Справочник Совет педиатра
Главная » Лекарственные препараты

Поведение детей с зпр в школе



Поведение детей с зпр в школе

Дети с задержкой психического развития в школьном возрасте.

Страница 1

Дети с задержкой психического развития приходят к школе с теми же особенностями, которые характерны для старших дошкольников. В целом это выражается в отсутствии школьной готовности: знания и представления об окружающей действительности у них неполноценны, обрывочны, основные мыслительные операции сформированы недостаточно, а имеющиеся неустойчивы, познавательные интересы выражены крайне слабо, учебная мотивация отсутствует, проявляемое ими желание идти в школу связано лишь с внешней атрибутикой (приобретение ранца, карандашей, тетрадей и т.п.), речь не сформирована до необходимого уровня, в частности отсутствуют даже элементы монологической речи, произвольная регуляция поведения отсутствует.

Вследствие этих особенностей детям с задержкой психического развития чрезвычайно трудно соблюдать школьный режим, подчиняться четким правилам поведения, т.е. обнаруживаются трудности школьной адаптации. Во время уроков они не могут усидеть на месте, вертятся, встают, перебирают предметы на столе и в сумке, лезут под стол. На переменках бесцельно бегают, кричат, часто затевают бессмысленную возню. Существенную роль в таком поведении играет и свойственная большинству из них гиперактивность.

Учебная деятельность их характеризуется низкой продуктивностью: они часто не усваивают задания, даваемые учителем, не могут на относительно длительное время сосредоточиться на их выполнении, отвлекаются на любые посторонние стимулы.

Такое поведение особенно характерно для детей с задержкой психического развития, не проходивших дошкольной подготовки в специальном детском саду. Дети, которые хотя бы год провели в специальном детском саду или занимались с педагогом-дефектологом в коррекционной группе, обычно бывают относительно подготовленными к обучению в школе, и тем лучше, чем длительнее был период коррекционной работы с ними. Однако и в этих случаях нередко проявляются недостатки внимания, гиперактивность, дефекты координации движений, отставание в речевом развитии, трудности регуляции поведения.

У младших школьников с задержкой психического развития внимание неустойчиво. Эта неустойчивость проявляется по-разному. У одних детей в начале выполнения задания наблюдается максимальная для них сосредоточенность, которая неуклонно снижается по мере продолжения деятельности, и ученик начинает делать ошибки или совсем перестает выполнять заданное. У других наибольшее сосредоточение внимания наступает после некоторого периода выполнения заданных действий, а затем постепенно снижается. Есть дети, у которых наблюдаются периодические ко­лебания внимания. Неустойчивость внимания сочетается с повышенной отвлекаемостью.

У младших школьников, прошедших дошкольную подготовку в специальном детском саду, грубых недостатков внимания не наблюдается, однако проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания обнаруживаются и у них, особенно в условиях утомления и повышенного напряжения.

Своеобразные особенности восприятия, наблюдавшиеся у старших дошкольников, характерны и для младших школьников с задержкой психического развития. При отсутствии первичных недостатков зрения, слуха и других видов чувствительности у них отмечаются замедленность и фрагментарность восприятия, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях.

Неточность и замедленность восприятия в наибольшей мере проявляются в младшем школьном возрасте, когда обнаруживаются связанные с недостатками восприятия ошибки при списывании текста, воспроизведении фигур по зрительно представленным образцам и т. п. В наибольшей мере эти недостатки проявляются при усложнении и ухудшении условий восприятия, когда, например, изображения демонстрируются повернутыми или когда уменьшается их яркость и четкость.

С возрастом восприятие детей с задержкой психического развития совершенствуется, особенно значительно улучшаются показатели времени реакции, отражающие скорость восприятия, и это проявляется как в качественных его характеристиках, прежде всего в полноте восприятия объектов, так и в количественных показателях, к которым относится скорость восприятия.

Школьники с задержкой психического развития значительно хуже запоминают и воспроизводят учебный материал, чем их нормально развивающиеся сверстники. Как и у нормально развивающихся младших школьников, показатели запоминания наглядного материала более высокие, чем словесного. Но у детей с задержкой психического развития различия между наглядной (образной) и словесной памятью (в пользу наглядной) значительно больше, чем у нормально развивающихся сверстников. Оно также говорит о слабости самоконтроля, проявляющейся в повторных воспроизведениях детьми с задержкой психического развития одних и тех же запечатленных элементов.

Задержка психического развития

В детском возрасте, среди различных отклонений, связанных с психическим развитием, чаще всего встречается такое заболевание, как задержка психического развития (ЗПР), которая имеет временный характер и проявляется в недостаточной памяти, сильной и быстрой утомляемости, отсутствии должных знаний об окружающем мире и недостаточном уровне мышления.

В большинстве случаев обнаружить недуг у ребенка удается при поступлении в школу, когда его поведение прямо указывает на неспособность адаптироваться к возложенной нагрузке и воспринимать тот объем знаний, который необходим в конкретном возрасте.

Существует две основные причины, которые могут поспособствовать развитию данного недуга:

поведение детей с зпр в школе
  • биологическая
  • социально-психологическая.
  • К первой группе факторов, способных повлиять на психическое состояние ребенка, относят следующие:

  • патология беременности, связанная с заболеваниями матери или вредными привычками в период беременности
  • рождение ребенка раньше положенного срока, небольшой вес при рождении
  • заболевания соматического характера
  • наличие повреждений головного мозга
  • родовые травмы.
  • Ко второй группе факторов, под воздействием которых может возникнуть расстройство психики, относят следующие:

  • отсутствие должного воспитания ребенка, изоляция ребенка от родителей
  • отсутствие активной деятельности, согласно возрасту (игры, обучение, общение со сверстниками)
  • авторитарное воспитание, чрезмерная опека.
  • Не обязательно причиной заболевания может послужить один какой-либо фактор. Сопутствовать расстройству психики могут несколько факторов, как биологических, так и социально-психологических.

    Симптомы задержки психического развития ребенка

    Диагностировать ЗПР у детей чаще всего удается при поступлении в школу. Именно в этот период на ребенка возлагается значительная нагрузка и можно адекватно оценить его поведение. В некоторых случаях выявить проблему удается раньше, к первичным симптомам заболевания, связанного с расстройством психики, относят следующие:

  • малыши с ЗПР обычно позже начинают держать голову, говорить и ходить
  • излишняя тревожность, нерешительность
  • агрессивное поведение
  • явные отставания от сверстников, отсутствие навыков выполнять самостоятельно простые действия (умыться, одеться, обуваться)
  • замкнутость, отсутствие желания общаться со сверстниками.
  • Обнаружив любой из перечисленных симптомов у ребенка, следует обратиться за консультацией к квалифицированному неврологу. Проведя профилактический осмотр, врач сможет помочь решить сложившуюся проблему.

    Особенности задержки психического развития

    Дети, страдающие задержкой психического развития, имеют некоторые особенности, которые зачастую проявляются после поступления в школьные учебные заведения. Наиболее заметным признаком заболевания становится отсутствие способности к обучению.

    Такие дети не имеют достаточно знаний для продолжения полноценного обучения в школе, им с трудом дается чтение и письмо, им трудно соблюдать установленные в школе правила. Данные особенности обусловлены ослабленной нервной системой.

    Детям с такой патологией тяжело самостоятельно выполнять какие-либо работы, и они не могут до конца осознать, для чего им необходимо обучение. Для таких детей школьный период становится весьма сложным испытанием, порой, наносящий еще больший вред их здоровью.

    Что касается эмоционального проявления, то дети с ЗПР могут отличаться от сверстников агрессивным поведением, отсутствием самоконтроля, им присуща неуверенность, чрезмерная суетливость, частая смена настроения.

    Виды ЗПР

    Благодаря квалифицированному психиатру, К.С.Лебединской, была разработана классификация разновидностей задержек психического развития, встречающихся в детском возрасте:

    ЗПР психогенного вида – сопутствует заболеванию неблагоприятная обстановка в семье и окружении, отсутствие надлежащего воспитания

    ЗПР конституционного вида – причиной в большинстве случаев является недостаточное созревание лобных частей головного мозга. Дети, у которых наблюдается данное отклонение, отличаются инфантилизмом, их поведение не соответствует возрасту (они более склонны к играм, нежели к обучению). При своевременном лечении корректировка психики дает хорошие результаты

    ЗПР соматогенного вида – причиной является перенесенное заболевание. Такие дети заметно ослаблены, астеничны, отличаются слабой выносливостью

    ЗПР целебрально-астенического вида – причиной является органическое поражение мозга. Такие дети гиперактивны, легко возбудимы, имеют неврозы и частые перепады настроения.

    В каждом отдельном случае наблюдаются свои особенности в плане эмоциональной сферы и интеллектуального развития.

    Коррекция задержки психического развития

    Задержка психического развития требует незамедлительного лечения и активного участия таких специалистов, как неврологи, психиатры, психологи, дефектологи, логопеды и педиатры. Коррекция психологического развития – это достаточно длительный процесс, который лучше всего начинать еще в дошкольном возрасте.

    поведение детей с зпр в школе

    Основная работа направлена на систематическое обучение в специализированных учреждениях, где знания даются порционно, материал многократно повторяется, часто происходит смена видов деятельности. При работе с детьми, имеющими ЗПР, специалисты уделяют особенное внимание развитию познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, собственного мышления.

    Развитие эмоциональной сферы, а также моторной и сенсорной сферы, проводится с использованием игровой терапии, арттерапии и других подобных программ. Занятия с логопедом необходимы для коррекции речевых навыков.

    Кроме всего прочего, в лечение также применяется медикаментозная терапия. Препараты назначает только лечащий врач, исходя из каждого конкретного случая. Для скорейшего восстановления психики ребенка также активно применяют лечебный массаж и водолечение.

    Специфика конфликтного поведения детей с задержкой психического развития

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

    Подобные работы

    Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Причины возникновения отклонений в развитии у детей. Упражнения на развитие внимания. Диагностика школьной зрелости у ребенка. Методы диагностики восприятия и воображения.

    дипломная работа [201,7 K], добавлена 10.06.2015

    Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Психологические особенности их общения. Анализ социометрических методик и проведение с их помощью исследований межличностных отношений у подростков с ЗПР.

    дипломная работа [344,0 K], добавлена 08.10.2010

    Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Анализ закономерностей формирования самооценки в детском возрасте. Особенности коррекции самооценки школьников с задержкой психического развития.

    курсовая работа [174,7 K], добавлена 20.06.2014

    Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности их речевого развития. Психофизиологические процессы чтения. Дислексия, ее причины, механизмы и виды. Особенности формирования навыка чтения у детей.

    дипломная работа [79,2 K], добавлена 16.07.2013

    Дневные и ночные страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения. Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития. Влияния рисуночных методик на коррекцию страхов у детей с задержкой психического развития.

    курсовая работа [59,6 K], добавлена 08.04.2011

    Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Особенности их общения. Эмпирическое исследование и анализ особенностей развития коммуникативных навыков у детей пятого года жизни с ЗПР и в норме.

    дипломная работа [1,1 M], добавлена 10.09.2010

    Закономерности аномалий развития психики. Общая характеристика детей с задержкой психического развития, в частности дошкольного возраста. Анализ общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы о задержке психического развития.

    поведение детей с зпр в школе

    курсовая работа [60,2 K], добавлена 23.10.2009

    Психологическая характеристика детей подросткового возраста с задержкой психического развития. Подросток с задержкой психического развития в системе детско-родительских отношений. Анализ взаимозависимости родителей и детей с задержкой развития.

    курсовая работа [129,3 K], добавлена 08.11.2014

    Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности использования дидактической игры для коррекции их памяти. Работа педагога-психолога в данной сфере, ее практическая апробация и оценка эффективности в школе.

    курсовая работа [63,1 K], добавлена 17.01.2011

    Исследование отечественными и зарубежными учеными особенностей и проблем детей с задержкой психического развития (ЗПР). Характеристика клинических вариантов ЗПР. Психологические методы и технология диагностики уровня обучаемости и мышления ребенка с ЗПР.

    реферат [33,2 K], добавлена 22.10.2012

    ЗПР конституционального происхождения

    Состояние задержки психического развития определяется наследственностью. Дети с данным типом ЗПР отличаются гармоничной незрелостью одновременно телосложения и психики, что дает основание обозначить такую форму задержки, как гармонический психофизический инфантилизм. У детей данной группы наблюдается значительное отставание психического развития от паспортного возраста, что проявляется преимущественно в эмоционально-волевой сфере при относительно сохраненной (хотя и замедленной по сравнению с нормой) познавательной деятельностью.

    Такой ученик обращает на себя внимание с первых дней пребывания в школе, он с любопытством относится ко всему происходящему вокруг, быстро находит друзей и покровителей, которые опекают, защищают «маленького», пользуется всеобщей любовью из-за уживчивого веселого нрава. Основной фон его настроения преимущественно положительный: перепады в настроении бывают редко, обиды быстро забываются. Вместе с тем отмечается поверхностность эмоциональных реакций. Незрелость эмоционально-волевой сферы ведет к несформированности учебной мотивации. Быстро освоившись в школе, такие дети не принимают новых требований к поведению: постоянно опаздывают на уроки после перемены, во время урока встают, ходят по классу, разговаривают в полный голос с соседями, подходят к учителю. Непоседливые, болтливые, они не могут подчиняться необходимости выполнять какое-либо задание не отвлекаясь, превращают учебную деятельность в доступную им игровую, забывая взять необходимые школьные принадлежности, обязательно кладут в портфель игрушки. Играют на уроке сами, вовлекают в игру соседей по парте. Прописывая элементы букв, начинают дорисовывать их, превращая в цветы, елочки, домики, на тетрадном листе появляются сюжетные рисунки. Ребенок не дифференцирует «хорошие» и «плохие» отметки. Его радует сам факт их наличия в тетради. Поведение такого ребенка дезорганизует работу класса.

    Ребенок с первых месяцев обучения в школе становится стойко неуспевающим. К этому приводит ряд причин. С одной стороны, в силу незрелости эмоционально-волевой сферы он склонен выполнять лишь то, что непосредственно связано с его интересами (не может организовать свое поведение на уроке, но организован и инициативен в игре, слушании и воспроизведении сказок и рассказов, плохо прописывает элементы букв, но демонстрирует хорошие навыки в рисовании). С другой стороны, в силу незрелости предпосылок интеллектуального развития у таких детей отмечается недостаточный для данного возраста уровень сформированности мыслительных операций, памяти, речи, малый запас знаний и представлений об окружающей действительности.

    Источники:
    www.pclever.ru, forsmallbaby.ru, otherreferats.allbest.ru, pedlib.ru

    Следующие статьи:


    26 марта 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения