Национальные игры для детей дошкольного возраста
Русские народные игры для детей старшего дошкольного возраста
Одному из детей закрывают глаза, поворачивают несколько раз вокруг и припевают:
К лесу-куролесу.
В огород залезу,
Плетень изломаю,
Гряды ископаю.
Говори, слепой,
Куда головой?
Ребенок должен отгадать и назвать место, куда он повернут головой. Если он отгадывает правильно, его место занимает другой участник.
Дети располагаются по кругу. Внутри круга стоят два стула спинками друг к другу. Выбирают ведущего-барина, он ходит внутри круга.
Ходит барин по хороводику,
Ищет барин себе девицу.
(Барин берет одну из девочек за руку и выводит в круг)
Барин. Хороша ли моя девица?
Дети. Хороша, работяща, красива. Присаживайтесь (Барин и девица садятся на стулья спиной друг к другу.) Раз, два, три! (На счет «три» барин и девица поворачивают головы, если повернули в одну сторону, барин и девица становятся парой, если в разные – значит не судьба)
Здравствуй дедушка Прокоп!
Дети стоят в кругу. Выбирают Дедушку Прокопа, он встает в центр круга.
Дети. Здравствуй, Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)
Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только посадил, дождик надо.
Дети. Дождик, дождик поливай, будет славный урожай ( поднимают и опускают руки имитируя струйки дождя) Здравствуй Дедушка Прокоп! (Идут к центру круга, кланяются) Не созрел ли твой горох? (Возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают).
Дедушка Прокоп. Нет, не созрел, только наливается. Тепла, солнышка надо.
Дети. Красно солнце, пригревай, будет славный урожай! (рисуют в воздухе солнце двумя руками.) Здравствуй, Дедушка Прокоп! (идут к центру круга, кланяются) Не созрел еще горох? (возвращаются на прежнее место) Ох! Ох! Ох! Ох! Вкусный, сладкий горох! (ритмично притопывают)
Дедушка Прокоп. Созрел! Молотить пора! (идут друг к другу, имитируя молотьбу гороха) Обмолотили!
Все убегают, Дедушка Прокоп догоняет.
Детские народные игры
Волкова Юлия Александровна, воспитатель
ДОУ №80, г. Набережные Челны
«Пустое место»
В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно). от 6 до 40 человек.
Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.
Правила.
- Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.
- Водящий может 1С сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.
- При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.
Третий лишний»
Количество участников - от 8 до 40 человек.
Описание. Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.
Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.
Разновидности игры:
- играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать
- игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.
Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.
«Золотые ворота»
В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее распространены приведенные ниже разновидности.
Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.
Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на Чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.
Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:
Золотые ворота Пропускают не всегда: Первый раз прощается, Второй - запрещается, А на третий раз Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.
Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.
Правила.
- Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.
- Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.
- Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.
Детские народные подвижные игры
Известно, что движение – это жизнь. Подвижные русские народные игры развивают ловкость, смекалку, сообразительность, подвижность и умение быстро реагировать на изменяющиеся условия. Для детей подвижные игры полезны, в первую очередь, тем, что они развивают двигательную активность, способствуют физическому воспитанию. Подвижные игры целесообразно проводить с детьми любой возрастной группы, особенно с дошкольниками. Главным критерием должна выступать регулярность таких занятий. Приведенные ниже подвижные игры можно использовать на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Детские народные подвижные игры
Суть игры заключается в том, что дети сначала снимают свои сандалии и собирают их в определенном месте. Получается одна большая горка обуви. При этом обувь находится вперемежку, так, чтобы нелегко было сразу отыскать пару. Дождавшись команды, дети бегут к общей горке, чтобы отыскать свою обувь. Кто быстрее всех справится с заданием, тот и победил. Во время выполнения задания нужно следить за тем, чтобы дети не спорили и не толкали друг друга.
Суть игры заключается в том, что дети должны изобразить летящих птиц. При этом каждый может воображать себя той птицей, которая ему больше нравится. Ребенок выходит на середину комнаты и демонстрирует «полет» или характерное поведение птицы. Окружающие при этом должны угадать, какая птица находится перед ними. Разрешается изображать как домашних птиц, птиц, живущих в городе рядом с человеком, так и лесных. Игра весьма увлекает детей, можно играть 20-30 минут.
Дети становятся в плотный круг, среди них выбирается ведущий. Он будет стоять в центре круга, и ловить расшалившихся воробьев. Остальные дети, которые изображают воробьев, должны прыгать вокруг ведущего, как будто воробьи клюют зернышки. При этом тот, кого ведущий задевает за руку, выбывает из игры. Детям надо быть очень внимательными, чтобы не попасться и собрать как можно больше «зернышек»
Пожалуй, одна из самых известных игр. На роль медведя выбирается один ребенок, который по сюжету должен охранять свой лес от посягательств детей. Другие дети подкрадываются к нему, напевая слова «У медведя во бору грибы, ягоды беру…А медведь не спит, он на нас глядит…». В этот момент «просыпается» медведь. Тот, кого он поймает, выбывает из игры. Игра может повторяться несколько раз.
Среди присутствующих детей выбирается «зайка». Он становится в центр и дети водят вокруг него хоровод. Зайка грустит и плачет, потому что у него нет морковки, а дети утешают его и поют ему веселую песенку. После дети находят для зайки морковку, он становится веселым, выходит в круг и пляшет. Дети хлопают ему в ладоши. Игра может повторяться два – три раза, если несколько детей хотят исполнить роль «зайки»
Все, конечно, помнят сюжет этой русской народной сказки. Среди ребят выбирается «Ванечка», которого гуси – лебеди должны унести с собой. «Гусей – лебедей» двое. Остальные ребята не дают унести «Ванечку» и пытаются всячески защитить его от коварных птиц. Воспитателю нужно следить за тем, чтобы игра не превращалась в открытый спор, чтобы ее участники не толкали друг друга.
Таким образом, детские народные подвижные игры прекрасно подойдут для детского сада, прогулок на улице, любых детских праздников, когда хочется занять детей чем – то необычным и простым. Дети любят двигаться, соревноваться друг с другом, поэтому подвижные игры просто незаменимы.
Радужная бабочка
Народные игры для детей дошкольного возраста
02 Сен 2012, Автор: admin
Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на протяжении веков и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогали и помогают до сих пор физическому развитию (вырабатывается выносливость, сила, ловкость), становлению личностных качеств (воспитывается чувство ответственности, навыки самоконтроля). В народных играх ребёнок знакомится с привычками и обычаями известной местности, семейной жизни, знакомой окружающей среды, приобщается к наследию прошлого.
Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания личности ребёнка. Задача взрослых (родителей, педагогов) — дать детям возможность прикоснуться к богатейшему наследию русской народной культуры, почувствовать радость от этого, ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.
Коллективом детского сада №79 Лучик г. Вологды собрано около 80 народных игр Вологодской области. Эти игры можно использовать в различных видах деятельности дошкольников: на занятиях, прогулках, самостоятельной деятельности детей, при проведении праздников, развлечений в детском саду и семье.
Привлекательным моментом организации народных игр в системе дошкольного образования становится то, что они не требуют специального игрового оборудования. Целью многих игр является реализация развлекательной функции: шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями и жестами. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют педагогическую ценность народных игр для детей . Доброжелательный смех взрослых, товарищей, участвующих в игре, действует на ребёнка сильнее, чем наказания или замечания. Во время прогулок, семейных праздников, повседневного общения эти игры незаменимы.
Необходимость соблюдения правил требует от участников игры (взрослых и детей) партнерских отношений, что способствует укреплению эмоциональных контактов, формированию коммуникативных навыков. Взрослые вносят в совместные игры смех, шутки. Они могут быть организаторами игры. Однако надо стремиться, чтобы все играющие побывали в роли водящего.
Совместные игры с близкими взрослыми — огромная радость для ребёнка. Однако нельзя играть до пресыщения. Если интерес к игре ослабевает, её необходимо закончить. А заканчивая игру, оставлять детям радостную перспективу: «Мы поиграем в следующий раз». Иногда можно забыть игру на неделю, две, три, месяц. Когда подзабытая игра возвращается, она приобретает прелесть новизны.
Народные игры Вологодской области
Ребёнок говорит: «По полу молчанка, по лавкам две. Молчите все!»
С последними словами все закрывают рот и даже для верности зажимают его рукой. Но как всегда, когда нельзя, особенно хочется смеяться. Очень быстро кто-нибудь нарушает запрет. Проигравшего подвергают «наказанию»: он пляшет, поёт, лезет под стол и т.д.
Взрослый старается попасть своим пальцем в вытянутый указательный пальчик ребёнка и при этом приговаривает: «Шило, шило, проскочило». С последним словом палец взрослого намеренно соскальзывает, упирается в грудь ребёнка и щекочет его. Иногда взрослый охватывает палец ребёнка, говоря: «Ой, горячо!»
Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов «Раз, два, три — купи!» играющие пересаживаются на соседний стульчик, а «мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».
Один из играющих садится на лавку, его лицо закрывают платком — это «слепак». А другой — «нашёптышек» — всем участникам игры меняет имена, чтобы «слепак» ни за что не угадал. Мальчиков «Дуней», «Пара-ней» или «Грушей» назовёт. А девочек — «Ваней», «Петей» и «Карпом». Потом садится рядом со «слепаком» и произносит: «Выходи, Любка!» или «Выходи, Груша!» Названный игрок выходит, шлёпает «слепака» по плечу и быстро возвращается на место.
«Нашёптышек» сдёргивает платок, а «слепак» старается угадать, кто его коснулся.
Играющий цепляется за какой-нибудь неподвижный предмет, например пенёк, ствол или дерево. А каждый следующий игрок обхватывает его за талию. Водящий должен выдернуть «репку», т.е. оттащить игрока от дерева. Если это удаётся, то почти все игроки вследствие потери равновесия падают на землю, и только самые ловкие могут удержаться на ногах.
Эта забава, во многих местах уцелевшая до сих пор, собирает большой круг участников. Дети рассаживаются вокруг стола, положив на него одну руку (левую или правую) в зависимости от того, как поступит самый старший из детей. Он же руководит игрой. Убедившись, что все расселись, водящий говорит: «Утка летит!» — и поднимает один из пальцев лежащей на столе руки. Все участники должны также поднять этот палец. Если все выполнили действие правильно, водящий опускает палец и говорит: «Ворона летит!» — и поднимает другой палец. Все снова повторяют это движение. Игра продолжается в убыстряющемся темпе. Если водящий называет нелетающий предмет, то палец не поднимают.
Самая простая забава, в которую могут играть даже самые маленькие дети. Взявшись за руки, образовывают длинную цепь, которую первый игрок («заводила») тащит за собой по улице, делая по пути неожиданные повороты, то ускоряя, то замедляя движение. Оторвавшиеся и упавшие выходят из игры, пока не остаётся один «заводила».
В Никольском районе девочки играли «в верёвочку». Брали длинную верёвку, одна самая сильная хваталась за конец, а остальные за оставшуюся часть верёвки.
В Тарногском районе «тянули репку». Дети становились друг за другом в две параллельные цепочки, обхватив впередистоящих за пояс или ухватившись за полы одежды. Два передних игрока брали друг друга за руки и устремлялись вперёд, таща за собой «репку».
Подобного рода забав существовало очень много. Они отвечали естественному желанию детей покричать, побарахтаться, повозиться всем вместе, в куче.
В Тарногском районе, например, «рвали лук»: игроки вставали друг за другом, обхватив впереди-стоящего за пояс. Первый из них («бабушка») ухватывался за столб или дерево. После этого водящий подходил к «бабушке» и говорил: «Бабушка, дай лучка!» Та отвечала: «Рви, сколько хочешь». Получив разрешение, водящий шёл в другой конец и, ухватив последнего в цепочке игрока под мышки, «рвал лучок», пока кто-нибудь не отпускал руки. Этот игрок и становился затем водящим.
В Верховажском районе существовала похожая забава. Дети усаживались цепочкой и, обхватив сидящих впереди игроков руками, начинали раскачиваться из стороны в сторону, пока не упадут.
В Великоустюгском районе играют с маленькими детьми так: скрещивают указательный и средний пальцы так, чтобы последний оказался сверху, и спрашивают у ребёнка, протягивая к нему руку со скрещенными пальцами: «Барашка купишь?» Если тот проявляет интерес и говорит «Да», то разводят пальцы со словами: «Ой, пропал».
Для игры необходима длинная верёвка, концы которой связывают. Играющие становятся в круг и берут верёвку в руки. В середине стоит водящий. Он ходит по кругу и старается коснуться одного из играющих. Чтобы водящий не мог прикоснуться, играющие должны быстро отпустить верёвку и спрятать руки. Как только водящий отходит, они снова берутся за верёвку. Тот из играющих, кого водящий ударит по руке, становится водящим.
Правила игры:
1. Верёвку обязательно надо держать двумя руками.
2. По ходу игры верёвка не должна падать на землю.
По материалам журнала Игра и дети (№6/2009)
Источники:
Следующие статьи:
27 апреля 2024 года
Комментариев пока нет!