Справочник Совет педиатра
Главная » Нужно ли вмешательство

Обследование детей с нарушением речи дислалия



СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИСЛАЛИЕЙ

1. Анкетные данные.

2. Анамнез.

3. Строение артикуляционного аппарата. Наличие и характер аномалий в анатомическом строении губ, зубов, прикуса, челюсти, неба, языка:

§ губы (толстые, мясистые, короткие, малоподвижные)

§ зубы (редкие, кривые, мелкие, внечелюстной дуги, крупные, без промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют верхние или нижние резцы)

§ прикус (открытый передний, открытый боковой, глубокий, мелкий)

§ челюсти (верхняя выдвинута вперед — прогнатия, нижняя выдвинута вперед — прогения)

§ небо (узкое, высокое, плоское, низкое)

§ язык (массивный, маленький, очень большой, короткая, натянутая, прирощенная подъязычная связка).

4. Моторика артикуляционного аппарата. Обследование возможности выполнения губами, языком, челюстями основных движений, характерных для них при произношении звуков:

§ подвижность губ (губы вперед — трубочкой, удержать, улыбнуться, удержать поднять верхнюю губу, чтобы были видны верхние зубы опустить нижнюю губу, чтобы были видны нижние зубы вибрация губ и т.д.)

§ подвижность языка, его спинки, корня и кончика (показать широкий язык — лопатой, узкий — жалом язык-маятник достать кончиком языка нос, подбородок пощелкать языком и т.д.)

§ подвижность нижней челюсти (выдвинуть нижнюю челюсть вперед, оттянуть назад сомкнуть, сжать челюсти открыть рот удержать открытым под счет и т.д.).

При обследовании моторики артикуляционного аппарата обратить внимание на точность и объем движений, способность удерживать органы артикуляции в заданной позе, на тонус (нормальное напряжение, вялость или чрезмерное напряжение). Движения выполняются по подражанию и по словесной инструкции.

Тема: Логопедическое обследование детей с дислалией.

Цель: Создать у студентов системные представления о сущности логопедического обследования, его задачах, направлениях, этапах, принципах построения. Обучить умению заполнять и анализировать речевые карты, подбирать диагностический (речевой и дидактический) материал для обследования, моделировать схемы обследования речи детей с дислалией, обобщать результаты и формулировать логопедические заключения.

1. Обзор методических пособий по обследованию звукопроизношения. Принципы логопедического обследования.

2. Этапы логопедического обследования.

3. Структура речевой карты и требования к ее заполнению.

4. Формулировка логопедического заключения.

обследование детей с нарушением речи дислалия

Контрольные вопросы:

1) Назовите принципы обследования речи детей. Как они реализуются при обследовании состояния звукопроизношения?

2) В каких случаях нарушения звукопроизношения необходима проверка состояния тонального (физического) и фонематического слуха?

3) Объясните, почему при обследовании произношения необходимо обращать внимание на состояние артикуляционного аппарата. Подтвердите это положение примерами.

4) Раскройте методику обследования произношения звуков речи у ребенка (какой материал подбирается для обследования, в какой последовательности оно проводится, как записываются результаты проведенного обследования, какие требования предъявляются к формулировке логопедического заключения).

Практическое задание:

Оформить альбом для обследования состояния звукопроизношения у детей: с этой целью подобрать картинки на все звуки и наклеить их в альбом.

На каждый звук подберите не менее 9 картинок (3 картинки, где звук стоит в начале слова 3 - в середине слова 3 - в конце слова).

Для исследования правильности произношения звуков в предложении подобрать соответствующие фразы, насыщенные искомым звуком. Оформите их в альбом. Можно подобрать сюжетные картинки.

Методические указания и дополнительный материал к работе:

Подготовку к данной теме следует начинать со знакомства с существующими методическими пособиями по обследованию состояния звукопроизношения у детей.

В настоящее время отработаны приемы выявления непра­вильного звукопроизношения с учетом принципов деятельностного и индивидуального подхода, системного анализа рече­вых нарушений, что отражено в современной литературе.

Одна из первых методик обследования звукопроизношения была разработана М.Е. Хватцевым. Основополагающие принци­пы обследования речи детей, в том числе и звукопроизноше­ния, были .разработаны в Институте коррекционной педагоги­ки РАО сотрудниками лаборатории логопедии под руковод­ством Р.Е. Левиной.

На современном этапе развития логопедии как науки суще­ствует большое многообразие технологий обследования речи детей, включающих раздел «Обследование состояния звукопро­изношения». Авторами разработаны наборы дидактического и наглядно­го материала по процедуре обследования.

Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следую­щие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста:

1) ориентировочный этап, на котором проводится опрос ро­дителей, изучение специальной документации, беседа с ре­бенком

2) дифференцировочный этап, включающий обследование

когнитивных и сенсорных процессов с целью отграничения детей с первичной речевой патологией от сходных состояний, обусловленных нарушением слуха или интеллекта

3) обследование всех компонентов языковой системы, вклю­чая звукопроизношение и фонематические процессы

4) заключительный (уточняющий) этап, включающий дина­мическое наблюдение за ребенком в условиях специального

обучения и воспитания.

При работе над третьим пунктом плана обратите внимание на то, что результаты обследования произношения заносят­ся в Речевую карту, которая состоит из следующих основных блоков:

1. Паспортные данные.

2. Анамнез.

3. Данные объективного обследования специалистов.

4. Состояние когнитивных и сенсорных процессов.

5. Состояние моторики.

6. Строение и подвижность органов артикуляции.

7. Произносительная сторона речи.

8. Состояние фонематических процессов.

9. Результаты обследования лексико-грамматического строя речи.

10. Состояние письма и чтения (для детей школьного воз­раста).

11. Проявления заикания (для заикающихся детей).

12. Логопедическое заключение.

13. План коррекционной работы.

14. Результаты исправления речи.

При логопедическом обследовании детей с дислалией необ­ходимо тщательно исследовать строение и подвижность орга­нов артикуляции, состояние фонематических процессов и про­износительной стороны речи, включающей общее звучание речи (темп, ритм, голос, тембр, дыхание, паузацию, дикцию) и звукопроизношение.

В первую очередь логопеду следует охарактеризовать особенности и дефекты анатомического характера.

Обследование двигательных функций артикуляционного аппарата следует проводить путем многократного повторения требуемого движения для выявления малозаметных, негрубых нарушений. При этом отмечается качественная сторона каждого движения, его темп, объем, плавность.

Затем проводят тщательную проверку изолированного произ­ношения звуков, после чего исследуют произношение звуков в сло­вах и предложениях.

При заполнении в Речевой карте блока «Обследование произносительной стороны речи» используются следующие услов­ные обозначения (табл. 5).

Таблица 5

Условные обозначения неправильного произношения звуков детьми

Форма нарушения звукопроизношения

Классификация, причины и терапия при дислалии

Содержание

Дислалия - это дефект звукопроизношения при здоровом слухе и полностью сохранной иннервации речевого аппарата. Патология, как правило, обнаруживается у детей дошкольников или младших школьников и проявляется отсутствием, искажением, заменой или смещением определенных звуков в устной речи. В МКБ 10 данное расстройство речевой артикуляции обозначается кодом F80.

Среди различных нарушений звукопроизношения наиболее часто встречаются избирательные дефекты ее звукового оформления, тогда как прочие операции высказывания остаются нормальными. Само понятие «звукопроизношение» вбирает в себя фонетическое оформление устной речи и речедвигательные навыки. Стоит отметить, что дислалия у детей является одним из самых распространенных логопедических дефектов, не связанных с органическими патологиями центральной нервной системы или слухового аппарата.

обследование детей с нарушением речи дислалия

Типы нарушений и их проявления

Симптомы дислалии определяются конкретной формой нарушения. Классификация недуга включает в себя три основных типа заболевания – это дислалия физиологическая, обусловленная возрастным косноязычием ребенка, механическая (органическая), вызванная врожденными или приобретенными аномалиями строение речевого аппарата и функциональная, не связанная с патологиями органов, ответственными за речь.

Отдельно следует рассмотреть виды дислалии функциональной, так как эта группа нарушений наиболее обширна. В первую очередь, выделяется моторная и сенсорная дислалия. Развитие первого типа заболевания связано с функциональными дефектами речедвигательного анализатора. То есть, при таком расстройстве, ребенок неправильно двигает губами и языком, что и обуславливает искаженное звукопроизношение звуков. При сенсорной дислалии функциональные нарушения выявляются в речеслуховом анализаторе, что способствует неверной дифференциации акустически похожих звуков. Иногда эти виды заболевания сочетаются.

Согласно еще одной классификации, принято дифференцировать функциональную дислалию на несколько подгрупп:

  • Артикуляторно-фонематическая. При неправильном взаимоположении артикуляционных позиций происходит замена звука на похожий, например, «курица-курича», «убегу – убеду» и т.п.
  • Артикуляторно-фонетическая. Проявляется при недостаточно сформированном фонематическом слухе, когда ребенок не может правильно определить акустические характеристики определенных звуков. Так, могут одинаково произноситься слова «кора – гора», «кости-гости» и т.д.
  • Акустико-фонематическая. Неадекватная организация артикуляционных позиций, вследствие чего искажается выговаривание звуков. Например, «р» может звучать на французский манер и т.д.
  • Таблица Фонетические дефекты произношения звуков

    Обследование детей с нарушениями письма. Виды дисграфий

    Введение

    Наряду с патологией устной речи существуют и нарушения письменной речи. Это нарушения письма и чтения.

    Как известно, дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают необходимый словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфемным анализом слов. Однако у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов.

    Поскольку письмо и чтение тесным образом взаимосвязаны, нарушения письма, как правило, сопровождаются нарушениями чтения. Чтобы контролировать свое письмо, ребенок должен читать написанное, и, наоборот, при чтении он пользуется написанным им или другим лицом текстом.

    Патологию письма обозначают следующими терминами: аграфия (от греч. а — частица, означающая отрицание, grapho — пишу) — полная неспособность к усвоению письма и дисграфия (от греч. dis — приставка, означающая расстройство, grapho — пишу) — специфическое нарушение письма.

    В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Дисграфия и дислексия возникают, как правило у детей с III уровнем речевого развития, так как при тяжелых формах общего речевого недоразвития (I и II уровни) они вообще оказываются не в состоянии овладеть письмом и чтением. (Для подготовки таких детей к обучению письменной речи необходимы систематические, в течение ряда лет, занятия по формированию их устной речи.)

    Это объясняется тем, что дети недостаточно различают на слух фонемы, близкие по артикуляционным или акустическим признакам. Кроме, того, владея крайне ограниченным словарным запасом, ребенок не понимает значений некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Недостаточная сформированность грамматического строя речи приводит к пропускам, заменам или искажениям предлогов, к ошибкам в управлении, согласовании и др.

    Особенности письменной речи и ее развитие

    Речь устная и речь письменная — это две формы речевой функции. И та и другая—основное средство общения в человеческом обществе. Пользование устной речью возможно только при непосредственном общении между людьми, тогда как пользование письменной речью возможно и в том случае, когда люди разделены любым расстоянием ( С развитием телефонной сети и радиовещания это различие начинает стираться.), любым промежутком времени.

    При переходе к письменной речи звуковое оформление языка сменяется графическим. В связи с этим изменяются и усложняются механизмы речи: в совместную аналитико-синтетическую деятельность слухо-речевого и речедвигательного анализаторов постепенно вплетается деятельность речезрительного анализатора. Деятельность последнего выражается в анализе и синтезе зрительных впечатлений от воспринимаемого текста при посредстве особо организованных для этого движений глаз. Во время письма присоединяются еще тонкие движения пишущей руки.

    Существенно изменяется характер восприятия речи: звуковая форма устной речи ведет к последовательному восприятию услышанного, тогда как графическая форма письменной речи требует восприятия зрительных комплексов.

    Одним из отличий письменной речи от устной являются дополнительные средства выражения значений языка. Понимание устной речи облегчается выразительностью речи, мимикой и жестикуляцией говорящего, а также общей ситуацией, в которой реализуется речь. В процессе письменной речи все это заменяется делением речи на слова, употреблением знаков препинания, красной строки, заглавной буквы, различным написанием одинаково звучащих, но разных по смыслу слов, подчеркиванием, выделением особым шрифтом, а также сопровождающими текст рисунками, таблицами и, конечно, связью со всем текстом.

    Устная речь формируется первой, а письменная—надстройка над уже созревшей устной речью — использует все ее готовые механизмы, совершенствуя и значительно усложняя их, присоединяя к ним новые механизмы, специфичные для новой формы выражения языка.

    Устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания речи окружающих. Ни один ребенок не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь, его артикуляция еще долго остается неосознанной.

    Овладение письменной речью требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать.

    обследование детей с нарушением речи дислалия

    В процессе своего развития (обучения) структура как письма, так и чтения значительно изменяется, причем оба процесса тесно связаны. У человека, только начинающего писать, на первом плане стоят следующие процессы: звуковой анализ слова, написание каждой отдельной буквы, сохранение нужного порядка их пишущий опирается при этом на проговаривание того, что пишет.

    Овладение навыком чтения можно считать завершенным, когда он не мешает полноценному пониманию читаемого.

    Виды дисграфий

    Для обозначения недостатков письменной речи употребляются термины «дисграфия» (от лат. «графо» — пишу) и «дислексия» (от лат. «лексо»—читаю). Частица «дис» указывает на качественное нарушение процесса.

    Для обозначения наиболее тяжелых степеней этих нарушений (полной невозможности чтения и письма) иногда употребляются термины «аграфия» и «алексия».

    Причинами возникновения алексии и аграфии у грамотных людей могут быть перенесенные мозговые заболевания различной этиологии и травмы головного мозга в левом полушарии.

    В этих случаях нарушения письменной речи выражаются в ее распаде с различной степенью тяжести.

    У ребенка дисграфия и дислексия часто бывают связаны с различными нарушениями речи: дислалиями, дизартриями, алалиями — и выражаются в особых трудностях овладения письменной речью. В тяжелых случаях овладение грамотой происходит медленно, с большими затруднениями и требует длительной специальной помощи.

    Письменная речь школьника-дисграфика отличается от письма его сверстников большим количеством своеобразных ошибок. Это так называемые специфические ошибки.

    Наиболее обоснованной является классификация дисграфий, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма (разработана сотрудниками кафедры логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена). Выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем), на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая дисграфии.

    Источники:
    pedlib.ru, studopedia.ru, odepressii.ru, www.newreferat.com

    Следующие статьи:


    24 апреля 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения