Справочник Совет педиатра
Главная » Ответы родителям

Профилактика орз у детей дошкольного возраста



Профилактика орз у детей дошкольного возраста

ОРЗ у детей: лечение и профилактика

Наивная молодая мама зачастую торопит время, стараясь быстрее устроить ребенка в детский сад или ясли. Она полагает, что скорое окончание декретного отпуска и долгожданный выход на работу станут началом её беззаботной жизни. Но на поверку вдруг оказывается, что проблемы – только начинаются, а её крепкий и здоровый малыш постоянно подхватывает в садике какое-то странное и загадочное «ОРЗ». Так что же кроется за этими буквами?

профилактика орз у детей дошкольного возраста

На самом деле, ОРЗ у детей младшего и дошкольного возраста встречается гораздо чаще, чем хотелось бы. Этот недуг можно смело отнести к «наиболее распространенным» среди детворы. Острое респираторное заболевание своим названием обязано двум факторам – внезапному (острому) проявлению и воздушно-капельному (респираторному) способу передачи. Распознать начало недомогания под силу любой внимательной маме, однако лечить больного ребенка и назначать ему препараты имеет право исключительно педиатр.

Симптомы ОРЗ у детей

О том, что малыш не совсем здоров, можно судить по изменению его обычного поведения. Если вы замечаете, что ребенок стал менее подвижен, что он старается принять горизонтальное положение, будьте бдительны – возможно, ваш малыш подхватил вирус. Отказ от еды, рвотные позывы тоже могут быть одними из признаков начала ОРЗ у детей .

Данному заболеванию характерно поражение дыхательных путей, поэтому вполне закономерно, что следующими симптомами будут повышение температуры, появление насморка или кашля. Ребенок начинает жаловаться на головную боль, у него нарушается сон, ему не хочется активно двигаться и играть.

Лечение ОРЗ у детей

Прежде чем «что-то» лечить, для начала нужно узнать – что именно? Достоверную информацию о заболевании можно получить от врача-педиатра - только он, после осмотра ребенка, сообщит вам точный диагноз. Родителям остается сделать все для того, чтобы заболевание не перешло в осложненную стадию.

Как правило, лёгкая форма ОРЗ у детей не требует интенсивного лечения. Вся терапия сводится к тому, чтобы вовремя дать ребенку жаропонижающее средство (но только в случае, если температура переходит критическую границу - 38,5 градусов).

Остальные меры безопасности включают в себя регулярное проветривание помещения, поддержание влажности воздуха на отметке 60% и употребление ребенком обильного питья. Нарушение алгоритма лечения может привести к печальному итогу – развитию отита, гайморита, ангины или пневмонии.

Что не нужно делать при ОРЗ

Несмотря на то, что ОРЗ у детей не относится к тяжёлым формам простудных заболеваний, некоторым «продвинутым» мамам и папам даже здесь удается пойти по неправильному пути -

  1. «Ребенку плохо, нужно сбить температуру». Действительно, прием жаропонижающего средства может значительно улучшить общее состояние ребенка (что, наверняка, обрадует родителей). Но будет ли такое лечение ОРЗ у детей по-настоящему правильным? Повышение температуры – это нормальная реакция организма на появление в нем чужеродных элементов. При высокой (более 38) температуре в крови начинает вырабатываться «интерферон» - белок, уничтожающий вирусы.

Сбив температуру, родители оказывают ребенку медвежью услугу, они лишают его права самостоятельно побороть инфекцию. Отсюда и пониженный иммунитет, и все остальные проблемы. Конечно, если ребенок имеет другие заболевания, при которых повышение температуры может принести больше вреда, чем пользы, сбивать температуру необходимо на отметке не выше 38 градусов.

  • «Ребенка знобит, нужно его укутать» - типичное заблуждение родителей. Создавая парниковый эффект, они тем самым ещё больше поднимают и без того высокую температуру тела ребенка, нарушая нормальный ход его теплообмена с окружающей средой. Наоборот, нужно позволить коже ребенка дышать свободно. Лёгкая, свободная одежда из мягких, натуральных тканей – это то, что нужно вашему ребенку.
  • «Ребенок обессилен, нужно заставить его поесть» - ещё одна весьма распространенная ошибка. Во время заболевания все силы маленького организма направлены на борьбу с вирусами. Набивая желудок малыша пищей, родители вынуждают детский организм перенаправить часть своих сил на её переваривание. Согласитесь, подобные действия со стороны родителей при лечении ОРЗ у детей сложно отнести к «разумным».
  • «Ребенок сильно кашляет, нужно поставить ему горчичники» - тем самым навредив ему ещё больше. Реальная польза горчичников и перцовых пластырей клинически не доказана, поэтому будет лучше ими не злоупотреблять. К тому же, эти процедуры способны вызвать серьёзный ожог на коже малыша.
  • «Ребенок болеет слишком долго, нужно дать ему антибиотики» - обычно звучит из уст родителей примерно на третий день после начала заболевания. Во-первых, лечение назначает исключительно специалист, а во-вторых, проводить лечение ОРЗ у детей при помощи антибиотиков совершенно бесполезно. Возбудителями данного недуга являются вирусы, против которых антибиотики – бессильны.

    К сожалению, это далеко не полный перечень типичных заблуждений родителей. Впрочем, данный список может служить ещё одним аргументов в пользу обязательной консультации врача-педиатра. Заниматься самолечением крайне опасно, а вот профилактика ОРЗ - это именно то, что «доктор прописал».

    Профилактика ОРЗ у детей

    Профилактические меры по недопущению простудных заболеваний общеизвестны, тем не менее, они продолжают оставаться весьма эффективными. Список профилактических мер невелик, он состоит из следующих элементов

    1. обязательный прием витаминов
  • закаливание
  • регулярная уборка помещений
  • соблюдение микроклимата

    Профилактика ОРЗ у детей дошкольного возраста

    shutterstock.com/Getty Images

    Поделиться

    Желание любых родителей - чтобы их ребенок был в первую очередь здоровым. И потом уже, конечно, умным, красивым и талантливым. Но естественно случаются ситуации, когда малыш заболевает. А пришедший по вызову на дом врач ставит диагноз ОРЗ и это самый распространенный диагноз у деток дошколят. Потому что малыши помладше, находящиеся на грудном вскармливании, защищены от вирусов и бактерий иммунитетом, передающимся от мамы с грудным молоком. А вот более взрослые малыши, которые как раз подвержены частым заболеванием ОРЗ, активно посещают детские сады и развивающие центры, где регулярно сталкиваются и часто находятся в контакте с различными инфекциями. А их иммунная система в период с 1-го года до 4-х лет содержит низкое количество интерферонов и иммуноглобулинов, это как раз та причина, по которой детки этой возрастной категории болеют чаще, чем груднички.

    Чаще всего вирусом, который считается главным возбудителем ОРЗ, является вирус гриппа. Главной и, пожалуй, основной профилактикой, в данном случае является вакцина против вируса гриппа. Вакцинацию можно провести в районной детской поликлинике.

    Но бывает и такое, что родители отказываются от различных прививок по индивидуальным причинам (медотвод при аллергии, или других заболевания). Тогда профилактика ОРЗ возможна и в других вариантах. Например, сбалансированное полноценное питание ребенка, обогащенное минералами, витаминами и микроэлементами для повышения сопротивляемости организма. Регулярное употребление препаратов для профилактики, таких как биодобавки или препараты гомеопатического происхождения, выбранные или рекомендованные педиатром согласно возрастной категории малыша. Обязательно должны быть длительные прогулки на свежем воздухе, активные и подвижные игры и занятия. Регулярное проветривание помещений, в которых малыш проводит свое время - играет, спит. Конечно, важнейшим условием самостоятельной профилактики является личная гигиена (мытье рук обязательно с мылом, и по возможности регулярно мыть игрушки), это относится не только к малышу, но и ко всем членам его семьи. Если малыш готов и ему нравится, то можно посещать всей семьей бассейн или делать ребенку массаж перед сном. Обязательная санация ротовой полости - необходимо залечить все кариозные зубки, если таковые имеются. Ограничить общение ребенка с детками, которые как раз заболели ОРЗ, или еще до конца не выздоровели.

    А уж если так случилось, что малыш заболел, и общепринятые, популярные методы борьбы с инфекцией в домашних условиях, не дают желаемого результата, нужно обязательно обратиться к участковому педиатру, если у малыша температура, то лучше сделать вызов врача на дом .

    Таким образом, можно сделать вывод, что здоровье детей - это первая и самая важная задача родителей. А методы профилактики и прочие способы предотвращения заболевания, лежат на плечах мамочек и папочек, которые в свою очередь не забывают и о своей профилактике, дабы не заразить малыша дома самостоятельно, принеся инфекцию с работы.

    29 ноя в 21:48 Поделиться ссылкой

    Профилактика острых респираторных заболеваний у детей

    … сложность решения данного вопроса связана с большим количеством инфекционных агентов, вызывающих респираторные заболевания .

    Острые респираторные заболевания (ОРЗ) – большая группа заболеваний, передающихся преимущественно воздушно-капельным путем, отличающихся по этиологиии (респираторно-вирусные (ОРВИ, грипп), энтеро-, короно-вирусные, бактериальные, в том числе хламидийная и микоплазменная) и по клиническим проявлениям (поражение верхних дыхательных путей, трахеи, бронхов и др.), но с одинаковым патогенезом и эпидемиологией.

    Основные принципы лечения и профилактики респираторных заболеваний основаны на комплексном подходе и включают специфическую вакцинопрофилактику (грипп), традиционную терапию (антибактериальные препараты по показаниям, жаропонижающие, отхаркивающие препараты), иммунотропные препараты в виде бактериальных иммуномодуляторов, интерферонов и индукторов их выработки, растительных адаптогенов. Следует помнить, что профилактика ОРЗ является актуальной задачей в группах риска: дети, лица пожилого возраста, лица, часто контактирующие с больными по профессиональной деятельности и т.д. рассмотрим профилактику ОРЗ у детей.

    Ребенок не может не болеть острыми респираторными заболеваниями ОРЗ, однако важно, чтобы они возникали не слишком часто и протекали легко. В этом отношении важно всемерное сокращение контактов детей грудного и раннего возраста, особенно в сезоны повышения респираторной заболеваемости: сокращение использования городского транспорта, удлинение времени прогулок, ношение масок и мытье рук членами семьи с ОРЗ. Закаливание детей, если и не предупреждает ОРЗ полностью, способствует более легкому их течению.

    Для иммунокоррекции применяют: витамины и пищевые добавки, содержащие витамины и жизненно важные микроэлементы, адаптогены растительного происхождения. Наиболее широко применяют витамины в возрастных дозировках. Их принимают курсами в течение 20–30 дней 2–3 раза в день после еды. Детям в дошкольных учреждениях можно давать также сироп шиповника по 1 чайной ложке ежедневно, особенно в холодный сезон года или добавить витамин С (аскорбиновая кислота) в третьи блюда по 40–50 мг на стакан (200 мл).

    Одним из полезных иммуномодулирующих препаратов является сердечное средство курантил (дипиридамол), которое в целях профилактики применяют один день в неделю по таблетке два раза в день в течение 5–6 недель. Для иммунокоррекции применяют также общеукрепляющие и тонизирующие средства: экстракт элеутеррококка, настойку аралии маньчжурской, препарат продигиозан и др.

    Профилактика антибиотиками бактериальных осложнений, чем иногда оправдывают их необоснованное применение при ОРВИ, неэффективна. Более того, подавляя рост чувствительной микрофлоры, они открывают путь для заселения дыхательных путей устойчивой флорой, повышая в 2,5 раза частоту таких осложнений, как отит и пневмония.

    Неспецифической профилакитике ОРЗ способствуют и базисные оздоровительные мероприятия: закаливающие процедуры, физическое воспитание, рефлексопрофилактика (самомассаж), полоскание горла прохладной водой, сон с открытыми окнами, фрамугами. Водные процедуры (купание в ванных, бассейнах) также способствуют общему закаливанию и профилактике ОРЗ. Всем медицинским работникам известно, что частые прогулки на свежем воздухе, занятия спортом (плавание, лыжи, коньки, легкая атлетика и др.) являются хорошими помощниками в комплексе профилактики ОРЗ и гриппа.

    В лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях особое внимание следует обращать на рациональную вентиляцию помещений, влажную уборку с применением хлорсодержащих препаратов, ультрафиолетовое облучение помещений, ношение четырехслойных марлевых масок персоналом в эпидемический период. Маски следует менять через 3–4 часа и кипятить 15 минут с любым моющим средством, стирать, сушить и гладить горячим утюгом.

    Основные направления в профилактике (и лечении) ОРЗ у детей раннего возраста :

    • Грудное вскармливание детей, которое способствует поддержанию специфических и неспецифических факторов защиты. В данном контексте борьба за грудное вскармливание новорожденного ребенка является одной из мер профилактики ОРЗ.

    • Элиминация возбудителя заболевания (вируцидная активность), которая обеспечивается применением интраназальных капель или спреев (Аква Марис), позволяющих механически удалять патогенную микрофлору со слизистой оболочки верхних дыхательных путей путем промывания полости носа.

    • Лечение интерферонами (лейкоцитарный интерферон, рекомбинантный альфа -интерферон (Реаферон, Роферон), Гриппферон для интраназального применения альфа2-интерферон в сочетании с витаминами Е и С (Виферон, Реаферон) в виде ректальных суппозиториев), которые повышают противовирусную активность увеличением резистентности к вирусу неинфицированных клеток, активируют макрофаги и естественные киллеры. Данный способ получил широкое распространение в неонатологической практике и его можно отнести к рутинным мерам профилактики ОРЗ у новорожденных детей и детей грудного возраста. Применение у детей раннего возраста индукторов интерферона (Циклоферон, Неовир, Полудан, Амиксин) изучено недостаточно.

    • Антибактериальная терапия целесообразна в случае бактериальных инфекций и бактериальных осложнений после вирусных инфекций. Необдуманное назначение антибактериальных препаратов приводит к развитию бактериальной устойчивости.

    • Воздействие на организм ребенка препаратами растительного ряда, что подразумевает проведение неспецифической профилактики ОРЗ путем использования растительных иммунотропных препаратов (адаптогенов). Прежде всего, это касается препаратов на основе эхинацеи, масла чайного дерева, листьев облепихи, жень-шеня, однако возможности их использования ограничены в связи с возможными аллергическими реакциями. Кроме этого, у морфо-функционально незрелых и недоношенных новорожденных они не могут быть использованы по причине функциональной незрелости почек, что является противопоказанием к назначению данных препаратов.

    • Иммуномодуляторы бактериального происхождения и их синтетические аналоги (Бронхо-Мунал, Рибомунил, ИРС19, Ликопид, Биостим) стимулируют активацию клеток неспецифической защиты организма, однако не способствуют выработке специфического иммунитета пока не нашли широкого применения в лечении у новорожденных и грудных детей. В случае тяжелого течения заболевания в комплексную терапию у детей раннего возраста могут быть включены иммуноглобулиновые препараты для внутривенного введения, которые содержат функционально активные антитела против наиболее часто встречающихся возбудителей инфекций (октагам, интраглобин, сандоглобулин, эндобулин, пентаглобин (обогащен антителами класса Ig M).

    • Применение противовирусных химиотерапевтических препаратов (ремантадин, арбидол, амиксин, рибавирин, паливизумаб, занамивир, озельтамивир, дейитифорин) ограничено возрастными рамками, что обусловлено недостаточной изученностью их действия на организм детей раннего возраста.

    • Проведение специфической профилактики острых респираторных заболеваний (вакцинация против гриппа - возможна с 6 месяцев, инфекции Haemophilus influenzae типа b - возможна с 3 месяцев, пневмококковой инфекции - возможна с 2-х лет).

    Комментарии

    Образовательные ресурсы

    Закаливание. Неспецифическая профилактика ОРЗ у детей

    Необходимость предупреждения острых респираторных заболеваний (ОРЗ)

    обусловлена высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на состояние их здоровья, формированием рецидивирующей и хронической бронхолегочной патологии – причины более половины общей заболеваемости. Часто и длительно болеющие дети, на долю которых приходится до 57% от числа зарегистрированных заболеваний, требуют особого внимания. Патологические изменения, возникающие при этих заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, нарушают проходимость бронхов, что ведет к ухудшению легочной вентиляции.

     В возникновении и развитии ОРЗ значительна роль охлаждения. У незакаленных людей охлаждение ступней ног вызывает реакцию слизистых верхних дыхательных путей, проявляющуюся набуханием слизистой носа и других воздухоносных путей, повышением проницаемости покровного эпителия, чиханием, кашлем. При этом обычно хорошо предохраняющий от проникновения вирусов и их токсинов покровный эпителий дыхательных путей не выполняет своей защитной функции. Поэтому общепризнанным является положение о существенной роли закаливания в профилактике респираторных заболеваний. Роль закаливания более значима для профилактики ОРЗ, чем профилактические прививки. Недостаточная эффективность прививок обусловлена не только наличием множества штаммов вирусов этих инфекций, что само по себе осложняет проведение иммунизации, но и их быстрой видоизменяемостью.

    Закаливание является одним из общепринятых традиционных методов неспецифической профилактики ОРЗ. В основном это воздушные и водные процедуры с постепенным понижением температуры. В реальной практике дошкольных учреждений трудно одновременно охватить процедурами детей всей группы, обеспечив при необходимости индивидуальные дозировки. Однако в целом традиционные подходы к закаливающим мероприятиям в среде пониженной температуры при правильной их организации могут дать определенный закаливающий эффект.

    Более эффективным воздействием обладают нетрадиционные методы закаливания, к которым относятся контрастные методики в пульсирующем режиме.

    Если традиционное закаливание предполагает адаптацию к холоду, то при создании пульсирующего микроклимата используется также и тепло, т.е. те два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевание ребенка. Модель воздействия тепло-холод-тепло, как правило, обеспечивает выработку быстрых терморегулирующих реакций.

    С помощью закаливания, которое представляет собой комплексную систему воспитательно-оздоровительных воздействий, направленных на достижение устойчивости, невосприимчивости растущего организма к ослабляющим здоровье колебаниям метеорологических и других факторов, путем тренировки механизмов терморегуляции создаются условия для повышения устойчивости организма. Поскольку в процессе закаливания средовые факторы оказывают влияние на ряд физиологических систем и на обмен веществ, то закаливание можно определить как формирование комплекса функциональных систем, обеспечивающих действенную адаптацию организма к изменяющимся климатическим воздействиям.

    Также средствами закаливания могут служить плавание, лечебная физкультура, массаж, дыхательная гимнастика, фитбол гимнастика, массаж стоп, ходьба по «дорожке здоровья». Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо не только повышать уровень их двигательной активности, но и систематически проводить активные закаливающие мероприятия. Любое занятие общеразвивающего или оздоровительного характера должно быть интересным, веселым, доставлять ребенку радость и удовольствие.

    Мы бы хотели предложить комплекс упражнений для детей 3-4 и 5-7 лет, часто болеющих ОРЗ (примерный комплекс). Смотреть: Приложение №1 и Приложение №2.

    Список использованной литературы:

    Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. -М. Айрис-пресс, 2008.-96 с.

    Приложение №1

    Упражнения для детей 3-4 лет, часто болеющих ОРЗ

    v Спокойная ходьба по залу с переходом на ходьбу с высоким подниманием ног, в течение 1 минуты. Дыхание через нос, сохранение правильной осанки.

    v «Самолетики». Бег с разведенными в стороны на уровне плеч руками. Время бега увеличивается на каждом занятии на 8-10 секунд с 10-15 с до 1 мин. За 15 секунд до окончания упражнения темп бега постепенно замедляется. Во время выполнения движения произносится звук «у-у».

    v Ходьба по скамейке. Прохождение по гимнастической скамейке и спрыгивание на мягкое покрытие. Упражнение выполняется 1-2 раза.

    v «Часики». Исходное положение (и.п.): ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклоны в стороны: наклон вправо – «тик», влево – «так». Слова произносятся громко, спина прямая, упражнение выполняется 4-5 раз.

    v Произношение звуков и слогов с двукратным повторением. Дыхание через одну ноздрю: дует ветер – «фу» (тихо, сильно) жужжит жук – «ж-ж-ж». При выполнении упражнения ребенок указательным пальцем поочередно закрывает то одну ноздрю, то другую, осанка правильная. Затем сидя на стуле, руки на коленях, ребенок 2-4 раза поет, как петушок: «ку-ка-ре-ку», лает, как собака: «гав-гав».

    v «Аист». Перешагивание через гимнастическую палку, фиксируемую на высоте 40-50 см. Упражнение повторяется 1-2 раза.

    v «Маленькие - большие». Приседания: «маленькие» - присесть, руками обхватить колени «большие» - встать, руки поднять вверх над головой. Упражнение повторяется 3-5 раз. При приседании произносится «ах», при поднимании «ох».

    v Бросание мяча в обруч – 2-3 раза. Бросание мяча двумя руками в обруч, расположенный на высоте роста ребенка на расстоянии 1 метра от него.

    v «Змейка». Проползание под гимнастической скамьей. Упражнение повторяется 1-2 раза.

    v Подтягивание на руках вдоль гимнастической скамьи, лежа на животе, голова приподнята. Упражнение повторяется 1-2 раза.

    v «Ножнички». Руки вытянуты вперед, выполняется скрестное движение руками. Упражнение повторяется 4-5 раз.

    v «Воздушный шар». Ребенок имитирует надувание воздушного шара, делая вдох носом, выдыхая через рот, медленно разводя руки в стороны. Когда шар стал уже большой, руки максимально разведены, произносят «бах», шар лопается и ребенок приседает.

    профилактика орз у детей дошкольного возраста

    v Игра малой подвижности или ходьба.

    Список использованной литературы: Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий. -М. Айрис-пресс, 2008.-96 с.

    Приложение №2

    Упражнения для детей 5-7 лет, часто болеющих ОРЗ

    профилактика орз у детей дошкольного возраста Ø Ходьба. Ходьба по кругу на носках, на пятках с высоким подниманием коленей, подскоки, в течение 1-3 минут. Дыхание произвольное. Ø «Насос». Нога выставляется вперед на пятку, руки перед грудью, локти в стороны. Наклон вперед произносится звук «ш-ш» руки опускаем вниз, качаем насос. Затем разгибаем корпус, сгибаем руки, подтягиваем их к груди. Ø Упражнение с гимнастической палкой. Исходное положение: стоя палка в руках за головой. Поднимаясь на носки, одновременно поднять гимнастическую палку над головой, медленно присесть с прямой спиной. Вернуться в исходное положение. Упражнение повторяется 3-5 раз. Ø «Дровосек». Руки над головой сцеплены в «замок», ноги на ширине плеч, глубокий вдох, на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произнесением слога «ух». Упражнение повторяется 4-5 раз. Ø Бег. Бег на месте с переходом на ходьбу. Продолжительность от 30-40 секунд до 2 минут. Ø «Велосипед». Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибание ног. Упражнение повторяется 4-6 раз. Дыхание произвольное. Звуковые упражнения, выполняются сидя на стуле. Глубокий вдох. На выдохе: дует ветер – «у-у-у» (тихо, громко, тихо). Кричит ворона – «кар – кар - кар». Лает собака – «гав-гав-гав». По мере удлинения выдоха увеличивается количество произносимых звуков. Количество упражнений от 1 до 3 раз. «Плавание». Лежа на животе, ноги вытянуты. Приподнять голову и совершить плавательные движения руками типа брасс. Количество упражнений от 2-6 раз. Ø «Воздушный шар». Ребенок имитирует надувание воздушного шара, делая вдох носом, выдыхая через рот, медленно разводя руки в стороны. Когда шар стал уже большой, руки максимально разведены, произносят «бах», шар лопается и ребенок приседает. Ø Спокойная ходьба на месте (30-40 секунд).
  • В комплекс упражнений можно включать подвижную игру продолжительностью 2-5 минут.

    Источники:
    www.kinderhouse.ru, medvesti.com, doctorspb.ru, xn----39-53dwcf1akj7fei.xn--p1ai

    Следующие статьи:


    20 апреля 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения