Справочник Совет педиатра
Главная » Методы профилактики

Признаки аутизма у детей раннего возраста



Признаки аутизма у детей в раннем возрасте

Особенности взаимодействия малыша, страдающего аутизмом, с близкими людьми и, в первую очередь, с мамой могут быть обнаружены даже на инстинктивном уровне. Распознать симптомы аффективного неблагополучия можно в наиболее ранних реакциях младенца, которые значимы для адаптации. Далее они будут рассмотрены более подробно.

Отношение к матери

Одна из первых необходимых для адаптации форм реагирования малыша - это привыкание к рукам мамы. Как вспоминают многие мамочки аутичных детей, у них возникали проблемы с этим. Им сложно было найти взаимоудобную для матери и крохи позицию во время кормления, укачивания, при ласке, так как в руках мамы ребенку не удавалось принять комфортную, естественную позу. Он делался аморфным, будто «растекался» на руках, или же очень напряженным, неподатливым, «как столбик». Напряжение могло быть настолько велико, что после держания младенца на руках у матерей иногда «болело все тело».

Вторая форма раннего приспособительного поведения малыша - фиксация взгляда на мамином лице. В норме у ребенка очень рано возникает интерес к лицу человека, уже на первом месяце жизни кроха может проводить все время бодрствования в зрительном контакте с мамой. Общение посредством взгляда является основой для развития дальнейших форм общения. При признаках развития аутизма избегание смотреть в глаза или непродолжительный контакт отмечаются рано. Как говорят члены семьи с аутичным ребенком, взгляд малыша было сложно поймать не потому, что он его не фиксировал, а потому, что он смотрит как бы «сквозь». Но иногда они ловили на себе мимолетный, но острый детский взгляд. Благодаря экспериментальным исследованиям аутичных детей постарше, стало известно, что человеческое лицо и для аутичного ребенка - самый притягательный объект. Но он не способен надолго зафиксировать на лице свое внимание, поэтому наблюдается чередование фаз отвода глаз и быстрого взгляда.

Улыбка младенца

Нормальной приспособительной реакцией малыша также является принятие предвосхищающей позы: когда он протягивает ручонки к взрослому, если родитель наклоняется к нему.

У аутичных ребят эта поза плохо выражена, что свидетельствует об отсутствии у них стремления очутиться на руках мамы, о дискомфорте от пребывания на руках.

Среди признаков благополучного аффективного развития малыша находится своевременное появление улыбки и ее адресация близкому. Все дети с аутизмом начинают улыбаться практически вовремя, но качество улыбки бывает своеобразным. Родители отмечают, что улыбка возникает не от присутствия родного человека и его обращения к крохе, а от ряда иных приятных малышу сенсорных впечатлений: музыки, тормошения, света лампы, узора на одежде матери.

признаки аутизма у детей раннего возраста

У некоторых аутичных детей не возникает известный феномен «заражение улыбкой», хотя в норме он проявляется в возрасте от трех месяцев и превращается в «комплекс оживления» - первую форму коммуникативного поведения малыша. При этом он радуется при виде мамы (улыбается, гулит, повышается его двигательная активность, растет продолжительность фиксации взгляда на лице родителя) и настаивает на общении с ней, расстраивается в случае слабой реакции взрослого на его обращение. При аутизме часто наблюдается «сверхдозирование» малышом такого общения, это его быстро пресыщает, и ребенок отстраняется от мамы, которая пытается продолжить контакт.

Умение различать выражения лица

Поскольку близкие люди, ухаживающие за младенцем, и в физическом, и в эмоциональном плане являются постоянными посредниками его взаимодействия с окружающей средой, кроха уже с малого возраста должен хорошо различать разные выражения лица взрослых.

Как правило, эта способность возникает в возрасте 5-6 месяцев, хотя существуют данные, свидетельствующие о возможном наличии ее и у новорожденного. При неблагополучном аффективном развитии у малыша отмечаются затруднения в различении выражения лиц близких, а иногда наблюдается и неадекватная реакция на эмоциональное выражение лица человека. Ребенок с аутизмом может заплакать при смехе близкого или засмеяться при плаче. При этом малыш ориентирован не на критерий качества, не на знак эмоции, а на интенсивность раздражения, что характерно и для нормального развития ранних этапов. Поэтому аутичный малыш и после полугода пугается, к примеру, громкого смеха, даже если засмеялся близкий человек.

Для адаптации крохе также надо уметь выражать свои эмоции, делиться ими с близкими. В норме они обычно проявляются уже в два месяца. Мать отлично понимает настроение малыша, а потому может его утешить, избавить от дискомфорта, развеселить, успокоить. При аутизме даже опытные мамы, со старшими детьми, часто вспоминают, как трудно они понимали оттенки эмоциональных проявлений аутичного малыша.

Феномен «привязанности»

Одна из наиболее значимых форм для психического развития малыша - феномен «привязанности», основной стержень, благодаря которому налаживается и усложняется система взаимоотношения малыша с окружением. Основной признак формирования привязанности - происходящее на определенном этапе выделение ребенком «своих» из группы людей, и очевидное предпочтение единственного лица, которое ухаживает за ним, переживание разлуки с этим человеком.

Грубые нарушения в формировании привязанности наблюдаются при отсутствии на раннем этапе развития младенца постоянного близкого, при разлуке с матерью в течение первых 3 месяцев жизни. Это явление госпитализма, которое наблюдал Спитц у детей, кто воспитывался в доме малютки. У них были выражены нарушения психического развития: когда тревога постепенно перерастает в апатию, снижается активность, ребенок поглощен примитивными формами самораздражения (раскачивает, мотает головой, сосет палец), безразличен к взрослым, пытающимся наладить с ним эмоциональный контакт. Но если при госпитализме имеется «внешняя» причина, что вызвала нарушение формирования феномена привязанности (отсутствие матери), то в случае детского аутизма это нарушение рождается из-за закономерностей особого вида психического и аффективного развития малыша с аутизмом, который не поддерживает естественную установку мамы на формирование привязанности. Это проявляется так слабо, что мать может и не замечать неблагополучия в складывающихся с ребенком отношениях. Он может по норме вовремя начать выделять близких, узнавать мать, предпочитать ее руки, требовать ее присутствия. Но качество привязанности и динамика ее развития в более сложные формы эмоционального контакта с мамой бывают особыми и отличными от нормы.

При аутистическом развитии у крохи иногда развивается сверхсильная привязанность к конкретному лицу на уровне примитивной связи (совместного существования).

Создается впечатление, что малыш физически неотделим от мамы. Эта привязанность проявляется как негативное переживание разделения с матерью. При малейшей угрозе разрушения связи у ребенка возникает катастрофическая реакция на соматическом уровне (рвота, высокая температура, отказ от еды). В норме малыш этого возраста тоже тревожится, расстраивается при уходе мамы, но его реакция не столь витальна, его можно заговорить, отвлечь, переключить на любимое занятие. Ребенок с аутизмом может вообще не демонстрировать привязанности к маме, не призывать ее к общению, к совместным играм, не делиться с ней своими положительными эмоциями и не откликаться на ее обращение. Но ребенок просто не выпускает мать из поля зрения (она не сможет уйти в другую комнату или закрыть дверь в туалете), а иногда выделяет на какой-то период одно предпочитаемое лицо и не принимает остальных членов семьи.

При дозированном проявлении признаков привязанности, что складывается в эмоциональной связи с мамой, малыш начинает рано ее выделять и проявлять иногда по отношению к ней сверхсильную, но ограниченную по времени позитивную эмоциональную реакцию. Ребенок способен проявлять восторг, дарить маме «обожающий взгляд». Но эти моменты кратковременны, яркое выражение любви сменяется периодами индифферентности, малыш вообще перестает откликаться на попытки матери общаться, попытку «заразить» ребенка эмоционально.

Признаки детского аутизма: 23 важных вопроса.

Октябрь 21st, 2014 Евгений

Аутизм и связанные с ним расстройства являются серьёзными заболеваниями, затрагивающими развитие, и встречаются у 5 – 30 из 10000 детей. При этом резко нарушаются способность к общению, социальные взаимоотношения, способность к воображаемым играм.

Эти нарушения развития трудно диагностировать в раннем возрасте. Это происходит потому, что двигательные навыки ребенка обычно сохранены, а задержка речевого и социального развития может быть недооценена до тех пор, пока ребенок в дошкольном возрасте не получит возможность общения со сверстниками. Поэтому диагноз аутизма редко ставится в возрасте до 3 лет. Однако современные данные свидетельствуют о том, что в случае аутизма крайне важны раннее выявление и ранняя коррекция коммуникативных нарушений, так как это улучшает отдаленный прогноз заболевания. При этом более вероятно, что у детей разовьются навыки общения и меньше риск формирования неуправляемого поведения.

В случае аутизма, как и в случае многих других проблем со здоровьем, может очень помочь скрининг, то есть активное выявление в данном случае признаков аутизма в процессе широкого обследования детей определенного возраста каким-нибудь доступным и простым методом. Таким скринирующим методом может стать опросник для родителей. Родители обычно начинают беспокоиться о том, что с развитием ребенка не все в порядке, довольно рано: между 15 и 22 месяцами.

Такая анкета разработана. Это так называемая модифицированная анкета аутизма у малышей (Modified Checklist for Autism in Toddlers, M-CHAT). Она применяется у детей 16-30 месяцев (оптимально – в 2 года). Любой родитель может ее успешно использовать. Для этого следует ответить на перечисленные ниже вопросы о типичном поведении Вашего ребенка. Если что-то из перечисленного демонстрировалос ь ребенком редко (например, Вы видели это 1 или 2 раза), следует ответить отрицательно, то есть ребенок не делает этого.

1. Любит ли Ваш ребенок качаться и подскакивать на вашей ноге?

2. Интересуется ли Ваш ребенок другими детьми?

3. Любит ли Ваш ребенок карабкаться куда-либо, например, вверх по ступенькам?

4. Любит ли Ваш ребенок играть в прятки, «ку-ку»?

5. Изображает ли Ваш ребенок какие-либо действия взрослых, например, разговаривает по телефону, нянчится с куклой или другие подобные действия?

6. Использует ли Ваш ребенок указательный палец для того, чтобы указать на что-то, попросить что-то?

7. Использует ли ваш ребенок указательный палец, чтобы показать свой интерес к чему-либо?

8. Может ли ваш ребенок играть маленькими игрушками (машины, кубики…) соответственно их предназначению, а не просто роняя, тиская или беря в рот?

9. Приносит ли когда-либо Ваш ребенок вам какие-то предметы, для того, чтобы Вам что-то показать?

10. Смотрит ли Ваш ребенок Вам в глаза более, чем в течение 1-2 секунд?

11. Проявлялась ли у вашего ребенка когда-либо повышенная чувствительность к звукам (например, затыкал уши)?

признаки аутизма у детей раннего возраста

12. Улыбается ли Ваш ребенок, видя ваше лицо или в ответ на Вашу улыбку?

14. Откликается ли Ваш ребенок на свое имя, когда Вы его зовете?

15. Смотрит ли ребенок на игрушку, если Вы указываете на нее через всю комнату?

16. Ходит ли Ваш ребенок?

17. Смотрит ли Ваш ребенок на те предметы, на которые смотрите Вы?

18. Делает ли Ваш ребенок необычные движения пальцем у своего лица?

19. Пытается ли Ваш ребенок привлечь Ваше внимание к своей деятельности?

20. Беспокоил ли Вас когда-либо вопрос, не является ли Ваш ребенок глухим?

21. Понимает ли Ваш ребенок то, что говорят люди?

22. Бывает ли такое, что Ваш ребенок смотрит в пустоту или бродит бесцельно?

23. Смотрит ли Ваш ребенок Вам в лицо, чтобы проверить Вашу реакцию, когда сталкивается с чем-то неизвестным?

Тест не пройден, если не пройдены 2 или более критических вопроса или 3 любых вопроса. Критические вопросы выделены жирным шрифтом.

Вопросы считаются не пройденными при следующих ответах:

1.Нет 2. Нет 3. Нет 4. Нет 5. Нет 6. Нет 7. Нет 8. Нет 9. Нет 10. Нет 11. Да 12. Нет 13. Нет 14. Нет 15. Нет 16. Нет 17. Нет 18. Да 19. Нет 20. Да 21. Нет 22. Да 23. Нет

признаки аутизма у детей раннего возраста

Если тест не пройден, нужно обязательно проконсультироваться с психоневрологом или детским психиатром, привлекается также и логопед. В настоящее время не выявлен какой-то биологический маркер аутизма, и значит, нет лабораторного анализа, помогающего поставить диагноз. Диагноз ставится в процессе наблюдения за ребенком, часто решение принимается консилиумом врачей. Важно не упустить время и вовремя начинать коррекцию нарушений развития малыша: обучать распознавать эмоции другого человека, развивать имитационные способности, умение владеть своим телом и речевые навыки.

Важно подобрать врача, который найдет контакт с Вашим ребенком.

Источники.

1. The Modified Checklist for Autism in Toddlers: An Initial study Investigating the Early Detection of Autism and Pervasive Developmental Disorders. Diana L. Robins, Deborah Fein, Marianne L. Barton, and James A. Green. Journal of Autism and Developmental Disorders, Vol. 31, No. 2, 2001.

2. Учебное пособие по аутизму (для педиатров, родителей и всех специалистов, работающих в этой области). 2013. Линда Ли (Help Autism Now Society). (рисунки взяты из этой брошюры)

Признаки аутизма в раннем возрасте

11.09.2013

Российская медицинская действительность такова, что врачи-педиатры попросту не замечают признаков аутизма у детей. Поэтому родителям нужно быть начеку, ведь чем раньше вы распознаете признаки аутизма, тем большую помощь вы сможете оказать вашему малышу и возможно даже «вывести» его из этого состояния.

Что говорит медицина об аутизме

Обычный педиатр не сможет поставить ребёнку диагноз «аутизм». Даже невролог этого не сделает: в России эти дети целиком во владении врачей-психиатров. Но и это можно считать прорывом: всего 15 лет назад детей-аутистов записывали в шизофреники или просто в «запущенных» детей.

Аутизм – это нарушение в иммунной и эндокринной системах, которое ведёт к нарушениям развития мозга. Основные симптомы – это проблемы с социальным общением и вниманием, ограниченность интересов и стремление к упорядоченным и повторяющимся действиям.

Имейте ввиду, что понятие «аутизм» очень широко: на одном краю шкалы дети с нарушениями общения, а на другой – дети, которые сидят в углу и совсем не разговаривают.

Диагностируется аутизм в возрасте до трёх лет, и чем раньше – тем лучше: тогда вы сможете оказать посильную помощь ребёнку, но «излечить» до конца аутизм невозможно.

Признаки аутизма в раннем возрасте

Приведём некоторые самые общие и распространённые признаки аутизма в раннем возрасте:

• «Мамины руки». Первый социальный контакт грудных детей происходит с матерью при кормлении. У детей с признаками аутизма могут наблюдаться проблемы: он может быть слишком напряжённым или наоборот совсем расслабленным, в итоге ни мама, ни ребёнок не могут найти подходящего положения, чтобы друг другу было комфортно

• «Родные лица». Уже в возрасте месяца дети проявляют особый интерес к лицу окружающих их взрослых. Дети-аутисты не могут долго фиксировать взгляд на лице родителей или других родственников, они могут смотреть на лицо, но рассеянно, будто задумавшись

• «Не хочу на ручки». Младенцы тянут руки к взрослым, чтобы их подержали, пообщались с ними. Дети с признаками аутизма чувствуют себя некомфортно на руках взрослого, поэтому они могут капризничать на руках и вовсе не тянуть свои ручки к родителям

• «Улыбайся!». Дети-аутисты улыбаются также, как и обычные малыши, и даже срок появления улыбки «нормальный». Но улыбаться он может не в ответ на улыбку родителя, а реагируя на события вокруг: свет, шум, яркие цвета и т.д.

• «Трудные эмоции». Обычно мама может понять эмоции малыша, когда ему исполнилось всего пара месяцев, а дети могут адекватно отвечать на эмоции родителей уже в полгода, и даже раньше. Один из признаков аутизма – это «неправильная» реакция на эмоции: ребёнок может засмеяться, услышав плач или наоборот – испугаться громкого смеха, даже будучи слишком «взрослым» для этого

• «Странная привязанность». Дети с аутичными нарушениями развития могут по-разному проявлять привязанность к матери: это может быть гипер-привязанность, при которой он, даже взрослея, будет устраивать истерики, оставаясь один второй вариант – «кратковременная привязанность», когда настроение ребёнка будет меняться от сверхсильной эмоциональности по отношению к матери до полного безразличия

Ещё немного науки

Аутизм в России диагностируется довольно поздно, зачастую перед школой. Родителей могут обвинять в недостаточной любви или невнимательности. Нужно чётко нужно понимать, что аутизм – это нарушение на генном уровне и что это не ваша вина, но проблема всей системы здравоохранения Российской Федерации.

Современная наука ни в одной стране не нашла точного объяснения происхождения аутизма. Лечения тоже нет, но благодаря современным методикам ребёнка можно подготовить к жизни: научиться справляться со страхами и эмоциями, даже устанавливать контакт с людьми.

Напоследок

Важно знать про людей с таким диагнозом, что они не «не хотят» общаться, они просто не знают как. А врачи в детских поликлиниках не знают, как диагностировать и что делать в таких случаях. Поэтому надежда у таких детей одна – это родители. Родители же в России и устраивают конференции, семинары, публикации переводных зарубежных книжек на эту тему.

Помните, что нет точной диагностики аутизма и расстройств, связанных с ним. Если вас не оставляют сомнения, то свяжитесь с сообществом родителей детей-аутистов, они сейчас есть в каждом городе, и попросите помощи у них.

Ранние проявления аутизма

С какого возраста может быть поставлен диагноз «аутизм»? В настоящее время достоверный диагноз редко ставится раньше 3–4 лет. В основном это связано с тем, что те формы поведения, которые нарушаются при аутизме (согласно приведенным выше диагностическим критериям), у обычных детей еще не сформированы. Тем не менее в последние годы все больше возрастает интерес к возможности выявления достоверных признаков аутизма в раннем возрасте. Поиску самых первых признаков аутизма, которые позволили бы выявлять группу риска, способствуют два фактора. Врачи-практики проявляют заинтересованность в ранней диагностике в надежде, что терапевтическое вмешательство на самых ранних этапах может оказаться более эффективным. Однако до сих пор совершенно не ясно, каким же должно быть это терапевтическое вмешательство. С теоретической точки зрения ранняя диагностика аутизма интересна в связи с выявлением природы первичного дефекта и причинно-следственных закономерностей на протяжении развития (см. гл. 6) – например, снижение способности к подражанию является причиной или следствием нарушения социального взаимодействия? Хотя многие исследователи, включая Каннера и Аспергера, считали, что аутизм возникает с самого рождения, это, конечно, не означает, что проявления аутизма также должны возникать сразу после рождения. Многие врожденные конституциональные особенности ребенка не проявляются в младенческом возрасте, нужно время для их созревания и развития (например, врожденно «запрограммированные» гормональные изменения в подростковом возрасте).

Существует два типа исследований ранних признаков расстройства—ретроспективные и прогностические. Ретроспективные исследования обращены в прошлое, рассматривают определенную популяцию и анализируют истории развития людей из этой популяции. Такие исследования подвержены критике, поскольку на воспоминания очевидцев могут влиять какие-то последующие события – например, слишком радужные воспоминания о том, как было раньше, могут не соответствовать действительности. Чтобы избежать таких непреднамеренных искажений событий, исследователи могут обратиться к документам, написанным в тот или иной момент развития ребенка, например к записям в медицинской карте или школьным отчетам. Эти записи не могут быть искажены последующими событиями, однако в них может содержаться очень мало информации или же она может касаться вопросов, которые совершенно не интересуют исследователя. В прогностических исследованиях исследователь сам решает, какую форму поведения он будет анализировать, и при этом освобождается от искажения, свойственного ретроспективным исследованиям. Однако, если исследователя интересует какое-то редкое нарушение, может понадобиться огромная исходная выборка, чтобы с уверенностью сказать, что у детей с определенными особенностями впоследствии разовьется то или иное нарушение.

Ранние признаки аутизма полезны только в том случае, если они специфичны именно для аутизма и встречаются у всех аутистов. Выявление признаков, которые также встречаются у многих неаутичных детей (например, нелюбовь к переменам), довольно бессмысленно – использование их в качестве диагностических критериев приведет к росту числа «ложных тревог», к приклеиванию ярлыков обычным здоровым детям. Вместе с тем выявление признаков, которые встречаются только у некоторых аутистов (например, избегание прикосновений), также бессмысленно – это приведет к большому количеству пропусков, когда аутизм будет оставаться незамеченным. Хотя родители многих аутистов говорят, что они с первых месяцев стали подозревать, что что-то не так, у этих подозрений должны найтись другие причины, чем в случае опасений родителей обычных детей, у которых также могут быть какие-то трудности. Кроме того, вполне возможно, что родители скорее замечают выраженные когнитивные проблемы, нежели аутистические проявления. Поэтому при поиске ранних признаков аутизма раннее развитие таких детей нужно сравнивать как с ранним развитием обычных детей, так и с развитием неаутичных детей с выраженными когнитивными нарушениями.

В настоящее время множество исследований посвящено изучению способов как можно более раннего выявления аутизма. В лонгитюдном исследовании Lister ставился вопрос, являются ли проблемы развития в 12 месяцев (выраженность трудностей оценивалась социальными работниками путем заполнения специального бланка) предвестниками триады нарушений, имевшей место к 12 годам. Результаты показали, что среди выборки из 1208 младенцев, которых повторно обследовали в 6 и 12 лет, дети, которым впоследствии был поставлен диагноз аутизм, в возрасте 12 месяцев ничем не отличались от нормальных (Lister, 1992). Исследование не только не выявило у «будущих аутистов» никаких признаков аутизма: более того, проблемы развития в социальной и коммуникативной сферах в возрасте 12 месяцев далеко не всегда означали, что у ребенка и в дальнейшем будут иметь место нарушения в этих сферах.

Совсем другой подход представлен в исследовании Johnson с соавторами (1992). В нем сравнивались ранние медицинские записи о детях, у которых впоследствии был обнаружен аутизм, и о детях, которые выросли психически здоровыми или имели трудности обучения (не аутистического спектра) легкой или средней степени тяжести. Было обнаружено, что в группе детей с трудностями обучения в возрасте 12 месяцев отмечались нарушения во многих сферах (моторной, зрительной, слуховой, речевой). Напротив, у аутичных детей в этом же возрасте нарушения были незначительными. Однако, в возрасте 18 месяцев у детей, впоследствии получивших диагноз «аутизм», были обнаружены нарушения социального взаимодействия. В группе детей, имевших трудности обучения, только нарушения развития социальной сферы в возрасте 18 месяцев наблюдались лишь у некоторых, причем они являлись частью общей задержки психического развития. У аутичных детей, напротив, наличие нарушений в социальной сфере отмечалось на фоне отсутствия других проблем. Результаты этого исследования говорят о том, что до начала второго года жизни у аутичных детей не наблюдается нарушений в социальной сфере: в 12 месяцев эти дети были оценены социальными работниками как нормально развивающиеся в плане социального поведения (по таким параметрам, как улыбка и реакция на людей).

В других работах ранние признаки аутизма исследовались путем различных технологий. Описаны единичные случаи, когда ребенок по тем или иным причинам наблюдался с раннего возраста и до того, как возникли подозрения на наличие у него аутизма (например, Sparling 1991). Домашние видеозаписи также могут являться хорошим источником информации о раннем развитии аутичного ребенка (Adrien и др. 1991). В настоящее время результаты исследований обоих типов говорят о наличии ранних, но очень незначительных признаков, при этом из-за отсутствия контрольной группы трудно понять, есть ли среди этих признаков специфичные именно для аутизма, и если да, то какие именно. Остается вероятность, что ранние проблемы в развитии просто приводят к трудностям обучения, сопутствующим аутизму, или что подобные поведенческие проблемы могут возникать и в ходе развития многих «обычных» детей. Наиболее многообещающей работой по изучению ранних предвестников аутизма является исследование, находящееся в стадии разработки в Британии и Швеции. Baron-Cohen с соавторами (1992) преодолел проблему проведения прогностического исследования редкого нарушения, выбрав группу младенцев, у которых имелась высокая степень вероятности наличия аутизма.

Поскольку, по-видимому, аутизм имеет генетические предпосылки (см. гл. 4), эти исследователи сосредоточивают свое внимание на братьях и сестрах аутичных детей. Они разработали инструмент для скрининговых исследований – Бланк для выявления аутизма в раннем возрасте (Checklist for Autism in Toddlers – CHAT), основанный на современных представлениях о поведенческих и когнинтивных признаках аутизма (см. гл. 5) . В частности, в опроснике упоминаются символические игры, концентрация, указательные жесты, интерес к окружающим людям и играм с ними. CHAT использовался врачами и социальными работниками для исследования 41 18-месячного ребенка – братьев и сестер аутичных детей. Также с его помощью исследовалась контрольная группа случайным образом отобранных 18-месячных детей. Более 8о% 18-месячных детей из контрольной группы получили нормальные оценки всех показателей, касающихся развития воображения и социальной сферы. Ни у одного ребенка из контрольной группы не было проблем больше чем в одной из пяти ключевых сфер. Напротив, у 4 детей из группы риска, состоящей из 41 ребенка, отмечались нарушения по двум и более ключевым показателям. Последующее исследование в 30 месяцев показало, что у этих четырех детей, и только у них, был диагностирован аутизм. Таким образом, это исследование показывает, что аутизм может быть выявлен в 18 месяцев путем обнаружения слабости в областях социальных, коммуникативных способностей и воображения. Значение этих предварительных данных для психологических теорий аутизма будет обсуждаться далее в главе 6.

Источники:
www.psyportal.net, dobrygnomik.ru, lesea.ru, www.e-reading.by

Следующие статьи:


01 мая 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения