и аппетит, появляется физическая слабость. Они сосредоточенно работают в начале урока, но затем утомляются и отвлекаются резко снижается работоспособность. Обычно жалуются на то, что стала плохой память. хотя объективных расстройств памяти у них не бывает. Чем больше они повторяют учебный материал, тем больше устают и тем меньше поэтому запоминают.

Неврастения похожа на сильное утомление, но утомление проходит после кратковременного отдыха. При неврозе необходим длительный, правильно организованный отдых и лечение. Если это состояние затягивается, у детей снижается настроение, появляются робость, застенчивость, постоянное чувство усталости, переживание своей неполноценности.

Чаще всего неврастения возникает у подростков астеничных, физически ослабленных, быстро утомляющихся и у мнительных, педантичных, с высоко развитым чувством долга, берущих на себя непосильную нагрузку и считающих себя ответственными за результат.

Школьный невроз проявляется по-разному. Для школьников наиболее характерны ритуалы — навязчивые действия, как бы защищающие от грозящей опасности. Чтобы не «провалиться» при ответе у доски, ребенок, проходя от дома к школе, избегает люков — он не должен наступить ни на одну крышку или идет каким-то особенно сложным маршрутом. Одиннадцатилетний мальчик, боясь получить «двойку», утром, выходя из дома, пересчитывает окна в доме напротив другой подросток вырабатывает сложный ритуал завязывания шнурков на ботинках. Если проход к школе оказывается случайно закрыт разворачивающейся машиной или развязывается шнурок, дети испытывают ужас и из-за эмоционального напряжения действительно могут не ответить на вопрос учителя или не написать контрольную работу. А неудачи в школе, последовавшие за нарушением ритуала, подкрепляют навязчивые действия.

Ритуалы со временем усложняются, число их увеличивается — из-за страха что-то забыть и лишиться спасительного средства. Образуются целые цепи действий: чтобы удачно выполнить одно, ребенок для подстраховки выполняет другое и т. д. Его внимание сосредоточено на этих бесконечных действиях, на них уходит время и душевные силы.

Особенно легко школьный невроз возникает у тревожно-мнительных, боязливых, «совестливых» детей.

Еще один невроз — истерия. Он может появиться и у детей с характером истероидного типа, и у тех, кому демонстративность несвойственна. Но в любом случае истерические состояния возникают тогда, когда это выгодно ребенку: они привлекают к нему внимание взрослых, вызывают заботу о себе, иногда обеспечивают возможность «уйти в болезнь» и избавиться, хотя бы на время, от тяжелой ситуации в школе.

В последнее время у школьников чаще всего встречаются вегетативные и сенсомоторные расстройства. Это тошнота и рвота, непрекращающийся кашель или икота, подъем температуры, головная боль и боли в животе, нарушение сердечной деятельности, затруднение дыхания, заикание и др.

«Ученица 11-го класса. Направлена в больницу с жалобами на тошноту и рвоту, возникающие при посещении школы и волнении.

. В школе училась охотно, с 1-го по 5-й класс была отличницей. 1 сентября перед школой почувствовала волнение, тревогу, тошноту. После рвоты состояние выравнялось, но позднее перед школой ежедневно испытывала страх и тошноту. Боясь, что рвота возникнет в школе, «на людях», вызывала рвоту искусственно. В терапевтическом отделении тошноты не было, но дома в первый же день опять возникли страх и тошнота перед началом занятий в школе. В воскресенье и каникулярные дни тошнота никогда не появлялась.

невроз у ребенка 6 лет рвота в школе

Зимой состояние. ухудшилось. Беспокойство, тошнота и страх стали возникать и в других ситуациях: перед посещением театра, кино, музеев. Перед ответом педагогу также испытывала каждый раз волнение и тошноту».

Истерические состояния, возникающие на волне страха перед школой, достаточно мучительны для ребенка. Кроме того, они, как и другие невротические реакции, не способствуют решению исходных проблем. Ребенок может пролежать в больнице или дома какую-то часть учебного года, но затем он все равно будет вынужден пойти в тот же класс, к тем же учителям. Его могут освободить от сдачи экзаменов, но в следующем году ожидание следующих экзаменов станет для него еще тяжелее, будет тяготить неопределенность: освободят еще раз или нет?

В конфликтных ситуациях могут возникать и истерические припадки. Протекают они примерно так:

«Мальчик 10 лет. охотно посещал школу. Первые два класса окончил успешно. Обучение в 3-м классе проходило в другой школе, чем он был недоволен. В связи с частыми болезнями до школы мальчика все опекали, он был кумиром семьи, что способствовало воспитанию в нем эгоцентризма, повышенных требований к окружающим, формированию необоснованных претензий.

В новой школе с сентября «начались нелады». После случайной двойки и выговора, сделанного матерью, мальчик «забился в припадке». Громко рыдал, «выгибался дугой», «щелкал зубами». Мать неожиданно позвали, она вышла из комнаты, мальчик остался один: припадок тут же прекратился. Аналогичные припадки повторялись после школьных или домашних неприятностей».

Истерический припадок продолжается от нескольких минут до часа, особенно при повышенном внимании со стороны окружающих, но, если ребенок лишается зрителей, быстро заканчивается.

Неврозы у детей: опасный сигнал для родителей

Детские неврозы кроют в себе большую опасность, причем основная проблема кроется не в типе расстройства или его проявлениях, а в отношении к нему. Так, иногда родители упускают из вида первые симптомы невроза, а иногда и вовсе их игнорируют, полагая, что с возрастом все пройдет само собой. Этот подход нельзя назвать правильным, стоит приложить максимум усилий, дабы помочь ребенку преодолеть возникшую проблему и избежать сопутствующих неудобств в будущем. Детский невроз – это психическое расстройство, не искажающее восприятие окружающего мира и имеющее обратимый характер (что очень важно). Таким образом, избавиться от него возможно и сделать это действительно нужно, вовремя среагировав на изменения в поведении Вашего малыша.

Содержание

Разновидности детских неврозов

Существует общая классификация, в рамках которой выделяют тринадцать разновидностей неврозов, которые могут проявляться у детей:

  • невротическое состояние, формирующееся на основе страха. Это один из самых распространенных типов у детей младшего школьного возраста. Характеризуется данный вид невроза наличием длительных (порой до получаса) приступов страха, особенно перед сном. Проявления могут быть самые разные: и легкое чувство тревожности, и даже галлюцинации. То, чего боится ребенок, часто определяется его возрастом. Так, в периоде до школы самые распространенные страхи – это боязнь остаться одному, темноты, мифических или реальных животных, которые были увидены в кинофильме и прочие. Среди учащихся младших классов часто встречается страх перед строгостью учителей, перед школой как таковой с ее четким режимом и множеством требований
  • невроз, вызванный конкретным навязчивым состоянием. В психологической науке такое явление описывают как наличие в поведении определенных ритуальных действий, невыполнение которых приводит к нарастанию напряжения, внутреннему дискомфорту. У детей выделяют два основных типа таких состояний – это навязчивые действия и страхи, хотя часто они могут иметь смешанный характер. В дошкольном возрасте чаще всего встречаются такие навязчивые действия, как мигания, поморщивания переносицы или лба, притоптывание, похлопывания и т.д. Выполнение ритуального действия позволяет снизить уровень эмоционального напряжения путем использования определенной физической активности. Если же говорить о навязчивых страхах или по-другому фобиях, то тут чаще всего встречаются боязнь закрытого помещения и острых предметов. Позже начинаются появляться страхи перед смертью, болезнью, устным ответом перед аудиторией и т.д.
  • невротическое состояние депрессивного типа. Такая проблема встречается уже в более взрослом возрасте – подростковом периоде. У ребенка можно заметить явное изменение поведения: плохое настроение, грустное выражение лица, некоторая замедленность движений и жестов, общее снижение активности и уровня коммуникабельности. В более серьезных случаях могут появиться систематическая бессонница, снижение аппетита и даже запоры
  • астенический тип (неврастения) возникает как реакция на чрезмерную загруженность дополнительными заданиями и занятиями, физическими и эмоциональными перегрузками. Явная форма такого типа невроза имеет место только в школьном возрасте
  • истерическая разновидность невроза.
  • Рудиментарные припадки моторного типа – не редкость в дошкольном возрасте. Когда ребенок не получает желаемого, обижается или наказан, он может проявлять свое недовольство довольно ярким способом – падение на пол, сопровождающееся раскидыванием рук и ног, громким плачем и криками, ударами кулаками и т.д.

  • заикание на нервной почве. В подавляющем большинстве случаев имеет место в возрасте от 2 до 5 лет в периоды первоначального становления речи и дальнейшего ее фразового усложнения.
  • Очень часто у маленьких детей заикание становится ответом на испуг от разлуки с родителями, которая для ребенка была неожиданной. Кроме этого, к числу предрасполагающих к заиканию факторов можно отнести давление на малыша с желанием ускорить его развития (речевое, интеллектуальное и т.д.), а также значительные информационные перегрузки.

  • ипохондрия - состояние, в котором отмечается болезненная озабоченность собственным состоянием здоровья, многочисленные и необоснованные подозрения на различные болезни. Характерный возрастной период – подростковый возраст
  • навязчивые движения (тики), о которых уже шла речь ранее – разнообразные несложные движения и жесты, осуществляемые в автоматическом режиме для снятия напряжения. У детей часто сопровождаются энурезом и заиканием
  • нарушение нормального сна – встречаются и у детей младшего возраста, и у подростков.
  • Расстройство может находить свое выражение в беспокойстве, проблемах с глубинными фазами сна, кошмарах, говорении и хождении во сне, частых пробуждениях посреди ночи без явной причины на это.

  • снижение аппетита на невротической почве. Матери часто проявляют излишнюю тревогу о своих детях, а поэтому иногда пытаются насильно накормить малыша, если он отказывается, или же дают слишком большие порции. Иногда причиной невротической анорексии становится испуг во время процесса кормления . Результат таких событий – пропадание у ребенка желания принимать пищу, частые срыгивания, рвота, иногда излишняя избирательность.
  • непроизвольное мочеиспускание (энурез). Чаще всего такой тип невротического нарушения имеет место во время ночного сна
  • если у ребенка наблюдаются непроизвольные испражнения в незначительном количестве и при этом отсутствуют какие-либо физиологические причины для этого, то можно говорить о невротическом энкопрезе. Встречается такое довольно редко, патогенез изучен очень плохо. Возраст проявления такого типа расстройства – от 7 до 10 лет
  • патологические действия, основанные на привычке.
  • Такое также можно довольно часто встретить у детей любых возрастов – раскачивания при засыпании, сосание пальцев или волос и прочие.

    Что может быть причиной невротического расстройства у ребёнка?

    В большинстве случаев причиной невротического расстройства является получение ребенком психологической травмы (это может быть испуг, сильная обида, результат эмоционального давления и т.д.). Однако установить конкретное событие, вызвавшее развитие невроза, практически невозможно, а поэтому прямую связь установить не удается.

    Мнение врача: подавляющее большинство случаев невроза у детей становится следствием не конкретного травмирующего события, имевшего место один раз, а результатом длительного обдумывания и неспособности принять или понять ту или иную ситуацию или адаптироваться к изменившимся условиям среды.

    Наличие невроза у ребенка – это проблема, которая кроется не в состоянии организма малыша, а в недостатках воспитания. Дети очень ранимы, а поэтому любое негативное событие может отложить серьезный отпечаток, последствия которого могут открыться не сразу, а в будущем.

    В вопросе причин развития детских неврозов большое влияние оказывают такие факторы:

  • пол и возраст ребенка
  • семейный анамнез, наследственность
  • особенности и традиции воспитания в семье
  • перенесенные ребенком заболевания
  • значительные нагрузки физического и эмоционального характера
  • недостаток сна.
  • Кто более подвержен проблемам

    На основании ряда исследований неврозов у детей можно говорить о группе риска по разным факторам. Так, считается, что наиболее подвержены невротическим расстройствам:

  • дети в возрасте от 2 до 5 и в 7 лет
  • имеющие ярко выраженную «я-позицию»
  • ослабленные соматически (дети, у которых ослаблен организм из-за частых болезней)
  • дети, которые на протяжении долгого времени находятся в сложной жизненной ситуации.
  • Симптоматические проявления детских неврозов

    На что же родителям стоит обратить внимание? Что может сигнализировать о развитии невроза у ребенка? Проявления могут носить различный характер в зависимости от типа невротического нарушения. Проявить беспокойство о состоянии ребенка стоит при наличии хотя бы одного из перечисленных явлений:

  • выраженные приступы страха
  • ступор и заикание
  • изменение мимики и повышенная слезливость по сравнению с обычным состоянием
  • снижение аппетита
  • раздраженность
  • снижение коммуникабельности, стремление к одиночеству
  • разного рода нарушения сна
  • повышенная утомляемость
  • повышенная чувствительность и внушаемость
  • истерические припадки
  • головная боль
  • мнительность и нерешительность
  • энурез и энкопрез.
  • Проявления неврозов на фото

    Неврозы у детей

    Наверняка нет для родителей проблемы больше, нежели болеющий ребенок. И тут трудно определить, какие заболевания тяжелее. Иногда обычное ОРЗ перерастает в осложнения в виде глухоты, а иногда и, казалось бы, незначительные психические расстройства способны поломать всю дальнейшую жизнь. Итак, чем характеризуются детские неврозы? Каковы их причины, виды, лечение?

    Невроз у ребенка

    Неврозом именуют обратимые расстройства психики ребенка, вызванные воздействием травмирующих факторов. При неврозе нервные клетки мозга не разрушаются, временно расстраивается только их нормальная деятельность. По этой причине невроз называют в медицине функциональным нарушением.

    У детей чаще всего неврозы бывают результатом сочетания нескольких причин, которые по отдельности угроз не представляют. Большое значение при этом играют особенности ребенка, который находится под действием конкретного раздражителя, имеющего эффект травмы. Если у ребенка есть генетическая склонность к неврозам, то малейшие раздражители в виде постоянных криков или упреков сформируют в нем невроз. Многие признаки неврозов у ребенка так и остаются на всю жизнь, если не заниматься лечением малыша. Предупреждение травмирующих факторов может остановить развитие неврозов у детей. Психологи констатируют: корни детских неврозов — в семье, в неправильном воспитании ребенка . подавлении его личности, пережитых стрессах.

    Признаки и симптомы неврозов у детей дошкольного возраста

    До 6 лет родители обязательно должны обращаться к специалистам, если замечают у ребенка тики, то есть непроизвольные дергания мышц лица либо тела. Это один из симптомов невроза.

    Консультации детского психиатра требует также энурез (ночное недержание мочи) и энкопрез (недержание кала). Эти два явления считаются симптомами невроза, если в дошкольном, младшем школьном возрасте ребенок вдруг перестал себя контролировать, утратил навык контроля над мочеиспусканием и частично над дефекацией.

    Насторожить родителей должны и такие признаки неврозов, как заикание и навязчивые движения. Это может быть качание тела вперед-назад или со стороны в сторону.

    Частым симптомом невроза детей дошкольного возраста являются расстройства сна. Если ребенок привык засыпать в 9 вечера, и у него это получалось довольно быстро, а затем вдруг перестал так засыпать, то мама с папой должны насторожиться. У детей дошкольного возраста признаками невроза являются страхи темноты и боязнь одиночества. Нередко дошкольники боятся персонажей из сказок и фильмов либо выдуманных родителями „бабаев” с целью воспитания и послушания. Часто по этой причине ребенок плохо засыпает ночью.

    Признаками неврозов детей дошкольного возраста являются также дрожание рук и припадки, судорожное глотание и приступы удушья, повторяющаяся рвота и обмороки, вспышки ярости.

    Признаки и симптомы неврозов у детей младшего школьного возраста

    Неврозы у детей могут наблюдаться вплоть до 18 лет. Но в плане их диагностики четко определить признаки невроза можно лишь после 6-летнего возраста. До этого периода расстройства носят стертый характер и по этой причине остаются нераспознанными либо незамеченными родителями. Иногда папа с мамой просто не хотят замечать эти симптомы, потакая малейшим капризам ребенка, выполняя все требования или, наоборот, запрещая все и подавляя его желания.

    Признаками неврозов детей младшего школьного возраста могут быть такие проявления:

      Эмоциональная нестабильность, перепады настроения. Склонность к капризам. Раздражительность. Возбудимость. Непереносимость резких звуков и запахов. Двигательная суетливость. Быстрая потеря интереса к определенным занятиям. Неустойчивое рассеянное внимание и отвлекаемость. Расстройства сна.

    Признаками неврозов детей от 6 лет могут быть припадки в форме падения с криками, ударами об пол. Они могут возникать у детей в связи с обидами и недовольством отказа родителей в детских требованиях.

    Признаки и симптомы неврозов у подростков

    Детям старшего школьного возраста свойственны страхи болезней. Это могут быть те болезни, о которых подростки слышат рассказы взрослых. В этом возрасте дети могут носить в себе переживания о том, что тоже могут заболеть болезнями взрослых и умереть. Страх смерти — один из наиболее характерных признаков невроза подросткового периода. Подростки также могут бояться подавиться при еде. В этом возрасте у школьников бывают и навязчивые переживания в виде хульных мыслей, противоречащих нравственным установкам.

    Редкой формой проявления неврозов у подростков бывают навязчивые влечения. Они не могут реализоваться и поэтому трансформируются в тревогу и страх.

    Причины и виды неврозов

    Главной причиной неврозов являются психические травмы, что проявляется реакцией личности ребенка на неблагоприятную ситуацию либо длительным преодолением трудной ситуации, неспособностью адаптироваться к ней. Чем больше предрасположенность ребенка к нервозам, тем меньшей травмы достаточно мальчику или девочке для развития невроза. Кстати, больше подвержены неврозам мальчики.

    Для возникновения невроза у ребенка имеют значение такие предпосылки:

      Биологическая природа: наследственность и перенесенные болезни, протекание беременности и родов. Психологическая природа: психотравмы и психотравмирующие ситуации. Социальная природа: родители и сексуальное воспитание .

    К развитию неврозов у детей в любом возрасте приводят и такие факторы, как длительное недосыпание, перегрузки умственного и физического плана.

    Но по утверждению психологов, основные причины нервных заболеваний кроются в ошибках воспитания. Родители порой приводят ребенка на прием к врачу, сразу же указывая, куда ему встать, сесть, что делать и что говорить. К сожалению, такие родители свое поведение считают вполне нормальным и хотят видеть причины неврозов в школе, детском саду, педагогах, но не в себе.

    Какие бывают неврозы:

    Все неврозы детского возраста классифицируются на несколько видов. Специалисты выделяют наиболее распространенные из них:

      Невроз страха . Страх может проявляться при засыпании ребенка. Это больше характерно дошкольному возрасту, когда дети боятся темноты и животных, их напугавших, персонажей из фильмов. У первоклассников наблюдается страх школы с непривычной дисциплиной и режимом, что иногда может проявляться отказом идти в школу. Таким неврозам больше подвержены дети, которые до этого не посещали детский сад, а воспитывались дома. Невроз навязчивого состояния . Он характеризуется преобладанием качающих телодвижений, опасений, мыслей, которые возникают вопреки желанию и преследуют ребенка. Это могут быть навязчивые тики в виде мигания и наморщивания лба, частые повороты головы, дергание плеч, притоптывания ногами. Тикозные движения всегда связаны с эмоциональным напряжением ребенка. При фобиях как виде навязчивых состояний у детей возникает боязнь острых предметов и закрытых помещений. В более старшем возрасте это может быть страх болезни и страх покраснеть. Нередко это и страх устного ответа в школе. Депрессивный невроз . Это больше всего характерно подросткам. Проявляется депрессивный невроз подавленным настроением, грустью, апатией, тихой речью, плаксивостью, стремлением к одиночеству. В высказываниях подростка преобладают фразы о собственной малоценности, зависть другим подросткам и даже суицидальные мысли. При этом возможны снижение аппетита и массы тела, запоры и бессонница. Истерические неврозы . В младшем школьном и дошкольном возрасте встречаются припадки в виде ударов об пол и падения с разбрасыванием конечностей, громких криков, доходящих до хрипов. Такие состояния возникают как реакция на родительский отказ. Неврастения . Возникновению этого вида невроза способствуют перегрузки умственного и физического плана. Это могут быть слишком большие нагрузки при подготовке к соревнованиям по определенному виду спорта или посещение ребенком большого количества репетиторов. Тогда ребенок раздражителен и несдержан, часто у него случаются вспышки гнева. Ипохондрический невроз . Чаше бывает у подростков. Это слишком большая озабоченность здоровьем и мысли по поводу возникновения болезней, не характерных подростковому возрасту.

    Лечение и профилактика неврозов

    Поскольку причиной возникновения неврозов бывают недостатки и издержки воспитания, то и начинать лечение нужно с налаживания здоровой атмосферы в семье. Это и есть лучшая профилактика неврозов. Нужно просто быть внимательным к ребенку и замечать изменения в его поведении. Не засыпает ребенок нормально несколько вечеров? Поговорите, узнайте, что его тревожит, чего он испугался. И ни в коем случае не ругайте сына за трусость. Наоборот, постарайтесь внушить ему, что родители — лучшие защитники и помощники.

    Очень важно разговаривать с ребенком о серьезных вещах, готовить его к трудным психологическим ситуациям. Так, например, нужно рассказывать о ситуациях, которые могут произойти в школе. Например, о том, что одноклассники могут отбирать вещи, посмеиваться над очками ребенка. Научиться спокойно реагировать на такие проблемы ребенок должен только с помощью родителей. Научите сына или дочку всегда и везде достойно вести себя и ничего не бояться. Пусть он знает, что вы всегда готовы прийти ему на помощь.

    Также очень важно следить за нагрузками школьника, чтобы он не переутомлялся, соблюдал режим сна, питания, отдыха.

    Партнерские и дружеские отношения с ребенком, уважение его личности и готовность всегда прийти ему на помощь — основные условия профилактики неврозов у детей.

    Специально для nashidetki.net - Диана Руденко

    Каприз или невроз?

    КАПРИЗ ИЛИ НЕВРОЗ? КАК ОТЛИЧИТЬ ДЕТСКУЮ ПРИХОТЬ ОТ НЕРВНОГО РАССТРОЙСТВА

    Наверное, каждому из нас приходилось наблюдать детей, истерично кричащих «не хочу!» (есть, одеваться, идти в школу или детсад. ). Причины такого поведения у детей могут быть разными. Хорошо, если это просто каприз — тогда родителям достаточно просто спокойно и терпеливо поговорить с ребенком. А если у малыша развивается невроз, все гораздо сложнее

    Каприз — это немотивированное упрямство ребенка (хочу-буду!), негативизм по отношению к взрослым — лишенное разумных оснований сопротивление их требованиям. В основе детского каприза - категоричное желание добиться чего-то, что ему запрещено. Как правило, капризы сопровождаются слезами, криками, топаньем ног, разбрасыванием подвернувшихся под руку вещей, валянием по полу. Такое поведение ребенка — прямое следствие неправильного поведения родителей, которые по разным причинам (лень, занятость, недостаток терпения или просто глупость) потакают ему во всем. Таким родителям проще уступить прихоти ребенка, чем объяснить, почему эта прихоть не должна быть выполнена.

    А неврозы — это нервные расстройства, которые характеризуются невозможностью контролировать себя и свои эмоции во время таких состояний, как растерянность, страх, гнев, тревога и беспомощность. У детей появляются неврозы как следствие того, что они не справляются с межличностными отношениями и требованиями среды.

    Проявляются неврозы по-разному: в повышенной возбудимости, раздражительности, гиперактивности, агрессивности. Невроз может проявляться и соматически: головными болями, нарушениями сна и т.п.

    Характерные признаки детских неврозов — повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, плаксивость. У некоторых детей отмечается чрезмерная боязливость, мнительность, тревожность. Они не переносят громкие звуки, яркий свет, резкие запахи. Поведение характеризуется то вялостью, пассивностью, то двигательным беспокойством, гиперактивностью. Снижается внимание, работоспособность, отмечается нарушение сна и аппетита.

    Среди младших школьников часто встречается невроз страха, одна из разновидностей которого — школьный невроз. Малыши, не приученные к самостоятельности, плохо привыкают к школьной обстановке. Необходимость посещать школу вызывает у них раздражение. Нередко в ответственные моменты появляются рвота, недержание мочи.

    В некоторых случаях школьный невроз принимает форму навязчивого страха устного ответа. Ребенок, прекрасно выполняющий письменные упражнения, совершенно теряется у доски — бледнеет, краснеет и не в силах справиться с самым простым заданием.

    Причинами неврозов могут быть эндогенные факторы (генетическая предрасположенность, наследственные заболевания и врожденные патологии), школьные, семейные, межличностные конфликты).

    Остановимся на том, что нужно знать каждому родителю.

    В детском возрасте психиатры выделяют четыре уровня нервно-психологического реагирования: сомато-вегетатив-ный (в возрасте до 1 года), психомоторный (от года до трех), аффективный (до 6 лет) и идеаторный (подростковый возраст), в зависимости от которых проявляются различные симптомы неврозов.

    В самом раннем детстве у ребенка формируется такая базисная характеристика личности, как доверие-недоверие. Если в это время ребенка редко берут на руки, если он чувствует дефицит любви, заботы и тепла, то на протяжении всей жизни доверие к людям у него никогда не появится, а отсюда агрессия. В младенческом же возрасте отсутствие или дефицит родительской любви приводят к таким проявлениям невропатии, как расстройства сна и стула, рвота, испуги.

    Не следует впадать и в другую крайность — в гиперопеку. Нужно ребенку предоставлять возможность проявлять самостоятельность. Иначе в период психомоторного реагирования, когда формируется самостоятельность, в ребенке не закрепится такая важная черта. В это же период формируется чувство стыда. Если ребенка постоянно критиковать и упрекать, в нем закрепится это ощущение. В этот период нервные расстройства проявляются в форме гиперкинезов (тиков), заикания, неврозов навязчивых состояний (некоторые грызут ногти, другие «хмыкают» носом).

    В третий кризисный период особенно развивается эмоционально-волевая сфера. У ребенка возникают такие базисные характеристики, как инициативность и чувство вины. Важно, чтобы в дошкольном возрасте инициативность поддерживалась и развивалась. Чувство вины порождает страхи, межличностные отношения не складываются. Ребенок становится изгоем или конформистом (как все, не хочет выделяться). В этот период возможны такие проявления неврозов, как тревожность, аффективные расстройства (крики, гиперактивность), страх перед животными, темнотой и т.д.

    В подростковом возрасте формируются такие базисные характеристики личности, как деятельность и ощущение полноценности-неполноценности. В подростках закладываются основы самоуважения, самореализации, самоутверждения. Самые сложные невротические расстройства, которые перерастают в психотические расстройства (психозы), — у детей подросткового возраста. Неправильное поведение взрослых может привести к комплексу неполноценности, депрессии, нервной анорексии и другим серьезным нарушениям психики.

    ЧТО ЖЕ В ТАКИХ СЛУЧАЯХ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ?

    Опасность неврозов как заболевания не в тяжести или неизлечимости, а в отношении к ним. Большинство родителей не замечают, а если замечают, то машут рукой: само пройдет! Это грубая ошибка! Запущенные неврозы приводят к психозам — а это значительно более тяжелые заболевания. Если неврозы — это нарушения, при которых не нарушается восприятие внешнего мира, не извращается отношение к обществу, не отмечается резких изменений поведения, то при психозах страдает вся личность, в том числе, ее умственная деятельность.

    Если малыш после трехлетнего возраста часто мочится в кровать, если у него дергается какой-либо мускул на лице, если он грызет ногти, категорически отказывается от еды, заикается, если у ребенка нет побуждений к познавательной деятельности, он слишком активен и не может сосредоточиться на чем-то одном, его речь похожа не младенческий лепет, родители должны подумать о возможном неврозе и обратиться к специалистам.

    Проблемами детей до 3 лет занимаются детские невропатологи. А вот дошкольников уже можно вести на консультацию к детским психиатрам. В нашей области в каждом городе и в некоторых районах есть такие специалисты — всего их 33. В Областной клинической психоневрологической больнице есть 2 детских отделения, 2 дневных стационара, один из которых логопедический, а также кабинет социально-психологической помощи, где работают прекрасные специалисты, оказывающие бесплатную комплексную помощь. Кроме этого, в детсадах, реабилитационных центрах, в частных структурах помощь оказывают логопеды.

    В школах могут оказать помощь школьные психологи. К сожалению, не все преподаватели, несмотря на педагогическое образование, правильно ведут себя с детьми, иногда сами провоцируют у них неврозы.

    Сейчас, когда остро стоит вопрос профилактики психических расстройств, мы проводим профосмотры детей с детского сада, но только с разрешения родителей. В учебных заведениях школьные психологи для осмотра психиатрами отбирают проблемных детей, нуждающихся в консультации.

    Правильно поставленный диагноз и своевременно начатое лечение (медикаментозное, психотерапевтическое, а чаще всего — комплексное) поможет избежать больших проблем в будущем. Не запускайте эту проблему! Детская нервная система очень эластична и легко поддается коррекции. Однако чем дольше вы будете тянуть с консультацией, тем длительнее будет лечение.

    Источники:
    psyera.ru, pediatriya.info, nashidetki.net, mednurse.ru

    Следующие статьи:


    17 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения