Справочник Совет педиатра
Главная » Детские болезни

Национальные игры для детей дошкольного возраста



Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста

Одному из детей закрывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг и припевают:

К лесу-куролесу.

В огород залезу,

Плетень изломаю,

Гряды ископаю.

Говори, слепой,

Куда головой?

Ребенок должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Если он отгадывает правильно, его место занимает другой участник.

Дети располагаются по кругу. Внутри круга стоят два стула спинками друг к другу. Выбирают ведущего-барина, он ходит внутри круга.

Ходит барин по хороводику,

Ищет барин себе девицу.

(Барин берет одну из девочек за руку и выводит в круг)

Барин. Хороша ли моя девица?

Дети. Хороша, работяща, красива. Присаживайтесь (Барин и девица садятся на стулья спиной друг к другу.) Раз, два, три! (На счет «три» барин и девица поворачивают головы, если повернули в одну сторону, барин и девица становятся парой, если в разные – значит не судьба)

Здравствуй дедушка Прокоп!

Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга.

Дети. Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)

Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только посадил, дождик надо.

Дети. Дождик, дождик поливай, будет славный урожай ( поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя) Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли твой горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают).

Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо.

Дети. Красно солнце, пригревай, будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.) Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)

Дедушка Прокоп. Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха) Обмолотили!

Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.

Детские народные игры

Волкова Юлия Александровна, воспитатель

ДОУ №80, г. Набережные Челны

«Пустое место»

В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно). от 6 до 40 человек.

Описание. Играющие, кроме водяще­го, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревно­вание. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызван­ный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Правила.

  1. Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.
  2. Водящий может 1С сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.
  3. При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.
национальные игры для детей дошкольного возраста

Третий лишний»

Количество участников - от 8 до 40 человек.

Описание. Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким обра­зом, водящие все время меняются.

Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.

Разновидности игры:

- играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать

- игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.

Правило. Убегающему от преследо­вания нельзя мешать.

«Золотые ворота»

В бесчисленных разновидностях и ва­риантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее рас­пространены приведенные ниже разно­видности.

Играют 6-20 человек, чаще до­школьники, младшие школьники, а иног­да и подростки, юноши, молодежь.

Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участни­ками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрыва­ются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. За­держанного спрашивают тихонько, на Чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распре­делены, группы устраивают перетягива­ние, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распростра­ненной, чем описанная выше) заключа­ется в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй - запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при послед­нем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда перехо­дят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изобража­ющие их, произносят стишок одновре­менно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изоб­ражающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревно­вание завершается перетягиванием.

Правила.

  1. Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останав­ливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося счита­ют пойманным.
  2. Идущим или бегу­щим нельзя расцеплять руки, надо дер­жаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
  3. Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

Детские народные подвижные игры

Известно, что движение – это жизнь. Подвижные русские народные игры развивают ловкость, смекалку, сообразительность, подвижность и умение быстро реагировать на изменяющиеся условия. Для детей подвижные игры полезны, в первую очередь, тем, что они развивают двигательную активность, способствуют физическому воспитанию. Подвижные игры целесообразно проводить с детьми любой возрастной группы, особенно с дошкольниками. Главным критерием должна выступать регулярность таких занятий. Приведенные ниже подвижные игры можно использовать на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Детские народные подвижные игры

  • Игра «Башмачки потерялись»
  • Суть игры заключается в том, что дети сначала снимают свои сандалии и собирают их в определенном месте. Получается одна большая горка обуви. При этом обувь находится вперемежку, так, чтобы нелегко было сразу отыскать пару. Дождавшись команды, дети бегут к общей горке, чтобы отыскать свою обувь. Кто быстрее всех справится с заданием, тот и победил. Во время выполнения задания нужно следить за тем, чтобы дети не спорили и не толкали друг друга.

  • Игра «Птички – невелички»
  • Суть игры заключается в том, что дети должны изобразить летящих птиц. При этом каждый может воображать себя той птицей, которая ему больше нравится. Ребенок выходит на середину комнаты и демонстрирует «полет» или характерное поведение птицы. Окружающие при этом должны угадать, какая птица находится перед ними. Разрешается изображать как домашних птиц, птиц, живущих в городе рядом с человеком, так и лесных. Игра весьма увлекает детей, можно играть 20-30 минут.

  • Игра «Воробьи – попрыгунчики»
  • Дети становятся в плотный круг, среди них выбирается ведущий. Он будет стоять в центре круга, и ловить расшалившихся воробьев. Остальные дети, которые изображают воробьев, должны прыгать вокруг ведущего, как будто воробьи клюют зернышки. При этом тот, кого ведущий задевает за руку, выбывает из игры. Детям надо быть очень внимательными, чтобы не попасться и собрать как можно больше «зернышек»

  • Игра «У медведя во бору»
  • Пожалуй, одна из самых известных игр. На роль медведя выбирается один ребенок, который по сюжету должен охранять свой лес от посягательств детей. Другие дети подкрадываются к нему, напевая слова «У медведя во бору грибы, ягоды беру…А медведь не спит, он на нас глядит…». В этот момент «просыпается» медведь. Тот, кого он поймает, выбывает из игры. Игра может повторяться несколько раз.

  • Игра «Зайка, зайка, попляши»
  • Среди присутствующих детей выбирается «зайка». Он становится в центр и дети водят вокруг него хоровод. Зайка грустит и плачет, потому что у него нет морковки, а дети утешают его и поют ему веселую песенку. После дети находят для зайки морковку, он становится веселым, выходит в круг и пляшет. Дети хлопают ему в ладоши. Игра может повторяться два – три раза, если несколько детей хотят исполнить роль «зайки»

  • Игра «Гуси – лебеди»
  • Все, конечно, помнят сюжет этой русской народной сказки. Среди ребят выбирается «Ванечка», которого гуси – лебеди должны унести с собой. «Гусей – лебедей» двое. Остальные ребята не дают унести «Ванечку» и пытаются всячески защитить его от коварных птиц. Воспитателю нужно следить за тем, чтобы игра не превращалась в открытый спор, чтобы ее участники не толкали друг друга.

    Таким образом, детские народные подвижные игры прекрасно подойдут для детского сада, прогулок на улице, любых детских праздников, когда хочется занять детей чем – то необычным и простым. Дети любят двигаться, соревноваться друг с другом, поэтому подвижные игры просто незаменимы.

    Радужная бабочка

    Народные игры для детей дошкольного возраста

    02 Сен 2012, Автор: admin

    Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на про­тяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физическому развитию (вырабаты­вается выносливость, сила, лов­кость), становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответ­ственности, навыки самоконтроля). В народных играх ре­бёнок знакомится с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, знакомой окру­жающей среды, приобщается к на­следию прошлого.

    Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всесторонне­го воспитания личности ребёнка. Задача взрослых (родителей, педа­гогов) — дать детям возможность прикоснуться к бога­тейшему наследию русской народ­ной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить националь­ную принадлежность, постичь сво­еобразие русского национального характера, его прекрасные само­бытные качества на примере на­родных игр.

    Коллективом детского сада №79 Лучик г. Вологды собрано около 80 народных игр Вологодской области. Эти игры можно использовать в различных видах деятельности дошкольников: на занятиях, прогулках, самостоя­тельной деятельности детей, при проведении праздников, развлече­ний в детском саду и семье.

    Привлекательным моментом организации народных игр в системе дошкольного образования становится то, что они не требуют специального игрового оборудо­вания. Целью многих игр является реализация развлекательной функции: шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными дви­жениями и жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей . Доброже­лательный смех взрослых, това­рищей, участвующих в игре, дей­ствует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогулок, семейных празд­ников, повседневного общения эти игры незаменимы.

    Необходимость соблюдения правил требует от участников иг­ры (взрослых и детей) партнерских отношений, что способствует укреплению эмоциональных контактов, формированию коммуникативных навыков. Взрослые вносят в совмест­ные игры смех, шутки. Они могут быть организаторами игры. Однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в роли водящего.

    Совместные игры с близкими взрослыми — огромная радость для ребёнка. Однако нельзя играть до пресыщения. Если интерес к иг­ре ослабевает, её необходимо за­кончить. А заканчивая игру, остав­лять детям радостную перспективу: «Мы поиграем в следующий раз». Иногда можно забыть игру на неде­лю, две, три, месяц. Когда подзабы­тая игра возвращается, она приоб­ретает прелесть новизны.

    Народные игры Вологодской области

    Ребёнок говорит: «По полу мол­чанка, по лавкам две. Молчите все!»

    С последними словами все за­крывают рот и даже для верности зажимают его рукой. Но как всегда, когда нельзя, особенно хочется смеяться. Очень быстро кто-нибудь нарушает запрет. Проигравшего подвергают «наказанию»: он пля­шет, поёт, лезет под стол и т.д.

    Взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый ука­зательный пальчик ребёнка и при этом приговаривает: «Шило, шило, проскочило». С последним словом палец взрослого намерен­но соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его. Ино­гда взрослый охватывает палец ребёнка, говоря: «Ой, горячо!»

    Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играю­щих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».

    Один из играющих садится на лавку, его лицо закрывают платком — это «слепак». А дру­гой — «нашёптышек» — всем участникам игры меняет имена, чтобы «слепак» ни за что не уга­дал. Мальчиков «Дуней», «Пара-ней» или «Грушей» назовёт. А де­вочек — «Ваней», «Петей» и «Карпом». Потом садится рядом со «слепаком» и произносит: «Вы­ходи, Любка!» или «Выходи, Гру­ша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и бы­стро возвращается на место.

    «Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается уга­дать, кто его коснулся.

    Играющий цепляется за ка­кой-нибудь неподвижный предмет, например пенёк, ствол или дерево. А каждый следующий игрок обхва­тывает его за талию. Водящий должен выдернуть «репку», т.е. от­тащить игрока от дерева. Если это удаётся, то почти все игроки вследствие потери равновесия па­дают на землю, и только самые ловкие могут удержаться на ногах.

    Эта забава, во многих местах уцелевшая до сих пор, собирает большой круг участников. Дети рассаживаются вокруг стола, по­ложив на него одну руку (левую или правую) в зависимости от то­го, как поступит самый старший из детей. Он же руководит игрой. Убедившись, что все расселись, водящий говорит: «Утка летит!» — и поднимает один из пальцев ле­жащей на столе руки. Все участни­ки должны также поднять этот па­лец. Если все выполнили действие правильно, водящий опускает па­лец и говорит: «Ворона летит!» — и поднимает другой палец. Все снова повторяют это движение. Иг­ра продолжается в убыстряющем­ся темпе. Если водящий называет нелетающий предмет, то палец не поднимают.

    Самая простая забава, в ко­торую могут играть даже самые маленькие дети. Взявшись за ру­ки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок («заводи­ла») тащит за собой по улице, де­лая по пути неожиданные поворо­ты, то ускоряя, то замедляя дви­жение. Оторвавшиеся и упавшие выходят из игры, пока не остаётся один «заводила».

    В Никольском районе девочки играли «в верёвочку». Брали длин­ную верёвку, одна самая сильная хваталась за конец, а остальные за оставшуюся часть верёвки.

    В Тарногском районе «тянули репку». Дети становились друг за другом в две параллельные це­почки, обхватив впередистоящих за пояс или ухватившись за полы одежды. Два передних игрока брали друг друга за руки и уст­ремлялись вперёд, таща за собой «репку».

    национальные игры для детей дошкольного возраста

    Подобного рода забав суще­ствовало очень много. Они отве­чали естественному желанию де­тей покричать, побарахтаться, по­возиться всем вместе, в куче.

    В Тарногском районе, напри­мер, «рвали лук»: игроки вставали друг за другом, обхватив впереди-стоящего за пояс. Первый из них («бабушка») ухватывался за столб или дерево. После этого водящий подходил к «бабушке» и говорил: «Бабушка, дай лучка!» Та отвеча­ла: «Рви, сколько хочешь». Полу­чив разрешение, водящий шёл в другой конец и, ухватив послед­него в цепочке игрока под мышки, «рвал лучок», пока кто-нибудь не отпускал руки. Этот игрок и становился затем водящим.

    национальные игры для детей дошкольного возраста

    В Верховажском районе су­ществовала похожая забава. Дети усаживались цепочкой и, обхватив сидящих впереди игроков руками, начинали раскачиваться из сторо­ны в сторону, пока не упадут.

    В Великоустюгском районе иг­рают с маленькими детьми так: скрещивают указательный и сред­ний пальцы так, чтобы последний оказался сверху, и спрашивают у ребёнка, протягивая к нему руку со скрещенными пальцами: «Барашка купишь?» Если тот проявляет инте­рес и говорит «Да», то разводят пальцы со словами: «Ой, пропал».

    Для игры необходима длин­ная верёвка, концы которой свя­зывают. Играющие становятся в круг и берут верёвку в руки. В середине стоит водящий. Он хо­дит по кругу и старается коснуть­ся одного из играющих. Чтобы во­дящий не мог прикоснуться, игра­ющие должны быстро отпустить верёвку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они сно­ва берутся за верёвку. Тот из иг­рающих, кого водящий ударит по руке, становится водящим.

    Правила игры:

    1. Верёвку обязательно надо держать двумя руками.

    2. По ходу игры верёвка не должна падать на землю.

    По материалам журнала Игра и дети (№6/2009)

    Источники:
    ilovedomain.ru, doshvozrast.ru, razvitiedetei.info, el-mikheeva.ru

    Следующие статьи:


    17 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения