Справочник Совет педиатра
Главная » Методы профилактики

Педагогическое сопровождение детей с зпр



Педагогическое сопровождение детей с зпр

Проект Интегрированное обучение детей с ЗПР

Материал из ИОТ Вики - проекта сетевого социально-педагогического сообщества СоцОбраз

Психолого-педагогическое сопровождение интегрированного обучения детей с ЗПР

Ключевые слова: интеграция, ребенок с ограниченными возможностями здоровья, интегрированное обучение, психолого-педагогическое сопровождение

Под интегрированным обучением детей с ЗПР понимается обучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в общеобразовательном классе совместно с обычными детьми.

Ребенок с задержкой психического развития относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждается в создании специальных образовательных условий, специальных подходах в обучении и психолого-педагогическом сопровождении.

Под психолого-педагогическим сопровождением в данном случае понимается создание специальных технологий помощи решения возникающих проблем ребенка путем объединения различных категорий специалистов: психолога, педагога, логопеда, дефектолога.

Статья по теме:

1. Психологическое сопровождение, как вид комплексной помощи детей с ОВЗ

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями Особое внимание уделяется организации комплексного психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста, с целью раннего выявления недостатков развития и оказания комплексной лечебно-оздоровительной и коррекционно-психологической помощи в условиях образовательного учреждения [1 ].

Система комплексного сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности.

При организации работы появляется ряд проблем, которые требуют своего решения:

  • Недостаточное осознание педагогами сущности проблемы и перспективности ее решения.
  • Обособленность в действиях специалистов разных систем (здравоохранения, образования, соцзащиты), осуществляющих сопровождение недостаточная связь между компонентами сопровождения.
  • Разрозненность информации.
  • Отсутствие необходимых специалистов в штатном расписании.
  • Непринятие проблем ребенка со стороны родителей. [1 ]
  • Основной целью работы стало выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребенка, определение их характера и выбор оптимального образовательного маршрута. [2 ]

    педагогическое сопровождение детей с зпр

    Задачи:

  • защита прав и интересов ребенка
  • массовая диагностика по проблемам развития
  • выявление групп детей, требующих внимания специалистов
  • консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса
  • групповые занятия, семинары и тренинги с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам [2 ]
  • Основными направлениями деятельности службы сопровождения в учреждении являются:

  • оказание помощи в решении проблем:
  • формирования здорового образа жизни
  •  личностных проблем развития ребенка
  • выбора образовательного маршрута
  • преодоления затруднений в обучении
  • разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения
  • гигиеническое нормирование нагрузок
  • обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком
  • организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов. [14 ]
  • Деятельность службы сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

  • индивидуальное сопровождение детей
  • системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.
  • Основные этапы индивидуального сопровождения:

    1) сбор информации о ребенке

    2) анализ полученной информации

    3) совместная выработка рекомендаций

    4) консультирование всех участников сопровождения

    5) решение проблем

    6) анализ выполненных рекомендаций

    7) дальнейший прогноз развития ребенка [3]

    Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей [3].

    Основные этапы системного сопровождения:

  • диагностический этап
  • поисковый этап
  • консультативно-проективный (или договорной) этап
  • деятельностный этап
  • рефлексивный этап [3].
  • Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:

  • выявление проблем в ходе массовой диагностики
  • обращение родителей за консультациями
  • обращения педагогов, администрации
  • обращение специалистов других социальных служб. [3]
  • Реально «сопровождение» заложено в организации взаимодействия между участниками сопровождения в совместно организованной деятельности по созданию благоприятных условий воспитания, коррекции и развития детей в системе дошкольного образовательного учреждения. В системе этого взаимодействия были четко определены функции и содержание работы каждого субъекта сопровождения

    Консилиумы проводятся систематически 1 раз в квартал. Работа службы сопровождения планируется на месяц. Заранее определяется списочный состав детей, проблемы которых планируется обсуждать, извещаются специалисты, которые будут участвовать и должны подготовить материалы

    По результатам докладов и обсуждений выносится заключение, контроль за реализацией которого возлагается на администрацию учреждения. Эффективность сопровождения определяется не только по частным данным психологической, педагогической, медицинской диагностики, но и по более общим показателям:

    педагогическое сопровождение детей с зпр
  • удовлетворенность ребенка и родителей пребыванием в учреждении
  • уверенность ребенка (тенденция к формированию позитивной, адекватной Я-концепции)
  • способность ребенка к сотрудничеству с другими детьми и со взрослыми
  • успешность в овладении адекватными возрастному этапу и особенностям ребенка видам деятельности [2].
  • Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как комплексную технологию психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога-психолога.

     2. Реализация коррекционно-развивающей программы для детей с ЗПР

    Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы в детском саду «Аленушка» г. Тамбова. Данная коррекционная программа ориентирована на коррекцию познавательных процессов детей с проблемами в развитии с учетом индивидуальных особенностей детей, их личностных качеств.

    Программа рассчитана на детей 5-6 лет с диагнозом ЗПР. Цель: коррекция познавательных процессов общей осведомленности, развитие моторики, релаксацию и снятие напряжения. Коррекционные воздействия направлены на преодоление и предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к обучению в общеобразовательной школе [3].

    Количество занятий: 9

    Занятия проводятся 1 раз в неделю с обязательным домашним заданием для ребенка. Все занятия построены следующим образом:

    1. Приветствие, проверка домашнего задания (2-3 мин).

    2. Упражнение на развитие моторики (пальчиковые игры) (3-4 мин).

    3. Познавательные упражнения (коррекционно-развивающий блок) (20-25 мин).

    4. Релаксация, психогимнастика (2-3 мин).

    5. Прощание. Домашнее задание (1 мин.) [3].

    Упражнения коррекционно-развивающего блока построены так чтобы обеспечить постоянное переключение видов деятельности ребенка, с тем, чтобы уменьшить утомляемость во время занятия. Цель данной программы: формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка, создание зоны ближайшего развития для преодоления недостков интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития

    Задачи:

    - пробудить познавательную и творческую активность ребенка

    - развивать непроизвольные внимание и память, различные виды восприятия наблюдательность, воображение

    - совершенствовать моторные функции

    - формировать навыки произвольного поведения.

    Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе. В коррекционно-развивающей работе особое место занимает психологическая и педагогическая коррекция. Педагогическая коррекция должна быть направлена на устранение пробелов в знаниях, на усвоение отдельных учебных предметов или их разделов.

    Основными принципами организации коррекционно-развивающей обучения в школе являются:

    Динамичность восприятия учебного материала.

    Принцип продуктивной обработки информации.

    Принцип развития и коррекции высших психических функций [19 ].

    Итак, в результате реализации коррекционно-развивающей программы- у детей улучшились:

    - показатели познавательных процессов

    - стали более совершенны мелкие движения

    - снизились показатели мышечного напряжения

    - снизился уровень тревожности

    - сформированы соответствующие возрасту навыки игровой деятельности, а также элементы учебной деятельности.

    Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

    Подобные документы

    Проблема обучения детей с задержкой психического развития дошкольного возраста, их психолого–педагогическая характеристика, специфика внимания. Организация экспериментального исследования внимания у детей с задержкой психического развития, его результаты.

    курсовая работа [76,3 K], добавлен 30.10.2009

    Современные представления о лексической стороне речи. Современные представления о задержке психического развития. Принципы, направления и организация коррекционно-логопедической работы по развитию лексики у детей с задержкой психического развития.

    дипломная работа [675,0 K], добавлен 05.04.2014

    Психолого-педагогические особенности учащихся с задержкой психического развития. Педагогическое диагностирование младших школьников. Принципы и основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими задержку психического развития.

    курсовая работа [46,0 K], добавлен 19.06.2012

    Психологическая характеристика дошкольников с задержкой психического развития. Принципы подготовки к обучению в школе детей 6-7 лет с отклонениями в развитии. Разработка коррекционно-развивающей работы по формированию учебно-важных качеств у детей с ЗПР.

    дипломная работа [150,4 K], добавлен 30.01.2012

    Изучение особенностей развития пространственной ориентировки у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предметно-средовые принципы организации процесса дошкольного образования. Коррекционно-педагогическая работа с детьми.

    дипломная работа [624,8 K], добавлен 12.05.2015

    Проблема трудностей обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Формирование общей способности к учению. Специфика коррекционной работы. Формирование интонационной выразительности речи.

    курсовая работа [86,0 K], добавлен 29.06.2012

    Понятие и классификации задержки психического развития. Особенности личности детей с задержкой психического развития. Экспериментальное исследование развития познавательной деятельности дошкольников с задержкой психического развития средствами игры.

    курсовая работа [54,7 K], добавлен 15.10.2012

    Особенности нарушений речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Исследование и анализ словообразовательных процессов у детей с ЗПР и детей с нормальным развитием. Направления работы по формированию навыков словообразования у детей с ЗПР.

    курсовая работа [154,6 K], добавлен 26.03.2011

    Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Проблема формирования мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста. Формирование мотивационной готовности у детей с задержкой психического развития.

    дипломная работа [74,1 K], добавлен 25.03.2011

    Особенности формирования пространственных представлений у детей с задержкой психического развития (ЗПР). Организация и содержание констатирующего эксперимента. Методика коррекционной работы с детьми с ЗПР по формированию пространственных представлений.

    дипломная работа [152,7 K], добавлен 22.06.2012

    Новоселова Наталья Викторовна

    социальный педагог МАОУ СОШ № 73 г. Челябинск, магистрант 2 курса ЗФ 149-2 «Челябинского Педагогического Государственного Университета» факультета коррекционной педагогики

    (научный руководитель Резникова Е.В. к. п. н. доцент кафедры Специальной педагогики, психологии и предметных методик).

    Педагогическое сопровождение детей с ЗПР внутришкольным психолого- медико педагогическим консилиумом и педагогом - тьютором.

    За последние десятилетия XX в. особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с задержкой психического развития. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15%, а количество детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. К 2010 году число детей с задержкой психического развития составляло 25% от детской популяции. Поэтому с большой значимостью встает вопрос педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях интегрированного обучения.

    Ребенок с задержкой психического развития относится к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, так как характеризуется замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, нарушениями познавательной деятельности и нуждается в создании специальных условий для обучения и развития.

    Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Проблема воспитания и развития ребенка с ОВЗ становится непосильной для семьи, родители оказываются в психологически сложной ситуации: они испытывают боль, горе, чувство вины, нередко впадают в отчаяние. Таким семьям необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение квалифицированных специалистов.

    Такое сопровождение оказывается в МАОУ СОШ № 73 г.Челябинска внутришкольным психолого – медико – педагогическим консилиумом (далее ПМПк), целью которого является осуществление комплексного сопровождения детей с психофизическими и речевыми нарушениями, создание психолого – педагогических условий для успешного развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей.

    Консилиум в школе – это объединение специалистов разного профиля (учителя – дефектолога, педагога – психолога, учителя – логопеда и социального педагога), которые осуществляют процессы развития, обучения и адаптации детей с особыми образовательными потребностями и контролируют результаты этих процессов.

    Педагогическое сопровождение в образовательном учреждении осуществляется на основе следующих принципов: признание безусловной ценности ребенка и права его на развитие комплексности системности динамичности.

    На начало учебного года по результатам диагностики специалистов районной психолого – медико – педагогической комиссии в школу приходят заключения о интеллектуальном, речевом и психофизическом развитии ребенка, рекомендации учителям и специалистам школы для осуществления коррекционной работы и обучения. На заседании ПМПк специалисты анализируют диагностические данные, изучают психофизиологические, речевые, и медико – социальные особенности развития каждого ребенка и каждый по своему направлению составляет план коррекционной работы с ребенком. Данная информация отражается в индивидуальном коррекционно – образовательном маршруте, который составляет социальный педагог консилиума.

    Социальный педагог составляет индивидуально - коррекционные маршруты и индивидуально - коррекционные режимы на каждого ребенка, координирует работу всех специалистов и родителей, собирает информацию о составе семьи ребенка, ее образовательном и социальном статусе, об отношениях ученика со сверстниками, взрослыми, его привычках и поведении. На основании анализа разрабатываются направления социальной коррекции и рекомендации для педагогов, родителей и специалистов.

    Работа социального педагога консилиума тесно перекликается с работой педагога – тьютора. В основе работы социального педагога лежит индивидуальный подход работы с каждым ребенком. В основе тьюторской работы лежит принцип индивидуализации, что и определяет все используемые тьютором приемы и способы. В современном образовании это понятие очень часто смешивают с индивидуальным подходом в образовании.

    Индивидуальный подход: работа с человеком реальным (диагностика, коррекция, единый результат)

    Индивидуализация: работа с человеком возможным (создание среды, возможности, личный результат)

    Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора - создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется. Изменения вносятся в зависимости от совместного анализа успехов и продвижений учащегося на пути освоения знаний. А отсюда, разные задачи и функции специалистов в реализации сопровождения:

    · Учитель - дефектолог, приходя на урок, имеет и реализует свои образовательные интересы и цели, а тьютор двигается от интересов учащихся, помогая ему реализовать его цели. Учитель - дефектолог задает нормы, содержание, маршрут и темп.

    · Педагог – психолог работает в направлении изучения и развития психических процессов школьников.

    · Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе.

    · Социальный педагог организует работу с ребенком и его семьей, проводит диагностику, коррекции, работает на единый результат в освоении образовательной программы.

    · Тьютор работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

    педагогическое сопровождение детей с зпр

    В современном образовательном учреждении функции педагога тьютера вынужден выполнять социальный педагог. В нашем учреждении социальный педагог консилиума занимается сопровождением детей с ОВЗ и реализацией индивидуально образовательных программ ребенка, оказывает ребенку помощь не только в учебной деятельности, но также коррдинирует прохождение медицинских комиссий и обследований необходимых ребенку.

    Чтобы отследить динамику и эффективность коррекционных мероприятий, специалистами осуществляется мониторинг развития учащихся. Мониторинг осуществляется на каждого ученика два раза в год, специалисты консилиума заполняют профили реабилитированности учащихся. Оценка результативности педагогического сопровождения проводится на основе систематического психолого – педагогического наблюдения за учеником в ходе учебной деятельности.

    Практика показывает, что только при осуществлении индивидуально дифференцированного подхода в процессе обучения ребенка в классе возможно успешное овладение учебной программой, адаптация и социализация в социуме.

    По нашему мнению педагогическое сопровождение детей с ЗПР невозможно без педагоге тьютора, для реализации принципа индивидуализации в работе с детьми.

    Таким образом, ПМПк не только помогает ребенку, родителям, но и повышает профессиональный уровень специалистов и педагогов, обеспечивая согласованность их действий при решении проблем ребенка.

    Список литературы:

    1. Дубровина, И. В. Психологическая служба школы. [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной – М. 1995.

    2. Мустаева, Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. [Текст] / – Л. Г. Мустаева – М. Изд-во «Аркти», 2005 г.

    3. Резникова, Е.В. Шевчук, Л.Е. Денисов, А.М. Психолого – педагогичекая программа коррекционной работы. [Текст] / - под.ред. Е.В. Резникова, Л.Е Шевчук. А.М.Денисов – Челябинск «Цицеро»,2013 г.

    4. Шевчук, Л.Е. Резникова, Е.В. Психолого – медико – педагогический консилиум в общеобразовательнй школе. [Текст] / - Л.Е Шевчук. Е.В. Резникова – Челябинск 2010 г.

    Источники:
    socobraz.ru, nsportal.ru, knowledge.allbest.ru, www.rusnauka.com

    Следующие статьи:


    16 января 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения