Справочник Совет педиатра
Главная » Пищеварение и дыхание

Особенности речи детей с зпр кратко



Особенности речевого развития дошкольников с ЗПР

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют следующие наиболее значимые особенности: недостаточный запас знаний и представлений об окружающем, пониженная познавательная активность, замедленный темп формирования высших психических функций, слабость регуляции произвольной деятельности (им требуется активная ориентировка в задании), нарушения различных сторон речи.

Детям задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации (Е.М. Мастюкова, 1997).

Часто на первом году жизни у детей этой категории отмечается задержка двигательного и речевого развития, а на более поздних этапах наблюдается отставание в овладению речью.

Большую роль в структуре дефекта детей с задержкой психического развития играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.

Так, у детей с задержкой психического развития позднее, чем у нормально развивающихся сверстников, возникает период детского словотворчества и затягивается до 7-8 лет (Н.Ю. Борякова, 1983 Е.С. Слепович, 1978 и др.).

В речи детей с ЗПР в основном используются существительные и глаголы, причем предметный и глагольный словарный запас низкий, неточный. Дети не знают многих слов не только абстрактного значения, но и часто встречающихся в речи, заменяют слова описанием ситуации или действия, с которым связано слово, испытывают трудности в подборе слов-антонимов и особенно слов-синонимов. Из прилагательных чаще всего употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки (Е.В. Мальцева, 1989).

Многие исследователи отмечают недостаточною сформированность грамматического строя речи детей с ЗПР (Г.Н. Рахмакова, Е.Ф. Соботович, 1984 Р.Д. Тригер, 1998 и др.). Чаще всего встречается нарушение порядка слов в предложении, пропуск отдельных его членов, что связано с неполноценностью грамматического программирования (А.А.

Леонтьев, 1965 Н.Ю. Борякова, 1983 и др.). Довольно часто наблюдаются ошибки в употреблении предлогов (замены, иногда пропуски), а также ошибки в предложно-падежном управлении, в согласовании существительных с глаголами и прилагательными, отмечаются затруднения детей в образовании новых слов с помощью суффиксов, приставок (Е.В. Мальцева, 1990).

Особенности развития речи у детей с замедленным психическим развитием

Для скачивания работы включите JavaScript в Вашем браузере

Министерство образования Российской Федерации Челябинский Государственный Педагогический Университет Факультет психологии Кафедра теоретической и прикладной психологии КУРСОВАЯ РАБОТА По педагогике На тему Особенности развития речи у детей с ЗПР Выполнила студентка 303 группы Черменинова М.А.

Руководитель Капитанец Е.Г. Челябинск, 2004 Содержание Введение 3 Глава 1. Общие сведения об особенностях развития речи у детей с ЗПР 1.1 Развитие речи младших школьников с ЗПР как психолого-педагогическая проблема 1.2 Особенности развития речи младших школьников с ЗПР 7 Глава 2. Исследование особенностей развития речи у детей с

ЗПР 2.1 Характеристика выборки и методики исследования 2.2 Анализ результатов исследования 16 Заключение 23 Список используемой литературы 24 Приложение 26 Введение Речь играет огромную роль в психическом развитии ребнка, в развитии мышления и в психической деятельности в целом. Включение речи в познавательную деятельность ребнка перестраивает его основные психические процессы. Так мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение,

абстракция развиваются и совершенствуются по мере овладения речью. Развитие речи ребнка играет важную роль в формировании и становлении его психического развития. Существуют отклонения и аномалии в психическом развитии. Отклонения или аномалии в развитии ребнка разнообразны. Они могут касаться различных сторон психофизического развития ребнка его зрительного восприятия, слуховой

и речевой систем, интеллектуальной, эмоционально-волевой сфер двигательной системы. Такие отклонения могут быть вызваны и другими различными причинами. Детей с задержкой психического развития характеризует низкая работоспособность и продуктивность, неустойчивость памяти, слабое развитие опосредованного запоминания. Задержка психического развития в большинстве случаев, как известно, является следствием резидуально-

Продолжение на след. странице

Речь - одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является основным условием его полноценного речевого и общего психического развития. У детей с задержкой психического развития в той или иной степени не сформирована речевая система. Речь младшего школьника носит ситуативный характер, у этих детей только намечается переход к контекстной речи. Этот переход означает новый этап в речевом развитии ребенка.

The speech - one of the major functions necessary for mental development of the child. Timely formation of a grammatical system of language of the child is the main condition of its full speech and general mental development. At children with a delay of mental development the speech system to some extent isn't created. The speech of the younger school student has situational character, at these children transition to the contextual speech only is planned. This transition means a new stage in speech development of the child.

С рождения ребенка окружает множество звуков: речь людей,музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков,воспринимаемых ухом ребенка, лишь речевые звуки, и то только всловах, служат целям общения его со взрослыми, средством передачиразличной информации, побуждения к действию. А прежде чемребенок научится понимать и произносить отдельные слова, онреагирует на интонацию. Ребенок не всегда может сразу правильно произнести услышанное слово: сохранить в нем слоговую структуру, четко выговаривать все звуки. Большое значение для правильного развития произносительной (звуковой) стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко - и голосообразование. На сегодняшний день, речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. Основными исследователями в этой области являются Н.Ю.Борякова, Л.В.Яссман, Лалаева Р. И. Мальцева Е.В. Р.Д.Тригер и другие. Ученые выявили, что у большого количества школьников младших классов преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.

По результатам исследования Н. Ю. Боряковой. дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются: пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания. Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают на несформированность внутреннего программирования.

Внятность и чистота речи зависят от многих факторов, и в первую очередь от состояния и подвижности артикуляционного аппарата. Неправильное строение аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и как следствие их недостаточная подвижность нередко являются причиной плохого произношения. Наиболее активно участвует в образовании звуков и произнесении слов язык. От его положения, от того какую форму он принимает (распластан или образует желобок, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка.

Чтобы научиться говорить чисто и правильно произносить слова, ребенок должен хорошо слышать звучащую речь. Снижение слуха ведет к ослаблению слухового самоконтроля, что может быть причиной нарушения звукового оформления слов (слово произносится недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки в нем) к нарушению интонационной стороны речи. Ослабление слуха ведет не только к искажению слов, но и к снижению словарного запаса, к появлению в речи ошибок грамматического плана.

Процесс развития речи во многом зависит от развития фонематического слуха, т.е. умения отличать одни речевые звуки (фонемы) от других. Недостаточнаясформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Из всего сказанного следует: для того, чтобы выработать у ребенка хорошую дикцию, обеспечить четкое и благозвучное произнесение им слов, и каждого звука в отдельности, необходимо развивать его артикуляционный аппарат речевое дыхание, совершенствовать фонематический слух, правильно воспроизводить их в слове.

Возникновение речи основывается на когнитивном базисе. На начальной стадии сенсомоторного интеллекта ребенок усваивает логику действия с непосредственно воспринимаемыми объектами. Затем развивается концептуальная логика, т. е. появляется способность мыслить об объектах в виде представлений. Таким образом, возникает семиотическая (символическая) функция (к 2-м годам) и дальнейшее развитие этой функции связано с развитием речи. При задержке психического развития наблюдается замедление темпа развития уже на уровне сенсомоторного интеллекта. Мышление и речь тесно взаимосвязаны, что проявляется в значении слова. Словесно - логическое мышление оперирует понятиями, которые формируются благодаря речи. При ЗПР наблюдается замедление темпа в развитии речи, в расширении словарного запаса.

Формирование грамматического строя речи учащихся класса ЗПР с нарушениями речи осуществляется в основном на уроках развития речи и направлено на решение следующих задач:

Уточнение значений грамматических форм и конструкций.

Формирование умений и навыков наблюдения за языковым материалом, его анализа и синтеза.

Знакомство с новыми грамматическими формами и конструкциями.

Обучение использованию в собственной речи адекватных грамматических форм и конструкций в соответствии с замыслом высказывания.

Трудность у этих детей вызывает определение цвета и формы, подбор антонимов и синонимов.

Ограниченность лексических средств у детей с ЗПР проявляется при составлении предложений по опорным словам и с заданнымисловами.Уровень овладения предложением служит показателем сформированности грамматического строя речи. Для детей с ЗПР составление предложений представляет трудность. Ошибки у детей очень многочисленны. Наиболее распространенная ошибка - нарушение порядка слов.

особенности речи детей с зпр кратко

Одно из ярких проявлений несформированности грамматического строя речи является употребление предлогов. Сложные предлоги не употребляются этими детьми, но и простые употребляются с ошибками (замена предлога, пропуск).

Несформированность устной речи обуславливает и нарушение письма у детей с задержкой психического - развития. У всех детей встречаются синтаксические ошибки - неумение выделить слово, предложение из текста и др.

Собственно речевые дефекты группируются в зависимости от того, какая именно сторона речевой деятельности нарушена в наибольшей степени.

В целом, актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и познавательной деятельности ребенка. Речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка. Включение речи в познавательную деятельность перестраивает основные психические процессы ребенка. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности, социальную адаптацию умственно отсталого ребенка.

Нарушения речи у детей с интеллектуальными отклонениями являются широко распространенными, характеризуются сложностью патогенеза и симптоматики. Дефекты речи у таких детей могут быть обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, могут быть связаны и с другими факторами (снижение слуха, нарушение речевой моторики, аномалии строения артикуляционного аппарата и др.)

Список литературы:

. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевых высказываний детьми 6-7 лет с ЗПР. // Дефектология. - 1983. - №3.

Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч. т. 2. М. 2007.

Дефектологический словарь / Гл. ред.А.И. Дьячков, 2007.

Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В. Жулаповой. - М. Академия, 2009.

Коррекция нарушений речи у детей с задержкой психического развития

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Краткие сведения о развитии речи ребенка. Общая характеристика задержки психического развития, ранняя диагностика отклонений. Принципы лечебно-педагогической работы при задержке развития. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

курсовая работа [436,4 K], добавлена 28.08.2011

Специфика коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений письменной речи младших школьников с задержкой психического развития. Современные представления о письменной речи. Принципы коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками.

особенности речи детей с зпр кратко

реферат [35,3 K], добавлена 10.04.2014

Развитие устной речи у детей в норме и у детей с задержкой психического развития. Изучение сформированности речевых и неречевых функций у младших школьников с задержкой психического развития в ходе констатирующего эксперимента, пути их коррекции.

особенности речи детей с зпр кратко

дипломная работа [469,4 K], добавлена 24.06.2011

Понятие и классификация задержки психического развития (ЗПР). Основные причины, обусловливающие ЗПР. Критические периоды в развитии речевой функции. Особенности психического развития и письменной речи у детей с ЗПР. Направления коррекционной работы.

курсовая работа [45,0 K], добавлена 28.08.2011

Развитие связной речи младших школьников в норме. Дефекты речи у детей с задержкой психического развития. Сопоставление уровней владения связной речью школьниками с задержкой психического развития и учащимися с нормальным психофизическим развитием.

дипломная работа [76,3 K], добавлена 12.03.2011

Значение навыка пересказа в развитии речи младших школьников, методические аспекты его формирования у детей с задержкой психического развития, особенности учебной деятельности. Задачи и специфика уроков чтения в специальной (коррекционной) школе 7 вида.

курсовая работа [57,2 K], добавлена 18.02.2011

Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР). Специфика коррекционного обучения детей с ЗПР формам связной речи. Содержание и этапы коррекционной работы по формированию связной речи у шестилетних детей с ЗПР.

дипломная работа [93,4 K], добавлена 28.04.2012

Проблема трудностей обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР). Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР. Формирование общей способности к учению. Специфика коррекционной работы. Формирование интонационной выразительности речи.

курсовая работа [86,0 K], добавлена 29.06.2012

Особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Психологические основы игры данной категории детей. Определение значения игры в становлении, развитии личности младших школьников с задержкой психического развития.

курсовая работа [33,6 K], добавлена 07.04.2010

Клинико-психологические особенности детей с задержкой психического развития. Характеристика речевого развития таких детей. Ошибки письма у младших школьников. Изучение специфических ошибок письма у школьников 7-8 лет с задержкой психического развития.

дипломная работа [1,2 M], добавлена 16.04.2012

Источники:
pedlib.ru, 5ballov.qip.ru, www.scienceforum.ru, revolution.allbest.ru

Следующие статьи:


25 января 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения