Справочник Совет педиатра
Главная » Скорое лечение

Коррекция гиперактивности у детей 3 лет



Коррекция гиперактивности у детей 3 лет

Гиперактивный ребенок. Коррекция гиперактивности у детей

Вчерашний_Дождь 7 декабря 2009 4820

Согласитесь: спокойные, тихие и послушные дети пугают! Сразу начинаешь думать: "Ой, что это с ним не так?" Но нормально ли это, если ребенок 24 часа в сутки скачет по головам своих ошалевших родителей? И где граница между нормой и "перебором"?

Активный ребенок - это хорошо, это значит, что он, во-первых, здоров (стал бы больной скакать по диванам!), а во-вторых, имеет в своем распоряжении вполне адекватных родителей, которые не давят с воспитанием, этикетом и прочей вредной для детской психики ерундой. Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит - и все это почти одновременно. Только став мамой такого сокровища, понимаешь истинный смысл старой доброй присказки: "Какой же ты хороший, когда спишь!"

Но если это так естественно, почему неврологи в один голос называют гиперактивность патологией и так и норовят прописать непоседе успокоительные? Оказывается, есть большая разница между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью.

Тест на гиперактивность

Похоже на детскую игру из серии "Найди 5 отличий"… Итак, Активный ребенок :

- Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же паззл собрать.

- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.

- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.

- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.

- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребенок :

- Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Откуда ноги растут?

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.

Спокойствие, только спокойствие!

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.

А также воспользуйся такими советами:

  • Малыш не виноват, что он такой "живчик" . поэтому бесполезно его ругать, наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он "неправильный" и не может угодить маме с папой.
  • Научить ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это делать.
  • В воспитании необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
  • Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
  • Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и пр).
  • В некоторых случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить нагрузку.
  • "Движение - это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
  • Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или родителями.
  • Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
  • Подготовьте своему непоседе "поле для маневров" . активные виды спорта для него - просто панацея.
  • Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести его до конца.
  • Научите малыша расслабляться . Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
  • И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите .
  • И все, спросите вы, а как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога? Риск есть, но успокоительными проблему не решить. Ведь что делают лекарства? Они подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина-то остается. Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы, но при этом и махать на нее рукой, дескать, само пройдет, тоже не выход. Увы, может и не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать проблемы в школе, ему трудно будет строить отношения со сверстниками и старшими, и удержать его под заботливым маминым крылом вряд ли удастся.

    Народные методы коррекции гиперактивности у детей

    Малышу, начинающему ползать, все интересно, он стремиться узнать все тайны мира. Уследить за малышом в этот период непросто. В этом возрасте активность - нормальное явление, это говорит о здоровье малыша. Другое дело, когда ребенок в возрасте около года с головокружительной быстротой меняет игрушки, занятия, даже минуту не может высидеть на руках у мамочки. Такое поведение врачи называют гиперактивностью, проявляется оно ярко после 2-3 лет, но уже месяцев в 8-9, при появлении первых признаков, нужно обратиться к неврологу, который сможет профессионально провести диагностику вашего малыша.

    Скорректировать такое неспокойное поведение ребенка тяжело, требуется безграничное материнское терпение и любовь. В некоторых случаях, кроме медикаментозной терапии, неврологи назначают детям легкие успокаивающие травяные сборы. Прежде чем начать принимать настои постоянно, обязательно проследите, как сбор действует на ребенка. Иногда вместо ожидаемого успокоительного действия, малыш, наоборот, еще больше возбуждается.

    Рецепт при гиперактивности и внутричерепном давлении:

    Возьмите в равных количествах клюкву, мед и алоэ. Клюкву и алоэ прокрутите через мясорубку, смешайте с медом и дайте немного настояться. Давайте ребенку по чайной ложке трижды в день. Курс должен продолжаться не менее полгода. Через год повторить. Подвижность и энергичность при этом лечении остается, зато появляется внимательность и усидчивость.

    Хорошее средство от тиков - заварить 2 столовые ложки сухих листьев ежевики литром кипятка и пить по полстакана два раза в день.

    Замечательное успокоительное действие оказывают расслабляющие ванны с травами и маслами. Можно покупать готовые пакетики успокоительных сборов или отдельно пустырник, ромашку, валериану. Достаточно 5 пакетиков на 1 литр воды, заварить, настоять и вылить в ванну. Хорошее расслабляющее действие имеет пихтовое масло и масло нероли, можно капать в наполняющуюся ванну пару капель. Экстракт хвои тоже успокаивает.

    Старый рецепт успокоительного отвара - пустырник, шалфей, зверобой, мята и корень валерианы. Заварить каждой травки по чайной ложке на поллитра кипятка. Настоять один час, добавить сахар или мед. Пить по четверти стакана трижды в день около 2 месяцев. Еще одно старое средство - теплое молоко с медом. Напиток можно давать на ночь.

    Симптомы гиперактивности у ребенка, коррекция, рекомендации для взрослых

    Содержание:

    коррекция гиперактивности у детей 3 лет

    Очень часто бывает так, что родители жалуются на то, что их ребенок неусидчив, не слушается, ни секунды не сидит на месте, ему очень трудно хоть сколько-то посидеть спокойно и заниматься делом. Может ли это быть просто особенностью характера ребенка, невоспитанностью или это патологическое состояние, которое требует коррекции?

    Часто у таких детей психологи в результате диагностики определяют наличие синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Ниже мы опишем причины гиперактивности, чем проявляется данный синдром, какие существуют критерии для диагностики этой патологии, как лечить гиперактивность и приведем ряд советов для родителей и педагогов.

    СДВГ – стойкое поведенческое расстройство с дебютом в детском возрасте, проявляющееся импульсивностью, трудной управляемостью, снижением концентрации внимания и рядом других симптомов.

    Немного истории

    Еще в XIX веке немецкий психоневролог Г. Хоффман впервые описал чересчур подвижного и активного ребенка, прозвав его «Непоседой Филом». С 60-х годов XX века подобное состояние стали считать патологическим и называли минимальными нарушениями деятельности головного мозга. В 80-х годах это заболевание получило свое место в международной классификации болезней и стало называться СДВГ.

    коррекция гиперактивности у детей 3 лет

    Причины развития СДВГ

    Иные факторы:

  • Наличие у ребенка неврологических заболеваний
  • Конфликтные ситуации в семье, напряженные отношения между родителями
  • Излишняя строгость в отношении ребенка
  • Отравление тяжелыми металлами, например, свинцом
  • Некоторую роль также играет и неправильное питание ребенка
  • Существует мнение, что травмы шейного отдела позвоночника являются причиной СДВГ, это заблуждение.

    Если у ребенка имеется сочетание нескольких факторов развития заболевания, то риск развития синдрома гиперактивности у таких детей увеличивается.

    Классификация СДВГ

    В зависимости от доминирующих признаков гиперактивности выделяют три типа заболевания:

  • Синдром гиперактивности без дефицита внимания
  • Синдром дефицита внимания без гиперактивности
  • Сидром гиперактивности, сочетающийся с дефицитом внимания – этот тип заболевания встречается наиболее часто.
  • Как проявляется гиперактивность

    Распространенность заболевания – 4-5% среди детей. Мальчики страдают СДВГ примерно в 6 раз чаще девочек.

    Рассмотрим, чем и в каком возрасте может проявляться гиперактивность у детей. Симптомы впервые могут появиться еще до года. В этом возрасте такие дети могут отличаться излишней возбудимостью, могут чересчур бурно реагировать на различные манипуляции, на яркий свет, звук. У них часто имеются нарушения сна – они с трудом засыпают, часто просыпаются, период бодрствования увеличен. В физическом развитии они могут несколько отставать от сверстников (на 1-1,5 месяца). Развитие речи также может быть запоздалым.

    Подобные симптомы могут быть и при многих других заболеваниях, поэтому при их наличии не стоит самостоятельно делать выводы о причинах их появления. Следует обратиться к врачу для своевременной диагностики заболевания.

    Также не следует относить к патологии, если один из симптомов появляются лишь изредка. Вполне нормально, если у ребенка сбился режим, и он не может уснуть в обычное для него время или просто увлекся игрой и оказывается засыпать. Причин для капризов у ребенка может быть много, начиная от прорезывающихся зубов, заканчивая нарушениями в диете ребенка.

    Уже примерно в 2-3 года появляются отчетливые симптомы, но большинство родителей их не замечает или считает подобные проявления нормой. Естественно, что это не служит для них поводом для обращения к врачу, а зря, ведь чем раньше выявить проблему, тем проще с ней будет справиться. В этом возрасте уже может проявляться неусидчивость, можно отметить излишнее количество движений у ребенка, движения эти хаотичны. Специалист может определить задержку речевого развития, а затем и наличие «моторной неловкости».

    Часто именно в возрасте 3 лет родители могут обратить внимание на состояние ребенка. Именно в 3 года начинается очередной возрастной кризис у ребенка, когда он осознает свое Я, исследует границы дозволенного, в связи, с чем становится очень упрямым, капризным, это нормальный период психического развития ребенка, но при этом у детей с СДВГ все признаки обостряются.

    Также в этот период многих детей отдают в садик, где за ними наблюдают другие люди и они часто и говорят родителям о том, что их ребенок неусидчив, невнимателен, не слушается воспитателей, его невозможно уложить спать. Это и может быть первым звоночком для родителей, чтобы они обратились к специалисту. В этом возрасте идет интенсивное развитие памяти и внимания, у детей с СДВГ оно идет медленней.

    Так как у ребенка с СДВГ нервная система не справляется с увеличением требований, физических, психических нагрузок, то ухудшение может наблюдаться у детей дошкольного возраста (в возрасте 5-5,5 лет). В это время в детском саду у детей начинаются подготовительные занятия, которые требуют концентрации внимания, способности некоторое время сидеть на одном месте и слушать взрослого.

    Психическое развитие таких детей отстает, это может проявляться в заниженной самооценке, неуравновешенностью, вспыльчивостью. Такие дети могут жаловаться на головные боли, у них могут быть нервные тики, у них появляются фобии (страхи). У некоторых диагностируется энурез.

    У детей школьного возраста, несмотря на сохранность интеллекта, плохая успеваемость. Они невнимательны на уроках, им сложно чем-то увлечься. Они с трудом находят общий язык со сверстниками, такие дети склонны к конфликтам. Из-за нетерпимости у них редко бывают хорошие отношения с одноклассниками и учителями. Такие дети не способны оценивать последствия своих поступков, они очень импульсивны, часто - агрессивны, что при отсутствии диагностики и лечения впоследствии может привести к асоциальному поведению.

    Чем раньше начать лечение гиперактивности, тем меньшими последствиями можно обойтись.

    Диагностические критерии СДВГ

    Применять их целесообразно не раньше 6 лет. Для установления диагноза СДВГ в возрасте 6-17 лет достаточно 6 совпадений, для лиц старше 17 лет – 5 совпадений. Эти критерии могут и даже должны присутствовать у ребенка с СДВГ и более раннем возрасте.

    Лечение СДВГ

    Коррекция гиперактивности должна проводиться с помощью нескольких методик, среди которых есть медикаментозные и немедикаментозные. Преимущественно используются немедикаментозные способы лечения. Лекарственные средства используются в случае, если все иные методы оказались неэффективными. Основные направления коррекции СДВГ:

    Детям с СДВГ нельзя заниматься спортивными играми с соревновательным элементов, так как они могут усилить проявления заболевания. Также не рекомендуются игры с показательными выступлениями и со статическими нагрузками. Полезными же окажутся легкие аэробные тренировки, например, плавание, лыжный спорт, езда на велосипеде.

    Существуют разные методики, позволяющие уменьшить тревожность, повысить коммуникабельность ребенка. Психолог может моделировать различные ситуации успеха, помочь подобрать сферу деятельности для ребенка, в которой он будет себя уверенно чувствовать. Даются упражнения на развитие речи, памяти, внимания. При серьезных нарушениях речи рекомендуются занятия с логопедом. Также полезно бывает сменить ребенку окружение, при положительных сдвигах в лечении, в новом окружении к ребенку быстрее сформируется хорошее отношение.

    Проблема ребенка накладывает свой отпечаток и на родителей, особенно на мать ребенка, которая чаще всего с ним контактирует. У таких женщин в 5 раз чаще выявляется депрессия, они раздражительны, импульсивны, нетерпимы. Семейная психотерапия поможет ребенку быстрее избавиться от СДВГ.

    Релаксационные аутотренинги оказывают благоприятное влияние на таких детей, так как нормализуют деятельность центральной и периферической нервной системы, стимулируют резервную деятельность коры головного мозга.

    Поведенческая коррекция

    Меняться должен не только ребенок, но и взрослые, окружающие его. Дети с СДВГ имеют очень высокий порог к отрицательным эмоциям, поэтому они невосприимчивы к запретам, наказаниям, но при этом очень легко откликаются на позитивные эмоции, их гораздо эффективнее хвалить за хорошие поступки, чем ругать за плохие. С таким ребенком надо свести к минимуму запреты и отказ. Конечно, не нужно выходить за рамки разумного. Запрещаться должно только то, что может быть опасно или вредно для ребенка. Отношения с таким ребенком надо строить на взаимопонимании и доверии. Важен и микроклимат в семье. Родителям нужно также свести к минимуму и ссоры между собой, тем более не ссориться при ребенке! Важно проводить досуг всей семьей. Ребенку нужно помочь организовать режим и место для занятий.

    Медикаментозная терапия

    В США активно применяются психостимуляторы для коррекции СДВГ. Они очень эффективны, но имеют много побочных эффектов, из-за чего принято решение о том, что подобная терапия проводится при неэффективности иных методов.

    коррекция гиперактивности у детей 3 лет

    В России психостимуляторы запрещены к использованию при СДВГ. Вместо них пробуют использовать ноотропные препараты для улучшения метаболических процессов головного мозга, но доказательной базы к использованию ноотропов при СДВГ нет.

    Новый комментарий к записи "Как прописаться в квартире: документы для прописки в приватизированную и муниципальную квартиру" ожидает проверки

    http://juresovet.ru/kak-propisatsya-v-kvartire-dokumenty-dlya-propiski-v-privatizirovannuyu-i-municipalnuyu-kvartiru/

    Коррекция Гиперактивности У Детей - Советы И Рекомендации Родителям

    Гиперактивность у детей доставляют немало хлопот родителям, требуя особого отношения к воспитанию и обучению ребёнка. Чем отличается гиперативный ребёнок от других? Гиперактивных детей специалисты описывают как импульсивных, эмоционально-нестабильных, неусидчивых, суетливых и беспокойных.

    Симптомы гиперативности начинают проявляться в возрасте 2 -3 лет, однако большинство родителей замечают проблему лишь тогда, когда ребёнок идёт в школу и сталкивается там с трудностями. Проблемы, сопутствующие малышу в учёбе связаны с тем, что ребёнку с гиперактивностью сложно сосредоточиться, быть внимательным и усидчивым, он часто быстро теряет интерес к определённому заданию и переключает своё внимание на что-то другое. Несмотря на то, что такие дети чересчур активны, они очень быстро устают. Очень часто гиперактивность сочетается с синдромом дефицита внимания. Очевидно, что такому ребёнку нужно особое внимание и помощь, крайне важна коррекция гиперактивности у детей.

    Коррекция гиперактивности наиболее эффективна в случае, если она будет комплексной: учителя будут работать с ребёнком с учётом его особенностей, невропаталог назначит медикаментозные препараты для коррекции, родители будут общаться с малышом, учитывая рекомендации специалистов. Ребенку и родителям необходимо работать с психологом.

    Есть ряд правил и рекомендаций, которые должны соблюдать все родители в общении с гиперактивным ребёнком. В первую очередь, важно заботиться о том, чтобы ребёнок не переутомлялся и не перевозбуждался, ему важен отдых в достаточном объёме, спокойная обстановка дома и соблюдение режима дня. Во-вторых, если проводятся занятия с ребёнком, они должны быть сосредоточены на чём-то одном, например, на тренировке одного конкретного умения. В-третьих, гиперактивному ребёнку больше подходят индивидуальные занятия, нежели коллективные. Для коррекции гиперактивности обычно применяются специальные игры, направленные на развитие внимания, закрепления навыков общения, снятия эмоционального и физического напряжения. Приведём примеры некоторых игр, используемых для коррекции гиперактивности.

    Игра на развитие внимания «Исправитель»

    В процессе этой игры ребёнку выдаётся фрагмент текста, в котором нужно вычеркнуть определённую букву. Эта буква назначается «неправильной», у малыша есть возможность исправить ошибки и почувствовать себя важным. Время для такой игры отводится не более 10 минут, после чего взрослый должен проверить, все ли «неправильные» буквы вычеркнул ребёнок .

    Игра на развитие внимания «Орлиный глаз»

    Для проведения этой игры выбирается предмет, который в дальнейшем будет искать ребёнок. Важно позвольте ему подробно ознакомиться с тем, как выглядит предмет и попросить его выйти из комнаты. Затем предмет кладётся в то место, которое не бросается в глаза с первого раза, то есть для того, чтобы малыш мог его найти, ему нужно детально разглядывать комнату и все предметы в ней. Нельзя прятать предмет в полку, за диван и в другие недосягаемые для взгляда места.

    Источники:
    chudetstvo.ru, www.prodetey.ru, zdravotvet.ru, www.ja-zdorov.ru

    Следующие статьи:


    29 апреля 2024 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения