Справочник Совет педиатра
Главная » Методы профилактики

Дидактические игры с детьми зпр



Дидактические игры с детьми зпр

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития

Дидактические игры для детей с задержкой психического развития .

Задержка психического развития – это неравномерное недоразвитие отдельных познавательных функций из-за функциональной незрелости отдельных мозговых структур.

В основе задержки психического развития выделяют 3 основных фактора:

· Частичная недостаточность отдельных познавательных функций

· Эмоционально – волевая незрелость

дидактические игры с детьми зпр

· Нарушение умственной работоспособности.

Дети, имеющие такой диагноз, развиваются медленнее, чем их сверстники, на протяжении нескольких возрастных периодов. Задержка развития проявляется рано. Исходной причиной её могут быть алкоголизм родителей, болезни матери в период беременности. родовые травмы, инфекции, перенесённые в первые месяцы жизни, и некоторые другие вредные факторы, вызывающие слабовыраженную органическую недостаточность центральной нервной системы.

дидактические игры с детьми зпр

Задержка психического развития не относится к стойким и необратимым видам психического недоразвития: это временное замедление темпа развития. Отставание преодолевается с возрастом, причём тем успешнее, чем раньше начинается коррекционная работа с ребёнком (в дошкольном возрасте). Очень важны своевременная диагностика и создание специальных условий воспитания и обучения. К сожалению, родители часто не замечают или не придают значения отставанию в развитии ребёнка до поступления в школу. Только в начале обучения обнаруживаются незрелость мышления и эмоциональной сферы, ограниченность представлений и знаний, недостаточность интеллектуальной активности. Маленький ученик оказывается не в состоянии усвоить учебную программу и становится неуспевающим.

Воспитание и обучение детей осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий.

Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит педагогу-дефектологу.

Одна из основных задач коррекционно-развивающего воспитания и обучения – подготовка детей к школе на занятиях.

Занятия с детьми проводятся педагогом-дефектологом в соответствии с учебным планом в первой половине дня по развитию речевого (фонема тического) восприятия и подготовке к обучению грамоте, по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, по развитию элементарных математических представлений, по ознакомлению с художественной литературой.

Учебный план составлен в соответствии с требованиями программ коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР под общей редакцией С. Г.Шевченко.

Педагог-дефектолог отвечает за коррекционно - развивающюю работу в целом, проводит с детьми групповые и индивидуальные занятия. В обязанности дефектолога входят: динамическое изучение ребёнка, выполнение требований программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания, осуществление взаимодействия в работе с воспитателями, логопедом. психологом, преподавателем ИЗО, инструктором ФК, музыкальным руководителем, осуществление контакта с врачом, взаимосвязь с родителями, осуществление преемственности в работе со школой.

Педагог-дефектолог проводит динамическое наблюдение за продвижением каждого ребёнка, фиксирует в протоколах результаты обследования детей, что помогает ему планировать индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Только тесная взаимосвязь педагогов и родителей принесёт положительный результат в работе с детьми.

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – это основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

По выражению С. Я.Рубинштейн «В игре, как в фокусе собираются, проявляются и через неё формируются все стороны психической жизни личности». Поэтому, мы рекомендуем дидактические игры, направленные на коррекцию познавательной сферы.

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром и развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Игра: « Что сначала, что потом?»

Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.

1) Покажи - развитие пассивного словаря.

2) Назови - развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

- Какое время года недавно закончилось?

- Какое время года сейчас?

- После, какого времени года приходит весна?

- С какого времени начинается год?

Расставь картинки и назови по порядку все времена года.

Игра: « Найди такую же цифру».

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Детям предлагаются разные цифры из разных материалов, разные по размеру.

Инструкция: Найди все 1 или все 2 и т. д.

Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай цифру на ощупь ».

Цель: Развитие тактильных ощущений.

1.Детям предлагается узнать цифру на ощупь и назвать её.

2. Найти цифры по заданию (только1).

Игра: « Составь фигуру»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.

Игра: « Узнай фигуру».

Цель: Закрепление формы, цвета, размера.

Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.

Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.

Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.

Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.

1. Найти все большие фигуры.

2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

Игра: « Подбери пару»

Цель: Соотнесение размера

Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)

1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.

2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.

Игра: « Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)

1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.

3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

Игра: « Угадай, что у меня»

Цель: Узнавание предмета по описанию, умение описывать предмет.

вид деятельности ребёнка дошкольного возраста.

1. Родители загадывают предмет и описывают его, не называя, ребёнок должен узнать его. Например: Он резиновый, круглый, красный ит. д.

2. Дети сами составляют згадки-описания.

Игра: « Собери разрезную картинку»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Ребёнку предлагается собрать картинку, разрезанную на 2,3,4,6 ит. д. частей.

Игра: « Выполни, не ошибись»

Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.

Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок. Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. ( Слева, справа, за, перед, около)

Игра: « Что изменилось?»

Цель: Развитие зрительного восприятия.

Перед детьми раскладываются картинки от 4 и более, предлагается посмотреть и запомнить их. Ребёнок отворачивается, родители убирают или добавляют другую картинку. Взрослый просит повернуться и спрашивает:

« Что изменилось?».

Учитель-логопед Сафонва С. И.

Игры Для Детей С ЗПР

Дошкольное детство малыша это время его интенсивного роста, период активного развития психических процессов, которые помогают ребенку полноценно развиваться, изучая окружающий мир. Но, к сожалению, не у всех детишек психическое развитие проходит с одинаковой интенсивностью, и у некоторых малышей может наблюдаться задержка психического развития. Это может быть задержка речевого развития, задержка развития памяти, мышления, внимания, аналитической деятельности, а также целенаправленной деятельности.

Чтобы справиться с этими проблемами в раннем детском возрасте, с малышами нужно играть в игры для детей с ЗПР. У таких детишек игровая мотивация выражена слабо, малыши часто не хотят играть или не могут поддержать игру, предложенную взрослыми. Чаще, находясь в песочнице, малыши могут играть рядом, но не вместе, ведь они не могут договариваться и действовать согласованно по определенным правилам или сюжету. Чаще у детишек с задержкой психического развития ярко выражена деятельность с предметами, когда ребенок открывает крышку и сразу закрывает, набирает лопаткой песок и высыпает, баз какого-либо игрового замысла. Малыш просто повторяет запомнившиеся действия старших, но при этом не выстраивает сюжет игры.

Нужно научить ребенка с ЗПР играть в игры, нужно дать малышу представление об игре. Если это дидактические игры. при которых перечисляются действия в какой-либо профессии, то чтобы заинтересовать малыша, стоит провести его на экскурсию в магазин, почту или кабинет врача. Совместно с ребенком нужно составлять план игры, распределять роли каждого в игре, выбирая кто будет продавцом а кто покупателем, кто врачом, а кто пациентом. Кроме того, нужно просить малыша помочь взрослому подобрать необходимые предметы для игры и выбрать действия. Также стоит показывать тематические картинки, по теме игры и лишь затем, беседуя с малышом, приглашать его в игру, показывая ребенку последовательность действий и прося его отгадать действие. Также можно попросить ребенка продолжить данное действие. Родители должны показывать малышу игры с 3 и 4 предметами. Причем все действия нужно проговаривать. На речь нужно обращать особое внимание, прося малыша делать также.

дидактические игры с детьми зпр

Игры для детей с ЗПР очень хорошо помогают развитию речи ребенка. Взрослые должны придумать сказку или историю, по какому-либо предмету ,показывая малышу картинки не более 3-5 штук, или по игрушке. Во время рассказа можно задавать малышу наводящие вопросы, интересоваться, чтобы могло произойти в дальнейшем.

Отлично помогают бороться с задержкой психического развития сценки-диалоги с помощью игрушек или кукол. Эти игры, в которых участвует как взрослый, так и ребенок, очень помогают развивать воображение и абстрактное мышление.

Помогают развитию малыша и обыкновенные кубики, из которых малыш может научиться строить как башни, так и любые другие здания. Играя с ребенком, стоит постоянно общаться с ним, спрашивать его мнение, какого цвета будут кубики у основания и какого сверху. Показывайте ребенку картинку с различными зданиями и просите его построить подобие их из кубиков. После завершения игры стоит дать оценку вашей работе вместе с ребенком. По аналогичному принципу строятся такие игры для детей с ЗПР как лепка или рисование.

Более сложны, но не менее полезны для детишек с ЗПР театрализованные игры, ведь малыш, играя определенную роль, сможет проявлять творческую инициативу, регулировать свое поведение, а также развить свой творческий и духовный потенциал.

Играя со своим ребенком в игры для детей с ЗПР вы поможете ему осваивать и познавать окружающий мир, учиться адаптироваться в нем.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями в соцсетях!

Дидактические игры как средство развития произвольной памяти у детей с ЗПР

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Изучение памяти в зарубежной и отечественной психологии. Особенности развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста. Упражнения по развитию тактильной, моторно-слуховой, произвольной памяти внимания и наблюдательности у детей.

курсовая работа [90,5 K], добавлена 15.01.2014

Теоретические основы исследования развития памяти и анализ её особенностей у детей с задержанным психическим развитием. Составление методики и разработка коррекционной работы по развитию памяти у детей с ЗРП. Применение системы игр для развития памяти.

дипломная работа [144,8 K], добавлена 11.03.2011

Анализ проблемы развития произвольной памяти. Развитие памяти дошкольника. Этапы овладение произвольными формами памяти. Становление произвольной памяти. Краткие выводы по теоретической части. Исследование развития памяти дошкольников.

курсовая работа [66,7 K], добавлена 19.05.2004

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития, особенности использования дидактической игры для коррекции их памяти. Работа педагога-психолога в данной сфере, ее практическая апробация и оценка эффективности в школе.

курсовая работа [63,1 K], добавлена 17.01.2011

Особенности развития произвольной памяти у детей в процессе онтогенеза и при отклонениях в речевом развитии. Опытно-экспериментальная работа по выявлению особенностей произвольной памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи, игровые упражнения.

курсовая работа [83,5 K], добавлена 17.09.2014

Классификация видов памяти человека и процессы памяти: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание. Специфические особенности познавательных процессов и уровней развития памяти у детей с задержкой психического развития, коррекция нарушений.

курсовая работа [36,2 K], добавлена 11.03.2011

Методика экспериментального изучения уровня развития произвольной образной памяти у детей 5-7 лет детского сада "Кораблик" города Чебоксары, ее результаты. Распределение дошкольников по уровням развития зрительной памяти по методике "Запомни рисунок".

курсовая работа [715,1 K], добавлена 31.10.2014

Теоретические подходы к изучению высших форм памяти человека, закономерности развития в детстве. Экспериментальное изучение развития высших форм памяти у дошкольников. Главные задачи методики "Изучение соотношения непроизвольной и произвольной памяти".

курсовая работа [37,0 K], добавлена 11.11.2013

Сравнительный анализ процесса памяти у нормально развивающихся дошкольников и у детей с различными нарушениями речи. Психолого-педагогические условия ее формирования. Особенности изучения уровня развития непроизвольной памяти у детей с нарушениями речи.

курсовая работа [99,9 K], добавлена 27.11.2012

Развитие памяти младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) как условие полноценного обучения. Психолого-педагогические условия развития памяти. Создание ассоциативных связей с помощью принципов запоминания. Опытно-экспериментальная работа.

дипломная работа [532,9 K], добавлена 19.03.2010

Министерство образования Омской области

Государственное образовательное учреждение Омской области

Среднего профессионального образования

Использование дидактических игр и упражнений для развития внимания у детей с задержкой психического развития

Внимание - это особое свойство человеческой психики. Оно не существует вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Развитие внимания в дошкольном возрасте является необходимым условием успешного обучения в школе. Особенно это важно для детей с задержкой психического развития (ЗПР), так как у данной категории дошкольников отмечаются следующие особенности внимания: недостаточная устойчивость слабая концентрация трудности включения, переключения и распределения. В процессе занятий с детьми с ЗПР это может проявляться следующим образом. Некоторые из них в начале занятия активны, но быстро утомляются, начинают отвлекаться. Другие в начале занятия пассивны, концентрация их внимания происходит только лишь после некоторого периода деятельности. У третьих внимание колеблется на протяжении всего занятия. Это приводит к недостаточно полному или неточному восприятию и усвоению материала.

Нарушение внимания и памяти для детей с задержкой психического развития в большей степени затрагивают произвольную деятельность ребенка. Эти дети постоянно нуждаются в дополнительной эмоциональной стимуляции. Сосредоточение и запоминание на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. Например, внимание при просмотре кукольного спектакля не надо мобилизовывать, оно сохраняется в течение длительного времени, при условии, что спектакль нравится детям.

Учитывая особенности детей, я старалась организовать свою деятельность таким образом, чтобы интерес к работе у них не угасал на протяжении всего занятия. А это особенно важно в работе по коррекции внимания и развитию познавательной активности дошкольников с ЗПР. Для достижения этой цели мной были использованы разнообразные дидактические игры. Игра – ведущий вид деятельности ребенка в дошкольный период. Особое место среди игр занимает дидактическая игра, так как она является связующим звеном между игрой и обучением. В разнообразных играх дети учатся определять свойства предметов, устанавливать их сходство и различие решаются задачи на сравнение и классификацию. Дидактическая игра развивает не только внимание ее участников, но и их волевые качества, так как согласно правилам они действуют произвольно и осознанно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по доброй воле играющих.

Важно помнить: необходимо постепенно подготавливать детей к играм, идти от простых к более сложным. На начальном этапе я выбирала и включала в свою работу с детьми подвижные игры и игры с предметами, так как они им наиболее понятны. Это такие игры как: Найди игрушку, «Какая игрушка спряталась?», «Что изменилось?», «Угадай, кто позвал?», «Громко – тихо», «Что звучало?», «Птички и автомобиль», «Зеркало», «Найди свой цвет», «Музыкальные стулья» и т. д. Данные игры развивают зрительное и слуховое внимание.

Дети очень любят играть в прятки. Эта игра вызывает у них особый интерес и положительный эмоциональный отклик, но в группе ее провести невозможно. Моделью игры в прятки можно считать игру «Найди игрушку», которая проводится с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатель предлагает детям найти спрятавшуюся игрушку обычно это небольшого размера кукла, лошадка, медвежонок или машинка. Дети выходят из помещения группы, например в раздевалку, или отворачиваются, закрывают глаза, а воспитатель в это время располагает игрушку среди других предметов в любом месте группы, но так, чтобы ее мог увидеть ребенок. Затем дети ищут «спрятавшегося». Из-за небольшого размера игрушку сложно отыскать среди других предметов. Воспитатель может помогать детям при помощи слов «горячо», «холодно», что означает, они находятся близко или далеко от игрушки. Впоследствии дети могут сами исполнять роль ведущего и прятать игрушку. Эта игра очень нравится детям моей группы, и они часто в нее играют.

Для игры «Подбери пару» мы с детьми вместе делали игровой материал – украшали варежки геометрическим орнаментом. Дети радуются тому, что сделано своими руками, с большим удовольствием используют свои поделки в играх.

Когда у детей появился устойчивый интерес к простым играм, можно переходить к более сложным – настольно-печатным и словесным это: все виды «Лото», «Домино», «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Геометрическая мозаика», «Неразбериха», «Что я видел?», «Опиши, мы отгадаем», а также: «Радио», «Повтори, что назову», «Тут что-то не так», «Съедобное – несъедобное» и т. д. Эти игры я включаю в занятия, в совместную деятельность с детьми и предлагаю в некоторые из них поиграть самостоятельно.

Игра «Радио» проводится со старшими детьми. В этой игре воспитатель берет на себя роль диктора. Дети по словесному описанию должны определить, кого разыскивает диктор. Например, «Внимание Потерялась девочка. На ней красная кофта, синяя юбка, белые гольфы. Помогите найти эту девочку. Кто она?» Дети называют имя девочки. Диктор может дать такое описание, что дети не смогут никого узнать. Тогда они отвечают: «Нет такого мальчика (такой девочки)». Нового диктора выбирают при помощи считалки. Это тоже любимая игра детей.

Анализируя свою работу по результатам диагностики, с уверенностью могу сказать, что дидактическая игра помогает воспитать у детей устойчивый интерес и к игре и к обучению.

Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Интересы его развивающейся личности требуют обновляющихся впечатлений, поддерживающих и питающих чувство радости. Однообразная, уныло тянущаяся жизнь удручает, ослабляет силы, как физические, так и психические радостное, в меру представленное разнообразие их питает и поддерживает. Систематическое использование игр в различных видах деятельности способствовало тому, что дети стали более активны на занятиях, с удовольствием ждут их, охотно выполняют задания и упражнения, кроме того, у них улучшилась память и концентрация внимания.

Детям с задержкой психического развития очень трудно дается общение со сверстниками. Дидактическую игру можно рассматривать не только как развивающую и обучающую, но и как своеобразную форму общения. Игры сплотили детей, подружили их, что благотворно сказалось на их общем психическом развитии и улучшении коммуникативных качеств.

Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать вывод, что использование дидактических игр, направленных на развитие внимания детей дошкольного возраста с ЗПР, способствует развитию всей личности ребенка.

Источники:
pandia.ru, www.ja-zdorov.ru, revolution.allbest.ru, www.erono.ru

Следующие статьи:


02 мая 2024 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения