Справочник Совет педиатра
Главная » Мамины заметки

Нарушения сна у детей младшего школьного возраста



Нарушения сна у детей младшего школьного возраста

Нарушения сна у детей школьного возраста

Поступление в школу является серьезным испытанием для детской нервной системы. За короткое время ребенку необходимо привыкнуть к новым социальным условиям и распорядку дня. Некоторые изменения в поведении малыша помогут Вам понять, что адаптация ребенка к школе проходит с трудом. Если ребенок беспокойно спит ночью, стал меньше улыбаться, ничем не интересуется и выглядит апатичным, это может быть вызвано как недостатком отдыха, так и повышенной утомляемостью из-за высокой нагрузки в школе. Основой правильного умственного и физического развития детей является полноценный здоровый сон.

Симптомы нарушения сна

Частые пробуждения

Если ребенок беспокойно спит ночью, долго не может уснуть, жалуется на кошмары и в течение ночи несколько раз просыпается, значит, у него обострены тревоги и детские страхи. Малыш становится неуверенным в себе и требует Вашей поддержки в делах, которые раньше мог выполнять самостоятельно.

Плаксивость и повышенная чувствительность

Повышенная возбудимость

Нарушение сна у детей может привести к повышению возбудимости. Ребенку трудно сосредоточиться, сконцентрироваться и выполнять задание дольше 3-4 минут подряд. У него часто изменяется настроение, он не может самостоятельно успокоиться, а в течение дня жалуется на усталость и плохое самочувствие.

Виды нарушения сна

Инсомния, или бессонница

Инсомнией называют расстройство засыпания и способности не просыпаться длительное время, необходимое для отдыха. Причины таких нарушений сна у детей могут быть самыми разными: стресс, проблемы дыхательной системы, психические заболевания и т.д.

Гиперсомния, или патологическая сонливость

Для патологической сонливости характерна избыточная длительность ночного отдыха или повторяющиеся эпизоды дневной сонливости. Такое нарушение сна у детей может быть вызвано дыхательными расстройствами, инфекционными, психическими заболеваниями и т.д.

Неправильное чередование сна и бодрствования

Данный вид расстройств подразделяется на синдром не-24-часового цикла суток (смещение режима сна и бодрствования на 1-3 часа), синдромы преждевременного и замедленного периодов сна.

Они обычно вызваны бытовыми факторами, например, беспокойный сон у ребенка может наблюдаться, если его распорядок дня часто изменяется.

Парасомния

Нарушение сна у детей этого вида характеризуется сбоем в фазах сна, неполным пробуждением, повышенной двигательной активностью и т. п. К парасомнии относятся приступы ночных страхов, энурез (непроизвольное мочеиспускание) и лунатизм.

Что препятствует спокойному сну

Эмоциональное перенапряжение

Чаще всего дети школьного возраста плохо спят из-за перевозбуждения или переутомления. Беспокойный сон у ребенка может быть вызван конфликтами с учителями, одноклассниками и родителями, сложными домашними заданиями, чрезмерными интеллектуальными нагрузками. Если ребенок привык допоздна смотреть телевизор или играть в компьютерные игры с динамичным сюжетом, проблемы с засыпанием обычно бывают вызваны перевозбуждением.

Соматические заболевания

Если ребенок беспокойно спит ночью, не исключено, что это возникло из-за недомогания, вызванного острыми или хроническими заболеваниями. Школьники часто болеют простудными заболеваниями, ведь инфекция легко передается в коллективе от одного ребенка к другому. Именно поэтому чаще всего сомнические расстройства связаны с повышением температуры, ломотой в костях, головной болью. Иногда такие проблемы вызывают неприятные ощущения в желудке и кишечнике - тошнота, колики, боли. В любом из перечисленных случаев ребенка нужно показать педиатру.

Неврологические расстройства

У детей школьного возраста, как и у малышей, сомнические расстройства могут быть вызваны неправильной работой центральной нервной системы. Беспокойный сон у ребенка может стать следствием ночного энуреза, повторяющихся кошмаров, снохождения и сноговорения. При наличии любого из этих отклонений школьника необходимо показать неврологу для исключения эпилепсии и других тяжелых заболеваний.

Последствия для здоровья

Если ребенок беспокойно спит ночью, значит, он плохо отдыхает и чувствует тревогу (возможно, его мучают детские страхи ). Из-за чрезмерной усталости дети возбуждаются, а не успокаиваются. Уставший малыш обычно не просится сам в кровать, наоборот, у него портится настроение, он демонстрирует повышенную активность, может заплакать без причины, требует Вашего внимания и заботы. В дальнейшем беспокойный сон у ребенка может привести к трудностям в общении, формированию робости и неуверенности, понижению успеваемости, несмотря на хорошие способности, и т.д.

Что делать, чтобы малыш хорошо спал

У детей с рождения не отрегулирован суточный ритм. Чтобы ребенку было легче справиться с этой проблемой, понадобится Ваша помощь. Постарайтесь создать такие условия, чтобы настройка биологических часов прошла безболезненно для Вас и Вашего малыша.

Установить правильный режим

Детям необходимо ложиться спать в одинаковое время, проделывая такие процедуры, которые будут повторяться изо дня в день. Для Вас это должно стать неким ритуалом: после чтения книги или просмотра мультфильма Вы с ребенком идете умываться, затем укладываете его в кроватку, целуете, желаете добрых сновидений, гасите свет и выходите из комнаты.

Соблюдать установленный порядок

Когда дети спокойны и не ожидают непредвиденных сюрпризов, они легко засыпают. Если в разные дни малыша укладывает то мама, то папа, то бабушка, им необходимо договориться между собой, чтобы не изменять порядок процедур, стараясь выполнять все максимально одинаково. Постоянство придает ребенку уверенность, поэтому все действия должны повторяться ежевечерне. Малышу известно, что произойдет через 5 минут, через час, чувствует себя в безопасности и хорошо спит.

нарушения сна у детей младшего школьного возраста

Помогать малышу уснуть

Чтоб ребенок спокойно спал, дайте ему стакан теплого молока, чашку обычного чая, настой/сироп из успокоительных трав или специальные детские седативные препараты. Прием таких средств при нарушении сна у детей помогает снизить порог возбудимости, облегчает засыпание, не вызывая при этом привыкания.

Тенотен Детский - поможет настроить биологический ритм Вашего ребенка!

Как решить проблему сна у ребенка

Об особенностях сна и его проблемах у детей школьного возрасты рассказал Алексей Сергеев, старший научный сотрудник, к.м.н. врач-невролог Научно-образовательного клинического центра неврологии I МГМУ им. И.М. Сеченова Клиника нервных болезней им. А.Я. Кожевникова

Какой сон можно считать беспокойным

Безусловно, точного определения, какой сон у ребенка называть беспокойным, нет. Существует несколько типов нарушений сна.

1. Трудности засыпания без родителей (как и длительность сна, нормальное время засыпания понятие индивидуальное, но обычно, под нарушением подразумевают, невозможность заснуть более 30 минут).

2. Нарушения поддержки сна (способность заснуть ребенка без вмешательства родителей после ночного пробуждения, как правило, время не должно превышать 20 минут, а ночных побуждений у ребенка школьного возраста не должно быть более 2 в течение ночи).

3. Ранее окончательное пробуждение.

4. Парасомнии - это то, что обычно и называют беспокойным сном, связанные со сном и происходящие во сне различные двигательные и поведенческие изменения (например: ночные страхи, кошмары, снохождение, бруксизм (скрежет зубами), синдром беспокойных ног, некоторые виды храпа и другие нарушения дыхания во сне и т.д.). В данном случае, важно помнить, что при наличии подобных нарушений сна у ребенка необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом.

5. Избыточную сонливость (гиперсомния), конечно нельзя отнести к беспокойному сну, но она является важным признаком расстройств сна и симптомом который требует повышенного внимания, как со стороны родителей, так и врачей.

В любом случае необходимо понимать, что эпизодические трудности засыпания или редкие эпизоды ночных пробуждений не являются проблемой и могут отмечаться у детей под воздействием различных стрессовых факторов и причин. При правильных подходах к гигиене сна эпизодические расстройства не становятся хроническими и самостоятельно разрешаются.

Причины беспокойного сна и возраст ребенка

сон у ребенка.jpg

Действительно, причины нарушений сна у детей младшего школьного возраста и у подростков могут отличаться. Так, для детей 6-8 лет одной из важных причин является несформированный ранее стереотип самостоятельного засыпания, сна в отдельной кровати и т.д. В возрасте до 12 лет чаще отмечается энурез, снохождения, ночные кошмары. С ростом постепенно на первое место выходят психоэмоциональные (тревога, депрессия, фобии) и поведенческие причины расстройств сна. Одной из важных причин расстройств сна у подростков является синдром задержки фазы сна. В тоже время, схожие факторы, в особенности психоэмоциональное напряжения и нарушение режима сон-бодрствование, встречаются в любом школьном возрасте. В общем, около 20-25% детей в течение школы сталкиваются с различными нарушениями сна.

Основные причины беспокойного сна у школьников

Школьный сон.jpg

Причины расстройств сна у детей могут быть крайне разнообразны. С одной стороны, в большинстве случаев, они не являются проявлением серьезных заболеваний. Ребенок в школе и на дополнительных занятиях (художественная или музыкальная школа, спортивные секции) сталкивается с дополнительным психоэмоциональным напряжением, с необходимостью принимать решения которые он раньше не принимал. В подростковом возрасте это происходит на фоне изменением биологических часов ребенка, эмоциональной сферы. При этом подростку требуется достаточное время сна на восстановление. В результате нарушений режима сна-бодрствования (поздние засыпания, ранние пробуждения в школу) и постоянной нехватки сна происходит нарастание эмоциональных проблем, которые в свою очередь усиливают нарушения сна. Формируется порочный круг: нарушения сна - психоэмоциональные расстройства - нарушения сна.

С другой стороны есть специфические причины нарушений сна: ночные кошмары и страхи, снохождение, синдром беспокойных ног, бруксизм, синдром апноэ во сне и многие другие, которые нельзя объяснить только повышенными нагрузками и эмоциональным напряжением. Подобные нарушения, а также любые изменения засыпания и поддержания сна, продолжающиеся более 2-3х недель, являются показанием для врачебной консультации.

Как бороться с беспокойным сном

беспокойный сон.jpg

нарушения сна у детей младшего школьного возраста

Если нарушения сна развиваются при соблюдении правильного режима сон-бодрствование, или не нормализуются на фоне режима, необходима консультация специалиста. Важно понять, что происходит вокруг ребенка, какие факторы и причины нарушений сна отмечались. Если, например, у ребенка трудности засыпания во время периода экзаменов, которые самостоятельно регрессировали после стрессового фактора, конечно в данной ситуации не требуется никаких специфических обследований.

Как нормализовать сон ребенка школьного возраста

сон ребенка.jpg

Во-первых, родители должны осознать необходимость полноценного сна у ребенка. Это крайне важно, т.к. в большинстве случаев только от родителей зависит какой паттерн сна сформировался у ребенка и насколько соблюдаются правила гигиены сна, режима сон-бодрствование. Зачастую на приеме сталкиваешься с тяжелыми ситуациями, когда у ребенка частые головные боли, тревожно-депрессивные расстройства, выраженные нарушения сна, при этом родители уделяют внимание только повышению образовательной и эмоциональной нагрузки, усилению требований к подростку, не обращая должного внимания на сон и время отдыха.

Сон это сложный и крайне необходимый для правильной работы мозга процесс и это особенно важно для детского и подросткового возраста.

В большинстве случаев качество сна значительно улучшается при соблюдении простых правил:

1. Спокойная атмосфера перед сном. (рекомендуется исключить выраженные когнитивные и физические нагрузки и создать спокойный стереотип засыпания в тихой, темной, хорошо проветренной комнате).

2. Необходимо исключить просмотр телевизора, компьютерные игры, напряженное чтение перед сном.

3. Рекомендуется регулировать световой режим: понижение яркости света перед сном, сон в темной спальне, и наоборот, яркое освещение при пробуждении.

4. Режим сна (время засыпания - пробуждения).

5. Важно помнить, что спальня должна быть только для сна, следует избегать длительного чтения или компьютерных игр в кровати перед сном.

6. Исключить употребление любых кофеинсодержащих продуктов после 16.00 (включая, шоколад, газированные напитки).

7. Регулярная аэробная физическая нагрузка и здоровое питание способствует хорошему сну.

8. Если ребенок хочет поспать днем, желательно, чтобы дневной сон не превышал 1 часа.

9. Невозможно полностью компенсировать нехватку сна в течение учебной недели в выходные, поэтому не рекомендуется спать в выходные более 2 часов от времени обычного пробуждения. При не соблюдении данного правила, обычно происходит изменение работы внутренних биологических часов ребенка, что приводит к еще большим трудностям засыпания и пробуждения.

10. Не прибегать к использованию лекарственных препаратов без назначения врача.

Если нарушения сна развиваются при соблюдении правильного режима сон-бодрствование, или не нормализуются на фоне режима, необходима консультация специалиста. Дело в том, что у подростков меняется циркадный ритм, и в возрасте около 9-11 лет идет смещение засыпания на 1-2 часа на время около 22-23 часов. Однако, абсолютно неверно считать, что очень позднее засыпание и пробуждение норма для школьника. В большинстве случаев, таким образом может проявляется синдром задержки наступления фаз сна. При этом хроническое недосыпание может приводить к расстройствам настроения, эмоций, трудностям с вниманием и памятью и соответственно проблемам с обучением.

Отсыпаться на выходных

Порой работающие люди поздно ложатся и рано встают. Они привыкают досыпать в выходные - по пол дня. Такая практика возможна у школьников, хотя она порочна как для детей, так и для взрослых.

1. Невозможно полностью компенсировать нехватку сна в течение учебной недели в выходные, поэтому не рекомендуется спать в выходные более 2 часов от времени обычного пробуждения. При не соблюдении данного правила, обычно происходит изменение работы внутренних биологических часов ребенка, что приводит к еще большим трудностям засыпания и пробуждения.

2. Хроническая нехватка сна приводят к необратимым изменениям работы мозга, что не компенсируются периодами длительного сна в выходные.

Бесспорно, что продолжительность сна индивидуальна у каждого ребенка и зависит от многих параметров. Но для правильной организации гигиены сна важно помнить нормативные показатели длительности сна: возраст 6-9 лет - 10-12 часов, 10-13 лет - 8-10 часов, 14-16 лет - 8-9 часов.

Как организовать сон у детей так, чтобы они высыпались? Сколько часов в день нужно проводить в крова

Режим дня детей младшего школьного возраста

Подъем 7.00

Наиболее благоприятное время подъема ребенка после ночного сна — 7—7.30 ч утра, таким образом, общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч.2.

Гигиенические процедуры, утренняя гимнастика 7.00-7.30

Начинать свой день младшему школьнику следует с утренней гимнастики. Она не должна занимать много времени. Утренняя гимнастика позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создаѐт бодрое, хорошее настроение. После зарядки желательно принять душ. После этого одеться, убрать постель и позавтракать.

Завтрак 7-30-7.45

Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям необходимо соблюдение режима питания. Изменения интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей. Приѐм пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта.

Пребывание в школе (урочное время) 8.30-13.05

Очень полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 20 – 30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала. В школу ученик должен приходить за 10—15 мин. До начала занятий и готовиться к уроку. Это позволит сконцентрировать внимание на материале предстоящей учебной деятельности.

13.05-13.30 Целесообразно предусматривать прогулки до обеда, длительностью 40 мин- 1,5 часа. Пребывание на открытом воздухе – наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий организм после утомительных занятий, повышающий его работоспособность до уровня, необходимого для полноценного приготовления домашних заданий. Во время прогулок повышение крови кислородом, улучшаются обменные процессы. Пребывание на воздухе способствует закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.

Обед 13.30-14.00

Для учащихся начальной школы образовательных учреждений предусматривается организация двухразового питания. Оно предполагает организацию обеда и полдника (обязательно для групп продлѐнного дня).

Сон для учащихся первых классов и детей с ослабленным здоровьем 14.00-15.00

Детям с ослабленным здоровьем, быстро утомляющиеся, с повышенной возбудимостью нервной системы необходим также дневной сон продолжительностью 1—1,5 ч. Дневной сон вообще показан всем первоклассникам. При возрастании умственных и физических нагрузок (в период острой адаптации к условиям школьного обучения) продолжительность сна целесообразно увеличивать примерно на 1 ч, чтобы смягчить десинхронизирующее влияние этих нагрузок.

Подвижные игры, развлечения на открытом воздухе 14.00-15.45

Продолжительность (общая) пребывания на открытом воздухе должна составлять для учащихся младших классов – 3- 3,5 ч.

Полдник 15.45-16.00

Самостоятельные учебные занятия 16.00-18.00

Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложному и трудному материалу, а завершать работу выполнением самых легких заданий. Такой порядок приготовления уроков способствует постепенному вхождению в работу, максимально сложные задания будут выполняться на фоне высокой работоспособности, а легкие — во время спада продуктивности деятельности. Вначале следует выполнять письменные задания, а затем переходить к устным.

Свободное время, работа кружков, занятия по интересам 18.00-19.00

В режиме дня ученика предусматривается время, которое он использует сообразно индивидуальным склонностям, желаниям, интересам, так называемое свободное время. Оно следует за самоподготовкой и составляет в режиме дня младшего школьника 1—1,5 ч.

Ужин 19.00-19.30

В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком. А на ужин – молочно – растительные продукты.

Работа по дому 19.30-20.00

В свободное время дети должны оказывать посильную помощь семье, выполняя определенную работу по дому. Младшие школьники привлекаются к уборке комнаты, мытью посуды, уходу за комнатными растениями и домашними животными и т. п. Подобный труд способствует не только правильному воспитанию ребенка. но и его физическому развитию, укреплению здоровья.

Вечерняя прогулка 20.00-20.30

В вечернее время дети также могут играть на открытом воздухе. Особенно полезна прогулка после ужина, перед сном, продолжительностью около 30 мин. Она снимает утомление, накапливающееся к концу дня, снижает возбуждение нервной системы, способствует быстрому засыпанию в дальнейшем. В общей сложности дети младшего школьного возраста должны проводить на свежем воздухе 3—3,5 ч в день. К сожалению, в современных условиях у детей нередко нарушается именно этот очень важный компонент режима дня, что отрицательно сказывается на их здоровье и работоспособности.

Гигиенические процедуры, приготовления ко сну 20.30-21.00

В режиме дня школьника достаточное время предусматривается для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, переодевание после школы и прогулок.

Ночной сон 21.00 Общая продолжительность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч.

Источник: «Сам себе я помогу, я здоровье сберегу»

Психолого - Педагогический портал КлубКома

Как решить проблему сна у ребенка школьного возраста

Об особенностях сна и его проблемах у детей школьного возраста рассказал Алексей Сергеев, старший научный сотрудник, к.м.н. врач-невролог Научно-образовательного клинического центра неврологии I МГМУ им. И.М. Сеченова «Клиника нервных болезней им. А.Я. Кожевникова»

Какой сон можно считать беспокойным

Безусловно, точного определения, какой сон у ребенка называть беспокойным, нет. Существует несколько типов нарушений сна.

1. Трудности засыпания без родителей (как и длительность сна, «нормальное время засыпания» понятие индивидуальное, но обычно, под нарушением подразумевают, невозможность заснуть более 30 минут).

2. Нарушения поддержки сна (способность заснуть ребенка без вмешательства родителей после ночного пробуждения, как правило, время не должно превышать 20 минут, а ночных побуждений у ребенка школьного возраста не должно быть более 2 в течение ночи).

нарушения сна у детей младшего школьного возраста

3. Ранее окончательное пробуждение.

4. Парасомнии – это то, что обычно и называют «беспокойным сном», связанные со сном и происходящие во сне различные двигательные и поведенческие изменения (например: ночные страхи, кошмары, снохождение, бруксизм (скрежет зубами), синдром беспокойных ног, некоторые виды храпа и другие нарушения дыхания во сне и т.д.). В данном случае, важно помнить, что при наличии подобных нарушений сна у ребенка необходимо обязательно проконсультироваться со специалистом.

5. Избыточную сонливость (гиперсомния), конечно нельзя отнести к беспокойному сну, но она является важным признаком расстройств сна и симптомом который требует повышенного внимания, как со стороны родителей, так и врачей.

В любом случае необходимо понимать, что эпизодические трудности засыпания или редкие эпизоды ночных пробуждений не являются проблемой и могут отмечаться у детей под воздействием различных стрессовых факторов и причин. При правильных подходах к гигиене сна эпизодические расстройства не становятся хроническими и самостоятельно разрешаются.

Причины беспокойного сна и возраст ребенка

Действительно, причины нарушений сна у детей младшего школьного возраста и у подростков могут отличаться. Так, для детей 6-8 лет одной из важных причин является несформированный ранее стереотип самостоятельного засыпания, сна в отдельной кровати и т.д. В возрасте до 12 лет чаще отмечается энурез, снохождения, ночные кошмары. С ростом постепенно на первое место выходят психоэмоциональные (тревога, депрессия, фобии) и поведенческие причины расстройств сна. Одной из важных причин расстройств сна у подростков является синдром задержки фазы сна. В тоже время, схожие факторы, в особенности психоэмоциональное напряжения и нарушение режима сон-бодрствование, встречаются в любом школьном возрасте. В общем, около 20-25% детей в течение школы сталкиваются с различными нарушениями сна.

Основные причины беспокойного сна у школьников

Причины расстройств сна у детей могут быть крайне разнообразны. С одной стороны, в большинстве случаев, они не являются проявлением серьезных заболеваний. Ребенок в школе и на дополнительных занятиях (художественная или музыкальная школа, спортивные секции) сталкивается с дополнительным психоэмоциональным напряжением, с необходимостью принимать решения которые он раньше не принимал. В подростковом возрасте это происходит на фоне изменением биологических часов ребенка, эмоциональной сферы. При этом подростку требуется достаточное время сна на восстановление. В результате нарушений режима сна-бодрствования (поздние засыпания, ранние пробуждения в школу) и постоянной нехватки сна происходит нарастание эмоциональных проблем, которые в свою очередь усиливают нарушения сна. Формируется порочный круг: нарушения сна – психоэмоциональные расстройства – нарушения сна.

С другой стороны есть специфические причины нарушений сна: ночные кошмары и страхи, снохождение, синдром беспокойных ног, бруксизм, синдром апноэ во сне и многие другие, которые нельзя объяснить только повышенными нагрузками и эмоциональным напряжением. Подобные нарушения, а также любые изменения засыпания и поддержания сна, продолжающиеся более 2-3х недель, являются показанием для врачебной консультации.

Как бороться с беспокойным сном

Если нарушения сна развиваются при соблюдении правильного режима сон-бодрствование, или не нормализуются на фоне режима, необходима консультация специалиста. Важно понять, что происходит вокруг ребенка, какие факторы и причины нарушений сна отмечались. Если, например, у ребенка трудности засыпания во время периода экзаменов, которые самостоятельно регрессировали после стрессового фактора, конечно в данной ситуации не требуется никаких специфических обследований.

Как нормализовать сон ребенка школьного возраста

Во-первых, родители должны осознать необходимость полноценного сна у ребенка. Это крайне важно, т.к. в большинстве случаев только от родителей зависит какой паттерн сна сформировался у ребенка и насколько соблюдаются правила гигиены сна, режима сон-бодрствование. Зачастую на приеме сталкиваешься с тяжелыми ситуациями, когда у ребенка частые головные боли, тревожно-депрессивные расстройства, выраженные нарушения сна, при этом родители уделяют внимание только повышению образовательной и эмоциональной нагрузки, усилению требований к подростку, не обращая должного внимания на сон и время отдыха.

Сон это сложный и крайне необходимый для правильной работы мозга процесс и это особенно важно для детского и подросткового возраста.

В большинстве случаев качество сна значительно улучшается при соблюдении простых правил:

1. Спокойная атмосфера перед сном. (рекомендуется исключить выраженные когнитивные и физические нагрузки и создать спокойный стереотип засыпания в тихой, темной, хорошо проветренной комнате).

2. Необходимо исключить просмотр телевизора, компьютерные игры, напряженное чтение перед сном.

3. Рекомендуется регулировать световой режим: понижение яркости света перед сном, сон в темной спальне, и наоборот, яркое освещение при пробуждении.

4. Режим сна (время засыпания – пробуждения).

5. Важно помнить, что спальня должна быть только для сна, следует избегать длительного чтения или компьютерных игр в кровати перед сном.

6. Исключить употребление любых кофеинсодержащих продуктов после 16.00 (включая, шоколад, газированные напитки).

7. Регулярная аэробная физическая нагрузка и здоровое питание способствует хорошему сну.

8. Если ребенок хочет поспать днем, желательно, чтобы дневной сон не превышал 1 часа.

9. Невозможно полностью компенсировать нехватку сна в течение учебной недели в выходные, поэтому не рекомендуется спать в выходные более 2 часов от времени обычного пробуждения. При не соблюдении данного правила, обычно происходит изменение работы внутренних биологических часов ребенка, что приводит к еще большим трудностям засыпания и пробуждения.

10. Не прибегать к использованию лекарственных препаратов без назначения врача.

Если нарушения сна развиваются при соблюдении правильного режима сон-бодрствование, или не нормализуются на фоне режима, необходима консультация специалиста. Дело в том, что у подростков меняется циркадный ритм, и в возрасте около 9-11 лет идет смещение засыпания на 1-2 часа на время около 22-23 часов. Однако, абсолютно неверно считать, что очень позднее засыпание и пробуждение норма для школьника. В большинстве случаев, таким образом может проявляется синдром задержки наступления фаз сна. При этом хроническое недосыпание может приводить к расстройствам настроения, эмоций, трудностям с вниманием и памятью и соответственно проблемам с обучением.

Отсыпаться на выходных

Порой работающие люди поздно ложатся и рано встают. Они привыкают «досыпать» в выходные – по пол дня. Такая практика возможна у школьников, хотя она порочна как для детей, так и для взрослых.

1. Невозможно полностью компенсировать нехватку сна в течение учебной недели в выходные, поэтому не рекомендуется спать в выходные более 2 часов от времени обычного пробуждения. При не соблюдении данного правила, обычно происходит изменение работы внутренних биологических часов ребенка, что приводит к еще большим трудностям засыпания и пробуждения.

2. Хроническая нехватка сна приводят к необратимым изменениям работы мозга, что не компенсируются периодами длительного сна в выходные.

Бесспорно, что продолжительность сна индивидуальна у каждого ребенка и зависит от многих параметров. Но для правильной организации гигиены сна важно помнить нормативные показатели длительности сна: возраст 6-9 лет – 10-12 часов, 10-13 лет – 8-10 часов, 14-16 лет – 8-9 часов.

Источники:
www.tenoten-deti.ru, letidor.ru, mamovediya.com.ua, klubkom.net

Следующие статьи:


17 августа 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения