Справочник Совет педиатра
Главная » Быстрая помощь

Гиперактивность ребенка 7 лет



Гиперактивность ребенка 7 лет

Гиперактивный ребенок

В последнее время учителя и родители вынуждены уделять особое внимание детям с избыточной активностью — нередко сочетающейся с самыми разными нарушениями внимания, проблемами в обучении, поведении, проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Конечно, часть таких детей нуждается в медикаментозном лечении — но большинство из них относится к группе риска СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью). По различным данным, в России от 4 до 34%, а в Европе от 2 до 18% детей, имеющих специфические расстройства поведения и внимания, но информированность специалистов системы образования и родителей о мерах эффективной помощи детям чрезвычайно низка. Несмотря на это, большинство детей с СДВГ имеют хороший интеллектуальный потенциал, о чем свидетельствуют результаты проводимых исследований.

Признаки заболевания

Основными нарушениями при СДВГ являются: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.

1. Гиперактивность выражается в повышенной двигательной активности ребенка. Деятельность гиперактивных детей нецеленаправлена и часто не имеет мотивации — вследствие этого происходит утомление, которое выражается в раздражительности, истериках, беспричинной плаксивости, часто приводит к травмам из-за нарушения пространственной координации (неловкость, неуклюжесть). Гиперактивный ребенок спит намного меньше здорового даже в младенчестве, без причины суетлив и разговорчив.

2. Дефицит внимания выражается в неспособности сосредоточиться на деталях, долго удерживать внимание, не отвлекаться от основной цели. Малыш также неспособен организовать свою деятельность четко и довести начатое дело до конца. Он часто теряет вещи. Хотя такие проявления иногда встречаются и у здоровых детей. Так в чем разница? При СДВГ проявления этих признаков значительно превышают норму — гиперактивность «зашкаливает», импульсивность перерастает в аффективное поведение. Дефицит внимания приводит к хронической неуспеваемости в школе. И главное, эти признаки присутствуют всегда — в любой ситуации и все время.

У здорового ребенка необычное поведение может быть реакцией на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, переход в другую школу, конфликт между ребенком и учителем, сверстниками. Причиной снижения внимания, замкнутости, импульсивности и раздражительности могут быть умственное перенапряжение и страх, завышенные требования со стороны взрослых. Поэтому обязательным критерием при диагностике СДВГ является наблюдение признаков заболевания в поведении ребенка в течение не менее шести месяцев.

3. Импульсивность — это то, что называется отсутствием контроля над своими импульсами. Выделяется когнитивная импульсивность (поспешное мышление) и поведенческая (невозможность подавить свои реакции). Импульсивный ребенок обычно спешит ответить, не дослушав вопроса, его поведение не соответствует принятым правилам, он все время суетится, часто вмешивается, прерывая чужой разговор. Он не в состоянии контролировать и регулировать свои действия. Такие дети часто попадают в опасные ситуации, не в состоянии задуматься о последствиях своих поступков. Импульсивность зачастую выражается в агрессивном и оппозиционном поведении.

Сопутствующими расстройствами у детей СДВГ являются головные боли, тики (судорожное подергивание различных мышечных групп), метеозависимость, разнообразные страхи, высокая тревожность, нарушение процессов чтения и письма. Заметив у ребенка симптомы СДВГ, родители должны обратиться к врачу как можно раньше (желательно не позднее 5—6 лет). Поскольку эти дети не готовы к обучению в 6—7 лет из-за замедления темпов функционального созревания коры и подкорковых структур головного мозга. Систематические школьные нагрузки (особенно в специализированных шкалах и гимназиях) могут привести к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы и развитию дезаптационного школьного синдрома. Это, прежде всего, касается мальчиков.

Помните! Если своевременно обратиться к профессиональным специалистам, то можно избежать всех вышеперечисленных проблем, а при правильном лечении ваш ребенок будет счастливым и успешным вместе с вами. Ибо в 50% случаев симптомы переходят в зрелый возраст, и тогда не будет ничего удивительного в том, что ваши взрослые дети вдруг станут вести нездоровый образ жизни. У таких людей могут возникнуть профессиональные и финансовые проблемы, травмы при несчастных случаях и вождении автомобиля, вредные привычки (курение, алкоголизм), зависимость от наркотиков, а также сложности с правовыми вопросами, проблемы в семье, ограниченные достижения в образовании.

Диагностика СДВГ

В основе синдрома дефицита внима ния и гиперактивности (СДВГ) лежат функциональная незрелость и нарушения работы подкорковых структур (базальных гангалиев) и лобных долей коры головного мозга. Максимальная выраженность проявлений синдрома совпадает с критическими периодами становления центральной нервной системы у детей трех, семи и десяти лет. Обычно первые признаки синдрома проявляются с рождения. Дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к свету, шуму, температуре, с трудом засыпают, часто громко плачут без видимых причин. Как правило, они отстают в двигательном и речевом развитии. Начинают переворачиваться, ползать и ходить на 1—2 месяца позже здоровых детей. Они не очень эмоциональны, инертны, пассивны.

В 3—4 года становится очевидна неспособность ребенка сконцентрироваться: он не может дослушать сказку, самостоятельно играть в игры, требующие сосредоточенности. Ребенок любопытен, но не любознателен. Его знания, рассуждения, умозаключения поверхностны, потому что свое «почему» он удовлетворяет первыми словами ответа, не пытаясь постичь суть. Его руки в постоянном движении: что-то мнут, ломают, вертят пуговицы, он выбирает шумные игры, не может усидеть на месте даже во время приема пищи. Раннее обучение чтению, счету, иностранным языкам помимо посещения детского сада в этом возрасте может привести не только к нарушениям поведения в виде упрямства и непослушания, но и к дальнейшему отставанию в нервно-психическом развитии.

Ухудшение течения заболевания проявляется с началом систематического обучения в 5—6 лет, когда в детском саду начинаются подготовительные занятия к школе. Если учесть, что этот период является критическим для созревания мозговых структур, то такая нагрузка для гиперактивного ребенка может стать причиной еще большего отставания в развитии.

Если в дошкольном возрасте у детей с СДВГ преобладают: гипервозбудимость, двигательная расторможенность, неуклюжесть, рассеянность, повышенная утомляемость, инфантилизм, импульсивность, — то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и отклонения в поведении. Гиперактивного ученика постоянно укоряют, стыдят, наказывают учителя и родители. В итоге ребенок убеждается, что он самый бестолковый, ни на что не способный, никто его не понимает. Отсюда — ожесточение, агрессия, полная неуправляемость. Как правило, это приводит к правонарушениям, алкоголизму, наркомании в подростковом возрасте.

Лечение и коррекция СДВГ

Врачи и психологи должны провести полное психофизиологическое обследование ребенка с целью выявления формы и степени синдрома, а также сопутствующих расстройств. Затем определить комплексную, индивидуальную программу лечения, включающую: консультирование родителей, работу педагога с ребенком (специальная программа обучения), поведенческую и двигательную терапию, психотерапию.

Медикаментозная терапия не является обязательной составляющей коррекции, так как вопрос о ее эффективности еще мало изучен. Например, применение в США и европейских странах психостимулирующих препаратов сопровождается такими побочными эффектами, как бессонница, раздражительность, головные боли, тошнота, торможение роста, а также зависимость, сходная с наркотической. В России применяются в основном ноотропные средства для улучшения внимания. Другим методом лечения является транскраниальная микрополяризация — воздействие на мозг очень слабым электротоком. Это позволяет активизировать функциональные резервы головного мозга и снижает гиперактивность. Существует еще один метод лечения СДВГ — метод обратной связи, позволяющий мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание. Эта электроэнцефалогическая установка предназначена для регистрации биопотенциалов головного мозга, анализ которой точно отражает особенности его функционирования, степень зрелости нервной системы, сбалансированность управления различными частями организма. Данная установка помогает выявить у человека такие серьезные нарушения, как эпилепсия, отставание в нервно-психическом развитии, синдром гиперактивности. Прибор также позволяет давать объективные (в виде цифр и карт) заключения об успешности проведенных лечебных и коррекционных занятий. Достойным примером комплексного подхода к диагностике и коррекции СДВГ является деятельность Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Строгино». При помощи благотворительного фонда «Кто, если не я?» в рамках программы «Гиперактивный ребенок» он оснащен новейшей диагностической и коррек-ционной аппаратурой отечественного производства. Последние десять лет работы весь Отдел в целом занимается проблемой адаптации ребенка к обучению в начальной школе. Более трех тысяч детей с помощью специалистов центра стали полноценными членами общества.

Как воспитывать гиперактивного ребенка

Оглавление:

О проблеме детской гиперактивности слышали многие родители, но далеко не все представляют себе, что это такое. Сам термин настолько прочно вошел в повседневное употребление, что его истинный психологический смысл утратил свою четкость и в большинстве случаев понимается неполно, либо неправильно. Так что же такое пресловутая гиперактивность, каковы ее проявления и, главное, как воспитывать гиперактивного ребенка, учитывая особенности его психики и поведения? Рассмотрим все по порядку.

Мифы и реальность

Коррекция гиперактивности

Как правило, в быту гиперактивными называют подвижных, шумных, неугомонных и непоседливых детей. Это верно лишь отчасти. Во-первых, все зависит от степени и регулярности проявления указанных характеристик. Не стоит каждого активного ребенка заносить в гипер-список только за любовь к быстрым играм или непослушание. Все дети любят бегать, прыгать, дурачиться, такое поведение является для них нормой, а не отклонением. Во-вторых, если речь идет о подлинной гиперактивности как психолого-неврологической проблеме, что может установить только врач, чрезмерная подвижность - гипердинамика - не является ее единственным проявлением, а непременно дополняется импульсивностью, несдержанностью поведения и хронической невнимательностью.

На медицинском языке гиперактивность обозначается аббревиатурой СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Поставить соответствующий диагноз может педиатр, невропатолог или детский психолог. В основе синдрома - дисбаланс между процессами нервного возбуждения (заметно преобладают) и торможения (выражены очень слабо), основной причиной которого являются нарушения деятельности ЦНС ребенка во время родов или в период беременности. Значительно реже (менее 20%) СДВГ обусловлен наследственностью или социальными факторами.

Коррекция гиперактивности осуществляется в двух направлениях: медикаментозное лечение и психолого-педагогическая работа. Последняя имеет решающее значение и ввиду того, что она практически полностью ложиться на плечи семьи, родителям необходимо знать, как воспитывать гиперактивного ребенка, изо дня в день сглаживая его гипер-статус и раскрывая творческий потенциал.

Уроки воспитания

Уроки воспитания гиперактивного ребенка

Главные правила воспитания гиперактивных детей можно представить в виде пошаговой инструкции, соблюдение которой, по мнению психологов, поможет вам и вашему ребенку справиться если не со всеми, то, по крайней мере, с большинством возникающих трудностей. Ознакомимся с ней поближе.

Шаг первый: понять особенности

Особенности гиперактивного ребенка Первое, чему нужно научиться маме малыша с СДВГ, это понимать специфику его физиологии и психологии. У таких детей нередко бывают проблемы с кровообращением и вестибулярным аппаратом, устранить которые частично помогает активное движение и изменение позы тела. Из-за чрезмерной возбудимости нервной системы ребенок моментально реагирует на любой раздражитель, постоянно отвлекается и не может сосредоточиться на чем-то одном. Из-за проблем с торможением он производит впечатление неуправляемого, если заводится и начинает хулиганить, то уже не может остановиться, при этом абсолютно не реагирует на запреты и замечания.

Родителям важно понять, что сын или дочурка ведут себя так не потому, что плохие и хотят сделать назло, а потому, что иначе не могут в силу своих природных особенностей. Крики и наказания здесь не помогут и послужат лишь очередным раздражителем, который усилит приступ гипердинамики. Следует мягко и постепенно учить ребенка самоконтролю, спокойно объясняя каждое свое требование и обязательно вознаграждая за его выполнение. Будьте другом и помощником, а не критиком и судьей.

Шаг второй: установить правила

Установка правил для гиперактивного ребенка Тот факт, что гиперактивному ребенку трудно контролировать свои поступки, вовсе не означает, что ему должно быть позволено все. Таким детям обязательно нужно соблюдать распорядок дня. Сон, еда, учеба, развлечения - определите удобное время для всех этих занятий и старайтесь не нарушать разработанный график. Естественно, речь не идет о поминутном расписании, достаточно общего плана, определяющего последовательность и приблизительную продолжительность каждого вида деятельности.

От ребенка с гиперактивностью нельзя ожидать исполнения несметного числа правил. Поэтому четко расставьте приоритеты и следите за соблюдением самых важных норм. Упускайте мелочи. Поощряйте за хорошее поведение. Аргументируйте, а не приказывайте. Старайтесь устанавливать рамки поведения, а не давать жесткие указания поступить именно так (гипер-дети не чувствительны к деталям).

Шаг третий: управлять сбросом энергии

Выброс энергии Избыточное количество энергии нужно куда-то девать. И если вы не хотите регулярно снимать непоседу со стола, собирать разбросанные подушки или одежду из шкафа, подметать осколки любимого сервиза - направьте фонтанирующую двигательную активность в мирное русло. Переложите на ребенка часть работы по дому, отдайте в спортивную секцию, или танцевальный кружок, в конце концов, заведите собаку, которую понадобиться несколько раз в день выгуливать и заниматься ее дрессурой. Но при этом дозируйте нагрузку и помните, что чрезмерное переутомление для детей с СДВГ противопоказано, как и недосыпание, оно ослабляет и без того не слишком развитый самоконтроль и делает ребенка почти неуправляемым.

Шаг четвертый: убрать раздражители

Успокаиваем гиперактивного ребенка Щадите психику вашего малыша. Не давайте ему подолгу смотреть телепередачи и фильмы, играть в компьютерные игры. Попытайтесь организовать жилое пространство таким образом, чтобы у вашего сына или дочери был свой уголок, оформите его в спокойных тонах, максимально убрав отвлекающие предметы. Гиперактивным детям противопоказаны шумные мероприятия и большие компании, лучше пусть общаются в узком кругу, с одним-двумя спокойными приятелями.

Но самый главный ответ, как воспитывать гиперактивного ребенка — это ваша любовь, терпение и поддержка. Если вы поверите в маленькую личность, за развитие которой несете ответственность, и воспримите гиперактивность как педагогический вызов, а не приговор, то непременно добьетесь успеха.

Психологические особенности памяти и внимания детей 6–7 лет с синдромом гиперактивности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Причины и содержание синдрома гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте, его этиология и механизмы развития. Психологические особенности детей с СДВГ, методы его коррекции и лечения. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 01.07.2009

Характеристика синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), его клинические и возрастные проявления. Общая характеристика эмоционального состояния и сопутствующие СДВГ расстройства. Проблема диагностики и определения распространенности СДВГ.

гиперактивность ребенка 7 лет

курсовая работа [44,3 K], добавлен 21.07.2011

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как распространенное нарушение детского возраста и актуальная мультидисциплинарная проблема. Психологический портрет гиперактивного ребенка СДВГ. Выбор методов коррекции СДВГ, психокоррекционные упражнения.

статья [18,1 K], добавлен 01.12.2010

Гиперактивность детей как одно из проявлений комплекса поведенческих возрастных нарушений. Синдромы дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - психосоциальные расстройства, ведущие к социальной деформации личности. Причины их проявления и профилактика.

реферат [46,3 K], добавлен 18.01.2010

Сущность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью: признаки и причины. Импульсивность, как неспособность затормозить свои непосредственные побуждения. Рекомендации по устранению проблем расстройства внимания у детей младшего школьного возраста.

реферат [43,5 K], добавлен 14.01.2011

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания, признаки, формы проявления. Портрет ребенка с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания. Возрастные аспекты проявления. Психолого-педагогическая помощь детям с синдромом гиперактивного расстройства.

гиперактивность ребенка 7 лет

реферат [21,5 K], добавлен 22.03.2009

Краткая характеристика внимания. Виды внимания. Развитие внимания в дошкольном возрасте. Характеристика внимания детей среднего возраста. Методы развития внимания. Таблицы и упражнения на внимание. Диагностика внимания у детей в возрасте от 3 до 6 лет.

контрольная работа [2,6 M], добавлен 29.05.2008

Выявление оптимальных условий развития внимания детей как процесса восприятия и усвоения учебного материала. Особенности внимания, его физиологические и психологические основы, активизация внимания, опытно-экспериментальная работа по развитию внимания.

дипломная работа [189,5 K], добавлен 08.05.2009

Анализ гиперактивности в трудах отечественных и зарубежных авторов. Психологические особенности младших школьников с синдромом гиперактивности. Рекомендации родителям и педагогам по коррекционной работе с гиперактивными детьми в условиях начальной школы.

гиперактивность ребенка 7 лет

курсовая работа [75,1 K], добавлен 17.09.2014

Современные представления об этиологии, патогенезе, критериях диагноза и подходах к терапии синдрома дефицита внимания. Генетическая природа синдрома. Нарушение обучения и социальных функций. Дифференциальный диагноз синдрома. Медикаментозная терапия.

реферат [23,7 K], добавлен 31.10.2008

Источники:
www.mama.biz.ua, glamius.ru, knowledge.allbest.ru

Следующие статьи:


17 января 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения