Справочник Совет педиатра
Главная » Методы профилактики

Методы обучения детей с зпр физической культуре и их реализация



Методы обучения детей с зпр физической культуре и их реализация

Роль воспитателя на занятиях физической культурой в группе для детей с задержкой психического развития.

Автор: Маслова И.Н. , воспитатель специализированной группы для детей с ЗПР МДОУ ЦРР - д/с N15 Дружная семейка

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (далее ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества детей с проблемами в развитии.

Дети с ЗПР - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.

Организация физкультурно-оздоровительной работы в специализированных группах детского сада для детей с задержкой психического развития имеет важное значение в коррекции отклонений физического развития детей данной категории, и, соответственно, свою специфику.

Для детей с ЗПР характерно наличие патологических изменений в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, отмечаются трудности в формировании у них социальной мотивации деятельности. На занятиях по физкультуре у детей данной категории выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названиячастей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал.

Наряду с особенностями, обусловленными состоянием психики, у дошкольников с ЗПР имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития.

У многих из них наблюдается функциональная слабость миокарда, сердечная аритмия, понижение артериального давления. Кроме того, дыхание у них поверхностное, неритмичное небольшая мышечная нагрузка резко учащает его, и необходимо длительное время для его восстановления. Они не умеют произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движениями. Без специальных подготовительных упражнений и направленных на обучение дыханию занятий дети не могут научиться правильно дышать, их дыхание остается неглубоким, неустойчивым, и мышечная работа резко на нем отражается. Вместе с тем задержка или затруднение дыхания при физической работе вызывает у детей гипоксию (недостаточное насыщение крови кислородом). Поэтому очень важно помнить, что только при правильном согласовании дыхания с движениями можно упражняться в выносливости к длительной физической нагрузке.

При ходьбе и беге дети излишне напрягают мышцы тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках. Поэтому они долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах и т. п. Прыжки вызывают у дошкольников с ЗПР чрезмерное напряжение и сосредоточенность.

У детей данной категории наблюдается ярко выраженная недостаточность статической координации.Они испытывают большие затруднения в принятии определенной позы, не могут выдержать ее более 1 -2 с. Во время удержания позы они качаются, падают, сходят с места и т. п. У них наблюдается общая напряженность мышц.

Занятия по физическому развитию в специализированной группе МДОУ проводит инструктор по физической культуре с помощью педагога группы в первой половине дня два раза в неделю.

Кроме традиционных задач по физическому развитию, в рамках занятия стараемся реализовать и специальные коррекционно-развивающие задачи: моторной памяти, способности к восприятию и передаче движений (серии движений), совершенствование ориентировки в пространстве и т.д. Предлагаются упражнения, требующие выполнения движений по условному сигналу (знаку или слову).

На занятиях физкультурой коррекция психомоторной сферы детей с ЗПР осуществляется с помощью следующих упражнений: 1) кинезиологических 2) имитационных 3) танцевально-двигательных 4) релаксационных и дыхательных.

Кинезиологические упражнения стимулируют развитие интеллектуальных и мыслительных процессов. Развивающая работа на занятии направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Кинезиологические упражнения, совершенствуя мелкую моторику рук, развивают межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Имитационные движения способствуют формированию у детей представлений о средствах двигательной выразительности, помогают войти в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другого (новый образ Я), вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз. Танцевально-двигательные упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, способствуют игровой инициативе, стимулируют моторное и эмоциональное самовыражение, эффективно решают задачи снятия психоэмоционального напряжения. Упражнения на релаксацию . являясь частью общей коррекционной работы, также снимают характерное для детей чрезмерное мышечное и эмоциональное напряжение и воздействуют успокаивающе, а это, в свою очередь, является главным условием для формирования естественной речи и правильных телодвижений. Дыхательные упражнения формируют у детей правильное речевое дыхание (дышать носом естественно и без задержки, выдоха должен быть плавным и длительным), учат восстанавливать ритм дыхания после двигательного упражнения.

В структуре физкультурного занятия специальные упражнения могут включаться в одну из его частей либо составлять основное его содержание.

Деятельность педагогов на занятиях по физическому развитию отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей. Огромное значение в работе по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с задержкой психического развития имеет индивидуальный подход . В процессе использования всех форм работы учитываются особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень развития может быть различным. Высокой эффективности работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР способствует эмоциональная насыщенность занятий. Использование игровых упражнений и подвижных игр способствуют развитию основных движений и физическому развитию в целом, поскольку при выполнении разнообразных движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание. Они благоприятствуют умственному развитию, в частности совершенствованию внимания, восприятия, памяти, речи и т.д.

На первых годах обучения, а также при разучивании новых движений используются не только показ движения, но и совместное его выполнение с ребенком, при этом выполняемые действия сопровождаются словесным объяснением . Словесную инструкцию используем лишь тогда, когда дети уже владеют движениями, могут их самостоятельно выполнить, хотя сначала предварительно целесообразно демонстрируем детям каждое называемое действие. Также обязательно используем методы поощрения, а также страховки детей при выполнении основных движений: лазании по гимнастической стенке, ходьбе по скамейке и др. А также для предупреждения переутомления и перевозбуждения детей во время занятий используем релаксационные тренинги.

Педагог на физкультурном занятии должен придерживаться определенных правил взаимодействия с детьми (не замечать, если ребенок поначалу что-то делает неправильно, обращая внимание на то, что у него получается радоваться с ним каждому успеху рассказывать при ребенке о его достижениях другим). Педагог таким образом создает на занятии атмосферу доверия и сотрудничества, что является основой для достижения положительного результата в коррекционно-развивающей деятельности.

Также педагогами группы и инструктором по физической культуре ведется дополнительная индивидуальная работа с детьми по развитию движений (в спортивном зале, на прогулке, в групповой комнате и в тренажерном зале).

Таким образом, в основе работы по физическому воспитанию детей с задержкой психического развития лежит постоянное взаимодействие педагогов группы и инструктора по физической культуре, как на занятии, так и вне его. Также оно имеет свои особенности:

  • в работе с детьми использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, основное внимание уделять его физическому развитию
  • физкультурные занятия строить по четко распланированному, стереотипному, насколько это возможно, распорядку
  • эмоционально насыщать занятия, используя игровые приемы и игры
  • задания, предлагаемые к выполнению, повторять несколько раз, выделяя самые важные места голосом и жестами, сопровождая показом или совместными действиями
  • во время проведения занятий ограничивать до минимума отвлекающие факторы
  • в работе по физическому развитию использовать игры на развитие волевой регуляции, внимания
  • по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка, поощрять его старание и хорошее поведение
  • оказывать помощью детям в случаях затруднения
  • дозировать выполнение упражнений, использовать релаксационные тренинги для предупреждения переутомления и перевозбуждения детей на занятии
  • во избежание травматизма детей использовать страховку.
  • Методика проведения учебных занятий по физической культуре с детьми, имеющими задержанное психическое развитие.

    В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.

    Целью коррекционной работы является исправление (доразвитие) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

    Цели и задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей, с одной стороны, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой - глубоко специфичные.

    Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей - содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с ЗПР эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы.

    Цель коррекционно - воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития, в конечном счете, - их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

    Коррекция развития детей вспомогательной школы должна осуществляться преимущественно в тех видах деятельности, которые характерны для детей с задержкой развития. Основным методом обучения должна стать организация постоянной активной предметно - практической деятельности детей на всех уроках. В предметно - практической деятельности дети вспомогательной школы могут овладевать знаниями и умениями в такой степени, чтобы были осуществлены принципы сознательности и доступности обучения.

    Физическая подготовка детей с ЗПР означает формирование двигательных навыков и качеств, необходимых в различных видах труда, в занятиях спортом, в других формах общественно полезной деятельности.

    Также для детей с различными степенями нарушений интеллекта физическая подготовка влияет на восстановление здоровья средствами физических упражнений и повышением сниженной работоспособности.

    В результате занятий физической культурой ребенок становится сильнее, выносливее, приобретает волевые качества, необходимые в трудовой деятельности. Он быстрее овладевает двигательными навыками, лучше ориентируется в любой деятельности. При прочих равных условиях производительность труда у детей с нарушениями интеллекта, получившими хорошее физическое воспитание, значительно выше, чем у детей, которые недостаточно физически воспитаны.

    Рассмотрим некоторые принципиальные вопросы коррекции психомоторики в аспекте уровневой теории построения движения.

    1. Коррекция недостаточности руброспинального уровня организации движений заключается в выработке навыков удержания определенной позы в покое и в движении. У детей с ЗПР часто встречаются нарушения регуляции мышечного тонуса. Это выражается в повышении или снижении мышечного тонуса, что препятствует удержанию конечностей в определенном положении.

    2. Недостаточность уровня синергий выражается в бедности защитных, вспомогательных, вырази тельных, мимических, пластических движений. Наиболее адекватным методом коррекции синергической недостаточности являются музыкально-ритмические занятия.

    Музыкальный ритм изменяет деятельность нервной системы, вызывает рефлекторное усвоение ритма, растормаживает моторные центры, создает бодрое радостное настроение, воспитывает активное внимание и торможение. Занятия ритмикой позволяют точно дозировать раздражения по силе и длительности, упорядочивают темп движений, который легко увязывается с темпом музыки. Улучшаются психические процессы: запоминание, автоматизация двигательных актов, сокращается число ошибочных ответов.

    3. При недостаточности теменно-премоторного уровня организации движений страдает не реализация двигательного акта на нижележащих уровнях центральной нервной системы, а его организация на корковом уровне. Проявляется недостаточность в интеллектуальном, с опорой на память, решении двигательной задачи.

    Коррекция недостаточности этого уровня организации движений осуществляется играми по правилам, с осознанием, запоминанием, пересказом их содержания. Используются игры и упражнения на развитие внимания, сообразительности, находчивости. Предлагаются задания на запоминание траектории движений, пути перемещения в пространстве. Эти упражнения трудны для детей с ЗПР, у которых в первую очередь выступает недостаточность словесной организации движений.

    При сочетании упражнений с проговариванием стихов и пением улучшается координация движений даже у детей, плохо чувствующих музыкальный ритм. Совершенствуются речедвигательные и вокально-двигательные координации.

    При мышечной скованности человек не может свободно говорить и тем более петь. Следовательно, когда упражнения сопровождаются речью или пением, снимаются мышечные перенапряжения (синкинезии), скованность движений. Осмысленное произнесение текста, стихов настолько загружает сознание, что движения начинают выполняться полуавтоматически, становятся пластичными.

    4. Коррекция, направленная на развитие высшего символического уровня организации движений включает ролевые игры, упражнения с определенной драматической ситуацией и реальными действиями (этюды), а также импровизации на заданную тему в сценических действиях, Импровизации - это упражнения с небольшой физиологической нагрузкой. Они активно развивают фантазию, эмоциональность, ловкость. Этюды и импровизации лучше проводить с музыкальным сопровождением. Все инструкции необходимо давать словесно, без показа. Это способствует развитию двигательных представлений.

    Это основные принципиальные вопросы коррекционно-развивающей работы на занятиях по физкультуре с детьми с ЗПР во вспомогательной школе

    Музыкально-двигательная игротерапия как новое направление адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Ключевые слова: дети дошкольного возраста, задержка психического развития, музыкально-двигательное воспитание, игротерапия.

    Аннотация. Статья посвящена вопросам адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В ней указывается на необходимость применения в работе с детьми игротерапии. Она является эффективным средством коррекции отклонений у людей различного возраста. Ее применение в процессе адаптивного физического воспитания лучше всего сочетать с музыкально-двигательным воспитанием. Объединение игротерапии и музыкально-двигательного воспитания обуславливает музыкально-двигательную игротерапию. Автор рассматривает ее целевые установки, содержательные и методические.

    Music and motor Play therapy as a new direction of adaptive physical education pre-school children with learning disabilities

    Maximova S. Ju. PhD, Fssistant Professor, Volgograd State Academy of Physical Education.

    Keywords: preschool children, mental retardation, motor musical upbringing, play therapy..

    Abstract. The article deals with adaptive physical education pre-school children with learning disabilities. It points to the need for working with children Play therapy. It is effective in correcting abnormalities in people of all ages. Its applications in adaptive physical education best with music and motor education. Combining Play therapy and music and movement education causes musical motive Play therapy. The author considers its target setting, content and methodology.

    Одним их основных принципов адаптивного физического воспитания является деятельностный принцип коррекции. Он означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка. Базовым «модельным» видом деятельности для коррекционной работы в детском возрасте выступает игровая деятельность и, прежде всего, сюжетно-ролевая игра.

    Однако, именно игровая деятельность у детей с ЗПР в дошкольном детстве, как считают многие специалисты [1, 3], не выполняет полностью функции ведущей. Полноценное становление сюжетно-ролевой игры является образовательной потребностью детей с отклонениями в развитии. В условиях их обучения и воспитания обязательно должны присутствовать технологии, способствующие не только коррекции нарушенных психических функций, но и обучению основным структурным компонентам игры, ходу её развития и совершенствования.

    Методическая часть

    Современная адаптивная физическая культура в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства. Одно из них составляет игротерапия. Педагоги-ученые [2] разделяют в игротерапии игры-драматизации и игры тренинги, применение которых помогает формировать когнитивную и эмоциональную сферу детей. Дополнительно оба варианта в коррекционной практике используют в качестве пропедевтического этапа в формировании навыков сюжетно-ролевой игры.

    Высокий коррекционный, развивающий потенциал игротерапии, возможность её воспроизведения разнообразными средствами, доступность и целесообразность применения в дошкольном детстве, обширные интеграционные возможности, диктуют необходимость её использования в практике адаптивного физического воспитания детей с ЗПР.

    Музыкально-двигательное воспитание имеет для этого наиболее благоприятные предпосылки. К его сюжетному, двигательному и музыкальному компонентам, которые обладают высокими развивающими и формирующими возможностями, добавляется психокоррекционный - игротерапевтический. На основе полученного синтеза, характеризующегося взаимопроникновением и взаимодополнением музыкально-двигательного воспитания и игротерапии, возникает новая форма организации двигательной деятельности дошкольников с ЗПР - музыкально-двигательная игротерапия (Рис. 1). Это поможет активизировать решение коррекционных задач адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР - обеспечить в условиях двигательной активности формирование их психической сферы: когнитивной, эмоциональной, предметной.

    К содержательным задачам музыкально-двигательной игротерапии относятся:

  • укрепление физического и психического здоровья детей
  • формирование основных физических качеств и основной базы движений
  • коррекция нарушений двигательного характера
  • формирование познавательной сферы детей
  • развитие когнитивных процессов
  • формирование и коррекция эмоционально-волевых проявлений
  • формирование ведущего вида деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игры.
  • К формальным задачам относятся:

  • обеспечение более эффективного формирования знаний, умений и навыков по различным разделам программы
  • стимулирование развития личностных характеристик, творческих способностей детей
  • усиление воспитательной и коррекционной направленности процесса обучения.
  • Содержательный блок музыкально-двигательной игротерапии характеризуется ярко выраженной коррекционной направленностью (Рис. 2). Она обеспечивается: наличием средств психокоррекционных технологий в музыкальном и двигательном компонентах присутствием специфических сюжетных линий игротерапии.

    Рис. 1. Модель музыкально-двигательной игротерапии

    В данных условиях, к традиционно используемым в музыкально-двигательном воспитании упражнениям гимнастического, танцевального, общеразвивающего характера, добавляются средства психогимнастики. Их характерной чертой является использование физических упражнений для развития когнитивной и эмоционально-волевой сфер детей.

    Методы музыкально-двигательной игротерапии составляют специфические методы физического воспитания, а так же приемы общей и специальной педагогики (Рис. 2). Однако, обращенные в музыкально-двигательное воспитание методы коррекционной работы, выступают в качестве основных, обеспечивающих коррекционный эффект педагогического воздействия. Главенствующим здесь является метод подчинения двигательного материала занятия способу организации игровой деятельности. Проведение занятий в виде игр-драматизаций или тренингов имеет существенные различия по специфике решаемых задач, способу организации игры, позиции педагога, используемым методам коррекционного воздействия (Табл. 1).

    Музыкально-двигательные игры-драматизации

    Способ организации такого занятия - проигрывание при помощи средств физической культуры заранее подготовленного сюжета или литературного произведения (сказка, рассказ). Характер её героев, сюжетная линия «ведут» за собой организацию двигательного материала занятия, направленность физических упражнений, их дозировку, последовательность.

    Ведущим организатором такого игрового занятия является педагог, обучающий детей, в условиях развития их морфофункциональных возможностей и двигательных качеств, навыкам игровых действий (директивная позиция). При соответствии сюжету в таком занятии обязательно сохраняются подготовительная, основная, заключительная части, соответствующие физиологическим закономерностям двигательной активности.

    В условиях такой деятельности характерным является наличие большого количества имитационных, ролевых, пантомимических движений. Это помогает детям переживать определенные эмоциональные состояния, принимать определенный эмоциональный опыт, развивать познавательную и когнитивную сферы.

    В процессе проигрывания через движение знакомого детям сюжета у них формируются навыки анализировать содержание, творческий замысел игр, механизмы распределения по ролям, технику воспроизведения игровых действий и отношений.

    Музыкально-двигательные игры-тренинги

    Способ организации такого занятия - проигрывание при помощи средств физической культуры малознакомой или совершенно неизвестной детям истории. Первоначальным организатором такого занятия является педагог, он задает тему предстоящей игровой деятельности. При помощи методов предметно-макетной и модельной демонстрации совместно с детьми разрабатывается её план, который в течение нескольких раз дети повторяют за педагогом. В ходе занятия дети распределяются по ролям, движениями «проигрывают» их содержимое и сюжет игры в целом.

    В рамках таких физкультурных занятий весьма обоснованным является введение, к общепринятым в физическом воспитании частям, дополнительной - вводной части. Её присутствие необходимо для настроя детей на игровую деятельность, обсуждения предстоящих действий. Содержание частей занятия двояко соответствует физиологическим требованиям к двигательной активности, а так же характеру игровых действий.

    В данных условиях закономерно наличие большого количества имитационных, подражательных, пантомимических упражнений. Весьма обоснованным здесь является активное применение методов игротерапии - моделирование эмоционально насыщенных межличностных и межгрупповых отношений, создание условий для отсутствия жёсткой регламентации действий, самостоятельного проявления творческих начал.

    Рис. 2. Содержательно-методический блок музыкально-двигательной игротерапии

    Таблица 1 - Методические характеристики музыкально-игровых физкультурных занятий, построенных в виде игр-драматизаций и игр-тренингов

    Программа физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития

    Заказать работу

    Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Банникова, О.В. Решетняк, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

    Введение. В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества детей, имеющих нервно-соматические, сенсорные заболевания и отклонения в психическом и физическом развитии. Количество дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) достигает в среднем по России 25 %.

    Деятельность специализированных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) для детей с ЗПР в современных условиях требует разработки новых научно обоснованных организационных, методических и технологических компонентов воспитательно-оздоровительного процесса.

    Результаты исследований и их обсуждение. В ходе проведенных педагогических исследований нами были изучены особенности физического, психического и социального аспектов здоровья детей коррекционных групп.

    У дошкольников 5-6 лет с ЗПР по сравнению с их сверстниками массовых групп выявлено достоверное отставание в уровне развития координационных, скоростно-силовых и скоростно-координационных способностей, гибкости, общей выносливости. Специалисты отмечают, что к числу характерных особенностей ЗПР у детей относятся неравномерность формирования разных сторон их психической деятельности, наличие инфантильных черт, недоразвитие общей и мелкой моторики.

    В ходе пилотажного эксперимента (1999 - 2000 гг.) были апробированы следующие средства и методы физического воспитания дошкольников с ЗПР: организация сюжетных физкультурных занятий на основе игровой мотивации с элементами данстерапии, интегрированной деятельности, релаксации, ритмопластики, логоритмики, психогимнастики, игровой деятельности. Это способствовало увеличению моторной и общей плотности физкультурных занятий (с 52 до 80 % и с 60 до 82 % соответственно), а также улучшению устойчивости внимания у дошкольников на занятиях (до 4,5 балла).

    Разработанная и реализованная в условиях ДОУ № 113, 131, 138, 179, 217 г. Краснодара авторская программа физического воспитания детей 5-6 лет с ЗПР включает в себя 4 взаимосвязанных блока: проективный, содержательный, процессуальный и контрольно-учетный (см. рисунок).

    Проективный блок включает в себя цель физического воспитания, которая заключается в осуществлении комплексной оздоровительной и коррекционно -развивающей работы с дошкольниками 5-6 лет, имеющими ЗПР, на основе компенсаторных (резервных) возможностей организма. В задачи физического воспитания введены коррекционный, интеллектуальный и социально-психологический компоненты. Планирование работы по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР строится по 4 основным этапам (периодам). Последовательность и содержание этих этапов раскрыты в таблице. Представленная модель рассчитана на годичный цикл работы.

    Содержательный блок представлен набором специальных средств физического воспитания, содержанием физкультурных знаний, перечнем физических упражнений для детей 5-6 лет с ЗПР, соответствующего физкультурного оборудования и инвентаря.

    Процессуальный блок содержит описание организационных подходов, методических приемов и технологических решений процесса физического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

    Результаты педагогических наблюдений показали, что на физкультурных занятиях дошкольники с ЗПР не способны выдерживать нагрузку в течение 30 - 35 мин из-за быстрой утомляемости, низкой работоспособности. При анализе кривой устойчивости внимания детей было отмечено, что она имеет скачкообразный характер и не превышает 3 баллов. В связи с этим было рекомендовано уменьшить длительность физкультурных занятий до 20 - 25 мин: вводно-подготовительная часть - 4 - 5 мин (20% от общего времени занятия), основная - 13 - 16 мин (65%), заключительная - 3 - 4 мин (15%).

    Структура программы физического воспитания детей 5-6 лет с задержкой психического развития

    Необходимо отметить, что независимо от особенностей проведения физкультурных занятий с дошкольниками, имеющими ЗПР, они должны включать в себя специальные коррекционные упражнения для развития общей и мелкой моторики, функции равновесия, ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации движений. Целесообразно использование упражнений преимущественно циклического характера.

    Установлено, что у дошкольников с ЗПР выявляются трудности при выполнении движений по словесной инструкции. Исходя из этого следует учесть, что на начальных этапах проведения физкультурных занятий движения выполняются детьми по подражанию (по показу), далее по словесной инструкции в сочетании с показом, на заключительном этапе - по словесной инструкции. Возможно использование схем-моделей, замещающих инструкции (при переключении от одного вида ходьбы или бега к другому, принятии исходного положения и др.), что способствует развитию у дошкольников внимания, мышления, ориентировки в пространстве.

    Для осуществления эффективной коррекционно -развивающей работы необходимы четкие координированные действия всех специалистов ДОУ на основе их профессионального взаимодействия, обеспечение сотрудничества в триаде Педагог - ребенок с ЗПР - семья.

    Модель планирования работы по физическому воспитанию дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития

    Источники:
    www.moi-detsad.ru, allrefs.net, bmsi.ru, www.kazedu.kz

    Следующие статьи:


    17 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения