Справочник Совет педиатра
Главная » Ответы родителям

Нарушение нервной системы у детей раннего возраста



Нарушение нервной системы у детей раннего возраста

Расстройства влечений у детей. Развитие нервной системы ребенка до 1 месяца

Нарушения сложных, безусловнорефлекторных, инстинктивных реакций (влечений) нередко наблюдаются у детей раннего возраста при различных нервно-психических заболеваниях.

Расстройства влечений в большинстве случаев формируются постепенно, в течение длительного промежутка времени. Возникают влечения обычно реактивно или путем подражания. В начальный период наблюдается не столько истинное повышение влечения, сколько неспособность к его подавлению. Для ребенка младшего возраста это явление считается физиологичным, так как высшие формы волевой деятельности у него еще не развиты. Поэтому под влиянием различных патогенных агентов у них относительно легко растормаживаются примитивные инстинкты и влечения. При частом повторении действия оно превращается в так называемый патологический привычный акт, и, таким образом, постепенно влечение приобретает стойкий характер.

Среди расстройств влечений у детей раннего возраста наибольшее значение имеет онанизм, диагностика которого у детей раннего возраста затруднительна. Онанизм — форма полового возбуждения, сопровождающаяся напряжением всего тела и вызываемая ребенком умышленно. Другие непроизвольные формы полового возбуждения к онанизму не относятся. Упорный онанизм наблюдается у детей с различными отклонениями в психическом развитии.

Схема нормального психомоторного развития детей раннего возраста

В развитии детей раннего возраста можно условно выделить 7 периодов: I — 0—1 мес, II — 1—3 мес, III — 3—6 мес, IV — от 6 до 9 мес, V — 9—12 мес, VI — 1—2 года, VII — 2—3 года. Возможные колебания в диапазоне этих периодов могут зависеть от индивидуальных особенностей развития ребенка, его конституции, типа нервной деятельности.

На каждом этапе анализируется развитие сенсорных функций . безусловнорефлекторных реакций, двигательных навыков, речи и психики.

Развитие нервной системы ребенка до 1 месяца

Сенсорные реакции . Реагирует на болевые и тактильные раздражения. Прикосновение к ресницам вызывает мигательную реакцию.

Развивается начальное слуховое и зрительное сосредоточение. Ребенок реагирует на сильные звуковые и зрительные раздражители, прослеживает за движущимся предметом, который находится в поле зрения. Возможна дифференцировка вкусовых раздражителей (сладкое, горькое).

Безусловные рефлексы . Все безусловные рефлексы ярко выражены: поисковый, хоботковый, сосательный, ладонно-ротовой, слухо-пальпебральный, хватательный, рефлекс Моро, опоры, автоматическая походка, защитный, ползания, рефлексы Таланта, Переса.

Влияние тонических шейных и лабиринтных рефлексов выражено слабо. Асимметричный шейный тонический рефлекс на 4— 5-й неделе жизни становится более ярким в связи с развитием экстензорного тонуса. Однако он не нарушает двигательной активности и позы ребенка. При спонтанных движениях «лицевые конечности» имеют тенденцию к разгибанию, а «затылочные» — к сгибанию. Такое положение может сохраняться даже во сне, если голова ребенка повернута в сторону.

В конце 1-го месяца появляются лабиринтный выпрямляющий и установочный рефлексы на голову. Но выпрямляющая лабиринтная реакция еще очень слаба, и поэтому ребенок обладает малой способностью контроля головы.

Двигательные функции . Характерна флексорная мышечная гипертония. Руки согнуты во всех суставах, приведены к туловищу, кисти сжаты в кулачки и находятся под подбородком. Ноги согнуты также во всех суставах и отведены в бедрах. Мышечная гипертония симметрична и удерживает туловище и конечности в срединном положении. Голова слегка запрокинута назад. В приводящих мышцах бедер тонус повышен, поэтому при попытке отвести разогнутые ноги в стороны ощущается сопротивление этому движению.

Новорожденный двигательно малоактивен . Объем спонтанных движений больше выражен в ногах. Движения импульсивные, некоординированные, с легким атетоидным компонентом в предплечье и кисти. В первые дни жизни в покое наблюдается тремор высокой частоты и низкой амплитуды.

нарушение нервной системы у детей раннего возраста

Речь . Произносит звуки, связанные с криком, сосанием, кашлем и чиханием. Издает отдельные гортанные звуки, средние между «а» и «э». Крик громкий с коротким вдохом и удлиненным выдохом, но без интонационной выразительности.

Психика . Фрагментарно прослеживает и кратковременно фиксирует предмет. Появляется слуховое сосредоточение. Выражено ротовое внимание. Преобладают отрицательные эмоции в виде крика и усиления общей двигательной активности при голоде или дискомфорте.

Оглавление темы "Психическое и умственное развитие детей":

О ранней профилактике нервных нарушений - Нервная система ребенка

Страница 10 из 12

Основной путь предупреждения нервнопсихических нарушений — ранняя профилактика неврологических заболеваний в детском возрасте. Обеспечение здоровья подрастающего поколения направлено прежде всего на укрепление физических возможностей ребенка. Не случайно так настоятельно рекомендуется больше двигаться беременным, потребность в движениях ребенок активно проявляет еще внутриутробно. А наблюдения за женщинами-спортсменками, которые во время беременности продолжают плавать, показали, что их дети гораздо раньше начинают стоять и ходить.

Первым стимулом, значительно усиливающим двигательную активность новорожденного, становится перепад температур, когда происходит смена теплового равновесия при переходе (во время родов) из утробы матери в среду, температура которой ниже на 15—18°. Двигательная активность ребенка усиливается по мере его роста: потребности растущего организма диктуют необходимость всестороннего физического развития, что и достигается умеренными нагрузками на всю скелетную мускулатуру. Это зависит от своевременного и правильного развития нервной системы, и наоборот: чем больше движений совершает ребенок, чем они разнообразнее, тем лучше развивается высший отдел нервной системы — кора головного мозга. Вот почему так важно буквально с первых месяцев жизни ребенка заниматься с ним гимнастикой и массажем, используя при этом очень простые приемы.

Правильный массаж содействует расширению сосудов и улучшению циркуляции крови, лимфы, усилению функций потовых и сальных желез, удалению отмирающих слоев кожи — эпидермиса. Кожа становится упругой, эластичной, сопротивляемость ее к механическим, температурным и другим вредным воздействиям повышается. Массаж укрепляет опорно-двигательный аппарат, повышая сократительную способность мышц, а также эластичность и подвижность связочного аппарата.

Влияние физических упражнений на организм ребенка еще сильнее, чем влияние массажа, ведь гимнастика располагает большим разнообразием движений. Гимнастические движения укрепляют здоровье ребенка, развивая его физические силы, ускоряя умственное развитие, благоприятно влияя на аппетит, пищеварение, сон, способствуя правильному, пропорциональному росту. Однако все хорошо в меру. Необходимо помнить, что физические нагрузки даются с учетом возможностей ребенка — его пока еще слабого опорно-двигательного аппарата. Если ребенок еще не освоил того или иного движения, его не следует активно торопить, в особенности впервые самостоятельно сидеть, стоять. В противном случае гарантировано искривление позвоночника, ног.

Массаж и гимнастику надо начинать с полутора—двух месяцев жизни и проводить ежедневно, в определенные часы бодрствования ребенка спустя 30—40 минут после еды либо за 20—30 минут до приема пищи, если ребенок проснулся и находится в спокойном состоянии. Занятия проводят в хорошо проветренном помещении (температура не ниже 20 градусов) на столе, покрытом байковым одеялом и пеленкой. При проведении массажа кожа ребенка должна быть чистой и сухой, а вымытые руки матери теплыми и сухими. Во время занятий необходимо поддерживать хорошее настроение ребенка. Если он беспокоится, плачет, занятия с ним не начинают до тех пор, пока он не успокоится.

Часто простудные и другие инфекционные заболевания ослабляют нервную систему у детей, усиливают проявления ее патологии, задерживают темпы психомоторного развития в первые годы жизни. Поэтому важно раньше начать закаливать организм ребенка, используя такие природные факторы, как свежий воздух, вода (водные, процедуры, плавание), солнечные лучи (воздушные ванны).

В режиме ребенка нужно предусмотреть прогулки и сон на свежем воздухе в течение круглого года, закаливание, при этом большую часть дня в теплое время года (при температуре воздуха не ниже 19—20 градусов) ребенок должен проводить на открытом воздухе. Прогулка, дневной сон детей раннего возраста на открытом воздухе в зимнее время не проводятся, если мороз превышает 10 градусов. В осенне-зимнее время дети должны активно двигаться, поэтому их одежда должна быть легкой и удобной. Очень важно следить за тем, чтобы у незакаленных детей руки и ноги во время прогулки были теплыми и сухими.

Перинатальная психиатрия (продолжение)

Многие нервно-психические нарушения, отмечающиеся у детей на ран­них этапах онтогенеза, являются аналогами клинических проявлений рас­стройств, характерных для других, более поздних возрастных периодов [Коз­ловская Г. В. 1995].

Уже в неонатальном периоде и позже можно выявлять невротические реакции, депрессивные расстройства, тяжелые степени общего психического недоразвития, диагностировать наследственные заболевания, сопровождаю­щиеся психическими расстройствами, к первому году жизни можно поста­вить диагноз РДА, тяжелую степень общего психического недоразвития. К возрасту 2 лет с уверенностью можно диагностировать шизофрению, сред­ние формы слабоумия.

Особенности психических расстройств в раннем детском возрасте [Коз­ловская Г. В. 1995].

нарушение нервной системы у детей раннего возраста

1. Зависимость их тяжести и течения от особенностей отношений, сложив­шихся в системе «мать-дитя», от психического состояния матери.

2. Необходимость включения в лечебный процесс методов перинаталь­ной психотерапии, направленной как на ребенка, так и на его мать.

3. Их частое сочетание с неврологической патологией.

4. Мозаичность клинической картины.

5. Сочетание психопатологических симптомов с различными симптома­ми, отражающими нарушения развития.

6. Сочетание негативной и позитивной психопатологической симптоматики.

7. Рудиментарность психопатологической симптоматики.

8. Транзиторность многих психопатологических проявлений.

9. Быстрота переходов пограничных нарушений на психотический уро­вень.

10. Полиморфизм проявлений.

11. Регресс или диссоциация психических функций на фоне психичес­кого расстройства.

12. Соматопсихический антагонизм (уменьшение выраженности психи­ческих нарушений при остром соматическом заболевании).

Врачей должны настораживать как задержка психического развития ре­ бенка, так и слишком выраженное опережение им сверстников в психичес­ком развитии, особенно если интересы ребенка приобретают одностороннюю направленность.

Клинические проявления нервно-психических расстройств у детей младенческого и раннего возраста

Гиперкинетическое расстройство представлено в МКБ-10 под шифром F90. Первые симптомы можно обнаружить уже на первом году жизни, хотя распознать гиперкинетическое расстройство бывает трудно вследствие раз­ нообразия вариантов нормы. У мальчиков оно встречается чаще, чем у дево­ чек. Конституциональный фактор является ведущим в его происхождении (подробнее об этом см. гл. 13).

Невропатия часто развивается на фоне резидуально-органических пора­жений центральной нервной системы. Определенную роль в ее развитии так­ же играет конституциональная предрасположенность. Проявления невропа­тии связаны, прежде всего, с недостаточностью вегетативной нервной системы.

Дети-невропаты, как правило, изящны, худы, очень подвижны, ловки и музы­кальны. Часто они опережают своих сверстников в психическом развитии, бы­стрее начинают говорить. Такие дети чрезмерно любопытны и подвижны. Внимание у них неустойчиво, эмоции очень лабильны: переходы от слез и ры­ даний к безудержному смеху мгновенны. А вот успокоиться им бывает слож­ но. Все эмоции чересчур. В связи с этим они часто конфликтуют со сверст­никами, среди взрослых слывут непослушными. У детей часты нарушения желудочно-кишечного тракта (расстройства аппетита, тошнота, рвота, неустой­чивый стул), повышенная потливость, кожные высыпания. Повышенная ак­тивность детей-невропатов приводит к тому, что они настолько устают за день, что не имеют сил на то, чтобы угомониться и заснуть. Уложить их спать — целая проблема. Часами родители сидят у кроватки, похлопывая, поглаживая ребенка, а то и укачивая на руках. Кажется, что малыш уже заснул, но стоит родителю с облегчением вздохнуть и попробовать уйти, как он снова слышит требовательный оклик или плач. Сон невропатов очень чуток!

Важно иметь в виду, что у этих детей часто отмечаются парадоксальные реакции на прием лекарств: успокаивающие препараты могут их возбуждать и наоборот.

Дети-невропаты трудно лечатся, но с возрастом при правильном воспи­тании, учитывающем их особенности, они выравниваются. При общении с лю­быми детьми, а с невропатами особенно, важно помнить, что они очень чув­ствительны к эмоциям окружающих. Родителям необходимо научиться «за­ражать» детей своей уравновешенностью, спокойствием. К сожалению, как правило, наоборот дети «заражают» своим возбуждением. При невропатии у детей часто отмечаются нарушения пищевого поведения.

Расстройства питания в младенчестве и детстве, представленные в МКБ-10 под шифром F98.2, весьма разнообразны. К ним относятся наблю­даемые не менее 1 месяца резкое снижение аппетита, чрезмерная приверед­ливость в пище (при умелом и правильном кормлении и отсутствии органи­ческого заболевания), постоянные срыгивания. При наличии подобных на­рушений ребенок мало прибавляет в массе тела или даже теряет ее.

Также к нарушениям питания раннего детского возраста относят так на­зываемый симптом пика (лат. pica — сорока), или поедание несъедобного в младенчестве и детстве (шифр F98.3), характеризующийся стойким (не реже 1 раза в месяц) стремлением детей есть землю, вату, пластилин и т. п. При этом ребенок не страдает аутизмом, слабоумием, Часто поеда­ние несъедобного отмечается у детей, воспитывающихся по типу гипопро-текции. Улучшение ухода за ребенком, коррекция воспитания, как правило, приводят к исчезновению симптоматики. Если этого не происходит, то велика вероятность, что симптом является проявлением серьезного психи­ческого расстройства.

В МКБ-10 выделяется специфическое для младенцев и детей раннего возраста «реактивное расстройство привязанности детского возраста» (шифр F94.1). Возникает оно при воспитании ребенка по типу гипопротекции, характеризующегося неадекватной заботой о ребенке, а нередко пренебрежением, жестоким обращением с ним. В результате дети становятся тре­ вожными. Нарушается их общение с окружающими. Они либо лежат на полу, свернувшись калачиком, ни на кого не обращая внимания, не реагируя на попытки вступить в контакт, либо без видимой причины проявляют агрес­сию. В то же время такие дети имеют нормальную способность к социаль­ ному взаимодействию, проявляемую при изменении типа воспитания, при по­мещении ребенка в благоприятную среду. У детей с реактивным расстройством привязанности нередко наблюдается задержка речевого и физическо­го развития, являющаяся преходящей.

Основные симптомы и синдромы поражения нервной системы у детей раннего возраста

Основные симптомы и синдромы поражения нервной системы у детей раннего возраста

Менингеальный синдром. Клинические симптомы, которые возникают при поражении мозговой оболочки (воспалительного и невоспалительного генеза), образуют менингеальный синдром.

К наиболее частым признакам относятся следующие:

- Головная боль (у детей раннего возраста он проявляется монотонным криком), головокружение

- Тошнота, рвота. не связанные с приемом пищи

- У маленьких детей - выбухание, напряжение большого родничка, у здорового ребенка ощущается его пульсация

- Общая гиперестезия (повышенная чувствительность) - безболезненный прикосновение к коже ребенка сопровождается плачем, криком.

При поражении мозговых оболочки невоспалительного генеза развивается синдром менингизма. Это обусловлено недостаточностью гематоэнцефалического барьера.

Енцефаличнин синдром. Поражение головного мозга при всем многообразии клинических проявлений имеет ряд общих черт:

- Общеинфекционные симптомы - лихорадка, изменение картины крови

- Общемозговые симптомы - отек, гиперемия, гиперсекреция спинномозговой жидкости, нарушение сознания, нередко возбуждение, эпилептические припадки, подергивания мышц, при тяжелом течении - угнетение рефлексов, нарушение сердечной деятельности и дыхания

- Очаговые симптомы различной степени выраженности, которые зависят от локализации пораженных участков мозга (двигательные, чувствительные, речевые расстройства и др.)

- Менингеальные симптомы, которые почти всегда сопровождают энцефалит.

Синдром двигательных нарушений.

Вследствие поражения различных участков двигательных отделов центральной или периферической нервной системы возникают парезы (ослабление движений) или параличи (отсутствие движений). По локализации поражения разделяют на:

- Центральные (спастические), сопровождающихся повышением мышечного тонуса, сухожильных рефлексов, появлением патологических рефлексов и снижением или отсутствием кожных рефлексов

- Периферические (атонические, вялые), которые сопровождаются снижением или отсутствием тонуса мышц, сухожильных-периостальных рефлексов, атрофией мышц, может наблюдаться фибриллярные дрожание мышц.

Гиперкинезы (непроизвольные, неритмичные, разнообразные, некоординированные движения конечностей в крупных суставах) разделяют на следующие разновидности: атетоз, тик, тремор. Гиперкинезы являются результатом нарушения функции стриарной системы, которая отвечает за мышечный тонус. Они отмечаются при органических поражениях мозга, хореи, гиперкинетической форме детского церебрального паралича.

Синдромы нарушения сознания включают сомнолентность, ступор, сопор и кому.

Сомнолентность - постоянная вялость, сонливость, но сон наступает на короткие периоды, поверхностный. Вместо плача и крика тихий стон, реакция на уход матери незаметна, ребенок слабо реагирует на осмотр и пеленание. Кожная чувствительность и сухожильные рефлексы снижены.

Ступор - состояние оцепенения, из которого больной выходит тяжело, после энергичного беспокойства. Рефлексы снижены.

Сопор - глубокий сон, ошеломленность, ребенка невозможно разбудить. Кожная чувствительность не определяется, сухожильные рефлексы вызываются трудно и не постоянно. Реакция на боль невнятная. Сохраненные зрачковый, роговичный рефлексы, глотания.

Кома - выключение сознания с полной потерей восприятия окружающего мира и самого себя. Выделяют три степени выраженности (стадии).

Судорожный синдром . Является одной из наиболее частых признаков поражения нервной системы. Судороги - это внезапные приступы непроизвольных, кратковременных сокращений мышц со обморочные или сохраненной сознанием.

Судороги бывают :

- Клонические - непроизвольные подергивания мышц (начинаются с мышц лица, постепенно переходят на конечности и туловище)

- Тонические - непроизвольное напряжение мышц без подергивания (классический пример - опистотонус при столбняке)

- Тонико-клонические - сначала голова откидывается назад, верхние конечности сгибаются в суставах, нижние вытягиваются (это тоническая стадия). После этого наступает кратковременная остановка дыхания, которая сменяется глубоким вдохом. Это является началом клонической стадии, которая проявляется подергивание мышц лица, конечностей, шумным дыханием.

нарушение нервной системы у детей раннего возраста

Самые интересные новости

Источники:
meduniver.com, lekmed.ru, razvitie-rebenka.pro, nmedicine.net

Следующие статьи:


17 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения