Справочник Совет педиатра
Главная » Ответы родителям

Служба помощи детям раннего возраста за рубежом



Служба помощи детям раннего возраста за рубежом

Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России

Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства .

Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев охват образованием различных сфер развития младенца.

Службы, осуществляющие социально-педагогическую помощь проблемным детям младенческого и раннего возраста, решают несколько иные задачи: выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере развитие специальной системы образования родителей, организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи координация всех видов помощи, оказываемой ребенку и семье.

Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям:

время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев

интенсивность ранней помощи — чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка

<< В начало < Предыдущая 1 2 3 Следующая > В конец >>

Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России

Дата добавления: 2014-12-29 просмотров: 39

Создание системы профилактики, ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, и первых шагов, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Уже в начале 70-х гг. ХХ в. США и страны Европы перешли к практике создания различных систем и программ ранней помощи младенцам и их семьям. Первые создаваемые программы были ориентированы на удовлетворение социальных потребностей нормально развивающихся детей и детей с риском отставания в развитии от рождения до 3 лет. Это позволило характеризовать их как социально-педагогические программы ранней помощи или раннего вмешательства .

Службы ранней помощи, например в США, ориентированные на помощь детям в семьях групп риска, осуществляют свою деятельность по следующим направлениям: оценка уровня развития ребенка консультация семьи, специальная система образования родителей, организация развивающей среды для младенцев охват образованием различных сфер развития младенца (социальных навыков, эмоционального развития, зрительного и слухового восприятия, первых предметных действий, развития предпосылок понимания речи и активной речи).

Службы, осуществляющие социально-педагогическую помощь проблемным детям младенческого и раннего возраста, решают несколько иные задачи: выявление специальных образовательных потребностей детей в связи с нарушениями развития в той или иной сфере (движений, речи, слуха или зрительного восприятия и т.д.) развитие специальной системы образования родителей, организация развивающей среды, адекватной специальным потребностям младенцев с отклонениями в развитии социальное и психологическое сопровождение ребенка и семьи координация всех видов помощи, оказываемой ребенку и семье.

Эффективность работы служб ранней помощи в США принято оценивать по следующим критериям:

время включения ребенка и семьи в практику ранней помощи эффективным периодом является период с первых дней жизни ребенка до трех месяцев

интенсивность ранней помощи — чем активнее оказывается поддержка семье и ребенку, тем значительнее результаты развития ребенка

создание всех необходимых условий для развития возрастных навыков у малыша

охват программой различных сфер развития ребенка

учет индивидуальных различий детей в скорости и темпе освоения навыков

поддержка окружающей среды, способствующей развитию ребенка.

Параллельно с социально-педагогически ориентированными службами ранней помощи развивалась система раннего психотерапевтического воздействия или психотерапевтического вмешательства, направленная на одновременную работу с родителями и младенцами.

В России при глубоком понимании необходимости экономической и гуманистической целесообразности ранней помощи еще нет соответствующей целостной государственной системы.

На этом пути в специальном образовании сделаны первые шаги. Впервые совместно медиками и специалистами по специальной педагогике проведенные в 80-х гг. исследования позволили создать единую государственную систему раннего выявления и специальной помощи для одной категории детей — детей с нарушенной слуховой функцией первых трех лет жизни.

служба помощи детям раннего возраста за рубежом

В рамках созданной системы проведение медико-психолого-педагогических коррекционных мероприятий начинается с момента диагностирования снижения слуха у малыша. Психолого-педагогическую помощь дети с нарушенным слухом получают в сурдологических кабинетах (отделениях, центрах), а также в создаваемых при специальных (коррекционных) образовательных дошкольных учреждениях для глухих и слабослышащих детей группах надомного обучения и кратковременного пребывания. В сурдологических кабинетах медико-психолого-педагогическая коррекция детей первого года жизни осуществляется, как правило, 1 раз в месяц. С года на ребенка, не посещающего специальное учреждение, выделяется 1 ч в неделю для занятий с педагогом. В группах надомного обучения и кратковременного пребывания наблюдение за детьми до года осуществляется, по возможности, дома с года дети могут посещать занятия специалиста 2—3 раза в неделю. Если родители живут далеко от учреждения, оказывающего ребенку помощь, то они могут приезжать 2—3 раза в год и в течение 1—2 недель посещать занятия ежедневно.

Организация раннего выявления и ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом может являться примерной моделью раннего вмешательства в развитие детей с другими отклонениями в развитии (интеллектуальными, сенсорными, эмоциональными, двигательными, речевыми).

Наиболее разработанной региональной моделью ранней помощи семье и детям группы риска с возможным отставанием в развитии может служить С.-Петербургская городская социальная программа «Абилитация младенцев» (Е. В. Кожевникова и др. 1995 Р. Ж. Мухамедрахимов, 1997).

1.4. Создание государственной системы ранней помощи — перспектива в развитии специального образования

Сопоставление зарубежного и отечественного опыта убедительно доказывает, что необходимо создание единой государственной системы выявления детей с нарушениями в развитии и обеспечения ее методами комплексной помощи. При этом ни в коем случае не предполагается отказ от ранее созданных учреждений: они будут реконструированы и обогащены на основе государственной системы, а их работа будет подлержана на переходном этапе.

Таким образом, первоочередной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.

Промежуточным результатом работы должен стать проект Программы внедрения разработанной единой системы раннего выявления и помощи детям с нарушениями в развитии на всей территории Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что реализация такой программы как нового приоритетного направления развития системы образования на государственном уровне возможна только при скоординированном взаимодействии Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, других министерств, ведомств, различных структур, отдельных научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, групп исследователей и разных категорий специалистов.

Опорным структурным элементом государственной системы должны стать региональные, городские и муниципальные центры и учреждения, создаваемые на основе семейно-ориентированного и междисциплинарного подходов к организации деятельности. Региональные центры должны быть максимально приближены к месту жительства семьи и организованы с учетом региональных экономических возможностей, местных условий и традиций. Им должно быть предоставлено право широкого вариативного выбора места размещения: на базе общеобразовательного или специализированного дошкольного учреждения, или учреждений здравоохранения (детских поликлиник или кабинетов по катамнезу при детских больницах), специализированных центров при психолого-медико-педагогических комиссиях.

Вопросы и задания

1. Чем вызвана необходимость создания в России единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии?

2. Расскажите об отечественных научных исследованиях в области ранней помощи детям с отклонениями в развитии и о полученных в их ходе результатах.

З. Приведите данные, характеризующие систему ранней диагностики и специальной помощи в США и странах Западной Европы.

4. Охарактеризуйте наиболее известные отечественные модели ранней помощи.

5. Каковы приоритетные задачи ближайшего будущего в области становления отечественной системы раннего выявления и специальной комплексной помощи проблемным детям и их семьям?

Литература для самостоятельной работы

1. Кожевникова Е.В. Мухамедрахимов Р.Ж. Чистович .Л.А. Санкт-Петербургская программа «Абилитация младенцев» — первая в России программа раннего вмешательства// Педиатрия. - 1995. № 4.

2.Лисина М.М. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

З. Малофеев Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начинаться с первых месяцев жизни ребенкаII Проблемы младенчества: нейропсихолого-псдагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений: Материалынаучно- практической конференции. — М. 1999.

4. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. - СПб. 1999.

5. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод. рекомендации. Ч. 1 II Дефектология. — 1998.—№ 1.

6. Разенкова Ю.А. Пути коррекционной работы с детьми первого года жизни в условиях дома ребенка: Метод. рекомендации, Ч. II II Дефектология. — 1998.—№22.

7. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка: Методические рекомендации // Д ефектология. — 1998. — №3.

Служба ранней помощи

директор Центра, д.м.н. профессор,врач высшей категории

B преддверии Международного дня защиты детей под патронатом Департамента социальной защиты населения города Москвы, в ГАУ «Научно-практический центр медико-социальной реабилитации инвалидов» Департамента социальной защиты населения города Москвы состоялась 1-я Международная научно-практическая конференция «Служба ранней помощи — основа профилактики инвалидности у детей».

В работе конференции приняли участие представители 6 стран, имеющих большой опыт в организации работы подобных служб за рубежом — Германия, Израиль, Латвия, Венгрия, Украина, Кипр. Участники поделились опытом организации взаимодействия и координации служб, обеспечивающих услуги для ребенка и семьи, а также обсудили методические подходы к семейно-ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушением развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, и их семьям.

Обсуждались возможности консолидации усилий государственных учреждений социальной защиты населения, здравоохранения, образования, культуры, негосударственных организаций, бизнес-структур, врачей, психологов и педагогов, занимающихся проблемами комплексной абилитации и реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья. Ключевыми вопросами для обсуждения стали: необходимость создания межведомственной системы всесторонней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста, имеющих нарушения развития или риск их появления сложность внедрения Службы ранней помощи семьям с детьми-инвалидами и сопровождение таких семей с целью содействия оптимальному развитию детей, их социальному включению в общество методическое обеспечение программ в рамках данной Службы ее медико-социальные и психолого-педагогические аспекты. Актуальность данной темы признана всеми специалистами, занимающимися проблемами комплексной абилитации и реабилитациии, и мы надеемся, что решению многих проблем будет способствовать создание Службы ранней помощи на базе нового детского отделения в НПЦ Медико-социальной реабилитации инвалидов на Лодочной, официальное открытие которого состоится в августе, ко дню города. Служба будет функционировать в качестве одного из структурных подразделений детского отделения — проекта, который позволит расширить мощности нашего центра, в котором до этого времени проходили реабилитацию только взрослые инвалиды, начиная с 18 лет. Это очень важно, учитывая, что детская реабилитация в городе не так сильна, как хотелось бы, а детей-инвалидов достаточно много, и их число продолжает увеличиваться, что вызывает тревогу. По данным Единого городского регистра лиц с ограничениями жизнедеятельности в Москве насчитывается 34 тыс детей-инвалидов, из них 9,5 тыс детей в возрасте от 0 до 3,5 лет. Поэтому цель создаваемой Службы — оказать помощь детям с двигательными нарушениями, нарушениями физического и психического развития на самом раннем этапе, не допустив у них развития инвалидности. Это — одна из основных причин создания Службы ранней помощи, которая до конца текущего года будет работать в экспериментальном режиме, с использованием самых эффективных и передовых методик, технологий и рекомендаций, собранных в системе здравоохранения, соцзащиты и образования.

Под детское отделение на территории Центра выделен — отремонтирован, приспособлен и оснащен новейшим оборудованием — отдельный двухэтажный корпус. На первом этаже расположено отделение восстановительного лечения (залы водо- и тепло-лечения, кабинет комплексного физиотерапевтического воздействия, массажный кабинет, залы ЛФК, механотерапии, высокотехнологичных видов помощи и т.д.), на втором — детские комнаты и учебные классы. Оформление яркое, большое количество игрушек — мы сделали все, чтобы детям у нас было радостно, весело и интересно, чтобы они не воспринимали нас как еще одну больницу.

Всего в детском корпусе будет функционировать 35 коек: 15 — для детей от 1,5 до 3 лет, которые будут проходить реабилитацию в отделении дневного пребывания (непосредственно под опекой Службы ранней помощи), и 20 — для детей от 3 до 18 лет. На 30 коек будет рассчитан также так называемый стационар на дому, где реабилитационная помощь, в т.ч. паллиативная, будет оказываться детям в возрасте от 0 до 1,5 лет. Данная форма оказания помощи была выбрана в связи с тем, что дети, как правило, ослабленные, могут получить нежелательную инфекцию. Да и мамам при поступлении в стационар необходимо выполнять особые требования — проходить

обследование, на которое у них, чаще всего, нет времени. Чтобы не менять микроклимат ребенка, мы будем реабилитировать его дома. Наши специалисты будут приезжать, заниматься, обучать членов семьи ребенка и контролировать выполнение предписаний, назначенных специалистами. В конце недели будет проводиться проверка: справилась мама со своими обязанностями — не справилась, какие у нее возникли вопросы.

Из статьи С.А. Воловец вы узнаете о функциональных возможностях детского отделения, какие документы потребуются для того, чтобы попасть в программу реабилитации и о том, какие задачи ставит перед создаваемая Ассоциация специалистов ранней помощи.

Источники:
www.profile-edu.ru, helpiks.org, www.cplife.ru

Следующие статьи:


19 марта 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения