Педагогическое сопровождение детей с зпр
Проект Интегрированное обучение детей с ЗПР
Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества СоцОбраз
Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с ЗПР
Ключевые слова: интеграция, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, интегрированное обучение, психолого-педагогическое сопровождение
Под интегрированным обучением детей с ЗПР понимается обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательном классе совместно с обычными детьми.
Ребенок с задержкой психического развития относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в создании специальных образовательных условий, специальных подходах в обучении и психолого-педагогическом сопровождении.
Под психолого-педагогическим сопровождением в данном случае понимается создание специальных технологий помощи решения возникающих проблем ребенка путем объединения различных категорий специалистов: психолога, педагога, логопеда, дефектолога.
Статья по теме:
1. Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗ
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями Особое внимание уделяется организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения [1 ].
Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.
При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют своего решения:
Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута. [2 ]
Задачи:
Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:
Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:
Основные этапы индивидуального сопровождения:
1) сбор информации о ребенке
2) анализ полученной информации
3) совместная выработка рекомендаций
4) консультирование всех участников сопровождения
5) решение проблем
6) анализ выполненных рекомендаций
7) дальнейший прогноз развития ребенка [3]
Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей [3].
Основные этапы системного сопровождения:
Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:
Реально «сопровождение» заложено в организации взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия были четко определены функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения
Консилиумы проводятся систематически 1 раз в квартал. Работа службы сопровождения планируется на месяц. Заранее определяется списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать, извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить материалы
По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения. Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:
Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.
2. Реализация коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР
Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы в детском саду «Аленушка» г. Тамбова. Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию познавательных процессов детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей, их личностных качеств.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет с диагнозом ЗПР. Цель: коррекция познавательных процессов общей осведомленности, развитие моторики, релаксацию и снятие напряжения. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в общеобразовательной школе [3].
Количество занятий: 9
Занятия проводятся 1 раз в неделю с обязательным домашним заданием для ребенка. Все занятия построены следующим образом:
1. Приветствие, проверка домашнего задания (2-3 мин).
2. Упражнение на развитие моторики (пальчиковые игры) (3-4 мин).
3. Познавательные упражнения (коррекционно-развивающий блок) (20-25 мин).
4. Релаксация, психогимнастика (2-3 мин).
5. Прощание. Домашнее задание (1 мин.) [3].
Упражнения коррекционно-развивающего блока построены так чтобы обеспечить постоянное переключение видов деятельности ребенка, с тем, чтобы уменьшить утомляемость во время занятия. Цель данной программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития
Задачи:
- пробудить познавательную и творческую активность ребенка
- развивать непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия наблюдательность, воображение
- совершенствовать моторные функции
- формировать навыки произвольного поведения.
Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. В коррекционно-развивающей работе особое место занимает психологическая и педагогическая коррекция. Педагогическая коррекция должна быть направлена на устранение пробелов в знаниях, на усвоение отдельных учебных предметов или их разделов.
Основными принципами организации коррекционно-развивающей обучения в школе являются:
Динамичность восприятия учебного материала.
Принцип продуктивной обработки информации.
Принцип развития и коррекции высших психических функций [19 ].
Итак, в результате реализации коррекционно-развивающей программы- у детей улучшились:
- показатели познавательных процессов
- стали более совершенны мелкие движения
- снизились показатели мышечного напряжения
- снизился уровень тревожности
- сформированы соответствующие возрасту навыки игровой деятельности, а также элементы учебной деятельности.
Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Организация экспериментального исследования внимания у детей с задержкой психического развития, его результаты.
курсовая работа [76,3 K], добавлен 30.10.2009
Современные представления о лексической стороне речи. Современные представления о задержке психического развития. Принципы, направления и организация коррекционно-логопедической работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития.
дипломная работа [675,0 K], добавлен 05.04.2014
Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития. Педагогическое диагностирование младших школьников. Принципы и основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими задержку психического развития.
курсовая работа [46,0 K], добавлен 19.06.2012
Психологическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития. Принципы подготовки к обучению в школе детей 6-7 лет с отклонениями в развитии. Разработка коррекционно-развивающей работы по формированию учебно-важных качеств у детей с ЗПР.
дипломная работа [150,4 K], добавлен 30.01.2012
Изучение особенностей развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предметно-средовые принципы организации процесса дошкольного образования. Коррекционно-педагогическая работа с детьми.
дипломная работа [624,8 K], добавлен 12.05.2015
Проблема трудностей обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Формирование общей способности к учению. Специфика коррекционной работы. Формирование интонационной выразительности речи.
курсовая работа [86,0 K], добавлен 29.06.2012
Понятие и классификации задержки психического развития. Особенности личности детей с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование развития познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития средствами игры.
курсовая работа [54,7 K], добавлен 15.10.2012
Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Исследование и анализ словообразовательных процессов у детей с ЗПР и детей с нормальным развитием. Направления работы по формированию навыков словообразования у детей с ЗПР.
курсовая работа [154,6 K], добавлен 26.03.2011
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития.
дипломная работа [74,1 K], добавлен 25.03.2011
Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Организация и содержание констатирующего эксперимента. Методика коррекционной работы с детьми с ЗПР по формированию пространственных представлений.
дипломная работа [152,7 K], добавлен 22.06.2012
Новоселова Наталья Викторовна
социальный педагог МАОУ СОШ № 73 г. Челябинск, магистрант 2 курса ЗФ 149-2 «Челябинского Педагогического Государственного Университета» факультета коррекционной педагогики
(научный руководитель Резникова Е.В. к. п. н. доцент кафедры Специальной педагогики, психологии и предметных методик).
Педагогическое сопровождение детей с ЗПР внутришкольным психолого- медико педагогическим консилиумом и педагогом - тьютором.
За последние десятилетия XX в. особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с задержкой психического развития. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15%, а количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. К 2010 году число детей с задержкой психического развития составляло 25% от детской популяции. Поэтому с большой значимостью встает вопрос педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения.
Ребенок с задержкой психического развития относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, так как характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, нарушениями познавательной деятельности и нуждается в создании специальных условий для обучения и развития.
Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития ребенка с ОВЗ становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение квалифицированных специалистов.
Такое сопровождение оказывается в МАОУ СОШ № 73 г.Челябинска внутришкольным психолого – медико – педагогическим консилиумом (далее ПМПк), целью которого является осуществление комплексного сопровождения детей с психофизическими и речевыми нарушениями, создание психолого – педагогических условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей.
Консилиум в школе – это объединение специалистов разного профиля (учителя – дефектолога, педагога – психолога, учителя – логопеда и социального педагога), которые осуществляют процессы развития, обучения и адаптации детей с особыми образовательными потребностями и контролируют результаты этих процессов.
Педагогическое сопровождение в образовательном учреждении осуществляется на основе следующих принципов: признание безусловной ценности ребенка и права его на развитие комплексности системности динамичности.
На начало учебного года по результатам диагностики специалистов районной психолого – медико – педагогической комиссии в школу приходят заключения о интеллектуальном, речевом и психофизическом развитии ребенка, рекомендации учителям и специалистам школы для осуществления коррекционной работы и обучения. На заседании ПМПк специалисты анализируют диагностические данные, изучают психофизиологические, речевые, и медико – социальные особенности развития каждого ребенка и каждый по своему направлению составляет план коррекционной работы с ребенком. Данная информация отражается в индивидуальном коррекционно – образовательном маршруте, который составляет социальный педагог консилиума.
Социальный педагог составляет индивидуально - коррекционные маршруты и индивидуально - коррекционные режимы на каждого ребенка, координирует работу всех специалистов и родителей, собирает информацию о составе семьи ребенка, ее образовательном и социальном статусе, об отношениях ученика со сверстниками, взрослыми, его привычках и поведении. На основании анализа разрабатываются направления социальной коррекции и рекомендации для педагогов, родителей и специалистов.
Работа социального педагога консилиума тесно перекликается с работой педагога – тьютора. В основе работы социального педагога лежит индивидуальный подход работы с каждым ребенком. В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.
Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)
Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)
Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора - создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний. А отсюда, разные задачи и функции специалистов в реализации сопровождения:
· Учитель - дефектолог, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель - дефектолог задает нормы, содержание, маршрут и темп.
· Педагог – психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.
· Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.
· Социальный педагог организует работу с ребенком и его семьей, проводит диагностику, коррекции, работает на единый результат в освоении образовательной программы.
· Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.
В современном образовательном учреждении функции педагога тьютера вынужден выполнять социальный педагог. В нашем учреждении социальный педагог консилиума занимается сопровождением детей с ОВЗ и реализацией индивидуально образовательных программ ребенка, оказывает ребенку помощь не только в учебной деятельности, но также коррдинирует прохождение медицинских комиссий и обследований необходимых ребенку.
Чтобы отследить динамику и эффективность коррекционных мероприятий, специалистами осуществляется мониторинг развития учащихся. Мониторинг осуществляется на каждого ученика два раза в год, специалисты консилиума заполняют профили реабилитированности учащихся. Оценка результативности педагогического сопровождения проводится на основе систематического психолого – педагогического наблюдения за учеником в ходе учебной деятельности.
Практика показывает, что только при осуществлении индивидуально дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка в классе возможно успешное овладение учебной программой, адаптация и социализация в социуме.
По нашему мнению педагогическое сопровождение детей с ЗПР невозможно без педагоге тьютора, для реализации принципа индивидуализации в работе с детьми.
Таким образом, ПМПк не только помогает ребенку, родителям, но и повышает профессиональный уровень специалистов и педагогов, обеспечивая согласованность их действий при решении проблем ребенка.
Список литературы:
1. Дубровина, И. В. Психологическая служба школы. [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной – М. 1995.
2. Мустаева, Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. [Текст] / – Л. Г. Мустаева – М. Изд-во «Аркти», 2005 г.
3. Резникова, Е.В. Шевчук, Л.Е. Денисов, А.М. Психолого – педагогичекая программа коррекционной работы. [Текст] / - под.ред. Е.В. Резникова, Л.Е Шевчук. А.М.Денисов – Челябинск «Цицеро»,2013 г.
4. Шевчук, Л.Е. Резникова, Е.В. Психолого – медико – педагогический консилиум в общеобразовательнй школе. [Текст] / - Л.Е Шевчук. Е.В. Резникова – Челябинск 2010 г.
Источники:
Следующие статьи:
23 апреля 2024 года
Комментариев пока нет!