Справочник Совет педиатра
Главная » Скорое лечение

Как помочь ребенку начать говорить



Развитие потребности речевого общения у ребенка раннего возраста.

Или как помочь ребенку начать говорить.

Написание этой статьи вызвано многочисленными просьбами и вопросами, с которыми родители обращаются ко мне.

Очень часто задают вопросы «Как заставить малыша говорить?», «Как помочь речевому развитию годовалого ребенка?», обращаются с просьбой «Помогите разговорить малыша».

Пока ваш малыш совсем маленький вы общаетесь с ним на уровне гуления, лепета, кряхтения «агу», «угу», гу-гу», «ма» и т.п. И в первые дни и месяцы все совершенно чудесно и замечательно. Малыш все это охотно повторяет. Естественно, что новоиспеченные родители в восторге - их чадо начало говорить. Но, хочу вас разочаровать, все эти звуки, лепетные слова, не что иное, как подражание взрослому (формирование начатков отражательной формы речи). Для малыша совсем нетрудно произнести губные звуки «п», «м», «б», заднеязычные «г», «к», «х», гласные.

Видя артикуляцию родителей и слыша простые звуки и звкусочетания, он легко их воспроизводит самостоятельно. А вот для того, чтобы дело сдвинулось дальше, необходимо осознанное восприятие языковых единиц.

Слово-это языковая единица. И малыш учится пользоваться этими языковыми единицами для обозначения предметов и явлений. Сначала он усваивает название предмета, а потом обозначение его действия, признаков. Только потом введение в речь все более сложных слов и словосочетаний. Построение сначала простых, а затем сложных предложений. И, наконец, умение сочинять истории, пересказы по картинкам, чтение и воспроизведение литературных произведений, описания

Самой первой ступенькой речевого развития малыша будет воспитание потребности речевого общения.

Что же это такое «потребность в речевом общении»?

Малыш учится понимать, что для нормального взаимодействия с взрослыми ему необходимо овладеть их языком, т.е. словесно обозначить свои просьбы, желания, потребности.

Как воспитывать?

как помочь ребенку начать говорить
  1. Пытаясь объяснить с помощью слов и жестов
  2. Показывать на собственном примере
  3. Всегда пробовать вызвать ответную реакцию ребеночка
  4. Давать ему возможность высказаться
  5. Терпеливо ждать употребления этой самой «языковой единицы»
  6. Помогать учиться пользоваться речевым аппаратом для общения.
<
ol>
  • Малыш просит у вас какую-нибудь вещь (предмет). При этом он указывает рукой и мычит. Если же вы не видите и не понимаете ребенка, то он привлекает внимание плачем или, уже, будучи постарше, дергает вас или похлопывает, подводит к требуемому предмету.Ваши действия: попытаться добиться от него словесного выражения просьбы с помощью наводящих вопросов «Ты что-то хочешь?», «Что ты хочешь?», «Ты хочешь куклу, машинку и т.д.?», делая паузы между вопросами и выжидая некоторое время.Получив ответ, проговорить несколько раз его название, ожидая, но, не требуя повторения от малыша.В процессе игры задавать вопросы «Что это?», «Чем ты играешь?», «Что такое красивое у тебя?» и т.п. После окончания игры (через некоторое время) поинтересоваться у ребенка «Что это такое?», показывая на предмет. Где-то в другом месте увидев такой же предмет, обрадоваться вместе с малышом: «Смотри-ка, что это? У нас дома есть такой же….»

    Важно помнить, что для начала потребления того или иного слова оно должно быть услышано ребенком от 70 до 100 раз.

  • . На кухне, собираясь кушать, поиграйте с малышом, проговаривая слово «ложка» (можно брать любые слова). Например, «Давай возьмем ложку», «Это ложка папе», «Это ложка маме», «Это ложка Диме». Спросите у ребенка: «Что это у тебя?». Вопросы вы можете придумывать сами. Но, главное, что бы они были разнообразны, направлены на один предмет, повторялись много раз, чтобы у ребенка была возможность самому произнести слово. И опять необходимо закрепление: на следующий день, в гостях, в кафе, через неделю, месяц и т.д.
  • Дорогие родители, помните, что каждый ребенок индивидуален, и примеров проговаривания ситуации может быть бесконечное множество. И для каждого конкретного малыша может сработать только один прием, который вы и должны найти.

    как помочь ребенку начать говорить

    Хорошие результаты в развитии речи детей раннего возраста, дает устное народное творчество.

    ПЕСТУШКИ.

    Пестушки – старинное народное творчество – оказывают большое положительное воздействие на развитие ребенка. Конечно же, современные системы воспитания пытаются шагать в ногу с прогрессом. Но практикой уже доказано, что малыш в первые свои месяцы и годы больше нуждается не в прогрессе, а в теплоте и ласке. Так вот с помощью пестушек осуществляются те эмоционально – тактильные контакты матери и ребенка, которых так недостает современным детям! А употребление пестушек связано с использованием ласковой интонации произношения, тактильных прикосновений к ребенку и, наконец, проведения с ним вместе какого – то времени. Вместе с использованием пестушек, я рекомендую родителям чаще петь своему малышу.

    1. Эти пестушки проговариваются, когда малышок просыпается:
    2. «Потягуси, потягуси, Пролетали низко гуси,

    Потягуси, потягушечки,

    Перья мягкие в подушечке,

    Эти перья -потягушеньки

    Подарили гуси Мишеньке»

    Имя в конце можно варьировать, в зависимости от того, как зовут вашего ребенка.

    Вариация «потягушеньки» может быть изменена для улучшения рифмовки с детским именем. Например: потягунечки - Ирунечке, Колюнечке, Зинулечке .и т.п. потягошеньки – Антошеньке, Алешеньке и.т.п.
  • «Потягушечки, потянись,Поскорей, скорей проснись»
  • «Тянись, тянись, маленький.

    Тянись, тянись, хорошенький,

    Вырастешь большой»
  • «Тянись, тянись, детка,Стань большим и красивым»
  • «Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

    Оле спать не даешь?» Здесь также возможна замена имени на имя вашего ребенка!
  • Во время умывания или мытья рук перед едой (а зачастую перед едой или после приходится мыть не только руки, но и другие части тела запачкавшегося малыша).
  • Ладушки, ладушки,С младенца – худоба»
  • Малыш учится ходить, делает первые, еще неуверенные шажки. Обязательно надо подбодрить его. Для этого народ придумал также немало стишков. Как я уже объясняла ранее, если в пестушке используется имя, вы можете менять его на имя вашего малыша.
  • «Топ, топ, топ, топ,

    Как помочь ребенку научиться говорить?

    Возраст, в котором дети начинают говорить, индивидуален для каждого, однако логопеды считают, что существует определенная схема перехода от невербального к вербальному общению.

    Способность передавать информацию возрастает по мере того, как ребенок поднимается по «языковой лестнице» от младенчества до юности.

    Вы можете помочь ребенку научиться говорить. Разговаривайте обо всем, что делаете вместе: о еде, смене подгузников и переодевании, о купании, сне, играх и т.д. («Пора идти купаться. Давай возьмем полотенце и наполним ванну водой. Вот твоя желтая уточка».)

    Называйте все предметы, которые окружают ребенка, по наименованиям («Это твоя кроватка, бутылочка, одеяльце, мячик, собака, дедушка и т.д.).

    Как помочь ребенку научиться говорить?

    Во время разговора всегда смотрите малышу в глаза (он поймет значение слов благодаря вашему выражению лица).

    Повторяйте его лепет (Когда младенец говорит: «Ба-ба», повторите: «Ба-ба, бутылочка». Если он скажет: «Ла-ла», ответьте ему: «Лампа». Когда в его бормотании слышится: «Ма-ма», скажите: «Ма-ма здесь, ма-ма тебя любит». Показывайте связь между звуками и внятными словами.)

    Вместе смотритесь в зеркало и называйте части тела (глаза, нос, рот, уши, волосы, подбородок, руки, ноги, живот).

    Беседуйте о картинках в книгах, на обоях, на семейных фотографиях и читайте вслух детские рассказы и стихи. (Ребенок в возрасте 4-6 месяцев может сидеть у вас на коленях, пока вы ему читаете. Маленькие дети любят слушать одну и ту же сказку по несколько раз и со временем начинают узнавать знакомые слова. Они запоминают звуковые и ритмические особенности родного языка, новые выражения, их смысл и ощущают себя частью повествовательного процесса.)

    Обсуждайте увиденное на экране телевизора. «Девочка танцует. У нее красное платье. Она подняла руки вверх. Послушай, какая музыка».

    Включайте музыку и подпевайте. Не старайтесь в точности следовать словам и мелодии. В глазах вашего ребенка вы являетесь великолепной певицей, и ваш голос вызывает у него улыбку. Повторяйте припев, и ребенок быстро выучит эти слова.

    Дарите малышу объятия, поцелуи и хвалите его за каждую попытку произнести новое слово (Ура! Дима сказал: «Да-да». Какой большой мальчик!) Ребенок разговаривает на «детском языке», а вы, ваш супруг, родственники и няни должны говорить на хорошем, литературном русском.

    Не критикуйте и не смейтесь, если маленький человечек неверно произнес слово. Просто повторите его правильно, и у него появится желание попробовать еще раз.

    Разговор с ребенком

    Когда дети учатся говорить, в вашей речи они обычно улавливают последнее слово.

    Вы: «Давай поиграем в твой красный мячик». Он: «Мятик».

    Вы: «Пора перекусить. Вот тебе квадратное печенье и квадратный кусочек сыра». Он: «Сыла».

    Вы: «Или ты хочешь два печенья? Давай их посчитаем: один, два». Он: «Два».

    Вы: «Возьми, сынок. Два кусочка желтого сыра на двух квадратных печеньях». Он: «Петенья».

    Не заставляйте ребенка повторять свой вопрос несколько раз, даже если вы очень заняты. Он может превратиться в «нытика».

    Иногда родители, например Катя и Олег, не понимают, почему в два с половиной года их ребенок не умеет разговаривать. Катя вздыхает: «Врач не обнаружил физических отклонений, но Филипп все равно до сих пор не сказал ни слова. Хорошо, что я всегда понимаю, что ему нужно, когда он лепечет или показывает».

    Мать исполняла каждое желание, но не называла предметы, поэтому мальчику неизвестно, как важны слова. Олег тоже не разговаривал с сыном, обращаясь за переводом к Кате.

    Рекомендации родителям

    Обоим родителям необходимо говорить с детьми, например за обедом: «Папа ест зеленую брокколи. Она похожа на маленькие деревья. И лягушка тоже зеленая, да, зеленая, как и папина брокколи».

    Старайтесь использовать в речи много описаний, говорить четко и понятно, и пусть ребенок за вами повторяет. Ежедневные «диалоги» помогут развить умственные и творческие способности и научат малыша быстро реагировать. Придерживайтесь принципа «свободы слова» и поощряйте детей, когда они задают вопросы.

    Общение в семье подготовит малыша к жизни в обществе, воодушевит его на будущие победы и наделит опытом. Дети с развитой речью более уверены в себе, чем те, кто испытывает трудности при разговоре.

    В домах, где работают иностранцы, няням, родителям, бабушкам и дедушкам приходится делать дополнительные усилия, чтобы дети не путались в языках. Они, как губки, способны впитывать разные культуры, но, используя иностранные слова, неправильно строят предложения. Обращайте внимание на ошибки и исправляйте их, так вы поможете ребенку избежать лишних проблем в школе и при общении с друзьями.

    Если вам нужно, чтобы ребенок какое-то время сидел спокойно, отвлеките его разговорами, а сами завершите необходимые процедуры

    © Янина Лебедева, педиатр

    Как разговорить ребенка?

    Аморфные слова — это слова, не обладающие морфологическими характеристиками. Слово «аморфный» произошло от греческого amorphous (бесформенный). Такие слова еще называют «аномальными словами», характерными для детской речи, словами-фрагментами, которые содержат только часть слова, словами-звукоподражаниями, контурными словами. У ребенка первыми появляются аморфные слова в период лепета. Бывает, что период лепета затягивается. Малышу уже 3-4 года, а он плохо разговаривает. И тогда возникает вопрос: что делать и как разговорить ребенка. Обсудим подробнее, как разговорить ребенка и как помочь ему, если возникают проблемы.

    Содержание

    Период аморфных слов

    Время с 6 месяцев жизни малыша до 12 месяцев считается периодом лепета, периодом аморфных слов, звукоподражаний. А 12-ый месяц, вообще, - расцвет лепета.

    Ребенок говорит вместо «машина» «асина», вместо «собака» - «авака» и так далее. Когда ребенок начинает говорить предложениями, он тоже использует аморфные предложения: «Тата ди куп-куп» - «Таня идет купаться». И когда врач спрашивает на приеме, во сколько ребенок заговорил, он понимает, что мамы говорят о лепете (не речи!), периоде аморфных слов. Это особенности психолингвистики.

    Период аморфных слов, звукоподражаний есть в жизни каждого малыша. Представьте, вы слушаете прекрасное музыкальное произведение, где есть виолончель, скрипка, другие музыкальные инструменты. Разве вы сможете повторить это произведение сразу? Так и ребенок: он слышит речь, понимает, но говорить сразу не сможет. Поэтому и существует в процессе формирования нервной системы и подготовки артикуляционного аппарата звуковой этап развития, период лепета, аморфных слов, звукоподражания.

    Недоразвитие речи у детей

    Если у ребенка до года отсутствует аморфный период, имитация речи, звуков, которые он слышит, то может наблюдаться недоразвитие речи.

    как помочь ребенку начать говорить

    Недоразвитием речи у детей называют состояние, которое связано с неправильным формированием речи, выявляющимся, обычно, в полном объеме в возрасте трех лет. Именно тогда ребенок начинает пользоваться речью активно.

    Как разговорить ребенка? В чем причины молчания?

    Причины недоразвития детской речи могут быть разные:

  • Неблагоприятные воздействия внутриутробного периода (интоксикация, токсикоз) и во время родов (родовая травма, асфиксия).
  • Преждевременные или стремительные роды.
  • У ребенка недостаточно развиты двигательные способности (моторика). По мнению ученых, физические упражнения способствуют подготовке движения артикуляционных органов (нижней челюсти, языка, губ).
  • После перенесенных серьезных заболеваний.
  • Наследственность позднего развития речи (генетическая расположенность).
  • Поздняя коррекция патологии ротовой полости (короткая уздечка и т.д.).
  • Недостаточное общение ребенка с родителями. Иногда родителей устраивает, что они понимают жесты или звукоподражания малыша.
  • Общее недоразвитие речи — это не симптом какого-либо заболевания, чаще всего оно проявляется при недостаточном речевом внимании детям со стороны родителей.

    Недоразвитие речи - это сигнал родителям, но, отнюдь, не повод для паники. Здесь важна активная позиция родителей, желание организовать общение с ребенком правильно. Необходимо приложить усилия, уделить максимум времени, терпения и внимания, чтобы разговорить ребенка.

    Помощь родителей

    Как помочь ребенку начать говорить? Во-первых, вы должны способствовать развитию подражательной речевой деятельности в виде разных звуковых проявлений.

    Во-вторых, должны расширять объем понимания речи. Ребенка необходимо «разговорить», дать импульс к развитию активной речи.

    Если в 1,5 - 2,5 года ребенок плохо разговаривает, не обязательно сразу обращаться к логопеду или дефектологу, вы сами можете оказать адекватную помощь и организовать коррекционные занятия. Помните, что логопед не врач, а педагог. Он учит правильно произносить звуки, строить предложения. Эффективен он с 4 — 5 лет, но ждать этого возраста не желательно, возможны торможения психического развития. И здесь задача родителей — помочь ребенку. Важно проводить занятия ежедневно. Вы должны понимать, что преодоление нарушений речи своевременно — гарантия успешной учебы и жизни в будущем.

    Занятия, с помощью которых можно разговорить ребенка

    Под занятиями с детьми надо понимать игры. Ведь только через игру ребенок познает мир. И родителям надо также активно в них участвовать. Отсутствие общения с ребенком — причина того, почему дети поздно начинают говорить.

    «Произносим гласные звуки»

    Для таких игр необходимо подготовить иллюстрации. Примеры игр:

  • Рассматриваем картинку, где девочка качает куклу. Говорим: «Это Катя. Катя укладывает куклу спать. Она поет: «А-а-а!» Давай ей поможем. Вместе с ребенком имитируем укачивание куклы, повторяя: «А-а-а!» Показываем, как надо широко открывать рот.
  • Рассматриваем картинку, где у мальчика болит зуб. Говорим: «Это Леня. У него болит зуб. Он вздыхает: «О-о-о!» Задаем вопрос: «Как вздыхает Леня?» При произнесении качаем головой, прижимая ладони к щекам.
  • Рассматриваем картинку, на которой изображен паровоз. Говорим: «Смотри! Это паровоз. Он приближается к вокзалу и гудит: «У-у-у!» Спрашиваете: «Как гудит паровоз?» Хорошо бы иметь в руках игрушечный паровоз.
  • «Произносим согласные звуки»

  • Расскажите ребенку, как шелестят листики, когда ветер качает деревья: «Ш-ш-ш!» Встаньте, покажите руками, как раскачиваются деревья на ветру, произнося: «Ш-ш-ш!» Сделайте это с ребенком.
  • Показываем картинку, где изображен комарик. Говорим: «Это комар. Он летает и поет: «З-з-з!»Предлагаем малышу спеть такую песенку, круговыми движениями показывая, как летает комарик.
  • Картинки о жуке помогут научиться произносить звук «ж» (жужжит), о ежике - «ф» (фыркает) и так далее.
  • Можно также поиграть в подражание голосам животных и птиц.

    «Постучим, пошуршим»

    Задача этой игры — развитие восприятия звуков на слух. Для игры подберите разные материалы: ложки, бумагу, палочки, полиэтиленовый пакет, фольгу и другие.

    Познакомьте ребенка со звуками: постучите молоточком, пошуршите пакетом, порвите бумагу и так далее. Озвучьте с ребенком эти звуки. Затем пусть малыш повернется к вам спиной и угадает на слух, какой предмет издает звук. Пусть повторит звук вслух.

    «Весёлая песенка»

    Эта игра развивает правильное речевое дыхание. Для игры нужна игрушка. Например, кукла. Вы говорите, что кукла Оля пришла в гости, что она танцует и поет: «Ля-ля-ля!» Предложите спеть вместе с куклой Олей. Следите, чтобы ребенок произносил три слога, дальше учите петь более длинные песенки из 6-9 слогов.

    «Что будет дальше?»

    Вы рассказываете какую-то историю. Потом останавливаетесь на интересном эпизоде и предлагаете ребенку продолжить дальше. Если малышу будет трудно, задайте наводящие вопросы. Например: «Как ты думаешь, девочке (мальчику) удалось найти клад?», «Что он (она) сделали?», «Как родители встретили детей?»

    Большое внимание следует уделять пальчиковым играм. начиная с самой простой — лепки пластилином, глиной. Одна из причин, почему малыш плохо разговаривает, отсутствие нужной моторики. А пальчиковые игры способствуют ее активному развитию и помогают разговорить ребенка.

    Важно помочь ребенку своевременно, чтобы к школе проблемы недоразвития речи были решены. Если вы не видите прогресса в речи своего ребенка после длительных, систематических занятий, то, конечно, следует обратиться к специалистам. У детей с речевым недоразвитием можно оценить слух (обследоваться у сурдолога). Для оценки развития есть соответствующие возрасту тесты. Это денверский тест оценки психомоторного развития, шкала Бейли (оценивание грудных детей), шкала раннего речевого развития.

    Для выяснения причин, почему ребенок плохо разговаривает, надо обращаться к невропатологу. Они консультируют с 1 года. Дефектологи занимаются с детьми с двух лет (помогают развивать мышление память, моторику). Педагоги-корректоры работают с детьми с 2,5 лет. А логопеды с 4-5 лет.

    Но чаще всего родителям при активной и терпеливой работе с детьми удается справиться с проблемами самостоятельно. Исключения составляют дети I уровня недоразвития речи, когда наблюдается полное отставание речи. Тогда необходима консультация и помощь специалистов. Под наблюдением и с кропотливой поддержкой родителей дома малыш преодолеет все препятствия.

    Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям. Константин Кушнер

    Как помочь ребенку быстрее начать говорить?

    Содержание

    В царстве слов

    Тот, кто попадал в далекие страны, где чужой язык был непонятен, вполне может осознать чувства крохи, осваивающего родную речь.

    Знаете ли вы, что детишки — настоящие полиглоты? Во всех странах мира малыши начинают говорить одинако­во: «6а-ба» «да-да».

    Разговариваем с ребенком.

    Что делать чтобы ребенок начал быстрее говорить? (возраст 6-12 месяцев)

    Ускоряем процесс

    Что нам мешает?

    Игры и книги

    Детишки любят „глупые во­просы, например: „Где же на­ши пальчики? Вот они! Тут вы нежно целуете малень­кую ручку. Пришло время ласковых игр, народных по­тешек и присказок („Тянем- потянем , „Сорока-воров­ка ). Первая книжка малы­ша должна содержать круп­ные четкие иллюстрации, желательно, чтобы на стра­нице было одно изображе­ние известного крохе пред­мета (мяч, тарелка, мышка).

    Маме на заметку!

    Девочки обычно произносят свое первое слово на пару не­дель раньше мальчиков. Од­нако уже к 9 месяцам все ма­лыши начинают свои упраж­нения по освоению речи. Так что, если карапуз упорно молчит, на всякий случаи по­советуйтесь с доктором развитие каждого ребенка индивидуально.

    Как помочь ребенку развить речь? (возраст от 12 до 18 месяцев)

    Источники:
    www.logoped12.narod.ru, www.medmoon.ru, nashi-de-ti.ru, klubmama.ru

    Следующие статьи:


    25 сентебря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения